Икона живоносный источник где находится. «Живоносный Источник» чудотворная икона Божией Матери - Святыни России
За некоторыми привычными образами стоят очень древние истории. Они красивые, поучительные и полны философского смысла, который не теряется даже через столетия. Именно такова история возникновения православной иконы «Живоносный источник». В статье вы узнаете, как она возникла. Поймете, в чем ее богословское значение, в каких ситуациях ей принято возносить молитвы, от чего поможет верующим.
История возникновения иконы Божией Матери «Живоносный источник»
На Святой Земле существует роща, которую христиане насадили в знак почтения и любви к . Там был источник, которому приписывали чудесные свойства. Но шли года, века и святое место со временем было заброшено, заросло и потерялось. Заново его открыли только в 450 г., когда правил император Маркиан. По пути в Константинополь встретились слепец и молодой христианин по имени Лев Маркелл. Христианин, увидев беспомощного старца, помог ему. Отвел в тень и стал искать воду.
Поступок его был замечен самой Девой Марией. Бродя по густой роще, Лев услышал голос. Он именовал его царем и указал на то, что вода поблизости. Он действительно нашел источник, набрал воды, а тину положил слепому на глаза, как ему повелела Божия Матерь. Тогда слепец стал зрячим. Лев пообещал построить на месте, где произошло чудо, храм во имя Богородицы, когда придет к власти.
Через несколько лет Лев Маркелл действительно стал императором. Он сдержал данное слово:
- Вокруг святыни было расчищено место, чудесные воды обложили каменным бортиком.
- Сверху воздвигли храм, который освятили во имя Девы Марии.
- Живоносный источник - такое название дал священному месту Лев. Здесь подразумевается то, что на воду действует благодать, дарованная Богородицей. Такое же название получила икона.
Затем другой правитель, Юстиниан, повелел возвести еще один храм, это было сделано в знак благодарности. Царица Небесная избавила его от болезни ног. Но дальше история оказалась печальной. В 15 в. на Святую землю пришли захватчики, они запретили подходить к святыне. В начале 19 в. место было засыпано землей. Спустя несколько лет верующие восстановили почитаемое место. Христиане не хотели, чтобы роща, связанная с Богородицей, предавалась забвению.
Правящий в то время султан был более терпим к иноверцам, он разрешил возвести на памятном месте еще одну церковь. Она была освящена в 1835 г., это сделал Константинопольский Патриарх. Также рядом открыли богадельню, больницу.
Почитание образа, его значение
Икона относится к древнему типу - «Оранта», что значит «Молящаяся». Одно из древних изображений найдено в Крыму, оно относится к 14 в. Вариант, приближенный к современному, появился в середине 14 в. Об этом писал в своих работах один монах. В России образ появился лишь спустя два столетия. Образ размещался над освященными водами в монашеских обителях. Эта традиция пришла в нашу страну из Греции, где расположены Афонские монастыри.
Икона «Живоносный источник» имеет достаточно сложную композицию:
Существует много вариантов, которые используют иконописцы. Часто они могут значительно отличаться в деталях. Например, живописец Семен Ушаков расположил вокруг Богородицы 16 небольших икон (их называют клеймами), повествующих о чудесах, бывших от «Живоносного источника».
В композицию вложен глубокий смысл - он говорит не только о том, что освященная вода полезна для духовного здоровья. Источник олицетворяет саму Богородицу, чье лоно стало ключом вечного спасения для всего человечества. Ведь именно там чистая Дева выносила Христа.
Вода это один из сакральных образов христианства. Через нее к людям спускается божественная благодать. Например, в таинстве Крещения, в чине великого освящения вод, в .
В чем помогает икона Живописный Источник
Наверное, каждому верующему будет интересно, в чем же помогает этот необычный образ. Какого-то особенного деления икон «по назначению» не существует. Но есть зафиксированные случаи, рассказы о которых передаются из уст в уста.
В древности жил один христианин, который мечтал совершить паломничество в чудесную рощу, где текла исцеляющая влага. Он покинул родной дом вместе с другими путниками, но по дороге его одолела болезнь. Человек понял, что жить ему осталось немного. Лишь об одном просил товарищей - вылить на него святой воды перед тем, как опустить бренное тело в землю.
Товарищи донесли его до места назначения и выполнили волю усопшего. Когда они выливали третий сосуд священной воды, покойник ожил. Он решил принять монашеский постриг. Очевидно, если вода может возвращать мертвых, то способна она на многое другое. Вот о чем молятся православные возле образа, даже если не могут совершить паломничество к святыням:
- Просят избавления от недугов тела и души.
- Божия Матерь поможет избавиться от пагубных привычек, обуревающих страстей.
- Отведет искушения от христианской души.
- Поддержит тех, кого одолевает печаль, мучают скорби и лишения.
Божия Матерь известна своим милосердием. Просить ее можно о чем угодно. Добрая любящая Дева Мария поможет в любой ситуации.
Где нужно молиться иконе
Общаться со святыми, Богом и Богородицей допустимо в любом месте. Но в России имеется много церквей, освященных во имя иконы «Живоносный источник».
- Первым таким сооружением стал деревянный храм, построенный по указанию князя В. Голицына, в конце 17 в. Памятник архитектуры сохранился до наших дней, находится в Царицыно. Помимо чудотворного образа, там имеется много святых мощей.
- В Твери церковь образа находилась возле приюта для нищих и убогих. Она сгорела в пожаре, но на прежнем месте построили каменный храм. Он отличается архитектурным решением - алтарем в стиле барокко и ротондой.
- В г. Арзамас церковь «Живоносный источник» выстроена в форме корабля. Иконостас, выполненный местными мастерами, славится особенным изяществом. Церковь удалось восстановить после безбожного советского периода, сейчас она действует.
Много чудес произошло по молитвам перед ликом Девы Марии. Случиться подобное может с каждым. Это зависит лишь от одного - от силы той веры, что обитает в сердце христианина. Откажитесь от любых сомнений перед тем, как начнете творить молитву. Уповайте на Господа, тогда Он исполнит вашу просьбу!
Молитва перед иконой «живоносный источник»
Первый деревянный храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник» выстроил в своем имении в конце XVII века князь В.В. Голицын. Через полвека имение перешло к князю Д.К. Кантемиру, который повелел заменить старую церковь на новую, каменную, в стиле петровского барокко. Еще через полвека его сын, князь М.Д. Кантемир, снова обновил здание храма, пристроив к нему северный придел и посвятив его в память об отце великомученику Дмитрию Солунскому. Чуть позже появился южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Интерес князя к этому храму связан с почитанием иконы Божией Матери «Живоносный источник», которая известна помощью в обретении ребенка. На появление потомства и надеялся бездетный князь М.Д. Кантемир. Кроме того, храм стал усыпальницей рода. В 1775 году, после приобретения Екатериной II имения Кантемиров, это место было названо селом Царицыно. В 1930-х годах царицынская церковь, как и многие московские храмы, была закрыта и в последующие годы использовалась в хозяйственных целях. В результате здание церкви и ее настенная роспись сильно пострадали. В 1990 году храм вернули верующим, и после его реставрации с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, самолично освятившего возрожденный храм в 1998 году, в нем возобновились богослужения. В настоящее время в храме хранятся частицы мощей многих святых.О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши; помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех положение и наступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй Святейшия Патриархи православныя, Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Твоею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословенна и препрославленная, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Адрес: Москва, ул. Дольская, д. 2. Тел.: 8 (495) 325-34-56.
Московская область. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Космодамианская) в Меткино
С иконой Божией Матери «Живоносный источник», которая пользовалась огромным почитанием у верующих, каждый год проводились крестные ходы к окрестным селам. В советское время храм закрыли. Некоторые иконы удалось спасти благодаря прихожанам, прятавшим их в своих домах под угрозой смерти. Но чудотворный образ Божией Матери «Живоносный источник» бесследно исчез. Здание церкви подверглось многим разрушениям. Лишь в 1990-х годах в полном запустении она была возвращена верующим, и началась интенсивная работа по восстановлению храма. Причем участвующие в реставрации люди рассказывали, что слышали в полуразрушенных стенах храма ангельское пение. Словно сама Богородица покровительствовала его возрождению. Храм освящен был в 2003 году, причем главный престол был посвящен, как в старину, святым Косме и Дамиану, а два его придела – иконам Божией Матери «Живоносный источник» и святого архангела Михаила. С этим и связано двойное название церкви.
Адрес: Московская обл., Домодедовский р-н, г. Домодедово, микрорайон Белые Столбы, ул. Меткино, д. 12.
Тверь. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Скорбященская церковь)
Церковь Божией Маери Живоносный источник. Тверь. XVIII в. |
Адрес: г. Тверь, ул. Володарского, д. 4.
Арзамас. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Церковь Божией Матери Живоносный источник. Арзамас. XVIII в. |
Адрес: Нижегородская обл., г. Арзамас, пл. Соборная.
Задонск. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Задонском Рождество-Богородицком монастыре
Адрес: Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.
Сортавала. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на высоком холме острова Валаам, на Ладожском озере, был основан в X веке преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV–XVI вв. монастырь называли «великою лаврою», он славился высокой духовной жизнью. Немало известных христианских подвижников в разные века подвизались в стенах этого монастыря: преподобный Арсений Коневский, преподобный Александр Свирский, преподобный Савватий Соловецкий, преподобный Евфросин Синозерский и другие. Валаамская обитель не раз подвергалась нападениям шведов. После полного разорения в 1611 году монастырь больше ста лет пребывал в забвении, и на его территории обосновались финны. Нетронутыми оставались только святые мощи преподобных Сергия и Германа, скрытые монахами глубоко под землей. В XVIII веке по указанию Петра I началось возрождение Валаамской обители. В 1782 году настоятелем монастыря был назначен знаменитый старец-подвижник Назарий из Саровской пустыни, и с его приходом начался новый созидательный этап в истории обители. Он ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни. При нем был воздвигнут пятиглавый каменный Преображенский собор с высокой колокольней и келейные корпуса с Успенской и Никольской церквами.
Адрес: Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам, г. Сортавала.
Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм - свидетельство о чудесной силе источника.
После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.
В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды - оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления)
Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после - также и водоем и фонтан.
На Светлой Седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся Литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход.
В этот же день на Литургии читается Евангелие об изгании торгующих из храма.
Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»
В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
Икона Божией Матери “Живоносный источник”
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).
Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.
Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.
В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.
Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.
Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»
Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.
Молитва перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»
О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.
В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.
Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ императором был назван «Живоносным источником», так как в нём проявилась чудодейственная благодать Божией Матери. Так же была названа и икона, написанная для новой церкви.
В VI веке император Юстиниан Великий, после того, как, испив воду из источника, излечился от тяжкой болезни, выстроил около храма, устроенного императором Львом, новый храм, при котором был создан многолюдный монастырь. В XV столетии после падения Византийской империи храм «Живоносный источник» был разрушен мусульманами. Выстроенная впоследствии небольшая церковь была в 1821 году также разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь разобрали развалины, расчистили источник и по-прежнему черпали из него живоносную воду. После получения православными некоего послабления в совершении богослужений над Живоносным источником был вновь выстроен храм, при котором устроили больницу и богадельню.
Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм. Те больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой, получали от неё исцеление.
В пятницу Светлой седмицы после Литургии в православных храмах обычно совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник». Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.
День празднования: пятница Светлой седмицы.
Еще об иконе «Живоносный Источник»
«Живоносный Источник» чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в константинопольском монастыре Богоматери Пиги (Источника), исполненная на стене в технике мозаики в 14 веке. В иконографическом типе «Живоносный Источник» (Зоодохос Пиги), получившем большое распространение в поствизантийский период в итало-критской живописи, Богоматерь с Младенцем Христом изображена погрудно, сидящей в бассейне в виде большой каменной чаши, из которой через сливные отверстия вода изливается в нижний бассейн; внизу - фигуры жаждущих исцеления людей. На Руси иконы «Живоносный Источник» появились в 17 веке. В 18-19 веках особо чтимые иконы «Живоносный Источник» находились в Саровской пустыни, в Туле, в Новодевичьем монастыре в Москве и во многих других городах по всей России, в том числе в Соловецком монастыре (написана по заказу соловецкого архимандрита в Константинополе).
Празднование иконы «Живоносный Источник» - в пасхальную пятницу.
Каждый год православная Церковь в пятницу Светлой седмицы совершает торжества в честь празднования иконы Божией Матери "Живоносный Источник". В этот день в православных храмах совершается чин освящения воды. История появления иконы Богородицы "Живоносный Источник" восходит ко времени V века и является напоминанием о чуде исцеления Богородицей слепца у источника, находящегося вблизи Константинополя. Свидетелем этого удивительного события был воин Лев Маркелл, ставший впоследствии императором Византийской империи.
Когда Лев проходил мимо источника, он увидел слепца. Воин отправился к роднику для того, чтобы набрать себе воды и напоить незрячего. Вдруг Маркелл услышал голос, повелеваший ему зачерпнуть воду из источника и не только напоить слепца, но и наложить влажную повязку с водой на глаза болящему. Это был голос Божией Матери. Лев Маркел исполнил повеление и слепец прозрел.
Когда Лев вступил в должность главы великой империи, он воздвиг вблизи источника храм в честь Девы Марии. Дом Божий был назван "Живоносным Источником". После завоевания мусульманами Византии храм был разрушен. Восстановили Дом Божий близ источника только в XIX веке.
Сам же образ "Живоносный источник" является более поздним "прототипом" древней иконы Богородицы типа "Знамение". На древнем Влахернском первообразе изображалась Богоматерь у источника. Из рук Девы Марии истекала святая вода. Первоначально на иконе "Живоносный Источник" не изображался целебный родник. Позднее в иконографию вошли чаша со святой водой, а также источник или фонтан.
К самым ранним изображениям Богородицы "Живоносный Источник" относят образ, найденный в Крыму, относящийся историкам к XIII веку. С середины XIV века появляются образы Богородицы "Живоносный Источник" с чашей и располагающимся над ней целебным источником. В XV веке образ типа "Живоносный Источник" появился на горе Афон в монастыре святого Павла. Богородица с младенцем изображены в чаше.
На Руси иконы типа "Живоносный Источник" начали появляться в XVI веке, когда в практику вошел обычай освящать водные источники при монастырях, посвящая их Пресвятой Богородице.
Необходимо сказать также и о других названиях иконы, нашедших свое отображение в русской традиции. К таковым относят названия "Живоносной Источницы", "Источная" и "Живоприемный Источник".
Совет 2: Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет": история и иконографические особенности образа
Пресвятая Богородица особо любима и почитаема русским народом. Одним из проявлений любви к Божией Матери всегда являлось написание святых образов Девы Марии. 16-го апреля православная Церковь совершает особые торжества в честь празднования иконы Богородицы "Неувядаемый цвет".
Временем появления образа Богоматери типа "Неувядаемый Цвет" принято считать XVII век. В настоящий момент существует две версии о том, где была написана эта святая икона. По одной из версий автором образа считается афонский монах, другие предполагают, что икона была написана в Константинополе.
Основой для создания образа "Неувядаемый Цвет" послужили слова из акафиста Божией Матери, в которых Богородица сравнивается с неувядающими и благоуханными цветами. Ученые-культурологи предполагают, что тип написания иконы "Неувядаемый Цвет" сформировался под влиянием западной иконографии.
Неотъемлемой частью всех художественных образов икон "Неувядаемый Цвет" является присутствие цветов. Варианты могут быть различны. Цветы могут быть написаны по краям иконы, либо изображается процветший жезл, а иногда Богоматерь с младенцем стоит на постаменте из цветов.
Одежды Богородицы и младенца Христа чаще всего царские, что указывает на особую божественную власть Господа и великое положение его Пречистой Матери.
На иконах "Неувядаемый Цвет" изображаются различные цветы. Например, лилии или розы. Белоснежные собой особую чистоту Царицы Небесной, а роза является универсальным символом любви, присущей Богородице как главной ходатаице перед Богом о людях.
Празднования в честь иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" совершаются дважды в году: 16-го апреля и 13-го января.
Перед образом Божией Матери "Неувядаемый Цвет" молятся о сохранении душевной чистоты и наставлении на путь духовного совершенствования. Особо почитается эта икона среди незамужних девушек, так как в русской культуре и православной традиции принято молиться о достойном женихе именно перед этим святым образом Богоматери.