Порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки Коап 4.7 статья основания применения

А также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя , прокурора или суда (ст. 42 п. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Показания потерпевшего – это вид источников доказательств . В делах частного обвинения он выступает как частный обвинитель, а при предъявлении (им, его представителем) гражданского иска – как гражданский истец.

В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель (ч. 9 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Используя предоставленные ему права, потерпевший может:

  1. доказывать, что преступление совершено и этим преступлением ему причинен вред;
  2. доказывать, что преступление совершил данный обвиняемый, т. е. подсудимый;
  3. доказывать, что обвиняемый виновен в совершении преступления;
  4. отстаивать свою позицию по вопросу об уголовно-правовой квалификации действий обвиняемого (подсудимого), а в суде – и о мере наказания .

Кроме того, потерпевший вправе требовать возмещения имущественного и компенсации причиненного ему преступлением морального вреда.

Потерпевший, его законный представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого. Для участия в этом потерпевший использует права, предоставленные ему ст. 42 Уголовно -процессуального кодекса РФ.

Когда последствием преступления явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего (предусмотренные положениями ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ) переходят к одному из его близких родственников. В этом случае близкий родственник должен быть признан потерпевшим.

Помимо прав, законодатель предусмотрел несколько обязанностей для потерпевшего. Потерпевший не вправе:

  1. уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
  2. давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;
  3. разглашать данные предварительного расследования (ч. 5 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

За неисполнение данных обязанностей законодатель предусмотрел ответственность потерпевшего: за дачу заведомо ложных показаний (в соответствии со ст. 307 и ст. 308 УК РФ) и за разглашение сведений предварительного расследования (в соответствии со

О возмещении ущерба в Административном кодексе и в других законах

Приложение 1.

Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объёме рыночной стоимости лицом (физическим или юридическим, должностным), причинившим вред своим действием или бездействием.

Для доказательства владения вами имуществом необходимо и достаточно заранее подготовить 1) Решение собрания граждан (соседей)- свидетельство о пользовании имуществом и его размере; 2) Фотографии или видеозаписи имущества. Некоторые другие материалы см. на сайтах: www. avtoputin. narod. ru , www. avtomedvedev. narod. ru , и др.

Комментарий к статье 4.7

1. Вопросы возмещения имущественного ущерба регулируются статьями 12, 13, 15, 16 и главой 59 части второй Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 02.02.2006).

Так, согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

Необходимо отметить, что принятие Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" закрепляет возможность гражданина на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, при рассмотрении обращения по решению суда.

Спор о возмещении имущественного ущерба рассматривается в суде по инициативе сторон в рамках Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 05.12.2006).

2. В случае рассмотрения дела об административном правонарушении не судьей, а иными органами и должностными лицами, которые на основании действующего законодательства наделены юрисдикционными полномочиями, действуют положения третьего раздела КоАП РФ.

Однако возмещение имущественного ущерба может быть реализовано только в порядке гражданского судопроизводства.

3. Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных действующим законодательством, является компенсация морального вреда, статьи 12, 13 ГК РФ.

Компенсацию морального вреда нельзя отождествлять с имущественной ответственностью, так как речь идет о таких понятиях, как "честь", "достоинство", "репутация". Например, достоинство и право на защиту своего доброго имени признаются за каждым человеком и охраняются государством как высшие ценности (ст. 2, 21, 23 Конституции РФ).

Моральный вред - физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также нарушающими его имущественные права, - подлежит денежной компенсации в размерах, определяемых судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (ст. 151, 1099 - 1101 ГК).

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 15 января 1998 г. N 1) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Важной гарантией является то обстоятельство, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из личных неимущественных прав и других нематериальных благ.

Вопрос о компенсации морального вреда может рассматриваться судом самостоятельно независимо от наличия имущественного ущерба, при этом размер компенсации зависит от характера и объема нравственных или физических страданий, степени вины причинителя, иных обстоятельств, которые были причинены гражданину.

Честь и достоинство гражданина охраняет также уголовный закон, предусматривающий ответственность за клевету и оскорбление (ст. 129, 130 УК РФ). Клевета и оскорбление - преступления, совершаемые с прямым умыслом. Если потерпевший считает, что позорящие его сведения распространены умышленно, он вправе обратиться в суд с жалобой о привлечении виновного к уголовной ответственности. Одновременное рассмотрение уголовного дела и разрешение иска по ст. 152 ГК РФ недопустимо. Однако отказ в возбуждении либо прекращении уголовного дела, вынесение приговора (как обвинительного, так и оправдательного) не препятствуют рассмотрению иска о защите чести и достоинства в порядке гражданского судопроизводства.

Обязательствам вследствие причинения вреда присущ особый порядок квалификации виновности деяния, отличный от установления признаков вины при совершении административного проступка: причинитель вреда освобождается от его возмещения лишь в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине. Федеральным законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии признаков вины в деянии причинителя вреда.

4. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (см. комментарий к статье 29.10 КоАП РФ).

Полный текст ст. 4.7 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 4.7 КОАП РФ.

1. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
2. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

3. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Комментарий к статье 4.7 КоАП РФ

1. Административное правонарушение может сопровождаться причинением гражданину, предприятию, учреждению или организации имущественного ущерба. Такой ущерб подлежит возмещению в установленном законом порядке. Возмещение имущественного ущерба - один из способов защиты гражданских прав.

Согласно Гражданскому кодексу РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд. В случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав производится в административном порядке. При этом решение, принятое в порядке административного производства, может быть обжаловано в суд (ст. 11).

Требование о возмещении ущерба может быть заявлено любым физическим или юридическим лицом. Для признания права лица на предъявление заявления о возмещении ущерба не требуется вынесения специального постановления.

Из содержания ч. 1 данной статьи вытекает, что судья, рассматривая дело об административном правонарушении и принимая постановление о мере административного наказания, может одновременно принять решение о возмещении имущественного ущерба. При этом он не ограничен суммой ущерба. Однако решение допустимо лишь при отсутствии спора об ущербе. Кроме того, комментируемой статьей это трактуется как право, но не обязанность судьи. В постановлении по конкретному делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (ч. 2 ст. 29.10). При наличии спора об имущественном ущербе такой спор рассматривается по процедуре гражданского судопроизводства.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает разрешение спора о возмещении имущественного ущерба исключительно в порядке гражданского судопроизводства в том случае, если дело об административном правонарушении рассматривается не судьей, а иными уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Положения комментируемой статьи основаны на предписаниях Конституции РФ о равной защите всех форм собственности, о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда (ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 35).

Решение по вопросу об ущербе выносится лишь в случаях принятия постановления об административном наказании. В случаях же прекращения дела производством вопрос о возмещении ущерба не рассматривается.

3. Кодекс впервые регулирует вопрос о возмещении морального вреда, причиненного лицу административным правонарушением, отсылая к порядку, предусмотренному гражданским процессуальным законодательством. ГК РФ (ogkrf.ru) определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (ст. 151). Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме и независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (

Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением

1. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

2. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

3. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Вопрос 45.Административное наказание-понятия,виды,правила назначения.

Административное наказание- мера ответственности,применяемая в установленном законом порядке лицом,совершившим правонарушение.Его цель – наказать нарушителя посредством орального материального воздействия,временного ограничения свободы,прав и причинение ему иных неудобств и ограничений,установленных законом.

1.предупреждение

2.админ.штраф

3.возмездное изъятие(орудие,предмет админ.правонарушения)!!!только судьей.

4.конфискация!!!только судьей

5.лишение специального права!!!назначается судьей на срок от 1 месяца до 2-х лет.

6.административный арест(от 12 суток,в искл.случаях – до 30 суток)

7.админ.водворение

8.дисквалификация(лишение права занимать руководящую должность в исполнительном органе юр.лица) – от 6 месяцев до 3-х лет.

9.админ.приостановление деятельности

Правила назначения:

1,2,5,6,8 – могут применяться только в кач-ве основных мер админ.взысканий.иные(3,4,7) – могут устанавливаться в кач-ве основного,так и в кач-ве дополнительных мер отв-ти.

Назначение админ.наказаний осущ-ся в соответствии с общими правилами,установленными КОАП:

Оно налагается в пределах,установленных законом,предусматривающим отв-ть за нарушение правоотношений

При назначении админ.наказания учитывается характер совершенного првонарушения,личность виновного,его имущественное положение,обстоятельства,смягчающие отв-ть,отягчающие отв-ть.

Никто не может нести админ.отв-ть за одно и то же админ.правонарушение.

Вопрос 46.Производство по делам об административных правонарушениях.

Задача производства по делу – своевременное, всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств, условий и причин каждого правонарушения, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения, а также воспитательные цели.

К ведению РФ в области законодательства об административ­ных правонарушениях относится установление:

а) порядка производства по делам об административных пра­вонарушениях, в том числе установление мер обеспечения произ­водства по такого рода делам;

б) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Следовательно, административно-процессуальная деятельность в своих основах регламентируется в общефедеральном масштабе. При этом соответствующие нормы распространяются на деятель­ность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. адми­нистративном), так и всудебном порядке.

В КоАП законодательно закреплены правовые основы, которыми призваны руководствоваться органы и должностные лица при рассмотрении кон­кретных дел.

Согласно ст. 225 КоАП РСФСР задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

    своевременное, всестороннее, пол­ное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

    разре­шение его в точном соответствии с законодательством;

    обеспече­ние исполнения вынесенного постановления;

    выявление причин и условий, способствующих совершению административных право­нарушений;

    предупреждение правонарушений;

    воспитание граждан в духе соблюдения законов.

Четко определены обстоятельства , которые исключают произ­водство по делам об административных правонарушениях. Уста­новлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

» отсутствие события и состава административного правонарушения;

» издание акта амнис­тии, если он устраняет применение административного наказа­ния;

» отмена закона, устанавливающего административную ответ­ственность;

» истечение к моменту рассмотрения дела об админи­стративном правонарушении установленного законодательством срока давности привлечения к административной ответственнос­ти.

Названные обстоятельства относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

Производство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации

Лица, участвующие в производстве, вправе заявить ходатай­ства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Форма ходатайства письменная. Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, может отказать в удов­летворении ходатайства.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности различают:

упрощенное (ускоренное) производство. Примером упрощенного про­изводства является взимание штрафа в соответствии со ст. 237 КоАП РСФСР на месте совершения административного правонарушения;

особое (усложненное) производство. Примером особого производства является процедура рассмотрения судьями дел о мелком хищении, мел­ком хулиганстве. Для рассмотрения таких дел определены специаль­ные сроки, разрешен принудительный привод лица, привлекаемого к ответственности, установлен особый порядок обжалования и пересмот­ра постановлений.

В ходе производства по делу могут участвовать различные лица, которые можно разделить на три группы:

А) Компетентные органы и должностные лица, которые наделены пра­вом принимать властные акты, составлять правовые документы, опре­делять движение и судьбу дела, т.е. полномочные вести производство по делу и его рассматривать (в зависимости от уровня органов государственного управления - федеральные и субъектов Федерации):

Административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков;

Администрации районов, городов, поселков, сел;

Комиссии по делам несовершеннолетних;

Районные (городские) суды и мировые судьи;

Органы внутренних дел и их должностные лица;

Иные органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции (прокуратура).

Б) Субъекты, имеющие личный интерес в деле:

Лицо, привлекаемое к административной ответственности;

Потерпевший (лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред);

Законные представители обеих сторон (лица, привлекаемого к административной ответственности и потерпевшего) - родители, усыновители, опекуны, попечители;

Лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему (с момента составления протокола);

Адвокат (защитник) привлекаемого лица (с момента составления протокола).

В) Лица и органы, содействующие осуществлению производства:

» свидетели (лица, которым могут быть известны какие-либо обстоя­тельства, подлежащие установлению по конкретному делу);

» эксперты и специалисты (назначаются в случае возникновения необходимости в спе­циальных познаниях);

» переводчики (привлекаются в том случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство);

» понятые.

Производство по делам об административных правонарушениях со­стоит из следующих стадий:

a) Возбуждение дела : составление протокола об административном правонарушении, первичное закрепление обстоятельств нарушения и фиксация имеющихся доказательств.

b) Административное расследование : установление личности правонарушителя; сбор доказательств по делу; опрос свидетелей и потерпевших, проведение экспертиз и исследований доказательств; установление причин правонарушения; процессуальное оформление результатов расследования и документов по делу; направление его на рассмотрение по подведомственности.

c) Рассмотрение дела : проверка «подсудности» дела, полноты собранных материалов по делу и соблюдения требований предъявляемых к их оформлению; рассмотрение имеющихся ходатайств сторон; подготовка дела для рассмотрения и приглашение заинтересованных сторон; анализ собранных по делу материалов и доказательств; заслушивание сторон правонарушения по обстоятельствам правонарушения и их ходатайств; принятие решения; вынесение постановления по делу и доведение его до сведения; направление постановления для его исполнения.

d) Обжалование постановления по делу : лицо, привлекаемое к ответственности может обжаловать вынесенное постановление или оно может быть опротестовано прокурором, а также потерпевшим или иными заинтересованными лицами; проверка законности вынесенного постановления и принятого по делу решения; рассмотрение жалобы (протеста) и принятие по ней решения, которое доводится до сведения заинтересованных лиц; направление дела для исполнения или на новое рассмотрение или дополнительное производство.

e) Исполнение постановления : обращение постановления к исполнению (направление его уполномоченным лицам для исполнения); принятие мер по фактическому исполнению определенного постановлением административного наказания, окончание производства по исполнению постанов­ления о назначении административного наказания.

КоАП РФ особо выделяет три стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, пересмотр постановления по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении - начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состо­ит в составлении особого процессуального документа - протокола об административном правонарушении.

1. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

2. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

3. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Комментарий к Ст. 4.7 КоАП РФ

1. Часть первая комментируемой статьи предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, в порядке административного производства при наличии следующих условий:

— ущерб причинен только имуществу, а не личности (здоровье), например. При этом потерпевшим может быть как физическое, так и юридическое лицо;

— вопрос о возмещении ущерба рассматривается в рамках производства по делу об административном правонарушении без вынесения в отдельное производство. Решение о возмещении имущественного ущерба отражается в постановлении по делу об административном правонарушении, где указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ);

— отсутствие имущественного спора означает, что факт причинения ущерба, причинно-следственная связь между действиями лица, привлекаемого к административной ответственности, и ущербом, противоправность действий лица, привлекаемого к административной ответственности и размер ущерба являются установленными и не оспариваются;

— возмещение имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, в порядке административного производства возможно только по делам, рассматриваемым судом. При этом рассмотрение вопроса о возмещении ущерба является правом судьи и остается на его усмотрение. Решение вопроса о возмещении имущественного ущерба может решаться судьей как самостоятельно, так и по ходатайству потерпевшего. В случае если судья при рассмотрении ходатайства о возмещении ущерба усмотрит наличие имущественного спора, он отказывает в удовлетворении указанного ходатайства.

2. В порядке гражданского судопроизводства (по общим правилам искового производства) рассматриваются следующие споры:

— о возмещении имущественного ущерба, в том числе о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, дело о котором рассматривается не судом, а иными уполномоченными органом или должностным лицом;

— о компенсации морального вреда (физические и нравственные страдания), причиненного административным правонарушением;

— об ином вреде (вреде здоровью), причиненном административным правонарушением.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх