Автор считает необходимым рассматривать социальное государство. Задания C1–C4 в ЕГЭ по обществознанию. Определите, какие положения текста носят

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Да, нужно.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Внимательно прочитать задание;
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание;
стараться выполнить все задание;
если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов
не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Пример задания
Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3.

С4.

Ответ:

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:
1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

Указаны три функции

Указаны две функции

Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
- расширение производства общественных благ;
- создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
- налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
- избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Максимальный балл

Обществознание является, по статистике, самым востребованным предметом на ЕГЭ на протяжении ряда лет и одним из самых сложных для сдачи экзамена. Сложность объясняется интегративным характером предмета: обществознание включает в себя восемь содержательных линий и объединяет шесть общественных дисциплин – философию, правоведение, экономику, социологию, культурологию, политологию.

Однако подготовиться к ЕГЭ вполне реально. Существует три способа подготовки: индивидуальные занятия с репетитором, занятия на подготовительных курсах, самостоятельная подготовка. Занятия на курсах и с преподавателем требуют определенных материальных затрат, к тому же не всегда возможны для ребят, проживающих в глубинке. Сегодня вполне реально подготовиться самому к ЕГЭ, потому что для этого имеется много ресурсов – учебные пособия, онлайн-курсы, различные компьютерные программы.

С чего же начать подготовку? Прежде всего нужно скачать программу по обществоведению на сайте Министерства образования (лучше не базового, а профильного уровня). Материал распределить по темам, и составить план занятий, распределив темы и отдельные вопросы по дням. Обязательно оставьте время для повторения изученного материала (примерно 10-20% от общего времени). Подготовка к экзамену должна быть системной, поэтому заниматься нужно каждый день (оставив воскресенье для отдыха) в течение 1,5 часов. При этом не забывайте чередовать работу и отдых – 45 минут работы, затем 10-минутный перерыв, и снова 45 минут посвятить изучению материала.

При подготовке к экзамену целесообразно использовать не только школьные учебники, но и другие учебные пособия. Сегодня предлагается огромное количество различных печатных материалов, однако они зачастую содержат устаревшие сведения, неточности и т.д., поэтому надо выбирать учебные пособия, рекомендованные Федеральным Институтом педагогических измерений или Министерством образования.

При работе над материалом обязательно делать записи в структурированном виде, составляя план темы, таблицы, схемы. При работе с теоретическим материалом важно акцентировать свое внимание на главных мыслях. Используйте разный цвет ручки при записывании материала, чтобы при повторении важные моменты бросались в глаза.

Особенно важно правильно работать с понятиями, записывая их в отдельную тетрадь, и периодически повторяя. Хорошим способом усвоения понятий является составление таблицы понятий, которая разрезается на части, как своеобразный пазл, и затем к определению понятия подбирается термин.

Можно составлять гнезда понятий, когда наряду с данным понятием включаются более широкие понятия, включающие в себя это понятие, и более частные понятия, входящие в него.

Поскольку основные сложности на экзамене вызывают задания третьей части, нужно постоянно тренировать свои навыки и умения для их успешного выполнения.

Для подготовки к выполнению задания С8 тренируйтесь составлять сложный план к каждой изучаемой теме. Он состоит как минимум из трех пунктов, два из которых имеют подпункты. Не забывайте, что формулировка пунктов плана должна максимально раскрывать тему.

Очень важно заранее тренировать свои навыки написания эссе (задание С9).

Помните, что хорошее эссе обязательно должно содержать суть проблемы, четкую формулировку вашей личной позиции по ней, подкрепленную аргументированными примерами (определениями, цитатами), и выводы. Очень важно научиться выявить из высказывания обществоведческую проблему и перевести ее в категорию понятий курса. Для этого нужно обращать внимание на категорию, к которой относится высказывание.

Постоянно выполняйте различные тесты для ознакомления с их структурой и конструкцией. При этом обязательно засекайте время для их выполнения, поскольку на ЕГЭ время ограничено. Правильность выполнения тестов групп А, В можно проверять на сайтах, задания группы С можно показать своему учителю. Обязательно выполните демонстрационные тесты на сайте ФИПИ не только за 2013 год, но и порешайте тесты за предыдущие годы. Там же ознакомьтесь с критериями оценивания того же эссе, что поможет лучше понять, что ожидают увидеть в нем эксперты.

Так как некоторые задания группы А и часть заданий группы С предполагают наличие широкого кругозора, регулярно следите за новостями с помощью газет, телевидения, интернета, чтобы быть в курсе текущих общественно-политических событий в стране.

Завершив изучение материала, используйте правило «трех карандашей»: выделите одним цветом хорошо усвоенный материал, вторым цветом – слабо усвоенный, третьим цветом – те вопросы, которые не знаете совсем или знаете очень плохо. После этого начните повторение именно с плохо усвоенных тем, затем – слабо усвоенных, и в конце повторите хорошо усвоенные темы. Это позволит вам ликвидировать пробелы в знаниях.

Последний день перед экзаменом следует посвятить общему повторению – просмотру планов тем, своих записей, и выполненных тестов.

Социальное государство – это государство, которое берет на себя в объеме, соответствующем его возможностям, обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – нача­ле XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объек­тивных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржу­азного общества, когда в противоречие вошлидва его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов:

1) Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого го­сударства. При этом они понимали, что, в конечном счете, такая свобода при­ведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

2) Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значе­ния индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчиненоприн­ципу равенства, обеспечивать который – задача государства. Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предприниматель­ства и рыночного хозяйства, имел, т.о., экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств.

Однако по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального го­сударства, понимание его особых качеств и функций. В дальнейшем идея социального государства начинает получать все боль­шее признание, воплощаться в практике и конституциях современных го­сударств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социального государства выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств.

На Западе идея социального государства связана с идеей государства всеобщего благоденствия» – любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем, чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни.

Т.о., социальное государство необходимо рассматривать в виде достигнутого состояния, факта государственной жизни общества либо в виде благородной социальной идеи, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае, социальное государство – это исторический тип государства, который отличается от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике. Выделяют три типа социального государства :

o т.н. позитивное государство – социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов (государство контролирует социальную обеспеченность граждан, а его политика служит целям такого контроля);

o собственно социальное государство – проводит политику обеспечения занятости населения и гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенство шансов на успех;

o государство благоденствия – устанавливается равенство всех в социальном отношении.

Очевидно, что в основе социального государства лежит идея ответственности государства за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых условий (возможностей) или выравнивание этих возможностей. Социальным будет в этом смысле то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого, является создание условий для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демокра­тии, гражданского общества и должно бытьправовым в современном значе­нии этой характеристики. В настоящее времяправовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Сегодня не все государства могут реально защитить все важнейшие социальные права граждан. Основная причина – состояние экономики страны. Ведь известно, что социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития страны, позволяющем разумно перераспределять средства и ресурсы, сохраняя свободу рыночных отношений и предпринимательства.

Признаки социального государства :

o высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

o социально ориентированная структура экономики;

o формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально-ориентированной политики;

o разработка государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;

o утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому достойные условия жизни, социальную защищенность, равные стартовые условия для самореализации личности;

o развитое социальное законодательство;

o социальная ответственность государства по отношению к свом гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению.

Функции социального государства :

o поддержка социально незащищенных слов населения (безработных, пенсионеров )

o охрана труда и здоровья людей;

o поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

o сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов; специальных социальных программ;

o поощрение благотворительной деятельности;

o борьба с безработицей (выплата пособий, обучение новым профессиям )

o участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и других социальных программ.

Понятие «социальное государство» – новое для российского законодательства . Впервые употреблено в Конституции РФ 1993 г. В ст. 7 Конституции закреплено, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни свободного развития человека. Под достойной жизнью понимается в первую очередь материальная обеспеченность на уровне стандартов современного общества, но не ниже прожиточного минимума. Под свободным развитием человека предполагается равный доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности человека, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности. В Конституции РФ приводится перечень социальных гарантий: гарантированный минимум заработной платы, поддержка людей с пониженной трудоспособностью и пр.

Идеи социальной нравственности и гарантированность социально-экономических и культурных прав требуют долговременных социальных программ и постоянных усилий государства. Конституционное положение о том, что Россия – социальное государство, является программным, так как оно определяет цели государства, еще не достигшего уровня социального. Это объясняется недостаточностью материальных возможностей государства, отсутствием среднего класса собственников, развитого гражданского общества. Поэтому, представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех.

Л.Н. КОЧЕТКОВА. Философский дискурс о социальном государстве.

М.: ИНФРА-М, 2012, 216 с.

Что такое социальное государство? Казалось бы, статья Конституции РФ, правоведы, экономисты и политологи дают исчерпывающий ответ на этот вопрос, понимая под социальным государством такое государство, которое обеспечивает своим гражданам достойный уровень жизни. Однако при определении конкретных качественных и количественных параметров достойности жизни у экспертов возникают существенные разногласия. Хотя те и другие признают, что социальные цели очень важны: для одних - из теоретических соображений, для других - из политических.

Говоря о необходимости социального государства в современной России, ученые обычно ссылаются на международно-правовые обязательства Российской Федерации или на воспоминания о патерналистском советском прошлом, отказ от которого болезненно воспринимается нашим обществом. Представляется, что это всего лишь эмпирический уровень. Теоретический же подход к исследованию социального государства, выявляющий его аксиологическое значение, должен прежде всего опираться на новую методологию исследования этого феномена, и в этом смысле работа Л.Н. Кочетковой вызывает определенный интерес.

В книге предпринята, на наш взгляд, удачная попытка дать философский анализ социального государства, опираясь на идеально-типическую методологию М.Вебера в единстве исторического и логического аспектов, и показать аксиологическое значение этого феномена в эпоху постмодерна.

Суть позиции автора заключается в том, что социальное государство является закономерным этапом развития теории и практики правового государства. Именно правовое государство взаимосвязывает частную и публичную автономию гражданина и находит в этом свою легитимирующую основу. Из этого следует, что должен существовать исторический момент, когда социальное государство переходит из плана долженствования в план существования, из теоретического концепта превращается в реально существующий и эмпирически констатируемый социально-политический феномен.

Первая теория социального государства, по мнению Л.Н. Кочетковой, была разработана в трудах крупного немецкого мыслителя XIX в. Лоренца фон Штейна. На основании анализа его работ автор книги показывает, что с развитием капиталистических отношений наступил качественно новый этап во взаимосвязи государства с интересами человека, а именно, произошла «социальная переориентация государства» (с. 101). Эта переориентация проявилась в том, что если прежде целью государства была политическая легитимизация сословно-классовых делений, то теперь его целью становится обеспечение условий развития нового гражданского общества, центральной фигурой которого является индивид-собственник.

Причина этой коренной переориентации заключается в появлении нового типа социального субъекта: если прежде субъектами общества были политически привилегированные и политически зависимые классы, то теперь, с развитием товарно-денежных отношений, новый политический субъект все чаще выступает как самостоятельная и отдельная социальная величина в обществе. С этого момента начинается эпоха модерна в европейской истории. При этом, если использовать марксистскую терминологию, речь идет о появлении нового типа социального субъекта, который не связан непосредственно со становлением класса буржуазии как антипода пролетариату. А именно - о мелкой буржуазии, мелких собственниках, из которых с развитием капиталистических отношений начали выделяться и класс собственников средств производства - капиталисты, и класс пролетариев, лишенных собственности, а значит и лишенных человеческого достоинства согласно теории естественных прав человека.

Л.Н. Кочеткова аргументировано доказывает, что для преодоления этого расщепления гражданского общества на «достойных» и «недостойных» граждан, а значит возможности распада социума в результате пауперизации населения и классовой борьбы, и возникла теория социального государства, в рамках которой государство брало на себя социальные обязательства и гарантировало решение социальных проблем через создание общественной собственности в виде целевых фондов социального и иного страхования. Именно общественная собственность как антитеза частной собственности могла обеспечить индивиду уверенность в завтрашнем дне в условиях нестабильности рыночной экономики.

При этом, конечно, нельзя идеализировать ситуацию. Новая ориентация государства на гражданина не отменяет его ориентации на защиту интересов экономически сильного класса, более того, обеспечение политической свободы и социальной мобильности представителям низших классов было в интересах буржуазии, которой нужны были свободные, производственно мотивированные трудовые ресурсы. В конечном счете, буржуазии нужен работник — свободный и независимый член гражданского общества. В этой связи ориентация государства на защиту интересов буржуазии не противоречит его ориентации на защиту интересов всякого человеческого индивида как члена гражданского общества. В данном случае возникновение социального государства - это не акт альтруизма, а достижение своеобразного классового компромисса на базе капиталистического способа производства.

Из сказанного вытекает ответ на вопрос о том, является ли социальное государство каким-то особым типом государства. На основе идеально-типической методологии Л.Н. Кочеткова показывает, что социальным может быть государство любого типа, независимо от формы правления. Согласно позиции автора, «социальное государство - это не столько тип, сколько новое состояние правового государства, новый этап его развития, которой наступает при индустриальном капитализме, когда становится очевидным, что полная самозанятость в гражданском обществе невозможна и наемный труд имманентно необходим» (с. 102). Из такого понимания социального государства следует, что оно может возникнуть лишь в классовом обществе в целях сохранения его стабильности и решения социального вопроса, обострившегося на основе классовых противоречий.

Концептуально это новое состояние государства Л.Н. Кочеткова характеризует, во-первых, наличием добровольно взятых на себя государством обязанностей перед обществом, представленным классами и индивидами; во-вторых, заинтересованностью самого государства в выполнении этих обязанностей, причем в основе этого интереса лежит определенная объективная связь между положением личности в обществе, стабильностью общества и развитием государства. Иначе говоря, государство становится заинтересованным иметь фундамент демократической легитимации власти.

Таким образом, идеальный тип социального государства выражается в его инвариантных характеристиках, которые являются постоянными, присущими ему всегда, независимо от того, какие исторически конкретные формы принимает социальное государство.

Первая характеристика - это обязательственная природа социального государства. Она выражается в том, что правовое государство под угрозой утраты своей легитимности принимает для сохранения стабильности гражданского общества новые определенные обязанности по отношению к своим гражданам, что проявляется в признании им соответствующих социальных прав граждан. Заметим, что из констатации обязательственной природы социального государства вытекает возможность рассматривать его как программу, а значит, и оценивать по таким критериям, как эффективность, осуществимость, релевантность состоянию общества.

Вторая характеристика фиксирует то, что содержание обязанностей социального государства и соответствующих прав граждан состоит в обеспечении возможностей для реализации частной и публичной автономии граждан, т.е. возможности для каждого человека испытать чувство свободы и ответственности, как за свою судьбу, так и за судьбу своего сообщества. Достигается это за счет признания факта несамостоятельности и нестабильности гражданского общества на индустриальной фазе развития капитализма и, как следствие, необходимости обеспечения государством своим гражданам минимальных жизненных условий.

Третья характеристика - это признание абсолютного равенства социальных и иных прав всех граждан, а также их внутренней взаимосвязи, независимо от их принадлежности к классам или иным социальным группам, недопустимость никакой дискриминации. Именно это означает признание равного человеческого достоинства за всеми гражданами. В этой связи государство, поддерживающее кастовость общества, не делающее в своей политике ничего, что было бы направлено на разрушение жестких перегородок между социальными слоями, не может считаться социальным.

Четвертая характеристика - это реальная заинтересованность государства в проведении активной социальной политики в целях собственного самосохранения, основывающаяся на неизбежной тотальности государства и гражданского общества.

С учетом выявленных типичных характеристик Л.Н. Кочеткова даёт следующее определение социального государства как идеального типа: «Социальное государство - это государство классового общества, которое с целью сглаживания классовых противоречий и стабильного развития рыночной экономики, гарантирует каждому гражданину такие стандарты материальной жизнедеятельности, которые позволяют ему реализовывать свое право на частную и публичную автономию» (с. 103). В этой связи социальное государство можно определять и как институционализированный классовый компромисс, имеющий своей легитимирующей основой активное создание властью возможностей для удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей индивидов в условиях демократии.

Как справедливо замечает автор книги, невозможность выполнения государством своих обязательств ведет к кризису социального государства. Например, в условиях глобализации западные политики были вынуждены создавать преференции для капитала, которые привели к сокращению налоговой базы и реальных доходов населения, что создало невозможность выполнения социальных обязательств государством. Данная ситуация вызвала шквал неоконсервативной критики социального государства и попытки демонтажа его институтов, и только разразившийся мировой кризис, вновь акцентирующий вопросы социальной справедливости, социальных гарантий и стабильности гражданского общества, приостановил эти процессы.

Нельзя не согласиться с автором в том, что правовое (конституционное) закрепление социальных прав - это лишь один из критериев социального государства. Большое значение имеет то, в какой мере обеспечены правовые гарантии выполнения государством социальных обязательств. Например, как показывает опыт практической реализации принципов социального государства в Российской Федерации, обеспечение этих гарантий может осуществляться на очень низком уровне. И здесь автор правомерно утверждает, что «необходимым условием реализации принципов социального государства в российских условиях является законодательное установление четких социальных стандартов, которые соответствуют конкретно-историческому содержанию концепта «достойная жизнь» (с. 143). Именно чёткие социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», зафиксированные в качестве государственных целей в Конституции РФ, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей.

В этом плане философский дискурс о социальном государстве не заменяет собой усилия представителей частных социальных наук в выработке конкретных экономических, политических и социальных критериев социального государства, а является призывом к совместной деятельности по созданию современной теории социального государства, применимой для оценки конкретной деятельности государства в социальной сфере и выработки основных направлений социальной политики.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что книга Л.Н. Кочетковой дает не только методологический и теоретический ориентиры для ученых, исследующих социальное государство, но и открывает аксиологические перспективы для политиков, не позволяющие в процессе всеобщей модернизации забыть о непреходящей цивилизационной ценности данного феномена для человека и общества.

В.П. Ляшенко

Совпадает ли по­зи­ция ав­то­ров по во­про­су о роли го­су­дар­ства в ры­ноч­ной экономике? При­ве­ди­те по од­но­му по­ло­же­нию из каж­до­го текста, под­твер­жда­ю­ще­му ваш вывод.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

А. Фелдстайн

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии... Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

Р. Альфонсин

Пояснение.

1) В ответе двется оценка государственного перераспределения каждым из авторов:

2) В ответе дается объяснение смысла понятия, например: налог - обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Укажите три от­ри­ца­тель­ных последствия, к которым, по мне­нию автора пер­во­го текста, ведет го­су­дар­ствен­ное регулирование в усло­ви­ях рынка. Опи­ра­ясь на зна­ния из курса обществоведения, по­пы­тай­тесь доказать не­обос­но­ван­ность одного из этих следствий.

Пояснение.

1) В от­ве­те могут быть при­ве­де­ны следующие ар­гу­мен­ты против го­су­дар­ствен­но­го регулирования в усло­ви­ях рынка:

Нестабильность развития;

Инфляция;

Снижение про­из­во­ди­тель­но­сти труда;

Упадок научно-исследовательских работ;

Снижение рождаемости;

Медленный рост ос­нов­но­го капитала.

2) Учащиеся могут показать, что, к примеру, упа­док научных исследований, является, как правило, не след­стви­ем чрезмерного вме­ша­тель­ства государства в экономику, а ре­зуль­та­том обратного про­цес­са - не­до­стат­ка государственного фи­нан­си­ро­ва­ния науки.

Какие, на взгляд автора вто­ро­го текста, по­лез­ные функции вы­пол­ня­ет государство в усло­ви­ях рынка? (Укажите три функции.) Опи­ра­ясь на зна­ния из курса обществоведения, при­ве­ди­те еще три любые экономические функции го­су­дар­ства в усло­ви­ях рыночной экономики.

Пояснение.

1) В от­ве­те могут быть ука­за­ны следующие функ­ции государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния в усло­ви­ях рынка, взятые из второго текста:

Борьба с монополизмом;

Установление равноправия;

Перераспределение доходов;

Поддержка малых и сред­них компаний;

Развитие здра­во­охра­не­ния и образования.

3) До­пол­ни­тель­но могут быть на­зва­ны такие функции:

Эмиссия денег и регулирование денежного обращения;

Борьба с негативными внешними эффектами, например охрана окру­жа­ю­щей среды от загрязнения промышленными отходами;

Борьба с высокой инфляцией;

Регулирование занятости и др.

Пояснение.

1) В от­ве­те указывается, что по­зи­ции ав­то­ров по во­про­су о роли го­су­дар­ства в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке не сов­па­да­ют (существенно различаются).

2) В под­твер­жде­ние вы­во­да могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие высказывания:

- «Усиление роли пра­ви­тель­ства пред­став­ля­ет собой се­рьез­ную при­чи­ну ухуд­ше­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния нашей экономики»;

- «Государство не долж­но от­ка­зы­вать­ся от своей роли перераспределения, оно также не может от­дать свою роль в развитии».

За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?

3. Автор утверждает, что социальное государство не только обязано, но и может выполнять свои функции. Следует ли в таком случае рассматривать государство как социальное, которое, взяв на себя обязанность соблюдать и защищать социальные права человека, по каким-то причинам в конкретный исторический момент не в состоянии делать это в полном объёме? Выскажите ваши соображения по данному вопросу.

Выдержки из текста

Проблема выполнения государством своих социальных функций и обязательств в конечном счёте тесно связана с вопросом качества политических отношений и проблемой соотношения государства и права в конкретной стране.

Нормативный подход к проблеме соотношения государства и права исходит из того, что государство является источником права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право определяет содержание государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. В то же время анализ объективной государственно-правовой реальности свидетельствует о более сложном и многогранном взаимодействии права и государства, их взаимном проникновении (если их вообще можно разделить). Право без поддержки государства обойтись не может, государственное принуждение обеспечивает реализацию правовых норм. Но и само государство объективно нуждается в праве, право делает легальными требования государственной власти и, в конечном счёте, обеспечивает его легитимность. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

2. На основании текста выпишите конечную цель социального государства. Почему данная цель, являясь собственной целью государства (цель для себя) и не совпадая с целями конкретных людей или социальных групп, не противоречит интересам личности? Дайте необходимое объяснение.

Конечная цель социального государства – это сохранение социально-политической стабильности, то есть условий, при которых государственная власть чувствует себя в полной безопасности. Поэтому в деятельности социального государства нет ничего альтруистического, то есть того, что бы государство делало себе в ущерб. Государство так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем сохранении и развитии.

О работе

15660

Цена: 180 рублей.

Дисциплина: «Теория государства и права »

Тип: «Ответы на вопросы »

Объем: 4 * страницы

Год: 2012

Продажи полностью автоматические. Пароль выдается сразу после завершения процедуры покупки. Для получения пароля на ответы на вопросы «За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?» произведите оплату.
Внимание!!! Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения.
Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими требованиями сделайте новой работы.

По всем вопросам обращайтесь по почте .

Выберите удобный для Вас способ оплаты

  • +4% +10 рублей
  • Яндекс.Деньги +0.5%
  • QIWI Кошелек или терминал QIWI +3%
  • +4% +10 рублей
  • WebMoney +0.8%


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх