Пожарная безопасность перевозок жд транспортом. Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте. Кто отвечает за безопасность

Глава 1. Общие требования пожарной безопасности для объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта
1. Общие положения
2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
Ответственность и обязанности руководителей объектов (организаций, объединений, заводов, депо, дистанций, станций, малых, совместных предприятий и др.)
Ответственность и обязанности руководителей подразделений (цехов, отделений, участков, лабораторий, складов, мастерских и подвижного состава)
Организация противопожарной подготовки ИТР, рабочих, служащих и обслуживающего персонала
3. Содержание территории, зданий, помещений и сооружений
Содержание территории
Содержание зданий и помещений
Противопожарные преграды
4. Требования к энергетическому оборудованию
Электроустановки
Отопление
Вентиляция
5. Требования пожарной безопасности для пассажирских и служебно-технических зданий сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ и связи)
Пассажирские здания
Служебно-технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи (посты ЭЦ, ГАЦ, ДЦ, ГАЦ-ЭЦ)
6. Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ
Общие требования
Склады ЛВЖ и ГЖ
Склады хранения опасных и особо опасных грузов
Склады лесоматериалов
Склады угля и торфа
Склады горючих газов(ГГ)
Материальные склады
Контейнерные площадки, сортировочные платформы по переработке тяжеловесных грузов
7. Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров
Глава 2. Требования пожарной безопасности для железнодорожных станций, депо по ремонту и обслуживанию подвижного состава, путевого хозяйства, специальных и вспомогательных объектов
1. Железнодорожные станции
2. Локомотивные депо
Общие требования
Территория, здания и помещения локомотивного депо
Экипировочные сооружения и устройства
Водопроводные насосные станции и водонапорные башни
Участки ремонта паровозов и базы запаса локомотивов
3. Вагонные депо, депо и участки по ремонту контейнеров
Общие требования
Территория, здания и помещения депо (участков, парков и баз отстоя вагонов)
4. Промывочно-пропарочные станции и пункты
5. Путевое хозяйство
Содержание полосы отвода
Искусственные сооружения
Путевые машинные станции (ПМС)
6. Шпалопропиточные заводы
7. Автотранспортные подразделения
8. Зарядные станции, стоянки электрокаров и автопогрузчиков
9. Лаборатории и вычислительные центры
Глава 3. Требования пожарной безопасности к технологическим процессам для заводов и депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
1. Требования пожарной безопасности, общие для заводов и депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава
Общие требования
Производства с применением ЛВЖ и ГЖ
Производства с применением полимерных материалов
Деревообрабатывающие производства
Производства окрасочных работ
Производства с наличием станков, кузнечно-прессового и штамповочного оборудования, содержащих масла в системах гидропровода, смазки и охлаждения
Сушильно-пропиточные отделения
Регенерационно-пропиточные отделения
2. Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
Тяговый подвижной состав
Грузовые вагоны
Рефрижераторные вагоны (секции) и АРВ
Пассажирские вагоны
Глава 4. Требования пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава железных дорог
1. Общие требования
2. Тепловозы и дизель-поезда
3. Электровозы и моторвагонный подвижной состав
4. Паровозы
5. Цельнометаллические пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны
6. Рефрижераторные секции (поезда) и автономные рефрижераторные вагоны (АРВ)
7. Вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды
8. Вагоны с видеосалонами
9. Вагоны с установками двигателей внутреннего сгорания, восстановительные и пожарные поезда
10. Вагоны-магазины
11. Вагоны-гостиницы
Глава 5. Правила пожарной безопасности при перевозке грузов
1. Перевозка опасных грузов
2. Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей)
3. Погрузочно-разгрузочные работы при транспортировании пожароопасных грузов
4. Перевозка нефтепродуктов
5. Перевозка автотракторной техники подвижным составом железнодорожного транспорта
Глава 6. Противопожарное водоснабжение, пожарная техника н средства связи
Приложение 1. Примерное положение о пожарно-технических комиссиях на строящихся объектах
Приложение 2. Нормы первичных средств пожаротушения для строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и подсобных помещений
Приложение 3. Примерная программа проведения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму с ИТР, рабочими и служащими железнодорожного транспорта
Приложение 4. Рекомендуемая программа подготовки личного состава добровольных пожарных дружин на объектах Министерства путей сообщения
Приложение 5. Журнал учета вводного противопожарного инструктажа вновь принимаемых на работу
Приложение 6. Журнал учета первичного, повторного и внепланового противопожарного инструктажа
Приложение 7. Правила пожарной безопасности для видео комплексов, размещаемых в пассажирских зданиях

Министерство Образования Российской Федерации

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра общей экологии и безопасности жизнедеятельности

Реферат

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему:

«Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте»

Выполнил:

ст.гр. МХЖ-062

Городецкий Д.В.

Проверил:

доцент Шилинговский И.Г.

Новокузнецк 2010

Введение…………………………………………………………………….3

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте..4

2 Обеспечение пожарной безопасности…………………………………..4

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах…………...6

4 Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта……8

5 Повышение эффективности противопожарной деятельности ОАО «РЖД»………….……………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

Из множества видов транспорта безопаснее всего мы чувствуем себя в поездах. В отличие от самолетов они не падают и юзом на обледенелых дорогах не идут. Меж тем это самообман. По статистике, в железнодорожных авариях гибнет людей гораздо больше, чем в авиационных катастрофах. Просто обычно это не такие массовые и потому не такие громкие происшествия, как в авиации. Отсюда и иллюзия безопасности.

Пожар в поезде ничуть не безопаснее падения самолета с высоты десять тысяч метров, поэтому необходимо изучать и исполнять правила пожарной безопасности. Такие инструкции пишутся не чернилами, а кровью тысяч жертв.

В 2009 на стационарных объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» зарегистрировано 174 пожара, что на 7,5% меньше, чем в 2008 году. Основные причины – неосторожное обращение с огнём, технические неисправности локомотивов, неисправности электрооборудования и недосмотр за бытовыми приборами.

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте

Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов – теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины.

Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

2 Обеспечение пожарной безопасности

Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками. При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, не плотностей в дверях, люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

При перевозке электрооборудования особое внимание обращают на состояние междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески генератора, запоров крышек аккумуляторных ящиков, карданно-редукторного привода, наличие и исправность различных предохранительных устройств, заземляющих элементов и других средств защиты.

Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров.

На локомотивах, дизель- и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада обязаны тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

На предприятиях и складах, не представляющей особой пожарной опасности, проводят общие мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов:

    ограничивают суточной нормы расход горючего и легковоспламеняющихся жидкостей, используемых в процессе производства;

    собирают в металлические ящики бывшие в употреблении обтирочные и другие материалы, пропитанные маслом, керосином, мазутом и т.п.;

    убирают помещения и удаляют из них все горючие отходы производства после окончания работ, строго контролируют состояние электрических сетей светильников, электрооборудования и нагревательных приборов;

    следят за тем, чтобы после окончания работы все огнедействующие приборы и освещение, кроме дежурного, были выключены;

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах

В противопожарных целях в поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и курить где либо, кроме нерабочего тамбура Я видел остов в пять минут вместе с третью пассажиров сгоревшего вагона. Один заядлый курильщик перевозил в нем банку ацетона, его единственная сигарета стоила жизни полутора десяткам людей.

Находясь в поезде - не курите, не перевозите горючие вещества, не подсвечивайте себе спичками и зажигалками, не включайте кипятильники в бритвенные розетки, при малейшем запахе дыма вызывайте проводника, нет его - идите в соседний вагон, не бойтесь потревожить ночной покой людей.

Используйте для тушения пожара подручные средства, в том числе воду из туалетов и бака для кипячения воды, и огнетушители, висящие в коридорчиках перед туалетами.

При угрозе пожара немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае вышибайте оконные стекла подручными предметами.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Вы вначале отравляетесь и теряете сознание и лишь потом сгораете. И происходит это отравление в считанные минуты, а при интенсивном сгорании - секунды.

Не мешкайте. В движущемся поезде перейдите в соседний, желательно в сторону движения, вагон. В остановившемся - выходите из вагона, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как у пола дыма бывает меньше.

В целях безопасности, находясь в поезде, надо :

    Укладывать детей в вагоне на самые безопасные места - на нижние полки, в сторону движения поезда.

    На боковых полках ложиться ногами в сторону движения, чтобы при экстренном торможении не сломать шейные позвонки.

    Знать, где располагаются и как действуют аварийные, выходы.

    Убрать с пола и столика острые и т.п. опасные вещи.

    Полностью, до фиксации, открыть или закрыть дверь купе.

Нельзя:

    Перегружать верхние багажные полки.

    Высовывать голову из открытых окон.

В момент аварии надо :

    Ухватиться за выступающие детали полок.

    В момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками.

    После аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы.

    Оказать первую помощь нуждающимся.

Нельзя :

    Выпрыгивать из поезда до его полной остановки.

    Выходить в сторону, где располагается встречный путь.

    Уходить после аварии далеко от поезда.

Целостная система обеспечения пожарной безопасности в отрасли успешно функционирует более 90 лет. В 1918 г. на железнодорожных станциях и отдельных объектах были созданы пожарные команды и пожарные посты. В начале 1921 г. для проведения срочных противопожарных мер и борьбы с пожарами на сети дорог в системе Наркомата путей сообщения организованы надзорные органы и в мае этого же года постановлением Совета труда и обороны организованы первые семь пожарных поездов на станциях Москва, Бологое, Вологда, Смоленск, Курск, Самара и Екатеринбург

В.Н. Ветров
Генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России

Комплексный подход

Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, как составной части транспортной безопасности, требует комплексного подхода со стороны органов владельцев инфраструктуры.

Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта функционирует на базе органов управления и подразделений Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", предназначенных для выполнения задач по противопожарной защите отрасли. Положение о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации утверждено приказом Росжелдора от7 февраля 2008 г. № 46 (зарегистрирован в Минюсте № 11 237).

Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №1301 ФГП ВО ЖДТ России включено в перечень стратегических предприятий и реализует уставные задачи по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте на основании требований Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. № 540 утверждено новое Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, которым закреплены основные задачи предприятия в области обеспечения пожарной безопасности транспортного комплекса.


ФГП ВО ЖДТ России аккредитовано в Ространснадзоре в качестве экспертной организации, привлекаемой к осуществлению государственного надзора в области ЧС, пожарной и промышленной безопасности на транспорте. Также мы имеем аккредитацию МЧС России как экспертная организация.

Предприятие имеет допуски от саморегулируемых организаций на выполнение работ по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию систем противопожарной защиты зданий и сооружений, является членом некоммерческого партнерства "Пожарная безопасность на транспортном комплексе", президентом которого является заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Борисович Черток. Участие в работе партнерства позволяет активно использовать потенциал профессионального и бизнес-сообщества в сфере обеспечения пожарной безопасности отрасли.

Обеспечивая противопожарную защиту перевозочного процесса, ФГП ВО ЖДТ России выполняет одно из основных лицензионных условий деятельности ОАО "РЖД". Легитимность деятельности ФГП ВО ЖДТ России по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте Российской Федерации подтверждена лицензией МЧС России от 24 сентября 2008 г. № 115 346.

Работники ведомственной пожарной охраны имеют возможность постоянно контролировать состояние пожарной безопасности объектов и подвижного состава. У них больше возможностей по сравнению с государственными надзорами своевременно выявлять нарушения требований пожарной безопасности и принимать соответствующие меры вплоть до прекращения эксплуатации объекта. Этим минимизируются риски возникновения пожаров.


Пожарные поезда являются основой отраслевой системы оперативного реагирования на пожары. Объемы работы, выполняемые предприятием, значительно выше показателей аналогичной деятельности пожарной охраны в других сегментах экономики.

Сегодня на сети железных дорог развернуты и находятся в постоянной готовности 307 пожарных поездов. В это число входят 67 специализированных поездов с вооружением для ликвидации течей и перекачки опасных грузов.

Совместно с ОАО "РЖД" схема дислокации пожарных поездов приведена в соответствие с параметрами перевозочного процесса. В текущем году организованы три новых пожарных поезда на Октябрьской (ст. Лужская-сортировочная), Приволжской (ст. Котельниково) и Свердловской (ст. Верхнекондинская) железных дорогах.

Численность органов управления и подразделений Ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта составляет около 9,3 тыс. единиц, из них более 8,5 тыс. - в пожарных поездах. Все пожарные поезда приведены к единым нормативам по численности работников.

Факторы пожарной опасности

Железнодорожный транспорт относится к наиболее безопасным видам транспорта. Вместе с тем потенциальные аварийные ситуации несут значительную угрозу жизни и здоровью людей, а также большого материального ущерба. Это обусловлено большой протяженностью коммуникаций и значительным количеством перевозимых опасных грузов (около 3 тыс. наименований).


Особо опасными, на наш взгляд, являются аварии железнодорожных цистерн при перевозке ими легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. Такие аварии зачастую сопровождаются пожаром, взрывами и разливом горящего продукта на большой площади. Нет необходимости говорить о возможных трагических последствиях, если такой пожар произойдет в черте населенного пункта.

В целях повышения готовности ведомственной пожарной охраны к реагированию на аварийные ситуации подобного рода мы разработали и ввели в действие соответствующие рекомендации, в которых определили порядок выполнения обязательных действий в период локализации и ликвидации таких ЧС.

Практические вопросы ликвидации пожаров и ЧС отрабатываются в период пожарно-тактических учений и занятий. Следует отметить, что только в 2012 г. проведено более 400 крупных учений с привлечением служб экстренного реагирования и взаимодействующих с нами организаций.


Придавая важное значение профессиональному развитию руководителей и должностных лиц, мы ввели в практику обучения проведение так называемых деловых игр, в ходе которых при решении поставленной задачи отрабатываются организационные вопросы ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации на конкретном объекте, навыки проведения расчетов площади разлива горючих жидкостей, геометрических размеров взрывоопасных зон, сил и средств, необходимых для ликвидации пожара, а также вопросы взаимодействия и управления силами на пожаре.

По итогам учений, занятий и деловых игр совместно с владельцем инфраструктуры разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на повышение противопожарной защищенности перевозочного процесса и объектов.

Противопожарная деятельность

ФГП ВО ЖДТ России осуществляет деятельность в области обеспечения пожарной безопасности по договорам с организациями железнодорожного транспорта и проводит профилактику на подведомственных объектах в соответствии с конкретными перечнями (в основном ОАО "РЖД" и ОАО "ФПК"). Кроме того, по договорам с 322 организациями ФГП ВО ЖДТ России обеспечивает в противопожарном отношении их деятельность на железнодорожном транспорте, подлежащую лицензированию в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. №134.


В соответствии с требованиями п. 12 Положения о ВПО определены должностные лица ведомственной пожарной охраны, в функции которых входит проведение профилактической работы по предупреждению пожаров, контроль за обеспечением пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте. Заместитель генерального директора ФГП ВО ЖДТ России является по должности главным инспектором по пожарному надзору на железнодорожном транспорте, а заместители директоров филиалов ФГП ВО ЖДТ России - главными инспекторами по пожарному надзору на железной дороге (или на участке пожарно-профилактического обслуживания). К указанным должностным лицам также отнесены руководители и специалисты пожарных отделов (секторов) управления предприятия, отрядов филиалов ФГП ВО ЖДТ России, начальники пожарных поездов (команд) и их заместители, старшие инструкторы по противопожарной профилактике на линии, а также начальники караулов (отделений) пожарных поездов (команд). Всего в профилактической работе задействовано более 2,3 тыс. специалистов, что позволяет обеспечить требуемое качество обслуживания профилактируемых объектов.


В 2011 г. силами ВПО пожарная профилактика осуществлялась более чем на 77 тыс. стационарных объектов и 49 тыс. единиц подвижного состава ОАО "РЖД", а также более чем на 1,5 тыс. стационарных объектов и 24 тыс. единиц подвижного состава ОАО "Федеральная пассажирская компания". По своим объемам профилактическая работа ФГП ВО ЖДТ России значительно превышает объемы аналогичной работы других ведомственных пожарных охран, созданных в Российской Федерации.

Деятельность ВПО по профилактике и тушению пожаров на железнодорожном транспорте позволила удержать обстановку с пожарами под контролем и не допустить снижения основных показателей обстановки с пожарами. В результате совместных усилий с ОАО "РЖД", Ространснадзором и МЧС России удалось переломить тенденцию роста показателей гибели людей. С 2006 г. на стационарных объектах и подвижном составе ОАО "РЖД" отмечается снижение случаев гибели людей. Зарегистрировано существенное снижение количества пожаров в вагонах с грузами.


Проводимая структурная реформа железнодорожного транспорта оказывает существенное влияние на динамику основных показателей по пожарам и их последствиям. Ежегодно на железнодорожном транспорте происходит более 200 пожаров, более половины из которых - в подвижном составе. За период с 2006 г. по настоящее время на объектах и в подвижном составе зарегистрировано 1343 пожара, на которых погибли 40 человек. На объектах и в железнодорожных подвижных составах, находящихся в ведении ОАО "РЖД", произошло 1200 пожаров.

На сегодня созданы крупные дочерние компании ОАО "РЖД", коренным образом изменена система организации пригородных пассажирских перевозок, в связи со структурной реформой на железнодорожном транспорте на рынке оказания услуг с каждым годом увеличивается количество более мелких предприятий, организаций и собственников вагонов. Вызывает беспокойство, что доля пожаров на подведомственных им объектах и в подвижном составе существенно возросла.

Межведомственное взаимодействие

Вопросы межведомственного взаимодействия в области предупреждения и тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта определены соответствующим соглашением между Минтрансом России. МЧС России, Росжелдором, Ространснадзором и ФГП ВО ЖДТ России от 2007 г.


Для осуществления информационного обмена в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и обеспечения пожарной безопасности между МЧС России и Минтрансом России в 2009 г. заключено соответствующее соглашение. Сбор и обмен информацией осуществлялся между Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России, службой ответственного дежурного Минтранса России, единой дежурно-диспетчерской службой Ространснадзора, дежурной службой Росжелдора, а также дежурно-диспетчерской службой ФГП ВО ЖДТ России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информационный обмен осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, обеспечивающей сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.


Приказом МЧС России № 240 от 2008 г. пожарные поезда включены в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны и привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта, в соответствии с установленным в гарнизонах порядком.

За последние 5 лет по запросу МЧС России пожарные поезда принимали участие в тушении 3373 пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики, в том числе в тушении 1426 крупных лесных (торфяных) пожаров.

Комплексное применение пожарных поездов позволило эффективно бороться с массовыми природными пожарами летом 2010 г. Всего в этих целях было задействовано 172 пожарных поезда, из которых 21 поезд функционировал в автономном режиме в течение длительного времени.

Пожарные поезда востребованы, их деятельность в течение 2012 г. была результативной и эффективной. Пожарные поезда 764 раза привлекались ктушению пожаров. Также 303 раза пожарные поезда оказывали помощь подразделениям МЧС России в тушении природных пожаров, пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики страны. В ходе тушения спасены 20 человек и материальных ценностей на сумму более 104 млн руб. От уничтожения огнем сохранено более 30 единиц подвижного состава, включая 13 локомотивов, атакже 59 стационарных объектов.

Успешно ликвидированы крупные и сложные пожары, в том числе 30 января на перегоне Бурея - Домикан Забайкальской железной дороги, 28 мая на станции Нижний Новгород-сортировочный и многие другие.

Индивидуальная защита

Приказом Минтранса России от 23 января 2009 г. № 12 утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Пожарные поезда отнесены данным приказом к силам и средствам указанной функциональной подсистемы. Все пожарные поезда аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, по итогам аттестации более 5,5 тыс. работников подтвердили статус "Спасатель".

Обеспечение безопасности работников пожарных поездов при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций является приоритетной задачей, и этому мы уделяем особое внимание.


С 2004 г. закуплено и поставлено в пожарные поезда более 7 тыс. комплектов боевой одежды пожарного 1-го уровня защиты. Завершается техническое перевооружение газодымозащитной службы - в подразделения закуплены около 2 тыс. дыхательных аппаратов со сжатым воздухом, более 1,6 тыс. воздушных баллонов и 165 компрессоров для заправки. Для обеспечения работы личного состава в агрессивных средах в каждый пожарный поезд в необходимом количестве закуплены костюмы изолирующие химические КИХ-4.

Силами пожарных поездов за 5 лет ликвидировано 1039 чрезвычайных ситуаций, из них с химически опасными веществами - 779.

В ходе ликвидации последствий аварийных ситуаций работники пожарных поездов 239 раз изолировали опасные грузы от воздействия кислорода воздуха и источников зажигания, 154 раза производили их нейтрализацию, 60 раз осаждали опасные пары, а также более 1 тыс. раз обеспечивали пожарную безопасность при ликвидации аварийных ситуаций и сопровождали опасные грузы. С использованием имеющегося специального оборудования работники пожарных поездов 346 раз осуществляли перекачку опасных грузов в исправные цистерны, чем обеспечили минимизацию потерь от происшествий.

Новые пожарные поезда

Самое главное, что благодаря ОАО "РЖД" целенаправленно решается проблема обновления железнодорожного подвижного состава пожарных поездов: вагонов - насосных станций и цистерн-водохранилищ.

При непосредственном участии ФГП ВО ЖДТ России разработана концепция нового пожарного поезда. Мы подготовили предложения для проектирования с учетом опыта и практики применения пожарных поездов при тушении пожаров на стационарных объектах и в подвижном составе.

Применен модульный принцип комплектования поезда подвижным составом целевого назначения исходя из особенностей участка обслуживания и характера выполняемых задач. Большое внимание уделено рациональному размещению людей, пожарной техники и оборудования. За счет использования спецоборудования достигается большая степень механизации работ по тушению пожаров - применение приводных катушек для пожарных рукавов, установка в подкузовном пространстве электролебедки для разбора завалов и др. Новая цистерна-водохранилище обеспечит доставку к месту пожара большего объема воды.


Над созданием нового железнодорожного подвижного состава работали коллективы ОАО "ВНИКТИ", Воронежского вагоноремонтного завода - филиала ОАО "Вагонреммаш", ОАО "Рузхиммаш". К изготовлению контейнера для специализированной платформы для тушения в тоннелях привлечена организация из Санкт-Петербурга - научно-промышленное объединение "СОПОТ". Действенную помощь оказали специалисты ВНИИПО МЧС России и Академии ГПС МЧС России.

29 августа 2011 г. состоялась презентация нового пожарного поезда, и президент ОАО "РЖД" В.И. Якунин вручил нам символический ключ. Первый новый поезд заступил на боевое дежурство на станции Адлер и обеспечивает противопожарную защиту объектов Сочи-2014. В его состав дополнительно введена специальная платформа, на которой размещены контейнер с насосной установкой с подачей 200 л/с, запас пенообразователя Ют, 2 км пожарных напорных рукавов, установки комбинированного пожаротушения "Пурга-200" и "Пурга-30", а также радиоуправляемый пожарный робот LUF-60. По своим тактическим возможностям этот пожарный поезд не имеет аналогов в мире.

Всего в течение 2011 и 2012 гг. новым подвижным составом обеспечены пожарные поезда станций Лужская-сортировочная, Выборг, Бологое, Перово, Юдино. Иваново, Котельниково, Верхнекондинская, Первая Речка, Иртышское, Хабаровске и Каменск-Уральский. До конца текущего года новые вагоны - насосные станции и цистерны-водохранилища поступят в пожарные поезда станций Смоленск, Черняховск, Круглое Поле, Нефтяная и Таловая.

В целом до 2020 г. весь парк вагонов пожарных поездов должен быть обновлен.

В новых пожарных поездах сосредоточены новейшие инновационные технологии тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Все пожарные поезда оснащены системами спутниковой навигации.

Из-за большого количества электроприборов и электропроводов на железнодорожном транспорте повышена опасность возникновения пожаров. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте обязаны соблюдать и сотрудники (проводники, электромеханики, обслуживающий персонал), и пассажиры.

Правильные действия работников способны предотвратить появление пожара и максимально быстро ликвидировать очаг возгорания, обеспечить безопасность пассажиров.

Кто отвечает за безопасность

За пожарную безопасность поезда отвечает проводник, начальник поезда и проездной электромеханик. Все сотрудники железнодорожного транспорта проходят подготовку по пожарной безопасности.

Кроме этого, раз в полгода знания правил безопасности проверяет специальная комиссия. Сведения о прохождении проверки заносятся в журнал и удостоверение проводника. Если сотруднику не удалось пройти проверку, он может быть отстранен от выполнения своих прямых обязанностей.

Проводник может включать и эксплуатировать электроприборы, обесточить их во внештатной ситуации. А вот производить ремонт может только электромеханик.

Проводник на железнодорожном транспорте следит за исправностью проводки и электроприборов, отопительными устройствами и кипятильником. Соблюдает правила пожарной безопасности и смотрит за тем, чтобы их не нарушали пассажиры. При возникновении пожара может принять ряд действий по ликвидации очага и эвакуации людей, находящихся в вагоне.

Подготовка поезда к рейсу

Перед отправлением состава в рейс он проходит обязательную проверку. В ходе проверки обязательно проверяется:

  • исправность электроприборов;
  • отсутствие повреждения электропроводки и целостность изоляции;
  • работоспособность отопительных устройств и кипятильника;
  • наличия воды в кипятильнике и котле;
  • наличие средств пожаротушения, а также их исправность;
  • исправность измерительных приборов;
  • открывание дверей и откидывание площадок;
  • исправность противопожарной системы;
  • работа вытяжки над плитой;
  • работа автоматических систем, в том числе подачи топлива.

Пожарная безопасность предусматривает осмотр всех помещений. Не должно быть никаких посторонних предметов, особенно поблизости с котлами, плитами и иными электрическими устройствами, а горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы необходимо правильно хранить.

Основные правила

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте предусматривают ряд запретов. Категорически запрещено эксплуатировать электроприборы и отопительные устройства, которые вышли из строя. Нельзя оставлять без присмотра работающие электроприборы.

Для пожарной безопасности на железнодорожном транспорте также запрещено:


Пассажирам и работникам железнодорожного транспорта запрещается курить в неустановленных местах. Проходы и тамбуры не должны быть загромождены, так как это может препятствовать эвакуации пассажиров в случае возгорания в вагоне. Если поезд движется, нельзя выбрасывать мусор и продукты горения после чистки котлов или печек. Это необходимо делать при остановке поезда в специально отведенных местах.

В случае появления механических повреждений, например, трещин, в отопительных устройствах или плитах, а также нарушения электроснабжения необходимо прекратить их использование. Пожарная безопасность пассажирских вагонов заключается в строгом соблюдении прописанных правил и рекомендаций.

Ответственность пассажиров и внимательность проводников позволяют избежать неприятных ситуаций при стоянии или передвижении поезда.

Особенности тушения возгораний

Даже если правила безопасности на железнодорожном транспорте соблюдаются, существует вероятность образования пожара. Безопасность людей в поезде в таком случае полностью зависит от правильных действий сотрудников железнодорожного транспорта.

При обнаружении возгорания или задымленности дежурный проводник обязан разбудить проводника, который отдыхает, а после этого остановить поезд стоп-краном.

Производить остановку движущегося состава нельзя на акведугах, виадугах, в тоннелях, над путепроводами и в иных местах, где невозможно произвести высадку пассажиров.

Проводник должен отключить электроснабжение: при достаточном естественном освещении – полностью, а ночью − оставив аварийное освещение. Напарник проводника обязан сообщить о случившемся по внутренней связи остальным сотрудникам поезда.

Ради пожарной безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте один из проводников занимается организацией эвакуации. Перед оповещением об эвакуации необходимо открыть все возможные двери.

В случае невозможности эвакуации пассажиры перемещаются в соседний вагон в безопасные условия. Пассажирам должны быть вручены средства индивидуальной защиты, которые находятся в каждом вагоне.

Второй проводник начинает ликвидировать очаг возгорания при помощи огнетушителей и иных противопожарных средств. Для тушения пожаров подвижного состава на железнодорожном транспорте используются порошковые огнетушители, так как пенные содержат воду, которая приводит к короткому замыканию электросети. Их использование допускается только при отключении электроснабжения.

Сотрудники железнодорожного транспорта других вагонов после извещения о пожаре должны взять огнетушители и отправиться в горящий вагон тушить огонь, а также проследить за эвакуацией пассажиров.

Важно не допускать появления и распространения паники среди людей, а обеспечить их организованную высадку в безопасное место.

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте сопровождается сложностями при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных, а также ядовитых веществ. В таком случае все действия работников должны согласовываться с экологическими и специализированными службами.

Соблюдение правил пожарной безопасности позволяет сократить вероятность возникновения опасных ситуаций на железнодорожном транспорте, а обученные проводники способны спасти жизнь пассажирам при возникновении пожара.

Железнодорожное сообщение играет огромную роль в жизни и развитии любого государства. В нашей стране на долю железной дороги приходится около 70% от общего числа перевозок всеми видами транспорта.

Обеспечить пожарную безопасность грузовых и пассажирских составов крайне важно, так как в них возможна перевозка горючих и легковоспламеняющихся веществ, а также имеется большое количество проводов.

Причины повышенной пожарной опасности ж/д станций и составов

Чтобы понять, насколько необходимо обеспечить безопасное функционирование поездов и станций, следует перечислить основные их характеристики:

  1. на грузовых, сортировочных и участковых станциях обычно находится большое количество разных железнодорожных эшелонов, расположенных на путях параллельно друг другу;
  2. на станциях и в пути имеется очень много вагонов, полувагонов, цистерн, контейнером и других емкостей, наполненных легковоспламеняющимися, горючими, пожаро- и взрывоопасными веществами, сжиженными газами, ядами, вредными твердыми материалами;
  3. сортировочные и грузовые станции обычно довольно густо застроены зданиями и сооружениями различного назначения, а также заполнены железнодорожными составами (прибывшими, ожидающими отъезда, стоящими на отстое);
  4. между эшелонами отсутствуют расстояния;
  5. противопожарное водоснабжение на станциях развито очень слабо;
  6. в пассажирских поездах огонь очень быстро охватывает весь вагон из-за наличия большого количества горючих материалов и узких проходов, не позволяющих людям быстро эвакуироваться;
  7. при сгорании некоторых предметов в воздух выделяются токсичные продукты горения.

В случае появления огня при перемещении состава по лесистой, болотистой и другой труднопроходимой местности, борьба с пожаром усложняется вследствие затрудненного подъезда пожарных машин.

Отсутствие разрывов между эшелонами также препятствуем быстрому тушению возгорания, так как огонь из-за этого очень быстро распространяется на большие расстояния.

Огромную роль в обеспечении безопасности на железной дороге играет правильное формирование и расформирование эшелонов. Превышать установленную скорость этих процессов категорически запрещено.

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на ж/д транспорте

Ответственным лицом за пожарную безопасность любого объекта (состав, станция, здание, дистанция и т. д.) является его директор. Руководитель обязан:

  • отвести определенные места для курения;
  • установить места хранения сырья и продукции;
  • контролировать регулярность проведения техосмотров, ремонтов оборудования и помещений;
  • проверять знание персоналом правил пожарной безопасности и обучать вновь прибывших людей;
  • установить на своем объекте противопожарный режим;
  • наблюдать за погрузкой и разгрузкой составов, соединением и разъединением эшелонов, подготовкой вагонов к отправке и т. д.

При подготовке железнодорожного транспорта в рейс необходимо тщательно проверять все имеющееся электрооборудование и электроустановки: они должны быть исправны и оснащены рабочими аппаратами защиты от замыкания и других аварийных режимов.

Необходимо проверить наличие в составе всех необходимых средств пожаротушения, состояние пожарной сигнализации, доступ к эвакуационным выходам и их исправность.

Перед отправлением поезда его должна проверить специальная комиссия по пожарной безопасности, которая постоянно действует на данном объекте. В соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования» проверке подлежат:

  • потребители электричества;
  • светильники и выключатели;
  • управление электрооборудованием;
  • экраны электропечей отопления, их заземление;
  • аккумуляторные батареи и аппаратура в подвагонных ящиках;
  • приборы связи;
  • вентиляция.

В пути проводники обязаны следить за поведением пассажиров и за выполнением ими правил пожарной безопасности: запрещено применение открытого огня, использование не предусмотренных инструкцией приборов, курение в вагонах, провозить пожароопасные вещества.

Лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте категорически запрещено:

  • пользоваться неразрешенными электроприборами и оставлять без присмотра работающее оборудование;
  • самостоятельно заниматься ремонтом неисправных установок, в частности – регулятор напряжения генератора;
  • сушить одежду в котельных, на печах или плитах;
  • включать потребители электроэнергии без контроля за показаниями приборов;
  • пользоваться несправными аккумуляторами или заряжать их не по правилам.

В случае возникновения пожара сотрудник железной дороги должен немедленно сообщить об этом вышестоящему руководству и приступить к самостоятельной борьбе с огнем при помощи имеющихся средств первичного пожаротушения.

Как устранить возгорание на станции

Для того чтобы тушение пожара на железнодорожной станции было возможным, на тупиковых водопроводных сетях установлены гидранты диаметром 100 мм и сделаны водоемы объемом 50 м3.

В рабочих парках создаются специальные посты, где содержится все противопожарное оборудование, а у крайних путей находятся пожарные гидранты. В водонапорных башнях на станциях всегда содержится запас воды на случай возникновения пожара.

Если принятых мер недостаточно, то можно использовать городской водопровод.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх