М. БринчукЭкологическое право. Учебник. Основные принципы и задачи экологического права

Экологические права и обязанности субъектов экологического права определяют:

1. Конституция РФ;

2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4. Нормативные акты министерств и ведомств;

5. Нормативные решения органов местного самоуправления.

В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие:

11. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

13. Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24 июля 2009 г.

15. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.

16. Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 г.

Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений, основания пользования указанными объектами, сферу и систему государственного управления, а также содержат ряд норм, которые направлены на регулирование рационального использования природных ресурсов.

Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ

Общую ресурсную направленность имеют:

· Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 № 2144.

· Указ Президента РФ "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" от 27.08.2010 № 1074

· Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" от 29.08.1997 № 950.

· Указ Президента РФ "О Федеральном агентстве по рыболовству" от 30.05.2008 № 863.

В свою очередь Указ Президента РФ от 06.06.94 № 1470 (с изм. от 01.03.96) «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» конкретизирует использование природных ресурсов по географическому признаку.

Кроме того, отдельно нужно выделить Указы Президента РФ, определяющие структуру государственных органов исполнительной власти, в том числе в области природопользования. Например, Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 (в ред. от 20.05.2004 № 649).

Постановления Правительства РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, а также Указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разделить на три группы:

1) принимаемые во исполнение закона для конкретизации отдельных положений, (например, Постановление Правительства РФ от 11.06.96 № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и др.);

2) обозначающие компетенцию органов управления и контроля (например, Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов», Постановление Правительства РФ от 22.07. 2004 № 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» и др.);

3) включающие нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений (например, Постановление Правительства РФ от 01.06.98 № 551 (в ред. от 24.09.2002 № 700 «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации») и др.)

Кроме того, отдельно можно выделить еще и следующиеПостановлений Правительства РФ:

· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».

· Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

· Постановление Правительства РФ от 03.08.2010 № 595 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах».

Нормативные акты природоохранительных Министерств и ведомств.

В свою очередь природоохранные министерства и ведомства также наделены правом издавать нормативные акты в пределах своей компетенции. Нормативные акты издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Примеры приказов Министерства природных ресурсов РФ:

· Приказ Минприроды РФ от 29.12.1995 N 539 «Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».

· Приказ Минприроды РФ от 28.09.1995 N 392 «Об утверждении единой формы Заключения государственной экологической экспертизы».

· Приказ Минприроды России от 04.06.2012 N 142 "Об утверждении Положения о национальном парке "Земля леопарда".

· Приказ Минприроды России от 23.04.2010 N 121 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов".

Нормативные решения органов местного самоуправления

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию − Земельным кодексом, по недрам − Законом о недрах, водопользованию − Водным кодексом, по использованию животного мира − Законом о животном мире, по окружающей природной среде − Законом об охране окружающей среды. В основе такого разделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ или Постановлениям Правительства РФ.

Наряду с экологическими правами на субъектов правоотношений, возникающих в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, возлагаются и отдельные экологические обязанности.

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В развитие указанных правовых предписаний в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» устанавливаются экологические обязанности как граждан Российской Федерации, так и общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Повторяя положения Конституции РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» провозглашает три основные экологические обязанности граждан Российской Федерации: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства (п. 3 сг. 11). На общественные и иные некоммерческие объединения возлагается обязанность по соблюдению природоохранных требований при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды.

Законодательством РФ определенные экологические обязанности возлагаются и на общественные коммерческие объединения. Так, все юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов на территории РФ, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

К числу экологических обязанностей можно отнести обязанности но охране и рациональному использованию отдельных природных ресурсов, закрепленные в природоресурсных законодательных актах.

Согласно положениям ЛК РФ участники лесных отношений при освоении лесов должны проводить мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, а также по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. Кроме того, граждане, находящиеся в лесах, обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности, правила лесовосстановления и ухода за лесами.

Земельный кодекс РФ устанавливает обязанности по рациональному использованию и охране земель для участников земельных отношений. Так, установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» субъекты хозяйственной и иной деятельности, влекущей за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должны осуществлять такую деятельность с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При этом хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Кроме того, Федеральным законом «О животном мире» устанавливается обязанность всех субъектов хозяйственной и иной деятельности осуществлять мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также обеспечивать неприкосновенность защитных участков территорий и акваторий при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности.

Тема № 2. Нормы экологического права и экологические правоотношения

План:

1.1. Понятие экологических правоотношений их классификация

1.2. Субъекты экологических правоотношений.

1.3. Объекты экологических правоотношений.

1.4. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.

Понятие экологических правоотношений их классификация

Правоотношение - это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические правоотношения - это урегулированные нормами экологического права общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества по поводу охраны и восстановления окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Классификация экологических правоотношений в научных кругах осуществляется не однозначно. Автор предлагает следующую классификацию:

а) экологические правоотношения в сфере государственного регулирования природорользования;

б) экологические правоотношения в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы;

в) материальные и процессуальные экологические правоотношения;

г) регулятивные и охранительные экологические правоотношения.

Субъекты экологических правоотношений

Субъектами экологических правоотношений являются:

государство - в лице компетентного органа;

юридические лица;

физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

хозяйствующие субъекты - предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

1) природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля;

4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством.

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 11 Закона, где указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Здесь же перечислены права и обязанности граждан. В частности, они имеют право :

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право :

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

1.3. Объекты экологических правоотношений .

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы, закрепленные ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Основными объектами охраны окружающей среды остаются: земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".


Похожая информация.


Основные принципы и задачи экологического права

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих его сущность и социальное назначение, отражающих его главные свойства и особенности.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых).

Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы:

социальной справедливости и социальной свободы;

равноправия (равенства перед законом);

единства юридических прав и обязанностей;

ответственности за вину;

законности и др.

Субъекты экологических правоотношений; экологические права и обязанности граждан

Субъекты экологических правоотношений дает Б.В. Ерофеев - это "лица, управомоченные законом на реализацию определенного поведения природоохранительного характера; они могут реализовывать его самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права". Круг субъектов экологического права многообразен. В экологические правоотношения вправе вступать любые лица, наделенные правосубъектностью.

В нормативных правовых актах отсутствуют определения "экологическая правоспособность", "экологическая дееспособность", "экологическая деликтоспособность". В юридической литературе они трактуются исходя из общих представлений о них в теории права, а также в гражданском законодательстве, законодательстве об административных правонарушениях и уголовном законодательстве.

Правосубъектность складывается из трех составляющих:

  • - Правоспособность - это возможность лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормами экологического права. Как правило, правоспособность физического лица возникает с момента его рождения. Так, в силу своего рождения человек приобретает провозглашенное ст. 42 Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду.
  • - Дееспособность - способность указанных субъектов своими действиями приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные нормами экологического права. По общему правилу, полная дееспособность возникает у физического лица с момента достижения им совершеннолетия. У юридического лица правоспособность и дееспособность возникает одновременно - с момента его создания - внесения записи о создании юридического лица в Единый государственный Реестр юридических лиц.
  • - Деликтоспособность - способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения или преступления. Так, например, КоАП РФ определяет возраст, по достижению которого наступает административная ответственность - 16 лет. За некоторые виды преступлений уголовная ответственность согласно УК РФ наступает по достижению 14-летнего возраста.

Принимая во внимание правовой статус каждого субъекта, на основании действующего законодательства, можно выделить следующих субъектов экологических правоотношений:

I. Граждане:

  • - граждане РФ;
  • - иностранные граждане;
  • - лица без гражданства.

II. Должностные лица:

  • - должностные лица организаций и предприятий;
  • - должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

III. Хозяйствующие субъекты:

  • - индивидуальные предприниматели;
  • - субъекты малого и среднего предпринимательства: средние предприятия, малые предприятия и микропредприятия.
  • - юридические лица.

IV. Органы государственной власти:

  • - федеральные органы государственной власти;
  • - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

V. Органы местного самоуправления.

Под экологическими правами граждан понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на:

  • -- благоприятную окружающую среду;
  • -- достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • -- возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду -- это одно из фундаментальных прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова, равенство и др. Важнейшим способом реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду является не только соблюдение всеми лицами экологических норм, правил и нормативов, но и получение достоверной информации о состоянии окружающей сред ы.

Согласно действующим законодательным актам граждане имеют право требовать от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация должна быть достоверной, т.е. заведомо не искаженной, своевременной и полой. Одним из наиболее важных способов защиты права на благоприятную окружающую среду считается право на возмещение ущерба, понесенного гражданами в результате экологического правонарушения.

Помимо экологических прав, закрепленных в Конституции, существуют и иные экологические права, содержащиеся в других законах и кодексах.

Так, каждый гражданин имеет право на общее природопользование. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.) граждане имеют также право:

  • -- создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей среды;
  • -- принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды
  • -- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;
  • -- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Субъекты экологического права. Понятие и виды экологических прав граждан. Обязанности граждан в области экологии Правовые гарантии экологических прав и свобод человека и гражданина и способы их защиты.

Вообще, любой субъект права имеет характерные признаки: он наделен юридическими правами и обязанностями. Субъектом может быть только лицо, имеющее самостоятельный ум и волю.

Способность иметь экологические права и обязанности составляет экологическую правоспособность. Способность самостоятельно осуществлять экологические права и обязанности составляет экологическую дееспособность. В совокупности правоспособность и дееспособность образуют правовую бы " сытности.

Субъекты экологического права приведены на рис. 1.10. Субъекты экологического права имеют характерные признаки: они наделены юридическими правами и обязанностями; реально способны участвовать в экологических правоотношениях. Юридические нормы создают обязательную основу участия субъектов экологического права в правоотношениях (право собственности на природные ресурсы, природопользовании и др.).

Государство реализует свои правомочия через соответствующие органы государственной власти, которые наделены компетенцией по регулированию экологических отношений, территориальные общины реализуют свои правомочия непосредственно или через органы местного самоуправления. Правосубъектность органов, исполняющих управленческие функции в сфере экологии,. определяется их компетенцией. Данные субъекты делятся на органы общей и специальной компетенции. К первым относятся Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, органы местного самоуправления, их исполнительные комитеты и государственные администрации. Ко вторым относятся органы, решающие специальные вопросы в области экологии. Это министерства, государственные службы, государственные агентства и тому подобное.

Рис. 1.10. Виды субъектов экологического права

Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в соответствии с законодательством. В зависимости от порядка их создания эти субъекты делятся на юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права. Юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в иных формах, установленных законом. Общества в свою очередь делятся на предпринимательские и непредпринимательские. Юридические лица публичного права создаются распорядительными актами Президента Украины, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления.

Физические лица - это преимущественно разновидность индивидуальных субъектов в экологическом праве. При наличии определенных условий они могут быть субъектами права собственности на определенные в законодательстве природные ресурсы, права пользования ими, на получение экологической информации; имеют право на подачу исков к виновным лицам о возмещении убытков, причиненных загрязнением природной среды и тому подобное. Физическое лицо-предприниматель имеет право на осуществление не запрещенной законом предпринимательской деятельности в области использования природных ресурсов при условии его государственной регистрации.

Полномочия общественных объединений в области охраны окружающей среды определены в ст. 21 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".

Специфическими субъектами правоотношений являются животные, которые получили правосубъектность согласно Закону Украины "О защите животных от жестокого обращения" от 21 февраля 2006 года. Они наделены только правоспособностью, но не дееспособностью от их имени и в их интересах должны выступать физические или юридические лица. Они имеют только естественные права, которые закреплены за ними указанным Законом: право на жизнь, на эвтаназию, на общение с себе подобными, на гуманное обращение с ними и тому подобное.

В экологическом праве существует также понятие специального субъекта - субъекта, который наделен специфическими правами и обязанностями, которых не имеют другие субъекты права, например, специальными субъектами являются охотники, государственные экологические инспекторы, владельцы земельных участков, водных объектов, лесных площадей и тому подобное.

В отличие от субъективного права, экологические интересы - психическое переживание человеком своей экологической потребности, то есть осознание ценности окружающей среды, его способности удовлетворять желания человека. Даже если лицо не имеет права на какой-то объект, он имеет право требовать судебной защиты своего интереса, если только он касается не частной, а общественной потребности, общественного блага. Ст. 15 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года предусматривает право на защиту интересов лица, не противоречит общим принципам справедливости, добросовестности и разумности.

Право носителя государственной власти на применение этой власти для установления прав и обязанностей других лиц помимо их воли, то есть через нормотворчество или через управленческие акты, называется полномочиями. Совокупность полномочий Государственного органа - его компетенция. Совокупность экологических прав и обязанностей лица называют эколого правовым положением лица. Эколого-правовое положение может быть двух видов: 1. общее - экологические права и обязанности, принадлежащие всем субъектам и 2 специальным - экологические права и обязанности, принадлежащие специальным субъектам. Экологические права граждан имеют определенные, присущие только им свойства, которые обусловлены экологическими факторами (рис. 1.11- 1 . 12 ).

Рис. 1.11. Характеристика свойств экологических прав граждан Украины

Общее эколого-правовое положение закреплено в Конституции Украины и ст. 9, 12 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 года.

Рис. 1.12. Основные права граждан Украины в области экологии

Экологические обязанности граждан Украины приведены на рис. 1.13. С учетом субъектного состава выделяют общие (присущие всем без исключения гражданам как субъектам экологического права) и специальные экологические обязанности (определенные природоресурсного экологическим законодательством, базируются на общих положениях права собственности и природопользования, обеспечения экобезопасности, содержащие обязанности, обусловленные спецификой природного ресурса, особенностями правового режима эксплуатации соответствующего объекта; характерные при введении режима чрезвычайного положения или при объявлении определенной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации), а также на имущественные и неимущественные.

Рис. 1.13. Экологические обязанности граждан Украины

Гарантиями прав является совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на фактическую реализацию прав человека, на устранение причин и препятствий их ограничения, ненадежного осуществление и защита от нарушений.

Все гарантии реализации прав граждан Украины (рис. 1.14) делятся на общие (социально-экономические, политические, идеологические условия жизни общества) и специальные - юридические, однако обе группы находятся в неразрывной взаимосвязи.

Рис. 1.14. Эколого-правовые гарантии экологических прав граждан Украины (согласно ст. 10 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды")

Нарушены права граждан должны быть восстановлены, а их защита возможна как в административном, так и в судебном порядке. Существуют определенные способы и формы защиты экологических прав граждан (рис. 1.15).

Надлежащая реализация экологических прав должна обеспечиваться не только гарантиями, но действием всей системы экологического законодательства по их обеспечению, в том числе: нормированием качества окружающей природной среды, экологическим страхованием, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением экологического законодательства.

Рис. 1.15. Характеристика форм и способов защиты экологических прав граждан Украины

Система экологического права. Источники экологического права.

Система экологического права как отрасли права - это его внутреннее строение, упорядоченная совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности, в соответствии с его внутренних закономерностей. Элементом системы экологического права как отрасли права является правовая норма. Эта система состоит из трех частей, характеристика которых приведена на рис. 1.16.

Система экологического права как учебной дисциплины - это целостная, последовательная и взаемообгрунтована совокупность теоретических положений, идей, взглядов на экологическое право, его в правовой системе, структуре и содержании, которая состоит из трех частей (рис. 1.17).

Система экологического права как эколого-правовой науки - это система научных взглядов, правовых идей, концепций, понятий, знаний закономерностей правового регулирования экологических отношений, образующих предмет экологического права.

Рис. 1.16. Характеристика экологического права как отдельной отрасли права

Рис. 1.17. Характеристика экологического права как учебной дисциплины

Источниками, то есть нормативно-правовыми актами экологического права, выступают законы Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативные акты Министерства экологии и природных ресурсов Украины, решения местных советов.

Это внешнее выражение эколого правовых норм, или способ выявления норм экологического права.

Существуют различные классификации источников экологического права (рис. 1 . 18 ).

Рис. 1.18. Источники экологического права



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх