Что такое государственный мониторинг земель? Государственный мониторинг земель Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории

Дается трактовка такому понятию, как государственный мониторинг земель . Мероприятие является частью экологического мониторинга, проводящегося государственными органами во время исполнения контрольных функций по отношению к окружающей среде.

Согласно определению, государственный мониторинг земель представляет собой комплекс наблюдательных процедур, оценки и составления прогнозов с целью получения сведений о качественном состоянии земель, а также их количественных показателей, порядке эксплуатирования и состоянии почвенного слоя на участке.

Объектами мониторинга выступают все земельные зоны государства.

Следует отметить, что необходимость процедуры сводится к тому, что такие исследования помогают собрать не только полную информацию о конкретном массиве, но и составить прогноз относительно будущей эксплуатации земли, а также рекомендации по устранению проблем, связанных с нерациональным использованием площадей.

Задачи государственного мониторинга земель

В положениях законодательства описаны направления, с учетом которых и осуществляется мероприятие. Задачи государственного мониторинга земель представляют собой следующие аспекты действий контрольного органа:

  1. Определение перемен, которые произошли с землей, а также прогнозирование возможных изменений. Разработка предложений о предупреждении возможных негативных проявлений и устранения такого влияния.
  2. Передача госорганам данных о состоянии окружающей среды в части землепользования для дальнейшей реализации прав указанных ведомств, включая оформление полномочий по или в сфере .
  3. Подготовка сведений для государственных органов, с тем чтобы определить состояние земель для осуществления муниципального контроля.
  4. Обеспечение граждан, организаций, предпринимателей данными о состоянии окружающей среды, в сфере землепользования.

Классификация государственного мониторинга земель

В зависимости от целей мониторинга, мероприятие может быть представлено несколькими видами процедуры:

  • наблюдение за эксплуатацией земель;
  • проверка состояния земель.

При наблюдении за пользованием участком, выполняется контроль за эксплуатацией по его целевому предназначению, которое прописано в . Второй вид мониторинга проводится для того, чтобы выявить качественные и количественные показатели участка, с учетом сведений, полученных в итоге наблюдений за состоянием почвенного слоя, уровнем его загрязнения, захламления, вероятной деградацией земли. Также производится оценка и прогнозирование возможного ухудшения состояния наделов в будущем.

В том случае, когда речь идет о государственном мониторинге участков и , переданных в эксплуатацию для нужд сельхозназначения, данный вопрос регулируется

Результаты государственного мониторинга земель

Контроль осуществляется согласно установленному регламенту. Обязательным условием проведения такого мероприятия считается правильное оформление выявленных данных.

Сведения систематизируются и хранятся в специально организованном государственном фонде данных государственного экологического мониторинга. Согласно имеющимся правилам дальнейшего пользования данными, вся собранная информация является общедоступной.

Для получения сведений достаточно сделать официальный запрос и направить в данный фонд.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель

Мониторинг проводится согласно регламенту, определенному уполномоченным органом Правительства РФ. Порядок осуществления процедуры следующий:

  1. Уполномоченное ведомство оформляет специальное распоряжение, согласно которому выполняется контроль конкретного участка.
  2. Проводится внешнее наблюдение, осуществляются дополнительные исследования, позволяющие выяснить качественные и количественные показатели площади. Работы ведутся при помощи самых различных методов.
  3. Полученные сведения формируются в виде заключения. В документе указываются не только сведения о реальном состоянии почвы, но и вероятный прогноз изменения состояния территорий в будущем.
  4. Документ передается в фонд хранения информации по госмониторингу.
  5. В случае необходимости, должностное лицо составляет предложение об устранении проблем, связанных с эксплуатацией и состоянием земельного надела.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Государственный мониторинг земли является процедурой, в рамках которой выполняется наблюдение за конкретными земельными участками.
  2. Наблюдение со стороны государства проводится при помощи различных методик и способов получения необходимых сведений. Мероприятие является частью процедуры под названием экологический мониторинг.
  3. В рамках государственного мониторинга определяются качественные и количественные характеристики земли, проводится оценка и составляется прогнозный план будущего использования участка.
  4. Объектами наблюдения считаются все участки, находящиеся в пределах страны.
  5. Перед мониторингом со стороны государства стоят конкретные задачи. По большинству они сводятся к предоставлению необходимой информации о состоянии окружающей среды в рамках землепользования. Также данные, полученные во время наблюдения, могут быть использованы государственными органами для дальнейшего распоряжения земельными участками.
  6. Различаются виды мониторинга : по определению состояния земли и для контроля целевого использования. В первом варианте определяются качественные показатели почвы и самого надела, а во втором предполагается установление степени соответствия эксплуатации целевому назначению территории.
  7. Итоги мониторинга формируются в виде специального отчета и передаются на хранение в специальный фонд. Материалы являются общедоступными. Для получения сведений достаточно оформить официальный запрос.
  8. Помимо непосредственного наблюдения, надзорный орган может составить предложение по ликвидации проблем, возникших относительно массива земли, а также рекомендательные пожелания по устранению причин, являющихся основанием для возникновения негативного влияния на землю.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному мониторингу земель

Вопрос: Добрый день, меня зовут Олеся. Я хотела получить в пользование земельный участок, и когда обратилась в администрацию, мне на выбор предложили три участка . Прежде чем оформить документы, я бы хотела узнать, каково качественное состояние каждого массива и каковы прогнозы в отношении земель в целом. Как оказалось, это возможно сделать, путем обращения к экспертам и заказа необходимого исследования. К сожалению, данная процедура является очень дорогостоящей, а я не располагаю необходимой суммой.

Подскажите, возможно, ли это сделать другим способом и что требуется от меня?

Ответ: Уважаемая Олеся. Согласно ст. 67 ЗК РФ , в рамках процедуры государственного мониторинга выполняется систематическое слежение за состоянием и целевой эксплуатацией площадей.

То есть, все действия, произведенные с наделами, и информация, полученная в процессе наблюдения, фиксируется, аккумулируется в одно заключение и передается на хранение в специально созданный фонд.

Согласно законодательству РФ, сведения, находящиеся в данном фонде, являются общедоступными и относятся к разряду данных, которые можно использовать далее, для оформления договоров, составления актов, распоряжений и иных мероприятий с конкретными земельными зонами.

Таким образом, вы можете обратиться с запросом в данный фонд и получить исчерпывающие сведения о предложенных вам участках. Если представленная информация не сможет вас удовлетворить, то стоит отказаться от оформления договора в отношении предлагаемых наделов.

Благосостояние общества на всех стадиях развития зависит от умения людей распоряжаться незаменимым природным ресурсом – землей. В отличие от прочих производственных факторов, она неперемещаема и пространственно ограничена. Земля выступает в качестве основы материальных благ, важнейшего элемента природной среды. Ей свойственны количественная, качественная и территориальная неоднородность, изменчивость характеристик.

Значение ресурса

Общественная роль земли наиболее полно раскрывается в сельскохозяйственной сфере. Здесь производственный процесс имеет непосредственную связь со свойствами этого ресурса. Земля выступает в качестве сельскохозяйственных угодий, отличающихся различным плодородием: эффективным (экономическим) и натуральным. Являясь средством труда, ресурс характеризуется продуктивностью растений и качеством почвы. Выступая как предмет деятельности, он отличается пространственными и технико-технологическими свойствами. От грамотного и рационального использования почвы зависит эффективное функционирование всех народнохозяйственных отраслей, а также благосостояние общества.

Проблемы ресурса

В настоящее время отмечается постоянное увеличение потребности в землях для реализации несельскохозяйственных задач. Лучшие территории практически полностью освоены или распределены между населенными пунктами, промышленными предприятиями, дорогами, трубопроводами, аэродромами, линиями связи. Используются земли и для утилизации бытовых, производственных и сельскохозяйственных отходов.

Эффективное решение

В связи с вышесказанным перед государством стоит важнейшая задача. Аппарат управления должен обеспечивать охрану окружающей среды. Сюда, кроме прочего, относится в целом рациональное природопользование и использование земли в частности. Для этого сформирована комплексная система наблюдения за состоянием ресурсов, оценки и прогноза вероятных изменений под влиянием антропогенных факторов. Задачи государственного мониторинга земель – это регулирование качественного состава окружающей среды, обеспечение продуктивности ресурсов, предотвращение их загрязнения.

Сущность системы

Государственный мониторинг земель и землеустройство предполагают применение особых мер по повышению плодородия почвы, интенсификации пользования, снижению антропогенного влияния на ресурс. Наблюдения позволяют своевременно выявлять изменения, прогнозировать и вырабатывать рекомендации по устранению и предотвращению негативных последствий влияния, обеспечивать деятельность по ведению кадастра.

Цели

Государственный мониторинг земель представляет собой систему, исполняющую функции по информационному обеспечению экологической устойчивости. Перед принятием решений по поводу действий, связанных с ресурсом, необходимо провести анализ большого количества достоверных и периодически обновляемых сведений о его состоянии. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения выполняется для получения необходимой информации, устранения каких-либо неопределенностей, выявления недостатка данных. В связи с этим выделяют следующие направления программ:


Ключевые моменты

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя:

  1. Организацию и проведение наблюдений за качественными и количественными показателями (их комплексом), которые характеризуют состояние ресурса, а также за источниками загрязнения и их воздействием на окружающую среду.
  2. Оценку экологического (фактического) состояния почв.
  3. Контроль качества ресурсов, вод, грунта при неблагоприятной сельскохозяйственной деятельности, спровоцировавшей ухудшение свойств ресурсов, эрозию, быстрое снижение плодородия на больших площадях, а также прогноз дальнейшей ситуации.
  4. Выявление новых источников загрязнения, определение динамики их влияния, анализ вероятного развития процессов, негативно воздействующих на окружающую среду.
  5. Проверку соблюдения правил и норм, установленных стандартов качества ресурсов при их использовании.
  6. Разработку рекомендаций и планирование мероприятий по рациональному землепользованию, понижению уровня загрязненности.
  7. Прогнозирование мер по предотвращению ущерба, оценку предполагаемого состояния.
  8. Своевременное предоставление сведений органам госвласти, местного самоуправления, физическим, юридическим лицам.
  9. Надзор за исполнением мероприятий.

Под выполнением задач следует понимать осуществление определенных действий на пути к достижению поставленных целей. Грамотно составленная программа предполагает только те решения, которые не выходят за рамки вопросов. Государственный мониторинг земель должен быть правильно организован. Только в этом случае можно добиться эффективности от проводимых мероприятий. На практике можно в течение многих лет вести государственный мониторинг земель в том или ином регионе, но не получить желаемых результатов. При этом предварительное исследование ситуации, оценка вероятных последствий, проведение нескольких измерений могут способствовать быстрому выявлению проблемы.

Основные процедуры

Государственный мониторинг земель является систематическим комплексным наблюдением за состоянием окружающей среды, почвы в частности. Ранее многочисленные исследования и съемки, которые выполнялись ведомствами и министерствами для анализа фонда, осуществлялись разобщенно. В качестве основы выступали нормативно-технические документы. Однако главным источником получения сведений при проведении оценки считаются данные, которые специалисты получают при непосредственном наблюдении за окружающей средой. Потребность в получении дополнительной, новой или более конкретной информации появляется на всех стадиях анализа природного состояния. В связи с такой исключительной ролью наблюдений в некоторых случаях сам этот процесс именуют мониторингом.

Статус программы

Государственный мониторинг земель выполняет связующую и базовую роль среди прочих аналогичных программ, что и определяет его статус. Такой подход позволяет обеспечить получение комплексных сведений о состоянии ресурсов и значительно сократить расходы на устранение вероятных негативных процессов. Объектами государственного мониторинга земель являются все территории страны, вне зависимости от формы собственности на участках. Реализация программы в обязательном порядке осуществляется в соответствии с уровнем административно-территориального деления. Государственный мониторинг земель проводится для всех категорий участков, вне зависимости от характера и режима их использования. Он выступает как составная часть единой информационной системы страны, содержащей данные о состоянии природных ресурсов и окружающей среды.

Классификация

Существуют определенные виды государственного мониторинга земель. Одним из основных, как выше было сказано, является наблюдение. Среди прочих стоит отметить разного рода лабораторные анализы химического состава почв, сравнение данных и построение графиков по динамике изменений, съемку, обследования, изыскания и т.д.

Все мероприятия, которые проводятся в рамках мониторинга, характеризуют следующие изменения:

1. Площадей и границ; участков, полей, угодий; административно-территориальных образований и прочего.

2. Состояния почв. В данную категорию входят:

  • развитие ветровой и водной эрозии;
  • деградация почвы на пастбищах;
  • опустынивание;
  • переувлажнение, заболачивание;
  • закустаривание, зарастание пашни;
  • засоление;
  • разрушение агрегатов почвы;
  • формирование пылеватой бесструктурной дефляционно опасной поверхности;
  • загрязнение пестицидами, химическими рассеянными элементами, тяжелыми металлами;
  • изменение гумусового запаса и прочие.

3. Состояния рельефа, геологической среды, гидрографической сети, водного баланса, гидробиологического и химического составов, береговых морских, озерных линий. Сюда в том числе относят изменения, спровоцированные:

  • подвижными песками;
  • русловыми процессами;
  • землетрясениями;
  • селевыми потоками;
  • отработанными и действующими карьерами;
  • терриконами;
  • проседанием поверхности;
  • нарушением земли;
  • разрабатываемыми торфяниками и т.д.

4. Состояния растительности (многолетних насаждений, лесов, пастбищ, посевов и прочего) по фенологическим признакам (стадиям развития, фазам, срокам наступления), биомассе, фитопатологическим очагам, площадей, входящих и не входящих в Гослесфонд, покрытых (вырубки, гари) и не покрытых лесом (резервы угодий).

5. Состояния земель, которые подвержены негативному влиянию промышленных объектов. К ним в том числе относят:

  • населенные пункты;
  • очистные сооружения и сельскохозяйственные предприятия;
  • мелиоративные системы;
  • транспорт;
  • площадки для компостирования удобрений, навозохранилища, склады ТСМ, сыпучих удобрений, свалки, скотомогильники, места захоронения физиологически- и радиоактивных отходов, стоянки автотранспорта.

Указанные изменения могут быть выражены в относительных либо абсолютных интегральных показателях за конкретный период. К примеру, это может быть потеря гумуса на один гектар, процентное соотношение, интенсивность и степень деградации покрова почвы и прочие параметры.

Доступ к ресурсам

Его регламентирует ст. 12 ФЗ №24 (от 20 фев. 1995-го года). Согласно положениям, всем гражданам, органам государственного, территориального управления, общественным объединениям и организациям даны равные права на доступ к информационным ресурсам. Они используются при ведении кадастра, регистрации прав собственности, выполнении землеустройства, планировании эффективного пользования землями, проведении землеустройства, принятии решений, связанных с организацией сельскохозяйственных работ, определении штрафов за нарушения действующих правовых норм, биологическое заражение и загрязнение почвы и прочем.

Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земельного фонда. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) (ст. 67 ЗК РФ).

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Содержание государственного мониторинга земель:
    1. сбор информации о состоянии земель, ее обработка и хранение;
    2. непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
    3. анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Задачи государственного мониторинга земель:
    1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
    2. информационное обеспечение государственного земельного надзора, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
    3. обеспечение информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
    • федеральный;
    • региональный;
    • локальный.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом - Министерстве природных ресурсов и экологии РФ (см. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404).

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель (см. Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утв.

Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491 "О мониторинге земель" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 4, ст.183).

Положение
об осуществлении государственного мониторинга земель
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации (далее именуется - мониторинг), являющегося частью государственного мониторинга окружающей среды.

2. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

3. В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

4. Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

5. Мониторинг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Регулирование деятельности в сфере ведения мониторинга осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России.

6. Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

7. Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

8. Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);

в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

9. Федеральная служба земельного кадастра России, ее территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

10. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

11. Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Федеральной службы земельного кадастра России и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Федеральной службой земельного кадастра России.

12. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию c заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации.

13. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Порядок предоставления указанных данных определяется Федеральной службой земельного кадастра России.

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 67 ЗК РФ

Статья 67 ЗК РФ. Государственный мониторинг земель (действующая редакция)

1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

4. Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

5. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх