Нотариальными функциями консульских учреждений являются. Функции консульских учреждений. Консульские учреждения РФ

  • Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  • Администрация Президента РФ: понятие, правовы основы, внутренняя структура.
  • Дипломатическое представительство (диппредставительство) - зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.

    Персонал дипломатического представительства делится на три группы:

    дипломатический;

    административно-технический;

    обслуживающий.

    Функции дипломатических представительств устанавливает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

    представительство своего государства в стране пребывания;

    защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;

    ведение переговоров с правительством страны пребывания;

    выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания;

    поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.

    КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - вид зарубежных органов внешних сношений государства, создаваемых с целью осуществления консульских функций на территории государства пребывания

    Состав и функции консульского учреждения, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала консульского учреждения определяется аккредитующим государством. В состав консульского учреждения входят: консульские должностные лица, которыми являются любые лица, включая главу консульского учреждения, которым поручено в этом качестве выполнение консульских функций; консульские служащие, которым поручается выполнение административных или технических обязанностей в консульском учреждении; работники обслуживающего персонала, лица, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; работники консульского учреждения означают консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; работники консульского персонала -консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Частный домашний работник является лицом, состоящим исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;



    Консульское учреждение имеет главу консульского учреждения, которым является лицо, которому поручено аккредитующим государством, действовать в этом качестве.

    Функции к онсульских учреждений в определенной степени отличаются от функций дипломатических представительств. В соответствии с положениями Венской конвенции 1963 года о консульских сношениях консульскими функциями являются:

    а) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

    б) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции;

    в) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания

    г) выдача, аннулирование, исправление, изъятие или задержание паспортов и других проездных документов гражданам представляемого государства и выдача, продление или аннулирование виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;



    д) оказание помощи и содействия гражданам и юридическим лицам представляемого государства;

    е) определение с помощью компетентных органов государства пребывания местонахождения граждан представляемого государства, когда речь идет об их имущественных или других интересах;

    ж) защита права граждан представляемого государства на срочный отъезд из государства пребывания при условии:

    з) выполнение любых других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или, если они предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и. государством пребывания.

    Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции:

    1. защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц;

    2. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

    3. выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

    4. выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

    5. оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства;

    6. исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

    7. охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

    8. представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

    9. передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

    10. осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.

    За выполнение определенных официальных действий консульства взимают консульские сборы.

    54.Порядок назначения глав консульских учреждений.

    В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:

    1. генеральный консул;

    2. консул;

    3. вице-консул;

    4. консульский агент.

    Глава консульского учреждения

    назначается представляемым государством,


    А допускается к выполнению своих функций - государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.).

    1) Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются

    o полное имя и фамилия,

    o класс, к которому он принадлежит,

    o консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

    2) Представляемое государство направляет этот патент правительству государства , на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции.

    ⇒ При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).

    3) Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой .

    Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте.

    Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры , не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.).

    ⇒ До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.).

    ⇒ Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается.

    4) Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания

    немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа

    обеспечивает принятие мер , необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.

    Прекращение консульских функций. Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:

    1. уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;

    2. аннулирования экзекватуры;

    3. уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).

    4. Если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания

    Также по кафедральному:

    5. Отозвания назначившим государством

    6. Объявление нежелательным лицом

    7. Закрытие консульского учреждения

    Консул по указанию своего государства может поручить охрану прав своих соотечественников консулу третьего государства

    Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта , предоставлять

    ✓ работникам консульского учреждения

    ✓ частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания,

    ✓ а также членам их семей, проживающим вместе с ними,

    o независимо от их гражданства,

    время и условия , необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.

    В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:

    ❖ государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;

    ❖ представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству .

    55. Консульские привилегии и иммунитеты

    Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты - это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется

    o международными договорами

    o обычаями,

    o законодательством государства пребывания.

    Однако они еще не равны дипломатическим преимуществам, привилегиям и иммунитетам.

    Главное отличие состоит в том, что

    консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер , т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей . Именно это отличие зафиксировано в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

    Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция

    К приближению,

    А иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.

    Консульские иммунитеты относятся:

    ❖ к учреждению в целом

    ❖ к его персоналу.

    Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:

    1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

    2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества;

    ⇒ Местные власти могут вступать в консульские помещения только с согласия консула или дипломатического представительства.

    ⇒ Такое согласие предполагается в случае пожара или иного стихийного бедствия.

    3) освобождение консульского имущества от обыска и реквизиции;

    4) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;

    5) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;

    ⇒ Консульство сносится непосредственно с властями консульского округа ,

    ⇒ а с центральными властями - через свое посольство .

    ⇒ Иное положение может быть установлено местным правом или международным договором.

    6) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.

    Соответствующие органы государства пребывания безотлагательно сообщают в консульство

    Обо всех случаях ареста или задержания граждан представляемого государства

    Обо всех случаях смерти и установления опеки в отношении граждан представляемого государства,

    А также об авариях судов и самолетов , зарегистрированных в этом государстве.

    ⇒ Консулы могут посещать своих граждан, находящихся под стражей, если последние против этого не возражают.

    ⇒ Консулы вправе предпринимать меры по обеспечению юридического представительства своих граждан, но сами делать этого не должны .

    7) Консульство вправе взимать консульские сборы за совершение относящихся к его компетенции актов. Сборы не подлежат налогообложению .

    Иммунитет персонала консульства зависит от его категории.

    Консульские должностные лица - лица, которые выполняют консульские функции.

    Консульские служащие - лица, выполняющие административные или технические обязанности.

    Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.

    Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:

    1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений .

    ⇒ В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;

    2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций;

    3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;

    4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.

    5) Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра.

    ⇒ Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу.

    ⇒ Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица

    !!!Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет!!!

    Привилегии консульских служащих и обслуживающего персонала:

    Консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей.

    Служащие , а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов.

    Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату.

    Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний.

    Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний.

    Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то кнему не должны применяться меры принуждения.

    Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение.

    Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.

    56. Понятие и состав государственной территории

    В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как:

    сухопутная;

    водная поверхность земного шара;

    его недра;

    воздушное пространство;

    космос, включая Луну и другие небесные тела.

    С точки зрения МП территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства.

    В МП в соответствии с существующим правовым режимом различают три вида территорий:

    1) государственная территория;

    2) территория со смешанным режимом;

    3) территория с международным режимом.

    Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства . К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100-110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически - на доступную для проникновения глуби-

    ну). Над гос территорией государство осуществляет свою верховную власть (суверенитет в старом понимании слова). К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.

    Квазитерритории - это так называемые ≪плавучие≫ и ≪летучие≫ территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств .

    Это лишь условное отождествление (лишь юридическая, но не природная сущность). На квазитерриториях государство также осуществляет суверенитет.

    К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных МП, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов.

    К такого рода территории относятся:

    исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль от берега;

    континентальный шельф (подводная часть материка).

    Территория с международным режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с МП.

    К таким территориям, в частности, относятся:

    открытое море;

    воздушное пространство над ним;

    морское дно;

    недра морского дна за внешней границей континентального шельфа;

    Антарктика;

    космос и небесные тела в нем.

    Режим территорий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции, определяется исключительно МП.

    В Конвенциях, регулирующих статус Луны и морского дна, говорится, что это «общее наследие всего человечества. »Причем государства-участники согласились с тем, что не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего

    наследия человечества.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНО В ЭТОМ ВОПРОСЕ!!!

    Консульские функции определяются прежде всего нормами международного права, в том числе нормами консульского права.

    Основные функции, или задачи, консульских учреждений четко зафиксированы в Венской конвенции 1963 г. Они фактически воспроизводятся во всех двусторонних консульских конвенциях (например, в Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 1995 г.) и консульских уставах государств. Эти функции сводятся к следующему:

    • а) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;
    • б) содействие развитию торговых, экономических и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;
    • в) содействие развитию дружественных отношений между ними;
    • г) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам. Как известно, аналогичные функции содержатся и в Венской конвенции 1961 г.

    Кроме того, в ст. 17 Венской конвенции 1963 г. предусмотрено общепризнанное право консульского должностного лица при определенных обстоятельствах быть уполномоченным на совершение дипломатических актов (например, при отсутствии дипломатического представительства представляемого им государства, а также в тех случаях, когда консульское должностное лицо посылающего государства является одновременно и представителем государства в международной организации).

    Консул осуществляет административные функции в отношении граждан, юридических лиц, морских судов, воздушных судов (самолетов), а нередко и в отношении военных кораблей в пределах своего консульского округа.

    Российский консул, кроме того, ведет учет граждан России, постоянно проживающих в его округе. Распоряжения консула имеют обязательную силу. В рамках своей компетенции консул информирует физических и юридических лиц представляемого государства о законодательстве и обычаях государства пребывания, особенностях правового положения иностранцев, о порядке регистрации, пребывания и передвижения по территории государства и т.д.

    В соответствии с международными договорами и внутренним законодательством консул представляет граждан своего государства перед местными властями.

    К административным функциям следует отнести передачу судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручения по снятию показаний для судебных органов представляемого государства в соответствии с договорами о правовой помощи или другими соглашениями, а при отсутствии таких соглашений – в любом ином порядке, нс противоречащем законам и правилам государства пребывания. Также к административным функциям следует отнести осуществление предусмотренных законами и правилами представляемого государства прав надзора и инспекции как в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве, так и в отношении их экипажей (ст. 5 Венской конвенции 1963 г.).

    Характеризуя консульские функции, необходимо иметь в виду, что защита прав и интересов граждан государства, назначившего консула, оказание им содействия составляют не только существо всего комплекса консульской деятельности, но и вместе с тем конкретную специфическую функцию консульских учреждений.

    По законодательству РФ ее консульские учреждения и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства пребывания, международными договорами и обычаями, защищать их права и охраняемые законами интересы, а при необходимости принимать меры к восстановлению нарушенных прав.

    В частности, консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан. Сроки посещения четко оговорены в двусторонних консульских конвенциях. Консул следит, чтобы в отношении граждан представляемого государства строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие их право на защиту и объективный ход расследования обстоятельств дела, а также соблюдались международные стандарты по правам человека.

    В целях защиты нарушенных прав и интересов граждан представляемого государства консульское должностное лицо обязано обращаться с запросом к официальным властям государства пребывания нс только по жалобам и претензиям своих граждан, но и запрашивать по своей инициативе сведения относительно дел, касающихся граждан представляемого государства.

    Консул осуществляет "представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения в соответствии с законами и правилами государства пребывания распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих интересов" (ст. 5 Венской конвенции 1963 г.).

    На него возложены обязанности по розыску без вести пропавших в его консульском округе граждан. В случае болезни гражданина консул оказывает помощь в его госпитализации, а после выздоровления содействует его возвращению на родину.

    В рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, консул защищает права и интересы несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства.

    Наследственные дела – одна из важных консульских функций. В конечном итоге она осуществляется в целях защиты имущественных прав граждан. Компетентные власти государства пребывания в возможно короткий срок уведомляют консула об открытии наследства в данном государстве. В свою очередь консул, если ему первому станет известно о смерти гражданина представляемого государства или об открывшемся после смерти наследстве, информирует об этом местные компетентные власти.

    Если гражданин представляемого государства, не имеющий места жительства в государстве пребывания, умер в этом государстве в период временного пребывания в нем, то консул имеет право в соответствии с местным законодательством распоряжаться документами, деньгами и иным имуществом умершего. Консул принимает меры к охране оставшегося после смерти гражданина имущества. Однако все мероприятия, включая вывоз имущества, следует осуществлять с соблюдением законодательства государства пребывания.

    В случае смерти (гибели) гражданина представляемого государства консул обязан оформить необходимые документы и отправить его тело на родину или организовать похороны на месте.

    Международные договоры, в первую очередь двусторонние консульские конвенции и соглашения по вопросам гражданства, а также внутреннее законодательство государств предоставляют консульским учреждениям определенные права по вопросам гражданства, в частности принимать от лиц, проживающих за границей, заявления и ходатайства по этим вопросам.

    При решении вопросов гражданства российские консульские учреждения руководствуются также положениями двусторонних соглашений по этим вопросам, в частности об урегулировании вопросов двойного гражданства и об упрощенном порядке приобретения гражданства.

    В сферу компетенции консульских учреждений входит и функция по вопросам выдачи паспортов и проездных документов. Об этом прямо говорится в ст. 5 Венской конвенции 1963 г.

    Российские консульские учреждения оформляют паспорта гражданам России, постоянно проживающим за границей, а также командированным по линии федеральных органов государственной власти, обучающимся в иностранных учебных заведениях, работающим в международных организациях, банках, фирмах и т.д. на основе контрактов, в случае истечения срока действия паспортов.

    Консульская функция по визовым вопросам является одной из традиционных и присуща деятельности консульских учреждений всех государств. Большие полномочия при выдаче виз предоставляются консульским должностным лицам экономически развитых государств, особенно консулам США, которые в ходе беседы с иностранными гражданами единолично определяют возможность выдачи им американской въездной визы.

    При выдаче виз консульские учреждения руководствуются нормами Венской конвенции 1963 г., другими многосторонними договорами (например, Шенгенскими соглашениями), двусторонними договорами по визовым вопросам, внутренним законодательством государств (консульские уставы, инструкции по визовым вопросам и т.д.).

    Консульская функция по вопросам регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС). При исполнении данной функции консул основывается на нормах, содержащихся в международных договорах, и использует положения внутреннего законодательства представляемого государства. При этом консул учитывает законодательство государства пребывания по вопросам оформления актов гражданского состояния.

    Консул выполняет разнообразные нотариальные функции: заверяет доверенности и удостоверяет сделки (за исключением определенной категории), свидетельствует верность копий, подлинность подписей на документах и совершает другие подобные действия. Он также осуществляет такую специфически консульскую функцию, как легализация документов, исходящих как от властей государства пребывания, так и от властей государства, назначившего консула, суть которой сводится к установлению и засвидетельствованию подлинности подписей на документах, компетентности выдавшего, составившего или заверившего их органа и в целом соответствия их законам государства, от которого они исходят. Россия входит в число государств – участников Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 г.

    Весьма обширны и многообразны функции консула в области осуществления и развития деловых связей отечественных юридических лиц, действующих в государстве пребывания. Этой стороне консульской деятельности придается особое значение.

    Для консульских учреждений, расположенных в портовых городах, важнейшей функцией является оказание содействия судам, плавающим под флагом государства, учредившего консульское учреждение, когда судно находится в порту, внутренних или территориальных либо архипелажных водах государства пребывания. В частности, консул имеет право в любое время посетить судно и при необходимости требовать явки капитана в консульское учреждение. Он может оказывать помощь в оформлении судовых документов; без ущерба для прав властей государства пребывания расследовать происшествия, имевшие место во время плавания; разрешать споры между капитаном и командой, если это предусматривается законом государства флага судна.

    Российский консул вправе задержать готовое к выходу в море судно или потребовать его отплытия досрочно. В случае, если судно потерпит аварию, консул принимает меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза. Он также принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза и заверяет своей подписью акт о морском протесте – документ о происшествии (повреждении, гибели судна или груза, спасании, столкновении, загрязнении моря). Акт о морском протесте в случае возникновения спора является одним из доказательств по делу, и до опровержения заинтересованной стороной изложенные в нем данные являются действительными.

    Предусмотренные в консульских конвенциях права надзора и инспекции, а также права по оказанию помощи судам и экипажу распространяются mutatis mutandis как на воздушные суда, так и на средства железнодорожного и автомобильного транспорта, суда речного флота представляемого государства.

    В функции консула входит оказание содействия и военным кораблям, находящимся в портах и упомянутых выше водах государства пребывания. Российский консул должен оказать такое содействие в вопросах связи с берегом, обеспечения корабля лоцманом и т.п. При необходимости консул должен лично посетить прибывший военный корабль. Он обязан также следить за ходом лечения члена экипажа, если оно производится на берегу, оказывать содействие в случае аварии корабля.

    Согласно Венской конвенции 1963 г. и многим двусторонним конвенциям консульское учреждение может выполнять и другие функции, возложенные на него представляемым государством. Речь идет о функциях, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых это государство не возражает, или же которые предусмотрены действующими между государствами договорами.

    Положение о Консульском учреждении и Консульский устав РФ в числе основных задач и функций таких учреждений также предусматривают: оказание содействия гражданам России, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и прав на участие в референдуме; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа; принятие необходимых мер но обеспечению безопасности граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа; участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров России с государством пребывания.

    Для деятельности российских консульских учреждений в странах СИГ характерно еще одно обстоятельство, состоящее в том, что осуществляемая ими функция защиты распространяется на всю сферу прав и свобод граждан России, находящихся в соответствующей стране. Исторически сложилось так, что консульская служба России оказалась в эпицентре деятельности по преодолению последствий распада СССР. В результате образования на территории его бывших союзных республик независимых государств более 25 млн русского и русскоязычного населения оказалось за пределами границ России. Значительная их часть до сих пор подвергается дискриминации, ущемлению основных прав и свобод.

    Представляемое государство может поручить консульскому учреждению выполнение консульских функций в другом государстве или других государствах после их уведомления, если не последует определенно выраженное возражение какого-либо из них. Консульские функции могут выполняться и от имени третьего государства, если государство пребывания не возражает. Например, Договором о Союзе между Россией и Белоруссией предусмотрено, что граждане этого Союза имеют право "на защиту на территории третьего государства, где нет представительства государства – участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства – участника Союза, на тех же условиях, что и граждане этого государства".

    В интересах выполнения своих функций консульские должностные лица наделены прерогативой свободно сноситься с гражданами представляемого государства. В свою очередь эти граждане имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами и доступа к ним. При выполнении консульских функций консульские должностные лица вправе обращаться в компетентные местные органы своего консульского округа. Они могут обращаться в компетентные центральные органы, если это допускается законами, правилами и обычаями государства пребывания или соответствующими международными договорами.

    За совершение консульских актов на территории государства пребывания консульское учреждение вправе взимать сборы и пошлины. Их суммы и квитанции об их уплате освобождаются в государстве пребывания от всех налогов, сборов и пошлин.

    Венская конвенция 1963 г. предусматривает, что функции консульских работников прекращаются по уведомлении об этом со стороны представляемого государства, по уведомлении со стороны государства пребывания, если оно перестало считать конкретное лицо работником консульского учреждения, по аннулировании экзекватуры.

    В случае разрыва консульских отношений, в том числе во время вооруженного конфликта, государство пребывания обязано предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания, и членам их семей время и условия для подготовки к отъезду. В частности, в случае необходимости оно должно предоставить транспортные средства, которые требуются для их семей и для их имущества, кроме приобретенного в государстве пребывания и запрещенного к вывозу на момент отбытия.

    При разрыве отношений государство пребывания должно уважать и охранять консульские помещения, архивы и имущество консульского учреждения. Их охрану представляемое государство может вверить третьему государству, приемлемому для государства пребывания. Этому же государству представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан.

    Право внешних сношений регулирует официальные межгосударственные отношения. Право внешних сношений - одна из наиболее старых отраслей международного права . Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности. Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные части:

    а) дипломатическое право;
    б) право специальных миссий;
    в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций;
    г) консульское право.

    Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляемые специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации («народная дипломатия»). Во внешних сношениях государство выступает как целостное образование, как единый социальный организм, обладающий в силу своего суверенитета международно-правовой правосубъектностью, которая, как и сам суверенитет, не может расщепляться на отдельные части в виде правосубъектности на международной арене органов государства , выполняющих функции организации внешних сношений.

    Основными институтами права внешних сношений являются дипломатическое и консульское право. Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из:

    • активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;
    • пассивного права - это право государства принимать иностранные посольства.

    Дипломатическое право состоит из норм обычного права , которые кодифицированы в следующих конвенциях:

    • Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.;
    • Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;
    • Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

    Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

    • Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);
    • различных двусторонних консульских конвенциях между государствами.

    Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения , предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.

    Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (например, в случае признания государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

    Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств

    Органы внешних сношений государства подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

    Первые постоянно находятся на территории данного государства и, в свою очередь, разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства. Создание специализированных органов оформляется также актами внутреннего права , однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров , на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

    К конституционным относятся высший законодательный орган, глава государства , правительство и его глава.

    Традиционными полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны , мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров ; определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

    Миссия дипломатического представительства прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны пребывания (признание представителя persona non grata).

    Виды дипломатических представительств .

    1. Посольство - во главе стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол.
    2. Миссия - во главе стоит Посланник или Поверенный в делах.

    Функции дипломатического представительства .

    1. Представительская: представляет свое государство в стране пребывания.
    2. Защитная - защита своих граждан и лиц без гражданства , постоянно проживающих на территории представляемого государства, находящихся на территории государства пребывания представительства .
    3. Информационная.
    4. Консульская - дипломатическое представительство вправе осуществлять консульские функции.

    Дипломатический корпус - совокупность дипломатических представителей на территории государства пребывания. Во главе дипломатического корпуса стоит декан, которым, как правило, является дипломатический представитель, старейший по времени нахождения в стране по отношению к другим аккредитованным представителям ранга.

    Дипломатические иммунитеты и привилегии .

    1. Неприкосновенность помещения дипломатического представительства.
    2. Неприкосновенность транспортного средства дипломатического представительства.
    3. Неприкосновенность архивов дипломатического представительства.
    4. Фискальный иммунитет (представительства и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью).
    5. Право использовать свой государственный флаг и герб, вправе осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов.
    6. Личный иммунитет - дипломатические представители, т. е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию , неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции.
    7. Дипломат не обязан давать свидетельские показания.
    8. Таможенный иммунитет дипломата.

    Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии

    Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

    В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений : консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

    Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений :

    • генеральные консульства;
    • консульства;
    • вице-консульства;
    • консульские агентства.

    Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги :

    1. генеральный консул (руководит генеральным консульством);
    2. консул (руководит консульством);
    3. вице-консул (руководит вице-консульством);
    4. консульский агент (руководит консульским агентством).

    В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.

    Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» - генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин «консул». Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания.

    Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно; Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица.

    Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим представителям.

    1. Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления .
    2. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы.
    3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля , Отказ консулом отдачи показаний недопустим.
    4. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.
    5. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

    Лекция 6. ВИДЫ КОНСУЛОВ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    2. Консульские функции

    1. Виды консулов и консульских учреждений

    К о н с у л (лат. consul) - должностное лицо государства, наз­наченное в какой-либо район (округ) другого государства с опре­деленно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, культур­ных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом по­ложении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Консул не должен нарушать местный правопоря­док, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется по­сольством представляемого государства.

    Консулы подразделяются на два вида: штатные, или про­фессиональные, и нештатные, или почетные.

    Штатные консулы - это лица, состоящие на государ­ственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства жалование. Пос­кольку они не имеют права заниматься какой-либо иной дея­тельностью (частнопредпринимательской и т. п.), кроме испол­нения консульских обязанностей, их принято называть карьер­ными консулами.

    Нештатные консулы - это лица, не состоящие на государ­ственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государ­ства пребывания. Как правило, их назначают из числа граж­дан государства пребывания - видных юристов, коммерсан­тов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья не­штатные консулы не получают, но в качестве платы за выпол­нение консульских функций они обращают в свою пользу кон­сульские сборы.


    Консульские сборы - это платежи, взимаемые консулом (консульством) за выполняемые консульские действия: выдачу паспортов, виз, прием и оформление ходатайств по вопросам гражданства, регистрацию актов граж­данского состояния и т. д. Они взимаются по тарифу, устанавливаемому в со­ответствии с законодательством страны, назначившей консула, и поступают в государственный бюджет этой страны. Сборы, взимаемые нештатными кон­сулами, обращаются в их пользу.

    Главы консульских учреждений подразделяются на че­тыре класса:

    · генеральные консулы;

    · консулы;

    · вице-консулы;

    · консульские агенты.

    Международная практика следует правилу, по которому класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения. Однако в некоторых странах консульская служба отделена от дипломатической и ее работникам присва­иваются специальные ранги.

    Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида:

    · генеральное консульство - учреждается в крупных ком­мерческих или промышленных центрах или в крупных портах;

    · консульство;

    · вице-консульство - учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого - штатное должностное лицо, подчиненное консулу;

    · консульское агентство - это канцелярии, создаваемые в Портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа.

    Консульская деятельность осуществляется также консульс­кими отделами посольств. Заведующий отделом именуется "генеральный консул" или "консул". При отсутствии отдель­ных консульств своей страны деятельность такого консульско­го должностного лица распространяется на всю территорию го­сударства пребывания. В других случаях его деятельность ог­раничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств.

    2. Консульские функции

    Основная задача консулов заключается в том, чтобы защитить в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц. Консул дожжен стремиться также к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания.

    Консульские функции могут быть сведены к следующим специфическим областям:

    1. Функции по защите интересов представляемого государства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые предусмотрены законом.

    2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осу­ществляет охрану и защиту экономических и правовых инте­ресов представляемого государства, его юридических лиц и граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, дого­воров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании право­вой помощи и т. д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.

    Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообще­ния о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребыва­ния в области судоходства, воздушной навигации, таможен­ных установлений и т. д.

    3. Административные функции . В отношении граждан сво­его государства консул регистрирует акты гражданского состоя­ния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление , установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоян­но проживающих за границей, о внесении изменений, исправ­лений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, име­ни и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным


    4. Нотариальные функции . Консул составляет, свидетельс­твует или принимает на хранение завещательные распоряже­ния и все односторонние акты граждан представляемого госу­дарства, а также оформляет двусторонние юридические сделки. На консулов возлагается функция по легализации докумен­тов и актов, составленных при участии местных властей кон­сульского округа или исходящих от них. Консул принимает на хранение от соотечественников де­нежные суммы, документы и предметы всякого рода.

    5. Информационная функция. Консул собирает информа­цию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему правительству и сообщает необходимые сведения заинтересован­ным лицам и организациям представляемого государства. Консул ведет учет сограждан в стране пребывания, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие пред­ставителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязаннос­тей. Консул имеет право без доверенности представлять в уч­реждениях государства пребывания интересы соотечественни­ков, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам.

    3. Консульские привилегии и иммунитеты

    Под консульскими привилегиями и имму­нитетами в международном праве понимаются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания кон­сульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегированный статус консульских учрежде­ний, членов их персонала закрепляется либо в многосторонних и двусторонних консульских конвенциях, либо определяется обычаями и местными законами.

    Одной из основных привилегий является право экспониро­вать эмблемы аккредитующего государства: помещать на здании консульского учреждения щит с изображением герба своей страны и названием консульства на двух языках (пред­ставляемого государства и государства пребывания), а также вывешивать свой государственный флаг.

    Предусматривается также неприкосновенность консульс­ких помещений. Под консульским помещением понимается здание или часть здания, включая резиденцию главы консуль­ского учреждения, подсобные помещения, а также земельный участок, обслуживающий это здание, используемые исключи­тельно для консульских целей, независимо от того, чьей соб­ственностью они являются. Принцип неприкосновенности кон­сульских помещений юридически означает, что власти госу­дарства пребывания не могут вступать в консульские помеще­ния, иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Следует отметить, что Венская конвенция о кон­сульских сношениях 1963 г. допускает, что в случае пожара или другого стихийного бедствия такое согласие может пред­полагаться. Вместе с тем на государстве пребывания лежит обязанность принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения любого нарушения спо­койствия консульского учреждения или оскорбления его дос­тоинства.

    Консульские помещения, предметы их обстановки, иму­щество консульского учреждения, а также его средства пере­движения пользуются иммунитетом от любых видов реквизи­ций. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

    В число привилегий консульского учреждения входит и право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства. В настоящее время признается принцип свободы сношений кон­сульского учреждения с органами своего государства, где бы они ни находились, означающий свободу от всякого вмеша­тельства и цензуры со стороны государства пребывания. В этих целях консульства могут пользоваться всеми обычными сред­ствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и кон­сульскими курьерами.

    Поскольку консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства пред­ставляемого государства и его органов, принцип ее неприкос­новенности поддерживается, как правило, внутригосударствен­ными актами.

    Правом неприкосновенности пользуются консульские ар­хивы и документы, причем в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнан­ным в международном праве и закреплено как в международ­ных консульских соглашениях, так и во внутригосударствен­ных актах многих стран мира.

    Консульские учреждения имеют налоговые и таможенные льготы. Консульские помещения и жилые помещения долж­ностных лиц и сотрудников консульства, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемого госу­дарства, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это же положение распространяется и на движимое имущес­тво, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для кон­сульских целей.

    Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на государство пребывания обязанность от­носиться к консульским должностным лицам с должным ува­жением и не допускать каких-либо посягательств на их лич­ность, свободу и достоинство. Консульские должностные лица в случае совершения ими тяжких преступлений не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению без постановления компе­тентных судебных властей. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консула возбуждается уголовное дело, он обязан лично явиться в компетентные органы.

    Если обвинение предъявлено главе консульского уч­реждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через диплома­тические каналы.

    Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положения­ми Венской конвенции консульские должностные лица и слу­жащие не подлежат юрисдикции судебных или администра­тивных органов государства пребывания в отношении дей­ствий, совершаемых ими при выполнении служебных функ­ций.

    Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция ос­вобождает консульских должностных лиц и консульских слу­жащих, а также членов их семей, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество . Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов , сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государ­ства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

    Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (лич­ный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, лич­ный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх