Биография платона. Платон об атлантиде - интересные факты

Интересные факты ***** И сейчас, и в прошлые века находили человекообразных морских существ. Возможно, как у человека иногда рождаются детеныши с признаками животных, так и у морских (и других) тварей рождаются...

https://www.сайт/journal/140731

Что время, отведенное для сна, увеличивается на пятнадцать минут. Для него, как математика, стало интересно рассчитать арифметическую прогрессию. Оказалось, что со временем его сон станет занимать 24 часа. Этой датой... в процессе треугольника, окружностей не мешает создавать квадратные отверстия сверлом, сделанным, основываясь на треугольнике Рело. - Один из интересных фактов о школах: детям известно, что в российских школах «0» не является натуральным числом. Однако попав в западное учебное...

https://www.сайт/journal/146715

И вешалки, на которых царит беспорядок. Подсознательно им кажется, что именно там находится все самое интересное . Факт 7. Команды, которые играют в черной форме, гораздо чаще наказываются рефери. Это было доказано по многолетней статистике НХЛ и НФЛ. Факт 8. Хорошие оценки запоминаются намного лучше, чем плохие. «Пятерки» припоминаются в 89% случаев, а тройки – только...

https://www.сайт/psychology/111862

... * * Примерно 40% геномов млекопитающих происходят от общего предка, существовавшего десятки миллионов лет назад. Этот факт , в частности, приводит к некоторым шокирующим на первый взгляд выводам. Например, собачья линия отделилась от... веществом (ответственно за обработку информации), а женщины – белым (ответственно за связи различных информационных структур). Данный факт объясняет, почему мужчины чаще преуспевают в областях, требующих локального анализа, например в математике, а женщины – ...

https://www.сайт/journal/116156

На самом деле это совершенно не так, и их поведение подчинено эффекту толпы. Интересен также факт того, что коллективный разум значительно мощнее, чем способности отдельных представителей данного сообщества. Причем его сила... университета Аризоны создали компьютерную модель поведения группы людей, попадающей под определение толпы, и пришли к достаточно интересным выводам: 1. В толпе невероятно быстро происходит обмен невербальной информацией; 2. Действия только одного человека способны повлиять...

https://www.сайт/psychology/15978

1. Флаг Аляски создал 13-летний мальчик. 2. Воинская честь ни в одной стране не отдается левой рукой. 3. Международный телефонный код Антарктиды - 672. 4. Капитан Кук был первым человеком, чья нога ступила на все континенты Земли, кроме Антарктиды. 5. Западноафриканское племя матами играет в футбол человеческим черепом. 6. В Австралии пятидесятицентовая монета поначалу содержала серебра на сумму два доллара. 7. Чаще всего в английских библиотеках воруют Книгу рекордов Гиннесса. 8. ...

https://www.сайт/journal/11230

Самый длительный период бодрствования, 18 дней, 21 час и 40 минут, был зафиксирован во время соревнования по самому длительному сидению на кресле-качалке (sic!). Победитель отделался галлюцинациями, расстройством зрения, разладами речи и провалами в памяти. Невозможно определить, спит ли человек, без медицинского обследования. Люди зачастую засыпают на несколько секунд с открытыми глазами, даже не замечая этого. Если вечером Вы засыпаете менее чем за 5 минут, у Вас недостаток сна. ...

Знаменитый греческий философ Платон (426 - 347 гг. до н. э.) считал, началом всего сущего - идеи, которые трансформируют материю в тот или иной предмет. В ученых диспутах он часто доказывал, что всякая конкретная вещь как бы «причастна» к своей идее. Такие рассуждения смешили киника Диогена из Синопа (404 - 323 гг. до н. э.) - того самого, что жил в огромной глиняной бочке, врытой в землю. Как-то раз, когда он ел сушеные фиги, к нему подошел Платон. - Прими и ты участие, - любезно пригласил его Диоген. Мудрец съел несколько плодов, и тут-то оппонент и продемонстрировал ему разницу между миром идей и миром вещей.
- Я сказал: прими участие, - заметил он. - Но я не говорил: - поешь…

Ученики древнегреческого философа Платона однажды попросили его дать определение человека, на что тот ответил: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Однако после того, как Диоген Синопский принёс в Академию ощипанного петуха и предъявил его в качестве платоновского человека, Платону пришлось добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону - смеси бокса и борьбы без правил.

Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».

Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?». «Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».

Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. - Вот, афиняне, цена вашего ума, - сказал им Диоген. - Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.

У Дидро снисходительность к людям иногда доходила до непостижимых пределов, до самоотверженности. Так, однажды к нему явился какой-то юный шантажист, подал толстую тетрадь и просил ее прочитать. Рукопись оказалась злой и яростной сатирой на Дидро.?
- Милостивый государь, - сказал ему Дидро, - я не знаю вас, никакого зла я не мог вам сделать; скажите же, чем я должен объяснить ваши нападки на меня?
- Мне просто-напросто есть нечего, - признался юноша.
Он надеялся, что Дидро даст ему денег, чтобы отвязаться.
- Ну, что же, - спокойно проговорил Дидро, - вы не первый, прибегший к такому способу пропитания. Многие охотно платят за молчание. Но дело в том, что вы можете извлечь гораздо больше пользы из вашей тетрадки. Обратитесь вы с ней к герцогу Орлеанскому. Он меня терпеть не может и за пасквиль против меня хорошо заплатит, гораздо лучше, чем я сам. Посвятите ему вашу сатиру, переплетите ее хорошенько, поставьте на переплете его герб и поднесите ему; можете быть уверены, что он будет щедр к вам
- Но я совсем не знаю герцога и не сумею написать ему посвящение, - сказал шантажист.
Дидро сейчас же сел за стол и написал посвящение. Мошенник взял свою рукопись, сделал все так, как ему советовал Дидро, получил от герцога щедрую подачку и пришел даже поблагодарить Дидро.

Дени Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей.

Старинные источники сообщают о забавной истории в жизни великого философа Древней Греции Аристотеля и его юного ученика царя Александра Македонского. Последний активно постигал чувственный мир и попал под сильное влияние гетеры Феллиды. Видя пагубность этой связи для государства, Аристотель попросил Феллиду оставить Александра. Феллида согласилась это сделать, но при условии, что Аристотель прокатит ее по комнате на своей спине, то есть станет “лошадкой”. Не видя других путей решения проблемы, Аристотель согласился.
В самый разгар “скачек” в комнату вошел Александр и увидел Феллиду верхом на философе. Аристотель очень смутился и, обратившись к Александру, сказал:
- Видишь, что она вытворяет со мной - старым, умудренным человеком. А теперь представь себе, во что она превратит тебя.
Этого урока царю оказалось достаточно.

Один человек как-то измучил Аристотеля своими нелепыми рассказами и своими многочисленными присказками:
«Ну, разве не удивительно это, Аристотель?»
На что раздраженный философ ответил:
«Не это удивительно, а то, что кто-то, имея ноги, еще стоит рядом с тобой».

Другой человек после долгой и пустой болтовни заявил Аристотелю:
«Заговорил я тебя, философ».
На что тот ответил:
«Нет, клянусь Зевсом, я и не заметил».

Один врач-француз, приехав из России, стал рассказывать Вольтеру, что его хорошее мнение о России сильно преувеличено. Вольтеру не хотел доказывать свое мнение: «Друг мой! Я так боюсь холодов, но русские дарят прелестные шубы!»

Вольтер высоко оценивал ученые труды доктора Галлера, швейцарского анатома и физиолога.
Однажды ему сказали, что Галлер не так уж хорошо отзывается о трудах самого Вольтера. Вольтер на это ответил:
- Удел смертных - ошибаться. Возможно, мы оба ошибаемся.

Когда-то Вольтеру задали вопрос: «В чем различия между хорошим и прекрасным?» Вольтер, подумав, дал ответ: «Хорошее требует доказательств, а прекрасное не требует».

Вольтеру задали вопрос: «Какие у Вас отношения с Богом?», на что он ответил: «Мы здороваемся, но не разговариваем».

Как-то Вольтеру задали вопрос: «Присутствует ли в мире то, на что еще не воздвигнута бы ваша ирония?» Вольтер ответил непредсказуемо: «Естественно же существует! Моя личная персона вряд ли будет мишенью иронии».

Молодой человек спросил Сократа:
- Мудрец, скажи, жениться мне или нет?
- Поступи как хочешь - все равно пожалеешь.

Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
Сократ ответил ему:
- Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое - это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
- Ну, я слышал это от других.
- Вот видишь, ты не уверен. Второе сито - это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
- Совсем нет.
- И, наконец, третье сито - сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
- Сомневаюсь.
- Вот видишь - ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

Артур Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить в гостиницах по счетам, если его фамилия была написана через два «п».

В школе Артур не был прилежным учеником. Балы, которые посещают школьники, где учатся хорошим манерам, танцуют и присматриваются к будущим невестам, Артура не воодушевляли: он был слишком плотного сложения.

Шопенгауэр отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью. Панически боялся умереть от заразной болезни и, чуть прознав о возможной эпидемии, сразу же менял место жительства.

Больше всего времени Шопенгауэр проводил в кабинете своей двухкомнатной квартиры, где его окружали бюст Канта, портреты Гёте, Декарта и Шекспира, бронзовая позолоченная тибетская статуя Будды, шестнадцать гравюр на стенах с изображением собак.

ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская). Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: "божественный учитель" (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэтет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натурфилософия).

ПЛАТОН (427-347 или 348 до н. э.), древнегреческий мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом - родоначальник европейской философии; глава философской школы Академия.

Жизнь

Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин (род его отца Аристона, по преданию, восходил к мифическому царю Кодру; среди предков матери, Периктионы, - законодатель Солон; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне дядя Платона, Хармид, - один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий - один из Тридцати тиранов в Афинах).

Получил традиционное для аристократического юноши хорошее воспитание (физическое и мусическое). В юности слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно посещать его беседы и отказался от реальной политической карьеры. Отличался крайней застенчивостью и замкнутостью.

После смерти Сократа (399) Платон уезжает в Мегары. Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395) и Коринф (394). В 387 посещает Южную Италию, Локры Эпизефирские - родину древнейших записанных законов Залевка (из Локр происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог Платона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами). В Сицилии (Сиракуза), он знакомится с Дионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. По возвращении из Сицилии (387) основал в Афинах свою философскую школу - в гимнасии Академия. Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа мыслей, способствовало тому, что в 367-366 и 361 Платон совершил еще две поездки в Сицилию.

Школа Платона

Использование общественных гимнасиев для занятий науками и ораторским искусством было обычным для Афин 5-4 вв.; "школа Платона", вероятно, формировалась постепенно, по названию гимнасия она также стала именоваться Академией. Среди принадлежавших к платоновскому кружку - его племянник Спевсипп, ставший во главе Академии после смерти Платона, Ксенократ, третий схоларх Академии, знаменитый математик и астроном Евдокс Книдский, остававшийся во главе школы во время второй поездки Платона в Сицилию. В 366 в Академии появляется Аристотель и остается там вплоть до смерти Платона.

Сочинения

До нас дошло издание сочинений Платона, предпринятое пифагорейцем Трасиллом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия (ум. 37), разбитое на тетралогии:

"Евтифрон", "Апология", "Критон", "Федон".
"Кратил", "Теэтет", "Софист", "Политик".
"Парменид", "Филеб", "Пир", "Федр".
"Алкивиад I", "Алкивиад II", "Гиппарх", "Соперники".
"Феаг", "Хармид", "Лахет", "Лисид".
"Евтидем", "Протагор", "Горгий", "Менон".
"Гиппий Больший", "Гиппий Меньший", "Ион", "Менексен".
"Клитофонт", "Государство", "Тимей", "Критий".
"Минос", "Законы", "Послезаконие", "Письма".

Помимо этого под именем Платона дошел ряд других диалогов.

Начиная с конца 17 в., корпус текстов Платона, подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их подлинности и хронологии.

Литературная деятельность Платона

Свои размышления о государстве Платон в неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены "Женщины в народном собрании" Аристофана, содержащие пародию на проект платоновского государства). Писать он начал в распространенном в начале 390-х гг. жанре судебной речи. В центре "Апологии Сократа" (392) - первом законченном и дошедшем до нас тексте Платона - проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Он пишет также речи, вошедшие потом в диалоги "Менексен", "Федр", "Пир". Постепенное оформление "школы Платона" во 2-й пол. 380-х гг. позволило ему найти адекватную литературную форму - диалоги, пересказанные самим Сократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой описывалось место действия и его участники, их характеры и реакция на ход беседы. Правила этой литературной игры предполагали отказ от изображения современности и обращение к реалиям ушедшего 5 века. Первый такой диалог, продолживший тему справедливости и государства, - "Протагор"; тема политики объединена здесь с темой воспитания. После этого Платон, завершив "Пир", пишет "Федона", начинает работу над "Государством", (уже как над пересказанным диалогом), создает "Евтидема", "Хармида" и "Лисида". Все эти диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.

Однако параллельно с этим (начиная примерно с "Федона") в кружке Платона обсуждаются отдельные темы, имеющие интерес преимущественно для членов кружка (в "Федоне" - четыре доказательства бессмертия души). В русле этой тенденции появляются диалоги "Менон" (подчеркнувший значение математики), "Кратил" (с его учением о природе имени) и "Теэтет", где впервые декларируется переход к прямой драматической форме диалога.

С начала 380-х гг. в Академии развивается (при участии или под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги ("Соперники", "Эриксий"), либо используют прямую драматическую форму ("Клитофонт", "Лахет", "Алкивиад I", "Феаг", "Гиппий Меньший", "Ион", "Евтифрон"). Таковы тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х годов.

Между 2-й и 3-й сицилийскими поездками Платон завершает "Государство", начинает "Законы" и пишет диалог "Парменид".

После 3-й Сицилийской поездки Платон задумывает монументальные трилогии, но осуществляет свои замыслы только отчасти: "Тимей", "Критий" (не завершен), "Гермократ" (не написан), "Софист", "Политик" (не написан). Сократ перестает быть ведущим участником беседы ("Тимей" - монолог пифагорейца Тимея о создании мира и человека, "Критий" - монолог Крития об Атлантиде), а в "Законах" Сократа вообще нет. Единственный традиционный сократический диалог этого периода - "Филеб" (под именами Филеба и Протарха Платон вывел Евдокса и Аристотеля). С гибелью Диона (в 354) связано написание VII Письма - первой в европейской литературе традиции автобиографии.

Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут "Гиппия Большего", "Гиппарха", "Сизифа", "Миноса", "Демодока" и ряд писем, а также "О добродетели" и "О справедливости".

Основные проблемы платоновской философии

Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме "воспитания и образа жизни"), парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в необходимости "воспитывать людей", а также внимание к происхождению государства и права.


Древние греки создали античную культуру и в своем стремлении отыскать истину, греческие мудрецы, нередко, прибегали к доводам, которые мы сегодня назвали бы юмористическими. Так появились смешные и поучительные истории времен античности.

Нужно сказать, что остроумие ценилось в Древней Греции очень высоко – отсутствие чувства юмора приравнивалось к варварству.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько смешных историй из жизни мудрецов и философов Древней Греции.

Однажды Фалес возвращался домой по тёмной улице и его внимание привлекло звездное небо: огромный неведомый и манящий мир предстал перед глазами философа. От такой красоты у Фалеса захватило дух и он шагнул вперед в желании стать ближе к небу, оступился, и упал в придорожную яму. Проходившая в это время по улице старуха помогла выбраться известному философу из ямы, сказав при этом: «Что же ты Фалес можешь узнать на небе, когда не видишь, что у тебя перед самым носом?»

Так случилось, что философ Биант плыл на корабле в компании людей, о которых ходила очень дурная слава. Разразилась грозная буря и спутники философа начали громко взывать к богам, прося спасти их. «Тише! – крикнул им Биант. - Молчите, и может быть боги не узнают, что вы на этом корабле».

Один богатый купец пришел к философу Питтаке за советом – он хотел узнать, как ему найти сведущего и честного помощника для своих торговых операций. И философ ему посоветовал: «Не ищи с пристрастием, ибо такого человека в вашем деле нет».

К дому великого философа Солона в Афинах подошел Анахарсис, который прибыл из далекой Скифии с одним желанием – приобщиться к великой мудрости философа. Путник попросил одного из рабов передать Солону, что пришел гость из дальних краёв и просит его принять. И этот путник просит принять его не как гостя, а как друга. Солон выслушал раба и велел передать Анахарсису, что достойные люди находят друзей у себя на родине, а не путешествуют в поисках друга за далекие моря. Анахарсис выслушал раба и ответил: «Солон, ты сейчас как раз на родине – что же мешает тебе приобретать друзей?». Поражённый остроумием гостя Солон принял его с почетом и они действительно подружились.

Сократ был просто неодолим в спорах и побежденные им оппоненты частенько набрасывались на философа с кулаками. Как-то раз случилось, что один из противников Сократа побеждённый в споре и взбешенный таким поражением, просто пнул философа. Прохожий, возмущенный таким поступком, посоветовал Сократу обратиться в суд. А Сократ ответил сердобольному прохожему: «Если тебя лягнет осёл, то ты потащишь его к судье?».

За непочитание богов Сократа приговорили к смертной казни. И вот когда Сократ приготовился принять цикуту, к нему в камеру, вдруг, впустили его сварливую и скандальную жену Ксантиппу. Женщина залилась слезами и начала причитать: «Ты умираешь безвинно. Ты умираешь безвинно. Ты умираешь безвинно». В конце концов Сократ не выдержал и спросил: «А ты бы хотела, чтобы я умер виновным?».

Аристипп бесстрашно прибыл к тирану Дионисию и попросил у грозного владыки денег.

Однако, я слышал, - изумился тиран, - что последователи Сократа не нуждаются ни в чем.
А ты дай мне денег – и мы мгновенно разрешим этот вопрос.
Хорошо, я дам тебе денег, но сначала ты мне объясни, почему мудрецы стоят толпой у ворот богачей, а не наоборот.
Это потому, что мудрецы знают, чего хотят от богачей, а вторые – нет.
Тиран рассмеялся и велел выдать философу большую сумму денег.

Аристотель повстречал Диогена, который славился острым и дерзким языком. Диоген, в надежде, что Аристотель откажется, предложил последнему сушёные смоквы. Аристотель понял, что Диоген надеется на отказ и уже приготовил для Аристотеля обидный подвох – и взял ягоды со ловами: «И шутку ты потерял, Диоген. И смоквы».

Высказывания философов древности так же актуальны сегодня, как и два с половиной тысячелетия назад. Означает ли это, что мир с тех пор мало изменился или те истины, о которых они размышляли, по-настоящему вечны? Если обычный обыватель задаст себе вопрос, а как я понимаю философию, то, скорее всего, это слово у него будет ассоциироваться с античными мудрецами, настолько оно древнее.

На самом деле, философы жили во все века, есть они и в 21 столетии, так как на основные вопросы, например, о сущности бытия и смысле жизни, ответы так еще и не были найдены.

Значение мыслительного процесса

Если обратиться к самым истокам, то в основе термина философия лежат два греческих слова: phileo, что означает любить, и sophia - мудрость. Таким образом, философия первоначально понималась как любовь к мудрости, но не одного отдельного человека, а целого сообщества:

  • В основе этой науки лежит мышление, а не изучение чего-либо, не верование и не чувствование.
  • Философия не является результатом осознания истины одним человеком, это коллективное размышление о ней. В древности мыслитель выдвигал свою теорию, реальность которой он должен был обосновать фактами, а затем ее начинали обдумывать другие, иногда именно в спорах и рождалась истина.

Следует углубиться в историю, чтобы разобраться, как первоначально понималась философия. Ее воспринимали как инструмент для достижения правды о сущности вещей. В древности людям было сложно охватить разумом все явления и взаимосвязи в окружающем их мире. Наблюдая за каким-то отдельным его фрагментом, например, за морскими приливами и отливами, они расширяли свое сознание, наполняя его опытом изучения природы.

Именно мыслительный процесс сделал человека разумным, так как безусловно-рефлекторное поведение было присуще ему изначально. Например, чтобы не обжечься об горячее, люди не рассуждают, а инстинктивно отдергивают руку от огня.

Когда между действием и ощущением существует отсрочка в реакции, заполняемая размышлением о том, как безопаснее или выгоднее поступить, то это проявление философского подхода.

Философы древности

Первый, предфилософский период был особым разделом культуры, так как связывался с практической повседневной жизнью. Например, Конфуций учил, как вести себя в обществе по правилу: не поступай с другими так, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой. Подобные мудрецы жили не только в Древнем Китае, но и Индии.

Этих людей еще нельзя назвать философами, они были мыслителями. Изучая их высказывания, можно составить представление, как первоначально понималась философия людьми того времени.

Первым настоящим философом считается Фалес, живший в 625 - 545 года до н. э. Его высказывание, что все - это суть вода, является работой исключительно разума, так как при этом он не опирался на другие источники, например, мифологию.

Размышляя на эту тему, он базировался исключительно на своих наблюдениях за природой вещей и пытался объяснить свойства, изучая их. О том, что первопричиной всей живой и неживой природы является вода, он пришел к выводу, исследуя различные ее состояния: твердое, газообразное и жидкое.

Ученики и последователи Фалеса продолжили развивать идеи своего учителя, тем самым заложив основу первой философской школы, без которой не было бы ни Гераклита, который считал, что нельзя в одну реку войти дважды, ни Пифагора, нашедшего среди огромного количества вещей и явлений числовую закономерность.

Самыми яркими представителями философских школ древности являются Сократ и Платон, Аристотель и Эпикур, Сенека. Они жили до нашей эры, но искали ответы на те же вопросы, что волнуют и современных людей.

Философы средневековья

Главным учением Средневековья были догматы церкви, поэтому основной работой философов этого периода был поиск доказательств бытия Творца.

Так как философия первоначально понималась как любовь к мудрости и поиск истины путем процессов размышления и наблюдения за природой, то во времена полного упадка ученой мысли, она почти деградировала.

За долгий и мрачный период средневековья все наиболее известные мыслители либо были связаны с церковью, либо подчинялись ее воле, что неприемлемо, так как философия - особая форма познания мира с помощью свободной от привязок к каким-либо догматам мысли.

Наиболее известные мыслители того времени:


Основными сферами философских споров того времени были первичность материи или идеи, а направлением - теоцентризм.

Эпоха Возрождения

Главным достижением этого периода является постепенное освобождение умов людей от влияния религии, что, в свою очередь, привело к расцвету наук, искусств, литературы и изобретательства.

То, что первоначально понималось под в эпоху Возрождения стало называться возвращением античных идей гуманизма, в основе которых лежал антропоцентризм. Человек становится центром Вселенной, и его изучение выходит на первый план. Например:


Благодаря мыслителям этого времени, можно заметить, как первоначально понималась философия в античности и насколько изменились ее черты, когда были пересмотрены и переработаны учения древних мудрецов.

Новое время

Семнадцатое столетие дало миру целую плеяду великих философов, которые сильно повлияли на развитие человеческого мышления в дальнейшем.

Если философия первоначально понималась как любовь к мудрости, то теперь на первое место выходят знания и их практическое применения. Мыслители этого времени разделились на 2 лагеря: эмпирики и рационалисты. К первым принадлежали:

  • Френсис Бэкон, утверждавший, что знание-сила, давал возможность людям освободиться от предрассудков и религиозных догматов с помощью изучения мира от частного к общему.
  • считал, что в основе знаний должен находиться опыт, а именно контакт с природой и ее восприятие через органы чувств.
  • Джон Локк придерживался мнения, что нет в человеческом разуме ничего такого, чего не было бы первоначально в его чувствах. Именно через ощущения человек познает мир, размышляет о его природе и делает научные заключения.

Эмпирикам было свойственно опираться на чувства при познании мира и влияние обстоятельств на жизнь человека.

Рационалисты

В отличие от эмпириков, рационалисты придерживались другого мнения, например:

На примере теорий ученых 17 века видно, как первоначально понималась философия (любовь к мудрости у древних) и на какой уровень человеческого мышления она вышла.

Философы 18 века

Век Просвещения породил новый вид философских школ, где главное интеллектуальное сражение велось между такими понятиями, как материализм и идеализм. Среди великих мыслителей того времени особенно известны:

  • Вольтер, который был противником абсолютной монархической власти и влияния церкви на умы людей. Он был вольнодумцем, утверждавшим, что Бога нет.
  • Жан Жак Руссо был критиком прогресса и цивилизации, которые стали причиной возникновения государств, что привело к разделению людей по социальному положению.
  • представлял материалистов. Он считал, что весь мир - это движущаяся материя, внутри которой передвигаются атомы.
  • Иммануил Кант, напротив, был идеалистом. Так он выдвинул и доказал теорию, что мир имеет начало, и противоположную ей, что у мира нет начала. Он знаменит именно своими антиномиями - философскими противоречиями.

Если философия первоначально понималась как любовь к мудрости и свобода мысли, то просветители 18 века вывели ее за пределы человеческого ума к пониманию материи.

19 века

Самым ярким философским направлением, повлиявший на последующее развитие этой науки, стал позитивизм, основателем которого стал Огюст Конт. Он считал, что в основе всего должны лежать только положительные знания, основанные на полученном экспериментальным путем опыте.

Если философия обычно описывается как теория, основанная на познание человеком мира с помощью размышлением над ним, то Конт заявил о том, что в ней больше нет нужды, так как в основе всего должны быть знания, подкрепленные фактами. Его теории стали толчком к развитию новых направлений в философии уже в 20 веке.

Философия в 20 веке

Карл Поппер первым разделил понятия науки и философии. Если в предыдущие века между мыслителями возникали споры по этому поводу, то Поппер окончательно доказал, что философия является не наукой, а особым видом культуры, которой свойственен собственный способ познания мира.

Сегодня эта культура проникла во все сферы. Существует философия искусства, религии, истории, политики, экономики и т.д.

Бытие и картина мира

В 20 веке появилось и стало популярным понятие картины мира. Чтобы знать, как понимать философию, следует осознавать, что она из себя представляет:

  • Первоначально это было познание бытия через размышления о различных явлениях, происходящих в мире, и обо всем, что его наполняет.
  • Следующий этап - изучение человека и его место в действительности.
  • Последующая стадия - это развитие научных знаний, выделение философии в отдельную дисциплину.

Ни одна наука в силу того, что изучает только часть окружающего мира, не может представить его в целом. Это доступно только философии, так она не является наукой, но может брать у нее лучшие знания и по ним составлять картину мира.

Сущность человека

Во все времена философов интересовал смысл человеческой жизни и ее предназначение. Сегодня об этих категориях известно больше, чем мудрецам древности, но окончательных ответов пока никто не получил. Поэтому философия продолжает изучать человека как микрокосм в цельном вселенском организме.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх