Кто отвечает за земли обороны. Понятие земель обороны и безопасности. Использование земель обороны и безопасности
Землями обороны и безопасности признаются территории, которые используются для функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских подразделений и органов, организаций, предприятий, учреждений, выполняющих вооруженную защиту целостности и неприкосновенности территории РФ, следящих за Государственными границами Российской Федерации, информационной безопасностью, другим видам безопасности.
Согласно п. 2 того же нормативного акта территории могут использоваться с точки зрения целевого назначения для трёх нужд:
- Возведение, подготовка и поддержание работоспособности армии (всех родов войск). К этому пункту относятся учения, диспозиция войск, размещение милитаризированных структур и прочих.
- Проектирование, изготовление и наладка оружия, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (сюда также входят полигоны по испытанию и места захоронения боеприпасов).
- Складирование и резервирование товарных ценностей государственного материального резерва (склады и хранилища различных целей).
Как видно из вышеприведенных статей кодекса целевое назначение рассматриваемых земель охватывает полный спектр жизнеобеспечения армии .
Виды, правовой режим и положение этих земельных участков
Общие правила
Кроме ЗК РФ статус этих территорий регулируют другие нормативные акты и законы. Рассмотрим их более подробно. Так, пункт 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли и богатства недр, а также ресурсы, выделенные для целей ВС РФ, пребывают в федеральной собственности.
ВАЖНО! Теоретически, любые земли при обосновании могут быть отведены под оборону безопасность. Неважно в каком ведомстве находится земля или у кого она в собственности. Процедура отведения земли также регулируется земельным законодательством.
Для нужд ВС РФ земли, которые находятся в чьей-либо собственности или аренде, как уже было отмечено выше, могут быть изъяты в порядке, определяемом Правительством РФ. Следует отметить, что земельные участки Министерства обороны РФ могут быть заняты на временное использование . В этом случае они не отчуждаются и составляется срочный договор аренды.
После использования их приводят в состояние, пригодное для использования.
Земли могут:
- рекультивировать;
- рыхлить;
- высаживать деревья и кустарники.
Наделы пограничной полосы
Уникальный режим использования территорий может назначаться в пограничных зонах , которые являются землями безопасности, что грозит ограничением прав собственников, находящихся на этих территориях.
Участки закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)
Разработка, приготовление, хранение и утилизация оружия массового поражения, переработка радиоактивных и других опасных материалов осуществляется в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).
В соответствие с пунктом 4 статьи 93 ЗК они могут состоять из территорий всех населённых пунктов, промышленных зон, территории воинских частей, и других категорий земель. Они имеют уникальный способ эксплуатации, который согласно Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, в ведение которого находятся объекты Минобороны России.
В этом документе прописано:
- разграничение контролируемых и запретных зон на территории ЗАТО;
- ограничение доступа и проживания;
- права на владение;
- пользование и распоряжение землей;
- обмен жилых помещений;
- проведение предпринимательских и хозяйственных действий;
- ограничение на полеты.
Все ограничения регулируются одним документом: ПП РФ от 5 мая 2014 г. № 405 . Согласно с Положением могут создаваться виды зон:
- запретная зона;
- зона охраняемого военного объекта;
- охранная зона военного объекта.
Кто является собственником?
Все земли обороны и безопасности находятся в ведении органов местного самоуправления, но в федеральной собственности, изъяты из оборота либо ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27 ЗК).
ЗАТО даже с тем учетом, что на нем расположен свой орган местного самоуправления, при разрешении спорных ситуаций находится в ведении уполномоченного федерального органа (Министерства обороны).
Разрешенное и запрещенное применение
Земли, относящиеся к ЗАТО могут быть использованы только по прямому целевому назначению и никак иначе:
- чтобы осуществить строительство или размещение готовых объектов, используемых для разработки, изготовления, хранения и последующей утилизации оружия массового поражения;
- чтобы осуществить переработку радиоактивных материалов.
Земли обороны и безопасности, находящиеся за пределами ЗАТО, хоть и могут быть ограничены в обороте, или изъяты вовсе, но всё-таки являются территориями Российской федерации, которые могут быть использованы в мирных целях, для развития отраслей промышленности и хозяйства:
- для ведения сельского хозяйства;
- для охоты;
- для лесохозяйственного использования.
Приграничная территория выделяется под хозяйственную деятельность и различные промыслы . регламентирует порядок наделов. Здесь нужно помнить о правиле пяти километров.
Как это работает? Пять километров от государственной границы или инженерно-технических сооружений требуют разрешения, в оставшейся части достаточно уведомить пограничные службы и спокойно вести промысел.
Управление и мониторинг
Контроль и мониторинг территорий данной категории – это общая задача для местной власти, федеральных служб и министерства обороны. Выделение земельных участков и согласование разрешительных документов входит в эту задачу. Земли помимо основной своей задачи должны благоприятно влиять на экономику страны .
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны способствовать выделению земель за пределами ЗАТО, для развития садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищной и дачной застройки, что может обеспечиваться местными органами в порядке, установленном законодательством.
По решению исполнительных органов власти государственного уровня участки, которые были предоставлены в пользование Вооруженных Сил РФ и прочих воинских образований, могут быть переданы в пользование юридическим или физическим лицам для целевого назначение, указанного в предыдущем пункте.
Контроль территорий, которые отведены под охранные нужды весьма затруднителен . Их не далеко не всегда вносят в Единый государственный реестр земель.
Поэтому при попытке оформления документов на землю могут возникнуть затруднительные ситуации с определением границы раздела на местности. Впрочем, информацию об этих участках можно найти в различных архивах.
Можно ли перевести во владение или арендовать такие территории?
Как было отмечено выше, арендовать земли обороны и безопасности возможно для определённых целей и в том случае, если они не относятся к ЗАТО. В собственность земли не переводятся ни при каких обстоятельствах. Земельное законодательство чётко регламентирует этот вопрос.
В заключение хотелось бы отметить, что территории РФ и богатства недр являются национальным достоянием и требуют бережного отношения . К землям обороны и безопасности это относится вдвойне, поскольку они выделены для благородной миссии – сохранения и охраны нашей страны.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Статья 93 ЗК РФ. Земли обороны и безопасности
1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.
Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются
1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих
функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории
Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации,
информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных
образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений
по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение
военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил
флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной,
космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения
оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном
резервах (хранилища, склады и другие).
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения
учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки
у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и
арендаторов земельных участков не изымаются.
Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному
для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской
Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки
для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений,
пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через
Государственную границу Российской Федерации и других объектов.
Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых
для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации,
порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и
иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.
4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации
оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов,
военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях
земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или
в аренду.
В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается
особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления,
предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые
меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей
населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства,
жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального
образования.
5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей
29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных
для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование
юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного
и иного использования.
6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных
участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном
статьей 51 настоящего Кодекса.
7. В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники,
другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного,
социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при
возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на
прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации,
войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований
и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
См. комментарий к статье 93 настоящего Кодекса
1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва. При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.
4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
5. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
5.1. Допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.
7. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 93 ЗК РФ
Правовой режим земельных участков, используемых для нужд обороны и безопасности, регулируется, помимо комментируемой статьи, иными законами: ФЗ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Законами РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" и др. Такие земельные участки ограничиваются в обороте правовыми актами.
Многие из названных законов предусматривают, что соответствующие земельные участки находятся в федеральной собственности, что корреспондирует п.4 ст. 27 ЗК РФ, сразу несколько подпунктов которого могут относиться к землям обороны. Вместе с тем земельные участки, не указанные в п.4 ст. 27 ЗК РФ и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, могут находиться в государственной или муниципальной собственности.
Часто деятельность по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов осуществляется в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).
Вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия в соответствии с ФЗ от 2 мая 1997 года N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" устанавливаются зоны защитных мероприятий, в пределах которых осуществляются специальные действия, направленные на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 года.
Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждено постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405.
В соответствии с этим Положением могут создаваться следующие виды зон:
- запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта;
- зона охраняемого военного объекта - территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта;
- охранная зона военного объекта - территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Две последние зоны устанавливаются при необходимости в границах запретной зоны. Запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.
На территории зоны охраняемого военного объекта не разрешается строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи; не допускается ликвидация дорог и переправ, а также осушение и отведение русел рек.
На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
При установлении запретной зоны составляется перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность РФ в случае установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается.
Описание местоположения границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о землеустройстве.
Местоположение границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта обозначается на местности информационными ограничительными знаками в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект.
Судебные споры возникают в связи с неоднозначным толкованием законодательства о налогообложении земельных участков, занятых оборонными объектами в населенных пунктах. При вынесении решений по таким делам, как и по другим делам в отношении земель данной категории, суды ссылаются на ст. 87, 93 ЗК РФ, что в принципе неверно, так как речь идет о земельных участках, относящихся к другой категории земель.
Налоговые органы ошибочно считают, что не облагаются земельным налогом лишь земельные участки, которые отнесены к категории земель специального назначения (к субкатегории "земли обороны и безопасности"). Однако это не соответствует ст. 389 НК РФ , где сказано, что от налогообложения освобождаются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Очевидно, что для обеспечения обороны и безопасности могут быть предоставлены земельные участки, относящиеся к иным категориям, прежде всего к категории земель населенных пунктов.
При этом налоговые органы справедливо отмечают, что земли населенных пунктов и земли обороны и безопасности - разные категории земель и отнесение земель населенных пунктов к категории земель обороны и безопасности неправомерно. Это действительно так, но для пользования указанной льготой этого и не нужно.
Суды в большинстве случаев выносят правильные по своей сути решения, однако их аргументация подчас бывает весьма спорной. В частности, нельзя согласиться с утверждениями, что "отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации".
________________
См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2007 года N А33-6422/07-Ф02-8924/07; от 7 марта 2008 года N А56-20254/2007.
Такая позиция противоречит ЗК РФ, в котором нет таких понятий, как "общая категория" и "специальная категория", и по смыслу которого каждый земельный участок принадлежит только к одной категории земель. Представляется, что в обоснование решения судам достаточно сослаться на нетождественность понятий "земли обороны" (в узком смысле как субкатегория) и "земли, предоставленные для обеспечения обороны" (которые могут находиться и на землях иных категорий), а также исходить из буквального толкования ст. 389 НК РФ.
________________
Точки зрения о возможности отнесения одного земельного участка к нескольким категориям высказывались в юридической литературе (см.: Бобылев А.И., Попов В.В., Лукьянова О.В. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика. М., 2003. С.28). Однако более обоснованным представляется мнение А.П.Анисимова, который подверг эту позицию критике (см.: Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. N 3).
В одном из решений по аналогичному вопросу суд сначала дословно изложил приведенные выше рассуждения об "общих" и "специальных" категориях, а через несколько абзацев привел более убедительные доводы, по сути, опровергающие эти рассуждения.
Суд, в частности, указал, что по смыслу п.4 и 5 ст. 27 ЗК РФ ограничение оборотоспособности земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, или предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, вызвано не отнесением этих земельных участков к землям обороны и безопасности (ст. 93 названного Кодекса), а целевым назначением данных земельных участков.
И далее судом был сделан еще один вывод: то обстоятельство, что спорный земельный участок относится к землям поселений (населенных пунктов), а не к землям обороны и безопасности, не имеет в данном случае правового значения относительно применения льготы по земельному налогу, поскольку учитываются именно действительные цели, для которых предоставлен земельный участок, а также его фактическое использование, а не кадастровый учет.
________________
См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2008 года N А56-20254/2007).
В конечном итоге суд принял правильное решение. Однако такая противоречивость в его обосновании свидетельствует о неоднозначности проблемы и о том, что ее следовало более четко решить в законодательстве.
Применительно к указанным землям нередко возникает другой вопрос: какую деятельность нужно считать направленной на обеспечение обороны и безопасности? На практике эта деятельность толкуется очень широко. Так, судебные органы включают в число организаций, имеющих право на льготу в отношении предоставленных им земельных участков, не только собственно воинские части, правоохранительные органы и т.п., но и организации, которые, на первый взгляд, выполняют иные функции.
Речь идет об образовательных и медицинских учреждениях (учебные заведения Министерства внутренних дел или Министерства обороны РФ, медико-санитарная часть УВД), оборонных предприятиях и НИИ. Были случаи, когда от налогообложения освобождались земельные участки, занятые детским оздоровительным лагерем, подведомственным ФГУП "Управление специального строительства на территории N 4 Федерального агентства специального строительства".
________________
См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2007 года N А33-6422/07-Ф02-8924/07; Определение Высшего арбитражного суда РФ от 15 февраля 2008 года N 1871/08.
См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 года по делу N А66-7083/2007.
Поскольку это предприятие находится в ведомственном подчинении Спецстроя России и относится к инженерно-техническим (дорожно-строительным) воинским формированиям при Спецстрое России, то занимаемые им земли относятся к землям обороны и безопасности, в том числе земельный участок, принадлежащий лагерю, который является филиалом предприятия.
________________
См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 марта 2008 года N Ф08-628/08-337А по делу N А32-15073/2007-33/320.
У налоговых органов в большинстве случаев было иное мнение по данному вопросу, однако суды их позицию не поддержали. Эти примеры показывают, что заинтересованным лицам следует активнее отстаивать свои права.
Консультации и комментарии юристов по ст 93 ЗК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 93 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Введение
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Особое место в системе земель Российской Федерации занимают земли обороны и безопасности.
Землями, используемыми в целях обеспечения обороны и безопасности, признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, различными федеральными законами.
Правовой режим данных земель описан в статье 93 Земельного кодекса РФ.
Земли обороны и безопасности
Земли обороны и безопасности являются подкатегорией (составной частью, элементом состава) категории "земли специального назначения", а их правовой режим опирается на единые для этой категории принципы.
Понятие земель обороны и безопасности дано в ст. 93 3K РФ. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).
Правовой режим данных земель, помимо ЗК РФ; определяется нормами специального законодательства об обороне и безопасности. Так, согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основу правового режима земель, установленных настоящей статьей, помимо требований по их использованию и охране, составляет положение ст. 27 ЗК РФ, согласно которой практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте, в зависимости от статуса объектов, расположенных на этих землях.
Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. Этим образованием признается территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.
Использование земель закрытых административно-территориальных образований осуществляется на основании законодательства об этих образованиях, и прежде всего на основании Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».
Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам.
Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.
В закрытом административно-территориальном образовании в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель.