А которые крестьяне и бобыли. Бобыли. Олимпиада школьников новосибирской области

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бо­были, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за мо­настыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех госу­даревых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных леТ.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из–за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волос­тях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и (ы)ных в каких–нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепи­скопы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворя­ны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики: и тех кресть­ян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134–го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же кре­стьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказ­ных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым кни­гам всяких чинов людем без урочных леТ.

<....> 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных кни­гах прошлых, 154–го и 155–го годов, и после тех переписных книг из–за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с мо­лоченым отдавать из бегов тем людем, из–за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать.

<...> 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися: и тех пытати. <....>

30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцо­вых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити.

<...> 32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в рабо­ту и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися на работу по записям, и без записей поволно. А тем людем, у кого они в работу наймутся, жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякаго задержания. <...>

2. Полное закрепощение крестьян по соборному уложению 1649 года..

Центральное и наиболее важное место в Соборном Уложении занимает глава XI. Ее название «Суд о крестьянех» показывает, что целью главы служило правовое регулирование взаимоотношений землевладельцев в вопросах владения крестьянами. Монопольное право владения крестьянами закреплялось в Уложении за всеми категориями служилых чинов по отечеству. Закон о наследственном (для феодалов) и потомственном (для крепостных) прикреплении крестьян является наиболее крупной и радикальной нормой Уложения, а отмена урочных лет сыска беглых стала необходимым следствием и условием претворения этой нормы в жизнь. Ничего подобного ни по значению, ни по последствиям другие главы Уложения не содержат.

Закон о прикреплении Уложение распространяет на все категории крестьян и бобылей. Оно делит крестьян на две крупные разновидности: крестьяне государевы - дворцовые и черносошные «государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне в бобыли и крестьяне вотчин и поместий служилых людей по отечеству. Подвидом частновладельческих крестьян предстают крестьяне патриарших, властелинских (митрополичьих, епископских) и монастырских вотчин.

Ст.1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и исчерных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в иные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

Препарируя эту классификацию, следует ответить, что в Уложении речь идет о двух основных разновидностях крестьян и бобылей - частновладельческих и государственных. Уложение провозглашало закон о прикреплении черносошных крестьян к своим наделам наряду с прикреплением крестьян частновладельческих. Основанием прикрепления тех и других становились писцовые книги 1626 г. . Правительство, следовательно, пошло дальше обещаний, данных в наказе писцам 1646 г. В отношении вотчинных и поместных крестьян для периода после 1626 г. законом устанавливались дополнительные основания крепости - отдельные или отказные книги, в которых крестьяне и бобыли или их дети записаны «по новым дачам» «после тех писцовых книг» .

Ст. 2 . «…и тех крестьян и бобылей по суду и 161 по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет».

Основанием возврата крестьян, бежавших как с черносошных, так и с частновладельческих земель, признавался факт записи в писцовых книгах 1626 г. их самих или их отцов. Возврату подлежали одновременно жены и дети беглых.

Ст.3 «… и тех крестьян отдавати з женами и з детми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым».

Уложение, следовательно, закрепляло потомственную крепостную принадлежность, распространяя её на членов семьи крестьянина и бобыля. В качестве другого основания крепостной зависимости на будущее время устанавливались переписные книги 1646-1648 гг., которые учитывали мужское население крестьянских и бобыльских дворов любого возраста. На будущее значительно расширялся круг родственников крестьян и бобылей, на которых распространялась крепостная зависимость. Помимо жен и детей, закрепощенных писцовыми книгами 20-х гг., в этот круг по переписным книгам 1646-1648 гг. включались братья, племянники и внучата с женами и детьми.

Ст.9. «…и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать».

Уложение, следовательно, распространяло потомственную крепостную принадлежность по прямой нисходящей до четвертого колена (правнуки) и по боковой нисходящей до третьего колена (дети племянников), включая жен и мужей. Писцовые книги 20-х гг. и переписные 40-х гг. как основание крепостной зависимости могли дополнять друг друга, (отцы могли значиться в первых, а дети - во вторых) или выступать независимо друг от друга: крепостная принадлежность устанавливалась:

1) по записи отцов в писцовых книгах, если даже дети почему-либо не попали в переписные;

2) по записи в переписных книгах, если отцы записанных в них не значились в писцовых книгах.

Ст. 11 «А будет кто на кого учнет государю бити челом о беглых же крестьянех и бобылях, а в писцовых книгах тех крестьян и отцов их за исцом и за ответчиком ненаписано, а написаны те крестьяне за исцом или за ответчиком в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и тех крестьян и бобылей отдавати по переписным книгам тому, за кем они в переписных книгах написаны».

Крепостное право включало в себя две формы прикрепления непосредственного производителя: прикрепление к земле - к феодальному владению и прикрепление к личности феодала - к вотчиннику и помещику. Это отражено в Уложении 1649 г. Крестьянин выступает в нем как органическая принадлежность поместья и вотчины независимо от личности владельца. Это видно из запрета переводить крестьян из поместий в вотчины даже в пределах одного владения. Стоя на позициях охраны поместного землевладения и мотивируя запрет перевода крестьян опасением, что в противном случае поместья могут запустеть, законодатель исходил из принципа прикрепления крестьян к земле, а потому и распространял запрет перевода на тех крестьян, которые записаны в книгах за поместьями.

Ст. 30. «А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити».

Уложение рассматривало крестьянина и его имущество (инвентарь, скот, хлеб во всех видах) в неразрывном единстве. Отсюда категорические требования закона о возврате беглых крестьян вместе с имуществом независимо от того, из каких земель они бежали - частновладельческих или черносошных. Черносошные крестьяне сидели на земле, принадлежавшей государству, но дворы, скот, инвентарь и другое имущество крестьянского двора было собственностью крестьян.

Наконец, поскольку с отменой урочных лет сыск беглых становился бессрочным, возврат беглого с имуществом через большой промежуток времени мог означать, что крестьянин возвращался с имуществом, приобретенным на новом месте, у нового хозяина. Закон не оговаривал, что последний лишался крестьянского имущества в виде санкции за держание беглого (как, например, это оговорено в Уложении относительно ссуды). Имущество н в данном случае принадлежало крестьянину. В Уложении закреплено право помещика и вотчинника наряду с предъявлением иска к кому-либо о своем беглом крестьянине, предъявлять иск и об имущество (животах) беглого. Если при этом истец не укажет ни состава, ни цены животов, все равно иск об имуществе удовлетворялся (в размере пяти рублей), невзирая на утверждение ответчика, будто беглый крестьянин пришел к нему без животов. Такие животы назывались «глухими».

Ст. 26. «А кто ответчик во крестьянех не запрется, а про животы скажет, что к нему тот крестьянин пришол без животов, а истец скажет, что крестьянин его к тому его ответчику пришол з животы, а сколько каких животов у того крестьянина его было, и того в исковой своей челобитной и цены тем крестьянским животам не напишет же, а доведетца до веры же, и за такие крестьянские глухие животы у веры класти по пяти же рублев, а крестьян, взяв у ответчика, отдати исцу».

Если на суде ответчик отрицал наличие беглых крестьян и их имущества, а затем признавался в их сокрытии при крестоцеловании, то все равно он нес наказание - возмещал стоимость крестьянского имущества. Законодатель мотивировал это стремлением покорыстоваться (т.е. завладеть) крестьянским имуществом.

Ст. 29. «А которые ответчики учнут на суде в беглых крестьянех и в их крестьянских животах запиратца, а после того у веры у крестнаго целованья тех крестьян они у себя скажут, и учнут исцом отдавать, а в животах их учнут по прежнему запиратца, и на них те крестьянские животы велеть доправить, и отдать исцом без крестнаго целованья, потому что они на суде во всем запиралися, в людех и в животах, а после того крестьян отдают, а животами их сами хотят корыстны быть».

Во всех указанных случаях закон исходил из понимания неразрывной связи крестьянина с имуществом как исходного условия его производительной деятельности. Более того, по той же причине земля фактически принадлежала крестьянину, что влекло за собой закрепление за ним определенного (весьма ограниченного и условного) права владения и пользования ею. Таким образом, Уложение 1649 года в сравнении с предшествующим законодательством значительно детальнее и глубже разработало правовые основы принадлежности крестьянам их имущества и его возврата по принадлежности как необходимого условия функционирования крестьянского хозяйства.

Подводя итог анализу норм Уложения, относящихся к крестьянству, отметим, что с Уложением 1649 г. связано установление постоянной наследственной и потомственной крепостной зависимости крестьян, включая их семьи, а также прямых и боковых родственников. В силу этого были отменены урочные годы сыска беглых. Сыск становился бессрочным.

К волостным общинам прикреплялись и черносошные крестьяне, подлежавшие сыску и возврату на прежние наделы на общих основаниях. Уложение 1649 г. закрепило монопольное право владения крестьянами за всеми категориями служилых чинов по отечеству. Юридическим основанием прав на крестьян, их прикрепления и сыска служили писцовые книги 20-х гг. XVII в., а для периода после Уложения в дополнение к ним - переписные книги 1646-1648 гг., отдельные и отказные книги, жалованные грамоты, акты сделок на крестьян между феодалами, описи возврата крестьян в результате сыска. Уложению принадлежит разработка правовых основ, сыска беглых крестьян. Для придания частным актам сделок на крестьян официальной силы была обязательна их регистрация в Поместном приказе.

Уложение завершило процесс правового сближения бобылей с крестьянами, распространив на бобылей равную меру крепостной зависимости. Будучи важным этапом на пути правового сближения поместий и вотчин, Уложение вместе с тем в целях сохранения поместной системы, преобладавшей еще в первой половине XVII в., ограничивало права распоряжения крестьянами, записанными в книгах за поместьями: запрещалось переводить их на вотчинные земли и давать им отпускные. Права на вотчинных крестьян были полнее. Признание экономической связи феодального владения с крестьянским хозяйством нашло выражение в защите законом имущества и жизни крестьянина от произвола феодала, хотя санкция феодалу в таких случаях определялась значительно слабее, чем представителям низших сословий за исключением предумышленного убийства крестьянина. Таким образом, Уложение, следуя за непосредственно предшествующим законодательством и дополняя его, решало поземельный и крестьянский вопросы во взаимосвязи, подчиняя вопрос о крестьянстве поземельному вопросу.

По основной массе дел дееспособность крестьян была ограничена (за них «искали» и «отвечали» помещики), но в уголовных делах они оставались субъектом преступления. Как субъект права крестьянин мог участвовать в судебном процессе, в качестве свидетеля, быть участником повального обыска. В гражданско-правовой сфере он мог предъявлять материальные иски в пределах 20 рублей. В факте возмещения за бесчестье и увечье, предусмотренного Уложением, крестьянин наряду с другими сословиями получил признание (с позиций феодального общества) - определенный комплекс гражданских прав, присущих низшему классу-сословию этого общества. Крестьянин, по Уложению, обладал определенной право- и дееспособностью. У черносошных крестьян объем этих прав был больше, чем у частновладельческих.

Важнейшей задачей Уложения и прежде всего главы XI была борьба с побегами крестьян, но содержание главы не сводится только к этому. И хотя глава XI далеко не исчерпывает всего разнообразия норм Уложения касающихся крестьян, на ее основе все же можно заключить, что Уложение 1649 года, завершив юридическое оформление крепостной зависимости для всех категорий крестьян, одновременно создавало в определенной мере правовое ограждение сословно-классовой целостности крестьянства, стремясь замкнуть его в сословных рамках. Будучи в социально-правовом отношении приниженным классом-сословием, от которого господствующий класс был отделен значительными перегородками права-привилегии, крестьяне тем не менее обладали правом собственности на своё имущество, включая орудия производства, а также определенными правомочиями и дееспособностью, что обеспечивало для той поры устойчивое равновесие и функционирование всей феодально-крепостнической системы. В связи с общей концепцией крепостного права как юридического выражения производственных отношений феодального общества историки связывают с Соборным Уложением 1649 года новую ступень на пути окончательного закрепощения основных производителей материальных благ.

Даже переменить звания посредством отказа от своей свободы. В таком положении ему оставалось только сдаться, но такое решение крестьянский вопрос получил несколько позднее, с принятием Соборного Уложения 1649 г. Соборное Уложение 1649 года Мы определили, что мелкопоместные дворяне не могли эномическими средствами удержать на своих землях крестьян. По этой причине они упорно добивались отмены...

Для укрепления самодержавного строя. Соборное Уложение в целом и по отдельным проблемам неоднократно было предметом исследования в дореволюционной и советской литературе, а также современных исследователей. 2. Изучение Соборного Уложения Его изучение начали в 30-40-е гг. XIX в. представители дворянской историко-правовой науки (В. Строев, Ф. Морошкин, В. Линовский и др.), в работах которых...

(…) Глава XI. Суд о крестьянех. А в ней 34 статьи

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их. Написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их Крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волос-тах, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и (ы)ных в каких-нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску слдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

(…) 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых, 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым (отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, И за собою не держать.

(…) 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися: и тех пытати. (…)

30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на по-местных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити.

(…) 32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися на работу по записям, и без записей поволно. А тем людем, у кого они в работу наймутся, жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякаго задержания. (…)

Глава XIX. О посадских людех. А в ней 40 статей

1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи, и владычни, и монастырская, и бояр и околничих и думных и ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взята за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадския люди, или из государевых волостей: и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иные чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и . (…)

5. А которыя слободы патриарши и властелинския, и монастырския, и боярския, и думных и всяких чинов людей около Москвы, и те слободы со всякими промышленными людми, опричь кабалных людей, потому же по сыску, взяти за государя. А пашенных крестьян будет которые объявятся по роспросу их поместей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод велети тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на Москве и в городех есть лавки и погребы и соляные варницы, и им те лавки и погребы и варницы продать государевым тяглым людем, а впредь лавок и погребов и варниц опричь государевых тяглых людей никому не держати.

6. А выгону быта около Москвы на все стороны от Земляного города ото рву по две версты, а отмерити те выгоны новою саженью, которая сажень, по государеву указу, зделана в три аршина, а в версте учинили по тысечи сажен.

7. А которые патриарши, и властелинские и монастырские, и боярских и околничих и думных и всяких чинов людей слободы устроены в городех на государевых посадских землях, или на белых местех, на купленых и не на куп-леных, или на животинных выпусках без государева указу: и те слободы со всеми людми и з землями, по роспросу, взята в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государево земле слобод, и не покупай посадской земли. (…)

11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят, и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити. (…)

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили. на посадех же и в слободах у тяглых людей в свделцах и в наймитах, а ныне оне живут в заклатчиках за патриархом же, и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископы, и за монастыри, и за бояры, и за околничими, и за думными, и за ближними и за вся-ких чинов людми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях и на церковных землях, и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал напередь сего, безлетно же и бесповоротно. И дыкредь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в за-клатчики не записыватися, и ничьими крестьяны и людми не называтася. А будет они въпередь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны иди людьми; и им за то чинити жестокое наказанье, бита их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впередь за себя приимати в закладчики, по тому же быта от государя в великой опале, и земли где за ними те закладчики впередь учнуть жиги, имати на государя. (…)

21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за волных за всяких людей, и тех волных людей по женам их в черныя слободы не имати.

22. А которые водные люди поженилися на посадских на тяглых вдовах, и поженяся с тягла сошли, а прежние мужья тех их жен написаны в писцовых книгах на посадех в тягле, и тех людей, которые женилися тяглых людей на женах, имати на посад для того, что они поженилися на тяглых женках, и шли к ним в домы.

23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и за них давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жита в их домех, по их живот и их кормити, и тем всем жиги в тягле в сотнях и в слободах; а будет за кого выдут, и их взяти в посад. (…) 37. А будет чьи нибудь старинные, или кабальные люди, или крестьяне и бобыли, которые за кем написаны в писцовых книгах, бегаючи у кого женятся на Москве и в городех у посадских людей, на дочерях на девках, или на вдовах, и таких беглых людей по крепостям, а крестьян по писцовым книгам с посадов отдавати з женами их и з детьми тем людем, из за кого они збежат, а в посад их в тягло по женам их не имати.

(…) 39. А которые тяглые люди продают беломесцом тяглыя свои дворы, а пишут вместо купчих закладные, и те свои дворы просрочивают, а те люди, кому они те свои дворы заложа просрочат обеливают, и черным людем в черных сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест нетяглым людем не за-кладывати, и не продавата. А кто продаст, или заложит белым людем тяглой двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным у кого те дворы были заложены в денгах отказывата. А кто черные люди те свои дворы продадут, или заложат, и тех черных людей за воровство биги кнутом.

40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в Китае и в Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы или места дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бита челом на руских людей, и купчие и закладные учнут приносита к записке в Земской приказ, и тех купчих и закладных не записывати. А будет кто руские люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя места продавата, и им за то от государя быта в опале. А на которых немецких дворех поставлены немецкие керки, и те керки сломати, и впередь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех керкам не быта. А быта им за городом за Земляном, от церквей божиих в далных местех.

Цит. по Хрестоматия по истории СССР. XVI – ХVП вв. / Под ред. А. А. Зимина./Сост. В. А. Александров и ВД. Корецкий. – М., 1962.

А в ней 34 статьи

1. Которые Государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из Государевых дворцовых сел и из черных волостей, живут Патриархом, или за Митрополиты, и за Архиепископы, и за Епископом, или за монастыри, или за Бояры, или за Окольничими и за Думными, и за комнатными людьми и за Стольники и за стряпчими и за дворяны Московскими и за Дьяки, и за Жильцы и за городовыми Дворяны, и детьми Боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которыя книги писцы подали в Поместной ив иные приказы после Московского пожару прошлаго 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за Государем, и тех Государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая, свозити в Государевы дворцовыя села и в черныя волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам, с женами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

3. А кому доведутся беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдати: и тех крестьян отдавати с женами и с детьми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым. А владения за тех крестьян на прошлые годы до сего нынешняго уложения не указывати; и которые крестьяне будучи в бегах дочери свои девки, или сестры, или племянницы выдали за муж за крестьян тех вотчинников и помещиков, за кем они жили, или на сторону в иное село или в деревню: и того в вину не ставить и по тем девкам мужей их прежним вотчинником и помещиком не отдавать, потому что о том по нынешний Государев указ Государевы заповеди не было, что никому за себя крестьян не приимати, а указаны были беглым крестьяном урочные годы, да и потому, что после писцов во многие годы вотчины и поместья за многими вотчинники и помещики переменилися.

9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в перепис-/ ных книгах прошлых 154 и 155 годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, сбежали, или впредь учнут бегать: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат с женами и с детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюдь никому чужих крестьян не приимать, и за собою не держать.

10. А будет кто с сего Государева уложенья учнет беглых крестьян, и бобылей, и их детей, и братью и племянников приимать и за собою держать, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут: и им тех их беглых крестьян и бобылей, по суду, и по сыску, и по переписным книгам отдавати с женами и с детьми, и со всеми их животы, и с хлебом стоячим, и смолоченным и с земляным без урочных же лет. А сколько они за кем с сего Государева уложения в бегах поживут: и на тех, за кем учнут жить, за Государевы подати и за помещиковы доходы, взяти за всякаго крестьянина по десяти рублев на год и отдавать истцом, чьи те крестьяне и бобыли.

12. А будет у кого с сего же Государева указу из вотчины, или из поместья сбежит крестьянская дочь девка, и сбежав выдет за муж за чьего кабальнаго человека, или за крестьянина, или кто у кого с сего Государева указу крестьянскую дочь девку подговорит, и подговоря выдаст за своего кабальнаго человека, или за крестьянина или за бобыля, и тот, из за кого она сбежит, учнет об ней бить челом Государю, и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что та девка сбежала, или подговорена: и ее тому, из за кого она выбежит, отдати и с мужем ея и с детьми, которых она детей с тем мужем приживет, а животов мужа ея с нею не отдавати.

13. А будет та беглая девка выдет за муж за чьего человека, или за крестьянина за вдовца, а до нее у того мужа ея будут дети с первою его женою: и тех мужа ея первых детей истцу не отдавати, а быть ими у того, у кого они в холопстве или во крестьянстве родилися.

«Глава XI. Суд о крестьянех а в ней 34 статьи

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за окольничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и из всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Помесной и ыные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые же жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет».

1) Как назывался документ, принятый Земским собором 1649 г.?

2) По документу определите, кто был владельцем крестьян.

3) Что такое «урочные лета»?

4) Что означала отмена «урочных лет»?

5) В чем заключалось значение этого документа в истории аграрных отношений в России?

Ответы: 1) Соборное уложение; 2) церковь, дворец, частные владельцы; 3) «урочные лета» – устанавливаемые царскими указами с конца XVI в. сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет); 4) отмена означает, что сыск стал бессрочным; 5) сформировалась общегосударственная система крепостного права.

Максимальная оценка – 5 баллов (по 1 баллу за каждую смысловую единицу).

2. Прочитайте фрагмент стихотворения К. С. Аксакова и ответьте на вопросы.

Могучий муж! Желал ты блага, Гоня пороки русской жизни,

Ты мысль великую писал, Ты жизнь безжалостно давил…

В тебе есть сила и отвага Вся Русь, вся жизнь ее доселе

И дух высокий обитал; Тобою презрена была,

Но истребляя зло в Отчизне, И на твоем великом деле

Ты всю Отчизну оскорбил; Печать проклятия легла…

О ком идет речь? К какому общественному течению принадлежал автор стихотворения? Кратко обоснуйте свой ответ.

Ответы: о Петре I, славянофил.

Максимальная оценка – 4 балла (по 1 баллу за правильные ответы на вопросы + 1 балл за аргументацию + 1 балл за комментарий конкретных фраз текста стихотворения при аргументации своего мнения).

3. К какому периоду отечественной истории относится следующая характеристика. Укажите его хронологические рамки.

Тут коротко или строго

Царило много лиц,

Царей не слишком много,

А более цариц.

Ответ: эпоха дворцовых переворотов, 1725–1762 гг.

Максимальная оценка – 2 балла (по 1 баллу за каждую смысловую единицу ответа).

1. Прочитайте фрагмент работы историка Б. А. Рыбакова «Мир истории» и определите, какой теории возникновения государства у восточных славян он придерживался. Как историк аргументирует свое мнение (перечислите аргументы, содержащиеся в тексте).

«Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов … ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменским и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом: то “находникам варягам” удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена “изгнаша варягы за море и не даша им дани”… Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно известен только по походу на Византию в 907 г. и дополнительному договору 911 г. В походе кроме варягов участвовали войска девяти славянских племен. Поведение Олега после взятия контрибуции с греков крайне странно и никак не вяжется с обликом строителя державы – он просто исчез с русского горизонта: сразу же после похода “иде Олег к Новугороду и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущую ему за море и уклюну змиа в ногу и с того умре”. Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил. Варяги использовались на Руси в X–XI вв. как наемная военная сила

Если признать варягов создателями государственности для славян, тогда трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский…

На протяжении всего IX и первой половины Х в. шел один и тот же процесс формирования и укрепления государственного начала земли. Наезды варягов или удары печенегов не могли ни остановить, ни существенным образом видоизменить ход этого процесса…».

Ответ: антинорманист. Возможные аргументы: 1) варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось; 2) сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменским и Белоозером; 3) Олег, объявленный создателем Руси, исчез с русского горизонта сразу же после похода в Византию; 4) варяги использовались на Руси в X–XI вв. как наемная военная сила; 5) государственным языком Руси был не шведский, а русский.

Максимальная оценка – 6 баллов (по 1 баллу за каждую смысловую единицу ответа).

2. В Древней Руси существовала довольно сложная денежная система. Расположите денежные единицы в порядке возрастания – от самой мелкой к самой крупной.

Найти правильный ответ вам помогут следующие данные (они дают представление о соотношении денежных единиц, но не об их точном значении):

1) одна лисица стоила пять ногат, а три лисицы – сорок кун без ногаты;

2) в одной ногате было тридцать векошь, а в одной гривне – шестьсот;

3) в гривне было пятьдесят резан.

Ответ: правильный порядок (от меньшего к большему) – векша, куна, ногата, резана, гривна.

Максимальная оценка – 3 балла (при наличии 1 ошибки – 2 балла).

3. Долгое время бытовало мнение, что на площади в древнем Новгороде собиралось все население города, чтобы решать главные вопросы. Академик В. Л. Янин доказал, что это было не так. Какие математические действия надо произвести, чтобы прийти к такому выводу?

Ответ: академик измерил площадь и то количество места, которое занимает один человек (1). И выяснилось, что на самой большой площади Новгорода не могло поместиться больше 400 человек. Следовательно, не все жители присутствовали на вече (2) .

Максимальная оценка – 2 балла (по 1 баллу за каждую смысловую единицу).

4. Во время демонстрации трудящихся в Москве 1 мая 1976 г. разразилась сильная гроза. Ведущий телетрансляцию с Красной площади заметил по этому поводу:

– Именно о таком первомайском дне написал русский поэт свои знаменитые строчки: «Люблю грозу в начале мая…».

В чем заключалась ошибка ведущего, в какие дни мы должны вспоминать теперь слова Федора Ивановича Тютчева (1803–1873).

Ответ: если учесть разницу между старым и новым календарными стилями (юлианский и григорианский календарь), то станет очевидным, что Тютчев писал эти строки о днях после 12 мая по новому стилю.

Максимальная оценка – 2 балла (1 балл – указание на старый и новый стиль, 1 балл – указание «после 12 мая»).

1) Задания в тестовой форме

Задания на установление соответствий

1. Установите соответствие между именами современников:

2. Установите соответствие между архитектурными сооружениями и их стилями:

1) здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге;

2) здание гостиницы «Метрополь» в Москве;

3) Храм Христа Спасителя в Москве;

4) дворец в Царском Селе;

а) русско-византийский; б) классицизм; в) готика; г) барокко; д) модерн.

3. Установите соответствие между названием архитектурных сооружений и временем их постройки.

1) Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге;

2) Здание Большого театра в Москве;

3) Покровский собор на Красной площади;

4) Теремной дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском;

а) XV в.; б) XVI в.; в) XVII в.; г) XVIII в.; д) XIX в.

4. Соотнесите содержание государственного документа с названием, под которым он вошел в историю:

1) определял порядок прохождения государственной службы дворянами;

2) ограничивал права императрицы Анны Иоанновны как самодержицы всероссийской;

3) освобождал дворян от обязательной государственной, военной и гражданской службы;

а) Манифест о вольности дворянской;

б) Табель о рангах;

в) «Кондиции».

5. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и названиями их произведений:

1) Б. Л. Пастернак; 2) А. А. Тарковский; 3) С. М. Эйзенштейн; 4) М. А. Булгаков;

а) кинофильм «Броненосец Потемкин»;

б) роман «Мастер и Маргарита»;

в) кинофильм «Андрей Рублев»;

г) роман «Доктор Живаго»

д) кинофильм «Война и мир»

6. Установите соответствие между высказываниями историков и именами исторических деятелей, к которым они относятся:

1) «Город Москва расширялся в (его) княжение… Кроме Кремля, составлявшего его центр или внутреннее укрепление, посад за пределами Кремля … был обнесен дубовой стеной… Во все протяжение своего княжения (он) ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои московские владения, а с другой стороны – иметь первенствующее влияние на князей в прочих русских землях».

2) «…сам своими руками построил три или четыре кельи. Сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодца и ставил ведра у каждой кельи. И это смиренное служение прославило его по всем областям русским и дало ему ту нравственную великую силу, то значение, с каким мы уже встречали его в политических событиях княжения Дмитрия Донского».

а) Дмитрий Донской; б) Иван Калита; в) Иван III; г) Сергий Радонежский.

Ответы: 1) 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – г; 2) 1 – г, 2 – б, 3 – д, 4 – а; 3) 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – б; 4) 1 – б, 2 – в, 3 – а; 5) 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – б; 6) 1 – б, 2 – г.

Максимальная оценка – 10,5 баллов (по 0,5 балла за каждое правильное соответствие).

Замените фрагмент текста историческим термином

1. При проведении рекрутской реформы вводился порядок, при котором родственники должны были ручаться за новобранца, что он не убежит, а если он все же бежал, велено было забирать в армию тех, кто за него ручался .

2. В условиях нэпа государство прибегало и к такой мере, как заключение договоров о сдаче иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности .

Ответы: 1) круговая порука; 2) концессия.

Максимальная оценка – 2 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

2) задания с кратким ответом

«Найди ошибки в тексте»

Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо трех ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (ели оно ошибочно), исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

«В 70-е гг. XIX в. реальные гимназии были заменены реальными училищами (1), а классические гимназии упразднены (2). Выпускники реальных училищ могли свободно поступать в высшие учебные заведения – технические, сельскохозяйственные, а также в университеты (3). Тогда же по инициативе частных лиц (4) начали образовываться высшие женские учебные заведения – высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. В 80-е гг. ХIX в. был открыт даже женский медицинский институт (5). Знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях» 1887 г. открыл доступ к качественному среднему образованию выходцам из низших слоев общества (6)».

Ответ: 1 – да; 2 – нет, классические гимназии сохранялись; 3 – нет, выпускников реальных училищ в университеты не принимали; 4 – да; 5 – да; 6 – нет, циркуляр предписывал воздерживаться от приема в гимназию детей из народа.

Максимальная оценка – 9 баллов (по 1 баллу за каждую смысловую единицу).

Задания на исключение лишнего

Укажите фамилию, выпадающую из общего ряда. Кратко поясните свой ответ.

1) А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев, В. В. Голицын, П. И. Ягужинский.

2) Г. Г. Орлов, Г. А. Потёмкин, А. Г. Орлов, И. И. Шувалов, П.А. Зубов.

3) В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов.

4) Митрополит Филипп, Владимир Старицкий, Малюта Скуратов, Михаил Воротынский.

Ответы: 1) В. В. Голицын – не принадлежал к соратникам Петра; 2) И. И. Шувалов был фаворитом Елизаветы Петровны, а не Екатерины II; 3) О. А. Кипренский – его творчество относится не к XVIII в., а к первой половине XIX в.; 4) Малюта Скуратов (глава опричников, а остальные – жертвы).

Максимальная оценка – 8 баллов (по 1 баллу за каждую смысловую единицу).

Задания на установление закономерности

По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

1) Окольничий, думные дворяне, думные дьяки.

2) Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.

3) Белорусская операция, Нормандская десантная операция, Крымская наступательная операция, Львовско-Сандомирская операция.

4) Пролеткульт, РАПП, ЛЕФ, ВОПРА.

5) Иван IV Грозный и А.А. Зимин; Наполеон I и А.З. Манфред; Петр I и Н.И. Павленко.

Ответы: 1) члены Боярской думы; 2) положения Жалованной грамоты дворянству; 3) наступательные операции Второй мировой войны (1944 г.); 4) творческие объединения, ставившие задачу – создание пролетарского искусства; 5) исторический деятель и его биограф-историк.

Максимальная оценка – 5 баллов (по 1 баллу за каждый верный комментарий).

«Понятийный конструктор»

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического понятия. Назовите его. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и прочее:

1) деятельность, центральный, исполнительная, в, государство, народное, 1946 г., руководящий, орган, отдельная, до, отрасль, власть, советское, хозяйство, или сфера;

2) разночинная, идеология, путь, и, интеллигенция, за, свержение, самодержавие, революционный, движение, выступавшая.

Ответы: 1) народный комиссариат; 2) народничество.

Максимальная оценка – 4 балла (по 1 баллу за указание термина, по 1 баллу за определение понятия).

Задания на знание этимологии исторических терминов, крылатых выражений, исторического смысла пословиц и поговорок

Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле:

1) совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением;

2) праздно проводить время, бездельничать.

Ответы: 1) в грош не ставить; 2) бить баклуши.

Максимальная оценка – 2 балла.

Задания на анализ информации в различных источниках исторических знаний

1. Прочтите отрывок из официального документа и напишите имя императора, назначившего министрами указанных в списке чиновников.

«…3. Граф Канкрин – министр финансов…

4. Граф Бенкендорф – шеф жандармов…

6. Статс-секретарь граф Уваров – министр народного просвещения…

11. Генерал-адъютант граф Киселев – министр государственных имуществ».

2. Кто эта личность?

Он родился в семье художника-архитектора и с юных лет и был вынужден давать уроки «ввиду обеднения семьи», чтобы помочь родным. Окончил Московский университет, был учеником В.О. Ключевского и П. Г. Виноградова. Он был лидером крупнейшей либеральной партии дореволюционной России, депутатом Государственной думы. В конечном итоге, по замечанию современников, «политик в нем победил историка». Его имя стало символом либеральной оппозиции в дореволюционной России. После падения монархии именно ему было поручено составить правительство, ибо, по единодушному признанию окружения, только он это мог сделать. Сам он так описывал эти события: «Родзянко мнил себя вождем, его надо было сдвинуть с этого места, и я получил соответствующее поручение, согласовавшееся с моими собственными намерениями». После октября 1917 г. он был одним из руководителей антибольшевистского сопротивления, после поражения оказался в эмиграции. Его семидесятилетний юбилей в Париже праздновала вся Европа, он получил поздравительные телеграммы от правительств Франции, Болгарии, Англии, Польши и многих других стран. Его имя было известно всей Европе. В конце своей жизни он признавал, что потерпел поражение: «Жизнь сложнее расчетов самого мудрого политика, она дала не то решение головоломной задачи, к которому стремились мы все».

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите фамилию ученого первой половины XIX в., который сумел, «несмотря на положение непризнанного ученого, в котором он находился всю свою жизнь, совершить в научной области грандиозный подвиг – создать неевклидову геометрию, а в области общественной и организационной создать … один из лучших университетов – Казанский университет…».

4. Перед вами фрагменты из «Курса русской истории» В. О. Ключевского. Назовите имена исторических деятелей, о которых говорится в данном фрагменте, заменив слова, написанные курсивом.

а) «Самым важным успехом московского князя было то, что он приобрел своему стольному граду значение церковной столицы Руси… Случилось так, что в этом городе владыку застигла смерть (1326 г.). Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов. Церковь русская причислила его [владыку] в сонму святых представителей русской земли, а русские люди клялись его именем уже в XIV в.».

б) «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром царь , как только услыхал о [его] появлении, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца ».

Ответы: 1) Николай I; 2) П. Н. Милюков; 3) Н. И. Лобачевский; 4) а – митрополит Петр, Иван Калита; б – Борис Годунов, Лжедмитрий.

Максимальная оценка – 7 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

3) задания с развернутым ответом

Логические и проблемные задания

1. Ответьте на вопрос: Каким образом в XVIII и XIX вв. Надеждины сделались Сперанскими, Добровольские – Беневольскими, Хорошевы – Бенедиктовыми?

2. Представьте себе такую ситуацию. Мансуру Матвееву, владельцу поместья, велено в соответствии с Уложением о службе явиться «конно, людно и оружно» на военную службу и привести с собой трех человек на конях, с оружием и в доспехах. Узнав, что живущий по соседству князь Телятевский, владелец вотчины, должен выставить только двух слуг, Мансур спрашивает воеводу: «Почему князь, владелец вотчины, меньше людей приводит с собой, чем я?» Что ответит воевода?

3. Мог ли в России крепостной крестьянин сам владеть крепостными? Свой ответ кратко поясните.

4. Представьте себе такую ситуацию. Крестьянин, проживший в одной из черноземных губерний, в 1872 г. узнает, что, продав свой надел по рыночным ценам, он сможет выручить примерно 180 рублей. А вот полная сумма выкупа, которую он должен внести за надел, составит не менее 340 рублей.

Недоумевающий крестьянин спрашивает приехавшего в деревню студента: «Почему?» Студенту причины известны. Что он ответит крестьянину?

Ответы: 1. Образованные светские люди и представители духовенства русским «простонародным» фамилиям иногда придавали латинскую или греческую форму путем простого перевода. По латыни «сперарэ» – «надеяться», «бенэ» – «хорошо», «добро». (Полным считается ответ, в котором есть указания на латинские корни «новых» фамилий и их перевод).

2. Количество людей зависит от количества земли, которой владеет помещик или вотчинник, а не от формы держания.

3. Да, мог. С развитием отходничества в XVIII веке крестьяне становились владельцами мануфактур и обзаводились крепостными. Крепостной Грачев откупился от графа Шереметева в 1795 г. за 135 тыс. руб.

4. В основе выкупной операции лежала не рыночная стоимость земли, а сумма оброка, которую крестьянин платил помещику накануне реформы 1861 г.

Максимальная оценка – 12 баллов (до 3 баллов за каждый верный комментарий).

II. ЗАДАНИЯ ОБЛАСТНОГО ЭТАПА

______________________________________________________

10–11 классы

1. Приведите примеры пословиц, подтверждающие, что наши предки занимались: земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, ремеслом.

2. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. Объединение, большая, сбыт, крупное, какого-либо, производство, хозяйственное, контролирующее, часть, и, товар.

2. Система, специализация, части, обмен, связи, различные, Россия, экономическая, на, территория, основанная, хозяйственные, и, товары, устойчивые, между, различные.

3. Народы, и, побор, вещественный, племена, с, денежный, или, покоренные.

3. На ленте времени цифрами обозначьте следующие процессы:

1) начало формирования всероссийского рынка;

2) социалистическая индустриализация;

3) промышленный переворот;

4) «военный коммунизм»;

5) введение подушной подати;

6) приватизация промышленности и торговли.

IХ в. X в. XI в. XII в. XIII в. XIV в. XV в. XVI в. XVII в. XVIII в. XIX в. XX в.
Р.Х. 2003 г.

4. В известной переписке двух политических деятелей России XVI в. обсуждался вопрос о моделях государства и форме правления. Первый полагал, что все беды царства оттого, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми, что власть несет черты тирании. Второй, напротив, считал главной основой государства сильную и неограниченную власть царя, который может быть наделен властью, по силе равной Богу. Кто эти политики?

5. Из 20 первых святых, канонизированных Русской православной церковью, 10 были князьями. Такое явление не наблюдалось ни в Западной Европе, ни в Византии. Объясните, почему половина святых оказались князьями? (Укажите основания для канонизации русских князей).

6. Историки, выдвинувшие и поддерживающие «норманнскую теорию» происхождения Древнерусского государства, считали, что государственность была принесена на Русь извне, варягами.

Какие другие точки зрения по вопросу происхождения русского государства вам известны? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

7. Историк В. Б. Кобрин отмечал: «Князья недолго задерживались на новгородском столе. За двести с небольшим лет, с 1095 г. по 1304 г., на новгородском престоле побывало около 40 человек из трех княжеских ветвей – суздальской, смоленской и черниговской. Некоторые князья занимали престол не по одному разу, и всего смена княжеской власти произошла за это время 58 раз».

Если власть князя была столь эфемерной, зачем вообще он был нужен? Назовите функции князя в управлении Новгородской землей.

8. «Четвертый лишний»: три слова связаны между собой, а четвертое – нет. Укажите «лишнее» слово и объясните, как связаны оставшиеся.

1) Озимые – бобовые – пар – яровые;

2) мануфактура – ремесленная мастерская – слобода – фабрика.

9. Объясните происхождение и исторический смысл любых трех крылатых выражений. В каком значении они употребляются сегодня?

«Положить в долгий ящик»; «Работать спустя рукава»; «Тянуть волокиту»; «Подлинная правда»; «Бить баклуши»; «Зарубить на носу»; «Остаться с носом»; «Проходить красной нитью»; «Точить лясы»; «Кричать во всю ивановскую».

10. Прочитайте описание храма, данное Н. И. Костомаровым: « Храм Св. Софии построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками. Он может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе… В первоначальном своем виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит, отчасти из дикого камня. На северной, западной и южной сторонах сделаны были каменные хоры, поддерживаемые толстыми столбами с тремя арками внизу и вверху на южной и северной сторонах; алтарь троечастный, полукруглый, с окнами, а рядом с ними было два придела. Здание освещалось пятью куполами, из которых самый большой приходился над срединой церкви, а четыре – над хорами. Алтарные стены, алтарные столбы и главный купол были украшены мозаикой, а прочие стены – стенною живописью…».

Где находится описанный историком храм – в Киеве, Новгороде или Тобольске?

11. Прочитайте отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Найдите в тексте и прокомментируйте две исторические неточности.

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Заря алая подымается…

Как сходилися, собиралися

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Олимпиада школьников новосибирской области

Новосибирский государственный педагогический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх