Санитарная охрана водоисточников от загрязнения. Санитарная охрана водоисточников. Обработка и утилизация осадков водоочистных станций
Пресная вода является возобновляемым, но ограниченным и уязвимым для загрязнения природным ресурсом. Поэтому ее источники для питьевого водоснабжения в РФ охраняются как основа жизнедеятельности и безопасности народов, ею пользующихся. В будущем пресная вода будет самым ходким и прибыльным товаром для нашей страны, особенно из рек Сибири. Использование вод в РФ регулируется Водным Кодексом РФ (1995), в частности ст.3 определяет права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду.
Охрана источников водоснабжения обеспечивается в соответствии с Санитарными правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (2001). Они требуют: 1) создания санитарных охранных зон и 2) охрану поверхностных вод от загрязнения сточными водами.
Зона санитарной охраны – это специально выделенная территория, связанная с источником водоснабжения и водозабором. Зачем нужны зоны санитарной охраны? Каждый водоем – это сложная живая система, где обитают растения и микроорганизмы, которые постоянно размножаются и отмирают, что обеспечивает самоочищение водоема. Значит, зоны нужны для его самоочищения. Кроме того, зоны нужны для ограничения попадания в водоемы загрязнений. Для разных водоисточников организуются разные зоны: для поверхностных (рек, озер) – 3 пояса, для артскважин - 2 и для колодцев – 1 пояс.
Первый пояс – зона строго режима –непосредственно защищает место водозабора и территорию от загрязнения и посторонних людей. На земле – это забор с колючей проволокой и строгим режимом охраны. На проточном водоеме – реке – такая же ограда и охрана на 200м по течению вверх и на 100 м – вниз. Для непроточных водоемов - небольших озер – вся территория озера. Для артскважин – ограда в радиусе 50 мдля безнапорных и 30м – для напорных. На территорию 1-го пояса не допускаются посторонние, не разрешается проживание, строительство, купание, рыбная ловля, катание на лодках. Территория его благоустроена и асфальтирована.
Второй пояс – зона ограничений – охватывает всю территорию, которая может влиять на качество воды в месте водозабора. Он определяется расчетным способом для каждого водоема – с учетом времени пробега воды от границ пояса до места водозабора. Для реки – на пространство, которое она проходит за 3-5 суток. Для крупных рек это вверх - 20-30 км, средних 30-60 км, а для малых охватывает ее всю до истоков. Вниз по течению – не менее 250 м по реке и 1000 м по берегу. Для непроточных водоемов – радиус 3-5 км. Для артскважин – 200-9000 суток пробега – это время, в течение которого проникшие микробы погибают. Во 2 поясе ограничивается всякая производственная и хозяйственная деятельность, ограничивается сток сточных вод, массовые купания, промышленное рыболовство.
Третий пояс – зона санитарных ограничений. Применяетсядля открытых водоемов: в нем запрещается разработка полезных ископаемых, размещение кладбищ и животноводческих ферм.
Контроль за качеством питьевой воды осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). Этим законом введен санитарно-эпидемиологический мониторинг: автоматическое слежение за качеством питьевой воды.
К сведению: В Москве автоматическая оценка качества питьевой воды осуществляется одновременно по 180 показателям лабораториями Мосводоканала, ГУП «Мосводосток», ЦГСЭН. и российско-французским аналитическим центром «Роса» по всему движению воды от источников до кранов потребителей: в 90 точках на источниках водоснабжения, в 170 точках на водопроводных станциях и в 150 на распределительной сети. Ежесуточно выполняется до 4000 физико-химических, 400 микробиологических и 300 гидробиологических анализов воды.
В современных сельских населенных пунктах, снабженных водопроводом и канализацией, используется централизованное водоснабжение. Оценка воды при этом производится в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.
Однако в большинстве случаев в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, особенно при освоении новых земель, используют воду из местных источников водоснабжения.
К источникам нецентрализованного водоснабжения относят подземные и поверхностные (реки, озера) источники водоснабже ния, обеспечивающие питьевые и хозяйственные нужды жителей населенных мест при помощи водозаборных устройств без разводящей сети. Это шахтные и трубные колодцы, каптажи родников и др. Санитарно-эпидемиологическая оценка таких местных не централизованных источников не может производиться по СанПиН 2.1.4.1074-01, так как она не подвергается тем мето дам обработки, которые применяются на водопроводных станци ях и являются обязательными для водопроводной воды.
Водозаборные сооружения (шахтные колодцы, родники) чаще всего используют грунтовые воды на первом водоупорном слое. Как правило, они залегают на небольшой глубине и практически не защищены от возможного загрязнения, что делает их ненадежными с точки зрения эпидемиологической опасности и химической безвредности. Качество воды таких источников по органолептическим и микробиологическим показателям, а также по химическому составу подвержено существенным колебаниям.
Для санитарно-гигиенической оценки качества воды источников нецентрализованного водоснабжения предложены показатели, изложенные в СанПиН 2.1.4.1175-01 "Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников". В соответствии с данным документом вода местных источников водоснабжения по составу и свойствам должна соответствовать следующим нормативам:
Запах - не более 2-3 баллов;
Привкус - не более 2-3 баллов;
Цветность - не более 30°;
Прозрачность - не менее 30 см по шрифту;
Мутность - не более 2 мг/л;
Нитраты (NO3) - не более 45 мг/л;
Коли-индекс - не более 10.
Особое внимание в воде источника нецентрализованного водоснабжения следует обращать на азотсодержащие вещества.
Мероприятия по охране водоисточников
В нашей стране уделяется большое внимание охране водоисточников от загрязнения. Все эти мероприятия осуществляются санитарными органами совместно с ведомственными организациями на основании законодательных документов. В каждом конкретном случае учитываются местные условия и вид водоисточника.
Важнейшими документами, направленными на охрану водоемов от загрязнения, являются принятый федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (№ 52-ФЗ) и закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 г., в которых определены основные мероприятия по охране источников водоснабжения.
Особое внимание санитарная служба уделяет охране непосредственно источников водоснабжения. С целью охраны от загрязнений источников централизованного водоснабжения, а также всех водопроводных сооружений и окружающих территорий Санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.027-95) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" определены зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Эти зоны устанавливаются на всех водопроводах вне зависимости от их ведомственной принадлежности, что дает возможность сохранить санитарно-эпидемиологическую надежность водоисточника. На территории зон предусмотрен специальный режим и проводятся комплексные мероприятия, исключающие возможность микробного и химического загрязнения и ухудшения качества воды, подаваемой населению.
Санитарным законодательством предусматривается организация трех зон (поясов) санитарной охраны. Границы зон санитарной охраны и комплекс санитарных мероприятий, которые должны проводиться в их пределах, определяются в зависимости от вида водоисточников (поверхностные или подземные), степени их естественной защищенности и возможности загрязнения, особенностей санитарного состояния, гидрогеологической характеристики.
Первый пояс (зона строгого режима) включает территорию расположения водозаборов и территорию, на которой расположены головные сооружения водопровода: насосные станции, водоочистные сооружения, резервуары чистой воды. Эта территория ограждается и охраняется. Доступ посторонним лицам в нее запрещен. Воспрещено проживание на территории зоны и содержание животных (кошек, собак и др.). Вся территория должна быть озеленена, канализована с хорошим отводом атмосферных осадков с территории зоны ниже места забора воды.
В пределах 1 -го пояса воспрещается пользование водоемом для катания на лодках, купания, стирки белья, рыбной ловля, забора льда, водопоя скота и т.п.).
Для персонала обязательны периодические медицинские осмотры, обследование на бациллоносительство, строгое соблюдение правил личной гигиены и санитарные знания в соответствии с объемом выполняемой работы.
Второй и третий пояс (зона ограничения) включает террито рию, предназначенную для охраны от загрязнения источников водоснабжения (источник водоснабжения и бассейн его пита ния).
Основные мероприятия по 2-му и 3-му поясам зон санитарной охраны - выявление объектов, загрязняющих водоем и строительство сооружений по очистке и обеззараживанию сточных вод.
В пределах второго пояса запрещается или ограничивается спуск сточных вод, которые могут ухудшить качество воды в реке, не разрешается использование водоема для спортивных целей, купания, стирки белья, водопоя скота и т. д. В зоне ограничений строительство животноводческих ферм, инфекционных больниц и других объектов, отбросы которых могут загрязнить водоем, разрешается лишь при условиях, гарантирующих источник водоснабжения от неблагоприятного воздействия. Здесь должны строго проводиться все мероприятия по санитарному благоустройству населенных мест (устройство непроницаемых выгребов, ликвидация свалок и др.). На 10- 15 км выше места забора воды в 100 - 200 м прибрежной полосы запрещено удобрение пахотных земель навозом или ядохимикатами.
Массовое купание людей, водопой скота, стирка белья и др. разрешаются только в местах, устанавливаемых санитарными органами.
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДОИСТОЧНИКОВ - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и снижение загрязнений источников водоснабжения сточными водами населенных мест и промышленных предприятий. В СССР санитарное законодательство и ряд специальных постановлений строго регламентируют спуск сточных вод в водоемы, служащие источниками водоснабжения населенных пунктов. В частности, предусматривается предварительная бытовых сточных вод, а также очистка и обезвреживание промышленных сбросов. Особое внимание обращается на санитарную очистку воды на участках, из которых производится забор воды. На каждом действующем водопроводе, а также при проектировании новых водопроводов, на территории, прилегающей к участкам забора воды, устанавливается зона санитарной охраны, которая разделяется на три смежных пояса: пояс строгого режима, пояс ограничений и пояс наблюдений. В поясе строгого режима (участок расположения водопроводных сооружений) запрещается проживание людей и строительство, не связанное с работой водопровода; доступ посторонних лиц на территорию этого пояса не допускается. Во втором поясе, включающем территорию, окружающую участок водоема и его притоки вблизи забора воды, осуществляются все мероприятия по предупреждению загрязнения территории и исключаются возможности проникновения загрязнений в водоем; новое строительство здесь может быть допущено только с особого разрешения органов Государственной санитарной инспекции. В третьем поясе разрешается новое строительство, за исключением промышленных предприятий, сбрасывающих стоки с определенными видами вредностей. Здесь проводится систематическое наблюдение за санитарным и эпидемиологическим состоянием населенных пунктов и инфекционной заболеваемостью. Проводимые на водопроводах очистка и обеззараживание воды входят в общий комплекс мероприятия для получения доброкачественной воды.
Проблема защиты природных вод в большинстве случаев связана с предупреждением их загрязнения сточными водами коммунальных и промышленных предприятий.
По существующим положениям независимо от результатов анализа воды к использованию допускаются только такие водные источники, которые могут быть обеспечены или уже имеют зону санитарной охраны (ЗСО).
Под ЗСО понимается территория вокруг источников водоснабжения и водопроводных сооружений, на которой соблюдается специально установленный режим. Цель таких зон состоит в том, чтобы обеспечить охрану водоисточников, водопроводных сооружений и окружающей их территории от загрязнения.
Необходимо создавать ЗСО в первую очередь около поверхностных водоисточников, которые легкодоступны загрязнению, и в районах подземных водоисточников, так как при отсутствии ЗСО они также могут подвергаться загрязнению.
ЗСО для водопроводов, в которые вода поступает из открытых водоемов, состоит из трех поясов: строгого режима, ограничений и наблюдений.
Пояс строгого режима охватывает территорию, в которой находится источник водоснабжения и расположены водозаборные и водопроводные сооружения. В этом поясе запрещены проживание и временное нахождение лиц, не работающих на водопроводных сооружениях, а также строительство, за исключением объектов, связанных с техническими нуждами водопровода. Площадь пояса строгого режима при использовании подземных источников составляет до 1 га, при радиусе не менее 50 м вокруг места водозабора. При использовании межпластовых вод, которые лучше защищены, территория пояса может быть ограничена до 0,25 га.
Пояс ограничений - это территория, непосредственно окружающая источник водоснабжения. Запрещается использовать ее для хозяйственных нужд (пасти скот и т. д.). На реках средней величины эта зона распространяется на 30-60 км, а на малых - охватывает вверх по течению - десятки километров, вниз - несколько сот метров.
Пояс наблюдений охватывает территорию, смежную с территорией второго пояса. Здесь органы санитарной службы ведут учет водных инфекций и проводят мероприятия по предупреждению распространения инфекционных болезней через воду. На средних реках эта зона охватывает весь бассейн питания водоема, а на крупных - зависит от местных условий.
Размеры ЗСО поверхностных водоисточников и головных сооружений водопровода устанавливают в каждом отдельном случае с учетом условий по согласованию с органами санитарной службы и требований строительных норм и правил.
В Основах водного законодательства Союза ССР и союзных республик определены принципиальные положения о порядке использования и охраны рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, находящихся на территории нашей страны.
Исключительно важное значение для рационального, комплексного использования водных ресурсов, охраны вод от загрязнений, засорений и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод имеет государственный контроль. Задача государственного контроля состоит в обеспечении соблюдения всеми министерствами, ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленного порядка пользования водами, выполнения обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил учета вод, а также иных правил, установленных законодательством.