Дтп пешеход. ДТП по вине пешеходов: причины и анализ. Пешеход ушел с места происшествия

По вине пешехода :

  • переход проезжей части на красный свет светофора;
  • переход дороги вне пешеходного перехода.

Нарушения правил происходят из-за: спешки, незнания ПДД, алкогольного опьянения, неумышленное нарушение (ребенок выбежал на дорогу, играя) и т.д.

  • наезд на нерегулируемом пешеходном переходе;
  • при повороте у перекрестка или на съезде с дороги;
  • ДТП на регулируемом пешеходном переходе;
  • наезд вне пешеходного перехода.

Причин много: превышение скорости, невнимательность, алкоголь, плохое техническое состояние автомобиля и т.д.

Наезд на пешехода. Действия водителя

Сбивший пешехода, в обязательном порядке должен сделать следующее :

  • остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, оградить пострадавшего от движущегося транспорта;
  • вызвать «скорую» и ГИБДД, в особо тяжелом случае, доставить потерпевшего в больницу и вернуться назад;
  • если созданы неодолимые помехи для движения транспорта, необходимо наиболее полно зафиксировать ДТП с помощью фото- и видеозаписи и освободить проезд;
  • записать личные данные происшествия. Сообщить в страховавшую вас компанию о происшедшем;
  • дождаться прибытия сотрудника ГИБДД, и принять участие в оформлении первичных документов.

Права пострадавшего пешехода

Если пешеход не является виновным в ДТП, он может требовать компенсации затрат на лечение и реабилитацию. Кроме того потерпевший может подать иск о возмещении морального . В случае виновности пешехода в ДТП, эти права у него отсутствуют.

Действия пешехода после ДТП

Когда пешеход не сильно пострадал в дорожном происшествии и имеет возможность, ему следует зафиксировать данные очевидцев и заснять место ДТП.

ВАЖНО: обязательно дождаться прибытия сотрудников автоинспекции и проследить за составлением документов о дорожном происшествии. Пешеход не имеет права на получение копий документов, однако можно попросить сделать их фото на свой мобильный.

После наезда на пешехода, водитель скрылся с места ДТП

Если сбитый пешеход не получил серьезных повреждений и пребывает в сознании, ему нужно постараться запомнить приметы автомобиля (марка, цвет, номер и т.д.) Взять контактные данные свидетелей, если таковые имеются.

Сообщить о случившемся в ГИБДД. Дождаться приезда полиции и написать заявление о полученных повреждениях.

Пешеход ушел с места происшествия

Часто, сбитый пешеход, покидает место аварии.
Автовладельцу следует сообщить о происшествии в ГИБДД, дождаться их приезда, передать сотрудникам запись с видеорегистратора, если таковая имеется.

Если нет видеозаписи и свидетелей наезда, не уезжайте, полагаясь на удачу, ущерб, причиненный сбежавшему пешеходу часто бывает незначительным и ответственности вы не понесете.

ВНИМАНИЕ: водителю уезжать вслед за ним не стоит. Впоследствии потерпевший может написать заявление в полицию, и водителя посчитают аварии.

Судебная практика

В подавляющем количестве дел о наездах на пешеходов, ответственность в той либо иной мере, несет водитель, так как он использует средство повышенной опасности (автомашина). Суд всегда это учитывает.
При совершении наезда в пределах пешеходного перехода водитель признается виновным, так как п.14 ПДД устанавливает преимущество человека на пешеходном переходе.

Компенсация понесенного ущерба

Для возмещения ущерба за лечение и реабилитацию потерпевшему необходимо иметь:

  • документ, который подтверждает факт аварии;
  • заявление с требованием о выплате ущерба;
  • выписку из истории болезни о назначенных лекарствах, чеки и счета из медучреждений и санаториев, где проходил лечение и реабилитацию, потерпевший;
  • чеки на одежду, поврежденную при ДТП.

Эти документы передаются в страховую компанию виновника аварии. Через 20 дней , страховщик производит выплату денег пострадавшему, либо дает обоснованный отказ.

Вид ответственности за наезд на пешехода

Административная ответственность предусмотрена за:

  • причинение легкого вреда здоровью пешехода, т.е. лечение займет не больше 21 дня. Штраф 2500-5000 руб. или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет (ч.1 ст.12.24 КоАП РФ);
  • причинение средней тяжести вреда здоровью, т.е. утрата трудоспособности на срок более 3 недель. Штраф 10000-25000 руб. или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет (ч.2 ст.12.24 КоАП РФ).

Уголовная ответственность наступает за:

  • причинение тяжкого вреда здоровью, т. е. опасного для жизни человека. До 2 лет лишения свободы (ч.1 ст. 264 УК РФ);
  • причинение смерти потерпевшему – до 5 лет лишения свободы (ч.3 ст. 264 УК РФ);
  • Причинение смерти 2 и более лицам – до 7 лет лишения свободы (ч.5 ст. 264 УК РФ).

Дополнительно водитель лишается прав на срок до 3 лет.

Отягчающими вину обстоятельствами считаются: езда без прав, алкогольное опьянение, бегство с места ДТП.

Выплата ущерба за моральный вред

Сбитый пешеход испытывает не только физические, но и душевные страдания. Переживают за него родные и близкие. Все это в судебной практике именуется моральным ущербом, который тоже должен быть возмещен. Водителю, наехавшему на пешехода, не по своей вине все равно может быть назначена выплата морального ущерба. Пример из практики:

Гражданка Б. перебегала проезжую часть на красный сигнал светофора, в результате чего была сбита автомашиной под управлением водителя К. На момент происшествия гражданка Б. была беременна, в итоге плод погиб. Суд установил полную невиновность водителя автомобиля, т. к. потерпевшая грубо нарушила правила дорожного движения и тем самым подвергла себя опасности. Спустя полгода пострадавшая направила в суд иск о возмещении морального ущерба, в размере 400000 рублей. В итоге судья взыскал с ответчика 100000 рублей.

Оспаривание ДТП с участием пешехода

Виновные, не оспорившие нарушение в ГИБДД, могут исправить положение. Для этого надо обратиться в суд с иском о проведении независимой экспертизы. Более того возможно оспорить уже вступившее в силу решение об административном правонарушении.

ВАЖНО: для оспаривания ДТП нужны серьезные доказательства (фотоснимки, показания очевидцев и т.д.)

Из судебной практики видно, что сразу такие дела редко завершаются победой. Чаще вопрос успешно решается в судах второй (а то и третьей) инстанции. Однако оспаривать ДТП, в котором вы не виноваты, безусловно, стоит.

Возможность избежать наказания если сбили пешехода

Водитель освобождается от уголовной или административной ответственности, если доказано, что виновником ДТП стал пешеход (даже в случае смертельного исхода). Однако суд может вынести решение о компенсации вреда здоровью и морального ущерба, нанесенного пешеходу (ст. 1079 ГК РФ). В свою очередь автовладелец может взыскать с пешехода средства на ремонт автомобиля.

Из всего вышесказанного видно, что в подавляющем большинстве случаев, за наезд на пешехода, водитель несет тот или иной вид ответственности! Пешеход за участие в ДТП, расплачивается своим здоровьем, а нередко и жизнью. Внимание на дороге и соблюдение ПДД, во многом обезопасит существование всех участников дорожного движения.

Полезное видео

Здесь рассказывается о том, какое наказание последует водителю за сбитого пешехода:

Человек, управляющий автомобилем должен быть предельно внимательным, в таком случае возможность совершения аварии снижается в несколько раз. За 2017 год было совершено почти 17 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием пешехода, и почти тысяча из них погибла. Какие действия должен предпринять пострадавший при таком ДТП? Куда обращаться за возмещением вреда здоровью? Каков алгоритм действий пешехода и водителя при аварии? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Порядок действий пешехода

Пешеходам следует принимать решение о дальнейших действиях после аварии, исходя из обстоятельств произошедшего. Если водитель оказался порядочным человеком и оказывает помощь потерпевшему, то действовать надо в соответствии с ситуацией. Бывает такое, что вред здоровью причинен незначительный и выражен в ссадине или синяке, тогда имеется возможность решить вопрос, не вызывая ДПС. Когда вред здоровью причинен в значительной степени, то потребуется вызвать и дождаться ГИБДД и скорую помощь. Сотрудники по прибытии проведут осмотр места аварии и оценят тяжесть вреда.

В ситуации, когда авария происходит за пределами пешеходного перехода, у водителя имеется возможность доказать факт, что в случившемся виновен пешеход. Тогда можно требовать с него возмещения за вред, причиненный авто и привлечения виновника к ответственности. Доказательная база может быть построена на показаниях свидетелей, записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Авария может произойти в то время, когда человек двигается по пешеходному переходу. Бывает, что водитель скрывается с места ДТП, в таком случае пешеходу потребуется:

  1. Запомнить марку автомобиля или государственный номер.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД и скорой помощи. В ситуации, когда повреждения пешеходом получены незначительные, лучше всего будет дождаться полицию и сообщить детали аварии.
  3. Записать данные очевидцев случившегося. Это потребуется, чтобы иметь возможность подтвердить версию пешехода в суде.
  4. Написать заявление с просьбой привлечь виновника к ответственности.
  5. Проверить состояние здоровья с помощью медицинских исследований.

При наличии у водителя страховки, причиненный урон возмещается за счет ОСАГО. Если выплаченной суммы не достаточно - необходимо обратиться к водителю с требованиями о возмещении недостающей части. Обращение может быть в добровольном порядке либо через суд. Пострадавший имеет возможность требовать с водителя возмещения понесенных им денежных расходов на лечение, восстановление, за утрату трудоспособности, пропуски на работе. Также возмещению подлежит моральный ущерб, причиненный жертве. Для этого требуется обратиться с исковым заявлением в судебные органы. Дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Все выдвинутые требования необходимо подтвердить с помощью документации, чем являются больничные, чеки на приобретение лекарств и прочее. Сумма морального ущерба устанавливается пострадавшим, однако суд при рассмотрении дела руководствуется правилами разумности.

Если человеку в результате ДТП был причинен вред, который относится к категории тяжких, следствием чего он стал инвалидом либо на длительный период времени утратил возможность осуществлять трудовую деятельность - виновный привлекается к ответственности согласно санкциям статьи 264 УК РФ. Наказание предусматривается в виде лишения свободы на два года и лишение прав на три года. Когда вред здоровью небольшой тяжести или расценивается, как средний и не связан с риском для жизни - виновный отвечает в пределах, указанных в административном законодательстве.

Как поступить водителю?

В случае, когда произошло ДТП с участием пешехода, водителю нужно выполнить действия, прописанные в законодательстве. Изначально автолюбитель должен заглушить машину и не двигать ее с места, установить знак аварийной остановки. Пешехода нужно оградить от других машин, с целью защиты от причинения ему более серьезных повреждений. При необходимости пешеходу оказывается медицинская помощь. Если возникла экстренная ситуация, то требуется доставить потерпевшего в больницу на своем автомобиле или воспользоваться помощью проезжающих мимо. При этом нужно учитывать, что если перемещать человека, то ему могут быть причинены более серьезные травмы.

До приезда ГИБДД нужно зафиксировать на фото- и видеозапись обстановку происшествия. Если авария произошла за пределами пешеходного перехода - на фото должно быть четко видно отсутствие соответствующих дорожных знаков. Если имеются очевидцы, необходимо сохранить их данные, чтобы иметь возможность использовать их показания в суде. После прибытия сотрудников полиции, нужно принять участие в составлении документов, относительно ДТП. Изначально в устной форме излагаются обстоятельства произошедшего, при наличии подтверждения слов водителя в форме видеозаписи, свидетельских показаний - нужно сообщить инспектору. При составлении сотрудником схемы аварии требуется проследить за правильностью проведения замеров.

С конца 2017 года сотрудники ГИБДД не выдают справок о ДТП. Вместо них в страховую компанию или другое учреждение (например, суд) необходимо предоставить копию протокола, составленного на месте аварии.

Если пешеходу причинены травмы, то решается вопрос о возбуждении уголовного или административного дела, в зависимости от тяжести урона и проводится расследование. В отношении водителя в обязательном порядке проводится освидетельствование на предмет опьянения. Отказаться от данной процедуры нельзя, в противном случае на автолюбителя налагается штраф, и он лишается прав.

Далее сотрудниками ДПС назначается время для явки участников аварии в отделение для дачи показаний. В таком случае, прежде чем давать показания, требуется проконсультироваться со специалистом. В объяснении подробно перечисляются обстоятельства аварии, указываются данные очевидцев и прочие доказательства, которыми обладает водитель. При отсутствии на месте наезда пешеходного перехода данное обстоятельство обязательно должно быть отражено в документах (протоколе, акте осмотра места происшествия).

При возникновении необходимости можно подать ходатайство о вызове свидетелей на опрос. У автолюбителя есть возможность пользоваться помощью адвоката на протяжении всего рассмотрения дела. Решение о возбуждении уголовного или административного дела связано с результатами экспертизы тяжести вреда, причиненного пешеходу. Если водитель не виновен, то принимается решение об отказе в возбуждении дела.

Заключение

В случае ДТП с наездом на пешехода алгоритм действий может различаться в зависимости от степени тяжести аварии. Если водитель авто не пострадал, он должен действовать по стандартной схеме - остановить машину, вызвать службы спасения, убедиться, что с пострадавшими все хорошо или оказать первую помощь. Вопросы о возмещении ущерба и о применении мер ответственности будут рассматриваться на основании материалов дела, собранных сотрудниками ГИБДД, непосредственно виновником и пострадавшим.

Причины аварий с участием обычных пешеходов могут быть самые разные. Очень часто это именно неосмотрительное поведение других участников дорожного движения непосредственно на участках в большой разрешенной скоростью движения ТС.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому водителям следует быть максимально осторожными именно на специальных пешеходных переходах.

Статистика

Сегодня причины появления ДТП чрезвычайно разнообразны и насчитывается более нескольких десятков оснований. Обычно это невнимательность самого водителя, иные ситуации.

При этом отдельно стоит отметить, что существенная часть ДТП возникает по вине пешеходов или же их участием.

Причем большая часть подобных аварийных ситуаций имеет место именно по причине невыполнения правил дорожного движения последними. Максимальная внимательность водителя на дороге – лучшая защита от подобных ситуаций.

Статистика за 2020-2017 год выглядит следующим образом:

Количество раз возникновения Сколько в результате погибло Имело место ранений в результате аварии
Контакт пешехода с автомобилем 38 500 4 567 35 687
Нанесение вреда пешеходу на пешеходных дорожках 12 250 780 12 234
В условиях недостаточной видимости 13 871 2 780 11 870
По вине самих находящихся вне ТС 16 400 4 000 14 545
По вине управляющих ТС 20 877 1 890 20 100

При этом ежегодно статистика меняется. В целом, динамика является отрицательной. С каждым годом ДТП рассматриваемого типа становится все меньше и меньше.

Но такие позитивные изменения незначительны. Именно поэтому следует со всеми тонкостями разобраться предварительно. Данный момент прорабатывается заблаговременно.

Причем следует отметить, что порядка 10% пешеходов, участвующих в ДТП, гибнут. Соответственно, это приблизительно 1 из 10 человек. Остальные 90% получают различные ранения – разной степени тяжести.

Представленная выше статистика является официальными данными ГИБДД. Сегодня в разных городах применяют различные меры для снижения показателей смертности среди пешеходов.

Используется дополнительное освещение на пешеходных переходах, монтируются подземные туннели – с помощью которых можно будет осуществить переход на другую сторону улицы.

Ещё один важный момент – повышение грамотности в плане знания ПДД среди пешеходов.

Сегодня многие школы проводят специальные занятия с подростками (именно эта возрастная категория становится участниками аварий чаще остальных) – на которых осуществляется разъяснение правил поведения на дорогах, а также множество других моментов.

Возможные причины ДТП по вине пешехода

При ДТП водитель-пешеход в 2020 году есть очень несправедливая для водителей ответственность, даже притом, что последние не виноваты . Но она ещё больше при вине автолюбителя. О том, какое наказание за сбитого пешего участника дорожного движения, особенно, если тот пострадал или погиб, как работает ОСАГО в таких случаях, и другие тонкости аварий, если сбили пешехода, и рассмотрим ниже.

Обязанности водителя и пешехода по ПДД

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу , а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Обязанности водителя согласуются с правами пешехода, чтобы не допустить наезда на последнего, и они нижеследующие:

  • уступать дорогу везде пешеходам с белой тростью в руке (которая сигнализирует о том, что участник движения слепой),
  • дать пешеходу закончить переход, если для того загорелся красный ,
  • при поворотах не создавать пешеходам помех.

Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.

ДТП с пешеходом – что делать?

В первую очередь, выполнить все обязанности , предусмотренные пунктами 2.5-2.6.1 ПДД:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить "аварийку",
  3. вызвать ГИБДД.

Это особенно важно, если вам кажется, что наезд на пешехода был очень лёгкий, вреда тому нет, и сам пеший участник движения подтверждает это и претензий не имеет.

В 2020 году просто на удивление часты случаи, когда пешеход, не имевший никаких претензий и увечий при ДТП, уже после этого идёт в травмпункт и фиксирует вред здоровью. Если ГАИ на место аварии вызвано не было, то водителя ждёт лишение прав по части 2 статьи 12.26 КоАП.

Административная ответственность водителя

Она наступает как в случае с ДТП по вине водителя, так и при отсутствии последствий нарушения.

Без ДТП

За простое нарушение - непропуск пешехода - водителя ждёт ответственность по статье 12.18 КоАП с штрафом от 1500 до 2500 рублей .

Это тот случай, когда не произошло аварии с наездом на пешего – если водитель не уступил дорогу:

  • на переходе – самая распространённая ситуация, когда водитель несёт ответственность в виде штрафа за пешехода,
  • при повороте на перекрёстке,
  • при повороте на прилегающую территорию,
  • во всех других случаях, когда идущий пешком имеет преимущество.

Если произошло ДТП с участием пешехода

Здесь рассматриваем случай, когда виноват водитель, а пешеход получил травмы, но не погиб. И наказаний уже за этот проступок два в зависимости от того, к каким последствиям для здоровья привела авария:

  • если в результате наезда на пешехода тот получил лёгкий вред здоровью, то штраф 2500-5000 рублей или лишение прав на срок от года до полутора лет,
  • если вред средний по вине водителя – штраф повышается уже до 10-25 тысяч рублей, а срок лишения до 1,5-2 лет.

Как различить степень вреда в результате ДТП с пострадавшим пешеходом, довольно сумбурно регулируют примечания к статье 12.24 КоАП:

1. Под причинением лёгкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Уголовная ответственность

УК РФ применяется в тех случаях, когда пешеходу нанесены травмы тяжёлой степени либо повлёкшие его смерть. Но, несмотря всего на 2 градации, наказаний гораздо больше.

При ДТП с пешеходом со смертельным исходом ответственность водителя в 2020 году увеличивается кратно – как в качестве, так и в количестве применяемых возможных статей.

  • если пешеходу причинён тяжкий вред, но автолюбителя ждёт часть 1 статьи 264 УК,
  • если водитель при этом , то наказание ещё жёстче – по части 2 этой же статьи,
  • часть 3 ждёт водителя, если ДТП принесло своим результатом смертельный исход,
  • часть 4 – если автолюбитель во время ДТП был в состоянии опьянения и причинил смерть на пешеходном переходе или в других местах, где пеший участник был прав по ПДД,
  • часть 5 – если трезвый автомобилист сбил 2 человек или более,
  • часть 6 – если пьяный водитель сбил 2 человек и более,
  • часть 1 статьи 111 УК – если автовладелец сбил пешехода умышленно и нанёс тому (по результатам экспертизы) тяжкий вред здоровью,
  • часть 4 ст. 111 Уголовного кодекса за аналогичный умышленный наезд на пешехода, и в результате ДТП тот погиб.

Возмещает ли ОСАГО пешеходу?

Да. Автогражданка призвана защитить водителя от ответственности перед другими участниками дорожного движения. И таковая не ограничивается лишь возмещением ущерба по ОСАГО при причинении вреда другим автомобилям .

В частности, ОСАГО работает в таких ситуациях:

  • если вы сбили пешехода и испачкали его, порвалась его одежда, разбился телефон и так далее, то страховка пешеходу возмещает имущественный вред в пределах установленного лимита 400 тысяч рублей ,
  • если в результате наезда на пешехода тот погиб или причинён вред его здоровью, то ОСАГО компенсирует за этот вред ; лимит уже составляет 500 000 рублей,
  • и даже если водитель скрылся с места происшествия, то по автогражданке пешеходу подлежит возмещение в виде компенсационной выплаты; основание – пункт 1 статьи 18 ФЗ "Об ОСАГО".

И ещё неожиданнее – даже если пешеход виноват, он всё равно сможет получить возмещение по страховке автовладельца. Но об этой возможности поговорим чуть ниже - по части гражданской ответственности.

Административная ответственность пешехода

Разумеется, пешеходы также несут солидарную ответственность при нарушении ими ПДД. Но, в отличие от водителя, штрафы пешим гораздо меньше:

  • 500 рублей или предупреждение за любое нарушение ПДД без последствий в виде ДТП (12.29 КоАП),
  • если такое нарушение создало помехи в дорожном движении – 1000 рублей (ч.1 ст. 12.30),
  • если в результате произошло дорожно-транспортное происшествие с причинением лёгкого или среднего вреда здоровью – 1000-1500 рублей (ч.2 это же статьи).

Могут ли задержать?

Да. И основанием для этого служит отсутствие у пешехода документа, удостоверяющего личность. Есть также и другие основания , но они применяются гораздо реже.

Уголовная ответственность пешехода

Она наступает в тех случаях, когда по вине пешехода произошло ДТП – неважно с наездом на него или же тот просто создал помеху, в результате чего, к примеру, другие транспортные средства столкнулись, где людям причинён тяжкий вред здоровью или смерть.

И данный вопрос регулируют 2 статьи УК:

  • если в ДТП по вине пешехода погиб человек, то применяется часть 1 статьи 109 Уголовного кодекса – причинение смерти по неосторожности,
  • при 2 и более погибших, где виновник – пешеход, применяется уже часть 3 этой же статьи,
  • за тяжкий вред будет , ч.1 УК.

Судебная практика ВС, где рассматривались дела с пешеходами, которым вменялась или .

Гражданская ответственность пешехода

Как мы уже указали выше, помимо административной и уголовной, которые применяются как наказанием участникам дорожного движения от государства, есть ещё гражданская ответственность. Она выражается в возмещении ущерба здоровью, имущественного и морального вреда тому, кому таковые нанесены.

И при ДТП с участием пешеходов, где виновник – именно пеший участник, ответственность в полной мере несёт это лицо. Например, если человека сбила машина в неположенном для перехода месте, то ответственность несёт пешеход за вред автомобилю – помятые кузовные детали. Суров закон, но это закон 2020 года!

Если скрылся

Главное, чтобы пешеход не сбежал, ведь идентифицировать его, в отличие от транспортных средств, у которых есть госномера, очень сложно. Следовательно, при ДТП с пешеходом, где тот скрылся с места, практически отсутствует вероятность найти его.

В любом случае ваша обязанность вызвать сотрудников ГИБДД, которые по факту скрытия обязаны возбудить дело для поиска виновника.

Если пьяный

В этом случае для потерпевшего водителя последствия возмещения вреда от пешехода ничем не отличаются от того, как если бы тот был трезвый. А вот для последнего административная (штраф вместо предупреждения) или уголовная ответственность (лишение свободы вместо штрафа, как пример) будет жёстче, так как опьянение – несомненно, отягчающее обстоятельство в ДТП.

И ГИБДД следует вызывать в этом случае, тем более. Дело в том, что возможный вред здоровью в случае, если пешеход пьяный, может быть совсем не очевиден – тот просто не чувствует боли при опьянении, например. А притом, что пешеход – потенциальный виновник дорожно-транспортного происшествия, становится особенно важно вовремя зафиксировать все обстоятельства последнего.

Можно ли водителю обращаться по ОСАГО?

Нет. Как мы уже описали выше, по ОСАГО страхуется автогражданская ответственность водителя. Не имущество, а именно ответственность. Поэтому такой вид страховки покрывает ущерб от автовладельца третьим лица, а имущество страхует Каско. Если у вас есть такой полис, то безусловно вы можете обратиться по нему.

Гражданская ответственность водителя

Она аналогично заключается в возмещении причинённого вреда имуществу, жизни или здоровью пешехода, и в случаях, когда водитель виновен полностью в ДТП, всё предельно ясно. Но есть одна важная тонкость, когда водитель обязан возместить вред пешеходу при невиновности первого.

Если водитель не виновен, а пешеход – виноват

Таким образом, в этом случае в стандартных ситуациях происходит следующий расклад ответственности сторон аварии:

  • пешеход, так как они виновен в ДТП, возмещает имущественный и иной вред водителю по статье 1064 Гражданского кодекса,
  • водитель же возмещает также любой вред (кроме морального) пешеходу на основании статьи 1079 ГК как владелец ИПО.

Покрывает ли ОСАГО вред по ИПО?

Да. Так как ответственность водителя застрахована, то вред пешеходу в ДТП возмещается по страховке. Пеший же участник как виновник платит водителю из своего собственного кармана .

При этом, водитель, разумеется, не получит выплату за собственный автомобиль по ОСАГО – такое право есть только у пешехода.

И это тот самый нелогичный, на первый взгляд, случай, когда даже при отсутствии вины водителя в происшествии, наступает его ответственность (при этом, нет наказания), и у него повышается КБМ , если пешеход будет обращаться за компенсацией ущерба.

Кроме того, обратите внимание, что, согласно судебной практике, также вследствие владения ИПО вред возмещается не только в ДТП водитель-пешеход, но и водитель-велосипедист и велосипедист-пешеход .

Если автомобилист скрылся

В случаях, когда в случившемся ДТП с наездом на пешехода водитель машины скрылся с места ДТП, то даже если подтверждена виновность пешего участника, вред также подлежит возмещению по ИПО. Однако, его уже выплачивает не водитель, а собственник транспортного средства.

Дело в том, что 1079 ГК говорит именно о владельце автомобиля. А таковым, если не установлен водитель, является собственник.

Судмед-экспертиза при пострадавшем пешеходе

Обычно ДТП, связанные с пешеходами, где те пострадали, длятся достаточно долго – до 1 года. Причиной тому служит факт установления вреда, причинённого их здоровью. Такая же ситуация происходит при авариях только автомобилей, просто пострадавшие в таких случаях бывают реже, потому для ДТП с наездом на пешехода это становится более актуально.

Длительность административного расследования здесь прямо коррелирует с длительным процессом констатации травм и их степени. В результате этого водителю выносится определённое наказание, если тот виновен.

Но и пешеход по ОСАГО с водителя не сможет получить возмещение до окончания судебно-медицинской экспертизы и вынесения решения об ответственности автомобилиста.

По вине пешеходов происходит очень большое количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этого является то, что многие пешеходы рассуждают таким образом – раз у меня нет прав, ПДД я знать не должен, значит и наказывать меня не за что. Тем не менее, для пешеходов также предусмотрены наказания за нарушение правил дорожного движения. Чаще всего, нарушения пешеходов выражаются в пересечении проезжей части на красный свет или в не предусмотренном для этого месте.

Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде, и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения:

    Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.

    Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендую на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

- Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).

- Пешеход-пенсионер , который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно.

- Местный пешеход , который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был пешеходный переход. Не всякий пешеход внимательно следит за дорожными знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

- Пешеход бежит за троллейбусом . Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги - это отъезжающий автобус или троллейбус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако, рекомендую обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его участников.

Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, я рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым, скорее всего, окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью я не советую. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх