Что такое коррупция и способы борьбы с ней. Что такое коррупция простыми словами Борьба с коррупцией кратко

Цикл лекций, дискуссий и мастерских, посвящённых борьбе с коррупцией, который продлится до июня 2017 года. Эксперты будут разбираться, почему Россия занимает первые местах в мировых рэнкингах коррупции, как с этим бороться и помогут ли в этом независимые антикоррупционные расследования. Первую лекцию цикла 27 октября прочитала вице-президент Transparency International Елена Панфилова. «Секрет» посетил это выступление и публикует его главные тезисы.

О коррупции в России

Некоторые российские политики пытаются преуменьшить проблему коррупции. Вице-премьер Игорь Шувалов во время выступления на сочинском форуме «Валдай» раскритиковал главу правительства Дмитрия Медведева за то, что тот, будучи президентом, привлёк слишком много внимания к этой теме. Лучший ответ Шувалову сформулировал ещё Альберт Эйнштейн. Учёный считал: когда речь идёт о вопросах правды и справедливости, не существует разницы между маленькими и большими проблемами. И те, кто не воспринимает правду серьёзно в маленьких вопросах, не имеют права рассчитывать на доверие в вопросах больших.

Коррупция убивает. Об этом не любят говорить. Ну домик у него, ну яхта, ну и что? Он же никого не убил. А вот откуда мы это знаем? Откуда мы знаем, что на яхту не пошли деньги, которых не хватило кому-то на кардиостимулятор или на хорошую дорогу и из-за этого кто-то разбился. Откуда мы знаем, что там нет средств, которых не хватило на хороший бетон для той казармы, которая рухнула в Омске? 17 человек погибло. И когда говорят, что коррупция белая и пушистая, как плесень, вот скажите это мамам этих молодых ребят.

Коррупция бывает разная. Есть бытовая коррупция. И тут в целом понятно, что делать. Надо ловить взяточников. Понятно, что делать и с административной коррупцией. Надо снижать, к примеру, давление на бизнес: это все знают и когда хотят - умеют. Это показал кризис 2008 года. Тогда взяли и поменяли законодательство про администрирование бизнеса - и пошли деньги в экономику.

Но по-прежнему нет ответа, что делать с коррупцией высших должностных лиц. Исторических примеров, когда правоохранительная система возбудила дела на действующих президентов, премьеров, председателей Верховного суда, - таких случаев практически нет. Там же не на чем ловить. Там не дают конвертами. Там не монетарная коррупция, а злоупотребление влиянием, сложные системы перевода электронных денег, торговля должностями, фаворитизм, кумовство. Многие коррупционеры повязаны родственными связями. Коррупция в России - это цепочка взаимной лояльности по принципу «я знаю, что ты знаешь, что я знаю».

О возможности борьбы

Коррупция порождает убеждение, что нет и не должно быть верховенства закона. Люди неизбежно попадают в конфликтные ситуации. Чтобы каждый раз не начиналась гражданская война, обществу нужна уверенность, что не всё покупается и продаётся.

Коррупция убивает качество жизни людей. Как физически, так и на уровне доверия. Если человек настороженно относится к врачу или полицейскому, о каком качестве жизни вообще может идти речь?

Коррупция крадёт средства. В коррумпированном государстве разворовываются средства на устойчивое развитие в будущем. А топтаться на месте - это худший сценарий для страны. Стабильность - это начало конца. После неё начинается увядание, гниение и разложение.

Когда люди видят, что законы по борьбе с коррупцией приняты, все говорят правильные слова, но при этом ничего не меняется, возникает кризис доверия, который подрывает общественную мораль. Общество начинает распадаться, фрагментироваться, граждане перестают доверять сначала государству, потом общественным организациям, потом журналистам, потом друг другу. И страна может называться условно страной, но общества в ней нет. Если начал бороться с коррупцией, это нельзя бросать, потому что цинизм порождает новый виток социальных вызовов и потрясений, которые приводят к очень тяжёлым конфликтам и последствиям.

Ловить упырей - провести расследование, поймать и вытащить на свет за ушко - это увлекательно

Ловить упырей - провести расследование, поймать и вытащить на свет за ушко - это увлекательно. Но настоящая антикоррупция - это построение системы предотвращения взяточничества, казнокрадства, потому что упыри, как тараканы, быстро самовоспроизводятся. Если её не построить, то можно бесконечно бегать за ними с тапком.

О гражданском самосознании

Люди ценностно совершенствуются быстрее, чем государство осознаёт их способность к этому развитию. Во многих странах мира власти погрязли в так называемой Realpolitik (курс на политику силы, основанную на реальности, а не на представлениях идеалистов о том, какой она должна быть. - Прим. «Секрета»). Там есть место выгоде, но нет места ценностям. А когда они вступают в противоречие друг с другом, люди начинают совершать порой алогичные поступки. В Европе государства пытаются отгородиться от мигрантов высокими заборами, а в ответ их граждане стараются накормить всех прибывших беженцев домашней едой. Так правда и справедливость вдруг превращаются из абстрактных понятий в орудия борьбы.

Общество начинает понимать, что одним из основных антикоррупционных инструментов является осознанная гражданственность. Когда человек осознаёт себя не просто жителем территории, который платит налоги, потребляет товары и услуги, а ещё и определяет себя как гражданина. И не раз в пять лет, когда ему дают бюллетень, а живёт с этой мыслью каждый день. Сейчас мы действительно видим кратный рост количества людей, которые начинают заниматься общественным контролем. Отсюда же и гражданская антикоррупция. Эти процессы здорово пугают устоявшиеся заскорузлые и неработающие институциональные элементы государственной машины, в том числе машины антикоррупционной.

В нашей стране законодательство по борьбе с коррупцией - одно из самых неплохих в мире, но на бумаге. Проблема заключается в правоприменении. Законы, сколько бы их ни приняли, сами по себе с коррупцией не борются. К ним должны прилагаться руки. Исключительно институциональный подход здесь не работает.

О значении независимых расследований

Власть всегда закрывала глаза на общество, но теперь у граждан есть козырь - данные. К примеру, «панамское досье», а до него люксембургское, и швейцарское, и множество других публикаций изменили мир антикоррупции. Их делали ценностно-ориентированные гражданские активисты, журналисты, общественные организации, потому что впервые в истории появились новые технологии, которые дают возможность этим заниматься.

После публикации «панамского досье» всего через несколько дней Россия присоединилась к системе автоматического обмена новой информацией. То есть общественное расследование подтолкнуло государство сделать то, чего оно само не хотело. Власть поняла, что опаздывает, что граждане знают больше, чем она.

Мы близки к созданию глобальной базы доходов и имущества публичных должностных лиц. Не сегодня, может быть, через год, два, три, пять. Технологии позволяют, а значит, это обязательно произойдёт. Тогда каждый сможет узнать достоверную информацию о всех вкладах, домах и яхтах любого российского чиновника, о его офшорных богатствах.

Никто никогда не занимается коррупцией просто так. Всегда в конце есть либо имущество, либо финансы. Открытые данные стали осознанно использоваться обществом в качестве инструмента влияния на властные структуры. В этом и есть будущее борьбы с коррупцией.

Фотография на обложке: предоставлена пресс-службой Transparency International - R

Раздел 1. История коррупции.

Раздел 2. Типология.

Раздел 3. Вред от коррупции .

Раздел 4. Причины.

Раздел 5. Борьба с коррупцией .

Раздел 6. Экономический анализ коррупции.

Раздел 7. Области распространения коррупции.

Раздел 8. Коррупция в зеркале российских СМИ: от серьезного до курьезного.

Коррупция — это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной дохода, противоречащее законодательству и моральным установкам.

История коррупции

В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.

На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: "Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции". В этот время в римском праве появился специальный термин, который был синонимом слов "портить", "подкупать" и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных

Районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли

Добыча природных ресурсов

продажа государственных активов, в особенности государственных предприятий

Предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности

контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.)

Назначение на ответственные посты в органах власти.

Приведённые ниже формы коррупции относятся в первую очередь к судьям, однако в случае административных правонарушений могут относиться и к должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела (органам внутренних дел, органам пожарного надзора, налоговым, таможенным органам и т. д.)

«Вилки» в законодательстве. Многие нормы позволяют судье выбирать между мягкой и жёсткой мерами наказания, чтобы он мог максимально учесть степень вины, тяжесть правонарушения и иные обстоятельства. При этом у судьи появляется рычаг воздействия на совершившего правонарушение гражданина. Чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку будет готов заплатить гражданин.

Альтернативное административное взыскание. Существуют нормы права с наложением альтернативного административного взыскания, например, или арест. От большинства норм - «вилок» их отличает не только более широкий диапазон наказаний (и, следовательно, более сильная мотивация у нарушителя к даче взятки), но и то, что правосудие осуществляют представители исполнительной, а не судебной, власти. Многие юристы полагают, что использование санкций подобного вида оправдано только в уголовном судебном процессе , но имеет под собой мало оснований в процессе административном: «Во-первых, судебный построен на принципах открытости (гласности), состязательности, устности и непосредственности разбирательства. При административном же производстве гражданин в большинстве случаев остается один на один с представителем власти. Во-вторых, даже самая высокая мера наказания за административное правонарушение не настолько тяжка для правонарушителя, как в уголовном праве, чтобы её имело смысл дифференцировать».

Переквалификация состава правонарушения. Другой разновидностью «вилок» является дублирование состава правонарушения в различных кодексах. Это открывает возможности для переквалификации совершённого правонарушения в более мягкую категорию (например, из уголовного - гражданское). Разграничить преступления и другие правонарушения часто сложно в силу размытости формулировок законодательства, и в таких ситуациях судьи (либо должностные лица) принимают решение по своему усмотрению, что открывает возможности для взяток и вымогательства.

Не денежные потери граждан. Некоторые нормы права могут вызывать коррупцию, если накладывают на индивида связанные с подчинением норме права потери. Даже в случае, когда сумма штрафа и взятки за преступление номинально равны, стоит заметить что оплата штрафа сопровождается не денежными издержками времени на совершение платежа в банке и предоставление в выписавшее штраф ведомство доказательств об оплате (квитанции). Вызываемые нормами права не денежные потери разнообразны и в различной мере неприятны для граждан. Также стоит учитывать, что не все граждане готовы защищать свои права в суде.

Вред от коррупции

Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает:

неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

неэффективность коррупционных денежных потоков с точки зрения экономики страны;

потери налогов , когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;

потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

разорение частных бизнесменов;

снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;

понижение качества общественного сервиса;

нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;

неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск аренды;

рост социального неравенства;

усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;

ущерб политической легитимности власти;

снижение общественной морали.

В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией (см. ниже): свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее индивидуальных прав граждан.

Так, некоторые люди отмечают, что существуют случаи, когда поведение и внешний вид человека являются сигналом для правоохранительных органов к задержанию человека с целью вымогательства взятки.

Существует также точка зрения, что к коррупции допустимо терпимое отношение. Согласно одному аргументу, в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Согласно другому аргументу, взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур. Таким образом, терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает в целом. Критики этой точки зрения возражают, что вследствие перечисленных выше причин, страны с высоким уровнем коррупции после периода роста рискуют утратить стабильность и впасть в нисходящую спираль.

Оптимальный уровень коррупции

По мере того, как государство искореняет коррупцию, на борьбу с коррупцией возрастают так, что для полной ликвидации коррупции придётся затратить бесконечные усилия. Сравнивая потери от коррупции и расхода на искоренение коррупции для каждого её уровня, можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери.

Кроме того, чрезмерное увлечение борьбой с коррупцией в ущерб устранению её причин способно лишить административную систему гибкости, а население гражданских свобод. Правящая группа может использовать карательное законодательство для усиления своего контроля над обществом и преследования политических противников.

Коррупция наносит многомиллиардные убытки международной торговле. Именно это стало одной из причин роста интереса к проблеме международной коррупции в последние годы. Так, американские фирмы-экспортёры утверждали, что они часто проигрывают выгодные контракты из-за того, что по закону не имеют права платить взятки заграничным чиновникам. Напротив, в большинстве стран ОБСЕ взятки иностранным партнёрам не только не запрещались, но даже могли быть списаны с выгоды при уплате налогов. Например, у немецких корпораций такие расходы составляли около 5,6 млрд. долл. в год (англ.). Ситуация изменилась только в конце 1997 г., когда страны ОБСЕ подписали «конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций». Во исполнение конвенции в течение последующих лет были приняты законы, явным образом запрещающие национальным компаниям давать взятки кому бы то ни было.

Причины коррупции

Фундаментальное противоречие

Производство любых благ требует затраты определённых ресурсов, который компенсируется средствами, полученными от потребителей этих благ. Зарплата служащих относится к числу издержек, покрываемых в конечном итоге за счёт приобретателя , однако их деятельность определяется волей начальства и работодателя. Это приводит к ситуации, когда приобретатель получает необходимую услугу или продукт от служащего, но не может напрямую повлиять на деятельность этого служащего. Частным случаем является общественное благо, которое оплачивается за счёт налогов и предоставляется государственными служащими. Несмотря на то, что работу чиновников фактически оплачивают граждане, их работодателем является государство, которое наделяет их правом принимать решения, затрагивающие конкурирующие интересы различных лиц, по закону.

В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна. Однако персона или группа, обладающая верховной властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает администраторов, которых она наделяет требуемыми полномочиями.

Она передаёт необходимые ресурсы, для которых устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. И здесь возникает следующая проблема:

Консервативность закона. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

Невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требует расходов, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальная ренда преобладает над рисками.

Данная проблема многократно воспроизводится в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых и т. д. Особенность систем с представительной властью народа состоит в том, что высшие должности занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие потерей власти на следующих выборах.

Причины высокой коррупции

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (см. следующий раздел). Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

Двусмысленные законы.

Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

Нестабильная политическая ситуация в стране.

Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

Профессиональная некомпетентность бюрократии .

Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Гипотезы о причинах высокой коррупции

Рассматриваются и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:

низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

государственное регулирование экономики;

зависимость граждан от чиновников, государства на определённые услуги;

оторванность бюрократической элиты от народа;

экономическая нестабильность, ;

этническая неоднородность населения;

низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

религиозная традиция;

культура страны в целом.

На сегодняшний день не существует единого мнения касательно подтверждения данных гипотез.

Так, повышение заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению коррупции. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет эффект. В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.

Одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополии . Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а, следовательно, возможности для поиска аренды . Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг.

Существует также ряд возражений данному аргументу. Во-первых, частный сектор не всегда в состоянии предложить удовлетворительное решение проблем, и в таких случаях большинство людей считает оправданным вмешательство государства. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для недобросовестного надзора и сбора государственной аренды. Таким образом, полное избавление от коррупции оказывается невозможным даже в открытой экономике. Во-вторых, процесс экономической либерализации осуществляется правительством, и поэтому по своей сути также является активным вмешательством в экономику (которое вдобавок может сопровождаться созданием источников коррупционного обогащения на приватизации). Поэтому на практике начальный период либерализации нередко характеризуется противоположным эффектом — всплеском коррупции. В-третьих, исследования показывают отсутствие зависимости уровня коррупции при либерально-демократической политической системе от того, придерживается ли руководство страны неолиберальной или социал-демократической идеологии. Более того, во многих странах с низкой коррупцией относительно большие и государственные расходы ( , Нидерланды, Скандинавия).

Основная причина коррупции - возможность получения экономической профита, связанной с использованием властных полномочий, главный сдерживающий фактор — риск разоблачения и наказания.

Коррупция является огромным препятствием на пути к экономическому росту и развитию.

Исторически коррупция происходит от обычая делать подарки, должностное лицо за результаты, достигнутые с помощью него. С древних времен, чтобы добиться расположения, дарили подарки. Подарок выделял человека среди других, и его прошение выполнялось. В первобытных обществах плата жрецу или вождю вообще была абсолютно нормальной.

Но государственный аппарат усложнялся, усилилась власть центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины - это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений.

Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими политическими партиями попадают на наркотический . С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Борьба с коррупцией

На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: , Гонконг, . Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические варианты, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы , не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции , тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.


Уже долгие годы представители различных слоев гражданского общества ведут жаркие дискуссии и активно спорят по поводу того, насколько эффективны и целесообразны используемые методы и способы в решении проблемы под названием: «борьба с коррупцией в России». Безусловно, ни у кого не вызывает сомнения, что мздоимство в нашей стране приобретает поистине угрожающие масштабы, парализуя функционирование практически всех институтов человеческой жизнедеятельности. Чиновничий бюрократизм является некой питательной средой для взяточничества. К сожалению, главной ценностью для представителей верхушки и политической элиты сегодня являются материальные ресурсы. Эта «болезнь» уже давно приобрела системный характер. Естественно, что борьба с коррупцией в России должна вестись все 24 часа в сутки. Но, вместе с тем, очень важно понять, адекватных ли мер в настоящее время придерживаются власти, чтобы искоренить вышеуказанное зло. Откуда оно вообще возникло и что собой представляет? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Историческая справка

Коррупция возникла много веков тому назад. Еще в древних сочинениях Индии, Китая, Египта и Месопотамии фигурирует это негативное явление.

Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14-го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство». В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.

Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Однако и после этого госслужащие низкого ранга не отказывались от получения денег за «определенные услуги», поскольку для них это было единственным способом выжить. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь–реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.

В 19 столетии тенденция распространения взяточничества в низших эшелонах власти только усилилась, и начальство на противоправные деяния своих подчиненных зачастую закрывало глаза, поскольку понимало, что зарплата мелкого чиновника оставляла желать много лучшего. Именно поэтому борьба с коррупцией в России того периода была малоэффективной.

В прошлом веке проблема мздоимства наблюдалась в первую очередь в сферах поставок для военных нужд и сделок с объектами недвижимости. И все это происходило на фоне разрастания чиновничьего аппарата.

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Понятие

В настоящее время вышеуказанная проблема продолжает дезорганизовывать экономику, государство и российское общество в целом.

Вообще, коррупция как социальное явление – это порча властных структур посредством ее подкупа. Другими словами, продажность чиновника, который лоббирует исключительно свои корыстные интересы – есть смысл мздоимства. С юридической точки зрения коррупционер – лицо, которое за деньги или прочие материальные блага совершает нужное действие или бездействие, используя свои должностные полномочия. Естественно, речь идет о госслужащих.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Классификация

Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.

Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.

Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Предпринимаемые меры

Несомненно, простого обывателя интересует то, какие методы борьбы с коррупцией в России предпринимаются в настоящее время и что можно усовершенствовать в этом плане.

Законодательство

Многие эксперты считают, что одна из мер по искоренению мздоимства – это ужесточение наказания за данный вид преступлений. И соответствующие поправки уже внесены в нормативно-правовую базу.

Госслужащих обязали фиксировать все свои заработки в декларациях. В результате такой меры ответственных постов лишились порядка 3 тысяч чиновников по состоянию на 2011 год.

Специальные органы

В целях уничтожения негативного социального явления был учрежден Совет при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В него вошел целый ряд высокопоставленных чиновников: Юрий Чайка, Сергей Собянин, Сергей Иванов. При прокуратуре был создан отдел по борьбе с коррупцией в России, сотрудники которого профилировались на раскрытии именно этого вида преступлений. Уже удалось привлечь к ответственности несколько региональных губернаторов и мэров.

Потенциальные меры безопасности

А что можно предпринять для улучшения ситуации? Какая нужна система борьбы? Коррупцией в России уже никого не удивишь. Однако борьба с ней может выйти на более качественный уровень, если начнут надлежащим образом исполняться принятые законы. Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ. Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Первое Антикоррупционное СМИ приглашает всех неравнодушных, кто столкнулся с фактами коррупции, к совместным действиям.

Если вы стали свидетелем коррупционного поведения должностных лиц или чувствуете, что можете стать жертвой, Первое Антикоррупционное СМИ рекомендует выполнить следующие несложные действия:

1.« ЗАФИКСИРУЙТЕ»

В борьбе с коррупцией главное - фиксирование. Без технического (аудио, видео, иного) документирования невозможно привлечь вымогателя к уголовной ответственности. Без зафиксированных показаний возможный преступник может обвинить вас в клевете.

Напомним: Коррупционеры постоянно совершенствуют механизм получения взяток и обеспечения своей безопасности, напрямую берут только у своих, проверенных в «деле» людей. С ними постоянно работает армия посредников с налично-безналичными схемами.

Фиксация процесса при этом становится сложнее.

2.«ВКЛЮЧИТЕ ДИКТОФОН»

Как только вы понимаете, что можете столкнуться с коррупционными проявлениями, включайте диктофон.Хотя лучше это сделать заранее. Запись всегда можно стереть, а получить доказательства — вот что самое главное.

Не пожадничайте, потратив деньги на покупку недорогого диктофона. Таким образом вы сможете обеспечить себе защиту: и не только в переговорах с чиновниками, но в общении с инспектором ДПС, в ДЭЗе и даже в школе и детском саду.

Понятно, что техника может быть разной, иногда нужна камуфлированная, профессиональная (это зависит от условий встречи и ваших возможностей).

«Проявите интерес»

В беседе с чиновником/посредником вести себя нужно спокойно, вежливо. Нервничать не надо. Основная концепция поведения — «вам нужно решить свой вопрос».

«Не прерывайте»

И когда вам начнут объяснять, что от вас требуется, и вы почувствуете признаки вымогательства взятки или коррупционной схемы, не прерывайте. Взяточнику не нужно объяснять противоправность его действий, ваша задача — зафиксировать его «предложение».

Иногда все детали проговариваются при первой встрече, и уже позвать на повторную беседу чиновника/посредника очень трудно или невозможно. Бывает и такое: весь процесс перетекает в следующие этапы, когда уточняются новые детали и условия по времени, месту, способу, сумме и т.д.

3.«ДЕНЬГИ ПОТОМ»

Не вздумайте передавать деньги сразу, если это не вопрос жизни и смерти, даже если вы зафиксировали весь процесс в лучшем виде. Если все сводится к моментальной передаче, то примените минимальное актерское мастерство: покажите, например, что почувствовали «чужие уши», или у вас просто нет с собой требуемой суммы.

Как правило, невозможно привлечь к уголовной ответственности без предмета взятки - главным образом, денег, хотя бывают случаи политической воли, но это исключение.

4.«ГАРАНТИИ РЕЗУЛЬТАТА»

Убедитесь, что если вы выполните условия, чиновник/посредник их тоже выполнит, нужно проговорить четко, за какое конкретно действие/бездействие чиновник получит взятку. Только фиксации суммы недостаточно, максимально зафиксировать нужно все условия «сделки».

Нужно склонить чиновника к обычной сделке. Если он гарантирует вам конечный результат и описывает механизм его достижения, то практически сам себе обеспечивает статью в УК РФ.

5.«ДОПФИКСАЦИЯ»

Если вам удастся взять у чиновника/посредника адрес электронной почты, мобильный телефон, иные каналы для связи. И все удастся зафиксировать/проговорить «под запись» — это будет дополнительным плюсом.

Важно! При переходе на неформальное общение и неофициальные каналы, шансы разговорить и зафиксировать этот разговор увеличиваются.

6.«НЕ ПРОВОЦИРУЙТЕ»

И когда закончите разговор на второстепенные темы, сгладьте ситуацию, проявите дружелюбность и готовность к постоянной работе со своим собеседником, расскажите о своих грандиозных планах и ресурсных возможностях.

Лучший вариант, когда преступники поймут, что вас можно и нужно раскручивать на деньги постоянно!

7.«В НУЖНОЕ МЕСТО»

И когда вы убедитесь, что запись у вас получилась, то сразу обращайтесь в профильный компетентный орган с учетом статуса и отраслевой принадлежности вымогателя. Дальнейшее документирование станет работой правоохранителей, хотя и с обязательным вашим участием.

Путешествуя по всем подряд дежурным частям непрофильных подразделений и ведомств, вы потратите время и нервы, рассказывая по нескольку раз одно и то же. Кроме того, повысите риск «утечки информации».

8.«НЕ ОТСТУПАЙТЕ»

Но если у вас не получилась запись, или вы ее просто не вели, задача усложняется, так как все равно придется добывать доказательства ваших слов. Здесь нужно применить дар убеждения, перенести встречу на другое время с возможностью повторения условий, но уже под контролем правоохранителей.

Сотрудники правоохранительных органов и судьи — не ясновидящие, и действуют в соответствии с УК РФ и УПК РФ. В их практике нередки случаи оговора и клеветы в адрес чиновников.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

кто кого

Невозможно придумать идеальный алгоритм действий на тот случай, когда у вас вымогают взятку. Это всегда индивидуальная работа, которая зависит от уровня подготовки и возможностей трех сторон: вашего участия, участия чиновника-коррупционера и представителя правоохранительного органа.

Куда сообщить о коррупции и пресечении противоправной деятельности чиновников —

Не делайте лишних движений!

Первое Антикоррупционное СМИ осуществит мгновенную связь с правоохранительными органами, а также предоставит информационную поддержку.

https://www.сайт/2016-11-22/korrupciyu_v_rossii_ne_pobedit_no_mozhno_prevratit_ee_v_korrupciyu_light

Метафизика коррупции

Коррупцию в России не победить. Но можно превратить ее в «коррупцию-light»

Алексей Улюкаев в Басманном суде МосквыИлья Питалев/РИА Новости

Российские новости полны сообщений об антикоррупционных расследованиях. Раньше поиск коррупционеров был прерогативой оппозиции, но в последние годы популярную повестку перехватили и в Кремле. Каждую неделю появляются сообщения о больших и малых начальниках, задержанных за взятки и злоупотребления: Улюкаев, Белых, Хорошавин, Гайзер - список огромен. Что вообще такое коррупция? Почему она так разрослась в России? Можно ли ее победить? Нужно ли это делать? Политолог Глеб Кузнецов разбирает явление с точки зрения общественной науки и мировой практики.

Что такое коррупция?

Коррупция - это форма общественного взаимодействия, связанная с нарушением формальных, «писанных» законов и правил в интересах участников этого неформального взаимодействия. Правила и законы появились не сами по себе, а, как нас учил Томас Гоббс, стали следствием общественного договора. То есть общепринятого соглашения между людьми. Это соглашение, в общем-то, целиком и до конца не нравится никому, но именно оно делает возможным сосуществование разных сил и групп интересов в обществе. Как писал Гоббс в «Левиафане»: «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». Причём «власть» - это не обязательно тиран и деспот, это просто система договорённостей, нарушение которых выводит тебя из этого общества.

По Гоббсу, людей объединяет общественный договор. Коррупция - нарушение правил этого договора

Так вот, коррупция как практика, нарушающая это соглашение, является прямой угрозой существованию самого общества. Коррупция создаёт пути обхода общественного договора и тем самым приближает нас к гобссову кошмару той самой «войны всех против всех». Мы неоднократно видели примеры, когда коррупция реально приводит к ужасным последствиям - то недовольный коммерсант придёт в мэрию подмосковного городка и расстреляет там вице-мэра с коллегами, то, напротив, полицейский убьёт недоплатившего ему коммерсанта.

В то же время коррупция зачастую оказывается органично вписанной в этот самый «общественный договор» (пусть и не в формальную его часть в виде «законов») и становится если не приемлемым, то традиционным и «консервативным» механизмом взаимодействия участников. Тогда она перестаёт быть собственно «коррупцией» и становится чем-то иным. Грань между коррупцией, «множащей хаос» и разрушающей ткань общества, и коррупцией - «традиционными отношениями» весьма тонка и подвижна. Особенно если учесть, что первая очень любит выдавать себя за вторую: все так делают, ибо «так испокон на Руси было».

Коррупция: два подхода

Существует два основных подхода к пониманию коррупции.

В первом - традиционном - подходе коррупция, безусловно, воспринимается как «зло», буквально «нарушение» - негативное явление, которое подлежит тотальному искоренению во имя процветания человечества.

Второй подход говорит, что коррупция - это органичная часть экономики, политики и самой сути жизни. «Какое же это нарушение, - возражают сторонники этого подхода, - если почти 100% людей так или иначе вовлечены в коррупцию?» Исходя из такого понимания, нарушением и ненормальностью становятся как раз «чистые» сделки, когда за ними не стоит ничего, кроме того, что предписано законом.

Следствием первого подхода являются бесконечные комиссии по борьбе с коррупцией, вялое общественное порицание и нелепые рейтинги этой самой коррупции, где лидерами неизменно оказываются врачи и учителя, так как чуть более чем полностью они задействованы в этой «неформальной экономике». Так формальный подход ставит на один уровень $2 млн Улюкаева и коробку конфет для нянечки в городской больнице. Это один и тот же факт коррупции, омерзительный, вредный и требующий адекватного наказания. Потому что коррупция - преступление, взимание мзды за те услуги, которые и без неё уже оплачены сполна строго в рамках существующих нормативных актов.

Второй же подход говорит, что коррупция - это нормально. Пётр Щедровицкий вообще сказал, что в России никакой «коррупции» нет и в помине, так как коррупция - это «атрибут капиталистического общества, а наше общество таковым не является, и ещё не известно, станет ли в обозримое время». То есть в нашем «феодальном» обществе все эти умные понятия «капиталистической политэкономии» неприменимы. А пока российская коррупция - это что-то вроде крестьянского оброка. И пока «крепостное право» у нас не отменят, будет и оброк. Симон Кордонский тоже, например, сторонник такого подхода, и с очень похожим обоснованием: коррупция - это отношения в классовом обществе, а у нас, мол, общество сословное, и коррупция превращается в «сословную ренту», связывающую разные сословия в целостность.

Но все эти отвлеченные дискуссии о природе коррупции в конкретном случае бессмысленны. Когда кто-то получил кулаком по лицу - можно, конечно, всё это с некоторого расстояния описывать как историческую неизбежность, взаимодействие социальных ролей в сословном обществе и указывать, что при царе Горохе били чаще и в основном кнутом, но с точки побитого, это по-прежнему остаётся больно и неприятно. И требует - как и случаи вымогательства, угроз уничтожения бизнеса, шантажа - ответа и защиты.

Каков реальный вред коррупции?

Но как её ни назови, коррупция, всё же несёт в себе настоящую угрозу. Проблема коррупции не в том, что она удорожает любые экономические взаимоотношения с участием власти (с этим вполне можно смириться, заложив дополнительные средства на обеспечение этих взаимоотношений), а в том, что она делает эти взаимоотношения непредсказуемыми. И это подрывает основы самого капитализма, который, как известно, строится именно на предсказуемости всех участников процесса, в полном соответствии с протестантской этикой, где все ходы уже определены Богом. Протестантская этика, породившая капитализм, как учит нас Макс Вебер, основана на представлении о безусловной предопределенности, «правильности» в смысле соответствия правилам любого события или явления.

Так что, возможно, максима Щедровицкого может быть верна и в абсолютно обратном смысле - не «у нас нет коррупции потому, что у нас нет капиталистического общества», а «у нас нет капиталистического общества, потому что капиталистические отношения сжирает коррупция».

Следствием этого является невозможность планировать и рассчитывать никакое экономическое и «бизнесовое» взаимодействие. Она рождает неопределённость, и эта неопределённость определённо вредна. В традиционных обществах вроде Китая и Индии коррупция органично вписана в систему тамошнего общественного договора - веками люди с самого детства понимают кому, за что и сколько нужно занести, а в бесконечно модернизирующихся обществах, вроде современной России, каждый бюрократ и проводник власти изобретает и вводит традицию по-новому, придумывает свои законы, ставки и процедуры. То ли ты сможешь открыть летнюю веранду своего кафе, то ли не сможешь - всё зависит от воли и жадности конкретного чиновника в городской управе. Это и рождает неопределённость и являет собой реальный вред коррупции.

Более того, особенно опасна коррупция именно в развивающихся обществах, находящихся в процессе модернизации, таких как российское.

Здесь каждое новое поколение стремится переделить всё, что выпало из рук старого, и коррупция здесь регулирует не отношения между собственниками какого-либо имущества (ресурсов, власти, чего угодно), но сама устанавливает эти отношения, наделяя одних богатством и лишая его других. В таких странах, как Россия, коррупция превращается из хронической вялотекущей болезни в настоящую раковую опухоль, грозящую погубить весь организм.

Надо ли бороться с коррупцией?

Бороться с коррупцией надо. Но победить её, к сожалению, невозможно. Люди, которые говорят, что в Европе, США, Сингапуре и где-либо ещё полностью искоренили коррупцию - не совсем понимают, что говорят. Конечно, более или менее она скрылась из виду, но никуда не исчезла.

Коррупцию просто загнали в жёсткие рамки, она стала институциализирована и предсказуема. Чиновник после увольнения получает место консультанта в крупной компании, родственники большого яркого политика не знают никаких карьерных проблем, дети лидера национального профсоюза становятся самыми молодыми парламентариями - и так далее. Коррупция стала респектабельной, приобрела благородную седину, стала предсказуемым и прозрачным для элиты фактором любого политико-экономического взаимодействия.

Кадр из телесериала «Карточный домик»

В Португалии, например, до сих пор горячо обсуждают случай давних лет о покупке португальским флотом двух подводных лодок у Германии. По мнению многих неравнодушных португальцев, это ярчайший пример коррупции в истории страны. Португалия купила совершенно ненужные ей лодки, и вскоре за этим последовал внезапный карьерный взлёт некоторых португальцев в различных евробюрократических структурах - премьер Баррозу пересел в кресло главы Еврокомиссии. Возможно, это совпадение? Может, да, а может, и нет. Тем более что прокуратура Германии вела долгое и ни к чему не приведшее расследование этой сделки на миллиард евро.

Но безнадёжность сражения вовсе не отменяет его жизненной необходимости. Загнать коррупцию в рамки, институционализировать её, сделать «предсказуемой», «просчитываемой» - вот настоящая задача для борцов с коррупцией.

Самый верный путь для этого - лишить её излишней кормовой базы.

Нужно шаг за шагом выводить из коррупциогенной среды важные элементы отношений в современном обществе. Если власть перестанет быть прямым участником рынка создания прав собственности - это будет смертельный удар по наиболее ресурсной российской коррупции. Если многочисленные госорганы со словом «надзор» в названии исчезнут или сократятся вместе со своими функциями - мы заживем в другой стране. Если наконец и безусловно запретить помещать под стражу обвиняемых по ненасильственным преступлениям, - драматизм изменений поразит любое воображение. Таким образом, коррупция постепенно сузится до социально приемлемой нормы, станет просто очередным правилом игры, но не её определяющим фактором.

Коррупция и неопределенность

Сама по себе коррупция не вредна и не полезна - это просто один из способов взаимодействия между людьми. Но там, где она создаёт пространство неопределённости, где она создает или может создать «право» в обход установленных законом процедур - она однозначно несёт вред. Неопределённость, порождаемая коррупцией, вносит неуверенность в завтрашнем дне, делает невозможным осознанное и планомерное движение вперёд. Как один из способов взаимодействия между людьми коррупция неистребима. Но минимизация её вреда, сужение пространства неопределённости - вполне посильная задача для человечества, даже той его части, что занимает 1/6 поверхности суши нашей планеты.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх