Мао цзэдун взгляды. Краткая биография мао цзэдуна

Имя

Имена
Имя Второе Имя
Трад. 毛澤東 潤芝
Упрощ. 毛泽东 润芝
Пиньинь Máo Zédōng Rùnzhī
Уэйд-Джайлс Mao Tse-tung Jun-chih
Палл. Мао Цзэдун Жуньчжи

Имя Мао Цзэдуна состояло из двух частей - Цзэ-дун. Цзэ имело двойное значение: первое - «влага и увлажнять», второе - «милость, добро, благодеяние». Второй иероглиф - «дун» - «восток». Имя целиком означало «Облагодетельствующий Восток». Одновременно ребёнку по традиции дали и неофициальное имя. Оно должно было использоваться в особых случаях как величательно, уважительное «Юнчжи». «Юн» означает воспевать, а «чжи» - или, точнее, «чжилань» - «орхидея». Таким образом второе имя ознчало «Воспетая орхидея». Вскоре второе имя пришлось заменить: в нём отсутствовал с точки зрения геомантии знак «вода». В итоге второе имя получилось похожим по смыслу на первое: Жуньчжи - «Орошённая водой орхидея». При несколько ином написании иероглифа «чжи» имя Жуньчжи приобретало и ещё один символический смысл: «Облагодетельствующий всех живущих». Мать Мао дала новорожденному ещё одно имя, которое должно было оградить его от всех напастей: «Ши» - «Камень», а так как Мао был третьим ребёнком в семье, мать стала называть его Шисаньяцзы (буквально - «Третий ребёнок по имени Камень») .

Детство и юность

Ранние годы

Начало политической деятельности

Юный Мао в качестве студента в Чэнду

Покинув Пекин, юный Мао путешествует по стране, занимается углублённым изучением трудов западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России. Зимой 1920 года он посещает Пекин в составе делегации от Национального Собрания провинции Хунань, требующей снятия коррумпированного и жестокого губернатора провинции. Спустя год Мао вслед за своим другом Цай Хэсенем решает взять на вооружение коммунистическую идеологию. В июле 1921 года Мао принимает участие в шанхайском съезде, на котором была основана Коммунистическая Партия Китая . Через два месяца, по возвращении в Чанша, он становится секретарём хунанского отделения КПК. В то же время Мао женится на Ян Кайхуэй, дочери Яна Чанцзи. В течение следующих пяти лет у них рождаются три сына - Аньин, Аньцин и Аньлун.

Во время гражданской войны

Между тем, Компартия Китая переживала тяжёлый кризис. Число её членов сократилось до 10 000, из них лишь 3 % относились к рабочим. Новый лидер партии Ли Лисань , вследствие нескольких серьёзных поражений на военном и идеологическом фронте, а также разногласий со Сталиным , был исключён из ЦК. На этом фоне позиция Мао, делавшего упор на крестьянство и действовавшего в этом направлении относительно успешно, усиливается в партии, несмотря на частые конфликты с партийной верхушкой. Со своими противниками на локальном уровне в Цзянси Мао расправился в - гг. с помощью репрессий, в ходе которых многие местные руководители были убиты или брошены в тюрьмы как агенты вымышленного общества «АБ-туаней». Дело «АБ-туаней» стало, по сути, первой «чисткой» в истории КПК .

В то же время Мао пережил личную утрату: агентам Гоминьдана удалось схватить его жену, Ян Кайхуэй. Она была казнена в 1930 г., а несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуэй, Мао Аньин , погиб в ходе Корейской войны . Вскоре после смерти второй жены Мао начинает жить с активисткой Хэ Цзычжэнь.

Осенью 1931 года на территории 10 советских районов Центрального Китая, контролируемых Китайской Красной армией и близкими ей партизанами, была создана Китайская Советская Республика . Во главе Временного центрального советского правительства (Совета народных комиссаров) встал Мао Цзэдун.

Великий поход

К 1934 г. силы Чан Кайши окружают коммунистические районы в Цзянси и начинают готовится к массированной атаке. Руководство КПК принимает решение об уходе из данного района. Операцию по прорыву четырёх рядов гоминдановских укреплений подготавливается и проводится Чжоу Энлаем - Мао в данный момент снова в опале. Главенствующие позиции после отстранения Ли Лисаня занимают «28 Большевиков» - группа близких к Коминтерну и Сталину молодых функционеров во главе с Ван Мином , проходивших обучение в Москве. С большими потерями коммунистам удаётся прорваться через заслоны националистов и уйти в горные районы Гуйчжоу . Во время короткой передышки в городке Цзуньи проходит легендарная партийная конференция, на которой партией были официально приняты некоторые тезисы, представляемые Мао; сам он становится постоянным членом политбюро, а группа «28-ми большевиков» подвергается ощутимой критике . Партия принимает решение уклониться от открытого столкновения с Чан Кайши путём броска на север, через труднопроходимые горные районы.

Яньаньский период

Расписка Мао в получении 300000 американских долларов от т. Михайлова, датированная 28 апреля 1938 г.

В самом разгаре антияпонской борьбы Мао Цзэдун инициирует движение под названием «исправление нравов» («чжэнфэн »; 1942-43 ). Причиной тому становится резкий рост партии, поплняющейся перебежчиками из армии Чан-Кайши и крестьянами, не знакомыми с партийной идеологией. Движение включает в себя коммунистическую индоктринацию новых членов партии, активное изучение трудов Мао, а также кампании по «самокритике», особенно коснувшиеся главного соперника Мао - Ван Мина, в результате чего среди коммунистической интеллигенции фактически подавляется свободомыслие. Итогом чжэнфэн становится полная концентрация внутрипартийной власти в руках Мао Цзэдуна . В 1943 г. он избирается председателем Политбюро и Секретариата ЦК КПК, а в 1945 г. - председателем ЦК КПК. Этот период становится первым этапом формирования культа личности Мао.

Мао изучает классику западной философии и, в особенности, марксизм . На основе марксизма -ленинизма , некоторых аспектов традиционной китайской философии и, не в последнюю очередь, собственного опыта и идей, Мао удаётся с помощью личного секретаря Чэнь Бода создать и теоретически обосновать новое направление марксизма - «маоизм ». Маоизм задумывался как более гибкая, более прагматичная форма марксизма, которая была бы более приспособлена к китайским реалиям того времени. Главными его особенностями могут быть обозначены однозначная ориентировка на крестьянство (а не на пролетариат) а также известная доля национализма . Влияние традиционной китайской философии на марксизм проявляется в развитии идей диалектического материализма.

Победа КПК в Гражданской Войне

«Большой скачок вперёд»

Несмотря на все усилия, темпы роста китайской экономики в конце 1950-х оставляли желать лучшего. Производительность аграрной продукции регрессировала. Помимо этого, Мао беспокоило отсутствие «революционного духа» в народных массах. К решению этих проблем он решил подойти в рамках политики «Трёх красных знамён», призванной обеспечить «Большой скачок вперёд» во всех областях народного хозяйства и стартовавшей в 1958 году . Чтобы уже через 15 лет достичь объёмов производства Великобритании, предполагалось организовать практически всё сельское (а также, частично, и городское) население страны в автономные «коммуны». Жизнь в коммунах была в крайней степени коллективизирована - с введением коллективных столовых частная жизнь и, тем более, собственность были практически искоренены. Каждая коммуна должна была не только обеспечивать себя и окрестные города продуктами питания, но и производить индустриальные продукты, главным образом сталь , которая выплавлялась в маленьких печах на задних дворах членов коммуны: таким образом ожидалось, что массовый энтузиазм восполнит недостаток профессионализма.

Политика «Большого скачка» закончилась грандиозным провалом. Качество произведённой в коммунах стали было крайне низким; обработка коллективных полей шла из рук вон плохо: 1) крестьяне лишились экономической мотивации в своей работе, 2) много рабочих рук было задействовано в «металлургии» и 3) поля оставались необработанными, так как оптимистическая «статистика» предсказывала небывалые урожаи. Уже через 2 года производство продуктов питания упало на катастрофически низкий уровень. В это время руководители провинций докладывали Мао о небывалых успехах новой политики, провоцируя поднятие планок по продаже зерна и производству «домашней» стали. Критики «Большого скачка», например, министр обороны Пэн Дэхуай , лишались своих постов. В 1959-61 гг. страну охватил величайший голод , жертвами которого стали, по разным оценкам, от 10-20 до 30 миллионов человек .

В преддверии «Культурной Революции»

Произведя в июле 1966 г. заплыв по реке Янцзы и доказав тем самым свою «боеспособность», Мао возвращается к лидерству, прибывает в Пекин и производит мощную атаку на либеральное крыло партии, главным образом, на Лю Шаоци . Чуть позже ЦК по указке Мао утверждает документ «Шестнадцать пунктов», ставший практически программой «Великой Пролетарской Культурной Революции». Началом её служат нападки на руководство Пекинского университета лекторши Не Юаньцзы. Вслед за этим студенты и ученики средних школ, в стремлении противостоять консервативным и нередко коррумпированным учителям и профессуре, воодушевившись революционными настроениями и культом «Великого кормчего - председателя Мао», который умело разжигали «леваки», начинают организовываться в отряды «хунвэйбинов» - «красных охранников» (можно также перевести как «красногвардейцев»). В прессе, контролируемой левыми, стартует кампания против либеральной интеллигенции. Не выдержав травли, некоторые её представители, а также партийные руководители совершают самоубийства.

5 августа Мао Цзэдун опубликовал свою дацзыбао под названием «Огонь по штабу», в которой обвинял «некоторых руководящих товарищей в центре и на местах» в том что они «осуществляли диктатуру буржуазии и пытались подавить бурное движение великой пролетарской культурной революции». Эта дыцзыбао, по сути дела, призывала к разгрому центральных и местных партийных органов, объявленных буржуазными штабами .

При логистической поддержке Народной Армии (Линь Бяо) движение хунвэйбинов приобрело глобальный характер. По всей стране проводятся массовые судилища руководящих работников, профессоров , во время которых они подвергаются всяческим унижениям, нередко избиваются . На миллионном митинге в августе Мао высказывает полную поддержку и одобрение действиям хунвэйбинов, из которых последовательно создаётся армия революционного левого террора. Наряду с официальными репрессиями партийных руководителей, всё чаще происходят жестокие расправы хунвэйбинов. В числе прочих представителей интеллигенции, подвергся зверским пыткам и покончил жизнь самоубийством известнейший китайский писатель Лао Шэ .

Террор захватывает все области жизни, классы и регионы страны. Не только известные личности, но и простые граждане подвергаются ограблениям, избиениям, пыткам и даже физическому уничтожению, часто под самым ничтожным предлогом. Хунвэйбинами уничтожаются бесчисленные произведения искусства, сжигаются миллионы книг, тысячи монастырей, храмов, библиотек . Вскоре, помимо хунвэйбинов, организовываются отряды революционной рабочей молодёжи - «цзаофани » («бунтари»), причём оба движения дробятся на враждующие группировки, ведущие подчас кровопролитную борьбу между собой. Когда террор достигает своего пика и жизнь во многих городах замирает, против анархии решаются выступить региональные руководители и НОА. Стычки военных с хунвэйбинами, а также внутренние столкновения между революционной молодёжью поставили Китай под угрозу гражданской войны. Осознав меру воцарившегося хаоса, Мао решает прекратить революционный террор. Миллионы хунвэйбинов и цзаофаней, наряду с партийными работниками, попросту высылаются в деревни. Главное действие культурной революции закончилось, Китай образно (и, частично - в буквальном смысле) лежит в руинах.

IX съезд КПК, который проходил в Пекине с 1 по 24 апреля 1969 года, одобрил первые итоги «культурной революции». В отчётном докладе одного из ближайших соратников Мао Цзэдуна маршала Линь Бао главное место занимали восхваления «великого кормчего», идеи которого именовались «высшим этапом в развитии марксизма-ленинизма»… Главным в новом уставе КПК являлось официальное закрепление «идей Мао Цзэдуна» в качестве идеологической основы КПК. В программную часть устава вошло беспрецедентное положение о том, что Линь Бяо является «продолжателем дела товарища Мао Цзэдуна». Вся полнота руководства партией, правительством и армией была сосредоточена в руках Председателя КПК, его заместителя и Постоянного комитета Политбюро ЦК .

Заключительный этап культурной революции

По окончании культурной революции во внешней политике Китая происходит неожиданный поворот. На фоне крайне напряжённых отношений с Советским Союзом (особенно после вооружённого конфликта на острове Даманский) Мао внезапно решается на сближение с Соединёнными Штатами Америки, против чего резко выступал Линь Бяо , считавшийся официальным преемником Мао. После культурной революции власть его резко возросла, что беспокоит Мао Цзэдуна. Попытки Линь Бяо вести самостоятельную политику заставляют председателя окончательно разочароваться в нём, против Линя начинают фабриковать дело. Узнав о этом, Линь Бяо 13 сентября г. совершает попытку бегства из страны, но его самолёт терпит крушение при невыясненных обстоятельствах Уже в г. Китай посещает президент Никсон .

Последние годы Мао

После гибели Линь Бяо, за спиной стареющего Председателя, проходит внутрифракционная борьба в КПК. Друг другу противостоят группировка «левых радикалов» (во главе с лидерами культурной революции, т.наз. «бандой четырёх » - Цзян Цин , Ван Хунвень, Чжан Чунцяо и Яо Веньюань) и группировка «прагматиков» (во главе с умеренным Чжоу Эньлаем и реабилитированным Дэн Сяопином). Мао Цзэдун старается поддерживать равновесие власти между двумя фракциями, допуская, с одной стороны, некоторые послабления в области экономики, но и поддерживая, с другой стороны, массовые кампании леваков, например, «Критику Конфуция и Линь Бяо». Новым преемником Мао стал считаться Хуа Гофэн , преданный маоист, принадлежащий к умеренным левым.

Борьба между двумя фракциями обостряется в 1976 г. после смерти Чжоу Эньлая. Его поминки вылились в массовые народные демонстрации, на которых люди выражают почтение покойному и протестуют против политики левых радикалов. Беспорядки жестоко подавляются, Чжоу Эньлай посмертно клеймится как «каппутист» (то есть сторонник капиталистического пути - ярлык, использовавшийся во время культурной революции), а Дэн Сяопин отправляется в ссылку. К тому времени Мао уже серьёзно болен болезнью Паркинсона и не в состоянии активно вмешиваться в политику.

После двух тяжёлых инфарктов 9 сентября 1976 года в 0:10 часов по пекинскому времени на 83-м году жизни Мао Цзэдун скончался. На похороны «Великого кормчего» пришло более миллиона человек. Тело покойного подверглось бальзамированию по разработанной китайскими учёными методике и выставлено для обозрения год спустя после смерти в мавзолее, сооружённом на площади Тяньаньмэнь по распоряжению Хуа Гуофэна. К началу г. усыпальницу Мао посетило около 158 млн человек.

Культ личности

Значок времен Культурной революции с изображением Мао Цзэдуна

Культ личности Мао Цзэдуна зарождается ещё во время Яньаньского периода в начале сороковых годов. Уже тогда на занятиях по изучению теории коммунизма используются главным образом труды Мао. В 1943 году начинают выходить газеты с портретом Мао на передовице, а вскоре «идеи Мао Цзэдуна» становятся официальной программой КПК. После победы коммунистов в гражданской войне плакаты, портреты, а позже и статуи Мао появляются на площадях городов, в кабинетах и даже в квартирах граждан. Однако до гротескных размеров культ Мао был доведён Линь Бяо в середине 1960-х. Тогда был впервые опубликован цитатник Мао - «Красная книжечка », ставшая впоследствии Библией культурной революции. В пропагандистских сочинениях, как, например, в поддельном «Дневнике Лэй Фэна », громких лозунгах и пламенных речах культ «вождя» форсировался до абсурда . Толпы молодых людей доводят себя до истерии, выкрикивая здравицы «красному солнцу наших сердец» - «мудрейшему председателю Мао». Мао Цзэдун становится фигурой, на которой в Китае сосредотачивается практически всё.

В годы культурной революции хунвэйбины избивали велосипедистов, осмелившихся появиться без изображения Мао Цзэдуна; пассажиры автобусов и поездов должны были хором повторять выдержки из сборника изречений (цитатника) Мао; классические и современные произведения уничтожались; книги сжигались, чтобы китайцы могли читать только одного автора - «великого кормчего» Мао Цзэдуна, издававшегося в десятках миллионов экземпляров . О насаждении культа личности свидетельствует следующий факт. Хувейбины в своём манифесте писали :

Мы - красные охранники Председателя Мао, мы заставляем страну корчиться в судорогах. Мы рвём и уничтожаем календари, драгоценные вазы, пластинки из США и Англии, амулеты, старинные рисунки и возвышаем над всем этим портрет Председателя Мао.

После разгрома «Банды четырёх» ажиотаж вокруг Мао значительно утихает. Он до сих пор является «галеонной фигурой» китайского коммунизма, его до сих пор чествуют, в городах всё ещё стоят памятники Мао, его изображение украшает китайские банкноты, значки и наклейки. Однако нынешний культ Мао среди рядовых граждан, особенно молодёжи, следует скорее отнести к проявлениям современной поп-культуры, а не сознательному преклонению перед мышлением и деяниями этого человека.

Значение и наследие Мао

Портрет Мао на вратах Небесного Спокойствия в Пекине

«Товарищ Мао Цзэдун - великий марксист, великий пролетарский революционер, стратег и теоретик. Если рассматривать его жизнь и деятельность в целом, то заслуги его перед китайской революцией в значительной степени преобладают над промахами, несмотря на серьёзные ошибки, допущенные им в „культурной революции“. Его заслуги занимают главное, а ошибки - второстепенное место» (Руководители КПК, 1981 год) .

Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После «Большого скачка» и культурной революции экономика Китая стагнировала, интеллектуальная и культурная жизнь были разгромлены левыми радикалами, политическая культура отсутствовала вовсе, ввиду чрезмерной общественной политизации и идеологического хаоса. Особенно тяжким наследием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей во всем Китае, пострадавших от бессмысленных и жестоких кампаний. Только в ходе культурной революции погибло, по некоторым данным, до 20 миллионов человек, ещё 100 миллионов так или иначе пострадали в её ходе. Количество жертв «Большого скачка» было ещё большим, но ввиду того что большая часть из них приходилась на сельское население, не известны даже приблизительные цифры, характеризующие масштаб катастрофы.

С другой стороны нельзя не признать, что Мао, получив в 1949 г. малоразвитую, погрязшую в анархии, коррупции и общей разрухе аграрную страну за малые сроки сделал из неё достаточно мощную, независимую державу, обладающую атомным оружием. В годы его правления процент неграмотности снизился с 80 % до 7 %, продолжительность жизни увеличилась в 2 раза, население выросло более чем в 2 раза, индустриальная продукция более чем в 10 раз. Ему также удалось впервые за несколько десятков лет объединить Китай, восстановив его почти в тех границах, что он имел во времена Империи; избавить его от унизительного диктата иностранных государств, от которого Китай страдал начиная с периода опиумных воин . Помимо этого, даже критики Мао признают в нём блестящего стратега и тактика, каковые способности он доказал во время Китайской Гражданской Войны и Корейской Войны .

Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие коммунистических движений во многих странах мира - Красных Кхмеров в Камбодже , Светлого Пути в Перу , революционное движение в Непале , коммунистических движений в США и Европе . Между тем, сам Китай после смерти Мао в своей политике весьма далеко отошёл от идей Мао Цзэдуна и коммунистической идеологии вообще. Реформы, начатые Дэн Сяопином в 1979 г. и продолженные его последователями, де-факто сделали экономику Китая капиталистической , с соответствующими последствиями для внутренней и внешней политики. В самом Китае персона Мао оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, большинство населения видит в нём героя Гражданской Войны, сильного правителя, харизматическую личность. Некоторые китайцы старшего возраста ностальгируют по уверенности в завтрашнем дне, равенству и отсутствию коррупции, существовавшим, по их мнению, в эпоху Мао. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний, особенно культурной революции. Сегодня в Китае достаточно свободно ведётся дискуссия о роли Мао в современной истории страны, публикуются произведения, где политика «Великого кормчего» подвергается резкой критике. Официальной формулой оценки его деятельности остается цифра, данная самим Мао как характеристика деятельности Сталина (как ответ на разоблачения в тайном докладе Хрущева): 70 процентов побед и 30 процентов ошибок.

Вне сомнения остаётся, однако, то громадное значение, которое фигура Мао Цзэдуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории.

Родственные связи

Родители :

  • Вэнь Цимэй (文七妹 , 1867-1919), мать.
  • Мао Шуньшэн (毛顺生 , 1870-1920), отец.

Братья и сёстры

  • Мао Цзэминь (毛泽民 , 1895-1943), младший брат.
  • Мао Цзэтань (毛泽覃 , 1905-1935), младший брат.
  • Мао Цзэхун , (毛泽红 , 1905-1929)) младшая сестра.

Три других брата Мао Цзэдуна и одна сестра умерли в раннем возрасте. Мао Цзэминь и Цзэтань погибли в борьбе на стороне коммунистов, Мао Цзэхун была убита гоминьдановцами.

Жёны

  • Ло Исю (罗一秀 , 1889-1910), формально супруга с 1907, навязанный брак, непризнанный Мао.
  • Ян Кайхуй (杨开慧 , 1901-1930), супруга с 1921 по 1927.
  • Хэ Цзычжэнь (贺子珍 , 1910-1984), супруга с 1928 по 1939

(1893-1976) китайский политический и государственный лидер

Распространение идей коммунизма на Востоке неразрывно связано с именем Мао Цзэдуна. Он также принимал активное участие в национальном движении Китая, которое привело к образованию Китайской Народной Республики в 1949 году.

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в деревне Шаошань провинции Хунань. Его отец был зажиточным крестьянином и смог дать сыну неплохое образование. Сначала Мао учился в сельской школе, а затем в средней школе города Чанша. Ему исполнилось 18 лет, когда началась революция.

Тогда же Мао впервые познакомился с западными политическими течениями: анархизмом, социализмом, марксизмом.

Заинтересовавшись политикой, Мао включился в национальное движение и стал членом организации «Новый народ». В 1918 году он закончил учительскую семинарию и уехал в Пекин, где устроился на работу в библиотеку Пекинского университета и увлекся партийной работой. Мао был в числе делегатов учредительного съезда Коммунистической партии Китая (КПК), после которого уехал в родную провинцию, где создал партийную ячейку. Вскоре он приобрел известность как хороший оратор, умный политик, неплохой организатор. Через некоторое время разрозненные политические силы Китая объединились.

Лидер китайских националистов Сунь Ятсен установил дружеские отношения с СССР и создал националистический блок - гоминьдан, в который вошла и Коммунистическая партия Китая. Мао предложили ответственные посты в руководстве нового политического движения. Он руководил отделом пропаганды и даже некоторое время возглавлял институт крестьянского движения. В это же время появляются его первые печатные работы. Они стали началом учения Мао, которое потом распространилось по всему Китаю. Он не столько объяснял марксизм, сколько перекраивал его, стараясь приспособить его положения к образу мысли простого китайца. В его учении можно найти смесь положений, взятых из анархизма, социализма и китайской философии. Незамысловатый язык и наглядная логика его рассуждений были понятны и привлекали в ряды коммунистов новых и новых людей.

После того как Чан Кайши и силы гоминьдана начали преследование коммунистов, Мао вместе с другими своими соратниками поднял против них восстание. Это было в 1927 году. Тогда же он стал одним из организаторов китайской Красной армии.

Его сторонники ушли в горы Цзиганшань, где к началу 30-х годов образовался «красный пояс» - территория, контролируемая коммунистами. Оттуда в октябре 1934 года Мао начал «великий поход» против гоминьдановских войск, который стал важным этапом в его продвижении к вершинам власти. В январе 1935 года Мао впервые выступил с платформой «китаизированного марксизма», позже получившего название маоизм. С этого времени его авторитет в КПК становится непререкаемым. Однако в 1937 году в Китай вторглись японцы, и КПК снова объединилась с гоминьданом. В то время их объединяла общая цель - организация партизанской борьбы. Тем не менее Мао провозглашает лозунг - «Десять процентов сил на борьбу с Японией, остальное - против гоминьдана».

В 1939 году он становится председателем Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. Он продолжает объединение сторонников партии. Но решительная схватка с гоминьданом произошла только после окончания Второй мировой войны, когда СССР помог Мао вооружением. В 1949 году Народно-освободительная армия захватила Пекин, а Мао стал руководителем Китайской Народной Республики, где проживала четвертая часть населения земного шара. Авторитет Мао был настолько велик, что по его призыву крестьяне сбросили своих землевладельцев и организовали коллективные хозяйства.

В первые послевоенные годы Мао много сделал для восстановления разрушенного войной хозяйства. Он даже заявил, что Китай должен стать одним из первых государств «новой демократии», где будут сотрудничать крестьяне, интеллигенция и предприниматели. Однако вскоре обнаружилось, что у Мао совсем другие планы. В 1957 году он объявил о начале строительства социализма. Это означало господство коммунистических идей, национализацию частной собственности, организацию колхозов. Понятно, что без помощи Советского Союза Мао обойтись не мог, поскольку у Китая не было ни сил, ни средств, ни специалистов для переустройства страны.

И в отношении Советского Союза у Мао были свои планы. Он решил обогнать его в строительстве коммунизма. Летом 1958 года было объявлено о начале «большого скачка» к социализму под лозунгом «Три года упорного труда - десять тысяч лет счастья!».

Вскоре стало ясно, что эта политика потерпела крах. В 1959-1961 годах страна голодала, и нужно было снова восстанавливать экономику.

В 1959 году Мао Цзэдун вышел в отставку с поста руководителя республики, но остался главой КПК. В стране стали распространяться слухи о том, что «великий кормчий» болен и вскоре отойдет от дел.

Но это был лишь тактический ход. На самом деле Мао Цзэдун готовился свести счеты со своими соперниками, с теми, кто надеялся отнять у него власть. В 1966 году было объявлено о начале так называемой «культурной революции». Был провозглашен лозунг «Огонь по штабам!», означавший разгром руководящих органов партии и государства. Неугодные Мао люди подвергались избиениям, арестам и издевательствам. Одновременно началась борьба против интеллигенции, которую стали «перевоспитывать» физическим трудом. Опорой Мао стали отряды хунвэйбинов (красных охранников) и цзаофаней (бунтовщиков).

Именно они и раздули небывалый культ Мао Цзэдуна. Каждый китаец имел при себе книжечку с его изречениями. В каждом доме были обязаны вывесить его портрет. Власть, которой располагал Мао в 1966-1976 годах, можно было сравнить с властью китайских императоров. Это проявилось и в области внешней политики. Мао захотел сделать Китай центром мировой революции, а себя - главной фигурой современности. Китай стал предъявлять территориальные претензии соседним странам - Вьетнаму, СССР, Индии, Монголии. В первой половине 60-х годов практически прекратилась торговля с СССР, оттуда были отозваны китайские студенты, а из КНР - советские специалисты. Дело дошло и до пограничных конфликтов.

В конце жизни престарелый «великий кормчий» даже заявил, что угроза Китаю со стороны СССР более значительна, чем со стороны США. Поэтому в последние годы его жизни и началось сближение с Западом.

Умер 83-летний Мао Цзэдун 9 сентября 1976 года, находясь на вершине власти. Он считал, что всю жизнь боролся за счастье народа, а оставил после себя отсталый и голодный Китай. Время его правления было трагическим периодом китайской истории. Это вынуждено было признать и новое коммунистическое руководство страны, которое пришло ему на смену.

В семье мелких землевладельцев 1893 года 26 декабря появился на свет теоретик маоизма и будущий лидер Китая Мао Цзэдун. Отец, со слов Мао, скопил деньги во время военной службы и стал торговцем. Он скупал рис у крестьян и продавал в город. По религиозным убеждениям отец был конфуцианец, знал несколько иероглифов для ведения учетных книг. Мать была неграмотная буддистка.

Мао получил начальное образование в местной школе, но в тринадцать лет он ее бросил из-за учителя, который избивал учеников за неповиновение. В доме отца он помогал в поле, вел учетные книги. Но основным увлечением Мао было чтение книг о великих людях: Петре Первом, Наполеона и императоре Цинь Шихуанди. Отец чтобы как-то остепенить сына, настоял на его браке с родственницей семьи. Цзэдун не признал этот брак и бежал из дома. Некоторые библиографы утверждают, что отец Мао находился в близости с девушкой.

В Китае по обычаю достигалось соглашение между родителями о женитьбе детей еще в детском возрасте, поэтому Мао вынужден был жениться, чтобы отец не потерял уважение. Порой для соблюдения брачного контракта участникам приходилось жениться на умерших людях, если кто-то не дожил до брака.

Около шести месяцев Мао жил у безработного студента, а затем вернулся домой. Напрасно отец надеялся, что Мао возьмется за ум. После очередного конфликта Мао потребовал денег на дальнейшее обучении, и отец пообещал оплачивать учебу в Дуньшанской школе.

Мао покинул Пекин 11 апреля 1920 года и 5 мая того же года прибыл в Шанхай, намереваясь продолжить борьбу за освобождение Хунани

В середине ноября 1920 года он приступил к строительству подпольных ячеек в Чанша: сначала им была создана ячейка Социалистического союза молодёжи, а немного позже, по совету Чэнь Дусю, и коммунистический кружок по типу уже существовавшего в Шанхае

В июле 1921 года Мао принял участие в учредительном съезде Коммунистической Партии Китая. Через два месяца, по возвращении в Чанша, он становится секретарём хунанского отделения КПК и женится на Ян Кайхуэй

В течение следующих пяти лет у них рождаются три сына - Аньин, Аньцин и Аньлун

в июле 1922 года по причине крайней неэффективности организации рабочих и вербовки новых членов партии Мао отстранили от участия во II съезде КПК

в 1923 году вернувшись в Хунань, Мао активно принялся за создание местной ячейки Гоминьдана

в конце 1924 года Мао покинул бурлящий политической жизнью Шанхай и вернулся в родную деревню

в 1925 году Мао подал в отставку с поста секретаря оргсекции и попросил отпуск в связи с болезнью

Мао действительно покинул свой пост за несколько недель до проведения IV съезда КПК и 6 февраля 1925 года прибыл в Шаошань

В апреле 1927 года Мао Цзэдун организует в окрестностях Чанша крестьянское восстание «Осеннего урожая»

В 1928 г., после долгих переселений, коммунисты прочно основываются на западе провинции Цзянси. Там Мао создаёт достаточно сильную советскую республику

Со своими противниками на локальном уровне в Цзянси Мао расправился в 1930-31 гг. с помощью репрессий

В то же время Мао пережил личную утрату: агентам Гоминьдана удалось схватить его жену, Ян Кайхуэй. Она была казнена в 1930 г., а несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуэй, Мао Аньин, погиб в ходе Корейской войны.

Осенью 1931 года на территории 10 советских районов Центрального Китая, контролируемых Китайской Красной армией и близкими ей партизанами, была создана Китайская Советская Республика. Во главе Временного центрального советского правительства (Совета народных комиссаров) встал Мао Цзэдун.

К 1934 г. силы Чан Кайши окружают коммунистические районы в Цзянси и начинают готовиться к массированной атаке. Руководство КПК принимает решение об уходе из данного района

Спустя год после начала Великого похода, в октябре 1935 г. Красная Армия достигает коммунистического района Шэньси-Ганьсу-Нинся (или, по названию крупнейшего города, Яньань), который решено было сделать новым форпостом Коммунистической Партии

В 1943 г. он избирается председателем Политбюро и Секретариата ЦК КПК

в 1945 г. становится председателем ЦК КПК. Этот период становится первым этапом формирования культа личности Мао.

Политика Мао Цзэдуна – Путь к коммунистам

В школе к нему отнеслись сразу враждебно, потому что рост Мао был 1 метр 77 сантиметров , а это несвойственно для южан, и разговаривал на местном сянтанском диалекте. Но Мао был прилежным учеником, много читал, писал хорошие сочинения и открыл для себя новый предмет географию. В этой школе он познакомился с историей великих людей Екатерины Великой, Руссо, Монтескьё, Линкольна.

Отцу надоело такое время провождение сына, и он перестал оплачивать обучение, это вынудило Мао записаться в педучилище. В 1917 году Мао размещает публикацию в журнале «Новая молодежь». Переехав в Пекин, он трудится в университетской библиотеке под руководством Ли Дачжао, основателя компартии. С 1918 по 1920 год Мао не мог определиться с политическими взглядами. Окончательное формирование мировоззрение коммуниста произошло осенью двадцатого года.

В 1921 году он участвует на Шанхайском съезде, где была образована Компартия Китая. Идею Коминтерна о слиянии Компартии и Гоминьдана Мао не поддержал. Постоянные разногласия гоминьдана и коммунистов привели к потере интереса, коммунистическим идеалам. Мао морально устает, покидает Пекин и уезжает в деревню.

Создание народной республики

Мао Цзэдун во время войны и потрясений Китая не смог остаться в стороне. В 1927 году он организовывает крестьянский мятеж в окружении Чанша, которое было подавлено войсками. Мао с оставшимися соратниками скрывается в горной местности. Постоянные нападения войск Гоминьдана заставляют двигаться на запад территории провинции Цзянси. Проведя реформы в аграрной и социальной области, Мао создает республику. Ему удалось объединять десть областей в южной части Китая.

Идет тридцать первый год, компартия находится в глубоком кризисе. Военные части Чан Кайши к 1934 году окружают районы народной республики Китая и подвергают атакам. Коммунисты с прорывом уходят в горы Гуйчжоу. В середине тридцатых годов коммунисты несут большие потери из-за болезней, борьбы и дезертирства. Но к этому времени главной задачей уже была война с империалистской Японией, которая оккупировала Манчжурию и провинцию Шандунь.

По рекомендации Москвы к 1937 коммунисты идут на союз с партией Гоминьдан. Красная армия в войне против Японии действует лучше, за время борьбы руководители изучили партизанскую тактику, к тому же главные удары наносились армии Чан Кайши. К середине 40-х годов формы правления партии Гоминьдан в стадии разложения, включая армию.

В 1947 году делается последняя попытка армии Чан Кайши, захвачена столица республики коммунистов, однако им так не удалась окончательная ликвидация коммунистического оплота и захвата основных базы. При помощи СССР армия Мао за два года заняла всю территорию Китая. Мао Цзэдун объявил о создании республики в октябре 1949 года. После свержения строя руководителя Чай Кайши Мао Цзэдун стал возглавлять КНР и остался главой Центрального комитета коммунистической партии.

Политика “большого скачка” и “ста цветов”

Мао Цзэдун делает основной упор на индустрию и сельское хозяйство. На развитие внутренней и внешней политики Китая имеет большое влияние Советский союз. Основной моделью построения стала советская власть с признаками китайской культуры. Первая пятилетка была названа, «пусть распустятся сто цветов».

Маонисты экспроприирует земли у собственников, и внедряют с помощью советских специалистов несколько планов по индустриализации страны. Во внешнеполитической деятельности Китай участвует в военных действиях против Кореи. Призыв Мао к свободе слова и мнений вызвал массу осуждений его работы и диктатуры партии за несоблюдение прав и свобод. Проект «ста цветов» прекращается, и начинаются репрессии и аресты.

Экономическое развитие ознаменовало себя названием «Большого скачка». Ставится цель достичь уровня экономического развития Британии за пятнадцать лет путем организации всего населения в сельские коммуны, вплоть до создания общих столовых.

Частная собственность была ликвидирована. Коммунам поставлена цель обеспечения своих семей и близлежащих городов продуктами, а также выплавления стали во дворах участников. Расчет делался на энтузиазм, а не на рост профессионального уровня. Программа большого скачка не дала результатов и завершилась провалом.

Изменения политической власти в начале 50-х годов в СССР ведут к разрыву дипломатических связей. Мао открыто выражает отрицательное отношение к политике Хрущева. Советский союз отзывает своих специалистов работавших в индустриальном секторе. Возникают открытые конфликты на границы Китая и Советского Союза

Культурная революция

Китайская экономика находилась в упадке. Объединение в сельские коммуны делало ставку на количество. Это обеспечение продуктами, одеждой и вооружением населения. Сельские коммуны не оправдались, и в стране начался голод. Росло недовольство масс и оппозиции. Мао решил ликвидировать оппозиционеров при помощи молодежи, объединив ее в вооруженные отряды “хунвейбинов”, красногвардейцев. Террор получил название “Культурной революции”.

Великая революция длилась 10 лет. С 1966 года по 1976 год она унесла жизни 100 миллионов людей, уничтожила ведущих деятелей культуры, науки и партии. Страна остановилась у порога гражданской войны, и вождь решил прекратить неудачную революцию. Полностью противоречивая политика состояла из допуска критики власти и права протеста и одновременно укрепления культа личности Мао. Каждый взрослый имел книжечку с цитатами Цзэдуна, а в домах висел портрет вождя.

Личная жизнь Вождя

Первая жена друг и соратница

Однажды Мао произнес такие слова: “наша жизнь управляется либо голодом, либо любовью”.
По историческим данным Мао Цзэдун имел четыре брака. Первую жену Мао не считал, первый брак был с Ян Кайхуэй, дочерью учителя. Она родила трех сыновей и помогала мужу в деятельности, вела кассу партии. Ян была схвачена солдатами Чай Кайши.

Ее принуждали отказаться от мужа коммуниста, за отказ была казнена. Мао сильно переживал смерть жены. Младший сын от первого брака погиб, а двух сыновей Мао отправил в Москву. Один из сыновей окончил училище и воевал во время отечественной войны. После победы он вернулся в Китай, где участвовал в военных действиях в Корее и погиб.

Трагическая судьба второй жены

С Хэ Цзычжэнь он познакомился еще в 1927 году. Хэ была комсомолкой и имела сильный авторитет. Хэ первая решила сблизиться с Мао, прислала гусей и водку. Мао поблагодарил за подарок и пригласил в гости. Проведенная ночь вместе оказалась длительностью в десять лет. Она родила ему шестерых детей, но из-за походных условий жизни детей оставляли в сельских семьях. Она была подругой, соратником и женой в борьбе за образование республики.


Несмотря на преданность жены, Мао был падким на женщин. Это вызывало сцены ревности жены. Она приревновала Мао к американской журналистке и студентке до угрозы убийства. Мао знал, что жене ничего не стоит застрелить двух женщин, а возможно и его, поэтому отправил беременную жену в Москву, где она родила сына. Мальчик после рождения заболел и умер.

Страдая вдали от родины, Хэ Цзычжэнь просила Мао разрешение на возвращение, но Мао остался непреклонен. Он нашел в одной из сельских семей дочь Цяо Цяо и отправил к жене. Однажды девочка заболела и ее по ошибке направили в морг. Мать устроила скандал врачу, когда нашла живую девочку там. После этого ее отправляют в психиатрическую клинику, там она провела долгие шесть лет. Так жена вождя Хэ Цзычжэнь, которая поддерживала Мао в трудные годы, была предана забвению. А дочь китайского вождя пригрела новая императрица китайского вождя Дзян Цин.

Только в 1947 году, прибывший в Москву чиновник Ван Цзясян, поинтересовался судьбой жены Цзэдуна. Получив разрешение Мао на въезд в Китай, он сопровождал Хэ до Пекина, но местопребывание и перемещение внутри страны было ограничено. Мао не нужна была рядом больная, увядшая от войн и потрясений женщина. Одинокая и забытая Хэ повесилась в одной из резиденций китайского руководителя.

Императрица красного дворца

Новая пассия Мао была артистка с псевдонимом Лань Пинь, настоящее имя Дзян Цин. Мао познакомился с ней на концерте, где Лань исполняла арию. Цвет кожи, изящная гибкая фигура, пухлые губы и правильные черты лица поразили сердце Мао. Он принял решение, женится на артистке.

Соратники по партии были против союза с девушкой сомнительного прошлого. Этот вопрос даже внесли на обсуждение партийной ячейки, где Мао получил согласие. Годы жизни семейного брака длились десять лет. Она родила ему дочь.

Но Лань Пинь, привыкшая к всеобщему вниманию, страдала в роли домашней жены. Полную свободу действий она получила в период культурной революции, за что впоследствии ее привлекли к ответственности. В 1980 году инициирован процесс в отношении банды четырех Чжан Чуньцяо, Ван Хунвэня и Яо Вэньюаня и Лань Пинь. Однако решение смертной казни заменили содержанием в тюрьме.

Последние годы жизни вождя, любовь Чжан Юфэн, проводница спецбригады поезда. Она лично занималась поставкой живого товара, девушек и юношей, в гарем Мао Цзэдуна.

Смерть Мао Цзэдуна – китайского руководителя

С 1971 года Мао стал часто болеть и после пережитых двух инфарктов скончался в ночь с 8 на 9 сентября 1976 года. Мао Дзэдун еще при жизни подписал распоряжение о захоронении останков ведущих руководителей партии, но об этом забыли и предали тело бальзамированию.

В построенном мавзолее на главной площади Пекина Тяньаньмэнь поместили его тело в хрустальном гробу для всеобщего обозрения. Говорят, что многие китайцы были в состоянии шока после смерти Мао и даже плакали.

Несмотря на отрицательные моменты в деятельности вождя Китая, были положительные тенденции. Получив экономически слабую страну, Мао удалось создать мощное и независимое государство с атомным оружием. Процент неграмотности был снижен до 7%, продолжительность жизни увеличилась вдвое, а индустриализация страны в десять раз.

Одни сторонники признают великого лидера, другие не прощают итогов культурной революции. Но какие бы не были факты и мнения, в Китае чтят и помнят Мао Цзэдуна и свидетельство этому мавзолей с его останками, куда каждый день приходят сотни тысяч китайцев и гостей Пекина.

Просмотры: 63

Имя

Имена
Имя Второе Имя
Трад. 毛澤東 潤芝
Упрощ. 毛泽东 润芝
Пиньинь Máo Zédōng Rùnzhī
Уэйд-Джайлс Mao Tse-tung Jun-chih
Палл. Мао Цзэдун Жуньчжи

Имя Мао Цзэдуна состояло из двух частей - Цзэ-дун. Цзэ имело двойное значение: первое - «влага и увлажнять», второе - «милость, добро, благодеяние». Второй иероглиф - «дун» - «восток». Имя целиком означало «Облагодетельствующий Восток». Одновременно ребёнку по традиции дали и неофициальное имя. Оно должно было использоваться в особых случаях как величательно, уважительное «Юнчжи». «Юн» означает воспевать, а «чжи» - или, точнее, «чжилань» - «орхидея». Таким образом второе имя ознчало «Воспетая орхидея». Вскоре второе имя пришлось заменить: в нём отсутствовал с точки зрения геомантии знак «вода». В итоге второе имя получилось похожим по смыслу на первое: Жуньчжи - «Орошённая водой орхидея». При несколько ином написании иероглифа «чжи» имя Жуньчжи приобретало и ещё один символический смысл: «Облагодетельствующий всех живущих». Мать Мао дала новорожденному ещё одно имя, которое должно было оградить его от всех напастей: «Ши» - «Камень», а так как Мао был третьим ребёнком в семье, мать стала называть его Шисаньяцзы (буквально - «Третий ребёнок по имени Камень») .

Детство и юность

Ранние годы

Начало политической деятельности

Юный Мао в качестве студента в Чэнду

Покинув Пекин, юный Мао путешествует по стране, занимается углублённым изучением трудов западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России. Зимой 1920 года он посещает Пекин в составе делегации от Национального Собрания провинции Хунань, требующей снятия коррумпированного и жестокого губернатора провинции. Спустя год Мао вслед за своим другом Цай Хэсенем решает взять на вооружение коммунистическую идеологию. В июле 1921 года Мао принимает участие в шанхайском съезде, на котором была основана Коммунистическая Партия Китая . Через два месяца, по возвращении в Чанша, он становится секретарём хунанского отделения КПК. В то же время Мао женится на Ян Кайхуэй, дочери Яна Чанцзи. В течение следующих пяти лет у них рождаются три сына - Аньин, Аньцин и Аньлун.

Во время гражданской войны

Между тем, Компартия Китая переживала тяжёлый кризис. Число её членов сократилось до 10 000, из них лишь 3 % относились к рабочим. Новый лидер партии Ли Лисань , вследствие нескольких серьёзных поражений на военном и идеологическом фронте, а также разногласий со Сталиным , был исключён из ЦК. На этом фоне позиция Мао, делавшего упор на крестьянство и действовавшего в этом направлении относительно успешно, усиливается в партии, несмотря на частые конфликты с партийной верхушкой. Со своими противниками на локальном уровне в Цзянси Мао расправился в - гг. с помощью репрессий, в ходе которых многие местные руководители были убиты или брошены в тюрьмы как агенты вымышленного общества «АБ-туаней». Дело «АБ-туаней» стало, по сути, первой «чисткой» в истории КПК .

В то же время Мао пережил личную утрату: агентам Гоминьдана удалось схватить его жену, Ян Кайхуэй. Она была казнена в 1930 г., а несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуэй, Мао Аньин , погиб в ходе Корейской войны . Вскоре после смерти второй жены Мао начинает жить с активисткой Хэ Цзычжэнь.

Осенью 1931 года на территории 10 советских районов Центрального Китая, контролируемых Китайской Красной армией и близкими ей партизанами, была создана Китайская Советская Республика . Во главе Временного центрального советского правительства (Совета народных комиссаров) встал Мао Цзэдун.

Великий поход

К 1934 г. силы Чан Кайши окружают коммунистические районы в Цзянси и начинают готовится к массированной атаке. Руководство КПК принимает решение об уходе из данного района. Операцию по прорыву четырёх рядов гоминдановских укреплений подготавливается и проводится Чжоу Энлаем - Мао в данный момент снова в опале. Главенствующие позиции после отстранения Ли Лисаня занимают «28 Большевиков» - группа близких к Коминтерну и Сталину молодых функционеров во главе с Ван Мином , проходивших обучение в Москве. С большими потерями коммунистам удаётся прорваться через заслоны националистов и уйти в горные районы Гуйчжоу . Во время короткой передышки в городке Цзуньи проходит легендарная партийная конференция, на которой партией были официально приняты некоторые тезисы, представляемые Мао; сам он становится постоянным членом политбюро, а группа «28-ми большевиков» подвергается ощутимой критике . Партия принимает решение уклониться от открытого столкновения с Чан Кайши путём броска на север, через труднопроходимые горные районы.

Яньаньский период

Расписка Мао в получении 300000 американских долларов от т. Михайлова, датированная 28 апреля 1938 г.

В самом разгаре антияпонской борьбы Мао Цзэдун инициирует движение под названием «исправление нравов» («чжэнфэн »; 1942-43 ). Причиной тому становится резкий рост партии, поплняющейся перебежчиками из армии Чан-Кайши и крестьянами, не знакомыми с партийной идеологией. Движение включает в себя коммунистическую индоктринацию новых членов партии, активное изучение трудов Мао, а также кампании по «самокритике», особенно коснувшиеся главного соперника Мао - Ван Мина, в результате чего среди коммунистической интеллигенции фактически подавляется свободомыслие. Итогом чжэнфэн становится полная концентрация внутрипартийной власти в руках Мао Цзэдуна . В 1943 г. он избирается председателем Политбюро и Секретариата ЦК КПК, а в 1945 г. - председателем ЦК КПК. Этот период становится первым этапом формирования культа личности Мао.

Мао изучает классику западной философии и, в особенности, марксизм . На основе марксизма -ленинизма , некоторых аспектов традиционной китайской философии и, не в последнюю очередь, собственного опыта и идей, Мао удаётся с помощью личного секретаря Чэнь Бода создать и теоретически обосновать новое направление марксизма - «маоизм ». Маоизм задумывался как более гибкая, более прагматичная форма марксизма, которая была бы более приспособлена к китайским реалиям того времени. Главными его особенностями могут быть обозначены однозначная ориентировка на крестьянство (а не на пролетариат) а также известная доля национализма . Влияние традиционной китайской философии на марксизм проявляется в развитии идей диалектического материализма.

Победа КПК в Гражданской Войне

«Большой скачок вперёд»

Несмотря на все усилия, темпы роста китайской экономики в конце 1950-х оставляли желать лучшего. Производительность аграрной продукции регрессировала. Помимо этого, Мао беспокоило отсутствие «революционного духа» в народных массах. К решению этих проблем он решил подойти в рамках политики «Трёх красных знамён», призванной обеспечить «Большой скачок вперёд» во всех областях народного хозяйства и стартовавшей в 1958 году . Чтобы уже через 15 лет достичь объёмов производства Великобритании, предполагалось организовать практически всё сельское (а также, частично, и городское) население страны в автономные «коммуны». Жизнь в коммунах была в крайней степени коллективизирована - с введением коллективных столовых частная жизнь и, тем более, собственность были практически искоренены. Каждая коммуна должна была не только обеспечивать себя и окрестные города продуктами питания, но и производить индустриальные продукты, главным образом сталь , которая выплавлялась в маленьких печах на задних дворах членов коммуны: таким образом ожидалось, что массовый энтузиазм восполнит недостаток профессионализма.

Политика «Большого скачка» закончилась грандиозным провалом. Качество произведённой в коммунах стали было крайне низким; обработка коллективных полей шла из рук вон плохо: 1) крестьяне лишились экономической мотивации в своей работе, 2) много рабочих рук было задействовано в «металлургии» и 3) поля оставались необработанными, так как оптимистическая «статистика» предсказывала небывалые урожаи. Уже через 2 года производство продуктов питания упало на катастрофически низкий уровень. В это время руководители провинций докладывали Мао о небывалых успехах новой политики, провоцируя поднятие планок по продаже зерна и производству «домашней» стали. Критики «Большого скачка», например, министр обороны Пэн Дэхуай , лишались своих постов. В 1959-61 гг. страну охватил величайший голод , жертвами которого стали, по разным оценкам, от 10-20 до 30 миллионов человек .

В преддверии «Культурной Революции»

Произведя в июле 1966 г. заплыв по реке Янцзы и доказав тем самым свою «боеспособность», Мао возвращается к лидерству, прибывает в Пекин и производит мощную атаку на либеральное крыло партии, главным образом, на Лю Шаоци . Чуть позже ЦК по указке Мао утверждает документ «Шестнадцать пунктов», ставший практически программой «Великой Пролетарской Культурной Революции». Началом её служат нападки на руководство Пекинского университета лекторши Не Юаньцзы. Вслед за этим студенты и ученики средних школ, в стремлении противостоять консервативным и нередко коррумпированным учителям и профессуре, воодушевившись революционными настроениями и культом «Великого кормчего - председателя Мао», который умело разжигали «леваки», начинают организовываться в отряды «хунвэйбинов» - «красных охранников» (можно также перевести как «красногвардейцев»). В прессе, контролируемой левыми, стартует кампания против либеральной интеллигенции. Не выдержав травли, некоторые её представители, а также партийные руководители совершают самоубийства.

5 августа Мао Цзэдун опубликовал свою дацзыбао под названием «Огонь по штабу», в которой обвинял «некоторых руководящих товарищей в центре и на местах» в том что они «осуществляли диктатуру буржуазии и пытались подавить бурное движение великой пролетарской культурной революции». Эта дыцзыбао, по сути дела, призывала к разгрому центральных и местных партийных органов, объявленных буржуазными штабами .

При логистической поддержке Народной Армии (Линь Бяо) движение хунвэйбинов приобрело глобальный характер. По всей стране проводятся массовые судилища руководящих работников, профессоров , во время которых они подвергаются всяческим унижениям, нередко избиваются . На миллионном митинге в августе Мао высказывает полную поддержку и одобрение действиям хунвэйбинов, из которых последовательно создаётся армия революционного левого террора. Наряду с официальными репрессиями партийных руководителей, всё чаще происходят жестокие расправы хунвэйбинов. В числе прочих представителей интеллигенции, подвергся зверским пыткам и покончил жизнь самоубийством известнейший китайский писатель Лао Шэ .

Террор захватывает все области жизни, классы и регионы страны. Не только известные личности, но и простые граждане подвергаются ограблениям, избиениям, пыткам и даже физическому уничтожению, часто под самым ничтожным предлогом. Хунвэйбинами уничтожаются бесчисленные произведения искусства, сжигаются миллионы книг, тысячи монастырей, храмов, библиотек . Вскоре, помимо хунвэйбинов, организовываются отряды революционной рабочей молодёжи - «цзаофани » («бунтари»), причём оба движения дробятся на враждующие группировки, ведущие подчас кровопролитную борьбу между собой. Когда террор достигает своего пика и жизнь во многих городах замирает, против анархии решаются выступить региональные руководители и НОА. Стычки военных с хунвэйбинами, а также внутренние столкновения между революционной молодёжью поставили Китай под угрозу гражданской войны. Осознав меру воцарившегося хаоса, Мао решает прекратить революционный террор. Миллионы хунвэйбинов и цзаофаней, наряду с партийными работниками, попросту высылаются в деревни. Главное действие культурной революции закончилось, Китай образно (и, частично - в буквальном смысле) лежит в руинах.

IX съезд КПК, который проходил в Пекине с 1 по 24 апреля 1969 года, одобрил первые итоги «культурной революции». В отчётном докладе одного из ближайших соратников Мао Цзэдуна маршала Линь Бао главное место занимали восхваления «великого кормчего», идеи которого именовались «высшим этапом в развитии марксизма-ленинизма»… Главным в новом уставе КПК являлось официальное закрепление «идей Мао Цзэдуна» в качестве идеологической основы КПК. В программную часть устава вошло беспрецедентное положение о том, что Линь Бяо является «продолжателем дела товарища Мао Цзэдуна». Вся полнота руководства партией, правительством и армией была сосредоточена в руках Председателя КПК, его заместителя и Постоянного комитета Политбюро ЦК .

Заключительный этап культурной революции

По окончании культурной революции во внешней политике Китая происходит неожиданный поворот. На фоне крайне напряжённых отношений с Советским Союзом (особенно после вооружённого конфликта на острове Даманский) Мао внезапно решается на сближение с Соединёнными Штатами Америки, против чего резко выступал Линь Бяо , считавшийся официальным преемником Мао. После культурной революции власть его резко возросла, что беспокоит Мао Цзэдуна. Попытки Линь Бяо вести самостоятельную политику заставляют председателя окончательно разочароваться в нём, против Линя начинают фабриковать дело. Узнав о этом, Линь Бяо 13 сентября г. совершает попытку бегства из страны, но его самолёт терпит крушение при невыясненных обстоятельствах Уже в г. Китай посещает президент Никсон .

Последние годы Мао

После гибели Линь Бяо, за спиной стареющего Председателя, проходит внутрифракционная борьба в КПК. Друг другу противостоят группировка «левых радикалов» (во главе с лидерами культурной революции, т.наз. «бандой четырёх » - Цзян Цин , Ван Хунвень, Чжан Чунцяо и Яо Веньюань) и группировка «прагматиков» (во главе с умеренным Чжоу Эньлаем и реабилитированным Дэн Сяопином). Мао Цзэдун старается поддерживать равновесие власти между двумя фракциями, допуская, с одной стороны, некоторые послабления в области экономики, но и поддерживая, с другой стороны, массовые кампании леваков, например, «Критику Конфуция и Линь Бяо». Новым преемником Мао стал считаться Хуа Гофэн , преданный маоист, принадлежащий к умеренным левым.

Борьба между двумя фракциями обостряется в 1976 г. после смерти Чжоу Эньлая. Его поминки вылились в массовые народные демонстрации, на которых люди выражают почтение покойному и протестуют против политики левых радикалов. Беспорядки жестоко подавляются, Чжоу Эньлай посмертно клеймится как «каппутист» (то есть сторонник капиталистического пути - ярлык, использовавшийся во время культурной революции), а Дэн Сяопин отправляется в ссылку. К тому времени Мао уже серьёзно болен болезнью Паркинсона и не в состоянии активно вмешиваться в политику.

После двух тяжёлых инфарктов 9 сентября 1976 года в 0:10 часов по пекинскому времени на 83-м году жизни Мао Цзэдун скончался. На похороны «Великого кормчего» пришло более миллиона человек. Тело покойного подверглось бальзамированию по разработанной китайскими учёными методике и выставлено для обозрения год спустя после смерти в мавзолее, сооружённом на площади Тяньаньмэнь по распоряжению Хуа Гуофэна. К началу г. усыпальницу Мао посетило около 158 млн человек.

Культ личности

Значок времен Культурной революции с изображением Мао Цзэдуна

Культ личности Мао Цзэдуна зарождается ещё во время Яньаньского периода в начале сороковых годов. Уже тогда на занятиях по изучению теории коммунизма используются главным образом труды Мао. В 1943 году начинают выходить газеты с портретом Мао на передовице, а вскоре «идеи Мао Цзэдуна» становятся официальной программой КПК. После победы коммунистов в гражданской войне плакаты, портреты, а позже и статуи Мао появляются на площадях городов, в кабинетах и даже в квартирах граждан. Однако до гротескных размеров культ Мао был доведён Линь Бяо в середине 1960-х. Тогда был впервые опубликован цитатник Мао - «Красная книжечка », ставшая впоследствии Библией культурной революции. В пропагандистских сочинениях, как, например, в поддельном «Дневнике Лэй Фэна », громких лозунгах и пламенных речах культ «вождя» форсировался до абсурда . Толпы молодых людей доводят себя до истерии, выкрикивая здравицы «красному солнцу наших сердец» - «мудрейшему председателю Мао». Мао Цзэдун становится фигурой, на которой в Китае сосредотачивается практически всё.

В годы культурной революции хунвэйбины избивали велосипедистов, осмелившихся появиться без изображения Мао Цзэдуна; пассажиры автобусов и поездов должны были хором повторять выдержки из сборника изречений (цитатника) Мао; классические и современные произведения уничтожались; книги сжигались, чтобы китайцы могли читать только одного автора - «великого кормчего» Мао Цзэдуна, издававшегося в десятках миллионов экземпляров . О насаждении культа личности свидетельствует следующий факт. Хувейбины в своём манифесте писали :

Мы - красные охранники Председателя Мао, мы заставляем страну корчиться в судорогах. Мы рвём и уничтожаем календари, драгоценные вазы, пластинки из США и Англии, амулеты, старинные рисунки и возвышаем над всем этим портрет Председателя Мао.

После разгрома «Банды четырёх» ажиотаж вокруг Мао значительно утихает. Он до сих пор является «галеонной фигурой» китайского коммунизма, его до сих пор чествуют, в городах всё ещё стоят памятники Мао, его изображение украшает китайские банкноты, значки и наклейки. Однако нынешний культ Мао среди рядовых граждан, особенно молодёжи, следует скорее отнести к проявлениям современной поп-культуры, а не сознательному преклонению перед мышлением и деяниями этого человека.

Значение и наследие Мао

Портрет Мао на вратах Небесного Спокойствия в Пекине

«Товарищ Мао Цзэдун - великий марксист, великий пролетарский революционер, стратег и теоретик. Если рассматривать его жизнь и деятельность в целом, то заслуги его перед китайской революцией в значительной степени преобладают над промахами, несмотря на серьёзные ошибки, допущенные им в „культурной революции“. Его заслуги занимают главное, а ошибки - второстепенное место» (Руководители КПК, 1981 год) .

Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После «Большого скачка» и культурной революции экономика Китая стагнировала, интеллектуальная и культурная жизнь были разгромлены левыми радикалами, политическая культура отсутствовала вовсе, ввиду чрезмерной общественной политизации и идеологического хаоса. Особенно тяжким наследием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей во всем Китае, пострадавших от бессмысленных и жестоких кампаний. Только в ходе культурной революции погибло, по некоторым данным, до 20 миллионов человек, ещё 100 миллионов так или иначе пострадали в её ходе. Количество жертв «Большого скачка» было ещё большим, но ввиду того что большая часть из них приходилась на сельское население, не известны даже приблизительные цифры, характеризующие масштаб катастрофы.

С другой стороны нельзя не признать, что Мао, получив в 1949 г. малоразвитую, погрязшую в анархии, коррупции и общей разрухе аграрную страну за малые сроки сделал из неё достаточно мощную, независимую державу, обладающую атомным оружием. В годы его правления процент неграмотности снизился с 80 % до 7 %, продолжительность жизни увеличилась в 2 раза, население выросло более чем в 2 раза, индустриальная продукция более чем в 10 раз. Ему также удалось впервые за несколько десятков лет объединить Китай, восстановив его почти в тех границах, что он имел во времена Империи; избавить его от унизительного диктата иностранных государств, от которого Китай страдал начиная с периода опиумных воин . Помимо этого, даже критики Мао признают в нём блестящего стратега и тактика, каковые способности он доказал во время Китайской Гражданской Войны и Корейской Войны .

Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие коммунистических движений во многих странах мира - Красных Кхмеров в Камбодже , Светлого Пути в Перу , революционное движение в Непале , коммунистических движений в США и Европе . Между тем, сам Китай после смерти Мао в своей политике весьма далеко отошёл от идей Мао Цзэдуна и коммунистической идеологии вообще. Реформы, начатые Дэн Сяопином в 1979 г. и продолженные его последователями, де-факто сделали экономику Китая капиталистической , с соответствующими последствиями для внутренней и внешней политики. В самом Китае персона Мао оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, большинство населения видит в нём героя Гражданской Войны, сильного правителя, харизматическую личность. Некоторые китайцы старшего возраста ностальгируют по уверенности в завтрашнем дне, равенству и отсутствию коррупции, существовавшим, по их мнению, в эпоху Мао. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний, особенно культурной революции. Сегодня в Китае достаточно свободно ведётся дискуссия о роли Мао в современной истории страны, публикуются произведения, где политика «Великого кормчего» подвергается резкой критике. Официальной формулой оценки его деятельности остается цифра, данная самим Мао как характеристика деятельности Сталина (как ответ на разоблачения в тайном докладе Хрущева): 70 процентов побед и 30 процентов ошибок.

Вне сомнения остаётся, однако, то громадное значение, которое фигура Мао Цзэдуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории.

Родственные связи

Родители :

  • Вэнь Цимэй (文七妹 , 1867-1919), мать.
  • Мао Шуньшэн (毛顺生 , 1870-1920), отец.

Братья и сёстры

  • Мао Цзэминь (毛泽民 , 1895-1943), младший брат.
  • Мао Цзэтань (毛泽覃 , 1905-1935), младший брат.
  • Мао Цзэхун , (毛泽红 , 1905-1929)) младшая сестра.

Три других брата Мао Цзэдуна и одна сестра умерли в раннем возрасте. Мао Цзэминь и Цзэтань погибли в борьбе на стороне коммунистов, Мао Цзэхун была убита гоминьдановцами.

Жёны

  • Ло Исю (罗一秀 , 1889-1910), формально супруга с 1907, навязанный брак, непризнанный Мао.
  • Ян Кайхуй (杨开慧 , 1901-1930), супруга с 1921 по 1927.
  • Хэ Цзычжэнь (贺子珍 , 1910-1984), супруга с 1928 по 1939

Мао Дзедун (1883 - 1976)
Биография Мао Дзедуна

Мао Дзедун (1883 - 1976) основал Китайскую Народную Республику в 1949 году. Он также был одним из основателей Китайской Коммунистической партии в 1921 году и расценивается, наряду с Карлом Марксом и В. И. Лениным, как один из трех великих теоретиков марксистского коммунизма. Мао Дзедун родился 26 декабря 1893 в зажиточном крестьянском семействе в Шао-Шане (Shao-shan), в провинции Хунан (Hunan). Будучи ребенком, он работал в поле и посещал местную начальную школу, где изучал традиционных конфуцианских классиков. Он часто конфликтовал со своим строгим отцом, которого Мао хорошо изучил, чтобы противостоять ему с поддержкой своей нежной и любящей матери, которая была истинной буддисткой.

Начиная с 1911 года, когда республиканские силы Сан Ят-Сена (Sun Yat-Sen) начали ниспровержение династии Ч"инг (Ch"ing) (или Маньчжур), Mao провел больше 10 лет в Чанг-ша (Chang-sha) - провинциальной столице. Он был подвержен влиянию быстрых политических и культурных изменений, охвативших в то время страну. Он некоторое время служил в республиканской армии, а затем провел пол года, самостоятельно обучаясь в провинциальной библиотеке. Это помогло ему взять в привычку самообразование.

К 1918, Mao закончил Первую Нормальную Хунанскую школу (Hunan First Normal School) и переехал в Пекин, национальную столицу, где он некоторое время работал помощником библиотекаря в Пекинском Университете. У Мао не хватало денег на учебу, и, в отличие от многих своих одноклассников, он не изучал никакой иностранный язык и не выезжал за рубеж, чтобы учиться. Из-за его относительной бедности во время учебы в университете, его никогда полностью не относили к космополитическим буржуазным интеллектуалам, которые доминировали над китайской студенческой жизнью. В университете он сходился с радикальными интеллектуалами, которые позже вошли в Китайскую Коммунистическую партию. В 1919 году Мао возвращается в Хунан, где он участвует в радикальной политической деятельности, организуя группы и издавая политические обзоры при непосредственной поддержке руководителя начальной школы. В 1920 Мао женится на Янг Кьяй-хуи (Yang K"ai-hui), дочери одного из его преподавателей. Янг Кьяй-хуи была казнена китайскими националистами в 1930 году. В том же году Мао женился на Хо Цу-чен (Ho Tzu-chen), которая сопровождала его во время "Длинного Марта" (Long March). В 1937 году Мао разводится с ней и в 1939 году женится на Чианг Ч’инг (Chiang Ch"ing).

Когда Китайская Коммунистическая партия (ККП) была организована в Шанхае в 1921 году, Мао стал одним из основателей и лидером ее Хунанского отделения. На этой стадии новая партия сформировала объединенный фронт с Коуминтангской (Koumintang) партией республиканских последователей Сан Ят-сена. Мао работал в пределах объединенного фронта в Шанхае, Хунане, и Кантоне (Canton), сосредотачивая усилия на трудовой организации, организации партии, пропаганде и Институте Обучения Крестьянского Движения (the Peasant Movement Training Institute). Его "Сообщение относительно Движения Крестьянства в Хунане" (1927) выражало его представление революционного потенциала крестьянства, но это представление было еще не сформулировано в надлежащей марксистской форме.

В 1927 году Чан Кай-Ши получил контроль над Коуминтангской партией после смерти Сан Ят-сена и полностью изменил политику сотрудничества с коммунистами. Через год, когда он получил контроль над Националистической армией также как и над Националистическим правительством, Чан производит чистку движения от коммунистов. В результате Mao был вынужден скрыться в сельской местности. В горах юга Китай он обосновался с Чу Техом (Chu Teh) под защитой партизанской армии. Это было почти случайное новшество - сплав Коммунистического руководства с партизанской силой, действующей в сельских районах с поддержкой крестьян, который должен был сделать Мао лидером ККП. Их все возрастающей военной мощи скоро стало достаточно, чтобы Мао и Чу были способны к 1930 году бросить вызов порядкам, установленным советским руководством ККП, которое предписало им пробовать захватить города. В дальнейшем, несмотря на факт, что его положение в партии было слабое и его политика критиковалась, китайские советы были основаны в Юичине (Juichin), Киангская (Kiangsi) область, председателем которых стал Мао. Ряд кампаний истребления проведенных националистическим правительством Чан Кай-Ши вынудил ККП покинуть Юичин в октябре 1934 года и начинать "Длинный Март". В Цун-и (Tsun-i) в Квейчове (Kweichow) Мао впервые получил эффективный контроль над ККП. Этим закончилась эра советского контроля над руководством ККП.

Остатки Коммунистических сил достигли Шенси (Shensi) в октябре 1935 года, после 10,000 км (6,000 миль) марша. После чего они создали новый штаб партии в Ён-ан (Yen-an). Когда Японское вторжение 1937 года вынудило ККП и Куоминтанга еще раз формировать объединенный фронт, Коммунисты получили законный статус, и Мао становится национальным лидером. В течение этого периода он утверждается как военный теоретик, а опубликованные в 1937 году эссе "На Противоречии" ("On Contradiction") и "На Практике" ("On Practice") позволили причислить его к важнейшим марксистским мыслителям. Эссе Мао "На Новой Демократии" ("On New Democracy") (1940) выделило уникальную национальную форму марксизма, подходящую Китаю; его труд "Переговоры на Ён-анском Форуме по Литературе и Искусству " ("Talks at the Yen-an Forum on Literature and Art") (1942) обеспечил основание для партии контролировать культурные дела.

Правильность уверенности в своих силах Мао и сельских партизанских стратегий была доказана быстрым ростом ККП в течение Ён-анского периода - от 40,000 членов в 1937 году до 1,200,000 членов в 1945 году. Шаткое перемирие между Коммунистами и Националистами было нарушено в конце войны. США предприняли меры, чтобы возглавить коалиционное правительство. Гражданская война прорвалась, однако, в следующие 3 года (1946-49) было заметно быстрое поражение Куоминтанга. Правительство Чанга было вынуждено бежать в Тайвань, оставляя Китайскую Народную Республику, сформированную коммунистами в конце 1949 года, контролировать большую часть континентального Китая.

Когда усилия Мао по улучшению отношений с Соединенными Штатами в конце 1940-ых годов провалились, он решил, что Китай будет должен "склониться к одной стороне", и наступил период закрытого сотрудничества с СССР. Враждебность к Соединенным Штатам была усугублена Корейской Войной. В начале 1950-ых годов, Мао являлся председателем Коммунистической партии, главой государства и председателем военной комиссии. Его международный статус марксистского лидера повысился после смерти советского лидера Сталина в 1953 году.

Уникальность Мао как лидера очевидна из его обязательства продолжить классовую борьбу во имя социализма, которое подтверждено в его теоретическом трактате "На правильном пути решения проблемы противоречий среди людей" ("On the Correct Handling of Contradictions among the People") (1957). Неудовлетворенность медлительностью развития, потеря революционного импульса в сельской местности и тенденции членов ККП вести себя подобно привилегированному классу, привела Мао к тому, что он стал брать на себя необычные инициативы в конце 1950-ых годов. Он поощрял конструктивную критику управления партии со стороны движения 1956-57 годов "Цветочной Сотни" (Hundred Flowers) . Эта критика показала глубокую враждебность по отношению к руководству ККП. Примерно в то же самое время, Mao стал ускорять реформы в отношении сельской собственности, призывая к устранению последних остатков сельской частной собственности и формированию народных коммун для инициирования быстрого индустриального роста по программе, известной под названием "Большой Прыжок Вперед" (Great Leap Forward). Поспешность этих шагов привела к административным беспорядкам и народному сопротивлению. Кроме того, неблагоприятные погодные условия привели к плохому урожаю и серьезным нехваткам продовольствия. В результате всех этих перемен, Мао потерял свое положение главы государства, его влияние в партии было сильно подорвано. Это привело к тому, что к концу 50-ых годов появились сильные различия между правительством Мао и СССР.

В течение 1960-ых годов Мао контратаку против лидеров партии и новой главы государства Лю Шао-Чи (Liu Shao-Ch"i), через Большую пролетарскую культурную революцию (Great Proletarian Cultural Revolution), которая достигла своего апогея в период с 1966 по 1969 год. Культурная революция была в значительной степени организована женой Мао, Чианг Ч’инг. Это было возможно самое большое новшество Мао, и стало, по существу, идеологической борьбой за общественное мнение в форме жестоких национальных споров. Мао, как оказалось, был хорошим тактиком. Когда он потерял возможность печатать свои идеи в Пекине, он использовал шанхайскую прессу, чтобы атаковать пекинских лидеров. Студенческое ополчение, известное как "Красная гвардия" ("Red Guards"), стало его главной опорой. Поскольку обстановка обострялась, и ситуация угрожала выйти из-под контроля, Мао был обязан положиться на военных под руководством Лин Пиао (Lin Piao). Взамен этой военной поддержки, партия Лина была признана приемником Мао в конституции 1969 года. К 1971 году, однако, Лин, как сообщали, погиб в авиационной катастрофе после того, как попытался подготовить убийство Мао, который снова получил твердый контроль над властью. Толчок Культурной Революции передался китайским массам, и народ понял, что у них было "право восстать", что это их привилегия критиковать власти и принимать активное участие в выработке решений. Во время Культурной Революции высказывания Мао были напечатанные в небольшой красной книге, которая распространялась народу; его слова рассматривали, как окончательное руководство, а его персону, как предмет восторженной лести. Несмотря на то, как могло показаться, что Мао имел больше власти, чем ККП, он показывал истинную убежденность в ленинистских представлениях о коллективном руководстве партией. Он выразил свое недовольство "культом личности", явно прося уменьшить количество своих памятников.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх