Протоиерей виталий ткачев: воскресная проповедь на тему евангельского чтения о воскрешении сына наинской вдовы. Когда больше нет надежды: О воскрешении сына вдовы

Сегодняшнее евангельское повествование, в котором для каждого человека так много утешения и надежды, ставит нас, однако, перед лицом того, как Господь требует, чтобы мы открывались воздействию Его благодати.

В Святой земле, в Палестине, есть небольшой город, который сейчас называется Наблус, а раньше, в древние времена, назывался Наин. Сам по себе он ничего не представляет - там сейчас постоянные столкновения между евреями и арабами. Но название его запечатлено в Евангелии и, как сейчас, так и тогда, с ним связана история скорби. Сейчас там вражда двух семитских народов, которой не видно и конца, а в древние времена с этим городом были связаны воспоминания о двух образах предельного человеческого горя - вдовства и потери своего ребёнка.

Господь, обходя многие города и селения Палестины, пришёл и в этот город. С Ним, как всегда, шло великое множество народа, потому что Он есть Жизнь. «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь», - говорит Господь. И когда эта процессия приблизилась к городским воротам, то оттуда навстречу выходила другая процессия - похоронная. Выносили мёртвого юношу - единственного сына матери, которая к тому же была вдовой. Когда-то она потеряла мужа, от которого имела единственного сына - её последнее утешение и поддержку в старости. Умирает муж, она остаётся вдовой, а теперь вот хоронит и своего дорогого сына. Никакими словами невозможно описать этого горя - скорбь её безутешна. И Евангелие говорит, что с ней шло много сочувствующего народа. И вот в городских воротах эти две процессии встречаются: впереди одной - Господь Иисус Христос, впереди другой - покойник. Впереди одной - Жизнь, впереди другой - смерть. И разве могли они разминуться? Даже если бы Христос был простым Учителем, то и тогда Ему надо было бы сказать этой бедной женщине несколько слов утешения. Но ей не нужны были эти слова утешения. Ей нужен был её единственный сын.

Мы знаем, что здесь, на земле, в этой временной жизни, сколько ни живи, а в конце концов всегда придётся умирать. «Прах ты и в прах возвратишься». Любая жизнь неизменно заканчивается смертью. И в Евангелии не сказано, чтобы плачущая мать о чём-то просила Господа. Да, она, поглощённая своим горем, вряд ли и видела кого-либо вокруг себя. Но Господь видел её страдания, и, подойдя к ней, сказал только: «Не плачь». И с тех пор эти слова являются для всех скорбящих по умершим христианам не только утешением и милосердием, но и каким-то твёрдым, неумолимым требованием: «Не плачь!» Впоследствии апостол Павел не только повторит, но и разъяснит эти слова, чтобы не убивались над покойниками «и не сетовали, как язычники, не имущие упования».

Женщина, очевидно, послушалась, подчинилась и отозвалась послушанием на это требование, ибо несшие покойника остановились. Господь прикоснулся к нему и сказал: «Юноша, тебе говорю, встань!» И мёртвый поднялся, сел, стал говорить; и отдал его Иисус матери его. «Тогда, - сказано в Писании, - всех объял страх, и славили Бога и говорили: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Не нужно и говорить, какая радость охватила скорбящую мать. Господь вернул ей сына. И все воочию увидели обратное - несмотря на то, что смерть всегда побеждает жизнь, здесь, у городских ворот, жизнь победила смерть, потому что в дело вмешался Начальник жизни.

Очень часто подобное бывает и с нами. Когда человека постигает горе и душу раздирают скорби, тогда перед его верой невидимо, но реально стоит Господь, и мы бросаемся к Нему со своей печалью и говорим: «Господи, помоги, Господи, утеши». И тогда Господь говорит каждому из нас: «Не плачь!» Не в том смысле, что Он требует от нас забыть своё горе, а в том смысле, чтобы своей верою в Него мы не унижали нашу надежду на жизнь вечную, но могли перерасти и себя и время, и вырасти в меру истинного человека, способного проникнуться любовью, ни чем не различающейся и к живым, и к усопшим, потому что только любовь и на земле вечна, и после смерти непоколебима. И она соединяет небо и землю, Бога и человека, время и вечность. Вот почему Господь ставит перед нами неумолимое требование веры: брось жалеть себя, перестань надрывать своё сердце, прекрати думать только о себе и упиваться своим горем - ибо жизнь продолжается и тогда, когда человек уходит в вечность. «У Бога нет мертвых, но все живы суть». И там, за порогом смерти, стоит Господь и приглашает покинувшего этот мир в Своё Царство. Недаром в Евангелии Спаситель так часто говорит: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше».

Поэтому вся земная жизнь нашего Спасителя и весь Его искупительный подвиг от Рождества до крестной смерти был всё тем же Божественным, всемогущим и наполненным любовью призывом к каждому человеку - «не плачь». Этот призыв касался и Божией Матери. Вот почему Церковь особым песнопением и восклицает: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе».

Поэтому в предельном отчаянии по покойникам есть нечто богохульное, ибо убивающийся над гробом человек как бы говорит: «Да будет воля моя, а Твоей, Божественной, я не принимаю». А это пресекает возможность взаимодействия с Богом. Ведь без воли Божией и волос с головы человека не падает. Значит, если мы хоть в какой-то малой степени можем называть себя верующими и хотим участвовать в грядущем воскресении мёртвых, дабы встретить воскресшими наших родных и близких - мы сейчас, расставаясь с ними на время, должны хоть в какой-то мере услышать и отреагировать на этот властный призыв «не плачь!», сказанный Господом для всех народов на все времена и над живыми, и над мёртвыми!

Многих людей называли спасителями человечества, но когда и кому из них приходило в голову спасать людей от смерти?

Много было в истории победителей, но кто из них победил смерть?

Много было на земле царей, называвших своими подданными миллионы людей, но кто из них и когда включал в число своих подданных мертвых наравне с живыми?

Никто — кроме Единого и ни с кем не сравнимого Господа нашего Иисуса Христа. Он не просто новый Человек, Он — новый мир, Он — Творец нового мира. Он равно вспахал и ниву живых, и ниву мертвых и посеял новое семя жизни. Мертвые для Него были как живые, живые — как мертвые. Смерть не являлась границей Его Царства. Он растоптал эту границу и распространил Царство Свое назад до Адама и Евы и вперед — до последнего рожденного на земле человека. И на жизнь, и на смерть человеческую Он смотрел иначе, чем когда бы то ни было кто бы то ни было из смертных людей. Он смотрел и видел, что жизнь не заканчивается со смертью тела, но что настоящая смерть умерщвляет некоторых людей и раньше их смерти телесной. Он видел многих живых во гробах и многих мертвых в живых телах.

Во время оно Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Сие было вскоре после чудесного исцеления слуги римского сотника в Капернауме. Спеша сделать как можно больше добра и этим показать дивный пример всем Своим верным, Господь отправился из Капернаума мимо горы Фавор. Тут, за сею горой и на склоне Ермона, и сегодня находится село Наин, когда-то бывшее городом, огражденным стенами. Господа сопровождала огромная толпа учеников и народа. Все они видели многочисленные чудеса Христовы в Капернауме, но все были полны желания видеть и слышать еще. Ибо ничего подобного чудесам Христовым до тех пор в Израиле не видели и не слышали, а речи Его были словно реки мёда и млека.

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Как только Господь с сопровождающими Его людьми достиг городских ворот, навстречу им из города вышли люди, сопровождавшие мёртвого. И так встретились Владыка и раб, Жизнодавец и смерть. Умерший был юн, как указывает слово юноша, с которым обратился к нему Христос, а также то, что Спаситель после воскрешения отдал его матери. Очевидно, мать умершего была из довольно богатого и знатного дома, о чем говорит многочисленность участников похоронной процессии: и много народа шло с нею из города.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

Он заглянул в душу её и прочитал все, что там было. Умер ее муж, и она почувствовала себя одинокой; теперь у нее умер и единственный сын, и она почувствовала себя совершенно одинокой. А где же Бог Живый? Разве может кто-нибудь быть одинок, находясь в присутствии Божием? И разве для истинного человека вообще может существовать друг более близкий, чем Бог? Разве Бог не ближе для нас, чем отец и мать, чем братья и сестры, чем сыновья и дочери? Он дает нам сродников, и Он отнимает их, но Он от нас не удаляется, и не стареет Его око над нами, и не меняется Его любовь к нам. Все удары смерти рассчитаны на то, чтобы мы как можно теснее прилепились к Богу своему, Богу Живому.

Не плачь, — утешает Господь скорбящую мать. Это говорит Тот, Кто не думает, как многие из нас, что душа умершего юноши сошла в могилу прежде тела, Тот, Кто знает, где находится душа умершего; вернее, Тот, Кто держит душу сию в Своей власти. И мы утешаем скорбящих теми же самыми словами: «Не плачь!» — хотя и наше сердце исполнено плача. Но мы чувствуем себя бессильными предложить скорбящим что-либо другое, кроме этих слов и своей жалости. Настолько сила смерти превзошла нашу силу, что мы копошимся в её тени, как насекомые; и, закапывая мертвеца в землю, мы всегда чувствуем, что закапываем в могильную тьму смерти часть себя самих.

И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. Услышало создание своего Творца и послушалось его заповеди. Та же Божественная сила, что изначально вдунула в прах земной дыхание жизни и из праха сотворила человека, действовала и теперь, оживляя мертвый прах, заставляя кровь течь и очи — видеть, уши — слышать, язык — говорить, кости и мясо — двигаться. Где бы ни была тогда душа умершего юноши, она услышала глас своего Начальника и мгновенно возвратилась в тело, чтобы вместе с телом выполнить Его приказание. Узнал подданный глас Царя своего — и откликнулся. Юноша поднялся и сел на одре, и стал говорить.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Христос, с легкостью воскрешавший других, воскресил и Самого Себя, и явил Себя на земле и на небесах как величайший Свет, Который тем сильнее разгорается и тем ярче светит, чем больше Его гасят. Этим Светом все мы живем, и дышим, и радуемся. И этот Свет светов еще раз, и скоро, явится земле и всем живым и мертвым. Сие произойдет, когда Господь наш Иисус Христос придёт, чтобы завершить человеческую историю, воскресить сущих во гробах и судить всем человеческим существам, жившим на земле, начиная с Адама и до конца времен. Тогда еще раз — и на этот раз в полной мере — сбудутся слова Спасителя: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Чудо воскресения сына вдовы из Наина и было сотворено сколь по милосердию к скорбящей матери, столь и для того, чтобы помочь нашей вере в последнее и всеобщее воскресение, чудо из чудес, правду превыше всякой правды и радость превыше всякой радости. Господу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай Сербский

О ВОСКРЕШЕНИИ СЫНА ВДОВЫ ИЗ НАИНА

(Евангелие от Луки 7:11–16)

В сегодняшнем евангельском чтении говорится о самом страшном, что только может случиться с каждым из нас - о смерти близкого нам человека. В городе Наин когда–то родилась девочка. Как и все, она росла с верой в возможное земное счастье. А когда стала взрослой, то однажды встретила того человека, с которым решила это счастье осуществить. Спустя некоторое время на свет появился плод их любви - сын. Наверное, это и есть простое человеческое счастье: встретить любимого человека, создать семью, устроить семейный очаг, родить ребенка. К сожалению, мы не всегда это понимаем, как в той пословице: «что имеем - не ценим, потеряем -плачем». И вот, в жизнь этой женщины вошло горе: умирает ее любимый человек - ее муж. В такой ситуации сложно что–то сказать человеку, потерявшему своего близкого. Еще труднее скорбящему услышать за своим горем многочисленные голоса сокрушающихся, плачущих, приносящих соболезнования. Все это - вне скорбящего человека. Все это из другого мира. Из мира живых… А вот здесь, в моем сердце, образовалась невосполнимая пустота. Не стало того, кого я любил и кем был любим…

Но остался еще ребенок. Ради него стоит жить. Ради его счастья стоит трудиться. В нем осталась частичка любимого человека. Надо жить дальше. Но наш мир - это страшное место, где с возрастом ничего хорошего человека уже не ждет. С каждым годом мы все больше и больше начинаем терять своих родных и друзей. С каждым годом нам становится жутко от пустоты и одиночества окружающих нас. У русского мыслителя Владимира Соловьева есть в одном из стихотворений следующие строки: «Смерть и время царят на земле». Именно «царят». Мы постепенно умираем, и умирают близкие нам люди. И мы не в силах отразить победу смерти над жизнью…

Но эту женщину постигла еще более ужасная вещь - смерть единственного сына. Наверное, страшнее всего для родителей -пережить своих детей. Умирает последняя ее надежда. У всех умирали родственники в этом городе, но эту вдову постигло двойное горе. И поэтому множество народа пришло разделить ее горе (Лук. 7:12).

И вот, у ворот города эту похоронную процессию встречает Христос. По евангельскому свидетельству «Христос сжалился над нею» (Лук. 7:14). Он обращается к вдове и говорит одну единственную фразу: «Не плачь» (Лук. 7:13). Как мало и как много в этой фразе Христовой для каждого из нас. Когда нас постигает горе, оно разрывает нашу душу, раздирает наше сердце. Но в такие страшные минуты перед нами всегда стоит невидимо Господь. Он также реально входит в нашу жизнь, как и тогда в городе Наин вошел в жизнь вдовы и ее сына. В такие минуты, если у нас есть на то силы, мы кидаемся к Нему с молитвой, кидаемся со своим горем и говорим: «Господи, помоги! Господи, верни моего любимого человека! Господи, утешь!» А Господь отвечает нам: «Не плачь». Через слова апостольские Он говорит нам: «не скорбите, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… мертвые во Христе воскреснут… утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:13–18).

Мне кажется, что митр. Антоний Сурожский раскрывает эту фразу Христову во всей ее полноте. Вот как он говорит об этих словах Христовых в одной из своих проповедей: «Не плачь! Христос не говорит нам «Удерживай свои слезы». Он не говорит нам «Показывай мужество, которого в тебе нет». Он говорит: «Разве ты не видишь Меня, не видишь вечность, разве ты не видишь, что усопший не умер, а уснул? Разве ты еще не понял, что эта любовь соединяет небо и землю, и что уже нет той непроходимой грани, которая была до того, как Божественная любовь обитала среди нас? Брось себя жалеть, брось думать только о себе, брось сосредотачиваться на своем горе, жизнь жительствует, жизнь бездонна, жизнь победоносна».

Когда умирает близкий нам человек, мы становимся взрослее, глубже, человечнее. В такие моменты хочется по особенному начать ценить жизнь и дорожить всеми, кто в ней есть, особенно теми, кто рядом с нами и пока еще жив. Да, главное, чтобы было здоровье и жизнь, все остальное такая чепуха, но только вот не обращать на эту чепуху внимание мы не в силах. И сегодняшнее евангелие учит нас ценить каждый миг жизни близкого нам человека. Ценить, потому что через мгновение все может измениться…

А потом Господь подошел к гробу и прикоснулся к нему. Процессия остановилась. Никто не понял что сейчас происходит… Все были погружены в свое горе. А между тем, Жизнь преградила дорогу смерти… Как это дивно! У городских ворот смерть встречается с Жизнью, Жизнью нестареющей. Жизнью Вечной. И смерть оказывается побежденной этой Жизнью. У священника Александра Ельчанинова в «Записях» есть такая мысль: «Бог создал жизнь. Дьявол победил ее смертью. Бог отразил победу смерти Воскресением». Вот миниатюра великой борьбы между добром и злом в трех образах. И в сегодняшнем евангельском чтении мы видим завершающий, победоносный аккорд вечной жизни. Последнее слово оказывается не за смертью, а за Жизнью.

Христос говорит простые слова: «Юноша! тебе говорю, встань» (Лук. 7:14). Когда читаешь эти строки, как–то не по себе становится. А затем, после слов Христовых, все происходило как будто во сне: «мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лук. 7:15). Как страшно читать эти строки нам, и как страшно стало тем, кто оказался тогда у ворот города Наина: «всех людей объял страх» (Лук. 7:16). Мертвый воскрес. Жизнь вернулась и упразднила смерть. Вначале я приводил строки из стихотворения Владимира Соловьева, сейчас мне хочется прочесть их завершение: «смерть и время царят на земле, ты владыками их не зови». С того времени, как Христос воскрес, смерти нет! Христос изменил привычное течение нашей земной временной бессмысленности. Он остановил движение жизни в никуда. Он упразднил смерть.

Христос пришел на землю спасти человека не только от греха, но и от одиночества. В Евангелии сказано, что Господь «отдал сына матери его» (Лук. 7:15). И в этом надежда для нас, потерявших детей, родителей, друзей, мужей и жен. Однажды Христос подойдет к нам и скажет: «Не плачь. Прими обратно к себе своего мужа, жену, ребенка, отца или мать. Встречай их, ибо смерть уже не имеет над ними никакой силы. Смерть не властна над Жизнью. Я возвращаю тебе любимого и дорогого, который заполнит пустоту в твоем сердце. Я лишаю тебя одиночества и скорби. Ты, человек, создан для того, чтобы жить»…

Господь уже одержал победу над смертью. Он сейчас дарует жизнь не временную, а вечную. И хотя мы еще видим смерть наших родных и близких, и хотя мы чувствуем приближение собственной смерти - в нашем мире уже занимается свет Вечности. В наш мир уже вошло Воскресение, вошла Жизнь. По слову апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). И именно этой вестью, вестью о жизни, вестью о воскресении, мы с вами призваны делиться с окружающими нас людьми. «Не плачь» - это наша проповедь тем, кто теряет самое главное и самых дорогих в своей жизни. Аминь.

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Воскрешение сына вдовы. Евангелие от Луки 7:11-17 После сего Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Воскрешение сына вдовы наинской Спаситель из Капернаума шел в город, называемый Наин. За Ним по обыкновению шли Его ученики и много народа. У самых ворот города Наина они встретили людей, которые выносили умершего юношу. Мать умершего шла тут же и горько плакала: она была

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Воскрешение сына Наинской вдовы Однажды Иисус Христос шел из Капернаума в город Наин. За Ним следовали ученики и множество народа. Когда Он подходил к городским воротам, в это время из них выносили умершего юношу, единственного сына одной наинской вдовы. Несчастная

Из книги Проповеди. Том 1. автора

Воскрешение сына вдовы Наинской Лк. 7, 11–17 Из Капернаума Господь Иисус Христос предпринял хождение по городам и селениям Галилеи с проповедью и, провидя нуждающееся в утешении Его сердце бедной вдовы, лишившейся единственного сына, в сопровождении учеников и множества

Из книги Иллюстрированная Библия автора

НЕДЕЛЯ 20. О ВОСКРЕШЕНИИ СЫНА НАИНСКОЙ ВДОВЫ. Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Воскрешение сына вдовы. 3 Царств 17:17-24 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Воскрешение сына вдовы в Наине 11 Вскоре после того Иисус в сопровождении Своих учеников и большой толпы народа отправился в город, называемый Наин. 12 В то время, когда Он подходил к городским воротам, из города выносили покойника, единственного сына у матери - вдовы, и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Воскрешение сына вдовы 17 Через некоторое время сын той женщины, хозяйки дома, заболел. Ему становилось всё хуже и хуже и, наконец, он перестал дышать. 18 Тогда она сказала Ильясу:- Что у тебя против меня, человек Всевышнего? Ты пришёл, чтобы напомнить мне о моём грехе и убить

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Воскрешение сына вдовы 11 Вскоре после этого Иса пошёл в город, называемый Наин, с Ним были Его ученики и много других людей. 12 Когда Он подходил к воротам города, из них выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой. Вместе с ней из города выходила большая

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Воскрешение сына вдовы 17 Через некоторое время сын той женщины, хозяйки дома, заболел. Ему становилось все хуже и хуже, и наконец он перестал дышать. 18 Тогда она сказала Илии:- Что у тебя против меня, человек Божий? Ты пришел, чтобы напомнить мне о моем грехе и убить моего

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Иисус воскрешает сына вдовы 11 Вскоре после этого Иисус пошел в город, называемый Наин, с Ним были Его ученики и много других людей. 12 Когда Он подходил к воротам города, из них выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой. Вместе с ней из города выходила

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Воскрешение сына вдовы наинской Однажды Иисус Христос пошел в город Наин. С Ним шли ученики Его.Около городских ворот Господь встретил погребальное шествие. Хоронили единственного сына вдовы, и из города шло много народа.Увидев плачущую мать, Иисус Христос сжалился над

Из книги автора

Из книги автора

Воскрешение из мёртвых сына вдовы Как-то шёл Иисус Христос со своими учениками по дороге, и встретилась им траурная процессия.Мужчины в чёрных одеждах несли гроб с телом молодого человека. Следом за гробом люди вели плачущую женщину. Она не могла даже идти сама. Умер её

Из книги автора

Неделя 20. О воскрешении сына Наинской вдовы Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже,
когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут…

Мы слышим об исцелении сына Наинской вдовы. У врат города Наин, расположенного неподалеку от города Капернаума, Господь, идя со множеством народа, всегда сопровождающего Его, встречает другой людской поток — похоронную процессию. Он видит женщину, которая пребывает в страшном горе, потому что недавно она потеряла своего мужа, а теперь хоронит единственного сына.

Воистину, беда не приходит одна. И Господь часто дает нам узнать всю глубину горя, которое предстоит вкусить каждому человеку. Эта женщина надеялась, что ее единственный сын, когда вырастет, будет опорой в ее жизни и старости. И вот, как тростник надломленный, он лежит.

Разве кто-нибудь может сказать, что у него все будет по-другому? Разве есть хоть один человек, который мог бы сказать, что жизнь его не прервется в самом расцвете сил? Разве есть хоть один человек, который мог бы сказать, что Господь внезапно не посетит его самым большим горем?

Бог, ставший человеком, показывает нам, что такое человек, какую доброту и сострадание к чужому горю он должен иметь. Это сострадание исходит из Его естества. Ему никто не рассказал о том, что происходит у городских ворот города Наин. Видя горе этой женщины, Он подходит к ней, касается гроба и тела умершего юноши. И говорит женщине одно только слово: «Не плачь» .

Он говорит это слово так, как Он говорит следующие за ним слова: «Юноша, тебе говорю, встань» . Как власть имеющий, говорит Он: «Не плачь» — не как книжники и фарисеи. Не как мы, которые всё можем знать об истинной вере и о том, что нужно утешать других людей, но не имеющие силы сказать другому человеку «не плачь», так чтобы это было утешением для него.

Эта власть Господа над смертью исходит из глубины любви, которую Он имеет к каждому человеку . Это и есть жизнь, которая побеждает смерть — то есть та благодать, то благоухание, тот живительный «запах на жизнь», который Он принес для всех людей. Чтобы каждая душа стала чистым благоуханием для Господа — для вечной, райской, цветущей, Божественной, истинной жизни.

Мы призываемся быть участниками этой жизни. И мы должны исповедать перед Господом своё духовное бессилие в сегодняшнем мире, который так нуждается в нашем утешении . В мире, который отличается такой жестокостью, что, по слову преподобного Серафима Саровского, в сердцах человеческих остается только диавольский холод и окамененное нечувствие, которые действительно как гробовой камень по отношению к правде жизни, к истине, и к горю другого человека.

В одной заметке в газете, среди каждодневного потока убийств, преступлений и несчастных случаев, рассказывается о том, как веселилась молодежь на так называемой дискотеке, и в разгар этого веселья и плясок один юноша замертво упал, потому что у него отказало сердце. И что же вы думаете, остановилось эта дискотека? Ничего подобного. Наступило короткое замешательство, юношу оттащили в сторону, и с новой силой грянуло веселье до самого утра. Вот картина нашей сегодняшней жизни: кто-то плачет над телом умершего, а за стеною пьянка и скотские вопли. Не потому что эти люди не знают о горе другого (такое тоже может быть), а потому, что знают, и всё равно заняты своим.

Что представляет сегодняшняя картина нашей российской жизни? Говорят: пир во время чумы. Когда пируют какие-то безумные «новые русские», в то время как смерть косит всех подряд, вымирает народ.

Раньше на Руси был такой обычай: если кто-нибудь умирал в деревне, то, естественно, всякое веселье считалось неприличным. Это было оскорблением умершего человека и горя его близких. Все, так или иначе, принимали участие в этом горе. В сегодняшнем Евангелии мы видим, как народ всего города Наина идёт вместе с несчастной вдовой. Может быть, она занимала какое-то особое почетное место в городе. Или просто люди не развратились еще до такого бесчувствия, чтобы не воспринимать уже чужую смерть.

Чтобы научиться милосердию, мы должны ставить себя перед лицом смерти, потому что, как известно, мудрец отличается от глупца тем, что видит всё до конца, перед лицом той реальности, которая ожидает каждого человека . Господь посещает нас не только какими-то отдельными скорбями, но и смертью наших близких, для того чтобы мы увидели, что такое человеческая жизнь.

Церковь мудро установила: не сразу предавать земле тело умершего, а на третий день — во образ Воскресения Христова — ради тайны того, что совершается с душой человека в первые три дня после того, как она отходит от тела. Но и ради того, чтобы мы увидели через смерть самого дорогого человека, что такое человеческая жизнь. Чтобы ночью мы молились над этим бездыханным телом и размышляли о том, что такое жизнь и смерть, и что предстоит нам. Мы должны обрести способность сказать неложные слова утешения другим людям, которых посещает такое же горе. «Не хочу же оставить вас, братия , — говорит нам Апостол, —в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4, 13).

Мы должны увидеть в смерти другого человека то, что Христос видит в смерти сына вдовы Наинской. Или когда Он говорит плачущей толпе: «Девица не умерла, но спит» (Мф. 9, 24), и все смеются над Ним, потому что знают, что она умерла — но Господь смерть называет сном. И подобно тому, как мы не пугаемся, когда видим спящего человека, потому что знаем, что он проснется снова, так и не должны мы безмерно ужасаться, видя умершего человека, потому что смерть — это только сон .

Успением называем мы кончину Божией Матери и всякого человека, чья смерть в Господе. Один святитель сказал: «Каждый день, просыпаясь, мы должны восклицать «Воскресение Христово видевше», потому что, воистину, сон — это смерть, это образ смерти, а смерть — это долгий сон». Когда мы отходим ко сну, мы произносим слова, силу которых мы должны узнать в последний день: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Это повторяется каждый день, и каждый день есть как бы образ всей нашей жизни. Снова и снова Господь даёт нам начать сначала, чтобы мы стали людьми, способными воспринимать чужое горе, страдание и смерть, так же как воспринимает это Он Сам .

Мы не можем ничем утешить другого человека, кроме как Христом Богом — Христовым утешением. Никто не может помочь другому человеку ничем, как только большей верой и подлинной любовью.

Где берется любовь? Конечно, у Христа. И мы должны ей научиться. Как Он возлюбил нас, так и мы должны любить братьев наших. В том явилась любовь Божия, что Он жизнь Свою полагает за нас. Так же и мы, говорит Апостол, должны жизнь свою полагать за близких своих.«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные ! — говорит апостол Иоанн, — если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 9-11). Вся жизнь наша должна быть отдачей другим и научением этой тайне.

Есть ли среди нас хоть кто-нибудь один добрый человек? Или хоть один святой человек? Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Добрый человек — это тот, кто не боится смерти, а святой человек — это тот, кто желает смерти». Кто вместе с апостолом Павлом может сказать: «Смерть для меня приобретение»?

Мы должны идти тем путем, которым прошел впереди нас Сам Спаситель. Воскрешение одного человека не есть какой-то исключительный случай, который выходит из ряда всего, что происходит в мире. Мы знаем, что Сам Господь принял смерть и приобщился таким образом страданию и смерти каждого человека без исключения. В Его Воскресении открывается первый луч зари того пасхального дня, которому не будет конца — когда Бог жизнью Христовой воссияет для всех нас.

Только будем помнить о единственном уроке, который предлагает нам сегодня Господь — о тайне тех слов, которые мы слышим за церковным богослужением: какова милость Божия, такова и крепость Его . Это относится к силе Его Воскресения. И насколько мы научаемся тайне милосердия, настолько мы приобщаемся победе Божией ради собственного спасения и ради спасения всех .

И ещё одна грань слова Господня, обращенных к наинской вдове: «не плачь»!.. Вроде бы, ну верни сына, и плач сам претворится в радость. Но Господь, ранее сказавший «блаженны плачущие» (Мф.5:4), теперь сказал так — потому что «естественные», «природные» люди, которых Господь называет «язычниками», и плачут и радуются не так, как Божьи люди. Вдова лишилась сына, и – неутешно плачет. А вот, что рассказывает Писание о царе и пророке Давиде. Когда у него заболел ребе-нок, то «молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и уединившись», лежал на земле.

«На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего; как же скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое. И увидел Давид, что слуги его перешептыва-ются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали Давиду: умерло. Тогда Давид встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. И сказали ему слуги: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а ког-да дитя умерло, ты встал и ел хлеб»? Но на самом деле – как все просто: «доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умер-ло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне». (2 Цар.12:16-23).

Секрет в том, что Давид знает, что есть Бог. А кто этого не знает, тот в оцепенении, с ужа-сом глядит в разинутую пасть смерти. Когда же ее челюсти смыкаются над кем-то из ближних, – предается безмерной печали. И в этом отчаянии есть нечто богохульное. Человек вопит: да будет воля моя! не принимаю Твоей
воли!.. А это пресекает возможность дальней -шего взаимодействия с Богом. Господь же и от свидетелей других воскрешений требовал веры.

И Иаиру говорил: «не бойся, только веруй»! И – Марфе, перед воскрешением Лазаря: «не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию» (Ин.11:40)? Так что если мы хотим участвовать в грядущем воскресении мертвых и принять воскресшими наших родных и близких, то расставаясь с ними на время, мы должны хоть в какой-то мере услышать это властное «не плачь», сказанное нашим Господом Иисусом Христом, владычествующим над живыми и
мертвыми.

Чудо воскрешения сына вдовы из Наина и было сотворено сколь по милосердию к скорбящей матери, столь и для того, чтобы помочь нашей вере в последнее и всеобщее воскресение , чудо из чудес, правду превыше всякой правды и радость превыше всякой радости. Господу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Неделя 20 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда умирает старик, когда “уходит в путь всея земли” человек поживший, ужас, и горечь и тоска близких как-то смягчаются сознанием полноты, исполненности жизненного замысла, и, как ни бессмысленна, как ни противоестественна смерть вообще, всё же успение после долголетних жизненных трудов так похоже на сон, на отдых после долгого и трудного дня, что душа не протестует, не скорбит безумно, а почти смиряется, почти благословляет это блаженное успение.

Не то, когда вихрь смерти сметает жизнь, едва начавшуюся, жизнь, цветущую всем обаянием юности, жизнь, столько ещё обещающую. Об этом сегодняшнее Евангелие. Об этом бесконечном и безнадёжном отчаянии матери, у которой отнят смертью сын – единственный близкий ей человек, вся её надежда, вся её радость. Христианину понятно, почему Христос оказывается рядом с безутешной вдовой, – а где же Ему ещё быть? Ведь это Он, пришедший успокоить всякую скорбящую душу, утешить всякое мятущееся сердце, утереть всякую слезу, это Он Сам сказал всем нам: “Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я упокою вас!”

В этом смысле чудо в маленьком галилейском городке Наине у нас, современных читателей Нового Завета, почти не вызывает изумления: так и надлежит быть! Как же по-другому? Другая мысль тревожит нам душу: “Господи, где же Ты, когда у меня умирает сын?” Разве мало ныне матерей оплакивают своих единственных детей, погибших в войнах, в катастрофах? Разве мало наших юношей погибает от рук убийц, разве мало их становится жертвами тяжких неисцельных болезней? И разве мало матерей убиваются и стенают над безмолвными гробами своих, таких юных, только начавших жить детей? Где Ты, Господи, почему Ты не приходишь в этот город, к этому гробу, почему вновь не звучат Твои слова: “Юноша! тебе говорю, встань”?

А если сын жив телесно, пока ещё жив, но уже на глазах матери разлагается его душа и тело, сражённые пагубными страстями: блудом, алкоголизмом, наркотиками? Если он ещё жив, но тень смерти уже коснулась его юного лица, разве тогда несчастная мать не рыдает так же безутешно, разве сердце её не обливается кровью, разве она не задаёт Богу всё тот же вопрос: “Где же Ты, Господи, почему Ты оставил нас?”

И вкрадывается в душу страшная мысль: “Бог нас не слышит, Он не поможет нам!” Нет ничего наивнее, чем пытаться какими-то жалкими человеческими догадками ответить на вопрос: “За что? Почему именно мой ребёнок умер?” Есть то, что Церковь называет Судьбы Божии, есть тайна бытия и тайна смерти, которые человек сможет постичь только там, в блаженной вечности, в Царстве Божьем. Но здесь и сейчас мы уже многое знаем, о многом догадываемся.

Мы знаем, что смерти нет, что человек живёт вечно, что жизнь Будущего Века – это то, к чему мы предназначены Всеблагим Промыслом Божьим. Мы знаем также и то, что ни одна слеза, ни одна молитва не может быть напрасна, что Бог всё видит и всё знает о каждом из нас. И мы знаем также, что Он любит и жалеет и праведника, и грешника. И вот эта вечная жизнь, которой наградил нас, грешных, Господь, она уже началась, она уже здесь, она уже совершается. И в эту вечную жизнь входят и наши слёзы, и наши молитвы, и наша любовь, но и наши грехи, наше отчаяние, наше неверие. Неверие, которое нашёптывает нам слова диавола: “Всё кончено, он умер, и никогда больше не будет жить...”

Это – ложь! Это неправда! Это навет диавольский. И живёт и будет жить, потому что бытие неуничтожимо, потому что Церковь молится об умерших, и эта молитва об умерших, эта страстная просьба о Вечной Жизни для них не может быть бессмысленна, не может быть напрасна!

Только не унывайте, матери, что бы ни случилось с вашими детьми! Только не оставляйте молитву о них. И неважно – умерли они или еще живы, а грех и безволие, страсти и соблазны мира сего толкают их в сень смертную. Не думайте, матери, что вы ничего не можете сделать, не допускайте даже мысли о том, что мы с вами живём в Королёве, а не в Наине, и Господь не придёт нас утешить и воскресить нашего умершего или умирающего сына. Помните, что молитва материнская из ада выводит! Но только тогда, когда эта молитва становится вашим главным, самым существенным делом. Ничего не потеряно, ничего не утрачено безвозвратно, даже когда дети наши, радость и надежда наша, смежают свои светлые очи в смертном сне. Обетования Божии непреложны, и к каждому из нас обращены властные и ласковые слова нашего Спасителя, Господа нашего, Который сжалился над нами и над нашими детьми. Как и бедной вдове Наинской, каждому из нас Господь говорит: “Не плачь!” Аминь.

говорит: «Не плачь!» Аминь.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх