Собственники и владельцы земельных участков, которые добывают общераспространенные полезные ископаемые на принадлежащих им земельных участках для своих нужд. Недропользователь (Subsoil user) - это Собственники и владельцы земельных участков, которые добыв

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Субъект и объект налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговая база и порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Расчет налоговой ставки. Разрешение спорных ситуаций, возникающих при применении законодательства по НДПИ.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Право пользования недрами как разновидность права природопользования. Государственный фонд недр. Месторождения полезных ископаемых. Техногенные месторождения полезных ископаемых. Субъекты и объекты права пользования недрами. Размер горного отвода.

    реферат , добавлен 24.02.2009

    Обязанности предприятий по охране животного мира, предусмотренные законодательством. Порядок оценки и возмещения нанесенного вреда. Особенности предоставления недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Лесное законодательство.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Понятие ликвидации предприятия и ее правовые последствия. Основания и порядок ликвидации юридических лиц. Завершение всех расчетов с кредиторами. Особенности ликвидации юридического лица при банкротстве. Принятие решения о конкурсном производстве.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2013

    Классификация видов недроиспользования: геологическое изучение; добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация подземных сооружений; сбор минералогических, палеонтологических материалов. Мероприятия по правовой охране недр в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 08.05.2012

    Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ. Права и обязанности их акционеров. Защита прав и интересов акционеров согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Процедура ликвидации акционерного общества.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2014

    Правовой порядок использования недр владельцами земельных участков, оформление лицензии. Вознаграждение за выявление месторождений полезных ископаемых. Ответственность за нарушение лесного законодательства и режима особо охраняемых природных территорий.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2011

Для определения характера прав и обязанностей недропользователей принципиальное значение имеют такие понятия, как “горный отвод”, “лицензия на пользование недрами” и “соглашение о разделе продукции”.

Значение горного отвода как геометризованного блока недр состоит в том, что он определяет пространственную сферу действия прав и обязанностей недропользователей. Документы, удостоверяющие горный отвод, устанавливают его пространственное положение в плане и по глубине. Границы горного отвода определяются в целях обеспечения рационального использования, охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых и безопасности при ведении горных работ, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, защиты интересов недропользователя и государства. В пояснительной записке, являющейся частью проекта горного отвода, указываются пространственные границы предоставленного в пользование участка недр.

Лицензия, являясь документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в установленных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение оговоренного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, определяет не только пространственную сферу деятельности недропользователя, но и характер его прав и обязанностей в зависимости от цели пользования недрами, а также временные рамки их действия.

Правовое же значение соглашения о разделе продукции заключается в том, что в нем выражается как целевой характер права пользования недрами, так и временные параметры осуществления недропользователем своих прав и выполнения возложенных на него обязанностей.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ “О недрах” права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.

Временные рамки действия прав и обязанностей недропользователей выражены в ст. 10 Закона РФ “О недрах”.

Очень важное значение имеют ст. 10.1 Закона, в которой определены основания возникновения права пользования недрами, и ст. 20, содержащая основания прекращения права пользования недрами. С момента возникновения или прекращения соответствующих прав недропользователя возникают или прекращаются и его обязанности.

Статья 22 Закона РФ “О недрах” закрепляет право недропользователя использовать предоставленный ему участок недр для любой избранной им предпринимательской деятельности, указанной в лицензии или в соглашении о разделе продукции. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Такого рода деятельностью могут заниматься не только юридические лица, но и граждане. Условием осуществления предпринимательской деятельности является соблюдение требования гражданского законодательства о том, что они должны быть в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Право недропользователя использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, является для него одним из самых важных, поскольку именно ради этого и осуществляется пользование недрами. В связи с этим ч. 3 ст. 1.2 Закона РФ “О недрах” предусматривает, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Таким образом, законодательство о недрах допускает право собственности недропользователя на извлеченные из недр земли полезные ископаемые. Вопрос о праве собственности на добытое минеральное сырье разрешается согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона РФ “О недрах” в лицензии на пользование недрами.

Этот вопрос урегулирован в Федеральном законе “О соглашениях о разделе продукции”. Так, произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости, а также части произведенной продукции (в том числе ее предельного уровня), передаваемой в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению. Эта продукция называется компенсационной (ст. 8). Согласно ст. 9 этого Закона компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежат ему на праве собственности.

Пользователь недрами вправе использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции. Так, согласно ч. 2 ст. 18 Закона “О недрах” недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться, если есть возможность использовать отходы горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.

Закон РФ “О недрах” содержит ряд норм, призванных стимулировать недропользователей использовать отходы горнодобывающего производства. Для освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и получать их отсрочки. Решение о предоставлении отсрочек или об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами (ст. 40).

Недропользователь имеет право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода. Это право основано на норме, предусмотренной ст. 7 Закона РФ “О недрах”, согласно которой пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых регулируются ст. 25 Закона РФ “О недрах” и Положением о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержденным постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 августа 1999 г. № 64 1 .

Закон РФ “О недрах” закрепил право пользователя недр проводить без дополнительных разрешений их геологическое изучение за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции.

Как правило, сведения о строении недр и содержащихся в них полезных ископаемых, которые получены в результате геологического изучения, имеют недостаточно точный характер. Геологические сведения, полученные с помощью горных выработок и скважин, сделанными геологами, дают представление лишь о состоянии месторождения только в тех местах, где они проходят. Получен-

1 БНА. 1999. № 38.

ные в результате этого выводы обычно достаточны для общей оценки состояния месторождения, возможности и целесообразности его использования. Однако их недостаточно для работы горнодобывающего предприятия. В связи с этим геологические и маркшейдерские службы горнодобывающего предприятия постоянно ведут геологическое изучение недр.

Статья 12 Закона “О недрах” предусматривает, что в лицензии должно содержаться соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами. Согласно ст. 27 Закона информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также об иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и других материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является его собственностью и представляется им по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

Недропользователь вправе обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию, на основании обращения пользователя недр. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, выдавших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (ст. 12 Закона).

Права пользователей недр могут быть при определенных условиях ограничены. Так, согласно ст. 8 Закона РФ “О недрах” пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Что касается пользования недрами на особо охраняемых территориях, то оно производится в соответствии со статусом этих территорий.

Важной гарантией соблюдения прав недропользователей является соблюдение норм ст. 17 Закона РФ “О недрах”, предусматривающей антимонопольные требования при пользовании недрами. Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:

  • ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с указанным Законом;
  • уклонение от предоставления лицензий победителям конкурса либо аукциона, а также на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции;
  • замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ “О недрах” и федеральными законами;
  • дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, которые конкурируют с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
  • дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Осуществление всех видов права пользования недрами непосредственно связано с использованием земли. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемых невозможна без использования для этих целей поверхности земли. В связи с этим одним из важнейших прав недропользователя является его право на земельный участок.

В соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами от 15 июля 1992 г. № 3314-1 предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, а также правовыми актами краев, областей, автономных образований. Взаимоотношения недропользователей с собственниками земельных участков в связи с пользованием недрами регулируются земельным законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, а также правовыми актами краев, областей, автономных образований.

Ведение переговоров с соответствующими органами о выделении и оформлении земельных участков, условиях и сроках пользования земельными участками, связанными с пользованием недрами, осуществляют Минприроды России или его территориальные подразделения.

По общему правилу организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных площадей залегания полезных ископаемых. Особо ценные продуктивные земельные участки предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (п. 4 ст. 88 ЗК РФ).

Порядок предоставления недр в пользование связан с решением вопросов о предоставлении для этих целей земельного участка. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию (ст. 11 Закона о недрах). В лицензии, в частности, указываются границы земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Основная особенность правового режима земельных участков для разработки полезных ископаемых заключается в следующем. Поскольку основанием для получения земельного участка является право на горный отвод, право на земельный участок сохраняется до тех пор, пока сохраняется право на горный отвод. Утрата права на горный отвод прекращает и право на земельный участок. В то же время прекращение права на земельный участок не влечет за собой прекращения права недропользования. Закон РФ “О недрах” не предусматривает такого основания прекращения права недропользования (ст. 20). Таким образом, право на земельный участок подчинено праву пользования недрами.

Права пользователей недр непосредственно связаны с выполнением ими соответствующих обязанностей. Одной из главных обязанностей недропользователя является соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и по первичной переработке минерального сырья. Соблюдение таких норм имеет очень важное значение для обеспечения рационального использования недр и их охраны. Например, для обеспечения технического решения устойчивости откосов на угольных разрезах при их проектировании, строительстве и ликвидации приказом Минтопэнерго России от 16 апреля 1998 г. № 129 были утверждены Правила обеспечения устойчивости откосов на угольных разрезах и др.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ “О недрах” в задачи государственного регулирования отношений недропользования входит установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Соблюдение указанных норм в значительной степени решается посредством осуществления государственного контроля. Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности (ст. 37 Закона РФ “О недрах”).

  • 11ринимая во внимание важность соблюдения различного рода технологических норм при добыче полезных ископаемых, напри-
  • 8 Зак. 6805

мер, Федеральный закон от 23 февраля 1993 г. № 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” предусматривает, что технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения, а также защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств 1 .

Соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых - обязанность недропользователя. Планы и схемы развития горных работ, как правило, составляют в соответствии с проектом горнодобывающего предприятия. При этом учитываются уточненные горно-геологические и инженерно-геологические условия применения новой техники и технологии и улучшение условий, обеспечивающих безопасность работ, при соблюдении требований законодательства об охране недр.

В процессе добычи полезных ископаемых неизбежна потеря определенной их части. В зависимости от видов полезных ископаемых и условий их залегания устанавливаются нормативы такого рода потерь. Эти потери включаются в проекты, планы и схемы ведения горных работ и считаются нормативными, т. е. заранее запланированными. Недропользователь вправе вести добычу полезных ископаемых с учетом таких нормативных потерь. В то же время он обязан не допускать не запланированных, т. е. сверхнормативных потерь.

Недропользователи обязаны не допускать разубоживания, т. е. потери части полезных ископаемых из-за смешивания их с пустыми породами. Не допускается также выборочная отработка полезных ископаемых. Речь идет о случаях, когда умышленно оставляются части месторождения с относительно бедным содержанием полезных компонентов.

Выборочная (вненроектная) отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и порче месторождения согласно ст. 49 Закона РФ “О недрах” рассматривается как нарушение горного законодательства, влекущее применение соответствующих мер ответственности.

Постановлением Госгортехнадзора России от 24 ноября 1999 г. № 85 утверждена Инструкция по согласованию годовых планов

" СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

развития горных работ. Инструкция устанавливает порядок согласования указанных планов (годовых программ работ в случаях разработки углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов) пользователем недр с территориальными органами Госгортехнадзора России, а также требования по обеспечению охраны недр, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных разработок на окружающую среду при их составлении.

Под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.

Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.

Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, а также с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых Минприроды России, Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений Минэнерго России, научных и проектных организаций.

В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (с изм. от 7 августа 2000 г.) объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов . Статья 8 указанного Федерального закона предусматривает, что изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

Согласно ст. 13 данного Закона экспертизе промышленной безопасности подлежат проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и иные документы, связанные с его эксплуатацией. Годовые планы в случаях, когда проекты устарели, не скорректированы в соответствии с фактическими условиями разработки месторождений и не обеспечивают безопасный и рациональный порядок отработки запасов, не содержат технических решений по охране подрабатываемых зданий, сооружений и природных объектов, подземных сооружений и горных выработок, согласовываются при наличии положительного заключения экспертизы охраны недр и промышленной безопасности.

Согласование годовых планов не допускается при отсутствии предусмотренного ст. 24 Закона РФ “О недрах” комплекса геологических и маркшейдерских работ, невыполнении существенных условий лицензий на пользование недрами, отсутствии лицензий органов Госгортехнадзора России на эксплуатацию горных производств и объектов, а также на производство маркшейдерских работ при пользовании недрами.

Годовые планы в соответствии с техническим заданием пользователя недр, согласованным с органами Госгортехнадзора России, могут разрабатываться организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств, а в случаях добычи общераспространенных полезных ископаемых с объемом добычи горной массы менее 50 тыс. м 3 /год без производства взрывных работ - организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ.

Годовые планы рассматриваются и согласовываются управлением округа Госгортехнадзора России или по его поручению отделом управления округа. Полномочия по согласованию годовых планов распределяются согласно приказу по управлению округа. Результаты рассмотрения годового плана оформляются протоколом, в котором указываются представители территориального органа Госгортехнадзора России и пользователя недр, принявшие участие в его рассмотрении. По результатам рассмотрения может быть принято решение либо по согласованию годового плана, либо по отказу в согласовании, либо по переносу даты рассмотрения.

В решении о согласовании годового плана указываются:

  • перечень согласованных нормативов потерь и разубожива- ния при добыче по выемочным единицам;
  • перечень нормативов потерь при переработке полезного ископаемого по каждому из компонентов, извлечение которых предусмотрено лицензией на пользование недрами и проектом перерабатывающего производства (при наличии перерабатывающих производств);
  • условия по устранению выявленных недостатков годового плана;
  • рекомендации по повышению уровня рационального и комплексного использования запасов полезных ископаемых, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и геолого-маркшейдерского обслуживания горных работ.

Согласованию не подлежат годовые планы в случаях выявления в них существенных нарушений законодательных и нормативных требований, а также условий лицензий на пользование недрами, отклонений от проектов, возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами и норм безопасности, невыполнения условий согласования годовых планов за предыдущий период. При несогласии с отказом в согласовании годового плана пользователь недр вправе обжаловать принятое решение в Госгортехнадзоре России или в суде.

Производство горных работ без согласованного с территориальными органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается. При выявлении в процессе ведения горных работ изменений геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий разработки месторождения или отработки отдельных выемочных единиц, строительства подземных сооружений необходимые изменения вносятся в годовой план по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России. Перечень изменений, подлежащих согласованию, и порядок их согласования определяются территориальным органом Госгортехнадзора России.

Изменения нормативов потерь при добыче полезных ископаемых вносятся только по тем выемочным единицам, по которым выявлены изменения геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий их отработки.

Специальные требования предъявляются к охране недр при обосновании нормативов потерь и разубоживания. Эти нормативы определяются на основании технико-экономических расчетов для каждой выемочной единицы, в соответствии с установленными требованиями по нормированию потерь и разубоживания при добыче. Нормативы потерь гидроминеральных ресурсов устанавливаются на основании технико-экономических расчетов для каждой скважины (колодца, штольни), а по лечебным грязям - для участка месторождения, отрабатываемого в планируемом периоде. Нормативы потерь при переработке твердых полезных ископаемых устанавливаются для каждого компонента утвержденных запасов месторождения и предусмотренных к извлечению в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и техническим проектом. При переработке добытого полезного ископаемого по технологическим сортам норматив потерь определяется по каждому сорту.

Годовые планы должны предусматривать:

  • рациональное ведение горных работ, исключающее выборочную отработку более богатых участков, порчу других полезных ископаемых и обеспечивающее правильность разработки месторождения полезных ископаемых;
  • оптимальные показатели нормативов потерь и разубоживания при добыче, установленные по выемочным единицам, нормативов потерь при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также нормативов потерь попутного (растворенного) газа и нефти при их подготовке;
  • оптимальную концентрацию горных работ, исключающую их разбросанность и многогоризонтность при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;
  • применение технологий, повышающих извлечение запасов;
  • восполнение вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;
  • меры по охране зданий, сооружений и природных объектов, расположенных на земной поверхности в зоне вредного влияния горных разработок;
  • горные меры по охране подземных объектов, сооружений и горных выработок;
  • безопасное ведение горных работ и мероприятия по промышленной безопасности;
  • систему наблюдений за вредным влиянием горных работ на окружающую среду (горно-экологический мониторинг);
  • геологическое изучение недр, включая реализацию рекомендаций соответствующих исполнительных органов государственной власти: Минприроды России и Минтопэнерго России.

Кроме того, в годовых планах должны предусматриваться мероприятия по: охране недр, рациональному и комплексному использованию минерального сырья; ликвидации (консервации) отработанных горных выработок, блоков, горизонтов; установлению границ опасных зон и порядка ведения работ вблизи них; рекультивации нарушенных горными работами земель; предотвращению образования сверхнормативных потерь в результате неправильного ведения горных работ; сохранности попутно добываемых полезных ископаемых, а также горных пород, пригодных для производства строительных материалов и др.

Головой план подписывается руководителем (главным инженером), главным маркшейдером и главным геологом горнодобывающей организации, их подписи скрепляются печатью. В Инструкции Госгортехнадзора России № 85 предусмотрены также требования к оформлению графических материалов при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, табличных материалов и пояснительной записки.

В обязанности всех пользователей недрами входит ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами, что дает возможность иметь представление о состоянии месторождений полезных ископаемых и оценивать деятельность недропользователей. Выполнение этой обязанности возлагается на маркшейдерскую службу.

Так, приказом Минтопэнерго России от 2 сентября 1998 г. № 292 утверждено Отраслевое положение о маркшейдерской службе в угольной промышленности. Соблюдение требований этого Положения обязательно для всех субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности, независимо от их организационно-правовой основы и форм собственности, включая иностранных юридических и физических лиц, осуществляющими проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию предприятий угольной промышленности.

Главными задачами маркшейдерской службы Минэнерго России являются своевременное и высококачественное осуществление комплекса маркшейдерских работ и подготовка документации, обеспечивающих наиболее полное и рациональное освоение угольных месторождений; совершенствование организации и методов ведения маркшейдерских работ на основе широкого внедрения новейших достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта; строгое соблюдение государственных интересов при пользовании недрами.

Маркшейдерское обеспечение при разработке угольных месторождений может осуществляться как маркшейдерскими службами, входящими в состав Министерства энергетики РФ, или предприятий, так и сервисными маркшейдерскими службами. В Министерстве и на предприятиях, осуществляющих разработку угольных месторождений, должны быть созданы самостоятельные структурные подразделения, возглавляемые главными маркшейдерами. Свою работу они могут строить на принципах хозрасчета и договорной основе. В организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование, строительство и закрытие угледобывающих предприятий, маркшейдерская служба возглавляется главным маркшейдером и является самостоятельным структурным подразделением.

Главные маркшейдеры во всех подразделениях назначаются и освобождаются от должности только первыми руководителями по согласованию с главным маркшейдером вышестоящей организации. Главный маркшейдер подчиняется непосредственно техническому руководителю и является его заместителем по вопросам маркшейдерского обеспечения производства и развития горных работ.

11равовое положение главного маркшейдера определяется уставом, который должен соответствовать названному Положению. Маркшейдерская служба предприятия является его функциональным подразделением по выполнению маркшейдерских, топографо-геодезических, картографических и иных работ, на основе которых осуществляется горное производство, охрана зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, обеспечение безопасности горных работ и охрана недр.

На сервисной основе специализированными организациями могут выполняться капитальные маркшейдерские и топографо-геодезические работы, требующие применения специальных методов и технических средств; работы по наблюдению за деформацией горного массива и другие работы, связанные с маркшейдерским обеспечением действующих и строящихся угледобывающих предприятий. Проектирование, строительство, эксплуатация, консервация и ликвидация угледобывающих предприятий без соответствующего маркшейдерского обеспечения запрещается.

Все организации и предприятия, независимо от их форм собственности, в том числе и иностранные юридические и физические лица, могут вести маркшейдерские работы только на основании лицензии, выдаваемой органами Госгортехнадзора России в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России. Данные лица подконтрольны в этой сфере Госгортехнадзору России.

Численность маркшейдерской службы организаций, ведущих проектирование, строительство и эксплуатацию угледобывающих предприятий, должна быть достаточной для своевременного выполнения всего комплекса маркшейдерских работ в установленные требованиями нормативных документов сроки и определяется в соответствии с методикой, утвержденной Госгортехнадзором России и согласованной с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Маркшейдерская документация, заверенная ответственным работником маркшейдерского подразделения, является юридическим документом, не требующим нотариального или какого-либо иного подтверждения. Состав, оформление, способы получения, периодичность пополнения маркшейдерской документации регламентируются технической инструкцией по производству маркшейдерских работ и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Комплект обязательной горной графической маркшейдерской документации при консервации или ликвидации угледобывающего предприятия должен быть пополнен на день остановки работ и передан на постоянное хранение в Государственный Архивный фонд РФ или в архив вышестоящей организации. Маркшейдерская документация (полевая, вычислительная и графическая), выполненная сервисными предприятиями на средства заказчика, является его собственностью и должна после обработки полевых материалов храниться на предприятии, т. е. у заказчика.

Предприятие, имеющее в своем составе маркшейдерское подразделение, обязано обеспечить его техническими средствами, приборами, инструментами, средствами измерения и контроля, специально оборудованными помещениями и транспортом.

В соответствии со своими главными задачами маркшейдерская служба Минэнерго России обеспечивает:

  • техническое и методическое руководство маркшейдерской службой подведомственных предприятий, систематический анализ состояния технического уровня обеспечения маркшейдерских работ отрасли;
  • разработку предложений о проведении научных исследований по совершенствованию методов и технических средств осуществления маркшейдерских работ и охраны недр, внедрение в производство законченных научных разработок в этой области;
  • контроль в системе Министерства за правильностью разработки угольных месторождений, выполнением требований по охране недр, выполнением лицензионных условий и соблюдением других нормативных требований, определяющих деятельность маркшейдерской службы;
  • информационное обеспечение маркшейдерских служб предприятий, организаций и учреждений, подведомственных Министерству, о действующих нормативных документах, методических указаниях и справочных пособиях;
  • координацию маркшейдерских работ, осуществляемых в отрасли, разработку предложений по совершенствованию организации маркшейдерской службы.

Маркшейдерская служба Минэнерго России участвует в разработке годовых и перспективных программ развития отрасли в части обеспечения проектируемых, строящихся и действующих предприятий разведанными запасами, охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов; рассмотрении условий конкурсов (аукционов) и лицензионных условий, на которых недра предоставляются в пользование, а также представляемых в установленном порядке на согласование проектов строительства, реконструкции и ликвидации горнодобывающих предприятий, проектов и схем разработки месторождений, программ развития горных работ и других документов, связанных с деятельностью маркшейдерской службы.

В ее задачи входит также составление статистической отчетности об объемах добычи и потерях полезных ископаемых, полноте отработки запасов полезных ископаемых по отрасли; приемке в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, консервации и ликвидации предприятий; работе региональных, отраслевых, межотраслевых и государственных комиссий и групп по выработке предложений и решений по совершенствованию маркшейдерского дела и во внедрении таких предложений и решений.

Маркшейдерская служба организации обеспечивает:

  • построение и развитие маркшейдерских опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в горных выработках, съемки горных выработок и земной поверхности, составление и пополнение маркшейдерской документации, перенесение в натуру геометрических элементов проектов горных выработок, технических сооружений, зданий и коммуникаций, а также границ безопасного ведения горных работ, барьерных и предохранительных целиков;
  • определение совместно с другими службами организации наиболее рациональных и эффективных схем развития горных работ, способов управления горным массивом на основе детального изучения горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • периодический контроль за соблюдением установленных геометрических параметров технических сооружений при их строительстве и эксплуатации;
  • организацию и проведение инструментальных наблюдений за процессами сдвижения горных пород, проявлениями горного давления, деформациями земной поверхности, зданий и сооружений, а также устойчивостью уступов, бортов карьеров и откосов отвалов;
  • определение и своевременное нанесение на горнографическую документацию опасных зон возможного прорыва воды и газа в действующие выработки, зон повышенного горного давления от целиков на смежных пластах, газодинамических проявлений, выбросов и горных ударов;
  • контроль за выполнением требований, содержащихся в проектах по добыче полезных ископаемых, программах развития горных работ, а также требований по рациональному использованию и охране недр; своевременностью и эффективностью выполнения мероприятий, связанных с маркшейдерскими работами и обеспечивающими при проведении горных работ безопасность для жизни и здоровья работников и населения, зданий и сооружений от вредного влияния этих работ;
  • обоснование совместно с другими службами организации норм потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче по выемочным единицам и в целом по организации по добыче полезных ископаемых;
  • подготовку совместно с геологической службой исходных данных для исчисления платы за право на пользование недрами, а также выполнение работ, связанных с геометризацией месторождения и др.

Маркшейдерская служба составляет отчетность об объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о полноте отработки запасов полезных ископаемых и состоянии горных выработок; участвует в работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных угольных предприятий, определению возможности использования отработанных горных выработок для удовлетворения потребностей народного хозяйства, консервации и ликвидации таких предприятий, ликвидации горных выработок и провалов, выходящих на земную поверхность, приемке горных выработок, а также в рассмотрении и решении других вопросов, связанных с маркшейдерским обеспечением.

Деятельность маркшейдерской службы должна быть направлена на обеспечение эффективности производства и его рентабельности при строгом соблюдении требований нормативных документов, касающихся использования и охраны недр. Работники маркшейдерских служб Минэнерго России и предприятий несут ответственность за своевременность и эффективность осуществления возложенных на них функций, объективность рассмотрения вопросов, возникающих при проведении ведомственного контроля за использованием и охраной недр. Возложение на работников маркшейдерских служб функций, не связанных с осуществлением задач, определенным указанным Положением, не допускается.

Руководитель маркшейдерской службы Министерства энергетики РФ имеет право:

  • проверять деятельность подведомственных маркшейдерских служб и соблюдение ими требований законодательства о недрах, выполнение приказов, инструкций и других нормативных актов, регулирующих деятельность маркшейдерской службы;
  • давать обязательные для исполнения указания по вопросам маркшейдерского обеспечения работ, а также об устранении нарушений требований законодательства о недрах и других нормативных документов;
  • приостанавливать работы по строительству и реконструкции угольных предприятий, если проведение этих работ может повлечь за собой нерациональное использование и необоснованные потери запасов полезных ископаемых, возникновение условий, опасных для жизни и здоровья работников и населения, а также неоправданные затраты государственных средств на государственных предприятиях;
  • запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений и предприятий сведения и материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.

Руководитель маркшейдерской службы предприятия имеет право:

  • давать руководителям участков цехов и других подразделений предприятия обязательные для исполнения указания по вопросам маркшейдерского обеспечения работ, а также об устранении нарушений требований законодательства о недрах, программ развития горных работ, а также другой утвержденной проектной и технической документации в целях предотвращения сверхнормативных потерь полезных ископаемых и недопущения других нарушений, наносящих ущерб государственным интересам (собственнику недр);
  • приостанавливать работы по строительству и реконструкции предприятий по добыче полезных ископаемых, если проведение этих работ может повлечь порчу месторождений полезных ископаемых, опасность деформации горных выработок, прорыв в горные выработки воды и вредных газов и возникновение других аварийных явлений, незамедлительно ставя об этом в известность руководителя предприятия, вышестоящую организацию по подчинению и органы Госгортехнадзора России;
  • браковать горные работы, выполненные с отступлениями от программ развития горных работ и утвержденной проектной и технической документации и др.

В случае получения от руководителя организации распоряжения, противоречащего требованиям законодательства о недрах, руководитель маркшейдерской службы обязан письменно уведомить его о неправильности данного им распоряжения. При подтверждении распоряжения руководитель маркшейдерской службы исполняет его, если это не несет непосредственной угрозы жизни и здоровью работающих и населения, незамедлительно сообщая об этом вышестоящей организации.

Руководитель маркшейдерской службы (в том числе осуществляющий работы на сервисной основе) наряду с руководителями организации несет ответственность за достоверность отчетных данных о полноте извлечения из недр запасов полезных ископаемых, правильности подготовки исходных данных для исчисления платежей за право пользования недрами, документации по учету объемов выполненных работ, а также других документов, связанных с деятельностью маркшейдерской службы.

Руководитель организации несет ответственность в установленном порядке за принуждение работников маркшейдерской службы к искажению результатов измерений и маркшейдерской документации; препятствование или создание помех в выполнении маркшейдером его контрольных функций; непринятие мер по выполнению предписаний маркшейдеров или их некачественное выполнение.

Государственный контроль за организацией работы маркшейдерской службы и соблюдением нормативных требований при выполнении маркшейдерских работ при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации угледобывающих предприятий осуществляют органы Госгортехнадзора России.

В круг обязанностей недропользователей входит представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации. В соответствии со ст. 27 Закона РФ “О недрах” геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях. Должностные лица федерального и территориальных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Представление геологической информации недропользователями имеет важное значение для ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, а также на основе государственной отчетности горнодобывающих предприятий, представляемой в порядке, устанавливаемом Правительством PCD (ст. 32 Закона). Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 213 утвержден Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации 1 .

Закон требует от недропользователей представления достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, а также в органы государственной статистики. Постановлением Госкомстата России от 18 июня 1999 г. № 44 утверждены следующие годовые формы федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием: № 5-гр “Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых’’; № 6-гр “Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа”; № 70-тп “Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче”; № 71-тп “Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства”

Государственную статистическую отчетность по указанным формам представляют:

по формам № 5-гр и 6-гр - юридические лица и их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие разведку и разработку месторождений по объектам недропользования, нераспределенному фонду месторождений, - органу, осуществляюще-

1 СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1110.

му государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики, территориальному органу Госгортехнадзора России, территориальному геологическому фонду, Российскому федеральному геологическому фонду Минприроды России;

по форме № 70-тп - юридические лица и их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие добычу твердых полезных ископаемых (по объектам недропользования), - органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики, территориальному органу Госгортехнадзора России, территориальному геологическому фонду, Российскому федеральному геологическому фонду Минприроды России;

по форме № 71-тп - юридические лица и их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие добычу и переработку твердых полезных ископаемых (по объектам недропользования), - органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики, территориальному органу Госгортехнадзора России, территориальному геологическому фонду, Российскому федеральному геологическому фонду Минприроды России.

На недропользователя возлагается обязанность безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. Основные требования к безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, сформулированы в ст. 24 Закона РФ “О недрах”. Выполнение этих требований в значительной мере обеспечивается путем государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Задачами государственного надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр (ст. 38 Закона).

Деятельность недропользователей по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, регулируется не только горным законодательством, но и Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, а также иными нормативными правовыми актами. Среди них прежде всего нужно выделить следующие постановления Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263 “Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте” 1 , от 25 декабря 1998 г. № 1540 “О применении технических устройств на опасных производственных объектах” , от 24 ноября 1998 г. № 1371 “О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов” и др.

Кроме того, в настоящее время действует также ряд ведомственных нормативных правовых актов: постановление Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. № 66 “Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней” , постановление Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 г. № 40 “Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах” , постановление Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. № 64 “Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности” , Устав военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) по организации и ведению горноспасательных работ на предприятиях угольной и сланцевой промышленности, утвержденный Минтопэнерго России и Госгортехнадзором России 27 июня 1997 г. № 175/107; Нормативы организации горноспасательного обслуживания предприятий угольной промышленности России, утвержденные Минтопэнерго России 29 мая 1997 г. и др.

Недропользователи обязаны соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Статья 35 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” предусматривает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В этих случаях должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации данных объектов по предписаниям оргнов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. Основанием прекращения в полном объеме указанной деятельности при нарушении требований в области охраны окружающей среды является решение суда или арбитражного суда.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона “Об охране окружающей среды” выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Если размещение объектов затрагивает законные интересы граждан, то решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях.

Необходимо заметить, что ст. 36 Закона запрещает изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации. Проекты, по которым нет положительных заключений государственной экологической экспертизы, не подлежат утверждению, и работы по их реализации финансировать запрещается. Согласно ст. 37 Закона запрещаются также строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции объектов должны приниматься меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и других поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и

правилами в части нормативов площадей озелененных территории.

При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и других поселений, а также при застройке и реконструкции городских и других поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и другими федеральными органами исполнительной власти.

Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти либо с их территориальными органами.

При вводе в эксплуатацию новых и/или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, а также предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды.

Согласно ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Статья 105 ВК РФ предусматривает, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.

Места строительства (размещения) хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, определяются по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На недропользователей возлагается обязанность приводить участки земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Статья 13 ЗК РФ обязывает собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия почв и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 “О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы” 1 . Установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, приемки и передачи рекультивированных земель, учета нарушенных земель и контроля за рекультивацией земель, а также применения мер ответственности на нарушение обязанностей по рекультивации регулируют Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67.

Обеспечение сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и/или в иных хозяйственных целях, ликвидация в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию, также является обязанностью пользователей недрами.

Порядок ликвидации и консервации горнодобывающих предприятий установлен в ст. 26 Закона “О недрах” и детализирован в Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами”, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 2 июня 1999 г. № ЗЗ 1 . Инструкция устанавливает порядок ведения работ по технической ликвидации и консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, и требования по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, а при консервации - также требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных выработок на время консервации.

При принятии решения о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, организацией учитывается полнота отработки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему проекту, в том числе извлекаемых запасов нефти и газа, экономические последствия от утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных ископаемых согласовывается с органами Госгортехнадзора России. Горные выработки объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, ликвидируются после полного списания в установленном порядке запасов полезных ископаемых.

При истечения срока действия лицензии на пользование недрами или досрочном прекращении права пользования недрами на горных отводах с неотработанными запасами следует рассматривать возможность консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых. Предусмотренное техническим проектом сезонное прекращение горных работ консервацией не считается.

Ликвидация или консервация объекта производится по проектам и с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды. Консервация объекта может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам. Временная приостановка деятельности объекта в связи с отсутствием спроса на добываемое сырье или иными экономическими причинами может осуществляться без консервации горных выработок на срок до шести месяцев при условии выполнения согласованных с территориальным органом Госгортехнадзора России мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды на весь срок приостановки.

После консервации объекта горные выработки (скважины) различного назначения в каких бы то ни было целях могут быть использованы после согласования с органами Госгортехнадзора России технических мероприятий по промышленной безопасности, охране недр и окружающей среды. Работы по эксплуатации объекта, находящегося на консервации, возобновляются в соответствии с техническим проектом, согласованным с органами Госгортехнадзора России и утвержденным в установленном порядке.

Учет ликвидированных и находящихся на консервации объектов ведется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленными Госкомстатом России формами государственного федерального статистического наблюдения, а также в соответствии с установленным порядком ведения государственного учета участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых.

Работы, связанные с ликвидацией или консервацией объекта, а также с деятельностью комиссии по технической ликвидации или консервации объекта финансируются в порядке, установленном организацией - владельцем объекта либо органом, принявшим в соответствии с действующим законодательством решение о ликвидации или консервации объекта.

Статья 26 Закона РФ “О недрах” устанавливает также порядок ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Такие предприятия и подземные сооружения подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии либо при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него законодательством о недрах.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. В указанных случаях геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора. Консервация и ликвидация осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.

Подписание акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора ч. 5 ст. 26 Закона РФ “О недрах” признает юридическим фактом, с момента наступления которого обязанности недропользователя прекращаются.

Наряду с тем, что в законодательстве о недрах закреплены права и обязанности недропользователей, ст. 23 Закона РФ “О недрах” устанавливает следующие основные требования по рациональному использованию и охране недр:

  • соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
  • обеспечение полноты геологического изучения, а также рационального комплексного использования и охраны недр;
  • проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную опенку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
  • достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
  • охрана месторождений полезных ископаемых от затопления обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
  • предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод и др.

В случае нарушения этих требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24 Закона РФ “О недрах” определяет также основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Эти требования относятся прежде всего к осуществлению таких видов недропользования, как геологическое изучение недр, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Суть этих требований в следующем. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, а также проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

  • допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
  • обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
  • правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
  • проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
  • систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов, пылей и т. д.

Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности. Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. № 234 “Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России” утвержден Перечень видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, на проведение которых выдается специальное разрешение (лицензия) органами Госгортехнадзора России. Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 3 июля

  • БНА. 1999. № 30.
  • " БНА. 1998. № 35-36.
  • СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  • Страница 9 из 12

    Права и обязанности недропользователя

    Пользователь недр имеет право:

    Пользователь недр обязан:

    1. Использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской деятельности, соответствующей цели, обозначен-ной в лицензии.

    2. Самостоятельно выбирать формы деятельности, не противоречащие законодательству.

    3. Использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырьё.

    4. Использовать отходыгорно-добывающего и обогатительногопроизводств, если иное не оговорено в лицензии.

    5. Ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода.

    6. Проводить без дополнительных соглашений геологическое изучение недр за счёт собственных средств в границах горного отвода.

    7. Обращаться в органы, предо-ставившие лицензию, для пере-смотра условий лицензирования при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

    1. Соблюдать требования законода-тельства и ГОСТов по технологии ведения работ и переработке минерального сырья,по недопуще-нию сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

    2. Осуществлять ведение геологиче-ской документации и предоставлять достоверную геологическую инфор-мацию в федеральный и террито-риальный фонды.

    3. Обеспечивать безопасное ведение работ,требований по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ.

    4. Обеспечивать приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

    5. Обеспечивать сохранность разведочных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке МПИ; ликвидацию выработок, не подлежа-щих дальнейшему использованию.

    6. Выполнять лицензионные условия, своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами.

    Законом «О недрах» регламентируются требованияпо рациональному использованию и охране недр (табл. 11).

    Таблица 11

    Требования Закона «О недрах»

    по рациональному использованию и охране недр

    Обеспечение полноты геологического изучения, достоверности оценки запасов полезных ископаемых

    Рационально комплексное использование и охрана недр,

    полное извлечение из руд

    основных и попутных компонентов

    Государственная экспертиза и учёт запасов полезных ископаемых

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
    И ОХРАНЕ НЕДР

    Использование промышленных

    отходов добычи и переработки руд

    Охрана месторождений от затопления и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождения

    Соблюдение порядка консервации

    и ликвидации горнодобывающих предприятий и сооружений,

    не связанных с добычей полезных ископаемых

    Недопущение самовольного пользования недрами

    Предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых

    Эти требования распространяются на обеспечение опережающего геологического изучения недр, достоверной оценки запасов и свойств полезных ископаемых и рационального комплексного использования, охраны недр и окружающей природной среды при проведении геологоразведочных и горно-добычных работ. Законом закрепляются обязанности владельца лицензии по осуществлению геолого-экономической переоценки запасов в случае существенного расхождения фактических условий разработки от средних показателей, принятых при обосновании разведочных кондиций. Такая переоценка необходима для обеспечения безубыточной работы предприятия в случае изменения рыночной конъюнктуры по минеральное сырьё и продукты его переработки и резких колебаний цен на и на энергоресурсы.

    Плата за пользование недрами. Кроме обязательных платежей, предусмотренных законодательством, с недропользователей взимаются следующие виды платежей:

    – разовые сборы за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензии, размеры которых определяются по суммарным затратам на подготовку, проведение торгов, оформление и регистрацию лицензии;

    – платежи за поиски, разведку месторождений и добычу минерального сырья, размеры которых зависят от вида полезного ископаемого, уровня геологической изученности и подготовленности к освоению и степени риска. Эти платежи включаются в себестоимость добычи как доля от мировой цены на конечную продукцию. За сверхнормативные потери минерального сырья при добыче и переработке ставка платежей удваивается;

    – акцизный сбор взимается за разработку месторождений с лучшими горно-геологическими и экономико-географическими условиями, а также за разработку высоколиквидных полезных ископаемых, пользующихся повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках;

    – плата за геологическую информацию, полученную за счёт государственных средств. Получение сведений об участке недр иным путём, кроме установленного законом, не освобождает от платы за геологическую информацию.


    Законодательство обязывает недропользователя уплачивать:

    А. Только налоги, сборы и платежи за пользование недрами;

    Б. Исключительно плату за землю;

    В. Все установленные налоги и сборы, а также платежи за пользование недрами и плату за землю;

    Г. Пользователь недрами не платит за пользование земельным участком.

    Собственники и владельцы земельных участков, которые добывают общераспространенные полезные ископаемые на принадлежащих им земельных участках для своих нужд:

    А. Уплачивают налог на добычу полезных ископаемых;

    Б. Уплачивают таможенную пошлину;

    В. Осуществляют платежи за пользование недрами;

    Г. Освобождаются от платежей при пользовании недрами.

    В соответствии с Земельным кодексом РФ и Законом РФ «О недрах» после окончания работ пользователь недр:

    А. Должен привести участки земель, нарушенных при пользовании недрами, в состояние пригодное для их дальнейшего использования;

    Б. Не обязан проводить никаких работ по восстановлению земель, нарушенных при пользовании недрами;

    В. Частично проводит работы по благоустройству территории;

    Г. Выполняет объем восстановительных работ по договоренности с органами местного самоуправления.

    Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами (ст.9). При этом пользователь недр в соответствии со статьей 22 имеет следующие основные права:

    • * использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, и не противоречащей действующему законодательству;
    • * использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье и отходы своего производства в соответствии с лицензией и действующим законодательством;
    • * обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

    В соответствии со статьями 17 и 23-3 пользователь недр обязан:

    • * соблюдать технологические схемы переработки минерального сырья, вести учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
    • * соблюдать требования технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных количественных и качественных полезных ископаемых и их выборочной отработки;
    • * предоставлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации в органы государственной статистики;
    • * обеспечить безопасность работ, связанных с пользованием недрами;
    • * соблюдать утвержденные в установленном порядке правила, инструкции, нормативы и стандарты по охране окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
    • * выполнять условия, установленные лицензией; своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами;
    • * иметь необходимую квалификацию и опыт, подтвержденные в установленном порядке, на проведение работ, связанных с пользованием недрами.

    Споры по вопросам пользования недрами в соответствии со статьей 50 Закона РФ “О недрах” разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном гражданско-процессуальным и арбитражным Кодексами.

    Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

    В законодательстве о недрах имеется ряд правовых норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за нарушение законодательства и механизм возмещения вреда, причиненного пользователю недр или государству в процессе недропользования.

    Привлекаются к ответственности лица, виновные:

    • * в заключении сделок, связанных с пользованием недрами и нарушающих Закон РФ “О недрах”;
    • * в предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом;
    • * в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами;
    • * в нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
    • * в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
    • * в систематическом нарушении порядка внесения платы за пользование недрами;
    • * в неприведение земельных участков и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования и др.

    Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения установленного порядка недропользования .

    Предусматривается возможность возмещения причиненного вреда:

    • * пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, нарушивших естественные свойства недр или создавших условия, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами;
    • * государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений, а также в иных действиях, которые привели бы к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами;
    • * государству в случае, когда участок не передан в пользование.

    Ущерб пользователю возмещается за счет собственных средств предприятия, учреждений, граждан, а также средств, соответствующих бюджетов. Ущерб государству возмещается за счет собственных средств пользователя недр путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Денежная форма возмещения ущерба может быть по соглашению заинтересованных сторон заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.

    Статьей 216 УК РФ предусмотрено, что “нарушение правил безопасности при ведении горных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере ста двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. То же деяние повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются ограничением свободы на срок до 5 лет либо лишением свободы до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет”.

    Статьей 255 УК РФ предусмотрено, что “ нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания ПИ, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет” .

    Вопросы и задания для самоконтроля

    • 1. Обязан ли пользователь недрами предоставлять данные о разведанных , извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации?
    • 2. Считается ли нарушением возведение построек на площадях залегания полезных ископаемых?
    • 3. В каких случаях производится возмещение ущерба пользователю недр, и за чьи средства?


    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх