Что такое гпзу в строительстве. Градостроительный план земельного участка: подготовка и выдача, документы для получения. Порядок внесения изменений

ГрК РФ Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка

1. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

1.1. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, выдача градостроительного плана земельного участка допускается до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных проекта межевания территории и (или) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

2. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

3. В градостроительном плане земельного участка содержится информация:

1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;

2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);

4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории;

8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;

9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;

10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;

11) о границах публичных сервитутов;

(см. текст в предыдущей редакции)

12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;

13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;

14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;

15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;

17) о красных линиях.

3.1. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации положение о том, что обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, при условии, что указанные материалы и результаты не содержат сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

4. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории или о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

7. При подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение семи дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные технические условия подлежат представлению в орган местного самоуправления в срок, установленный частью 7 статьи 48 настоящего Кодекса.

8. В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки и в документации по планировке территории (при наличии такой документации). Информация о цели использования земельного участка при ее наличии в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка, за исключением случая, если такая информация о цели использования земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки, или сведения из правил землепользования и застройки и (или) документации по планировке территории предоставляются организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления в составе запроса, указанного в части 7

11. В случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При прохождении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.

Каждый застройщик обязан иметь градостроительный план, являющийся схемой застройки и учитывающий все нормы пожарной безопасности и отступа от границ участка. Этот план имеет достаточно много требований, которые направлены на то, чтобы соседние строения не мешали друг другу. Но без градостроительного плана невозможно получить разрешения на застройку. Как получить градостроительный план земельного участка? Процесс этот несложен, но весьма кропотлив. Поэтому лучше ознакомиться со всеми нюансами заранее.

Условия и ограничения застройки

Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка получают при подаче запроса в органы Государственной архитектурно-строительной инспекции и пакета документов, который включает:

  • Документ на право владения землей или ее аренды.
  • План ее месторасположения.
  • Кадастровая справка и топографический план.
  • Фотоснимки земельного участка и всего, что его окружает.
  • Градостроительный расчет.

Таков порядок получения градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка. Через 10 дней они будут выданы заявителю. На их основании составляется проект участка и застройки.

Как получить градостроительный план земельного участка

Основной пакет документов, который понадобится в процессе получения плана, – это свидетельства прав на землю собственника. Эти документы нужны будут на каждой стадии. Иногда они должны будут оставаться в инспекциях, поэтому заранее необходимо сделать несколько пакетов заверенных копий этих документов. К каждому из них желательно приложить ксерокопию паспорта. Без копии паспорта документы не принимаются к рассмотрению.

Для подачи заявки обращаемся в Комитет градостроительства и архитектуры, в котором в дальнейшем и будет утвержден градостроительный план земельного участка, где получить также можно список документов, необходимых для его оформления. Далее вашими действиями станут выполнения условий по каждому из этих пунктов.

Пакет необходимых документов

Разработка и получение градостроительного плана земельного участка занимает 30 дней. Список запрашиваемых документов:

  • Заявление, составленное в произвольной форме или по образцу, выданному в комитете, на составление градостроительного плана.
  • Кадастровый план участка под строительство.
  • Техпаспорт на объект строительства.
  • Договор с предприятием инженерно-энергетического комплекса.
  • Материалы проведенной топографической съемки участка, находящегося во владении собственника.
  • Свидетельство о госрегистрации прав на строение или сооружение.
  • Свидетельство о правах собственника на участок земли или договор аренды.
  • В зависимости от собственника земельного участка подается либо копия паспорта физического лица, либо свидетельство о госрегистрации юридического.
  • В случае если земля находится в аренде, потребуется документ или заявление владельца, подтверждающие его согласие на проведение строительства.
  • Акты о праве на владение недвижимым имуществом.

Дополнительно могут потребоваться такие документы:

  • Устав организации.
  • Документы, устанавливающие разрешенный вид строительства.
  • Приказ председателя комитета «Об утверждении проекта планировки», «Об утверждении проекта межевания».
  • Генеральный план.
  • Планы зданий: поэтажные, фасадов зданий.

Все документы подаются в виде заверенных нотариусом копий, так как документы сдаются окончательно и возврату владельцу не подлежат.

Кадастровая выписка

Выписка содержит в себе сведения:

  • Общие сведения об участке.
  • Присвоенный кадастровый номер участка.
  • Категорию земли.
  • Месторасположение.
  • Виды дозволенного использования площади.
  • Кадастровая стоимость.
  • Схематический план и подробное описание участка земли и его границ.

Получить кадастровую выписку можно в территориальном отделении Росреестра.

Топографическая съемка

Для осуществления топосъемки вашего участка земли нужно обратиться в коммерческую организацию, имеющую опыт и разрешение. Для подачи заявки на осуществление топосъемки земельного участка понадобятся:

  • Паспорт.
  • Кадастровая выписка на землю.
  • Свидетельство на землю с кадастровым паспортом.

Такие услуги предоставляют и в Комитете по архитектуре и градостроительству. Обязательно понадобятся несколько копий печатного варианта топосъемки, электронная версия. Срок изготовления в Комитете архитектуры и градостроительства обычно определяется в 2–4 недели.

Генеральный план

Разработка и получение генерального плана земельного участка занимают в среднем 10-14 дней. Решение по размещению уже существующих или только планируемых объектов, благоустройство территории, организации рельефа вертикальной планировки, размещение инженерных коммуникаций - такие данные включает в себя генеральный план земельного участка. Как получить его, а главное, где? Разработкой генерального плана занимаются проектные фирмы, имеющие специальные допуски и разрешения СРО.

Генеральный план будет изображен как вид сверху на участок, размещение на нем строений, дорожек, капитальных теплиц, сада, искусственных водоемов, кустарников, клумб, хозяйственных построек с учетом разного рельефа.

Градостроительный план земельного участка. Где получить?

Когда весь пакет документов собран и готов к подаче в компетентные органы, приходит время для того, чтобы приложить к нему копии собственного паспорта, грамотно составленного заявления. Теперь отправляемся в сам Комитет по градостроительству и архитектуре, где на основании заявления и пакета собранных документов вашей заявке присваивается номер, по которому отслеживается ее срок выполнения. Установленный законом срок – это 30 дней. За это время будет вычерчен план участка в масштабе, с внесенными границами, составлено описание и утверждено у Главы администрации.

В градостроительном плане содержатся такие сведения:

  • Границы земельного участка.
  • Минимально допустимые отступы от границ участка в целях создания возможного расположения зданий, строений, для обеспечения пожарной безопасности и комфортного нахождения с соседствующим участком и его строениями.
  • Указание о том, какие именно виды строения, их назначение, разрешены на данном земельном участке.
  • Указание требований к параметрам размещения объектов строительства на участке.
  • Информация об условиях подсоединения всех необходимых коммуникаций.
  • Границы зоны планируемой постройки.
  • Информация о возможности или отсутствии разделения одного земельного участка на несколько более мелких.

По истечении установленного законом срока на исполнение возвращаемся в Комитет, куда была подана заявка на градостроительный план земельного участка, где получить его можно в готовом виде.

Основания для отказа

Комитет по архитектуре и градостроительству может отказать в получении и оформлении градостроительного плана на основании того, что поданная документация:

  • Имеет фактические несоответствия в описании земельного участка, данные подают недостоверную информацию.
  • Неправильно оформлена или недостает необходимых документов.
  • Не имеет юридической силы, просрочена.
  • Не соответствует требованиям, выдвигаемым действующим законодательством.

Необходимо вернуться в комитет, куда была подана заявка на градостроительный план земельного участка, где получить надлежаще оформленный отказ на его оформление, с указанием причин. Такой отказ может быть выслан по почте. Отказ не является запретом на повторное оформление заявки и может быть обжалован как в досудебном порядке, так и в суде.

Разрешение на строительство

Вопрос, который возникает у застройщика после получения готового градостроительного плана, это "Где и как получить разрешение на строительство?". Все очень просто. Разрешение получается в том же Комитете по градостроительству и архитектуре, в котором вы оформили градостроительный план. Для его получения понадобятся документы собственника на участок, готовый градостроительный план и генеральный план по застройке территории.

Вся процедура получения разрешений не так сложна, как кажется, однако она может отнять довольно много времени и моральных сил. Чем лучше к ней подготовиться, тем быстрее и проще все пройдет. Теперь, имея на руках все необходимые разрешения и планы, приступаем к разметке земельного участка, началу строительства и облагораживанию территории.

Представляющий необходимость для строительства любого объекта недвижимости, а также – для его реконструкции. В нём содержатся сведения о близости расположения других объектов, как планируемых, так и уже возведённых.

А так же отражаются проведённые коммуникации, линейные объекты и иные сведения, позволяющие свести риски строительства к минимуму и максимально эффективно распорядиться имеющимся земельным ресурсом.

Он должен быть получен до первоначального проектировочного процесса строительных работ , начало инвестирования без его наличия, также является грубым нарушением правовых норм. План разрабатывается на ЗУ исключительно в случае, когда участок:

  • состоит на кадастровом учёте;
  • имеет правила землепользования и строительства;
  • имеет в наличии проект планировки;
  • имеет составленный проект межевания.

Ответственность за согласование и утверждение ГПЗУ – в ведении органов местной власти. Как правило, в региональной администрации существуют отделы по градостроительству и архитектуре, которые занимаются разработкой Плана. ГПЗУ не распространяется на .

Этот документ является центральным при решении вопроса о строительных работах в отношении возведения любого из капитальных объектов недвижимости. В него включены все необходимые действующие нормативы, регламентирующие строительство. Они лаконично включают все требования, предъявляемые к любому из возводимых объектов.

Соответственно без наличия ГПЗУ не представляется возможным осуществить подстройку новых объектов к имеющимся в наличии капитальным объектам. Поэтому План необходим:

  • для разработки документации по проекту;
  • при разработке проекта границ участка;
  • для получения разрешения на начало строительства;
  • для осуществления контроля соответствия проводимых работ;
  • при вводе объекта в эксплуатацию.

Узнайте, что такое план межевания территории, перейдя по .

ГПЗУ определяет нормативную основу структуры и содержания в соответствии со стандартами Законодательных положений. Его форма определена Приказом Министерства регионального развития от 10.05.11. за № 207. В Приказе учтены все нюансы, на основании которых должно быть осуществлено планирование строительной деятельности.

В целом, структура ГПЗУ и его функциональные особенности опираются на Градостроительный Кодекс РФ. Он создаёт конкретизацию и адаптацию идеального, планируемого строительного объекта – к реальности. ГПЗУ можно определить способом реализации положений настоящего Кодекса на практике, в конкретных случаях возведения строительных объектов.

В частности, в ГПЗУ отражаются положения 47, 48, 51, 53 – 55 статей ГК РФ.

Важное место занимает опора на законы:

  • «О газоснабжении РФ»;
  • «Об электроэнергетике»;
  • «О техническом урегулировании».

В них определяются требования, которые должны соблюдаться при проведении строительных работ. Они согласовывают многочисленные СНиПы и ГОСТы, посредством которых определяется соответствие строения требованиям строительного регламента.

Полный текст закона из ГК РФ, главы 5, статьи 44 смотрите ниже:

Градостроительный кодекс РФ, Глава 5, Статья 44. Градостроительные планы земельных участков

1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

  • границы земельного участка;
  • границы зон действия публичных сервитутов;
  • минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  • информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
  • информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
  • информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия);
  • границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Где получить межевой план земельного участка? Читайте .

Состав и структура

Нормативная структура ГПЗУ определяет обязательный, строго регламентированный свод данных, включаемых в его содержание. При этом в отношении оформления включаемых в план сведений определены стандарты их внесения и оформления. В целом ГПЗУ состоит из текстового документа и топографического плана.

После внесения основных данных об участке и заказчике работ, следует чертёж плана, в котором подробно указываются:

  • границы ЗУ;
  • границы зонирования территории;
  • указание наличия зданий и сооружений государственных и муниципальных нужд;
  • определение местоположения инженерных объектов;
  • места обременений публичными сервитутами;
  • красные линии.

Текстовой материал ГПЗУ определяет подробное обоснование и описание следующих сведений:

  1. о градостроительном регламенте ЗУ;
  2. о разрешённом использовании ЗУ;
  3. об объектах капитального строительства и культурного наследия;
  4. об инженерно-техническом обеспечении;
  5. о линейных объектах;
  6. о делимости участка.

Содержание чертежа обязательно включает в себя окружающий контекст , который располагается поблизости от участка, на его базисе и разрабатывается ГПЗУ. На Плане смежные территории гармонизируются, создавая единый контекст, который в готовом виде в реальности должен создать видимость отсутствия границ между ЗУ.

А самое главное – определены зоны особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия, в отношении которых план предполагает особое положение охраняемое законом и не допускающее вмешательства.

В принципе, структура ГПЗУ такова, что из его содержания можно получить исчерпывающую информацию, требующуюся для возведения новостройки. Кроме этого он прилагается к составленному проекту межевания ЗУ, в результате чего возникает полная картина о перспективах строительства.

Посмотреть, как выглядит вы можете .

Пошаговая инструкция оформления ГПЗУ

Заполнение ГПЗУ должно осуществляться в соответствии с Приказом № 40 Министерства регионального развития РФ от 26.04.06. Он опирается на законодательные положения ГрК РФ и представляет собой Инструкцию, в полной мере отражающую правила заполнения Плана.

Вначале указываются номера , которые во всех случаях фиксируются арабскими цифрами:

  • А – регистрационный № ГПЗУ;
  • Б – порядковый № ГПЗУ.

Далее заполните строку с указанием , на основании чего заполняется ГПЗУ. Здесь нужна информация о данных акта, которым утверждён План. В соответствии с другими требуемыми данными, заполните оставшиеся строки с общими сведениями о заявителе и ЗУ, где планируются работы:

  • полный адрес местоположения;
  • кадастровый номер;
  • данные исполнителя ГПЗУ;
  • данные о структуре, согласовывающей и утверждающей ГПЗУ;
  • № акта, которым План был утверждён.

Образец заявления доступен .

После заполнения общих сведений, подготавливается чертёж. Он заполняется с соблюдением особых требований. Его нужно выполнить на бумажном носителе и в электронном виде. Масштаб исполнитель может подобрать по усмотрению, но обязательно представить в ГПЗУ.

При составлении чертежа обязательно пользоваться исключительно разработанными условными знаками, с помощью которых составляется, а впоследствии – дешифруется чертёж. К ним относятся:

  • обозначения границ ЗУ;
  • координаты поворотных точек;
  • выноски угловых точек;
  • границы сервитутов;
  • места для допустимого строительства зданий;
  • линии отступа;
  • номера зданий.

Инструкция даёт указания в отношении использования толщины линий для обозначения различных знаков, ширины штриха, градусов наклона углов, размера цифр.

По завершении составления чертежа указываются данные о составителях чертежа и дата его составления.

Вторая часть ГПЗУ является текстовой, в ней во втором разделе даётся информация о градостроительном регламенте. В ней указываются:

  1. Установление градостроительного регламента с указанием номера акта, наименования органа, утвердившего ГПЗУ.
  2. Основные виды разрешённого использования ЗУ.
  3. Условно-разрешённые виды использования ЗУ.
  4. Вспомогательные виды использования ЗУ.

Когда на обозначенные виды градостроительный регламент не распространялся, этот факт должен отразиться в данной части, то есть быть вписанным в соответствующую графу.

В третьем разделе даётся информирование о разрешённом использовании ЗУ в контексте правил назначения и характеристик возводимых новостроек и имеющихся зданий. Для заполнения требуются сведения:

  1. О видах разрешённого использования.
  2. Положения по расположению новостроек с указанием их порядкового номера, определённого данными указанными на чертеже.
  3. Параметры площади ЗУ, их вам нужно самостоятельно внести в специальную графу табличной формы.
  4. Номера участков городских застроек.
  5. Данные о допустимых размерах площадей ЗУ, а также наличествующая площадь, выраженная в гектарах.
  6. Данные о допустимой этажности на рабочей территории.
  7. Максимально допустимая высота строений на местности, выраженная в метрах.
  8. Максимально допустимый объём строений на данной местности, выраженный в отношении суммарного измерения общей площади застроек к площади участка (в процентах).

При наличии дополнительных сведений заполняется графа «иные показатели». Если таковые отсутствуют, вы можете оставить графу незаполненной.

В четвёртом разделе вам нужно будет заполнить графы об объектах капитального строительства и культурного наследия, которые расположены на прилегающей местности и отражаются в рамках контекстуальной архитектуры. В отношении данных объектов необходимо будет заполнить следующие сведения:

  • номера согласно чертежу (2 раздел);
  • инвентаризационные или кадастровые номера;
  • сведения о технических паспортах объектов;
  • характеристики исторического наследия объектов;
  • фактическое использование исторического наследия;
  • источник определения культурной ценности.

Если объекты исторического и культурного наследия не обнаружены, в каждой графе укажите, что их «не имеется».

В пятом разделе ГПЗУ вам нужно будет указать сведения о техническом обеспечении новостройки.

Поэтому после указания номера возводимого здания, совпадающего с данными второго раздела (чертежа), укажите тип подключения здания к инженерно-техническим сооружениям. Затем необходимо указать – кем выдано разрешение на подключение.

Шестой раздел содержит сведения о возможности разделения ЗУ, на котором возводится новостройка. Соответственно, укажите сведения о том, делим ли в принципе или нет – данный земельный участок.

Срок действия

Ни один из нормативных градостроительных документов не определяет срока действия для ГПЗУ. Однако не существует и указания на то, что этот документ является бессрочным. Этот факт даёт возможность интерпретировать данный вопрос в силу складывающихся, в отношении строительства, ситуаций объективного и субъективного плана.

Так как стоимость этого документа достаточно велика – признавать его срочным или нормированным во времени было бы в некоторой степени не совсем корректно по отношению к застройщику. В принципе он и не имеет необходимости в перерегистрации, дополнительном утверждении, согласовании и прочих процедурах.

Считаясь с вышеперечисленными аргументами, правовое основание ГПЗУ принято считать выданным в отношении отдельного участка, а соответственно – закреплённым в отношении этого участка. Нормативный регламент претензий может быть предъявлен в отношении выполняемых работ на иных основаниях.

Однако в некоторых случаях со временем могут произойти изменения или появиться иные причины, которые делают выданные разрешения и требования в отношении строительных работ, недействительными . Выход из таких ситуаций найден путём внесения дополнений в сведения, изложенные в ГПЗУ.

Внесение изменений

Основанием для внесения изменений в сведения ГПЗУ является установление ошибочности или неправомерности некоторых сведений. Дело в том, что юридическая сила сведений, вносимых в план, распространяется лишь на момент:

  • их внесения;
  • подготовки ГПЗУ;
  • утверждения ГПЗУ.

Далее ситуация имеет право меняться так, как это запланировано в отношении других объектов. Именно теснейшая взаимосвязь объектов в рамках общего градостроительного контекста может определить недостоверность информации. Один объект, на граничащем земельном участке может повлечь за собой изменения в отношении возводимой новостройки.

Процедура внесения изменений определяется правилами, которые вносит хозяйствующий субъект (муниципалитет). Эти правила должны существовать в общем виде для всех застройщиков.

Некоторые регионы специальным актом устанавливают соответствующие требования к пересмотру и актуализации данных, внесённых в ГПЗУ, которые должны происходить ежегодно.

В других случаях муниципалитет уведомляет застройщика о приостановлении строительной деятельности до момента согласования изменившейся ситуации и внесения дополнений в уже имеющийся ГПЗУ.

Необходимо отметить, что муниципалитет имеет право на внесение дополнений. Но если внесение дополнений продиктовано необходимостью со стороны органов самоуправления – застройщик не должен нести убытков при их оформлении. И уж тем более неправомерно обременять застройщика выполнением нового ГПЗУ за свой счёт.

В настоящее время арбитражные суды имеют многочисленную практику взаимных претензий , которые возникают на фоне необходимости внести те или иные дополнения в ГПЗУ.

Обычно вопрос в суде решается в сторону истца в том случае, если инициатива о внесении дополнений принадлежит ответчику и он не причастен к тем изменениям, которые повлияли на актуальность сведений в ГПЗУ.

Тем не менее, решение суда всегда рассматривает объективное положение вещей и меру необходимости, вызвавшую внесение изменений.

Заключение

Столь сложный вид деятельности как подготовка ГПЗУ на возведение новостройки требует максимального анализа территории в пределах границ застройки. Любое нарушение градостроительного регламента может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Поэтому ГПЗУ выполняется в соответствии с инструкциями, которые позволяют обеспечить надлежащий контроль, за проводимыми работами и обезопасить уже имеющиеся капитальные строения и объекты культурного наследия от нецелесообразного влияния на их существование.

Министерство регионального развития Российской Федерации, отвечая на поступивший запрос, разъяснило порядок предоставления государственной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), а также порядок обжалования неправомерных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при предоставлении данной услуги. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по подготовке ГПЗУ возложена на уполномоченный орган (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления). В случае неправомерных действий (бездействия) уполномоченного органа его действия (бездействия) лицо, обратившееся за государственной или муниципальной услугой, вправе обжаловать эти действия в установленном действующим законодательстве порядке, говорится в ответе Министерства.

Согласно статье 44 Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

ГПЗУ подготавливаются:

  • в составе проектов межевания, которые являются составной частью проектов планировки;
  • в составе проектов межевания, которые подготавливаются как самостоятельные документы применительно к ранее выделенным (посредством проектов планировки) элементам планировочной структуры (кварталам, микрорайонам);
  • в виде отдельного документа - применительно к существующим земельным участкам, когда не требуется изменять их ранее установленные границы.

ГПЗУ относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. ГПЗУ как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения (сообщения, данные) и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.

Орган, утверждающий ГПЗУ (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления), при разработке ГПЗУ вносит все необходимые сведения о земельном участке в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности по форме, утвержденной приказом Минрегиона России от 10.05.2011 N 207.

Сведения, зафиксированные в ГПЗУ, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (содержит кадастровый номер), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.

Сведения, которые содержатся в ГПЗУ, необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Согласно части 2 статьи 44 Кодекса подготовка ГПЗУ может осуществляться в виде отдельного документа, вне проекта межевания территории. Порядок подготовки таких ГПЗУ регламентирован непосредственно Градостроительным кодексом в части 17 статьи 46:

"В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы".

Таким образом, ГПЗУ в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо.

Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45 Кодекса). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в статье 46 Кодекса.

При разработке ГПЗУ должны обязательно учитываться нормы, установленные земельным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации, а также соблюдаться установленные и обязательные к применению СНиПы, СП, СанПиНы.

Как определено в Своде Правил (СП 42.13330.2011) "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" земельный участок - это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

ГПЗУ - публичный документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, подтверждающий признание публичной властью (утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления) конкретного объекта, содержащиеся в нем сведения и порядок о возможном использовании земельного участка (градрегламенты, плотность застройки, этажность и иные показатели), которые необходимы в целях подготовки проектной документации.

В форме ГПЗУ детализированы требования к материалам картографических работ, на основе которых выполняется градостроительный план земельного участка:

а) ГПЗУ создается на основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального законодательства.

б) Чертеж ГПЗУ разрабатывается на топографической основе.

В ГПЗУ не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, а отмечаются места возможного и допустимого размещения объектов (с учетом регламентов, установленных градостроительным законодательством и другими действующими нормативными техническими документами в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.).

Порядок выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта установлен Земельным кодексом Российской Федерации (статья 31). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).

В ГПЗУ должны быть указаны все имеющиеся на конкретном земельном участке линии, границы (границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, границы зон исторической застройки), красные линии, охранные зоны линейных объектов (газопроводов, высоковольтных линий, линий связи и т.д.), санитарно-защитные зоны и др.

Согласно Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, при подготовке ГПЗУ, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке ГПЗУ определяет технические условия для всех возможных способов.

Таким образом, в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 44 Кодекса информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указывается в строке "Иные показатели".

Следует отдельно отметить, что различаются понятия и фактическая реализация предоставления технических условий:

  • информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического - это возможность присоединения к существующим сетям инженерно-технического обеспечения (при наличии), которая должна быть указана в ГПЗУ;
  • технические условия - документ, предусматривающий максимальную нагрузку, а также срок подключения объекта капитального объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий (по истечении срока параметры выданных технических условий могут быть изменены).

Кроме того, в старой редакции формы ГПЗУ, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840, указывались конкретные данные технических условий (документа, выданного на определенный срок). Данный раздел был подвергнут критике в рамках решения вопроса о ликвидации административных барьеров в сфере строительства и проектирования, поскольку при истечении срока технических условий, указанных в ГПЗУ, наступала необходимость получения нового ГПЗУ либо надо было проходить новую процедуру согласований.

Порядок выдачи технических условий предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.

Фактически ГПЗУ является информационным документом, который содержит в себе все необходимые данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства.

«КонсультантПлюс»

В любом городе строительство ведется круглый год - будь то стройка новых домов, реставрация старых или ремонт коммуникаций. Совсем недавно правительство РФ издало указ о необходимости получения градостроительного плана земельного участка собственниками земельных участков непосредственно перед планировкой таких работ.

Что из себя представляет градостроительный план земельного участка

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) подготавливается для планирования работ по застройке либо реконструкции объектов на земельных участках. ГПЗУ - это, по сути, масштабированный план местности с нанесенными границами, в пределах которых будет строиться здание.

Все границы согласовываются с главным архитектором города и главой администрации.

Имейте в виду: градостроительный план является базисным документом для получения разрешения на постройку (реконструкцию) объекта и последующего ввода его в эксплуатацию.

Что должно входить в состав ГПЗУ

    В состав ГПЗУ должны входить следующие данные:
  • как и где проходят границы территории, подготовленной для построения (реконструкции) сооружения;
  • на какой площади действует неполное право пользования чужой землей;
  • допустимые предельные расстояния выхода планируемого объекта за границы земельного участка;
  • о правилах, действующих на определенной территории;
  • о нахождении на участке иных сооружений;
  • о технических возможностях присоединения планируемого объекта к общим коммуникациям;
  • о границах территории, где будут размещаться здания государственного или муниципального значения;
  • о возможности разбивки территории на несколько участков.
    ГПЗУ может быть составлен в двух формах:
  • как автономная часть проекта межевания;
  • как подраздел проектирования.

Ранее необходимо было составлять допроектное оформление земли и будущих строений, собирая многочисленные справки, что было достаточно хлопотливо.

Сейчас же с введением ГПЗУ все значительно упростилось - можно всего лишь получить градплан и направиться прямо в отдел проектирования.

    ГПЗУ является основным документом для:
  • выработки основ, необходимых для составления нового проекта;
  • уточнения границ земельного участка;
  • получения разрешения на постройку (реконструкцию) планируемого объекта и последующего ввода его в эксплуатацию.

Без такого набора описательных характеристик проектировщики просто не смогут составить проект из-за отсутствия или недостатка информации.

Порядок получения ГПЗУ

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть образец заявления на получение ГПЗУ

    Порядок получения градостроительного плана таков:
  1. Направляетесь в многофункциональный центр для разъяснения всех непонятных вопросов.
  2. Вам выдается перечень документов, необходимый для получения ГПЗУ.
  3. Собираете все указанные документы.
  4. Направляетесь в архитектурное отделение для подачи заявления на выдачу ГПЗУ. Образец заявления есть в каждом архитектурном отделении.

Юристы советуют: делайте копии документов. Документы будут отдаваться безвозвратно. Не забудьте сделать копию паспорта! Без него вы не сможете подать заявление.

Сколько времени необходимо для получения ГПЗУ

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть схему получения ГПЗУ

Для получения градплана придется подождать целый месяц с момента подачи заявления. Однако людям приходилось ждать и больше.

Замедлить процесс получения градплана на руки могут ошибки, допущенные в оформлении, а также несогласованная работа ведомств.

Часто возникают трудности (а потому и большие задержки во времени) с категориями участков, где для принятия решения необходимы публичные слушания.

Сроки действия градостроительного плана не уточнены законодательством. Он действенен до тех пор, пока принявшая его власть не отменит его действие.

Основанием для отмены действия ГПЗУ может послужить поправка или внесенные изменения в документы, по которым был составлен план.

    Кроме того, действие ГПЗУ может быть отменено по причине:
  • добровольный отказ лица от прав владения землей;
  • лишение прав владения или конфискация земли для нужд общественности;
  • по истечению срока действия договора аренды на землю или его досрочное аннулирование;
  • запрет на использование недр;
  • опровержение прав собственности на землю.

Вывод



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх