Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется. Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется Положение о закупке

Время на чтение: 7 мин

ФЗ-223, регулирующий закупки отдельных видов юрлиц, отдельно освещает такой вопрос, как обеспечение заявок на участие. Обеспечение служит формой защиты для заказчика от неисполнения обязательств поставщиком того, что он откажется от исполнения договора, и предоставляет ему дополнительные гарантии того, что исполнитель добросовестно исполнит условия договора.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Законодательное регулирование

ФЗ-223 устанавливает нормы закупочной деятельности для госкомпаний, монополистов и отдельных видов юрлиц. не так детально регламентируют процедуру внесения обеспечения, как 44-ФЗ.

Факт внесения обеспечения участником закупки требуется подтвердить документально. Например, предоставив платежное поручение с отметкой из банка вместе с подписанным экземпляром договора.

На федеральном уровне планируется внести правки в 223-ФЗ, которые зафиксируют четкие требования к банковским гарантиям. Такие поправки были предложены Минфином. В случае одобрения поправок от заказчика будут принимать только те гарантии, которые выдали банки из утвержденного ЦБ перечня. Такие банковские гарантии должны быть безотзывными, иметь сроки действия на месяц дольше срока исполнения договора.

Размер обеспечения исполнения договора

Размер обеспечения исполнения договора прописывается в Положении о закупке, утвержденном у юрлица. Тогда как конкретные показатели содержатся в закупочной .

Если условиями договора предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения обычно устанавливается равным предоплате. Обеспечение договора устанавливается в денежном выражении по усмотрению заказчика.

На практике в большинстве случаев порядок предоставления обеспечения по 223-ФЗ дублирует аналогичный из 44-ФЗ . Для заключаемых контрактов на сумму в пределах 50 млн. р. устанавливается величина обеспечения гарантией на 5-30% от цены контракта. Для более крупных сделок обеспечение устанавливается в размере 10% от цены контракта, но в пределах авансового платежа.

При этом заказчик по 223-ФЗ вправе установить обеспечение и менее 5% от цены договора, это не будет считаться нарушением.

Согласно Постановлению Правительства №1352 от 2014 года, заказчики, которые работают по 223-ФЗ, предоставляют субъектам малого бизнеса определенные преимущества. Они касаются обеспечения по заявкам и исполнению договора (субъекты малого бизнеса вправе выбрать оптимальный способ обеспечения заявок и исполнения договора), порядка заключения договора, а также процентных значений размера обеспечения.

Для представителей малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не должно превышать 5% от его цены.

В случае когда договором был предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен превышать авансовое обеспечение.

Возврат обеспечения исполнения договора

Некоторые заказчики по 223-ФЗ просят подписать исполнителя согласие на невозврат обеспечения. Поставщику не вернут назад деньги, если он:

  1. Неоднократно поставлял некачественный товар .
  2. Просрочил поставку более, чем на 20 дней.
  3. Не предоставил необходимые документы .
  4. Нарушил сроки устранения недостатков товара.
  5. Предоставил несоответствующую требованиям или недостоверную гарантию из банка.
  6. Поставил товар с неподтвержденным сертификатом или с неустранимыми дефектами.

Если вышеуказанные обстоятельства не имели места, то обеспечение подлежит возврату в полном размере в установленные сроки.

Таким образом, обеспечение заявки является залогом и страховкой для заказчика на случай, если победитель конкурса уклонится от подписания договора. Благодаря обеспечению заказчик сможет компенсировать свои затраты на проведение закупки. Когда победителем был подписан договор, то он предоставляет обеспечение по договору, который страхует заказчика от неисполнения участником договорных условий. 223-ФЗ не столь детально регламентирует процедуру оформления обеспечения, как 44-ФЗ. Заказчик сам должен определиться с условиями, формой и размером обеспечения по 223-ФЗ.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление . Действующая редакция Закона не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

Требования об обеспечении, его размер и способы предоставления, а так же сроки и порядок предоставления должны быть закреплены в Положении о закупках. Размер обеспечения устанавливается, как правило, в процентном отношении от общей суммы заказа и закрепляется в извещении о начале выбора поставщика. Обычно заказчиками в Положении о закупках устанавливаются требования об обеспечении сделок, аналогичные требованиям, изложенным в .

Следует отметить, что в отличие от норм Закона 223-ФЗ, положения Закона 44-ФЗ в отдельных случаях напротив - требуют установление обеспечения по контракту.

Требования к обеспечению контракта по 223-ФЗ

Так, данным законом предусматривается право заказчика устанавливать либо не устанавливать обеспечение контракта, если выбор поставщика осуществляется:

  • путём запроса котировок (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • запроса предложений (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • у единственного поставщика (в отношении соответствующих операций).

По сделкам, не попадающим под условия, определяемые в Законе 44-ФЗ, заказчик в общем случае обязан устанавливать требования об обеспечении исполнения условий сделки. Заключение контракта при этом происходит только после предоставления исполнителем соответствующих гарантий.

Таким образом, участникам аукционов в рамках 223-ФЗ необходимо в составе аукционной документации уделить внимание вопросу предоставления соответствующих обеспечений и подготовки всех необходимых документов.

Залог денежных средств мало приветствуется у большинства исполнителей (участников торгов), т.к. это связано с неэффективным отвлечением денежных средств из компании. Поэтому банковская гарантия, посредством которой банк берёт на себя ответственность за выполнение поставщиком условий контракта, представляется более привлекательным инструментом.

В рамках 223-ФЗ заказчик может предусмотреть две разновидности обеспечительных мер:

  1. Обеспечение заявки .
  2. Обеспечение исполнения договора (контракта).

Обеспечение заявки вносится всеми участниками закупки. Оно направлено на предотвращение участия в закупке недобросовестных поставщиков, которые не имеют цели подписания договора в случае победы в тендере.

Обеспечение заявки

По общему правилу, предусмотренному в п. 25 ст. 3.2 ФЗ-223, заказчики в рамках данного закона могут самостоятельно определиться со способами обеспечения заявки. При этом им стоит опираться на положения Гражданского кодекса.

Обеспечение заявки может иметь вид:

  1. Денежной суммы .
  2. Иной формы . К другим способам обеспечения по п. 1 ст. 329 ГК можно отнести залог, поручительство и пр.

В п. 12 ст. 3.4 223-ФЗ установлены лишь некоторые ограничения для внесения обеспечения для участников, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (если закупка предусматривает внедрение ограничения на участие для всех компаний, кроме ). Такие участники могут обеспечивать заявку только с помощью банковской гарантии или путем внесения денежных средств.

Порядок внесения обеспечения регулируется Постановлением Правительства «Об утверждении дополнительных требований…» от 2018 года №657.

Для прочих участников закупки мерами по обеспечению заявки по 223-ФЗ могут выступать гарантии от кредитной или коммерческой организации либо внесение . Виды обеспечительных мер определяются заказчиком, а поставщики сами выделяют наиболее предпочтительный способ для внесения обеспечения (заказчик не вправе указывать на одну форму гарантии).

Банковская гарантия

Использование банковской гарантии для обеспечения заявки – удобный для участника способ обеспечения заявки, благодаря которому, тот может не отвлекать средства из оборота. Обычно при небольшой цене договора поставщики вносят нужную сумму деньгами, при крупных контрактах применяют гарантию.

Возможность применения банковских гарантий в договорах по 223-ФЗ прописана в ст. 3 223-ФЗ. Заказчик вправе детально определить условия внесения обеспечения, сроки и порядок его .

Отдельная статья по вопросу применения банковской гарантии в 223-ФЗ не предусмотрена, отсутствует и определение данного термина. Но на основании ст. 368 Гражданского кодекса можно сделать вывод, что под гарантией понимается документ, по которому банк-гарант обязан уплатить бенефициару определенную денежную сумму при наступлении ряда условий.

Схема получения выплаты по гарантии для обеспечения заявки будет выглядеть так: участник не подписывает договор после победы в тендере в положенные сроки. Заказчик обращается в с определенным комплектом документов. Банк перечисляет заказчику сумму обеспечения в качестве компенсации его издержек, которые возникли из-за действий недобросовестного поставщика. В дальнейшем банк сам компенсирует выплаченную сумму с поставщика.

Для получения банковской гарантии поставщику необходимо самостоятельно обратиться в выбранный банк (или в один из рекомендованных заказчиком). Сделать это необходимо заблаговременно. Связано это с тем, что проверка надежности и платежеспособности поставщика занимает определенное время.

Участник может предварительно получить одобрение от банка на определенный лимит гарантии, что в дальнейшем ускорит ее выдачу. За выдачу банковской гарантии участник должен заплатить определенную комиссию, тарифы варьируются в зависимости от банка.

Заказчику стоит предусмотреть в закупочной документации основные условия внесения обеспечения в виде гарантии от банка. К таким условиям можно отнести:

  1. Сумму гарантии .
  2. Сроки действия документа .
  3. Перечень обязательств поставщика , на которые распространяется гарантия.
  4. Условие о том, что гарантия имеет безотзывной характер .
  5. Основания для отказа в выплатах по гарантии .
  6. Основания для получения выплат и документальное подтверждение гарантийного случая .

В самом 223-ФЗ требования к банковским гарантиям не предусмотрены. Заказчикам стоит опираться на положения Постановления Правительства от 2013 года №1005. Здесь подчеркивается, что документ, помимо указанных выше условий, должен содержать перечень обязательств всех сторон: банка-гаранта, поставщика и .

Другие требования и форма банковской гарантии определяются исходя из требований заказчика. Так, например, крупнейший заказчик «Транснефть-Сибирь» принимает банковские гарантии из утвержденного им перечня банков. К самим банковским организациям предъявляют дополнительные требования. Это наличие действующей лицензии, представленность в системе страхования вкладов, положительная кредитоспособность, наличие долгосрочного кредитного рейтинга от международных компаний.

Денежные средства

Заказчик должен прописать в закупочной документации размер обеспечения в виде определенной суммы, реквизиты счета и сроки внесения обеспечения. В случае внесения обеспечения деньгами поставщик прикладывает в состав документации по заявке платежное поручение с указанной в нем суммой обеспечения.

При проведении торгов среди участников из числа СМП обеспечение может быть внесено через блокировку определенной суммы на спецсчете. Данный спецсчет участник обязан открыть перед участием в закупке. Спецсчет открывается не во всех банках, а только в тех, которые были одобрены Правительством (по п. 13 ст. 3.4 223-ФЗ).

Перечень банков для открытия спецсчета был утвержден в Распоряжении Правительства от 2018 года №1451-р. В него вошли 18 банков, соответствующих требованиям. Это Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, ВТБ и пр.

Требования к договору спецсчета прописаны в Постановлении Правительства РФ от 2018 года №626.

Средства на спецсчете блокируются оператором ЭТП, на которой проводятся торги , по окончании срока подачи заявок. Если суммы на спецсчете недостаточно для внесения обеспечения исполнения контракта, то участника возвращается, как не соответствующая требованиям. Порядок прекращения блокировки средств на спецсчете при участии субъектов СМП установлен в Постановлении Правительства РФ от 2018 №657.

Размер и сроки внесения

Размер обеспечения заявки определяется заказчиком самостоятельно с учетом НМЦК и некоторых ограничений по 223-ФЗ. Заказчик ограничивается в своем праве установления требования обеспечения заявки на участие ценой договора по п. 27 ст. 3.2 223-ФЗ.

При подписании договора на сумму до 5 млн р. заказчик не вправе требовать внесения обеспечения заявки. Обеспечение заявки заказчик может потребовать при более 5 млн р. Его размер не должен превышать 5% от начальной цены договора.

Так как законодательно не установлена обязанность установления обеспечения заявок на участие в закупках с ценой более 5 млн р., то нередко заказчики устанавливают другие лимиты. В Положении о закупках по 223-ФЗ можно встретить условие, что обеспечение устанавливается только при цене договора более 10 млн р. или более 20 млн р.

На практике величина обеспечения заявки может составлять 0,5-5% от начальной цены.

В отношении закупок с участием субъектов малого предпринимательства порядок обеспечения заявок определяется законодателями в ином порядке. На основании п. 23 Постановления Правительства «Об особенностях участия…» от 2014 года №1352 обеспечение заявки при торгах с СМП не может превышать 2% от цены контракта. Аналогичные разъяснения содержатся в письме МЭР от 2015 года №Д28и-270.

Заказчиком определяются в закупочной документации сроки внесения обеспечения. Так, нередко встречается требование о предоставлении обеспечения до подачи заявки на участие. В этом случае в состав заявки на участие поставщики, помимо прочей документации, включают документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки. Это могут быть платежное поручение или выписка из банковского счета.

Стандартная сумма обеспечения составляет 5-30% от цены договора.

Возврат

После того как исполнитель полностью исполнит свои обязательства по договору, обеспечение должно быть перечислено ему в полном объеме. За возврат обеспечения не в полном размере без веских оснований заказчику грозит .

Но это правило действует, если обязательства исполнителя выполняются надлежащим образом. Когда в адрес поставщика были предъявлены требования об оплате штрафов и , то по условиям договора заказчика могут наделить правом удержания неустоек из суммы обеспечения.

Регламент возврата обеспечения исполнения договора должен быть предусмотрен самим соглашением. Заказчик может предусмотреть частичный возврат обеспечения, когда будут исполнены обязательства другой стороной (например, завершен определенный этап работ).

Если в качестве обеспечения выступает независимая банковская гарантия, то денежные средства не возвращаются, и гарантия прекращает свое действие после истечения срока выдачи.

Таким образом, на основании 223-ФЗ обеспечение исполнения контракта и заявки на участие не так детально регламентируется, как в 44-ФЗ. Вид, размер и иные условия обеспечения могут регламентироваться заказчиком в Положении о закупках или закупочной документации. В 223-ФЗ указывается только на то, что заказчик может требовать обеспечения заявки на участие при цене более 5 млн р. и в размере до 5%.

В предыдущей статье мы достаточно подробно разобрали вопрос о том, как обеспечивается исполнение госконтрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем, наряду с рынком государственных и муниципальных закупок существует и рынок закупок государственных корпораций, регулируемый Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». И объем сделок, заключаемых на этом рынке, по итогам 2018 года в 3 с лишним раза превысил объем госзакупок. Общая сумма заключенных договоров по 223-ФЗ составила 19,573 трлн. рублей. За тот же период в по 44-ФЗ было заключено контрактов на сумму 6,355 трлн. рублей.
Давайте теперь попробуем разобраться, какие требования существуют к обеспечению исполнения контрактов при участии в закупках по Федеральному закону № 223-ФЗ.
Как ни странно, Федеральный закон № 223-ФЗ напрямую вообще не регламентирует порядок обеспечения исполнения контрактов. Но в ч.1 ст. 2 данного закона установлена обязанность Заказчика при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также принятыми и утвержденными Положениями о закупке.
Далее, в ч. 2 ст. 2 указывается, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке. Такими требованиями являются, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Тем самым, закон предоставляет заказчику право самостоятельно принимать решение о необходимости устанавливать требования об обеспечении исполнения контрактов. Следовательно, требования по обеспечению исполнения контрактов может быть включено Заказчиком в документацию о закупке при условии, что включение такого рода требований предусмотрено (или допустимо) утвержденным Положением о закупке.
Таким образом, размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контрактов установлен в Положении о закупках конкретного Заказчика, а также в документации о проведении закупки. Способ обеспечения участник может выполнить самостоятельно, если он не указан в Положении или в документации о такой закупке.
Какой способ обеспечения предпочтителен для исполнителя - денежный депозит или банковская гарантия? Разумеется, банковская гарантия , поскольку найдется немного исполнителей, готовых вывести из оборота денежные средства и заморозить их на весь срок исполнения контракта. Но при самостоятельном выборе способа обеспечения исполнения контракта Специалисты рекомендуют предварительно согласовать его с заказчиком, и желательно в письменной форме. Отсутствие конкретных указаний на способ обеспечения в Положении и закупочной документации может стать поводом для недобросовестного заказчика отказать в принятии банковской гарантии. И чем меньше таких поводов будет у заказчика, тем лучше для исполнителя.

Если с денежным депозитом все более или менее ясно, то о банковских гарантиях обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, есть необходимость поговорить подробнее.
На практике, в Положениях о закупке обычно указывают на возможность обеспечения исполнения контракта, а нужно оно или нет в каждом конкретном случае - это указывается в закупочной документации. Таким образом, заказчик оставляет себе свободу действий и возможность выбора в зависимости от видов закупочных процедур, предметов закупки, условий исполнения контракта и т.п. Но, что особенно важно для исполнителей, в Положениях часто присутствуют требования к банкам-гарантам и требования к банковским гарантиям.
Как выглядят требования к банкам-гарантам? Они могут быть представлены одним из трех вариантов:
1. Конечный список из банков, гарантии которых готов принять заказчик.
2. Требования к финансовым показателям банков (например, не менее 3 млрд. рублей по размеру капитала) или место в соответствующих рейтингах (например, ТОП 10 или ТОП 100 по размеру активов).
3. Требования к кредитным рейтингам (например, рейтинги агентств НРА или AK&M не ниже А).
К чему это приводит? Для заказчика, безусловно, это возможность снизить свои риски, получив в качестве обеспечения исполнения контракта гарантии тех банков, которым он доверяет. А для исполнителя это может стать серьезной проблемой. Предположим, что Ваша компания собирается заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг на сравнительно небольшую сумму. А заказчик при помощи одного из указанных выше трех способов отобрал 1,5 - 2 десятка крупных банков.

Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Большой перечень банков, высокий процент одобрения

Вы когда-нибудь пробовали получить гарантию на несколько сотен тысяч или несколько миллионов рублей в каком-либо банке из числа ТОП 10 или ТОП 20? Попробовав, Вы с удивлением узнаете, что Ваша компания с объемом годовой выручки в несколько десятков миллионов рублей (чем Вы не без оснований гордитесь) как клиент крупным банкам совершенно не интересна. Кроме того, рассмотрение вопроса о предоставлении кредитных продуктов, как правило, занимает не менее 2 недель и требует подготовки огромного количества документов.
Надеюсь, Вы уже поняли, что можете столкнуться с серьезными трудностями при попытке обеспечить банковской гарантией исполнение контракта по Федеральному закону № 223-ФЗ. Для того чтобы избежать неприятностей эксперты Кредитно-страхового агентства рекомендуют внимательно изучать не только закупочную документацию, но и, в обязательном порядке, Положение о закупках. И реально оценивать свои возможности по обеспечению, как банковской гарантией, так и денежными средствами. Если возникают сомнения, обратитесь к специалистам . Конечно, они не смогут чудесным образом разрешить все проблемы, но, по крайней мере, профессионально оценят шансы на получение банковской гарантии и подскажут возможные варианты ее получения. А решение, как всегда, будет за Вами.
В заключение скажем несколько слов о различиях в обеспечении исполнения контрактов банковскими гарантиями по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этом вопросе существуют два существенных отличия:
1. По Федеральному закону № 44-ФЗ банковская гарантия обязательно должна быть включена в Единый реестр банковских гарантий. Без наличия банковской гарантии в реестре заказчик не имеет права принимать такую банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. Федеральный закон № 223-ФЗ не требует внесения банковской гарантии в Единый реестр.
2. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ банковская гарантия должна быть получена только в банке, входящем в официальный перечень Министерства финансов РФ.

Правительство установило, что такие банки должны одновременно соответствовать следующим требованиям:

  • наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн рублей, рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;
  • наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "BB-(RU)" (до 1 января 2020 года - не ниже уровня "B-(RU)") по национальной рейтинговой шкале для РФ Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВВ-" (до 1 января 2020 года - не ниже уровня "ruB-") по национальной рейтинговой шкале для РФ Рейтингового агентства"Эксперт РА".

Федеральный закон № 223-ФЗ не выдвигает никаких требований к банку-гаранту, предоставляя заказчику право при необходимости определить эти требования по своему усмотрению, отразив их в Положении о закупках.
О сложностях, возникающих у исполнителя в связи с правом заказчика самостоятельно определять требования к банкам-гарантам, мы уже писали выше. Отсутствие единого реестра банковских гарантий по Федеральному закону № 223-ФЗ также не добавляет уверенности исполнителям. В этом случае повышается вероятность нарваться на мошенников, которые присутствуют на этом рынке в достаточном количестве. Единственный выход из такой ситуации, который мы можем предложить исполнителю, это работать напрямую с банками, или только с теми брокерами, которым Вы доверяете. Перед оплатой счетов за получение гарантии, не забывайте лишний раз проверить реквизиты и адрес получателя - банка-гаранта. Кроме того, Вы всегда можете проверить подлинность полученного договора и счета на оплату, обратившись непосредственно в банк, по телефонам, указанным на официальном сайте банка.
В заключение скажем - да, при работе на рынке закупок госкомпаний действительно много подводных камней. Но знать о возможных проблемах и путях их решения - это уже большая часть успеха.
Чтобы выиграть торги для начала надо принять в них участие. Дорогу осилит идущий!

223-ФЗ прослыл более лояльным законом, нежели 44-ФЗ. На то есть все основания - его статьи не возводят твердые рамки для заказчиков, а, напротив, создают почву для свободного выбора. Всё так и не так, когда дело касается обеспечения исполнения контракта. В частности, для субъектов малого и среднего бизнеса.

В чём заключается “иллюзия свободы” и как обеспечить контракт по 223-ФЗ корректно - разберёмся в статье.

А нужно ли оно на самом деле

В Федеральном законе № 223 ничего не сказано про то, что контракт заключается лишь после предъявления участником обеспечения. Но на практике организатор тендера имеет право его затребовать.

Его форма, условия и размер указываются в документации и в Положении о закупке по ч.2 ст.2 и ч.10 ст.4. 223-ФЗ. Но не всегда в двух сразу - и это нормально. Если заказчик нигде не указал подобные сведения, то вид обеспечения - на выбор участника (то есть любой).

Чтобы быть спокойным и не потратить время зря, лучше отправить организатору письменный уточняющий вопрос о желаемой форме обеспечения. Переписка - полноценное доказательство необоснованных придирок заказчика.

Примечание

Извещение о закупке публикуют в ЕИС. В нем можно найти требования к форме и размеру обеспечения.

Формы обеспечения контракта

По ч.1 ст.2 223-ФЗ в закупках стороны руководствуются также Гражданским кодексом РФ. Последний устанавливает формы обеспечения сделки в п.1 ст. 329.

Нормативные документы лишь очерчивают границы допустимого, но выбор делает заказчик. Чаще всего он останавливается на банковской гарантии или денежном взносе.

Как обеспечить деньгами

Если торги не электронные, то победивший участник перечисляет денежный взнос заказчику посредством платежного поручения на расчетный счет, указанный в извещении. В назначении платежа прописывает реквизиты контракта. Иногда заказчик приводит в документации то назначение платежа, которое нужно указать при перечислении.

После получения отметки банка “Исполнено” платежное поручение прикрепляют к подписанному контракту. Если поставщик или подрядчик исполнят свои обязательства, то обеспечение им вернется.

Если торги электронные, то сумма обеспечения блокируется на спецсчете исполнителя. Подробнее про спецсчета можно прочитать в нашей .

Банковская гарантия по 223-ФЗ

Заказчик хочет быть уверен, что контракт исполнят, как он задумывал и прописывал в документации. Но подрядчиков и поставщиков много, и все они разные. Предлагая банковские гарантии, кредитные организации подарили спокойствие организаторам торгов, а исполнителям - возможность получить лакомый заказ.

Бенефициар - заказчик, в пользу которого выдается БГ. Последняя страхует исполнение его контракта. Государственное или муниципальное предприятие, которое имеет доступ к бюджетным деньгам.

Принципал - лицо, которое оформляет выпуск БГ для участия в тендере или для заключения контракта после победы в нем. Организация или индивидуальный предприниматель, желающие получить госзаказ посредством тендера.

Гарант - любой банк, отвечающий требованиям 223-ФЗ и заказчика. Поручитель участника торгов перед организатором.

Банк сам проверяет платежеспособность и ответственность участника. Заказчик получает готовый результат - надежного контрагента. Последний рад - с ним охотнее сотрудничают.

223-ФЗ - благодатная почва для управленческих решений. Кто-то требует обеспечение контракта, а кто-то - нет. Это прописывается в Положении о закупках. Однако обязательные условия для БГ в законе есть. Среди них:

  • безотзывность - когда ни участник, ни заказчик, ни банк не могут прекратить действие гарантии на установленных условиях;
  • наличие в тексте БГ обязательств и прав сторон, сумм выплат и срока действия.

Важно! У организатора торгов есть лишь 3 дня, чтобы отвергнуть или принять гарантию от участника.

Для каких целей нужна

    Обеспечение исполнения контракта.

    Суть БГ в том, что банк выплатит компенсацию заказчику (бенефициару), если исполнитель (принципал) не выполнит или выполнит заказ недобросовестно.

    БГ выдается победителю для последующего заключения контракта. Предоставление такого поручительства от банка порой является для заказчика обязательным, но всё же требуется не всегда.

    Возврат аванса.

    Банк гарантирует бенефициару возврат денежной суммы в размере предоплаты, перечисленной принципалу. Последний при этом должен нарушить условия контракта. Например, использовать полученные средства не по назначению.

Есть ли отличия в гарантиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Да, есть. 223-ФЗ в целом предоставляет гораздо больше свободы и заказчику, и участнику. Банковские гарантии по 44-ФЗ находятся в более узких рамках.

  • Федеральное казначейство ведет реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov , куда в обязательном порядке вносится каждый вновь выпущенный документ. Без этого не может быть и речи о продолжении сотрудничества. По 223-ФЗ вносить гарантии в этот реестр не требуется.
  • По 223-ФЗ обеспечивать контракт не обязательно. Заказчик утверждает необходимость этого и другие аспекты, связанные с обеспечением, в ПЗ согласно ч.2 ст. 2 этого же закона.
  • По 44-ФЗ банк-гарант должен быть строго из списка Минфина. В 223-ФЗ такого ограничения нет.

Почему банковская гарантия выгодна всем

    Банковская гарантия - удобный способ обеспечения исполнения контракта для участника.

    Комиссия за такую услугу составляет 3-4%, а ставки по кредитам - от 12 до 24%. Гарантия выигрывает даже перед внесением собственных средств в качестве обеспечения, ведь не требует отвлечения денег из оборота.

  • Участник может оформить несколько банковских гарантий и поучаствовать в разных тендерах, а с кредитами так не выйдет.
  • Гарантия - снижение финансовых рисков для заказчика
  • Легко получить. Гарантию можно оформить удаленно. Чтобы забрать документ- не обязательно появляться в офисе.

Сколько нужно обеспечить

Заказчик устанавливает размер обеспечения самостоятельно. Однако в деловой практике многое перекликается с 44-ФЗ, например:

  • Если по договору есть предоплата, то размер обеспечения, как правило, такой же. Но в любом случае не превышает сумму аванса.
  • В контракты на сумму до 50 млн. рублей вносят требование об обеспечении в 5-30% от неё.
  • Если сделка крупная, то и 10% от НМЦК (но не больше предоплаты).

Кого относят к МСП

Выписка из единого Реестра МСП - основание для участия в закупках не на общих основаниях по 223-ФЗ наряду с декларацией соответствия.

Важно! Форма декларации представлена в ПП №1352 от 11.12.14. Без этого документа субъект не сможет участвовать в торгах по 223-ФЗ на особых условиях.

Примечание. По Федеральному закону № 313 от 03.08.2018 сведения о соответствующих организациях вносят в Реестр МСП. Для этого в налоговую предоставляют сведения не позднее июля каждого года. После проверки информации 10 августа реестр обновляется - из него можно выгрузить выписку.

Но выписка - это следствие. В первую очередь нужно удовлетворять характеристикам, применяемым к МСП. Итак, кто они такие?

Субъекты малого и среднего бизнеса (в тексте - МСП) - это индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые ведут коммерческую деятельность для получения прибыли.

В таблице приведены численные значения, определяющие МСП.

Для МСП другие требования к обеспечению - какие

Согласно п.8 ПП №1352 организаторы тендеров составляют перечни товаров, работ и услуг, которые планируют закупать исключительно у малого и среднего бизнеса. Этот документ они размещают на сайте компании и в ЕИС.

В перечень можно периодически вносить изменения, если это предусмотрено в ПЗ.

Важно! По ч. 5 ПП №1352 от 11.12.14 объем закупок у МСП за год должен быть 18 и более процентов от общего стоимостного объема заключенных сделок заказчика за год. Тендеры, которые не принимаются в расчет, есть в ч.7 вышеназванного Положения Правительства.

Одно из преимуществ - размер обеспечения не должен быть больше 5% от цены контракта на основании ч.25 ПП №1352 от 11.12.14 (если не предусмотрен аванс). При наличии в договоре авансирования - в размере аванса.

Также для исполнителей МСП срок заключения договора может быть меньше, чем для крупных компаний. Ведь для них не установлен минимальный срок, а максимальный - 20 дней. Для остальных групп исполнителей по ч. 15 ст. 3.2 223-ФЗ сделка заключается не ранее чем через 10 дней после размещения протокола в системе закупок.

МСП выбирают способ обеспечения сделки самостоятельно: БГ, деньги или другое, предусмотренное тендерной документацией.

Важно! Согласно ПП от 10.05.2018 №564 размер платы за победу в тендере - 1% от цены сделки, но не больше 2000 рублей. По запросу оператора ЭП эта сумма взимается с обеспечения, которое находится на спецсчете в банке, после её разблокировки. Оператор может уменьшить плату - внимательно читайте документацию тендера.

Если заказчик проводит торги для этой категории лиц, то в документации тендера и в извещении должна быть сделана соответствующая пометка «Только для субъектов малого и среднего бизнеса».

Важно! Максимальная начальная сумма сделки, которая проводится только среди МСП, не может превышать 400 млн. рублей по ч.18 и ч.19 ПП №1352.

Можно ли заменить обеспечение

По ч.11 ст. 4 заказчик может поменять вид обеспечения исключительно до рассмотрения заявок.

Исполнитель также вправе изменить обеспечение контракта. В 223-ФЗ это не запрещается, а в Письме Минэкономразвития РФ № Д28и-1819 от 22 июня 2015 - разрешается (при условии, что такую возможность допустил сам заказчик в Положении о закупках).

Для этого участник тендера пишет письмо на фирменном бланке в адрес организатора с уведомлением о новом обеспечении сделки. И предоставляет документ из банка, подтверждающий это.

Когда заказчик вернет обеспечение исполненного контракта

После того как подрядчик/поставщик выполнил заказ, по закону заказчик обязан вернуть ему обеспечение в сроки, установленные контрактом и тендерной документацией. Они могут быть любыми - на усмотрение организатора.

Организация подтверждает исполнение обязательств актами приема-передачи, накладными или счетом-фактурой.

Если обеспечение денежное, то исполнитель отправляет заказчику письмо на фирменном бланке с просьбой вернуть его. В тексте указывают реквизиты расчетного счета.

С банковской гарантией ещё проще - обеспечение принципала возвращается в соответствии с договором о БГ. Чтобы избежать сложностей, в тексте подробно и понятно описывается ситуация, при которой этот возврат возможен.

Иногда обеспечение не возвращается - почему

  • поставленный товар с дефектами;
  • выпуск БГ не подтвержден при обращении в банк (документ не прошёл проверку);
  • доставка товара просрочена на 20 дней и больше;
  • товар без документов, подтверждающих качество;
  • поставщик неоднократно нарушает условия сделки, поставляет товар неприемлемого качества.

Внимательное отношение к срокам и стандартам качества товара и услуг - первая обязанность исполнителя. Нарушая условия договора, поставщик подводит заказчика. Последний забирает обеспечение или его часть в качестве штрафа за отклонение от требований контракта.

Что нужно запомнить

  1. Обеспечение исполнения контракта - страховка для заказчика от финансовых потерь, которые следуют за недобросовестной работой поставщика или подрядчика.
  2. 223-ФЗ лишь в общих чертах устанавливает нормы для крупных заказчиков. Для МСП закупочная деятельность имеет свои особенности, описанные в ПП №1352 от 11.12.14.
  3. 223-ФЗ не накладывает ограничения на размер обеспечения. Решение за организатором тендера.
  4. Заказчик обязан определить размер, форму и прочие требования к обеспечению исполнения контракта в Положении о закупках и/или конкурсной документации.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх