Библиотека нормативно правовых актов ссср. Самый старый действующий нормативный акт в россии. Iх. действие конституции ссср и порядок ее изменения

Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.

"Заключительные и переходные положения" Конституции 1993 г. устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Москва: Эксмо,2015. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

Акты органов местного самоуправления

Конституция отмечает, что "местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно" (ст.12) Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Москва: Эксмо,2015. Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.

Имея в виду другие виды источников конституционного права, следует отметить, во-первых, что в некоторых мусульманских и иных странах таким источником служит религия, свод религиозных правил (например, шариат как свод норм мусульманского права является высшим источником права в Ираке); и во-вторых, что в ряде западных стран источником конституционного права признаются и правовые доктрины (т.е. труды, теории, взгляды крупнейших правоведов-конституционалистов), опираясь на которые суды могут выносить свои решения по конституционным вопросам. Ни первое, ни второе не признается источником права в РФ.

За последние двадцать лет в нашей стране были приняты новая Конституция, новый Трудовой кодекс, десятки законов и нормативных актов, составляющих основу правового регулирования трудовых отношений. При этом до настоящего времени продолжают применяться нормы советского законодательства, которые не были отменены официально и не потеряли своей актуальности. О некоторых из них работодатели просто не знают, другие сознательно игнорируют, полагая, что нормы устарели. Вообще же вопрос соответствия не отмененных нормативных актов СССР и Трудового кодекса РФ достаточно сложный. Не всегда можно с уверенностью сказать, надо или нет руководствоваться тем или иным советским документом.

Потребность в использовании нормативных актов бывшего СССР во многом объясняется пробелами действующего правового регулирования, отсутствием необходимых федеральных нормативных актов, конкретизирующих те или иные нормы Трудового кодекса РФ.

Особенности применения актов бывшего СССР установлены ст. 423 ТК РФ: законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ.

Памятка, которая поможет уберечь компанию от

Таким образом, если нормативный акт бывшего СССР официально не отменен, это еще не значит, что он может применяться.

Верховным Судом РФ было рассмотрено дело о признании частично недействующим подп. «а» п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» (см. определение Верховного Суда РФ от 12.11.2008 № ГКПИ08-2113).

Согласно указанному нормативному акту сотрудникам, работающим в двух- и трехсменном режиме, была установлена доплата за работу в вечернюю смену в размере 20%, а в ночную - 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене.

Верховный Суд РФ, сославшись на норму ч. 2 ст. 154 ТК РФ, согласно которой минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ, признал, что указанное постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС в части установления иных минимальных размеров доплаты за работу в ночное время не может применяться. При этом оспариваемый акт был отменен лишь три года спустя постановлением Правительства РФ от 28.04.2011 № 332.

Причем, если советский нормативный акт противоречит действующему законодательству и в этой связи не может применяться, не имеет принципиального значения, ухудшали или улучшали его нормы положение работника по сравнению с действующими законами. Но, как верно указал Роструд в своем письме от 28.10.2009 № 3201-6-1 на примере официально не отмененных актов Совмина СССР и Совмина РСФСР, устанавливающих повышенные по сравнению с действующим законодательством размеры оплаты труда в ночное время, нормы таких документов могут учитываться при определении конкретных размеров вознаграждения за ночные работы в коллективном договоре, локальных нормативных актах работодателя.

Что значит «могут учитываться»? Они не являются обязательными для работодателя, но коль скоро речь идет об улучшении положения работника по сравнению с тем, как это предусмотрено действующим законодательством, повышенная оплата труда в ночное время в размере, указанном в советских документах, может быть предусмотрена для сотрудников на уровне локального регулирования.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 (далее - Постановление № 554) установлен минимальный размер повышения вознаграждения за работу в ночное время - 20% часовой тарифной ставки. При этом официально не отменено распоряжение Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 985-р «Об установлении дополнительной оплаты за сверхурочную работу рабочим автомобильного транспорта», согласно которому надбавка за работу в ночное время (в отсутствие многосменной организации труда) названной категории сотрудников должна составлять 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час такой работы.

Таким образом, работодатель не вправе установить сотрудникам транспортного предприятия повышение оплаты за работу в ночное время в размере меньше 20%, как это определено Постановлением № 554, но в коллективном или трудовом договоре, локальном нормативном акте может предусмотреть надбавку в 35%, как предусмотрено данным распоряжением Совмина РСФСР, или даже больше.

В декабре при составлении графика отпусков на 2014 год я столкнулась с такой неприятной ситуацией. Несколько наших многодетных сотрудниц заявили, что имеют право использовать отпуск летом или в другое удобное для них время. Якобы сначала нужно учитывать их пожелания, а потом уже производственные интересы и просьбы других сотрудников. Я не понимаю, откуда они это взяли? В Трудовом кодексе таких правил нет.

На сегодняшний день официально не отменено в том числе постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», согласно подп. «б» п. 3 которого работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставляется первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время. Возникает вопрос: действует ли указанная норма сейчас? Кстати, может быть, эти положения распространяются и на одиноких мужчин, имеющих двух и более детей в возрасте до 12 лет, учитывая распоряжение Совмина СССР от 30.10.1985 № 2275р «О предоставлении отпуска для одиноких работающих мужчин, имеющих двух и более детей в возрасте до 12 лет»?

На наш взгляд, ответ на эти вопросы должен быть отрицательным. Согласно ст. 123 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по желанию работников в удобное для них время только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Ни постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235, ни распоряжение Совмина СССР от 30.10.1985 № 2275р федеральными законами не являются, поэтому, несмотря на то что они улучшают положение работников, предоставляя некоторым из них дополнительные гарантии по использованию ежегодного отпуска в удобное время, применяться не должны. В то же время вопрос о предоставлении женщине или одинокому работающему мужчине, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время может быть решен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Нормативные правовые акты СССР применяются главным образом в тех случаях, когда нет возможности обратиться к более поздним актам ввиду их отсутствия, а соответствующие нормы ТК РФ носят общий характер и нуждаются в конкретизации.

Например, в настоящее время действуют Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30.04.1930 № 169 (далее - Правила).

Статья 127 ТК РФ устанавливает, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, однако не определяет порядок ее исчисления. Возникший пробел восполняют пп. 28 и 29 Правил.

Напомним, согласно п. 29 Правил полная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается в размере среднего заработка за полный отпуск. Пропорциональная компенсация выплачивается:

а) при отпуске в 12 рабочих дней - в размере дневного среднего заработка за каждый месяц работы, подлежащий зачету в срок, дающий право на отпуск;

б) при отпуске в 24 рабочих дня и месячном - в размере двухдневного среднего заработка за каждый месяц;

в) при полуторамесячном отпуске - в размере трехдневного, а при двухмесячном - четырехдневного среднего заработка за каждый месяц.

При исчислении срока работы, дающего право на компенсацию, применяется раздел I Правил.

Верховный Суд РФ указал, что данное положение не направлено на дискриминацию работников и не противоречит действующему законодательству, в частности ст. 3, 114, 127 ТК РФ. При том что ст. 291 ТК РФ порядок компенсации неиспользованного отпуска определен только для работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев: им денежная компенсация выплачивается из расчета два рабочих дня за месяц работы. В отношении же остальных сотрудников в аналогичных ситуациях применяется п. 29 Правил (решение Верховного Суда РФ от 01.12.2004 № ГКПИ04-1294).

Продолжает действовать и постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», а также постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, утвердившее Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Причиной тому отсутствие современного правового акта, предусмотренного п. 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», который позволил бы дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда. Данный вывод подтвержден судебной практикой (определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.11.2012 № АПЛ12-651, от 28.03.2013 № АПЛ13-102, определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-О).

В обоснование своих требований работники нередко ссылаются в судах на положения нормативных актов бывшего СССР. И такие требования признаются законными.

Работница, уволенная по сокращению штата, сочла, что в нарушение действующего трудового законодательства работодателем при расчете компенсации за неиспользованный отпуск не применялись положения Правил об очередных и дополнительных отпусках.

Сотрудница проработала более пяти с половиной месяцев - компенсация была ей начислена за девять.

Между тем согласно п. 28 Правил увольняемые по каким бы то ни было основаниям сотрудники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Но ее также получают и проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются, в частности, вследствие ликвидации предприятия или сокращения штата.

При разрешении спора суд исходил из того, что п. 28 Правил продолжает действовать в соответствии со ст. 423 ТК РФ. Данным пунктом, по сути, предоставляются дополнительные гарантии работникам при увольнении по сокращению штата, что не противоречит ни ст. 127, ни ст. 165 ТК РФ.

При таких обстоятельствах суд посчитал, что сотрудница, проработавшая более пяти с половиной месяцев и уволенная по сокращению штата, имела право на полную компенсацию за неиспользованный отпуск.

Однако в пользу работников решения принимаются далеко не всегда.

Работник просил признать недействующим п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства (далее - Рекомендации), утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 № 162/12-55, как ухудшающий его положение по сравнению с действующим законодательством и противоречащий нормам ТК РФ.

В пункте 5.5 Рекомендаций указано, что в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормированным рабочим днем, переведенными на режим ГРВ, почасовой учет этих работ ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (неделя, месяц), т. е. сверхурочными считаются только часы, отработанные сверх установленной для этого периода нормы. Оплата производится в соответствии с действующим законодательством - в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, и в двойном - за остальные.

В обоснование своих требований работник сослался, в частности, на письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 № 22-2-3363 «Об оплате сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени», где сказано, что при суммированном учете рабочего времени исходя из определения сверхурочной работы подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормы в учетном периоде оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за остальные - не менее чем в двойном.

Однако Верховный Суд РФ не согласился с этим требованием, заявив, в частности, что по смыслу ст. 152 ТК РФ в двойном размере оплачивается работа по прошествии первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учетного периода. Таким образом, поскольку законодательством РФ установлен порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), но не определен механизм такой оплаты за учетный период при суммированном учете рабочего времени, в данном случае необходимо руководствоваться п. 5.5 Рекомендаций, который по своему содержанию законодательству РФ не противоречит (определение Верховного Суда РФ от 27.12.2012 № АПЛ12-711).

Министерство юстиции приступило к масштабной ревизии советских правовых актов, которые все еще остаются в силе. Старые нормы будут пересмотрены в соответствии с действующим законодательством.

Как сообщил "Российской газете" заместитель министра юстиции России Виктор Евтухов, по предварительным оценкам ведомства, сейчас действует порядка 45 тысяч правовых актов, принятых еще при советской власти.

Например, полковникам положены лишние 20 квадратных метров жилья, чтобы создать там кабинет. Такое право военачальникам предоставили ВЦИК и Совнарком еще в 1930 году. А на охотников распространяются Типовые правила охоты, утвержденные в 80-х годах прошлого века. По ним человека могут оштрафовать даже за простую прогулку по лесу с собакой. Ведь, согласно документу, охота - это не стрельба по зверям, а нахождение в лесу с чем-нибудь из джентльменского набора охотника. Допустим, с ружьем, капканами или собаками.

Конечно, советское - не значит плохое. Но все же времена изменились, нормы пора освежить. Среди действующих документов есть постановления, подписанные еще всесоюзным старостой Михаилом Калининым. По отзывам специалистов, эти бумаги составлены грамотно, иначе бы они не продержались так долго.

Быть может, - кто знает? - под некоторыми работающими актами стоят еще подписи Сталина или Берии? Ревизия только началась, не исключено, что правоведов ждет еще немало удивительных открытий.

За чтение советских грамот специалисты минюста взялись по поручению главы государства. Задача: проверить все документы, оставшиеся в наследство от Советского Союза. Устаревшие нормы надо списать в архив истории, актуальные - встроить (юристы говорят - инкорпорировать) в современное законодательство.

Допустим, мало кто знает, что полковники и генералы получают прибавку к жилью на основе постановления "О праве пользования дополнительной жилой площадью", принятого в 1930 году ВЦИКом и Советом народных комиссаров.

Согласно ему офицеры в чине от полковника, а также научные сотрудники, стоящие в очереди на жилье, сохраняют право на получение большей жилплощади либо в виде отдельной комнаты, либо дополнительной площади размером не менее 20 квадратных метров.

Еще этим правом могут пользоваться заслуженные артисты, члены Союза писателей, работники искусств. Правда, так сложилось, что полковникам сегодня квартиры дают чаще, чем ученым или писателям. Но само по себе замечательно, что постановление все еще живо, несмотря на реформы жилищного хозяйства.

А на получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать и больные люди, список же заболеваний определялся долгое время циркуляром НКВД от 13 января 1928 года.

Как известно, советские законы были направлены на защиту трудящихся, - говорит Виктор Евтухов. - Безусловно, в старых актах много здравого смысла. Думаю, такие законы, которые актуальны и применяются до сих пор, будет правильным последовательно инкорпорировать в действующее законодательство, чтобы оно соответствовало принципу простоты применения.

Также в очереди на пересмотр находится постановление Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 "О введении в действие положения о переводном и простом векселе". Оно было подписано еще "всесоюзным старостой" Михаилом Калининым.

Вся курьезность состоит в том, что до сих пор социалистический закон регулирует капиталистическую сферу деятельности, - поясняет Виктор Евтухов. - В некоторых частях документ, конечно, устарел, но применяется в той части, которая не противоречит современному законодательству.

Другой пример корреспондент "РГ" узнал в Верховном суде России. Как уже написано выше, пока остаются в силе Типовые правила охоты, утвержденные Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РСФСР в 1988 году. Недавно документ пытался обжаловать гражданин, которого задержали в охотничьих угодьях с разобранным ружьем, лежавшим в чехле. Поскольку время для охоты было неурочное, человека наказали, ссылаясь на указанные правила.

Более того, корреспонденту "РГ" рассказали случай, когда и безоружных людей оштрафовали за прогулку с таксой в лесу. Встречный егерь решил, раз собака охотничья, значит, люди нарушители. Верховный суд признал Типовые правила законными: они не противоречат российскому законодательству. Но в ходе того процесса обсуждалась абстрактная норма, она в порядке. В конкретных же случаях надо разбираться отдельно. Однако правоведы полагают, что правила тоже можно обновить. Например, отредактировать некоторые формулировки, упомянуть, возможно, про разобранное ружье, уточнить насчет собак, чтобы мирные легавые не подводили хозяев под статью. И так далее. Специалисты минюста посмотрят в том числе и этот документ, и решат, что с ним делать.

Нам предстоит поэтапная трудоемкая работа, которая потребует полной ревизии правовых актов СССР и РСФСР, проведение экспертизы на предмет продолжения их действия (полностью или в части) на территории Российской Федерации, а также определение в официальном порядке судьбы каждого из этих актов, - сказал Виктор Евтухов.

По его словам, мероприятия по инкорпорации осуществляются на основании ежегодного плана, который утвержден министерством с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти и региональных органов государственной власти субъектов РФ. О результатах работы по инкорпорации необходимо будет ежегодно докладывать президенту страны.

На сегодняшний день необходимо активно совершенствовать юридическую технику, устранять имеющиеся противоречия и дублирования, в том числе, за счет инкорпорации советской нормативно-правовой базы, - говорит Виктор Евтухов. - Все это в дальнейшем обеспечит стабильность и системность российского права. В результате чего законодательство, несмотря на своё многообразие, станет более доступным для граждан.

В ряде стран до сих пор действуют законы и 19 века. Но у нас своя история. По словам представителей минюста, в России за прошедший век мы фактически трижды в той или иной степени кардинально меняли законодательство, причем переписывали его нередко ценой жизней тысяч людей, ценой глобальных геополитических потерь. Так что сейчас речь должна идти об эволюции законодательства - его инкорпорации, кодификации, своевременном обновлении, но никак не о революционной ломке.

Заместитель министра юстиции России Виктор Евтухов в эксклюзивном интервью сайту "Российской газеты" рассказал о начавшейся работе по инкорпорации советского законодательства. Подробный материал на эту тему читайте в свежем номере "Российской газеты".

Российская газета: Какой самый старый советский акт сейчас действует? Расскажите о некоторых "раритетных" нормативных актах.

Виктор Евтухов: Вместе с креслом постоянного члена Совета безопасности ООН и обязательствами платить по внешнему долгу новая Россия получила "в наследство" от Советского Союза советскую правовую систему. И кстати, народившаяся в 90-е годы демократия опиралась, в том числе, в самом начале и на советскую законодательную базу. В тот период, когда проходил капитальный слом социально-политических формаций и была реальная опасность свалиться в хаос и беспредел, предотвращать это довелось как раз советским законам. Именно они восполнили тот юридический вакуум, который мог возникнуть у новой российской государственности. Мы долгое время пользовались этими законами: выигрывались суды, отстаивались интересы граждан. Так, только в 2001 году появился Трудовой кодекс, до этого трудовое законодательство регулировал советский КЗОТ. В 2002 году был обновлен Гражданско-процессуальный Кодекс, до этого мы жили по ГПК РСФСР 1964 года.

Из наиболее старых советских актов могу назвать постановление Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 07.08.1937 № 104/1341 "О введении в действие положения о переводном и простом векселе", которое было подписано еще "всесоюзным старостой" Михаилом Калининым. Вся курьезность состоит в том, что до сих пор социалистический закон регулирует капиталистическую сферу деятельности. В некоторых частях документ, конечно, устарел, но применяется в той части, которая не противоречит современному законодательству. Как известно, советские законы были направлены на защиту трудящихся. Несмотря на все реформы жилищного хозяйства, продолжает действовать постановление "О праве пользования дополнительной жилой площадью", принятое в 1930 году ВЦИКом и Советом народных комиссаров. К примеру, научные сотрудники, стоящие на очереди на жилье, сохраняют право на получение большей жилплощади либо в виде отдельной комнаты, либо дополнительной площади размером не менее 20 кв. м. Это распространяется не только на ученых, этим правом могут пользоваться офицеры в чине от полковника, заслуженные артисты, члены Союза писателей, работники искусств. На получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать и больные люди, список заболеваний определялся долгое время циркуляром НКВД от 13 января 1928 года.

РГ: Зачем требуется менять или, точнее говоря, инкорпорировать советские акты? И вообще, что это значит: просто убрать старую советскую "шапку", поставить современные "выходные данные", а текст оставить старый? Кстати, многие советские акты подготовлены неплохо, может, и нет особого смысла их менять?

Евтухов: Дело не только в том, чтобы поменять "шапку", как вы сказали. Главное проверить, возможно ли применение правового акта советской эпохи в современных условиях, не противоречит ли он Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.

Также инкорпорация позволит исключить случаи дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами. Безусловно, в старых актах много здравого смысла, и я уже выше привел соответствующие примеры. Но я думаю такие законы, которые актуальны и применяются до сих пор, будет правильным последовательно инкорпорировать в действующее законодательство, которое должно соответствовать принципу простоты применения. С каждым годом наблюдается активизация законотворческого процесса. У этой тенденции есть как положительные моменты, так и отрицательные, потому что нельзя ставить "на поток" разработку нормативно-правовых актов. Как говорится, законотворческий процесс не терпит суеты. Как российское, так и международное право, в том числе и законодательство, представляет собой упорядоченную внутренне согласованную систему. К сожалению, придется признать, что имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу нормативно-правовых актов, многие предписания не приведены в соответствие с Конституцией РФ. Все это создает опасность правовой инфляции в стране и способствует правовому нигилизму в обществе. И потому на сегодняшний день необходимо активно совершенствовать юридическую технику, устранять имеющиеся противоречия и дублирования, в том числе, за счет инкорпорации советской нормативно-правовой базы. Все это в дальнейшем обеспечит стабильность и системность российского права. В результате чего законодательство, несмотря на свое многообразие, станет более доступным для граждан.

РГ: Кстати, в советские годы суды входили в систему юстиции и подчинялись Минюсту. А сейчас они -самостоятельная ветвь власти. В связи с этим вопрос: может ли (и вправе ли?) Минюст заниматься инкорпорацией постановлений пленумов Верховного суда России советских времен? Или Верховный суд страны должен сам постепенно обновлять эти постановления?

Евтухов: В рамках инкорпорации рассматриваются только правовые акты, принятые в период с 1917 года по декабрь 1991 года. Министерство юстиции одновременно с работой над правовыми актами СССР и РСФСР, затрагивающих сферу деятельности юстиции, координирует деятельность по инкорпорации иных федеральных органов исполнительной власти и ежегодно докладывает Президенту Российской Федерации о ее результатах.

Рассмотрение постановлений пленумов Верховного Суда СССР, которые не являются нормативными правовыми актами, выходит за рамки компетенции Министерства юстиции. Кроме того судебные прецеденты в Российской Федерации не выступают в качестве источников права. Согласно сложившейся судебной практике некоторые такие постановления, принятые в советский период, признаются утратившими силу Пленумами Верховного Суда Российской Федерации.

РГ: У нас в стране, кстати, и во многих других государствах, возрастает роль подзаконных актов. Это - правильная тенденция? Или есть планы что-то изменить, чтобы законы действовали напрямую? Формально, они, конечно, и сейчас действуют напрямую, но часто бывает, что пока не принят целый пакет подзаконных актов - новые нормы не реализуются.

Евтухов: Да, в законодательстве Российской Федерации с каждым годом возрастает количество федеральных законов, из которых вытекает необходимость издания подзаконных актов. Я думаю, что такая тенденция является логически необходимой и вытекает из положений Конституции Российской Федерации. Однако тут необходимо говорить о надлежащем правовом обеспечении исполнения федеральных законов, поскольку затягивание принятия актов на подзаконном, ведомственном, субъектовом или местном уровнях, а также пробелы и коллизии законодательства негативно сказываются на процессе реализации законов, дают возможность правоприменительным органам произвольно трактовать и применять его нормы. Замечу, что на решение этой проблемы в огромной мере направлена деятельность по мониторингу правоприменения.

РГ: Как часто другие страны полностью обновляют свое законодательство? Есть ли примеры? Должна ли страна регулярно обновлять свои законы? В некоторых странах законы, порой, действуют веками.

Евтухов: В ряде стран континентальной системы права, входящих в романо-германскую правовую семью, которая возникла на основе рецепции римского права, до сих пор сохраняют действие акты, принятые еще в XIX веке. Например, во Франции поныне сохраняет свою юридическую силу классический Французский гражданский кодекс 1804 года, основное содержание которого было определено еще в наполеоновскую эпоху. Хотя он подвергся значительным изменениям, и в нем заново регламентированы крупные правовые институты, такие как право собственности, брачно-семейный институт. "Классические акты" как Германское гражданское уложение 1896 года и Германское торговое уложение 1897 года остаются действующими в системе законодательства ФРГ. В ФРГ особенность обновления законов была связана с вхождением в 1990 году в ее состав ГДР, на территорию которого были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы. В скандинавском праве, к примеру, можно отметить обновление норм уголовного права Швеции спустя столетие, которое произошло в 1965 году, когда вступил в силу нынешний Уголовный кодекс Швеции.

Что касается периодичности обновления законов, то в разных странах континентальной Европы она продиктована историческими и политическими процессами. В России за прошедший век мы фактически трижды в той или иной степени кардинально меняли законодательство, причем переписывали его нередко ценой жизней тысяч людей, ценой глобальных геополитических потерь. И сейчас речь должна идти об эволюции законодательства - его инкорпорации, кодификации, своевременном обновлении, но никак не о революционной ломке.


Этот документ весьма важен: пока в России нет собственного Гражданского кодекса, гражданские правоотношения регламентируются Основами гражданского законодательства Союза ССР. Естественно, это создает определенные неудобства — СССР уже нет, условия, определяющие гражданские права и обязанности, значительно изменились. Постановление, разъясняющее порядок применения Основ на территории России, Совет Национальностей ВС должен принять в ближайшее время. Пока мы публикуем проект: мы решили, что ознакомиться с ним будет полезно. Эту публикацию, конечно же, нельзя считать официальной — в окончательный текст документа, возможно, будут внесены некоторые изменения.
Проект
Вносится Комитетом Верховного Совета
Российской Федерации по законодательству
Постановление
Совета Национальностей
О некоторых вопросах применения законодательства бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации
Совет национальностей постановляет:
1. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, #26, ст. 733 — далее Основы гражданского законодательства) применяются на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 года к тем гражданским правоотношениям, которые возникли после указанной даты. По гражданским правоотношениям, возникшим до 3 августа 1992 года, Основы гражданского законодательства применяются к гражданским правам и обязанностям, которые возникли после 3 августа 1992 года.
2. Во изменение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, #30, ст. 1800) Основы гражданского законодательства применяются на территории Российской Федерации в пределах и порядке, предусмотренных указанным постановлением, а также с учетом особенностей, установленных настоящим постановлением.
3. Пункт 1 статьи 20 Основ гражданского законодательства применяется к имуществу, созданному или приобретенному производственными кооперативами после 3 августа 1992 года.
4. Установленный статьей 42 Основ гражданского законодательства единый для всех граждан и юридических лиц срок исковой давности в три года подлежит применению к искам юридических лиц, если предусмотренный статьей 78 Гражданского кодекса РСФСР годичный срок исковой давности не истек на 3 августа 1992 года.
Если Гражданским кодексом РСФСР и иными актами законодательства, действующими в установленном порядке на территории Российской Федерации, определены сокращенные сроки исковой давности, то в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Основ гражданского законодательства применяются сокращенные сроки исковой давности.
В связи с тем, что согласно пункту 1 статьи 43 Основ гражданского законодательства исковая давность может применяться судами только по заявлению стороны в споре, часть первая статьи 87 Гражданского кодекса РСФСР подлежит применению, если соответствующее требование заявлено стороной в споре.
5. Пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации применяется к гражданским правонарушениям, совершенным после 3 августа 1992 года. На граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства не распространяется.
6. Впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации Положение о поставках продукции производственно-технического назначения, Положение о поставках товаров народного потребления, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 года, применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей главе 9 Основ гражданского законодательства, а также иным актам законодательства, действующим в установленном порядке на территории Российской Федерации.
7. Пункт 4 статьи 89 и пункт 3 статьи 90 Основ гражданского законодательства применяются к договорам найма жилых помещений в домах, не относящихся к государственному и муниципальному жилищному фонду, заключенным после 3 августа 1992 года.
8. Впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяются положения главы 13 Основ гражданского законодательства, а также Воздушный кодекс СССР, утвержденный Законом СССР от 17 июня 1983 года, Кодекс торгового мореплавания, утвержденный Законом СССР от 13 декабря 1968 года, Устав внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 года, Устав железных дорог, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 года, а также Устав автомобильного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года.
9. Пункт 4 статьи 153 Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации не применяется по отношению к вкладам граждан в Сберегательном банке Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик на территории Российской Федерации"
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик применяются на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы".
Указанным постановлением определен следующий порядок их применения. Впредь до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации Основы гражданского законодательства применяются за исключением положений, устанавливающих полномочия Союза ССР и республик в области гражданского законодательства и в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года. Положения Гражданского кодекса РСФСР могут применяться, если они не противоречат Основам.
За истекший период времени выявился ряд вопросов, которые, по мнению Комитета по законодательству, нуждаются в решении на уровне постановления Верховного Совета Российской Федерации.
Поскольку в постановлении от 14 июля не был специально определен срок его введения в действие, то указанное постановление вступило в силу с 3 августа 1992 года в соответствии с Законом РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами". Поэтому в пункте 1 настоящего проекта указывается, что Основы применяются именно с 3 августа 1992 года (постановлением Верховного Совета СССР от 31 мая 1992 года "О введении в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик было установлено, что Основы вступают в силу с 1 января 1991 года, однако на указанную дату Союз ССР прекратил существование, поэтому Основы в действие не вступили).
Пунктом 2 настоящего проекта предлагается внести изменения в определенный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля порядок применения Основ.
Пункты 3, 4, 5, 7 настоящего проекта конкретизируют порядок применения отдельных положений Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации применительно к сроку, с которого основы начали применяться, т. е. к 3 августа 1992 года.
Так, пункт 1 статьи 20 Основ гражданского законодательства (пункт 3 проекта) предусматривает, что имущество, находящееся в собственности производственных кооперативов, делится на вклады их членов в соответствии с уставом. В ранее действовавшем законодательстве такого положения не содержалось. Часть имущества кооперативов относилась к неделимым фондам. Кроме того, законодательством и уставами предусматривалось, что часть имущества распределяется по вкладам (паям) членов кооператива. Поэтому в пункте 3 проекта постановления предлагается следующее решение: на вклады членов кооператива может быть разделено лишь имущество, приобретенное кооперативом после 3 августа 1992 года.
Основы гражданского законодательства существенно изменяют положения об исковой давности. В отличие от Гражданского кодекса РСФСР Основы не предусматривают дифференциации сроков исковой давности в зависимости от того, гражданин или юридическое лицо является стороной в споре. Основами определен единый срок исковой давности в три года. В этой связи в проекте определяется (пункт 4), что данный срок исковой давности применяется и к тем искам юридических лиц, по которым действовавший ранее годичный срок не истек на 3 августа 1992 года.
Проект определил и применение сокращенных сроков исковой давности в тех случаях, когда они специально установлены законодательством.
Согласно статье 43 Основ гражданского законодательства исковая давность применяется судами (и арбитражными, и общими) только по заявлению стороны в споре. Поскольку это принципиально новое положение по сравнению с Гражданским кодексом в проекте устанавливается, что после 3 августа 1992 года суд по своей инициативе не может применять правила об исковой давности.
Основы расширили возможности договорного регулирования сроков и других условий найма жилых помещений в домах, не относящихся к государственному фонду. Негосударственные организации вправе сдавать жилые помещения в наем на определенный срок и могут требовать освобождения указанного помещения после его истечения. В проекте (пункт 7) предусматривается, что данное положение не распространяется также и на муниципальный жилищный фонд, а применяться оно может только к тем договорам найма, которые были заключены после 3 августа 1992 года.
В пунктах 6 и 8 проекта предлагается разъяснить, каким образом в соотношении с Основами гражданского законодательства применяются транспортные уставы и кодексы, а также положения о поставках продукции и товаров. Указанные акты являются актами законодательства бывшего Союза ССР (кроме Устава автомобильного транспорта, который был принят на уровне постановления Совета Министров РСФСР).
Предлагается также (пункты 5 и 9 проекта) не применять на территории Российской Федерации пункт 2 статьи 71, но лишь в отношении граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также пункт 4 статьи 153 Основ.
Пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства устанавливает повышенный уровень ответственности для предпринимателей (независимо от наличия вины в нарушении обязательства. Обстоятельством, освобождающим от ответственности, является только непреодолимая сила. Данная норма может применяться лишь к правонарушениям, совершенным после 3 августа 1992 года и не может распространяться на граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, поскольку для этих лиц временная нетрудоспособность должна служить основанием для освобождения от ответственности.
Пункт 4 статьи 153 устанавливает, что вклады граждан в сберегательных банках наследуются по общим правилам, т. е. завещание удостоверяется только в нотариальном порядке, а также применяется шестимесячный срок (в том числе и при получении наследства по закону). Гражданским кодексом РСФСР (статья 561) предусмотрено, что вкладчики могут сделать распоряжение банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу или государству. В этом случае вклад не входит в состав наследственного имущества и указанные выше правила, как и правило об обязательной доле в наследстве, на него не распространяется. Учитывая высокую загрузку нотариальных контор, что создает на практике значительные затруднения для граждан, а также уровень инфляции, Комитет по законодательству полагает, что в данном случае целесообразно сохранить порядок наследования вкладов, предусмотренный статьей 561 Гражданского кодекса РСФСР.
Председатель Комитета М. А. Митюков

1918 г. - принята первая Конституция РСФСР,

1924 г. принята первая Конституция СССР,

1925 г. - обновленная Конституция РСФСР,

1936 г. - новая Конституция СССР,

1937 г. - Конституция РСФСР,

1977 г. - Конституция СССР,

1978 г. - Конституция РСФСР.

При этом наименование РСФСР претерпевало изменения:

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика - с 25 октября (7 ноября) 1917 по 5 декабря 1936 года;

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - с 5 декабря 1936 года по 26 декабря 1991;

К концу 80-х — началу 90-х гг. действующими Конституциями являлись Конституция СССР, принятая в 1977 г., и Конституция РСФСР от 1978 г. Соответственно, для анализа развала СССР следует обращаться к положениям последних Конституций.

Отдельные положения Конституций СССР

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон)

Союза Советских Социалистических Республик 1977 года (в редакции 26 декабря 1990 года — с изменениями, внесенными Законом СССР от 26.12.1990 № 1861-1)

I . Основы общественного строя и политики СССР

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчётностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих . Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности , обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества. прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5.

III . Национально-государственное устройство

Глава 8. СССР — союзное государство

Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

IХ. Действие конституции СССР и порядок ее изменения

Статья 173 . Конституция СССР обладает высшей юридической силой . Все законы и иные акты государственных органов издаются на Основе и в соответствии с Конституцией СССР.

Статья 174 . Изменение Конституции СССР производится решением Съезда народных депутатов СССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов СССР.

Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей республики.

Статья 2. Вся власть в РСФСР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу РСФСР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Статья 31. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР.

Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяется Законом о гражданстве СССР.

Граждане других союзных республик пользуются на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР.

Граждане РСФСР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

XI. Действие Конституции РСФСР и порядок ее изменения

Статья 184. Все законы и иные акты государственных органов РСФСР издаются на основе и в соответствии с Конституцией РСФСР.

Статья 185. Изменение Конституции РСФСР производится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх