Что представляет собой отказ от административного иска по кас рф. Что представляет собой отказ от административного иска по кас рф Отказ от административного иска КАС РФ

Не так давно в юридической практике появилось понятие административного иска. Ранее, такие дела рассматривались в гражданском процессе. Рассмотрим, каковы особенности административного судопроизводства.

Суть процесса

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимость в выделении административного судопроизводства в отдельную отрасль в России, возникла уже довольно давно.

С 15. 09. 2015 года в силу вступил КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства. Это кодифицированный нормативный акт, которые регулирует порядок рассмотрения судами общей юрисдикции Верховным судом РФ, административных дел, которые возникают из публичных правоотношений.

Не нужно путать административные правонарушения, которые регулируются КоАП РФ, и административное судопроизводство, которое регулируется КАС РФ.

В ст. 1 КАС РФ указано, какие административные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Это дела:

Основные понятия

Административный иск — это документ, в котором содержатся требования к суду общей юрисдикции.

Или к иному, в чьи полномочия входит рассмотрение такого спора, об обжаловании действий или бездействий органов госвласти, а также должностных лиц, которые эту власть представляют на местах.

Такие иски также составляются, если необходимо:

Главная особенность таких исков в том, что одной стороной спора, а в последствие и судебного заседания, является государство, в лице органов местной власти и должностных лиц.

Законодательные акты

Документ, которые регулирует порядок административного судопроизводства, является кодифицированный закон – Кодекс административного судопроизводства в РФ.
Этот Кодекс является федеральным законом от 08. 03. 2015 года № 21-ФЗ.

Видео: административное судопроизводство. Принципы и особенности процесса

Отказ от административного иска КАС РФ

В ст. 157 КАС РФ предусмотрена возможность административного истца заявить отказ от своих исковых требований к оппоненту спора.

Такое право возлагается не только на заявителя по делу, но и на его представителя, при условии, что последний имеет на руках доверенность, дающую ему соответствующие полномочия.

Отказ от требований к административному ответчику оформляется в письменном виде, и подаётся в тот же суд, который рассматривает дело. Судья рассмотрит ходатайство, и вынесет определение о его удовлетворении или неудовлетворении.

Если определение будет в пользу заявителя, то есть, о признании отказа, то суд производство по делу прекращает полностью или в той части, в которой отозваны требования.

Истец может подать отказ на любой стадии административного судопроизводства, вплоть до того момента, пока суд не примет и не вынесет соответствующее решение по делу. Отказ может быть только добровольным.

Если суд заподозрит, что заявитель отказывается от своих требований под давлением или это противоречит его интересам, суд отклонит ходатайство.

Чтобы не возникло сомнений в изъявлении доброй воли заявителя относительно отказа от своих требований, он должен изложить в заявлении причины такого решения.

Административный иск должен быть составлен правильно. Если будут нарушены нормы, то суд вынесет отказ в принятии административного иска по КАС РФ.

В каких случаях подается

К таким причинам можно отнести:

  1. Стороны примирились и достигли соглашения относительно возникшего между ними публичного спора.
  2. Административный ответчик добровольно удовлетворил требования административного истца.
  3. Иные причины, которые выражают добрую волю заявителя.

На основании поданного заявления, суд будет выносить определение о принятии ходатайства или об отказе в удовлетворении.

Ответчика или истца может не устроить определение суда. Он имеет право подать в вышестоящую инстанцию на выданное определение.

Образец заявления в гражданском процессе

Отказ оформляется только письменно. Устно он может быть заявлен во время судебного заседания, но он будет просто вписан в протокол, в котором нужно будет расписаться.

Ходатайство об отказе от своих требований, подаётся в тот же суд, который и рассматривает дело в первоначальной инстанции. Образец отказа от административного иска можно скачать .

В заявлении должна быть отражена следующая информация:

Наименование суда который принял к рассмотрению первоначальный иск
Данные сторон дела если одна из сторон не сможет принять участие, то она имеет право прислать своего представителя, который имеет те же полномочия, но на основании нотариальной доверенности. Реквизиты этой доверенности, точно так же, как и сведения о самом представителе, должны быть отражены в «шапке» заявления
Реквизиты первоначального дела в котором изложены требования, от которых оформляется отказ
Название документа
В «теле» ходатайства необходимо указать:
  • реквизиты первоначального дела;
  • название и подсудность суда;
  • данные сторон;
  • предмет возникшего спора;
  • ссылки на нормативные акты, дающие право на отказ от своих требований;
  • причина отказа;
  • просьба принять ходатайство к рассмотрению и удовлетворению;
  • приложение, то есть, список документов, которые заявитель прикладывает к ходатайству в подтверждение своих слов;
  • дата составление документа;
  • подпись заявителя или его представителя, а также расшифровка подписи

Отказ в административном судопроизводстве подаётся точно так же, как и заявление об отказе от иска по АПК РФ.

Решение судебной инстанции

Подать отказ можно до того момента, пока суд не вынесет решение. После этого, заявлять о том, что истец отказывается от своих претензий к оппоненту спора, уже нельзя.

Есть другой выход! Можно подать апелляцию на решение суда низшей инстанции. На это у ответчика есть 10 дней!

Во время рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, истец имеет право, на основании ст. 304 КАС РФ, заявить своё право отказаться от предъявляемых требований.

По результатам рассмотрения ходатайства об отказе, суд вынесет соответствующее определение. Если оно не устраивает истца (как правило, это отказ в удовлетворении ходатайства), он подаёт частную жалобу в апелляционную инстанцию.

Какие могут быть последствия

Отказаться от иска имеет право только истец по спору. Для него это может обернуться следующими последствиями:

По этим причинам, истец должен хорошо подумать, прежде чем подавать письменное или устное ходатайство об отказе всех требований или только их части.

Альтернативой отказа является мировое соглашение о примирении, которое составляется в письменном виде и подписывается обеими сторонами.

Его можно предъявить суду вместе с ходатайством, а в заявлении, в качестве причины, указать именно заключение такого соглашения.

Если документ не будет противоречить требованиям законам, и не будет ущемлять права сторон по делу, то суд примет его, и вынесет соответствующее решение. Теперь пункты соглашения будут обязательны для исполнения обеими сторонами.

Возврат госпошлины

Когда подаётся требование в суд, заявитель обязан заплатить . Её размер зависит от того, какой характер носит исковое заявление:

Если истец отказывается от своего заявления, то есть несколько нюансов по возврату обязательного платежа:

Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 157 КАС РФ

Статья 157 КАС РФ. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон (действующая редакция)

1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.

4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 157 КАС РФ

1. Когда административный истец реализует свое право на отказ от административного иска, а административный ответчик - право на признание административного иска либо стороны выражают намерение заключить соглашение о примирении (см. комментарий к ст. 46 КАС), для суда становится обязательным совершение действий, указанных в анализируемой статье. Стороны не лишены возможности заявить о таких намерениях и в судебных прениях, но это повлечет возврат к рассмотрению дела по существу, поскольку необходима проверка законности отказа от иска, признания иска, правомерности условий предлагаемого сторонами соглашения (ч. ч. 5, 6 ст. 46 КАС). Кроме того, выраженное на подготовительном этапе волеизъявление на отказ от иска, признание иска или заключение соглашения о примирении снимает с суда обязанность рассматривать дело по существу.

2. Оформляются отказ от иска, признание иска и заключение соглашения о примирении путем подачи письменных заявлений либо в виде устного заявления, внесенного в протокол судебного заседания. Заявления об отказе от иска, о признании иска и об условиях заключения соглашения о примирении подписываются соответственно истцом, ответчиком или обеими сторонами, а поданные ими письменные заявления об этом приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (п. 9 ч. 3 ст. 205 КАС).

3. Председательствующий в зависимости от конкретной ситуации дает одно из двух разъяснений по факту изъявления стороной (сторонами) желания совершить тот или иной распорядительный акт из числа предусмотренных комментируемой статьей - о последствиях принятия отказа административного истца от административного иска, признания административным ответчиком административного иска и утверждения соглашения о примирении сторон либо о недопустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел.

В КАС отсутствуют перечни административных дел, по которым не допускаются отказ административного истца от административного иска, признание административного иска административным ответчиком и утверждение соглашения о примирении сторон. Лишь по одной категории дел - об оспаривании нормативного правового акта в КАС установлен прямой запрет на утверждение соглашения о примирении сторон (ч. 12 ст. 213). По-видимому, законодатель оставил вопрос о пределах допустимости отказа от иска, признания иска и соглашения о примирении нерешенным сознательно, полагая, что однозначный ответ на него может быть получен только в процессе применения КАС. Тем не менее некоторые положения КАС позволяют судить о позиции законодателя по рассматриваемому вопросу достаточно определенно. Речь идет прежде всего о специальных нормах, регулирующих полномочие суда по прекращению производства по отдельным категориям административных дел (ч. 1 ст. 225, ч. 1 ст. 245 КАС). В этих нормах законодатель совершенно определенно говорит о возможности прекращения производства в связи с отказом административного истца от административного иска, если отказ принят судом, и в связи с заключением сторонами соглашения о примирении, если оно утверждено судом по двум категориям дел: об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. По делам об оспаривании нормативных правовых актов в силу упомянутого запрета на утверждение соглашения о примирении сторон ч. 1 ст. 214 КАС связывает возможность прекращения производства только с одним распорядительным актом - отказом административного истца от заявленного им административного иска. По остальным категориям административных дел специальных указаний относительно оснований прекращения производства в КАС не имеется. Что касается пределов допустимости признания административного иска по кругу категорий административных дел, КАС вообще не содержит каких-либо указаний.

Решая вопрос о допустимости или недопустимости отказа от иска, признания иска и заключения соглашения о примирении по той или иной категории дел, на наш взгляд, необходимо исходить из правовой природы каждой конкретной категории дел и тех последствий, которые влечет за собой то или иное распорядительное действие. На основании вышеизложенного проблематичным представляется совершение всех трех распорядительных актов по административным делам, перечисленным в п. п. 4 - 8 ч. 3 ст. 1 КАС.

Таким образом, при допустимости совершения распорядительного действия по конкретному административному делу суд разъясняет сторонам, что при прекращении производства по административному делу в связи с отказом административного истца от административного иска и утверждением соглашения о примирении вторичное обращение их в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (п. 4 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 195 КАС). При невозможности совершения распорядительного действия по конкретному административному делу судом дается пояснение о недопустимости отказа административного истца от административного иска, признания административным ответчиком административного иска и утверждения соглашения о примирении сторон по данной категории административных дел со ссылкой на соответствующие нормы действующего законодательства.157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу...

  • Решение Верховного суда: Определение N АКПИ16-50, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Государственная пошлина, уплаченная административным истцом в том числе в большем размере, подлежит возврату в силу подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи ЗЗЗ40 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьями 46, 157 , 194, 198, 199, 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации определил принять отказ Шумакова С А от административного иска об отмене решения квалификационной коллегии судей области от 21 декабря 2015 г. о прекращении полномочий судьи и прекратить производство по административному делу...

  • +Еще...

    Статья 157. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон

    1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

    2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

    3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.

    4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх