Проблема эксплуатации детского труда. Направления решения проблемы детского труда. Сексуальная эксплуатация и рабство

1. Эксплуатация детей, не достигших возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство, путем использования их труда с целью получения

прибыли наказывается арестом на срок до шести месяцев или

ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением

права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия, совершенные в отношении нескольких детей или если они причинили существенный вред

здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка, или соединенные с использованием

детского труда во вредном производстве, наказываются лишением свободы на срок от двух до

пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет.

1. Объектом данного преступления является здоровье, физическое развитие, образовательный уровень ребенка и др.

Своеобразным предметом преступления и одновременно потерпевшим выступает ребенок.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в эксплуатации детей, которые не достигли возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство.

Эксплуатация детей заключается в использовании детского труда на любого вида работах с целью получения

3. Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. Лицо осознает, что эксплуатирует ребенка с целью получения прибыли и желает

4. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Квалифицирующими признаками данного преступления по ч.2 являются:

Эксплуатация нескольких детей;

Причинение существенного вреда здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка;

Эксплуатация детей с использованием детского

труда во вредном производстве.

Эксплуатация нескольких детей заключается в противозаконном использовании труда двух и более детей.

Под существенным вредом здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка следует понимать получение ребенком различной степени тяжести

телесных повреждений, различных хронических заболеваний, ненормальное физическое развитие ребенка и отклонение в образовательном уровне ребенка, наступивших в результате противоправной эксплуатации детского труда7^\

Под использованием детского труда во вредном производстве следует понимать труд ребенка на производствах, которые отнесены законодателем к вредным.

Распространение детского рабского труда - одна из основных проблем современного мира . По данным Международной организации труда , на сегодняшний день более 250 миллионов детей незаконно эксплуатируются на различных производствах , а детская работорговля по прибыльности стоит на третьем месте после торговли оружием и наркотиками . Борется ли современное общество с фактами детского рабства ?


Аркадий Мамонтов - торговля детьми

Проблема современного общества

Как бы дико это ни звучало, в настоящее время торговля детьми — одна из самых серьезных проблем современного общества. Ежегодно десятки тысяч несовершеннолетних по всему миру попадают в руки "рабовладельцев", которые вынуждают их заниматься тяжелым физическим трудом, проституцией и другими незаконными деяниями. Аналитики из Организации Объединенных Наций утверждают, что более 12 миллионов человек по всему миру в настоящее время живут и трудятся в условиях рабства. И это в развитом современном обществе! По данным мировых экспертов, торговля детьми — третье по уровню дохода занятие после торговли оружием и наркотиками. Их доход составляет уже порядка 10 миллиардов долларов ежегодно.

Не менее серьезный вопрос — проблема незаконного детского труда, популярность которого растет с ужасающей скоростью. По данным ООН, только на 2011 год насчитывалось более 250 миллионов детей, вынужденных работать в очень тяжелых условиях. Интересно, что большей популярностью детский труд пользуется в Азии — там незаконно эксплуатируется более 153 миллионов детей; в Африке — 80 миллионов и 17 миллионов — в Латинской Америке.

Не так давно полиция небольшого западно-африканского государства Буркина-Фасо с помощью специалистов из Интерпола провела акцию по освобождению детей, которые были вынуждены трудиться на золотодобывающем руднике. Во время операции было освобождено более 400 тысяч детей и подростков, работавших в шахте. Как отметила представитель полиции страны Гана Пасиенс Квайона, дети были вынуждены работать в очень тяжелых условиях — в узких тесных шахтах, на глубине до 70 метров, без доступа свежего воздуха. Интересно, что зарплату детям не выплачивали. Сейчас все они помещены в приюты, а местные власти с помощью Интерпола начали поиск родителей. По данному делу было задержано 73 человека, которым уже предъявлены обвинения. Кстати, в прошлом году полиция Ганы во время подобных рейдов освободила более 250 детей, которые были вынуждены заниматься проституцией.

П ричины детского рабства

По данным Международной организации труда, более 120 наименований товаров в мире производится детьми. Не так давно даже было выдвинуто обвинение всемирно известной компании Nestle, где по словам аналитиков из Международной организации труда, на производстве шоколада было незаконно задействовано множество несовершеннолетних.

По заявлению ООН, главной причиной, по которой дети попадают в руки рабовладельцев или лиц, принуждающих их к незаконной трудовой деятельности, является бедность. В Китае, например, особенно на юго-западе страны, где население отличается крайней бедностью, рынок детского труда очень широк — здесь можно встретить даже детей семи-восьми лет. Все несовершеннолетние трудятся на крайне опасных производствах, получая за свойтруд мизерную плату. Конечно же, никто из них официально не числится на производстве, и процент смертности среди них очень высок. Многие родители сами фактически продают своих детей, чтобы погасить существующие долги либо поправить свое финансовое положение.

Для рабовладельцев же дети по ряду причин представляют вполне определенный интерес. Во-первых, вынудить несовершеннолетнего выполнять ту или иную работу гораздо легче, чем взрослого; во-вторых, дети менее требовательны, а их труд стоит дешевле. К примеру, в Гане многие дети, которые незаконно эксплуатируются на тяжелых и опасных производствах, получают всего шестую часть минимальной ставки для оплаты труда в стране.

Борьба с детским рабством

Мировая общественность давно бьет тревогу: проблема рабства затрагивает не только страны третьего мира, но и передовые державы.

Не так давно, летом этого года, российское Министерство иностранных дел подняло вопрос о проблемах детского рабства не где-нибудь, а в США! Представитель МИД РФ Александр Лукашевич в своем выступлении отметил, что сегодня в США довольно сильно развита торговля детьми, однако Госдепартамент это усиленно замалчивает. Штаты, по его словам, сильно обеспокоены проблемами работорговли во всем мире, однако нарочито не замечают довольно серьезные проблемы в своем регионе.

В докладе он отметил, что по данным НПО "Проект Поларис", в стране ежегодно более ста тысяч несовершеннолетних привлекаются к занятию проституцией, съемкам в порнографических фильмах против своей воли. А сироты или приемные дети, достигнув совершеннолетия, оказываются на улице и тут же попадают в руки торговцев живым товаром.

НИК «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда!» в КГУ общеобразовательной школе №89

« Сотни миллионов мальчиков и девочек по всему миру заняты работой, которая лишает их адекватного образования, здравоохранения, отдыха и основных свобод, нарушает их права.»

В 2002 году Международная организация труда объявила 12 июня Всемирным днем борьбы с эксплуатацией детского труда .

Это решение было принято, чтобы привлечь внимание общества к развернувшемуся во всех странах движению за запрещение детского труда, в особенности его наихудших форм: рабства и принудительных работ, работ в опасных условиях, вовлечения детей в торговлю наркотиками и занятия проституцией, участие в вооруженных конфликтах.

Поэтому ежегодно по всему миру проходят акции, проводятся Международные и Национальные Информационные Кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ .

Система образования принимает активное участие в проведении различных мероприятий в рамках национальной информационной кампании , в решении вопроса детского труда .

М еждународное Образование работает с МОТ для решения проблемы детского труда.

Международное Образование (МО) - всемирная федерация, представляющая представителей организаций учителей по всему миру. Организации учителей являются ключевыми игроками в существующих инициативах и объединениях для решения проблемы детского труда и привлечения детей в школу.

В связи с этим 1 июня 2016 года в нашей школе стартовала акция «12 дней против детского труда». Ее цель – освещение проблемы детского труда, повышение информированности общественности об эксплуатации детского труда, привлечения внимания к развернувшемуся во всех странах движению за запрещение детского труда и в особенности его наихудших форм.

Детский труд является чрезвычайно сложной проблемой и во всем мире признан как наиболее значимый фактор, характеризующий эксплуатацию и нарушение прав детей.

Сегодня мы еще можем остановить эту проблему. Мы должны усилить свои действия за упразднение детского труда . Мы должны добиваться осуществления права каждого ребенка.

НИК «12 дней против детского труда» проходит в период с 01 по 12 июня, в промежутке между двумя важными для детей датами. Это Международный день защиты детей и 12 июня – Всемирный день борьбы с детским трудом. Этот день служит символом для объединения усилий всемирного движенияпо искоренению детского труда.

На протяжении двенадцати дней в КГУ ОШ №89 будут проведены информационно-разъяснительные мероприятия, посвященные проблеме детского труда , также рейдовые мероприятия по дачам, рынкам, увеселительным заведениям и неблагополучным семьям по выявлению фактов эксплуатации детского труда. В школе организована работа телефонов «горячей линии» по вопросам детского труда, куда обращаются с вопросами о том, где могут работать дети, какова продолжительность их рабочего дня, могут ли быть привлечены дети на опасные для здоровья производства, из чего складывается оплата труда несовершеннолетнего, кто несет ответственность за здоровье работающих подростков и др.

12 июня по КГУ ОШ №89 будет проведена конференция, где будут озвучены итог и проведения НИК «12 дней борьбы против детского труда».

Подростки (несовершеннолетние граждане от 14 до 18 лет) - это особая социальная группа. Ограничения применения труда подростков направлены, в первую очередь, на предупреждение отрицательного влияния производственных факторов на развитие, состояние здоровья, моральное и психическое состояние несовершеннолетнего. Специальные ограничения и льготы касаются возрастного ценза приема на работу, введения сокращенной продолжительности рабочей недели, запрета труда в ночных сменах, установления пригодности к определенному виду деятельности на основе обязательного медицинского обследования, как предварительного (при поступлении), так и периодического.

Прием на работу несовершеннолетнего

Работодатель обязан заключить трудовой договор с несовершеннолетним, так же как и с любым работником. Но при заключении трудового договора с несовершеннолетним работником есть свои нюансы.

Статья 63 ТК РФ позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе.

Не запрещено заключать договор и с лицами, 15-летнего и даже 14-летнего возраста, но обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются:

1) согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства;

2) работа не должна мешать учебе;

3) работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка.

Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ). Закон фактически исключает возможность поступления несовершеннолетнего работника на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, которые должны быть подтверждены документом об образовании.

Статья 70 ТК РФ указывает на то, что организация не имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок.

Прежде чем начать работать в организации, несовершеннолетний обязан пройти предварительный медицинский осмотр (обследование) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, обязательный ежегодный медицинский осмотр (обследование) (ст. 266 ТК РФ). Указанные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя, причем в соответствии со статьей 185 ТК РФ на время ежегодных осмотров за ним сохраняется его средний заработок.

Продолжительность рабочего времени

Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ), устанавливается:

1) для работников до16 лет - не более 24 часов в неделю;

2) для работников от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю;

3) для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении - не более 12 часов (буквально, не может превышать половины нормы, установленной частью первой статьи 92 ТК РФ);

4) для работников от 16 до 18 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении - не более 18 часов.

Кроме того, статья 94 ТК РФ устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены):

1) для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - не более 5 часов;

2) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 7 часов;

3) для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - не более 2,5 часа;

4) для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 4 часов.

Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

Согласно ст. 265 ТК РФ несовершеннолетние не могут быть заняты на:

1) подземных работах;

2) работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (например, в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, а также в перевозке, производстве и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами);

3) тяжелых работах;

4) работах с вредными или опасными условиями труда.

В соответствии с формулировкой части третьей статьи 265 ТК РФ перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (сегодня продолжает свое действие постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 (в ред. постановления Правительства РФ от 20.06.2001 г. № 473), утверждающее Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено использовать труд лиц моложе 18 лет).

Кроме того, ст. 268 ТК РФ запрещает:

1) привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам;

2) вызывать в ночную смену;

3) отправлять в служебные командировки;

4) выходные и нерабочие праздничные дни.

Также ст. 282 ТК РФ запрещает организациям принимать несовершеннолетнего на работу по совместительству, либо привлекать его к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Статья 271 ТК РФ устанавливает следующую оплату труда работников в возрасте до 18 лет:

При повременной оплате труда заработная плата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы.

Работодатель вправе за счет собственных средств производить доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. При сдельной работе - труд оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность ежедневной работы.

Для работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время - оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Отпуска несовершеннолетних работников

В статье 267 ТК РФ определено, что работникам, которым еще нет 18 лет, должны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 31 календарного дня в удобное для них время.

Оплачиваемый отпуск может предоставляться работникам в возрасте до 18 лет и до истечения 6 месяцев непрерывной работы по их заявлению (ст. 122 ТК РФ).

Также ст. 116 ТК РФ предусматривает возможность предоставления несовершеннолетним работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами.

Работникам в возрасте до 18 лет статьей 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, а статьей 125 не допускается их отзыв из отпуска. Кроме того, работникам в возрасте до 18 лет не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) (ст. 126 ТК РФ).

Увольнение несовершеннолетнего работника

Несовершеннолетний работник может быть уволен по тем же причинам, что и любой другой сотрудник организации. Но следует учитывать, что прежде чем уволить несовершеннолетнего работника работодатель должен получить согласие территориальной государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Если же несовершеннолетний увольняется по собственному желанию, то организация также должна сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних. Сделать это надо в трехдневный срок с момента подачи заявления. Таково требование ст. 11 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. № бн «Об утверждении Положения по делам несовершеннолетних».

Согласно Федеральному Закону № 159 от 4 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» работникам и лицам из числа данных категорий, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организациях.

Если несовершеннолетний работник является членом профсоюза, то работодателю при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с ним приходится учитывать мотивированное мнение органа первичной профсоюзной организации в следующих случаях:

Сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

Неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Материальная ответственность несовершеннолетнего

Полная материальная ответственность на несовершеннолетнего возлагается с учетом ограничения, установленного законодательством РФ. Именно данное ограничение не допускает заключения с несовершеннолетним работником договора о полной материальной ответственности.

Часть 3 ст. 242 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность работника в возрасте до 18 лет только в следующих случаях:

1) умышленное причинение ущерба;

2) причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

3) причинение ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сочинение.

Детский труд. Плохо или хорошо.

школа-гимназия № 63

ученица 10 «Б» класса

АкбергеноваДайана

руководитель: Зайдильдинова А.Ж

АСТАНА 2016

Прежде всего, необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением.

К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые
сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
они не имеют возможности ходить в школу;
они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.

Детский труд – это отрыв детей их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.

«Детский труд» – это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их развитию.

Конечно, невозможно дать точное определение понятию «детский труд», которое было бы пригодным по отношению к любой ситуации и любому государству. Как провести грань между «допустимыми» формами труда, выполняемого детьми, и «детским трудом»? Существует ли зависимость между отнесением того или иного вида работ к «детскому труду» и возрастом ребенка, выполняющего эту работу, условиями, в которых она выполняется, и целями, преследуемых каждым конкретным государством?

Это вопрос будущего любой нации.
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего, превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие.

КГУ «Школа-гимназия № 63» акимата города Астаны

Сочинение.

Мы против эксплуатации детского труда


Школа-гимназия № 63

ученица 8 «Б» класса

ДоскееваАкжан
руководитель:Тумина О.Е.

АСТАНА 2016

Проблема детской эксплуатации существует во всем мире.

У нас, в Казахстане, случаи детского труда не встречаются. Лично я об этом не слышала. Я думаю, что за этим строго следят правоохранительные органы.

Причин эксплуатации детского труда много: дети вынуждены сами работать, так как родители по определенным причинам не в силах их обеспечить в материальном плане; работодатель не хочет переплачивать своим сотрудникам: оплата детского труда требует гораздо меньше денежных средств, чем взрослого. На мой взгляд, люди, которые эксплуатируют людей, неадекватны. Их психологическое здоровье отклонено от нормы, потому что они переступают через неписаные законы человеческой совести.

Думая над вопросом об эксплуатации детского труда в современном мире, я стала размышлять о том, чем отличается помощь родителям от эксплуатации. В моем понимании, эксплуатация – это труд, который производится детьми под давлением взрослых, труд, который не оплачивается или оплачивается в неполном объеме. Помощь родителям основана на добровольных началах: ребенок, основываясь на своем личном желании, помогает родителям. Мы обязаны помогать нашим родителям, потому что они дают нам все, в чем мы нуждаемся.

Во избежание эксплуатации детского труда взрослые и дети обязаны предотвращать все случаи порабощения детей, доводить информацию об этом в соответствующие органы, проводить профилактические беседы с детьми и их родителями.

КГУ «Школа-гимназия № 63» акимата города Астаны

Классный час по правам ребенка

«НЕТ!» ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕТСКОГО ТРУДА!

Уалиева Г.И.

АСТАНА 2015-2016

Что означает слово «труд»? Когда и в связи с чем он появился? Какие особенности характеризуют « детский труд »? и что означает понятие « эксплуатация труда »? С таких вопросов начался классный час «Нет!» эксплуатации детского труда!» во 2 «В» классе школы-гимназии. Он проходил в рамках международной акции «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда ».

Проблема детского труда существует во всем мире: и в промышленно развитых странах и в развивающихся. Международный опыт показывает, что детский труд может нанести серьезный, иногда непоправимый вред психическому и физическому развитию ребенка.. В детский труд вовлекаются в основном дети из социально уязвимых групп населения. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-то дохода. Кроме того, эти дети имеют ограниченный доступ к образованию, здравоохранению, что в конечном итоге сказывается на их здоровье, социальной адаптации.

По данным независимых экспертов, сегодня в мире разнообразными формами труда охвачено 132 млн детей от 5 до 14 лет. Неслучайно Международная организация труда (МОН) учредила Всемирный день борьбы с детским трудом. К решению проблем эксплуатации детского труда сегодня привлечены работодатели, профсоюзы, НПО и другие институты гражданского общества. Казахстан не обходит стороной острые вопросы, а активно ищет их решение. Не остались в стороне и гимназисты.

Пять групп, состоящих из ребят 2 «В» класса, в интерактивном режиме изучали данную проблему. Каждая из них готовила страничку для Памятки детям о детском труде. Что значит труд, эксплуатация, что относится к наихудшим формам детского труда, кого относят к понятию «ребенок» - эти и другие понятия и их значения нашли свое отражение на первой страничке Памятки.

Вторая групп класса изучили основные международные и национальные документы в области охраны права детей на труд. Они выяснили, с какого возраста закон разрешает детям работать, какой должна быть оплата труда детей до 18 лет, какие виды работ им разрешено выполнять, в чем особенности труда и отдыха несовершеннолетних.

Третья группа занимались выяснением причин, вынуждающих детей трудиться, часто в ущерб учебе и тем, почему детский труд существует, несмотря на предпринимаемые государством меры.

Где применяется детский труд, в каких формах и вред, который он наносит физическому, психоэмоциональному состоянию детей, влияние ДТ на социальную адаптацию- круг вопросов, которым занимались четвертая группа.

Самым пожалуй сложным, было задание для последней группы. Нужно было взглянуть на детский труд глазами школы, семьи, самого ребенка и выдвинуть предложения по возможному решению проблемы. С чем они успешно справились.

Затем ребята познакомили класс и гостей с выполненным заданием, ответили на вопросы присутствующих.

На классном часу присутствовала заместитель директора по воспитательной работе Тумина О.Е.. Она подвела итоги встрече, поблагодарила ребят за активную работу.

Сценарий классного часа на тему

«Нет» эксплуатации детского труда!»

Задачи:

    Сформировать понятие « детский труд и его наихудшие формы»

    Развивать умения работы в команде, коллективного творческого труда, анализа первоисточника.

Ключевые понятия: детский труд, наихудшие формы детского труда, эксплуатация

Оборудование: литература, листы бумаги, маркеры, фломастеры, проектная доска, демострационные доски

1. Организационный момент. Введение в замысел.

А)Эмоциональный настрой на работу

Б) Беседа по вопросам:
- Труд. Это слово вы слышите с ранних лет. Что оно означает?

Когда и в связи с чем появился труд?

Эксперты выделяют понятие « детский труд » и « эксплуатация детского труда ». Что означают данные понятия?

В чем особенность детского труда?

Учитель: На сегодня согласно международной статистике более 132 млн детей от 5 до 14 лет охвачены разнообразными формами труда. (на проектной доске демонстрируются слайды, иллюстрирующие детский труд). Чаще всего детский труд используется в сельском хозяйстве и в мегаполисах, где не требуется квалифицированных специалистов. Причины использования детского труда различны. Отношение к данному явлению неоднозначно. Но все-таки развитые государства стремятся к искоренению такого явления, как детский труд.

В связи с этим Международная Организация Труда (МОТ) с 2002 года проводит Всемирный день борьбы с детским трудом. Его цель привлечение внимания к проблемам детского труда. К этому движению подключились представители правительств, организаций работодателей и профсоюзов, представители НПО и других институтов гражданского общества. А тема нашей встречи «Нет» эксплуатации детского труда ».(название кл. часа на проектной доске)

Работа будет строиться в группах. Каждой группе дано индивидуальное задание. Для работы на столах имеются тексты законов международных и РК, справочники, словари, СМИ. Ответ должен поместиться на листе бумаги. С выполненным заданием вы должны будете познакомить класс. В результате у нас должна получиться Памятка для детей и взрослых о детском труде (демонстрируются образцы). Я заготовила титульный лист, а вы наполните ее содержанием.(титульный лист демонстрируется на проектной доске)

Задание 1 группе

1.Найти в источниках и дать определения следующим терминам:

    Труд (Трудовой кодекс, стр 21)

    Детский труд (ксерокопия статьи о дтстр 1)

    Наихудшие формы детского труда (там же)

    Ребенок (Закон «О правах ребенка в РК». Ст1)

    Закон (энциклопедический словарь.Стр 451)

    Детская эксплуатация (энциклопедический словарь.Стр 1559 или « Детский труд » стр 406)

    МОТ (« Детский труд » стр 410)

    НПО (« Детский труд » стр 410)

    Права ребенка («Гражданственность», стр 70)

    Детский трафик(«Торговля людьми в современном мире, с 32)

2. Используя полученную информацию, оформите страницу «Тезаурус» для памятки

Участники групп отчитываются о выполнении заданий. Из листов с выполненными заданиями формируется Памятка.
Заключительное слово учителя : Проблема детского труда существует во всем мире. Детский труд, его наихудшие формы наносят непоправимый вред здоровью детей, их нравственному состоянию, психоэмоциональному развитию. На уровне государства ратифицированы международные документы, направленные на решение данной проблемы. На их основе построено национальное законодательство в искоренении детского труда. Решить эту проблему одномоментно и одними запретами невозможно. Необходимо, чтобы объединили свои усилия местные органы власти, неправительственные организации, департамент по защите прав детей, школы. Мы сегодня замечательно поработали и внесли свой вклад в эту работу, составив памятку «Нет» детскому труду!.

Литература:

1.Коституция РК

2. Закон РК «Оправах ребенка в РК»

3.Конвенция о правах ребенка

4Торговля людьми в современном мире, руководство для преподавателей школ. Вузов, Петропавловск, 2007

5.Ахметова Л, Баранова Д. Детский труд в Казахстане, Алматы. 2008

6. Ахметова Л, Ахметов С..Баранова Д. Наихудшие формы детского труда в РК, Алматы, 2008

7. Детский труд в табаководческой и хлопководческой отраслях сельского хозяйства Казахстана



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх