Что готовят на поминки? Постные поминки. Поминальный обед: меню. Что приготовить на поминки

Дух, душа и тело - творения Божьи. Если тело имеет временную природу, то дух и душа живут вечно. Задача человечества так прожить земную жизнь, соблюдая заповеди Божьи, чтобы после смерти увидеть Царство Небесное.

Поминки на 9 дней после смерти - важный ритуал, помогающий умершему отойти в мир иной, а живым простить и отпустить его.

Где находится душа 9 дней после смерти

По канонам православия душа новопреставленного не сразу отправляется по Божьему предназначению, она 40 дней находится на земле после оставления тела.

В эти дни родные, близкие постоянно молятся за ушедшего в мир иной, по-особому отмечая 3, 9 и 40 день.

Главное разобраться, почему так важны эти дни, чтобы правильно провести поминки на 9 дней после смерти. Девять дней после смерти: смысл поминок состоит в молитвах за умершего перед Богом.

Число 9 является сакральным числом. После смерти тело покоится, укрытое землей, а душа продолжает находиться на земле. Прошло девять дней после похорон, что это значит для души умершего?

Загробная жизнь начинается с первого дня. На третьи сутки душа отходит из дома, отправляется в девятидневное хождение. Шесть дней усопший проходит особый путь, готовясь к личной встрече с Всевышним. этот путь заканчивается.

В дополнение:

Поминки на 9 дней после смерти помогают новопреставленному с трепетом и страхом оказаться перед престолом Бога - Судьи.

Именно девятидневное пребывание на посмертном пути заканчивает выбор ангелов-защитников, которые станут адвокатами перед Царем царей на Божьем суде.

Каждый из ангелов будет просить Бога о помиловании, представляя свидетельства праведной жизни ушедшего из жизни человека.

Три дня ангел-хранитель пребывает с душой около живых, а на четверные сутки усопший попадает в рай для знакомства.

Приговор Божьего суда еще не прозвучал, каждый новопреставленный попадает на райские просторы, чтобы отдохнуть от боли, преследовавшей его на земле. Здесь же умершему человеку показываются все его грехи.

Свечи на кладбище

Значение 9 дней

На девятый день ангелы приводят новопреставленного к престолу Бога, после разговора с Всевышним Богом душа отправляется в ад.

Это не окончательное Божье решение. Во время адского путешествия начинаются мытарства умершего, которые заключаются в прохождении испытаний. Сложность и глубины их зависят от греховных искушений, которые встретятся почившему во время путешествия по адскому пути. Души умерших, которые во время этого путешествия покажут, что добро побеждает зло, могут рассчитывать на прощение на Божьем суде.

Важность девятого дня после смерти человека - умерший все еще не определен Богом на своем пути. Молитвы, воспоминания родственников и друзей оказывают неоспоримую помощь ушедшему. Их воспоминания о жизни новопреставленного, его добрых делах, прощение обиженных приносят успокоение уходящей душе.

Также смотрите:

По православным традициям нельзя постоянно лить слезы об умершем человеке, удерживая таким образом его душу на земле. Обретая покой, родные и близкие дарят успокоение ушедшему родственнику, который, уходя, уже не заботится об оставленных им людях.

Проходя дорогой ада, грешники получают возможность раскаяться, молитвы живых оказываются сильной поддержкой для них во время непростого путешествия.

Важно! На девятый день принято заказывать молебен, который заканчивается поминками. Молитвой, звучащие во время поминовения, помогают умершему человеку пройти адские испытания.

Молитвы живых наполнены просьбами присоединить усопшего к ангелам. Если Богу будет угодно, тогда умерший родной человек станет ангелом-хранителем кого-то из близких людей.

Как правильно посчитать 9 дней

При расчете этого сакрального дня имеет значение не только день, но время смерти. Поминки устраивают не позже девятых суток, а чаще всего это делают на день раньше, но никак не позже.

Если человек умер после обеда, то поминки следует делать через 8 дней . Дата смерти не связана со временем похорон. По православной традиции, тело предают земле на вторые, третьи сутки, но бывают случаи, что дата погребения переносится на шестой и седьмой день.

Исходя из этого, дату поминок исчисляют в зависимости от времени смерти.

Поминки по традициям православия

Поминки не являются простым ритуалом. На девятый день родственники и близкие собираются на обед, чтобы отдать дань памяти умершему, оставив в своем сознании лучшие моменты из его жизни.

На поминальный обед не принято приглашать людей, они приходят сами. Безусловно, следует уточнить, где и когда происходить это событие, предупредить родных о своем желании присутствовать на обеде.

Начинают и заканчивают поминовение Господней молитвой.

Молитва «Отче наш»

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Мало кто из людей специально изучает погребальные, поминальные ритуалы и традиции, но никто не может избежать участи хоронить или поминать кого-то из близких.

Как правильно накрыть стол

Поминальный обед не имеет ничего общего с празднованием. Во время поминовения умершего не может быть веселья, песен или смеха .

Алкогольные напитки, вызывающие неподобное случаю поведение, не рекомендованы церковью.

А во время поминок люди молятся о прощении прегрешений живым и мертвым. Предание пьянству во время поминовения девяти дней может нанести вред усопшему.

После молитвы каждый присутствующий на поминальном обеде человек накладывает в свою тарелку кутью, специально приготовленное и освященное в церкви блюдо.

Совет! Бывают такие ситуации, когда нет возможности освятить поминальное блюдо в церкви, тогда можно сбрызнуть его трижды святой водой.

Каждый регион имеет свои традиции приготовления этого блюда. Главными ингредиентами кутьи является мед и зерно:

  • пшеница;
  • кукуруза;
  • пшено.

Зерно выбрано не случайно. Оно имеет сакральный смысл. Как умирает семя при приготовлении кутьи, так умирает человек. Он может возродиться в новом облике, воскреснув в Царстве Небесном. Мед и мак добавляют в кутью, чтобы пожелать новопреставленному райскую жизнь.

Изюм, орехи не всегда присутствуют в постной кутье, ведь их символика - благополучная, здоровая жизнь.

Сладости, такие как варенье, мед или сахар, добавляются как символы сладостного райского пребывания.

Не следует превращать поминки в простое поедание пищи. Это время воспоминаний об умершем и утешения близких.

Правила поведения во время поминального обеда

Начинают поминальный обед с первого блюда, как правило, это борщ.

Поминальное меню обязательно содержит кашу, часто это горох, к которому подают рыбу, котлеты или птицу.

Выбор холодных закусок также во власти принимающей стороны.

Из напитков на столах присутствует взвар или компоты. На окончание трапезы подают пирожки со сладкой начинкой или тонкие блины с маком или творогом.

Совет! Не стоит готовить изобилие еды, чтобы не впасть в чревоугодие.

Создавать ритуалы во время принятия поминальной пищи - выдумка людей. Скромная трапеза не является основным событием этого дня. Собравшиеся люди во время приема пищи тихо вспоминают об ушедшем из жизни человеке.

Также читайте:

Не рекомендуется говорить об плохих поступках или чертах характера ушедшего. Церковь призывает не заострять внимание присутствующих на том, что усопший был далеко не ангел, чтобы не навредить ему во время путешествия по аду.

Любой грех во время проведения поминок на 9 день может навредить усопшему.

Негативизм, высветленный при поминовении, является подталкиванием умершего человека к страшному приговору.

Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, рекомендуется раздать бедным родственникам, нуждающимся соседям или просто нищим.

Важно! Если девятину отмечают в пост, тогда поминальный обед переносят на ближайшие выходные и вносят коррективы в меню. Для людей, не придерживающихся постов, можно мясные блюда заменить рыбными.

Великий пост накладывает особенно строгий запрет на спиртное.

Имеет ли значение вид одежды

При проведении поминального обеда читаются молитвы, поэтому женщины покрывают свои головы платками или шарфами. На 9 день платки черного цвета могут быть только у близких родственников, как знак особой печали.

Мужчины наоборот, снимают головные уборы, предстают перед Богом в молитве с непокрытой головой.

Свечи за упокой в церкви

Поведение в церкви

Для православных родственников присутствие на заупокойной службе по случаю девяти дней обязательно.

Все присутствующие в храме люди за упокой умершего по такому распорядку:

  1. Вначале следует подойти к иконе, около которой стоят свечи на упокой, как правило, это изображения распятого Иисуса, перекреститься.
  2. Предварительно приобретенную свечу зажигают от других горящих свечей. Если таковых нет, тогда допускается зажигание от огня из лампадки. Запрещается использование спичек или зажигалок, принесенных с собой.
  3. Установить зажженную свечу на свободное место. Предварительно можно немного расплавить нижний край свечки, чтобы та стояла устойчиво.
  4. Попросить Бога упокоить душу усопшего человека, при этом следует назвать его полное имя.
  5. Перекреститься, сделать поклон и тихо отойти от светильника.

Для молитвы за упокой подсвечники, расположенные по левую сторону храма, сделаны в прямоугольной форме в отличие от круглых столов со свечами за здравие.

Свечи, поставленные в храме, символизируют коллективную просьбу, молитву за новопреставленного.

Молясь за упокой души ушедшего в загробный мир, в Небеса посылаются просьбы о великой милости Бога к грешному новопреставленному человеку. Чем больше людей молится о даровании прощения, тем ниже опускается чаша весов с прощением.

Просить можно как Бога, так ангелов, Святых угодников.

Молитва за умерших на 9 день

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших;

создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Как вести себя на кладбище

  1. После поминальной службы присутствующие на ней люди отравляются на кладбище, принося цветы.
  2. На могиле следует зажечь лампадку, прочитать молитву «Отче наш», если нет приглашенного священника для чтения литии.
  3. Несколько человек вслух говорят об умершем человеке, остальные вспоминают его мысленно. Не рекомендуется во время посещения кладбища вести мирские беседы, разговаривая на посторонние темы.
  4. Запрещается устраивать поминальную трапезу около могилы, тем более распивать спиртные напитки. Это может навредить душевному состоянию усопшего.
  5. Не оставляют еду на могиле новопреставленного. Почтить память об усопшем просят малоимущих, раздавая, как милость, им сладости, булочки, пирожки и конфеты. Это могут быть и деньги, пожертвованные нищим. Решение в этом случае только за родственниками.
  6. Уходя с кладбища, надо погасить лампадку, чтобы не вызвать пожара на могиле.

Мольбы, прошения и молитвы близких людей способны вымолить у Бога прощение ушедшему в Небеса родному человеку, представшему перед Всевышним на девятый день.

Посмотрите видео о девятом дне

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста - дни всеобщего поминовения усопших.

В субботу утром — служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Ниже читайте, как правильно соблюсти поминание умерших в церкви.

Вот завтра снова великопостная Родительская суббота. Не первый раз пойду я на это богослужение, чтобы почтить память моих дорогих ушедших и, конечно, знаю, что значат эти дни особых поминаний в Великом посту — Родительские субботы. А вот все ли знают, как важны и нужны для наших дорогих ушедших наши соборные молитвы о них именно в эти дни?

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста - дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Если мы на деле а не на словах любим своих родственников; если мы действительно являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение - наша прямая и непосредственная обязанность.

Церковное поминовение усопших в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение. В поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду — ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на литургию, прихожане готовя т записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте здесь.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Люди, знающие обряды всех религий, единогласно утверждают, что ничто не может сравниться с православными молениями о загробной участи отошедших к Богу православных. Действительно, скорбь Православной Церкви об ушедшем чаде проникнута необыкновенной теплотой и непоколебимой надеждой. Православная Церковь не только не отступается от своего умершего члена, но проявляет о нем особую заботливость. Самое высшее добро, какое оказывает Церковь умершему, - это есть поминание его на проскомидии. Та часть, которая вынимается из просфоры с произнесением имени живого или умершего лица, знаменует собою душу этого человека. В конце литургии, после приобщения верных, все эти частицы ссыпаются в чашу и проникаются, таким образом, животворящею Кровью Христовой. Над ними произносятся священником слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною». При этом видимом соприкасании частей просфор с Кровью Христовой происходит невидимое соприкасание души поминаемого человека с существом Божиим. Души светлые ощущают при этом особую радость - одинаково, будут ли они находиться в теле или, по окончании земной жизни, вне тела; души злые - некоторую тревогу от соприкосновения с высочайшей сферой, от которой они так далеки; но все же - ощутительную пользу. (Е. Поселянин)

Мы должны быть горячими, должны быть сильными православными, так чтобы не только, может быть, себе помочь, но и тем, кто рядом с нами, и по ту сторону жизни. Мы не должны быть теми, кто просто время от времени заходит в церковь, ставит свечку, крестится, постится, а вроде и не постится; когда молится, а когда и не молится – ну, не получается. Нет, мои дорогие, жизнь слишком серьезная, чтобы быть хладными, чтобы быть теплыми, еле теплыми.

Перед началом Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!”. Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

«Наступила неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен - в знак веры в воскресение из мертвых. В этот день церковь поминала всех “от Адама до днесь усопших в благочестии и вере” и особенное моление воссылала за тех, “коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших…” И за тех “яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или перст посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления…”» (В. Никифоров-Волгин.)

И мы придем, обязательно придем, несмотря ни на какие заботы сегодняшнего дня. Как же еще мы можем выразить свою любовь к нашим близким, ушедшим в мир иной. Как же не припасть в молитве ко Господу за них, приклонив колена сердец наших, когда диакон пропоет «Вечная память!». Как же не постараться использовать все возможное для спасения их душ, когда мы их так любим?! И не говорите, что те, «коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых…» не наши близкие. Все мы едины. Все мы связаны между собой. Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Освящение кутьи в греческой церкви. Фото: monastiriaka.gr

Каждый человек живет с глубокой внутренней уверенностью в собственном бессмертии и бессмертии своих близких. Да, он понимает и даже видит – люди умирают, но подсознание хранит спокойную уверенность – с ним и его близкими этого случиться не может. Таково свойство здоровой человеческой психики.

Когда в дом приходит беда – это всегда неожиданно и очень-очень больно. Люди в растерянности. Что делать?! Куда бежать?! Кто поможет?! Необходимо переделать кучу неизвестных до того дел в предельно короткие сроки. С чего начать, как сделать правильно?

Тут на помощь приходят люди, имеющие опыт, силы и, самое главное – доброе сердце.

Похоронные обряды, правила и традиции ведут родных покойного по заданному алгоритму, который, с точки зрения православных христиан, необходим для блага и спасения души усопших.

Поминальный ритуал существует во всех религиях мира. Считается, что жизнь души не прекращается со смертью тела, как и любовь живых людей к покойному. Живые могут общаться с умершим в процессе поминальных обрядов и способны своими молитвами и добрыми делами помочь его душе попасть в Рай.

Когда поминают покойного

  1. В день смерти , после чего душа покойного еще два дня находится с ангелами и ей позволяют ходить по земле там, где она захочет. А хочется ей домой, туда, где находится ее тело и любимые близкие. Считается, что добродетельная душа посещает места, где творила правду.
  2. На третий день , то есть, в день похорон, душа возносится на небеса для поклонения Богу. Третий, потому что умерший был крещен во имя Отца, Сына и Святого духа, веруя в Единосущую и Нераздельную Троицу. И еще потому, что в этот день меняется лицо (образ) покойного. А тем временем ангелы показывают душе умершего Рай, и на девятый день приводят ее к Богу.
  3. На девятый день , когда, с православной точки зрения, разрушается все тело, кроме сердца. А душу водят по местам, где грешил покойный, показывают Ад, демонстрируя муки грешников. Душа покойного приходит в ужас от увиденного и от осознания того, что и он тоже согрешил, о чем душа горько сожалеет и молит о прощении. Это продолжается до сорокового дня.
  4. На сороковой день , когда разрушается и сердце. А над душой покойного вершится Божий суд, определяющий, место ли ему в Раю или в Аду.
  5. В полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего и на все соответствующие религиозные праздники ежегодно: в Троицкую, мясопустную, родительские, Дмитриевскую субботы, в канун Пятидесятницы и на Радоницу.

Зачем нужны помнки

Поминки – не просто трапеза, а обряд, в ходе которого близкие усопшего ВСПОМИНАЮТ его самого и его добрые дела, где пробуждаются воспоминания об умерших предках, к которым в молитве обращаются за помощью, и где молятся за упокоение души усопшего, стараясь облегчить ее муки. В своих молитвах, обращенных к Богу – Святой Троице, живые просят простить покойному все его прегрешения, которые были содеяны словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Собираясь всей семьей, души живых обращаются к помощи древних психологических механизмов, стремясь ощутить себя неотъемлемой частью своего рода, который их защитит, поддержит, наделит новыми силами. И в семейный круг вливаются новые душевные силы, любовь и сострадание, исцеляющее живых людей.

Кутья – сладкая поминальная каша

Для проведения поминальной трапезы первым делом надо заготовить кутью (ее еще называют “коливо”) – это ритуальная каша, сваренная из зерен: пшеничных, ячменных или рисовых; подслащенная медом или изюмом; и освященная на панихиде. Зерна являются символом воскрешения души, ведь чтобы они плодоносили, их нужно вначале закопать в землю, где они истлеют, давая ростки – то есть, новую жизнь.

С православной точки зрения, тело усопшего предается земле, чтобы истлеть и появится нетленным в момент всеобщего Воскрешения. А мед и изюм выступают как символ духовной сладости благ вечной жизни в Царствии Небесном. Соединяясь в готовое блюдо – кутью, они выражают уверенность живых в грядущем воскрешении умерших и бессмертии души.

Как готовить кутью : зерна замочить на ночь или на несколько часов, сварить до готовности так, чтобы каша получилась рассыпчатой. Ближе к концу добавить сахар или подогретый мед, разведенный водой (чтобы легче впитался) и изюм (который необходимо предварительно промыть, ошпарить кипятком и подсушить). Еще в кутью можно добавлять мак. Здесь можно посмотреть рецепт кутьи (пропорции, советы). И еще вариант .

Принципы меню поминального обеда

Сам поминальный обед должен быть:

  1. простым и строгим;
  2. поддерживающим силы: физические и душевные (ведь известно, что еда – отличный антидепрессант);
  3. приготовленным из свежих и качественных продуктов, чтобы не омрачить этот скорбный день другими несчастными случаями;
  4. способствовать беседе и сохранению тихой душевной атмосферы, где скорбящие люди, собравшиеся для духовного общения в память об усопшем, смогут немного отдохнуть.

Конечно, состав блюд во многом зависит от традиций семьи, ее достатка и того, кто, предположительно, придет помянуть (ведь на поминки традиционно не приглашают, люди сами приходят). Если вы думаете, что пришедших помянуть окажется примерно столько, сколько бывает гостей на большой праздник, и вы сможете приготовить поминальную трапезу силами своей семьи, проведя ее дома, и нет сил, времени на продумывание и реализацию сложного меню, предложите пришедшим обычный обед (ужин). Чтобы он был примерно таким, каким вы бы накормили семью в выходной день.

Традиционно на Руси для поминального стола готовились щи, каши, блины, пирожки, кисели (твердые, желеобразные – как приготовить, можно посмотреть в конце этого рецепта киселя) и компоты. Можно предложить следующее простое и относительно недорогое меню: борщ, гречневая каша, куриные котлеты, домашние заготовки (салаты, лечо, консервированные огурцы и помидоры), компот и слойки с банановой начинкой.

Конечно, при желании можно нарезать свежих овощей и фруктов, колбасы и мясных деликатесов, подать разнообразные салаты, селедку или другую соленую рыбу, бутерброды с икрой, паштетами, шпротами.

Думаю, хозяева сами определятся, есть ли в этом необходимость. Главное, помнить, что при поминании нет цели – накормить до отвала и поразить изысканностью, дороговизной и обилием блюд. Зато есть цель – насытить гостей, поблагодарив за помощь и участие, вспомнить усопшего, помолится за упокоение его души и отпущение его грехов, и оказать друг другу психологическую помощь и поддержку. Главное – не еда, а люди – живые и умершие, объединенные горем расставания и изменением жизни – земной и загробной.

Что приготовить на поминки

Итак, приступим к приготовлению поминальной трапезы.

Домашний борщ

Некоторые считают, что борщ на следующий день, настоявшись и загустев, становится только вкуснее. Потому, если мы решим приготовить его накануне, вкус блюда изменится, но не пострадает. Кстати, слово “накануне” произошло от греческого “канун” (корзина), в них в церковь для освящения приносили продукты, приготовленные для поминального стола.

Для борща готовим бульон из мяса с косточкой. На разогретую сковороду вливаем растительное масло, аккуратно ссыпаем мелко нарезанный лук. Как только уловили сладкий луковый дух, растекшийся по всей кухне, добавляем свеклу и морковь, нарезанные небольшими кубиками. При такой обработке свекла сохранит свой окрас, а морковь заиграет ярким оранжевым пламенем в свекольных глубинах.

Простой и вкусный борщ

Овощи будут томиться в сковороде до перехода твердого состояния в мягкое. Из кастрюли уже проливается аппетитный мясной аромат? Пора познакомить бульон с картофельными кубиками (нарезанные размером со свеколько-морковные. Компоненты блюда должны составить однородное ассорти).

Помните, что овощи сохраняют наибольшее количество витаминов и яркий вкус, когда готовятся на быстром и сильном огне. Чуть погодя засыпаем в бульон овощи со сковороды, и когда они немного проварятся, добавляем тонко нашинкованную капусту, чеснок, лавровый лист, несколько горошин черного перца, нарезанные кубиками помидоры и сладкий перец, разумеется, они должны быть размера, аналогичного остальным компонентам.

Уже осталось чуть-чуть. Пробуем. Посолили. Подсластили, если показалось, что надо. Добавили капельку лимона или уксуса, если свекла слегка потеряла свой шикарный цвет. Все.

Есть еще вариант приготовления борща с тертыми морковкой и свеклой (рецепт) .

Заранее можно приготовить и куриные котлеты . Это вкусное, недорогое, несложное блюдо.

Котлеты

Нам необходим куриный фарш – свежий или замороженный (если, оттаяв, он окажется слишком жидким, попробуйте слить лишнюю воду. Если не поможет, наши котлетки формой будут больше напоминать оладьи, что все равно вкусно).

В фарш добавляем натертый на крупной терке лук, чеснок, яйца (если он жидковат, яиц можно положить больше обычного) и геркулесовые хлопья.

Вымешиваем фарш, солим, можно слегка поперчить. И теперь формируем котлетки, предварительно обмакивая руки в мисочку с водой, чтобы фарш не приставал к ладошкам. Если же он был изначально жидковат, то зачерпываем ложкой будущую котлету и шмякаем ее на сковороду с горячим растительным маслом. Когда сторона, соприкасающаяся с дном сковороды, уже достаточно крепенькая и изменила цвет (тут уже на любителя, кому-то нравятся зажаристые, темно-коричневые с явно ощущаемой корочкой, кому-то – нежные, светлые), переворачиваем и обжариваем котлету с другой стороны.

Потом складываем ароматные мясные вкусности в кастрюлю, дно которой залито невысоким слоем растительного масла, где они остаются в ожидании все котлетной партии для дальнейшего тушения. Когда все котлетки уложены, доливаем воды примерно до середины мясной конструкции, накрываем крышкой и томим на медленном огне до появления ярких характерных ароматов. Совсем забывать о кастрюльке не стоит, иногда поглядывайте, может, стоит долить воды или немного встряхнуть, чтобы котлеты не пристали к посуде. Можно в котлетную водичку бросить лавровый лист и эстрагон.

Вот другие рецепты приготовления тушеных в кастрюле котлет и тушеных в духовке котлет с советами, точным составом продуктов, количеством штук.

Сладкое

Пока тушатся котлеты, можно испечь слойки . Для этого берем готовое слоеное тесто и бананы.

Почему именно эта начинка? Аромат бананов действует на человека успокаивающе, умиротворяющее, а вещества, содержащиеся в них, расщепляясь, вызывают ощущение счастья. Пусть это будет хоть и маленькая, но помощь людям, встретившимся за поминальным столом.

Если вам не нравятся бананы или вы хотите разнообразить начинку слоек, можно использовать сладкую творожную массу, кусочек яблока, сырные полоски или смесь тертого сыра и жирного творога, и другую начинку.

Раскатываем оттаявшее слоеное тесто (можно и дрожжевое, и бездрожжевое), прочерчиваем ножом прямоугольники, выкладываем начинку (в нашем случае – банан, нарезаем его поперек на 4-5 частей, если кусочки слишком крупные, можно разделить их вдоль на половинки).

Соединяем края теста, так, чтобы начинка целиком оказалась в слоеном плену, чуток прищипываем и выпекаем в предварительно разогретой духовке при t = 220*С минут 10-15, до подрумянивания. После чего можно присыпать слойки сахарной пудрой.

Компот

Когда варить компот ? Наверное, лучше накануне, меньше забот будет потом. Тут уже ориентируетесь на то, что у вас есть в запасе и на время года. Есть ли у вас замороженные ягоды или готовые банки с компотом/вареньем, или напротив – сейчас летняя пора и все необходимое в изобилии. Компот не должен быть очень сладким или чрезмерно кислым, для придания свежего и прохладного привкуса можно добавить в него веточку мяты или мелиссы и пару бутонов пряной гвоздики.

Ягоды, фрукты или варенье бросаем в кипяток, добавляем немного сахара и варим на сильном огне, очень быстро. Чуток прокипел компот (минуты 2-3) – сразу выключайте. Да вы и сами, наверняка, все это знаете.

Если сомневаетесь в пропорциях, на кастрюлю в 4-5 литров потребуется банка ягод емкостью в 0,7 – 1 литр или такой же объем нарезанных фруктов, 0,5-1 кг сухофруктов или 0,5 литра варенья (все зависит от того, из чего именно вы готовите компот. Некоторые фрукты и ягоды обильно выделяют сок, другие – очень сдержаны, маловыразительны и нуждаются в дополнении из кислых ягод или лимонного сока). Если у вас ягод меньше, не расстраивайтесь, кидайте все, какие есть, возможно, и этого будет достаточно. Вы попробуйте, если вкус компота достаточно насыщенный, ощутимый, значит начинки достаточно. Если слабенький: добавьте еще ягод (или варенья, или горсть сухофруктов, оставшихся от приготовления кутьи, например) или накапайте лимонного сока, чтобы появилась свежесть и приятная кислинка. Если собираетесь оттенить компот цитрусовой корочкой (лимон, апельсин, мандарин), то бросайте ее в готовый горячий напиток, чтобы она не варилась. Иначе – компот будет горчить.

По вопросу сахара – на этот объем воды начинайте с половины стакана и пробуйте, достаточно ли сладко. При приготовлении компота из сладкого варенья, сахар может не потребоваться. В любом случае, пробуйте и ориентируйтесь на свой вкус.

Если вам больше нравится кисель, можно сварить его (рецепт киселя).

Гречневая каша

На день поминок остается только приготовление гречневой каши , она сварится довольно быстро и не потребует больших усилий. Заранее можно приготовить для нее вареные вкрутую яйца, из расчета 1 яйцо на стакан крупы. Когда до трапезы остается минут 40, можно приступать.

Берем кастрюлю (не эмалированную) с толстыми стенками, похожую на чугунок, наполняем водой и крупой из расчета 2 стакана воды на 1 крупы.

Если у вас найдутся сушеные белые грибы – кидайте и их из расчета 1 гриб на стакан крупы. Они обогатят вкус и аромат блюда.

Ставим на очень сильный огонь. Накрываем крышкой. И выдерживаем в таком виде 4-5 минут после закипания, после – переходим на огонь средней интенсивности (и в этот промежуток добавляем в кашу слегка обжаренный и мелко нарезанный лук. Просто кидаем сверху. Он сам найдет дорогу в гречневые недра), а ближе к концу приготовления, когда воды стало значительно меньше – переходим на маленький огонь.

Пар играет ведущую роль в приготовлении каши, поэтому, следите за положением крышки, она должна плотно прилегать к кастрюле.

Запрещается перемешивать. Строго соблюденное соотношение компонентов и температурного режима, посуда с толстыми стенками, создадут правильную структуру блюда, там появятся поры для испарения лишней влаги, и любое вмешательство разрушит эту гармоничную гречневую конструкцию. И все это готовится 15-16 минут (если крупы берется от 1 до 4 стаканов. И чуть дольше, если крупы больше).

Переваривать не стоит. Может улетучиться особенный гречневый аромат, каша станет невкусной. Выключили? Теперь позвольте каше дойти, настояться, минут 5.

После чего, наконец, можно добавить мелко порубленные яйца и добавить ложечку-другую сливочного масла. Перемешать. Посолить. Перемешать снова. Вкусно?!

Считается, что это блюдо выступает как самостоятельное, оно не является гарниром. Когда вы попробуете, поймете, почему. Желательно подавать горячей.

Что будет на поминальном столе

Смотрите, что у нас получается . Есть сытный и очень вкусный борщ. Потом мы подаем гречневую кашу. К ней можно добавить нежные куриные котлеты. А можно съесть их и отдельно, с черным хлебушком, закусив соленым огурчиком или сладким перцем из лечо (которое будет приятно сочетаться и с гречневой кашей).

Если даже остановиться на этом, люди уже окажутся сыты. А у нас еще есть компот со слойками.

Конечно, кашу можно заменить картошкой, или подать на второе качественные готовые пельмени, или потушить картошку с мясом (все это готовится очень быстро, легко и стоит недорого). Можно сформировать стол из многочисленных овощных салатов и салатов под майонезом, колбасно-сырно-рыбно-овощной нарезки, конфет и печенья.

Примерное меню поминок после похорон

Вариант поминального стола на 25-30 человек, вот такое примерное меню для поминок:

  1. кутья,
  2. котлеты (3 кг фарша),
  3. жареные куриные бедрышки (поштучно, 30 шт.),
  4. картошка-пюре (ведро картошки),
  5. рыба в кляре (2 горбуши),
  6. копченая скумбрия (2 шт.), нарезанная кружочками,
  7. селедка (3 шт.),
  8. нарезка из колбасы, ветчины и сыра (каждого по 0,7-1 кг),
  9. салат Оливье (больше, чем на Новый год, объем в 3 литра),
  10. салат из помидоров и огурцов (по 2 кг + зелень и лук),
  11. бутерброды с красной рыбой (1 большая) на сливочном масле (пачка) и ломтиком огурца (возьмите из тех, что на салат);
  12. яблоки (2 кг), нарезаные дольками,
  13. хлеб, булочка (по 2 шт.),
  14. 2 вида конфет (по 2-3 конфеты на каждого гостя, всего около 1 кг),
  15. сладкие готовые рулеты (4 шт.);
  16. вишневый кисель (4 литра).
  17. Из других напитков: минералка (4-6 бутылки, ориентируйтесь на погоду, лучше побольше), Кагор (3 бутылки) и водка (3 бутылки).

Людей осталось на поминки 20-25 и часть блюд до конца не доели. Котлеты исчезли почти все, вместе с ними большой популярностью пользовалась минералка. Осталось прилично салата из огурцов и помидоров, немного Оливье, бедрышки (треть), нарезка, рулеты, немного скумбрии и селедки. Водки и вина тоже осталось много от первоначального. Но это – смотрите, как у вас в семье принято.

Могу сказать, что всего было даже много, можно было помянуть и значительно скромнее. На 9 дней так и получается, приходят самые близкие (их же значительно меньше, чем в день похорон) и поминают за простым, сытным ужином.

Примерное меню для поминок на 40 дней

Например, на 40 дней были поминки из расчета на 12 человек, поминальный стол состоял из следующих блюд.

В это время проводятся литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Также подходят Благовещение Пресвятой Богородицы, четверг и суббота на Страстной седмице. Можно подать записку об упокоении на литургию. О том, возможно ли провести в конкретный день панихиду, нужно узнать в храме заранее. Если поминки в Великий Пост выпадают на наиболее строгие недели - первую, четвертую и седьмую, то на поминальный обед приглашают только ближайших родственников. Следует не забывать молиться за упокой и совершать в память о покойном хорошие дела, давать милостыню.

Церковь не запрещает собираться семье и друзьям усопшего. Но стоит помнить, что, согласно правилам, во время Великого поста рыбу допустимо употреблять на Благовещение и в Вербное воскресение. Растительное масло разрешено добавлять в пищу только по выходным и дням памяти самых почитаемых святых. Если среди приглашенных есть люди, строго придерживающиеся поста, следует позаботиться о специальных постных кушаньях. Задача поминального обеда – укрепить силы для совершения молитвы.

Традиционно постный стол включает солёные огурцы, кислую капусту, горох, картофель, каши без сливочного масла и молока, изюм и орехи. Бублики, баранки, сайки и прочий хлеб.

ПОМИНКИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ: КАКИЕ БЛЮДА ПОДАТЬ?

Славянские народы с давних пор готовят на поминальный обед кутью. Это очень простое в приготовлении блюдо из вымоченных и отваренных зерен пшеницы, изюма и меда. Позднее пшеницу стали заменять на рис. В постное время блины, без которых не обходятся поминки, пекутся без яиц и молока. Вкус от этого не страдает.

Компот – традиционный напиток. В давние времена он назывался «узвар» и готовился из засушенных фруктов и меда. В наши дни можно сделать компот из сушеных абрикосов либо из замороженных ягод, например, клюквы с сахаром или мочёной брусники. Не нужно заменять компот соками или газированной водой.

Еще одно важная часть трапезы – пироги. По традиции их дают после окончания обеда всем гостям. Для теста также не используются яйца. Начинкой может быть лук, щавель или грибы.

Первые блюда

Хороший выбор – отдать предпочтение супам, конечно, не на мясном бульоне. Можно добавить чечевицу или фасоль. Грибной суп с подсушенным хлебом будет аппетитным и приятным на вкус, не уступая привычному мясному кушанью.

Вторые блюда

Блюда с добавлением грибов можно подать и на второе. Например, потушить картофель с грибами или отварить его и полить грибным соусом, либо заменить картофель макаронами. Овощи, добавленные в рис, придадут вкуса и сделают блюдо сытнее. Готовится оно просто, как вегетарианский плов. Котлеты подойдут соевые либо приготовленные из капусты или моркови. Обжаренные в панировке котлеты приобретут отличный вкус и не уступят мясным.

Мочёные или соленые овощи, салаты без мяса и майонеза, винегреты подаются с первыми блюдами. Гарниром могут стать простые овощные салаты. Огурцы с помидорами, капуста с огурцами хороши для закусок.

Христианские поминки словно продолжают молитвы через вкушение пищи. Устройство поминального обеда считается милостыней от семьи умершего человека. Перед началом кто-то должен прочесть 17 кафизму из Псалтири над горящей церковной свечой. Затем читается «Отче наш». В поминальной трапезе обычно пользуются только ложками. По канону в пост запрещено спиртное, но в наше время на стол ставят водку, реже коньяк или красное вино. На краю стола оставляют рюмку с водкой, накрытую ломтем черного хлеба. Иногда это остается нетронутым в течение 40 дней.

Во времена Древней Руси готовили ещё и канун (сыту) из бобов с добавлением мёда и сахара, а также кисель. Сегодня выбор блюд остается за хозяйкой, хотя во время Великого поста он немного сужается. Не стоит забывать по окончании поминок раздать остатки гостям, чтобы они помянули умершего дома с теми, кто не пришел на поминальный обед.

Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.

Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста . Вот такой упрек действительно справедлив . И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост , и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.

Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)

Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.

Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.

Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.

Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением


Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой . Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.

Люди поминают своих умерших в том числе и в посты . При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста . Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.

Значение п
оста
в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.

Христианские посты бывают:

Однодневные – это

  • каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
  • крещенский сочельник;
  • день усекновения главы Иоанна Крестителя;
  • праздник Воздвижения Креста Господня.

Многодневных постов четыре:

Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.

Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.

Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.

Меню постных поминок

может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.

  1. Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое
    происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница».
    В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба , что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо . Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
  2. Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
  3. Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост . Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
  4. На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
  5. В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос . После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
  6. В поминальные пироги , кроме рыбной начинки
    , можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
  7. Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья . Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.

В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода . Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста , когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост .

Поведение на поминальных мероприятиях

в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев . Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.


Считается важным заказать службы
в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.

Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх