Ощущения план: Понятие ощущений в психологии. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Пороги ощущений. Индивидуальные особенности ощущений. «Наблюдение за деревом»

Психология изучает различные психические явления, процессы и состояния. Ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение - это .

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств. Особенность ощущений заключается в их непосредственности и сиюминутности. Когда человек прикасается к предмету, кладет его на язык, подносит к носу, такое воздействие называется контактным. Воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение - это физиологический процесс, под воздействием которого в нервных клетках возникает возбуждение, передающееся по афферентным нервным волокнам в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический, и индивид ощущает то или иное свойство предмета или явления.

Свойства ощущений. Наши органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям среды. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией.

Нередко под воздействием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого раздражителя. Это явление связано с синестезией (от греч. synaisthesin -единовременное ощущение, совместное чувство) - психическим состоянием, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Например, общеизвестно, что цветовые сочетания влияют на температурную чувствительность: сине-зеленый цвет вызывает ощущение холода, а желто-оранжевый - тепла. Эту особенность учитывают дизайнеры.

Явление сенсорного голода, или большой дефицит ощущений, называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации в психике человека возникают разнообразные аномальные явления - от галлюцинаций и впадения в забытье до полного отключения мозга.

Виды ощущений . При классификации ощущений выдвигают следующие критерии:
а) по месту расположения рецепторов;
б) по наличию либо отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;
в) по времени возникновения в ходе эволюции;
г) по модальности (виду) раздражителя.

Выделяют три основных класса ощущений: интерорецептивные (органические), экстерорецептивные и проприорецептивные. Интерорецептивные сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.). Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Проприорецептивные расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

Кроме того, ощущения могут быть дистантными и контактными. К первым относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые. Ко вторым -осязательные, вкусовые и обонятельные.

Каждый тип человеческих ощущений дает специфическую информацию. Однако существуют общие закономерности, характерные для всех видов ощущений. К ним относятся уровни чувствительности, или «пороги ощущений». Чувствительность - это способность к распознаванию величины и качества раздражителя. «Порогом ощущений» называют психологическую зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего раздражителя.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется верхним порогом чувствительности (например, за этим порогом свет уже ослепляет).

Благодаря порогу чувствительности человек может постоянно улавливать незначительные изменения параметров внешней и внутренней среды: силу вибрации, уменьшение или увеличение силы звука, уровень освещенности, уровень тяжести и т.д. Пороги чувствительности для каждого индивидуальны. Их величина зависит от многих причин. Особое влияние на повышение чувствительности оказывают характер деятельности, профессия, мотивы, интересы, степень тренированности.

Изменения в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком, называют дифференциальным порогом, или «порогом различения». Величину различения между сигналом, при котором точность и скорость различения достигают максимума, называют оперативным порогом. Оперативный порог ощущений в 10-15 раз выше дифференциального.

Выделяют также временной порог - это мера длительности и воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Латентный порог - период реакции, отрезок времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Ощущение относится к более сложноорганизованному психологическому процессу - восприятию. Восприятие есть целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Различают слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестезические (двигательные) восприятия.

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, т.е. связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии формы и величины предметов с помощью синтеза зрительных, осязательных, мышечных ощущений, а также на восприятии удаленности и объема предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением человека.

Восприятие течения времени заключается в том, что восприятие времени не изменяет очевидного физического стимула. Конечно, само время исчисляется секундами, минутами, т. е. может быть измерено, но нет определенного объекта, энергия которого воздействовала бы на некий рецептор времени (как это делают запах, свет и т.д.). На сегодняшний день ученым не удалось обнаружить механизм, преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Однако достоверно установлено, что каждый обладает «биологическими часами»: сердечный ритм и обменные процессы помогают нам ориентироваться во времени. Если человек в течение нескольких месяцев встает по будильнику в одно и то же время, то вскоре организм настраивается на пробуждение в определенный час без дополнительного стимула.

Восприятие времени меняют некоторые медикаменты, оказывающие влияние на ритмику организма. Кофеин ускоряет время, хинин и алкоголь, напротив, замедляют его. Наркотические препараты (гашиш, марихуана и т.д.) могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, эмоциями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный жизненный период, наполненный не-интересными событиями и обыденностью, вспоминается как быстро прошедший.

При резком эмоциональном или физическом переутомлении часто происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Звуки оглушают, свет ослепляет, запахи «въедаются», вызывая острое раздражение. Такие изменения восприятия называются гиперстезией.

Гипостезия - противоположное состояние, выражающееся в понижении восприимчивости к внешним стимулам. Гипостезия связана с подвижными или неподвижными раздражителями, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющегося: в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как в театре или кино (сценоподобные галлюцинации).

От галлюцинаций стоит отличать иллюзии (от лат. Illusio - «обман») - ошибочные восприятия реально существующих явлений или вещей. Иллюзии делят на аффективные, парейдолические и вербальные (словесные).

Свойства восприятия . Исследователи выделяют пять основных свойств (качеств) восприятия: константность, целостность, осмысленность, избирательность и апперцепцию.

Константность - устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Парашютист знает, что лес зеленый, поэтому даже с большой высоты воспринимает его именно таким. Закон константности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные.

Целостность - всякий объект и ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т.е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Если мы видим лишь голову и плечи собеседника, то можем достроить положение его рук и туловища.

Осмысленность - как правило, человек воспринимает лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.

Избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, его индивидуальных способностей. Когда наблюдается зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (убеждений, мировоззрения и т.п.), такую апперцепцию называют устойчивой. Различают также временную апперцепцию, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции, действие установки и т.п.).


Ощущение и восприятие - ключевые психологические процессы. Дадим краткую характеристику данным категориям и определим их роль в психологии.

Ощущение - это : процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений (на сенсорном уровне).

Обнаружение сигнала происходит на фоне шума как вероятностный процесс.
Характеристики анализаторов:
. нижний и верхний пороги ощущений,
. дифференциальный порог.
. временной порог, латентный период.


Рис. 1. Схема формирования ощущения

Интенсивность ощущений E = klogI + c (закон Вебера-Фехнера).
Время реакции Т = а/In + k (формула Пьерона), где I - интенсивность раздражения, а, n, k, c - константы.

Важным аспектом изучения темы ощущение и восприятия является вопрос регуляции ощущения. Регуляция процессов ощущения осуществляется за счет:
. сенсорной адаптации (привыкания к стимулу и снижения реакции при его появлении;
. сенсибилизации (повышения чувствительности к раздражению);
. сенсорной депривации (лишения органов чувств поступающей в них информации).

Особенности ощущений кратко

Их острота влияет на принятие индивидом решения о дальнейшем поведении в данной ситуации. Существуют личностные особенности обнаружения сигнала, поэтому и принятие решения входит в структуру сенсорного процесса.
Вследствие этого формируются индивидуальные стратегии поведения:
1) стратегии риска (увеличение числа обнаружений - ложные тревоги);
2) стратегии осторожности;
3) стратегии следования сенсорным впечатлениям.
Согласно концепции Закермана, поиск новых ощущений является устойчивой личностной характеристикой, отражающей стремление человека к получению разнообразной информации. С одной стороны, такая черта может способствовать личностному росту, так как человек осваивает новые сферы деятельности. Однако из-за склонности «все попробовать» и отсутствия страха риска, возрастает вероятность попадания в стрессогенные и травматические ситуации, а также развития аддиктивных форм поведения, что является негативным проявлением чрезмерно выраженного поиска ощущений.
Один из первых вопросов, который возник перед исследователями ощущений, — это вопрос о порогах ощущений. Какой должна быть сила или интенсивность стимула, чтобы мы осознали его действие на нас? Например, какое минимальное количество децибел способно воспринять наше ухо, или с какого расстояния мы способны различить человеческую фигуру и т.п.?
Величина физического раздражителя (т.е. стимула), ниже которой ощущения от стимула не возникает, а выше — соответственно возникает, представляет абсолютный порог чувствительности.
Когда мы начинаем различать похожие, но не одинаковые стимулы? Например, близнецы для большинства из наспрактически неотличимы друг от друга, а их мать тем не менее научается довольно хорошо различать их.
Существует такая величина физического различия между стимулами, выше которой мы их различаем, а ниже которой — не различаем. Данная величина называется дифференциальным порогом, или порогом дифференциальной чувствительности.
Концепция того, что наша сенсорная система устроена по пороговому, прерывному принципу, называется концепцией дискретности (прерывности) сенсорного ряда. Однако попытки точно установить абсолютные пороги для разных видов чувствительности и величин стимулов показали, что невозможно точно измерить пороги, они словно плавающие и зависят от множества факторов.
Например, помещают испытуемого в специальную, изолированную от всяческих шумов экспериментальную комнату, измеряют его пороги и в первый раз получают одно значение, а во второй — другое. Наши суждения о наличии ощущений основаны не только на физической природе стимула, но также на процессах принятия решений, которые зависят от сложного набора когнитивных механизмов и процессов (внимания, памяти, мышления), особенностях эмоциональных реакций и пр.
Более современные взгляды на пороги чувствительности связаны с теорией обнаружения сигналов, предложенной Грином и Светсом в 1966 г. По этой теории любой сигнал воспринимается на фоне определённого шума. Даже в случае когда полностью отсутствуют внешние помехи - сама сенсорная система (просто за счет своей работы) создает некоторый уровень шума: в нас бьется сердце, мы дышим, по жилам течет кровь и т.д. Этот шум при жизни наблюдателя нельзя отключить. Сигнал сливается с шумом, он становится плохо отличимым от него, особенно когда физическая интенсивность самого сигнала очень мала. Наблюдатель, по сути дела, выполняет задачу отличения сигнала от шума. В основу теории было положено наблюдение за работой дежурного на радиолокационной станции, в задачи которого входило пристально смотреть на индикатор радара несколько часов в день с целью своевременного обнаружения вражеского самолета. На экране радара могут появляться два типа стимулов; сигнал о самолете и шум — посторонние стимулы (например, стая птиц). Если дежурный примет шум за самолет, то будет виноват в ложной тревоге, что может повлечь серьезные последствия; если примет самолет за шум — это серьезная ошибка и нарушение долга, результатом которой может быть гибель людей. Таким образом, только два типа реакции являются допустимыми: правильное обнаружение самолета и правильное отрицание самолета.
Эта модель показывает, что пороги являются элементами сложного опыта человека. Кроме интенсивности стимула еще два фактора влияют на решение об обнаружении: (1) ожидание наблюдателя — появится или не появится сигнал и вероятность его появления и (2) что последует за принятием решения — наказание или вознаграждение.

Краткая классификация ощущений

Виды ощущений кратко: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, температурные, болевые.
Однако на практике используется чуть более подробная классификация ощущений.
Ощущения традиционно классифицируются по основным органам чувств. На этом основании выделяются зрительные, слуховые, тактильные (кожные и болевые), обонятельные, вкусовые, кинестетические и вестибулярные ощущения.
Функция кинестетических и вестибулярных ощущений заключается в информировании человека о его собственных движениях и положении в пространстве.
Кинестетические ощущения — это комплекс информации сенсорного характера, поступающей от мышц, сухожилий и связок.
Вестибулярные ощущения базируются на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Ключевая функция системы вестибулярных ощущений — обеспечение устойчивой основы для зрительного наблюдения. Когда мы двигаемся (бегаем, ходим, прыгаем), наша голова, соответственно, тоже приходит в движение. Зрительная система получает соответствующую вестибулярную информацию: полукружные канальцы связаны с мышцами глаз. Посредством данного механизма перед нами формируется довольно стабильная картина мира. Если бы этого не было, то мы бы созерцали мир так, как это бывает на видеозаписи, когда оператор снимает на ходу или на бегу, когда изображение дрожит и смещается из стороны в сторону. К счастью, с нами этого почти не происходит, так как существуют рефлекторные механизмы, компенсирующие движения головы противоположными по направлению движениями глаз.
Кожная чувствительность обеспечивает нас информацией о том, что соприкасается с нашим телом, — каком-либо предмете или среде (водной, воздушной, например). Те части тела, которыми мы чаще всего непосредственно соприкасаемся с миром, обладают наибольшей чувствительностью: ладони, кончики пальцев, губы и язык.
Болевая чувствительность имеет крайне важное биологическое значение: болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности: заболевании, ранении.
Ключевой функцией вкусовой чувствительности является обеспечение нас информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное вещество.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в воздухе. Оно играет гораздо меньшую роль в нашей жизни.
Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение нас информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. По-видимому, все другие вкусовые ощущения вызываются сочетанием этих четырех качеств. Химическая основа вкусовых ощущений пока недостаточно изучена, поэтому не существует общего ответа на вопрос, какие вещества по своему химическому строению вызывают основные вкусовые ощущения.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в воздухе. Оно играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни многих животных. Тем не менее обонятельные ощущения тесно связаны со вкусовой чувствительностью, без обоняния мы не можем полноценно воспринимать вкус пищи, с помощью обоняния мы способны отличать хорошую пищу от плохой, это помогает нам избегать отравлений. Существует множество фактов, указывающих на роль обоняния в формировании эмоциональных впечатлений.
Большую роль для человека имеют слуховые и зрительные ощущения. С их помощью мы получаем наибольшее количество информации об окружающем нас внешнем мире, и эта информация, как правило, подвергается наибольшей сознательной переработке.
Зрение является ключевым источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.
С помощью зрения мы воспринимает удаленность предметов, глубину пространства, форму предметов, цвет, движение объектов.

Особенности восприятия кратко

Восприятие - это :
. отражение явлений и предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств;
. процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего мира как совокупности предметов и событий.

Характеристики восприятия : целостность, константность, структурность, осмысленность.
Различают особенности восприятия пространства, времени, движения.
Зрительные иллюзии - искажения восприятия в результате адаптивных свойств перцептивной системы, которые возникают вследствие сформированных на основе предшествующего опыта закономерностей восприятия информации в зрительной системе (рис. 2 и 3).

Перцептивная группировка происходит на основе близости элементов, их сходства, замкнутости, субъективного контура, сравнения с эталоном.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Понятие о восприятии. Ощущения и восприятия.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Характеристика основных свойств восприятия.

Свойства восприятия

Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности.

Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности.

Предмет и фон в восприятии. Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга.

Особенности соотношения предмета и фона учитываются при выборе формы, окраски, буквенного шрифта для указателей уличных переходов, транспортных знаков. Контрастность, необычность предметов позволяют быстро выделить их из фона.

Апперцепция. Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок отдельных людей, различия в их опыте, интересах, общей направленности личности. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. В восприятии всегда проявляются особенности познающего человека, обнаруживается его определенное отношение к предмету восприятия.

Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т. е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.

Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия.

Виды восприятия.

Ощущение- процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Рефлекторная природа ощущений

Ощущения - начальный источник наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна приня¬то различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обо¬няние, вкус, осязание, зрение и слух.

Систематическая классификация ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

Индивидуальные особенности

Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.). Основным органом познания ребенка является рот, следовательно вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховое и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни он начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор. У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Уже на третьем месяце ребенок локализующие звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связано с овладением языком. И. М. Сеченова подчеркивала большое значение кинестечних ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка. М. М. Кольцова говорила о идее единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора. Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Всякое наше ощущение имеет качество, силу и длительность.

Качество ощущения -- внутренняя его сущность, то, чем одно ощущение отличается от другого. Например, качествами зрительных ощущений являются цвета -- синий, красный, коричневый и пр., слуховых -- звуки голоса человека, музыкальные тона, шум падающей воды и др.

Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества. В туманное утро очертания леса, контуры зданий воспринимаются органом зрения лишь в общих чертах, неотчетливо. По мере исчезновения тумана становится возможным отличить хвойный лес от лиственного, трехэтажный дом от четырехэтажного. Сила зрительного раздражения, а следовательно, и ощущение в дальнейшем продолжают нарастать. Теперь видны отдельные деревья, их ветви, в окнах дома -- оконные переплеты, цветы на подоконнике, занавески и т.п.

Длительность ощущения -- это то время, в течение которого у человека сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения принципиально отличается от длительности раздражения. Так, действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение в течение некоторого времени продолжается. Например, ощущение боли после отрывистого удара, жжения -- после одномоментного касания раскаленным предметом.

Ощущение имеет определенную пространственную локализацию.

Всякое ощущение всегда окрашено в определенный, чаще всего специфический тон, т.е. имеет соответствующую эмоциональную окраску. В зависимости от их качества, силы и длительности ощущения могут вызывать положительные или отрицательные эмоции. Легкий запах сирени способствует появлению приятного чувства, тот же запах, концентрированный и существующий длительно, может привести к появлению головокружения, тошноты, общего плохого самочувствия. Матовый свет электрической лампочки успокаивает, прерывистый свет раздражает (например, при езде на велосипеде рядом с неплотным забором, закрывающим ярко светящее солнце).

Возникновение соответствующих эмоций при определенных ощущениях -- процесс индивидуальный. Один человек любит слушать громкую музыку, другой -- нет, одному приятен запах бензина, другого он раздражает. Эмоциональная окраска ощущений также индивидуальна.

Кроме эмоциональной во время ощущения может возникать (правда, в очень редких случаях) и несколько иная окраска. Например, у знаменитых русских композиторов А.Н. Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова природный слух сочетался с ощущением одновременной окраски воспринимаемых звуков в совершенно определенные цвета спектра.

Такое явление, называемое синестезией, описали французские авторы и назвали его «цветным слухом». Он может наблюдаться не только при восприятии музыкальных тонов, но и при слушании любых звуков, например в момент чтения стихов. Физиологической основой данного феномена является необычная иррадиация процесса возбуждения с большим или меньшим захватом центральной части другого анализатора. Это основано на природных качествах того или иного анализатора человека. В дальнейшем эти качества в результате постоянной тренировки развиваются и достигают иногда значительной степени выраженности.

В результате непосредственного или длительного действия раздражителя может повышаться или понижаться чувствительность анализатора, приводя к адаптации ощущений или обострению (сенсибилизации) их. Подпороговые раздражители не вызывают осознания ощущений.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх