Основные конституционные экологические права граждан. Экологические права и экологические обязанности граждан РФ: общая характеристика, взаимосвязь. Защита экологических прав граждан

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Экологические права граждан закреплены в следующих международных и государственных нормативных документах.

В международном законодательстве это: Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.; Декларация Рио-де-Жанейро (Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г., ратифицирована Государственной Думой РФ 20 февраля 1998 г.).

В Декларации прав и свобод человека и гражданина определены следующие права:

Право каждого на экологическую информацию: "государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом" (ст. 31);

Право каждого на судебную защиту его прав и интересов (ст. 32).

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод определены следующие экологические права:

Право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций с другими (ст. 11);

Право каждого человека на жизнь (ст. 2). В Конституции РФ закреплены следующие экологические права:

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);

Право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29);

Владение, использование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);

Каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды (ст. 42);

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

В экологическом законодательстве определены права, закрепленные в природоохранительных нормативных правовых актах, таких как: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды", ст. 11 и 12;

Федеральный закон 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Основы законодательства об охране здоровья граждан от 18 июня 1993 г.; Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе";

Это право на:

Участие в проведении государственной и общественной экологических экспертиз (Федеральный закон "Об экологической экспертизе");

Участие в общественных слушаниях в рамках оценки воздействия на окружающую природную среду (Положение об ОВОС в РФ, утвержденное приказом Минприроды РФ от 18 июля 1994 г.);

Участие непосредственно и (или) через своих представителей в управлении государственными делами в сфере охраны окружающей природной среды, в принятии экологически значимых решений;

Условия труда, отвечающие требованиям экологической безопасности;

Охрану здоровья от вредного воздействия факторов окружающей среды, право требовать их рассмотрения;

Участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды.

В блоке природно-ресурсного законодательства обозначен спектр специальных экологических прав граждан-природопользователей:

Права на земельные участки, примыкающие к поверхностным водным объектам; права на обособленные водные объекты; права общего пользования водными объектами и т. п. (ст. 12, 43, 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

Право на использование недропользователями земельных участков для предпринимательской деятельности, которая соответствует цели, обозначенной в лицензии и не противоречащей законодательству РФ (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах");

Право на пребывание в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, минерально-технического сырья, участие в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях (Лесной кодекс РФ, ст. 21, 82, 86);

Права по охране и использованию животного мира (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", ст. 10, 40, 48, 49);

Основные экологические права граждан распространяются на всех физических лиц, проживающих на территории России, и закреплены одновременно в нескольких нормативных актах. Это право на:

Благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

Создание экологических общественных объединений (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях");

Судебную защиту своих экологических прав (право на обращение с исками: о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, негаторный иск о прекращении экологически вредной деятельности и т. п.). Соответствующая норма содержится в Конституции РФ (ст. 46), Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. 11) и в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем создания и участия в общественных объединениях. Исходя из этого, экологические права граждан транспонируются в следующие экологические права общественных объединений:

Право на создание общественных экологических фондов, определение порядка их функционирования и расходования средств;

Право требовать от государственных органов и органов местного самоуправления предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

Право на проведение общественной экологической экспертизы;

Право на проведение общественного экологического контроля;

Право на обращение в суд или административные органы с заявлениями о привлечении к ответственности лиц за экологические правонарушения;

Право на предъявление в суды исков о возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан;

Иные права, предусмотренные законом. Осуществление экологических прав всегда связано с выполнением всеми определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Исходя из этого, граждане и юридические лица несут общие и отраслевые (специальные) экологические обязанности.

Общие экологические обязанности:

Охрана и рациональное использование природы и окружающей среды;

Восстановление нарушенных экосистем животных и растительности;

Предупреждение экологических правонарушений;

Соблюдение экологических требований (нормы, правила, нормативы качества окружающей природной среды);

Уплата установленных налогов и сборов, предусмотренных для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

Выполнение соответствующих экологических предписаний и постановлений государственных органов и их должностных лиц;

Содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения;

Иные обязанности, предусмотренные законом. Отраслевые (специальные) экологические обязанности:

Соблюдение правил пожарной безопасности в лесах и т. п. (ст. 83 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ);

Сохранение природных ландшафтов особо охраняемых природных территорий;

Не допускать уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых существ (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", ст. 40);

Пользование землей и иными природными объектами в соответствии с экологическим законодательством РФ (ст. 53 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.);

Соблюдение стандартов, регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод (ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

Экологически безопасное ведение работ при строительстве и разработке недр.

Каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

За наиболее тяжелые нарушения (поджог леса и т. п.) виновный может быть подвергнут уголовному наказанию (лишение свободы, наложение крупных денежных штрафов, конфискация имущества). Чаще применяется административная ответственность (наложение штрафа на отдельных лиц и на предприятия в целом), она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства. Должностные лица могут подвергаться дисциплинарной ответственности (полное или частичное лишение премий, понижение в должности, выговор или увольнение) за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности (возмещение причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству).

Закон "Об охране окружающей природной среды" формулирует также экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принцип международного сотрудничества в этой области.

Несмотря на то, что природоохранительное законодательство обширное и разностороннее, на практике оно действует недостаточно эффективно. Одна из важнейших причин этого - несоответствие тяжести наказания тяжести преступления (низкие ставки взимаемых штрафов: для должностного лица - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда; для рядовых граждан - до десятикратного размера минимальной оплаты труда), ведь часто невозможно возместить нанесенный вред - он может достигать многих миллионов рублей или вообще не поддаваться денежному измерению. За год в стране рассматривается не более 20 дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и дела по браконьерству не превышают 1,5 тыс. в год, что гораздо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

дипломная работа

2.2 Право граждан на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность

законодательный право охрана здоровье

Признание и регулирование экологических прав граждан - одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст. 36, 37, 41, 42).

Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны окружающей среды. Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах закрепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.

Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:

а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

з) осуществлять другие предусмотренные законом права.

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружающей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному закону от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

На благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений;

На своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;

При обращении на предприятия и в организации на получение от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

Непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С учетом высокой социальной и экологической опасности радиационного загрязнения окружающей среды Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ред. от 19.07.2011) также установлен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст.23). Представителям общественных объединений предоставлено право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 установлено право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя - на безопасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья.

Гражданам РФ, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируется бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.

Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бесплатное лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1. Понятие административной ответственности и административного правонарушения Понятия административной ответственности в КоАП РФ не дано. Только анализ статей гл.1 КоАП РФ позволяет сделать вывод...

Административные правонарушения

К административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность КоАП РФ относятся: 1. Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием...

Анализ и меры пресечения правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Государство имеет необходимый набор методов и механизмов для пресечения любых правонарушений, в том числе и административных. В первую очередь, конечно, следует отметить органы принуждения...

Деятельность участкового инспектора милиции

Участковый инспектор в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен: 1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях...

Деятельность участкового уполномоченного полиции по приему, рассмотрению и разрешению обращений граждан

Конституция Российской Федерации 1993 года базируется на создании общества, фундированного на принятии ценности права, экономического, политического, идеологического многообразия, взаимной ответственности государства и общества...

Защита прав потребителей

Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга), при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки утилизации, должен быть безопасен для жизни, здоровья потреби теля...

Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Законодательство о защите прав потребителей представляет собой комплексное законодательство, состоящее из нормативных актов и отдельных правовых норм различных отраслей права: государственного, административного, гражданского...

Личные неимущественные права и их защита

Место информационной безопасности в системе национальной безопасности

Вопросы обеспечения национальной безопасности на законодательном уровне до 28 декабря 2010 г. регулировались Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (далее - Закон), многие положения которого после принятия в 1993 г...

Понятие и признаки гражданского общества и правового государства

Экологическое право - особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы...

Понятие срока годности, гарантийного срока и срока службы

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы...

Право природопользования

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей...

Экологическое нормирование в области охраны окружающей среды

Для учета влияния химического загрязнения на здоровье человека введены различные международные и национальные нормы, или нормативы. Норма загрязнения - это предельная концентрация содержания вещества в среде, допускаемая нормативными актами...

Экологическое право

Под экологическим правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения...

Экологические права граждан - это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологиче­ском и смежном с ним законодательстве прав индивида, т. е. челове­ка и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окру­жающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере. В литературе и особенно на практике иногда склонны недооценивать экологические права индивида, объ­являя их простой декларацией. Для юриста это совершенно непри­емлемо. Экологические права индивида закреплены в Конституции РФ, в ряде отраслей права и представляют собой правовые предпи­сания, которые: а) обращены к законодателю и определяют содер­жание экологической политики и иных правовых норм; б) формиру­ют правоприменительную практику, влияя на процесс принятия экологических решений; в) являются инструментом прямого воздей­ствия индивида на экологическую политику и практику.

В литературе (М. М. Бринчук) предлагается классификация эко­логических прав граждан по акту, их закрепляющему, на основные и неотчуждаемые (конституционные или фундаментальные) и иные. К основным он относит право частной собственности на землю и другие природные ресурсы, право на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на ох­рану здоровья и медицинскую помощь (ст. 36, 37, 41, 42 Конститу­ции РФ). Под иными экологическими правами он понимает права в области природопользования и охраны окружающей среды, закреп­ленные в законодательстве, например право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды, на радиацион­ную безопасность, на пребывание в лесах и т. п. По видам интересов или сторон деятельности он делит права на гражданские (личные),


:.^~. -&?Л".*~-«*Ц*1

До"-л,{#*у*- -"


Ъ&яИ"*,

и политические, культурные, социальные и экономические (участие в референдумах, обжалование решений и действий государственных органов и т. п.).

Неверный взгляд изложен авторами Проблемного комментария к Конституции РФ. Они делят права человека и гражданина на дей­ствительно таковые и юридически бессмысленные декларации, к ко­торым относят, в частности, предусмотренное ст. 41 право на охра­ну здоровья и медицинскую помощь, а также право на благоприят­ную окружающую среду, на экологическое образование и т. п. Причем последние они приводят как пример неверного подхода, вредного для общества по существу.

Экологическое законодательство дает основания для использова­ния и других классификационных критериев. По субъектам эколо­гические права могут разделяться на: 1) закрепленные за общим субъектом, т. е. всеми индивидами и 2) закрепленные за специаль­ными категориями субъектов, выделенными по профессиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на от­дельных территориях. К первой группе относятся конституционные экологические права, которые конкретизированы в экологическом законодательстве. Например, Закон «Об охране окружающей при­родной среды» от 19 декабря 1991 г. в ст. 11 устанавливает право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей сре­ды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Это право обеспечивается нормированием, страхованием, возмещением вреда, государствен­ным контролем. В ст. 12 речь идет о правах граждан на создание об­щественных объединений по охране природы и участие в их дея тельности, на участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах и проч., на обращение с жалобами и заявлениями по вопросам охра­ны окружающей среды. Эта же статья устанавливает требование пре­доставления экологической информации; требования отмены в адми­нистративном или судебном порядке хозяйственных решений, приос­тановления и прекращения деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека и окружающую среду; право на предъявление исков о возмещении ущерба в связи с экологическими правонарушениями, а также воз­можность привлечения к ответственности за их совершение.

Вторая группа прав подробно регламентируется в ряде законода­тельных актов. Например, Федеральный закон «Об уничтожении хи­мического оружия» в гл. 5 предусматривает права граждан, прожи­вающих и работающих в зонах защитных мероприятий, на безопас­ные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных си-


туаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтоже­нию химического оружия, а также на благоприятную окружающую среду; на получение социальных льгот и компенсаций; на медицин­ское обслуживание (бесплатное поликлиническое, консультатив­но-диагностическое обследование, при соответствующих услови­ях - на бесплатные медицинскую помощь и приобретение лекарств, а гражданам л возрасте до 18 лет по медицинским показаниям - на обеспечение ежегодными путевками в оздоровительные учрежде­ния, в том числе санаторного типа, с оплатой не более 10% стоимо­сти путевки), на возмещение вреда здоровью и имуществу (послед­нее распространяется и на юридических лиц); на бесплатное получе­ние информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия от уполномоченных органов и должностных лиц путем запроса таковой; наконец, право доступа (посещения в ознакомительных целях) на объекты хране­ния химического оружия и объекты его уничтожения.

В серии законов о социальной помощи гражданам, пострадав­шим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС, п/о «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатин­ском полигоне, а также гражданам из подразделений особого риска установлены права на: денежные и материальные компенсации и льготы за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу, за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на терри­тории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни; бесплатное обязательное медицинское страхова­ние со специальной базовой программой и обязательное медицин­ское наблюдение на протяжении всей жизни, медицинские и лекар­ственные услуги, а гражданам до 18 лет -на бесплатное санатор­но-курортное лечение и бесплатный проезд до места лечения, на медицинскую помощь, приобретение лекарств, ежегодный бесплат­ный отдых в оздоровительных лагерях, на получение пособий, вы­плату компенсаций за потерю кормильца и др., а также право на информацию по вопросам, касающимся катастрофы, уровней за­грязненности местности, где они проживают, степени загрязненно­сти продуктов питания и имущества радионуклидами и т. п.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 де­кабря 1994 г. в гл. IV устанавливает ряд прав граждан: во-первых, на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, во-вто­рых, на социальную защиту пострадавших, в том числе на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычай­ной ситуации, на использование средств коллективной и индивиду-


"-"йфг" : л^^>


альной защиты, на информацию о риске и мерах безопасности, на возмещение ущерба, медицинское обслуживание и т. д.

Таким образом, основные конституционные экологические пра­ва-на информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба как такового либо в порядке мер социальной и медицинской помощи - получили широкое развитие в специальном экологическом законодательстве. Содержание указанных прав подробно рассматри­вается в юридической литературе. Они в большей или меньшей сте­пени гарантируются государством и реализуются в жизни (см. также: Конституционное право собственности на землю и другие природные ресурсы. Право на достоверную экологическую информацию. Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением).

Рекомендуемая литература: Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружаю­щей среды). М., 1998. с. 132-160; Васильева М. И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996; Комментарий к Конституции РФ / Под ред Б. Н. Топорника. М., 1997, с. 291-300; Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997. с. 234-298.; Яковлева О А., Мищенко В. Л.. Устюко-ва В В. Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и непра­вительственных организаций. М., 1996.

6. Право на достоверную экологическую информацию

Право граждан на достоверную информацию экологического характера закреплено в Конституции РФ и ряде иных законов и подзаконных актов. Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность озна­комления с документами и материалами, если иное не предусмотре­но законом. По ст. 42 Конституции, каждый имеет право на благо­приятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии. Таким образом, Конституция РФ достаточно полно и беспроблемно регламентирует право каждого на достоверную эколо­гическую информацию, одновременно создавая базу для более под­робной правовой регламентации процессов осуществления этого права. Частично такая конкретизация уже проведена в действующих законах и иных нормативно-правовых актах. Например, в федераль­ных законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления», «О радиационной безопасности населения» (ст. 23) и др.

Вместе с тем реализация права на достоверную экологическую информацию предполагает соблюдение ряда юридических предпи­саний. Во всяком случае следует:


а) установить, что данное лицо запрашивает информацию, дей­
ствительно необходимую для определения благоприятного или не­
благоприятного состояния окружающей среды, либо информацию о
фактах, непосредственно затрагивающих его права и свободы. Пуб­
личная власть не обязана при этом выполнять действия по сбору
информации, входящие в профессиональные обязанности различ­
ных лиц (например, готовить научные материалы, устанавливать
факты для участников гражданского процесса и пр.);

б) определить порядок и процедуры доступа к информации,
обеспечивающие ее сохранность в целях последующего использова­
ния, решить вопрос о возмездности предоставления информации;

в) установить режим и цели использования полученной инфор­
мации с тем, чтобы она не могла нанести вред другим субъектам
права. Все эти процедуры должны быть основаны на законе.

7. Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу человека экологическими правонарушениями

Данное право закреплено в ст. 42 Конституции РФ 1993 г. наряду с другими важными экологическими правами - на достоверную ин­формацию о состоянии окружающей среды и на благоприятную ок­ружающую среду. На более высоком уровне оно закрепило и развило сформулированное в Законе РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды» право на возмещение в судебном или административ­ном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате за­грязнения окружающей природной среды и иных вредных воздейст­вий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф (ст. 11). Это является конституционной гарантией положений, содержащихся в ст. 89-90 Закона, котррые устанавливают правила и порядок возме­щения вреда.

Важнейшие из них: принцип возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, в полном объеме; определение источника причинения вреда как не­благоприятного воздействия окружающей среды, вызванного дея­тельностью предприятий, организаций, т. е. хозяйственной деятель­ностью, а в случае причинения вреда здоровью -и деятельностью отдельных граждан; установление судебного порядка защиты права граждан на возмещение вреда их здоровью или имуществу; допол­нительная возможность обращения граждан в суд с исковым требо­ванием о прекращении экологически вредной деятельности, причи­няющей вред здоровью и имуществу.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» оп­ределяет и иные положения. Так, для исчисления объема ущерба,

причиненного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования и иного имущества, и упу­щенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. При определении величины вреда здо­ровью граждан учитываются: степень утраты трудоспособности по­терпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, про­фессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невоз­можностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

С иском о возмещении вреда здоровью в суд могут обращаться потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган государственного управления, общественная организация (объединение)-в интересах потерпевшего в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.

Рекомендуемая литература: Васильева М. И. Судебная зашита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996: Захарченко Т. К юридическим действиям граждан России. СПб, 1994: Охрана окру­жающей среды. Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. В. В. Петро­ва и В. П. Ворфоломеева. М., 1993.

Экологические права граждан России проистекают из главного конституционного нрава каждого человека - права на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ), которое основано на положениях Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята 04.11.1950), Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22.11.1991) и закреплено в Стокгольмской декларации 1972 г., принятой на Конференции ООН по проблемам окружающей среды, и в других международных документах.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет пять самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических прав человека:

  • право на благоприятную окружающую среду;
  • право на достоверную информацию о ее состоянии;
  • право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением;
  • право на участие в принятии решений, касающихся состояния окружающей среды;
  • право на защиту общественных интересов в области охраны окружающей среды и другие, которые имеют не только экологическое содержание - право на жизнь и обеспечение здоровья, право на труд в безопасных условиях, право на поиск, получение и распространение информации любым законным способом и т.д.

Статья 58 Конституции РФ содержит положение о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Кроме того, в Конституции РФ закреплены права, которые имеют отношение нс только к сфере экологии: право на труд в безопасных условиях, право на охрану здоровья, право на поиск, получение, передачу и распространение информации любым законным способом и т.д.

В ст. 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Экологические права граждан состоят из возможности:

  • - использовать их определенным образом в своих интересах;
  • - требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей (совершать те или иные действия или воздержаться от их совершения);
  • - обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам.

Конституция РФ 1993 г. впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной ценностью, значительно расширила круг отношений, регулируемых экологическим правом. Поэтому вместо устаревшего и противоречащего Конституции РФ Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» был принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Речь в нем идет не только о компонентах окружающей среды, но и о всей совокупности материальных и культурно-исторических объектов, которые составляют среду обитания человека, обеспечивают условия его жизнедеятельности и обусловливают состояние здоровья. При таком подходе в качестве субъектов правоотношений [поступают все участники хозяйственной и иной деятельности, органы государственной власти и управления (регулирования), контроля (надзора) в области экологополь- зования и охраны окружающей среды, а также граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ.

Право на благоприятную окружающую среду получило развитие в Законе об охране окружающей среды - в ст. 1 впервые в отечественном законодательстве дается определение благоприятной окружающей среды.

Благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Статьи 11 - 13 указанного Закона конкретизируют это право. В частности, согласно ст. 11, каждому гражданину предоставлено право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане имеют право:

  • - создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • - направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • - принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
  • - выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • - оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • - обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • - осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Существуют также и другие институты защиты прав и свобод граждан

в Российской Федерации, в частности: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Общественная палата Российской Федерации .

Граждане обязаны :

  • - сохранять природу и окружающую среду;
  • - бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • - соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды.

В ст. 12 Закона об охране окружающей среды перечислены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Таким образом, Закон об охране окружающей среды подводит под общественное экологическое движение прочную правовую основу. Примечательно, что в нем разграничиваются полномочия граждан и общественных и иных некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды (ст. 11, 12).

В ст. 13 Закона об охране окружающей среды представлена система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. Вопросы обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности нашли отражение в Градостроительном кодексе РФ. В законодательстве указаны также нормативы и лимиты, в которых отражаются юридически значимые признаки благоприятной окружающей среды.

Чистота окружающей среды определяется нормативами, установленными в области охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. К ним относятся: нормативы качества окружающей среды (ст. 21 Закона об охране окружающей среды); нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22), в том числе нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др.); нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23); нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27) и пр.

Другой характеристикой благоприятной окружающей среды является ресурсоемкость природных богатств. Учет экологических требований при регулировании использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов и потребностей человека производится путем лимитирования экологопользования.

Благоприятная окружающая среда характеризуется также сохранением видового разнообразия. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды в данном отношении обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственные природные заповедники, государственные природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, курортные и лечебно-оздоровительные зоны.

Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды конкретизируется в п. 2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды, а также в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который гарантирует судебную защиту данному праву, устанавливая, что:

  • - не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды. Граждане и организации имеют право на получение любой информации в любых формах и из любых источников при соблюдении требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами (ст. 8);
  • - государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности в установленном порядке; решения и действия (бездействие), нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему лицу либо в суд (ч. 5, 6 ст. 8);
  • - в случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее представления, представления заведомо недостоверной информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ч. 7 ст. 8).

Достоверной является заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля.

Право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, конкретизируется в гл. XIV Закона об охране окружающей среды. В этом законе употребляется термин «возмещение вреда», а в ст. 15 ГК РФ применяется термин «возмещение убытков». Совершенно очевидно, что для более директивного действия рассматриваемого закона эту терминологию необходимо унифицировать. В соответствии со ст. 79 данного закона вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством .

Экологические права и обязанности содержатся и в других законодательных актах (ЗК РФ, ВК РФ и ЛК РФ, Законе о животном мире и др.). Так, в соответствии с ЗК РФ граждане имеют право:

  • - самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • - использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;
  • - возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;
  • - обладать собственностью на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
  • - в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранительными требованиями использования земельных участков;
  • - участвовать в решении вопросов мелиорации земель и др.

Водопользователи могут добывать воду для ее последующего использования, пользования водными объектами для отдыха, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий, поддержания благоприятного состояния природных комплексов, а также осуществления других не запрещенных законодательством действий по пользованию водными объектами.

Лесное законодательство гарантирует запрет на любое вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов.

Законом о животном мире предусмотрено участие граждан в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания (ст. 10).

Каждая из перечисленных разновидностей права экологопользования регулируется соответствующей отраслью законодательства (земельное, горное, лесное, водное право и т.и.) и является юридической формой удовлетворения в основном экономических потребностей граждан в процессе использования ими конкретных природных объектов. В этом смысле рассматриваемое право граждан на использование природных богатств пока еще имеет в значительной степени потребительский характер. Несомненно, в будущем его содержание изменится. Так, уже в наши дни землепользование, выполняя традиционную экономическую роль, одновременно становится и формой отдыха.

К экологическим правам граждан следует также отнести право па экологическую безопасность , закрепленную в ст. 22 Федерального закона от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения». Глава VI этого закона посвящена правам и обязанностям граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности. Права граждан и общественных объединений в области экспертизы и вопросы, касающиеся общественной экологической экспертизы, раскрываются в гл. IV Закона об экологической экспертизе. Права граждан Российской Федерации на посещение объектов использования атомной энергии регламентируются Положением о посещении гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.12.1996 № 1516. В Законе о животном мире особое внимание уделяется правам коренных малочисленных народов и этнических групп в охране и использовании объектов животного мира: они имеют право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности и право на приоритетное пользование животным миром (ст. 48, 49).

  • См.: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон от 04.04.2005№ 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
  • См. также: Колбасов О. С. Возмещение гражданам экологического вреда // Государствои право. 1994. № 7.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх