Практическая работа по теме правовое государства. Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство". Вступительное слово учителя

2. Министерство образования.

4. Районный суд.

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,
  1. общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

1. Что является частью гражданского общества?

1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия

2. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А) Гражданское общество - та часть общественной жизни, которая развивается самостоятельно, без непосредственного вмешательства государства

Б) Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества

А. Верно только А В. Оба варианта верны

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

  1. Что характерно для создания общественных организаций?
  1. Создаются для реализации интереса граждан 2. Добровольная основа

3. Равноправность входящих в нее членов 4. Все перечисленное

  1. Укажите правящий режим, при котором возможно нормальное существование гражданского общества.
  1. Под местным самоуправлением понимается:

1. организация власти на местах 2. самостоятельное решение населением местных вопросов 3.управление общественными делами собственными силами 4. все перечисленное

Ответы

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

6.детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

9.ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1.В 2Г 3 Б 4А

  • общества защиты прав потребителей,
  • союзы деятелей культуры,
  • кооперативы,
  • детские организации,
  • спортивные общества,
  • рабочие профсоюзы,
  • ассоциации банкиров,
  • благотворительные фонды,
  • религиозные объединения,
  • общества культурных связей с зарубежными странами.

  • Подробное решение параграфы §6 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

    Вопросы и задания.

    1. Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ.

    Понятие гражданское общество имеет 2 значения:

    1. гражданское общество, как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания. В данном случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав населения, формы общения людей и т. д., т. е. все то, что неподконтрольно государству.

    2. гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. И как идеал гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном – свободу слова и печати, независимость всех СМИ, свободу вероисповедания.

    Гражданское общество надо понимать в двух значениях, потому что общество проходило определенные этапы развития, оно не всегда было таким, какое есть сейчас. Был период, когда не существовало государств. В первом смысле гражданское общество появилось раньше, чем государство. Оно было у первобытных охотников и собирателей. В пример можно привести и античные города-государства, где не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно поэтому у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме.

    Второе значение гражданского общества появилось значительно позже. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу.

    Таким образом, понятие гражданского общества изменялось с развитием общества и общественных отношений, в соответствии с реалиями времени.

    2. Что такое гражданство и чем оно выражено на практике?

    Таким образом, оно выражается во взаимных правах и обязанностях государства и гражданина. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Данное взаимодействие прописано в конституции РФ. Например, Глава 2 конституции определяет права и свободы граждан РФ. Приведем некоторые из статей:

    Статья 17

    1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Статья 19

    1. Все равны перед законом и судом.

    2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

    Статья 20

    1. Каждый имеет право на жизнь.

    2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    Статья 22

    1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

    2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

    Статья 23

    1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

    2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

    Статья 25

    Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

    Статья 26

    1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

    2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

    Статья 28

    Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Статья 29

    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

    2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

    3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Статья 32

    1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

    3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

    5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

    Статья 59

    1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

    2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

    3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    Статья 60

    Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

    Статья 61

    1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

    2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

    3. Какие признаки правового государства вы знаете?

    Признаки правового государства:

    Господство закона во всех сферах общественной жизни;

    Связь государства и его органов через закон;

    Судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

    4. * Почему в мировой истории вокруг проблемы гражданства происходили не только жаркие споры, но и военные баталии?

    Зачатки современного понимания гражданства мы находим у Аристотеля, жившего в IV веке до н. э. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством.

    Проживание на территории данного государства не делает человека автоматически его гражданином.

    Развитые европейские страны - Англия, Франция, Гермния - после Второй мировой войны поощряли иммиграцию свою страну и охотно предоставляли гражданство выходцам и Италии, Греции, Испании, Северной Африки и Ближнего Востока. Но в начале 1970-х годов случился экономический кризис, миллионы людей потеряли работу. Коренные жители страны стали возмущаться своими правительствами, которые поощряли въезд иностранцев, отбирающих у них рабочие места. В ответ правительства названных стран предприняли множество попыток вернуть эмигрантов, но все они оказались безуспешными.

    Государство обещает защиту и покровительство своим гражданам. В данном случае это способ расширить свои государственные границы, получить дополнительные ресурсы (присоединение Германией Судетской области в 1938, которую преимущественно населяли немцы).

    5. * Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность»? Выскажите свою точку зрения.

    Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

    Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

    Таким образом, гражданственность – это неотъемлемая часть гражданства, определяющая поведение человека по отношению к себе, обществу и государству.

    6. * Сравните между собой правовое государство и гражданское общество. Какие выводы вы можете сделать?

    Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

    Гражданское общество - свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество - не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов.

    Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

    Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти. Оно поддерживает определенный баланс между обществом и государством. Если государство начинает превышать свои полномочия, то структуры гражданского общества напоминают ему о пределах вмешательства государства в дела общества. И наоборот: если общество нарушает принятые в государстве законы и порядок, то гражданское общество предупреждает его о том, что его действия могут привести к анархии, чреватой опасными последствиями для всех людей.

    7. * Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?

    Нельзя говорить, что какие либо черты правового государства наиболее важны для человека, а другие важны в меньшей степени. Рассмотрим это на примере признаков правового государства:

    1. господство закона во всех сферах общественной жизни;

    2. связь государства и его органов через закон;

    3. судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

    В правовом государстве вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Соответственно и взаимоотношение гражданин-государство также регулируются законом. В данном случае невозможно убрать какой-либо из признаков правового государства, потому что это нарушит положение гражданина в государстве.

    8. * Как взаимосвязаны между собой государство и общество? Сравните их признаки и свойства, раскройте взаимоотношения.

    Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент), а общество - социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

    Понятия общества и государства не совпадают ни по происхождению, ни по объему. Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35–40 тысяч лет назад.

    Государство возникает примерно шесть тысяч лет назад. Таким образом, общество существовало без государства больше тридцати тысяч лет. Государство возникло вместе с социальными классами, когда неписаное право уже не в состоянии было регулировать общественные отношения. Вместо неписаного права возникает писаное право.

    По объему понятие общества шире понятия государства. Общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую. Государство входит в политическую сферу и является ее ядром.

    Государство возникло из общества и превратилось в самостоятельный орган, стоящий над обществом и вместе с тем взаимодействующий с ним. Как свидетельствует опыт истории, это взаимодействие носит очень сложный характер, отражающий сложные и противоречивые процессы развития самого общества. Дело в том, что в обществе живут и действуют индивиды, преследующие свои интересы, которые не всегда совпадают с общими интересами. Кроме того, в обществе существуют различные классы, имеющие собственные интересы. И чтобы социум (то есть общество) не погиб, необходим политический орган, регулирующий все общественные отношения. В качестве такого регулятора выступает государство. Конечно, без взаимодействия с обществом регулирование общественных отношений немыслимо.

    Взаимодействие общества и государства – явление закономерное и естественное, ибо без такого взаимодействия не было бы ни общества, ни государства. Но должны существовать определенные пределы взаимодействия. Абсолютизация общества, нежелание его членов подчиняться государству, соблюдать правовые нормы и законы приводит к анархии.

    Взаимоотношения между обществом и государством всегда носили противоречивый характер. Главная причина всех противоречий заключается в том, что общество как социальное образование апеллирует к морали, а государство как политическая система – к интересам.

    ?Проблема. Назовите признаки, свидетельствующие, что современная Россия является правовым государство.

    К таким признакам относятся:

    1. Господство закона во всех сферах общественной жизни

    2. Связь государства и его органов через закон

    3. Судебная защита прав и свобод граждан и взаимная ответственность государства и личности.

    Практикум. К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:

    1. Аппарат подавления.

    2. Преследование инакомыслящих.

    3. Жесткая цензура.

    4. Диктатура одной политической партии.

    5. Монополия государственной собственности.

    6. Геноцид собственного народа.

    7. Подавление личности, отчуждение ее от государства.

    Вам надо их установить.

    Данные признаки относятся тоталитарному государству, потому что в тоталитарном государстве личность и гражданские свободы подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

    Учебные вопросы:

    1. Сущность и структура гражданского общества.

    2. Политическая жизнь гражданского общества.

    3. Выборы: типы и функции.

    4. Избирательные системы.

    5. Особенности гражданского общества современной

    Литература:

    1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.45-68.

    2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.65-81, 244-254.

    3. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.65-71.

    4. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.132-165.

    5. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.130-162, 272-297, 401-405.

    6. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.175-189, 255-268.

    7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.384-405.

    Семинар 6. Тема: Политические партии и партийные системы.

    Учебные вопросы:

    1. Сущность политических партий.

    2. Партийные системы.

    3. Общественно-политические организации и движения

    4. Политическая культура – основа политического

    поведения.

    5. Субъекты и направления формирования

    политической культуры.

    6. Политические отношения и процессы.

    Литература:

    1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.79-101.

    2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.162-210, 434-464.

    3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.203-243, 312-346.

    4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.78-93.

    5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.201-219, 220-249.

    6. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.336-362, 363-378, 386-400, 448-480.

    7. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.57-82.

    8. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.96-123, 190-203, 301-316.

    9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.267-285, 306-329, 365-383, 406-443.

    Семинар 7. Тема: Личность в политике.

    Учебные вопросы:

    1. Личность как начальный субъект политики.

    2. Типы личности по отношению к политической

    деятельности.

    3. Факторы участия личности в политике.

    4. Политическое сознание.

    5. Политические элиты.

    6. Основные концепции политических элит.

    7. Политическое лидерство.

    8. Типы политических лидеров.

    Литература:

    1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.102-123.

    2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.93-102.

    3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.220-249, 274-291.

    4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.163-201, 379-385, 406-410.

    5. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.41-56.

    6. Политология: Учебное пособие для вузов/научн. ред. А.А. Радугин. С.220-254.

    7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.132-170, 318-329.

    Семинар 8. Тема: Национальная политика. Политический конфликт.

    Учебные вопросы:

    1. Национальные отношения и их характеристика.

    2. Этносы как субъекты национальных отношений и

    национальной политики.

    3. Сущность политических конфликтов.

    4. Типология политических конфликтов.

    5. Этнический конфликт как тип политического

    конфликта.

    6. Меры предотвращения и разрешения политических

    конфликтов.

    Литература

    1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.140-156.

    2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический курс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.102-109.

    3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.292-334.

    4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.481-507.

    5. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.280-300.

    6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.349-364.

    Семинар №9. Тема: Мировая политика.

    Учебные вопросы:

    1. Международные отношения и внешняя политика.

    2. Субъекты мировой политики.

    3. Международные организации как субъекты

    мировой политики.

    4. Национальные интересы.

    5. Национальные интересы современной России.

    6. Национальная безопасность РФ.

    7. Концепция национальной безопасности РФ.

    Литература:

    1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.157-186.

    2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.109-118.

    3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.335-365.

    4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.508-566.

    5. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.83-95.

    6. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.317-333.

    7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.444-469.

    Темы рефератов.

    1. История становления и этапы развития политической науки.

    2. Особенности развития политической мысли в России.

    3. Обоснования периодизации развития политической мысли в России.

    4. Сущность и специфика политики как общественного явления.

    5. Обоснования классификации политики.

    6. Экономическая политика в современной России.

    7. Сущность политической власти, ее легитимация и легитимность.

    8. Легитимность современной политической власти в России.

    9. Особенности разделения политической власти в современной России.

    10. Конституция Российской Федерации о формах реализации законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

    11. Правительство Российской Федерации как основной инструмент реализации экономической политики.

    12. Гражданское общество и его структура.

    13. Специфика гражданского общества в современной России.

    14. Российская Федерация как правовое государство.

    15. Президентская республика как форма государственного правления.

    16. Парламентская республика как форма государственного правления.

    17. Государство как основной институт политической власти.

    18. Сущность политической партии и ее функции.

    19. Политические партии современной России: программа и деятельность (по выбору, одна – две партии).

    20. Обоснования и классификация политических партий.

    21. Партийная система в современной России.

    22. Политические организации и движения в современной России (по выбору).

    23. Характеристика современного политического процесса.

    24. Взаимосвязь политических и экономических отношений.

    25. Социокультурные процессы политики.

    26. Политика и мораль: современный аспект.

    27. Культура электорального процесса.

    28. Пути и направления формирования политической культуры.

    29. Сущность и функции политической элиты.

    30. Политическая элита современной России.

    31. Системы рекрутирования элит: история и современность.

    32. Экономическая и финансовая элиты современной России.

    33. Сущность политического лидерства.

    34. Политические лидеры России: история и современность.

    35. Политический конфликт: сущность и причины.

    36. Основания и типология политических конфликтов.

    37. Политические конфликты современной России: причины и характеристика.

    38. Взаимосвязь и взаимозависимость политических конфликтов и политических кризисов.

    39. Этнический конфликт как форма политического конфликта.

    40. Военный конфликт как форма политического конфликта.

    41. Пути разрешения и недопущения политических конфликтов.

    42. Современные политические идеологии.

    43. Сущность политического сознания и механизм его формирования.

    44. Особенности современной политической социализации.

    45. Политическая социализация студентов технических вузов.

    46. Мировая политика и международные отношения.

    47. Международные организации как субъекты мировой политики.

    48. Современная внешняя политика Российской Федерации.

    49. Политика как наука и государственная политика.

    50. Национально-государственные интересы Российской Федерации.

    51. Национальная безопасность Российской Федерации.

    52. Этнический фактор политики.

    53. Военный фактор политики.

    54. Политический менеджмент и его роль в управлении политическим процессом.

    55. Сравнительная политология и ее методы.

    56. Политический маркетинг.

    57. Геополитика.

    58. Политический рынок.

    59. Политические технологии.

    60. Политическая антропология.

    5. Вопросы итогового контроля по дисциплине.

    1. Политология как наука: предмет, категории, функции и изучаемые проблемы.

    2.Сущность политики, ее функции и роль в обществе.

    3. Назовите субъекты и объекты политики.

    4. Раскройте сущность и содержание либерализма как политической идеологии.

    5. Раскройте сущность и содержание консерватизма как политической

    идеологии.

    6. Социал-реформизм и коммунизм как политические идеологии: общее и

    различия.

    7. Политическое сознание, его уровни, типы и функции.

    8. Политическая система, ее структура и функции.

    9. Раскройте сущность политической власти, ее функции и типологию.

    10. Что такое легитимность политической власти и типы легитимности.

    11. Раскройте механизм разделения и деятельности политической власти на

    законодательную, исполнительную и судебную ветви.

    12. Постройте вертикали законодательной, исполнительной и судебной ветвей

    власти в РФ.

    13. Охарактеризуйте демократический политический режим.

    14. Охарактеризуйте тоталитарный политический режим.

    16. Раскройте сущность государства, основные концепции его возникновения

    и признаки.

    17. Раскройте структуру государства как основного института политической

    власти и его функции.

    18. Типология государства.

    19. Правовое государство и его признаки.

    20. Сущность и структура гражданского общества.

    21. Раскройте механизм взаимодействия государства и гражданского общества.

    22. Сущность политической партии, ее цели и структура. Закон РФ

    «О политических партиях».

    23. Охарактеризуйте функции и типологию политических партий.

    24. Партийные системы и их типология. Партийная система в РФ.

    25. Выборы: типы и функции.

    26. Избирательная система: типы и основные процедуры избирательного

    процесса. Избирательная система в России.

    27. Раскройте сущность и содержание принципов избирательного права.

    28. Политическая культура как основа политического поведения и ее структура.

    29. Функции политической культуры и основные направления формирования

    политической культуры.

    30. Политическая элита: сущность, концепции и типология.

    31. Сущность и типология политического лидерства.

    32. Политический конфликт. Причины и типы политических конфликтов.

    33. Военный конфликт как форма политического конфликта.

    34. Методы предотвращения и разрешения политических конфликтов.

    35. Политическая бюрократия и ее формы.

    36. Группы давления, их типология и методы воздействия.

    37. Политический рынок, его сущность и предназначение.

    38. Мировая политика и международные отношения.

    39. Внешняя политика: сущность, принципы, специализированные органы.

    40. Раскройте соотношение политики и морали.

    41. Что такое национальный интерес?

    42. Раскройте сущность и содержание национальной безопасности.

    43. Охарактеризуйте личность как субъект политики.

    44. Что такое политическая социализация?

    45. Назовите типы личности по отношению к политической деятельности.

    46. Сущность и содержание национальной политики.

    47. Назовите основные этнические общности.

    48. Что такое национальный вопрос и каковы пути его решения?

    49. Этнический конфликт как тип политического конфликта.

    50. Особенности российской политической мысли.


    6. Библиографический список.

    6.1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань: Казанский гос. ун – т, 1992. – 192с.

    6. 2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2000. – 544с.

    6.3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2005. – 488с.

    6.4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 138с.

    6.5. История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. О.В. Мартышкина. М.: издательство НОРМА, 2002. – 912с.

    6.6. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384с.

    6.7. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. М.: Юристъ, 2002. – 592 с.

    6.8. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. Ульяновск: УлГТУ, 1998. – 96 с.

    6.9. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. – 336 с.

    6.10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. – 447с.


    Учебное издание

    ПОЛИТОЛОГИЯ

    Методические материалы

    Составитель: ЗОСИМЕНКО Иван Андреевич

    Редактор

    Подписано в печать Формат

    Бумага писчая. Печать трафаретная. Усл. печ. л.

    Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ

    Ульяновский государственный технический университет

    432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

    Типография УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

    Вариант-1.

      Правовое государство отличается от других государств:

    а) верховенство закона; б) наличие государственного аппарата;

    в) наличие суверенитета; г) наличие публичной власти.

    2. Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выделите из них примеры, характерные для функционирования правового государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) «Глава государства отдал приказ, чтобы верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг»,

    2) «Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом».

    3) «Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов».

    4) «Конституциональный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента».

    5) По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах».

    6) «В средствах массовой информации негласно запрещено размещать какие-либо материалы без согласования со службами безопасности».

    3. У известного режиссера отключили за неуплату коммунальных услуг телефон и электроэнергию. С позиции требований правового государства действия властей:

    1) неправомерны, т.к. известные люди должны быть уважаемыми и почитаемыми; 2) неправомерны, т.к. задеты честь и достоинство личности 3)правомерны, т.к. с известных обществу людей спрос всегда выше 4) правомерны, т.к. законы должны соблюдаться всеми гражданами независимо от их соц. статуса

    1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д. Аламбер).

    2. «Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

    3. «Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Л. Питер).

    Практическая работа по Социологии.

    Тема: Гражданское общество и правовое государство.

    Вариант-2.

      К принципам правого государства не относится:

    а) верховенство права; б) разделение властей;

    в) защита прав и свобод гражданина и взаимная ответственность;

    г) доминирование интересов государства над интересами личности.

    Без правового государства мы не жили бы в условиях свободы, поэтому всем нам нужно защищать _____(А). Решающим условием осуществления либерализма в различных сферах жизни является проведение различий между государством и ____(Б). Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является ___(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают еще более сложные ____(Г), которые могут разрушить и погубить общество. Либеральное государство не требует от своих ____(Д) принятия решений, принятых в соответствии с установленной процедурой, в качестве правильных. Обязанность гражданина – признать ______(Е), принятые корректно и в установленном порядке., даже в том случае, если он считает их неверными..

      Либеральные принципы; 2) гражданское общество; 3) граждане; 4) частная собственность; 5) плюрализм; 6) индивидуальная свобода; 7) конфликты; 8) ответственность; 9) решения.

    3.Институтом гражданского общества, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются)

    1) государственные органы; 2) предпринимательские и профсоюзные союзы; 3) правоохранительные органы; 4) СМИ.

    4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    1. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).

    2. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б. Чичирен).

    3. «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон).

    Практическая работа по Социологии.

    Тема: Гражданское общество и правовое государство.

    Вариант-3.

      Что относится к признакам любого государства?

    а) разделение властей; б) федеративное устройство;

    в) верховенство закона; г) отделение публичной власти от общества.

    2. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов, выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. В списке слов больше, чем вам необходимо.

    Суверенитет означает ____(1). Это такое свойство власти, которое обеспечивает _____(2) возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою политику. Суверенитет предполагает ______(3) государства во внешнеполитической сфере и верховенство его решений в делах внутренних. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ____(4). Этот является отличительным признаком демократических государств с республиканской _______(5). РФ, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой _____(6) на всей территории.

    А) форма государственного устройства; Б) верховенство; В) политический режим; Г) государство; Д) форма правления; Е) власть; Ж) могущество; З) независимость; И) многонациональный народ.

    3. Заполните таблицу.

    Выберите из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

    4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    1. « Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).

    2. «Бесполезные законы лишают силы законы необходимые» (Ш. Монтескье).

    3. «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа» (Г. Фрейтаг).

    Вопросы для обсуждения.

      Основные концепции становления и развития гражданского общества.

      Исторические предпосылки возникновения и функционирования гражданского общества.

      Понятие, структура и черты современного гражданского общества.

      Конституционализм как основа взаимодействия гражданского общества и правового, социального государства.

      Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в современной России.

    Темы реферативных сообщений.

    Идейные истоки и основные этапы формирования концепции гражданского общества.

    Взаимообусловленность процессов возникновения и функционирования гражданского общества и правового государства.

    Развитие гражданского общества в постсоветской России: реалии и перспективы.

    Проблемы создания в России социального государства.

    Основная:

    Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел III. Тема 10.

    Гаджиев К.С. Политология. –М., 2005. Раздел II. Гл.4.

    Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., Раздел III. Гл. 10.

    Дополнительная:

    Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. –М., 1998.

    Гражданское общество в России: структуры и сознание. –М., 1998.

    Евдокимов В.И. Государство: теория, практика, проблемы. Т. 1. – М., 2005.

    Политическая энциклопедия: в 2-х т. –М., 1999.

    Вопросы для самоконтроля.

    Дайте определение гражданского общества.

    Перечислите основные признаки гражданского общества.

    Назовите основные исторические вехи развития гражданского общества.

    Какие концепции гражданского общества существуют в политической науке?

    Что такое конституционализм?

    Охарактеризуйте основные модели конституционализма.

    В чем заключается взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

    Какие проблемы стоят на пути развития гражданского общества в современной России?

    Семинар по теме: «Политические процессы».

    Вопросы для обсуждения.

      Понятие, особенности и типы политического процесса.

      Режимы протекания политического процесса и проблема политического участия в нем граждан.

      Сущность, этапы и пути политической модернизации общества.

      Специфические кризисы политического развития и особенности их проявления в ходе реформирования российского общества.

    Темы реферативных сообщений.

    Природа и структура развития политических конфликтов.

    Пути и способы преодоления кризиса политического участия.

    Теории политической модернизации.

    Основная:

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –М., 2005. Раздел VII. Гл.18, 19, 22.

    Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел VI. Тема 17, 19.

    Василик М.А. Политология. –М., 2000. Раздел VI. Гл.15. 16.

    Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., 2005. Раздел II. Гл.7, 8.

    Дополнительная:

    Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. –М., 2000.

    Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. –М., 1998.

    Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. –М., 1999.

    Политическая энциклопедия6 в 2-х т. –М., 1999.

    Вопросы для самоконтроля.

    В чем заключается значение конфликта в политике?

    Дайте определение политического процесса.

    Какие критерии определяют классификацию политических процессов?

    Что характерно для современного политического процесса в России?

    Раскройте сущность процесса политической модернизации.

    Сделайте сравнительный анализ либеральной и консервативной моделей политической модернизации.

    Назовите кризисы политического развития и дайте их характеристику.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх