Достоевский, анализ произведения преступления и наказание, план. Пересказ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М План романа преступление и наказание по главам

Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

Ребят помогите составить анализ стихотворения "Туча" Лермонтова.Сами сделали,поставила тройку.Напишите пожалуйста по какому плану вы делаете

анализ.Просто хоть не анализ,но напишите план.Спасибо заранее.

"Преступление и наказание" 6 вопросов. Развернутые ответы. 1. Как вы понимаете название романа? Почему преступлению

посвящена одна часть, а наказанию – пять частей романа?
2. Перечислите все события первой части романа, которые подталкивают героя к преступлению. Выпишите из текста реплики внутреннего монолога Раскольникова, которые показывают глубокие противоречия между «головной» теорией и живым сердцем.
3. Для чего писатель-гуманист Ф.М. Достоевский так подробно описывает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы?
4. Как вы понимаете слова Сони в адрес Раскольникова: «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!»?
5. Объясните смысл фразы Раскольникова: «...вечная Сонечка, пока мир стоит!». В какой связи он это произносит?
6. Почему автор романа в сцене чтения Нового Завета обратился именно к притче о воскрешении Лазаря?

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 6 частей и эпилог. Предлагаю вниманию коллег один из вариантов изучения романа. Каждому уроку дано название, подобран эпиграф (цитата из романа) и план анализа каждой главы. Думаю, что этот материал может быть предложен и ученику перед прочтением очередной главы произведения и подготовкой к уроку. Это позволит обратить внимание старшеклассника на важные эпизоды романа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 6 частей и эпилог. Предлагаю вниманию коллег один из вариантов изучения романа. Каждому уроку дано название, подобран эпиграф (цитата из романа) и план анализа каждой главы. Думаю, что этот материал может быть предложен и ученику перед прочтением очередной главы произведения. Это позволит обратить внимание старшеклассника на важные эпизоды романа.

К изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1 часть. «Груда мертвых камней, где человеку некуда идти». (История создания романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.)

План 1 части: «Проба». Рассказ Мармеладова о собственной жизни. Письмо Пульхерии Александровны Раскольниковой. Встреча с пьяной девочкой. Разговор Лизаветы с мещанином. Подготовка Раскольникова к убийству. Убийство Алены Ивановны и Лизаветы.

2 часть. «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой.

План 2 части: Душевное состояние Раскольникова после убийства. В конторе квартального надзирателя. Обморок. Отношение к украденному. Второй сон героя. Болезнь Родиона. Разговор о Миколке. Встреча с Заметовым в «Хрустальном дворце». Смерть Мармеладова.

3 часть. «Я не человека убил, я принцип убил».

Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: (обыкновенные)… и собственно на людей.

План 3 части: Встреча Родиона с матерью и Дуней. Заботы Разумихина о родных приятеля. Ультиматум Лужина и объяснение Раскольникова с Лужиным. Встреча с Соней Мармеладовой. Первый поединок с Порфирием Петровичем. Появление мещанина. Третий сон Раскольникова. Свидригайлов.

4 часть. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Ей три дороги,- думал он,- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одуманивающий ум и окаменяющий сердце.

План 4 части: Встреча Родиона со Свидригайловым. Изгнание Лужина. Разрыв Раскольникова с Пульхерией Александровной и Дуней. Соня читает Евангелие. Второй поединок с Порфирием Петровичем.

5 часть. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».

Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах.

Так ты не оставишь меня, Соня?- говорил он, чуть не с надеждой смотря на нее.

План 5 части: Лужин и Лебезятников. Уход из квартиры Катерины Ивановны. Раскольников исповедуется Соне. Объяснение Родиона с сестрой. «Карнавал» на улице и смерть Катерины Ивановны.

6 часть. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!»

…И он кончает тем, что принужден на себя донести. Принужден, чтобы хоть погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разрозненности и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его.

План 6 части: Душевное состояние Раскольникова после похорон Катерины Ивановны. Сообщение Разумихина. Внутренний монолог Раскольникова после ухода Разумихина. Третий поединок Раскольникова со следователем. Встреча со Свидригайловым в трактире. Объяснение Свидригайлова с Дуней. Самоубийство Свидригайлова. Последнее свидание Раскольникова с родными. Признание в убийстве.

Эпилог. «Наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.



В центре романа — бывший студент Родион Романович Раскольников. Ему хронически не хватает денег, он живет в маленькой («похожей на гроб») комнатке и вынужден пользоваться услугами старухи-процентщицы.

Однако он создает весьма интересную теорию «крови по совести», согласно которой все люди делятся на две категории: твари дрожащие и право имеющие. Последние обязаны устранять препятствия, которые мешают человечеству обрести счатье.

Анализ романа Ф

По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем — нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман (бессмертное произведение) состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая — до преступления, а вторая — рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, мучения и страдания героя.

Готовые школьные сочинения

Вся жизнь моя в грехах погребена… В. А. Жуковский Федор Михайлович Достоевский - писатель-философ, который исследовал в своем творчестве характеры людей, доведенных до «безумия» неустроенностью жизни, своими ошибочными теориями или обстоятельствами, в которых они оказались. Благополучные, уравновешенные люди писателя не интересовали. Человек. «стоящий на краю пропасти», доведенный до отчаяния, интересует писателя своей психологией: что способствовало тому, что человек оказался на этой грани, как можно помочь ему, есть ли предел падению человека? Достоевский - писатель-гуманист, поэтому решает все вопросы с этой позиции.

Диванный теоретик

Давно планировал после прочтения книги писать про нее некий конспект, чтобы лучше запомнить содержание. Выделить главные мысли, подчеркнуть цитаты. Вместе с Новым Годом пора воплощать свои планы. Это больше для меня, чем для общества.

Начну с художественной литературы. Очень жалею, что раньше не читал классику, а в русской классике очень много интересного можно вычитать. Теперь постепенно заполняю мои школьные пробелы.

Достоевский, анализ произведения Преступления и наказание, План

По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем - нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая - до преступления, а вторая - рассказ о нравственном наказании героя после совер­шения преступления, то есть автор показывает сомнения, муче­ния и страдания героя.

Конспект урока литературы по роману Ф

Цели урока: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.

Отчего же боль возникает у Достоевского? Почему каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать? Что за этим стоит? «Бессмысленная жестокость» автора, как утверждает некоторые исследователи? Какая у автора цель: показать, как ничтожен, низок и гадок человек? Или иная, высокая? Прав ли Раскольников, утверждая, что «страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.

Конспект учебного занятия по теме Федор Михайлович Достоевский

. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

Образовательная: дать представление об основных особенностях романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», охарактеризовать систему персонажей, определить суть теории Р. Раскольникова, сформировать представление учащихся о «Петербурге Достоевского», выявить его основные черты, рассмотреть социальные и философские корни преступления Раскольникова;

Развивающая: развивать культурологическую и читательскую компетентность учащихся, стремление к ее совершенствованию на основе предложенных и самостоятельно изучаемых источников информации, развивать познавательную активность, навыки работы с текстом художественного произведения,

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к русскому литературному наследию, потребность в грамотном осознанном ознакомлении с произведениями русских классиков и верной историко-литературной их интерпретации.

Контрольная работа: Раскаяние и искупление в романе Достоевского Преступление и наказание

До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Работа над планом сочинения – одно из условий систематизации материала, последовательности его расположения, а значит, и наиболее полного раскрытия темы сочинения.

«План – это конкретизация идеи» (В. Никольский) сочинения и одновременно путь реализации творческого замысла автора сочинения.

И хотя написание плана сочинения не является обязательным требованием, но при работе над черновым вариантом сочинения без плана обойтись достаточно трудно.

Планы могут быть двух видов: предварительный (краткий) и развёрнутый (сложный)

Предварительный (краткий) план сочинения даёт возможность наметить основной ход мысли, выделить главные вопросы темы. Это, по существу, наброски плана. На его основе в процессе дальнейшей работы создаётся развёрнутый, сложный план.

Развёрнутый (сложный) план, прежде всего, отражает основные структурные части сочинения: вступление, главная часть, заключение (они обозначаются римскими цифрами). В пределах этих общих разделов подразделы, необходимые для конкретизации выдвигаемых положений, обозначаются в соответствии с их объёмом арабскими цифрами, буквами и т.д.

Поскольку сложный план должен точно выражать основное содержание будущего сочинения, то необходимо, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:

1) соответствовал теме и наиболее полно охватывал вопросы, связанные с её раскрытием,

2) был целенаправленным и отличался логической последовательностью, стройностью,

3) имел единое основание в формулировках всех выделенных пунктов, был стилистически однотипным (пункты плана должны единообразно и последовательно иметь форму назывных или двусоставных вопросительных предложений).

Примерные планы к сочинению

Тема: Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» .

Краткий (предварительный) план.

1. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе до Достоевского (Пушкин, Гоголь).

2. Семейство Мармеладовых.

3. Семейство Раскольниковых.

4. Трагедия униженных и оскорблённых – порождение русской жизни.

5. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».

Развёрнутый (сложный) план

I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»). Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:

а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;

б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;

в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.

Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:

а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;

б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни.

III. Заключение. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».

Тренировочное задание 1.

Составьте сначала предварительный план к предложенным темам, а затем сделайте на основе краткого развёрнутый (сложный) план:

Старые и новые хозяева вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»).

Человек и война в рассказах А. Платонова «Одухотворённые люди» и «Возвращение».

Тренировочное задание 2.

Проверьте соответствие темы сочинения и плана к нему. Ошибки исправьте:

Тема: Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

I. Вступление. Сатира – «оружие любимейшего род» в русской литературе 19 века.

II. Главная часть. Проблематика и поэтика сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Постановка в сказках острых проблем современности:

а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

б) сатира на правителей («Медведь на воеводстве»;

в) протест против смирения и мнимых «народных заступников» («Коняга», «Либерал»);

г) осмеяние мещанина-обывателя в сказке «Премудрый пескарь»;

д) художественные средства выражения сатирической направленности содержания сказок («эзопов язык», гротеск, ирония, гипербола и т.д.).

III. Заключение. Общечеловеческий и философский смысл сказок.

xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai

Образ и характеристика Раскольникова

План сочинения: 1. Вступление. Внешность главного героя. 2. Характер Раскольникова, его отношения с другими персонажами. 3. Заключение. Духовное возрождение Раскольникова. Главный герой романа «Преступление и наказание» – Родион Раскольников. Достоевский описывает его как красивого молодого человека «с прекрасными темными глазами». Также писатель подчеркивает бедность героя, «он был до того худо одет, что иной человек посовестился бы выходить в таких лохмотьях на улицу». Раскольников предстает перед читателем достаточно привлекательным человеком, однако его внешность не сочетается с обстановкой, где он живет и с его уровнем жизни. Проживает он в крошечной каморке, да и за ту герой не может заплатить из-за отсутствия финансовых средств. Из-за постоянной нужды он ходил к старухе-процентщице и отдавал ей свои последние ценные вещи. Родион Раскольников – образованный человек, бывший студент юридического факультета. Постепенно в его голове формируется план преступления, который мог бы помочь многим людям. Он хочет убить процентщицу. Главное, что хочет узнать Раскольников – способен ли он на такой поступок? «Тварь ли он дрожащая» или «право имеет»? Все делились у него на эти две категории, он, в свою очередь, хотел узнать может ли он переступить черту. Все-таки он совершает преступление, на которое его побуждают трудные жизненные обстоятельства. Еще до момента убийства в голове Раскольникова возникали мысли о том, как же все противно и гадко. Но бедность приводит его в отчаяние и свой замысел он осуществляет. После преступления следует наказание – душевные муки и страдания, угрызения совести. Герой не может даже общаться с людьми, ему кажется, что все знают о его поступке. Раскольникову свойственны такие черты характера, как отзывчивость, открытость, ненависть к злу, чуткость, способность к сопереживанию, состраданию. Молодой человек все же смог переступить черту, однако его светлая душа не была готова к этому. Поэтому все-таки он проходит тяжелый и долгий путь к новой жизни, испытывает раскаяние. Отношения с другими персонажами романа у Раскольникова скорее конфликтные, несмотря на то, что внешне он в чем-то схож с ними, внутренне они разные, у каждого из них свое мировоззрение. В романе есть и двойники Раскольникова – Лужин и Свидригайлов. У Лужина есть своя теория «целого кафтана», а со вторым у главного героя очень много общего. Но Свидригайлов порочный и развратный человек, а Раскольников испытывает большую чистую и искреннюю любовь к Соне. С ней он разделял свои самые тяжелые дни, именно ей он признался в убийстве, они оба растоптали себя. Хоть Соня не может до конца понять Раскольникова, она чувствует, что ему необходима поддержка, и она дает ему ее. Их сблизили страдания, выпавшие на долю каждого. Раскольников был мертв духовно, он считал, что не старушку убил, а прежде всего, самого себя. Только когда он проходит долгий путь страданий и мук, когда искренне раскаивается, происходит духовное возрождение героя. Раскольников становится другим – обновленным, способным искренне любить. Соня во многом помогла ему, благодаря ей он смог осознать весь ужас совершенного преступления. Достоевский не случайно образ Раскольникова сделал в романе главным. Он хотел показать нам, что за любым преступлением будет рано или поздно следовать наказание.

Все сочинения Федор Михайлович Достоевский

Тема «маленького человека» для русской литературы является одной из самых востребованных. Многие вел

В романе «Преступление и наказание» Достоевский описал, как умирает и возрождается душа грешника. Ка

В романе «Преступление и наказание» Достоевский рассказал о человеке, доведенном до отчаяния социаль

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» невозможно отнести к одному литературному жанру. О

Преступление и наказание

Аркадий Свидригайлов – один из главных персонажей повести психологического романа Ф. Достоевского «П

Самым ненавистным в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» для самого авт

Идея Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», рождается под давлением обстоя

План сочинения: 1. Вступление. Внешность героини. 2. Судьба Сони, черты характера. 3. Заключение. Жи

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский изобразил два персонажа с помощью принципа конт

Социально-философский роман «Братья Карамазовы» воплотил в себе идею Достоевского о всеобщей связи л

Роман «Браться Карамазовы» богат библейскими сюжетами и христианской символикой. Более того, основна

Роман Достоевского «Браться Карамазовы» пропитан философско-религиозными идеями и концепциями. Больш

В романе «Братья Карамазовы» воплотилась идея Ф.М. Достоевского о духовном служении в миру. Для того

«Братья Карамазовы» – произведение с сюжетной точки зрения многоплановое. Здесь присутствуют драмати

Роман «Братья Карамазовы» имеет несколько идейно-философских уровней, но основным выступает религиоз

Одним из ключевых в идейном плане эпизодов романа «Братья Карамазовы» является пересказ Иваном своей

Роман Достоевского «Браться Карамазовы» построен на полемике главных героев, каждый из которых являе

Братья Карамазовы

В романе «Братья Карамазовы» Достоевский изобразил целую галерею противоречивых и сложных человеческ

Роман Достоевского «Браться Карамазовы» в идейно-философском плане построен на борьбе добра и зла. И

Религиозно-философский уровень в романе Достоевского «Братья Карамазовы» представлен главным образом

Роман «Братья Карамазовы» в идейном плане построен на противостоянии добра и зла. При этом все отриц

Среди основных героев романа «Браться Карамазовы» присутствует лишь один женский образ, который игра

Среди героев романа Достоевского «Браться Карамазовы» основным носителем нравственно-духовных ценнос

Главными героями романа Достоевского являются четыре сына Федора Павловича Карамазова: Митя, Иван, А

Творчество Федора Михайловича Достоевского до сих пор вызывает живой интерес у читателей и критиков.

Прошло полтора столетия с момента публикации одного из лучших романа Федора Достоевского «Идиот», а

Традиция использовать в художественных произведениях говорящие фамилии заимствована реалистами у пис

Качество художественного произведения определяется ролью каждого героя, так или иначе задействованно

С первых страниц романа «Идиот» читателю предстают оригинальные женские образы, играющие немаловажну

Отличительная черта романа «Идиот» – преобладание героев-мужчин над женщинами. Федор Михайлович Дост

Одна из главных героинь романа «Идиот» привлекает читателя своей загадочностью еще до появления собс

Известное французское изречение «ищите женщину» остается актуальным во все времена. Нежные и незащищ

«Красота спасет мир» – слова, знакомые каждому из нас, но мало кто задумывался над происхождением эт

В романе «Идиот» Федор Достоевский раскрывает трагизм человеческого существования посредством изобра

Творчество Федора Достоевского полностью проникнуто библейскими мотивами, которые автор использует н

Желая рассказать о трагичной истории главного героя, авторы зачастую используют для названия произве

На протяжении всей истории существования человеческого рода женщина довольно часто выступала в качес

Признанный мастер эпических произведений, Федор Достоевский не выработал устойчивой формы написания

Как истинный реалист, Федор Михайлович Достоевский стремился изобразить нравственные и социальные ко

С первых страниц романа «Идиот» читатель становится очевидцем знакомства двух передовых лиц произвед

Лучшими мыслителями всех времен являются писатели, поскольку они имеют очевидное превосходство перед

В произведении Федора Достоевского «Идиот» вызывают интерес многие герои, которые обладают разными х

Характерная особенность творчества Федора Михайловича Достоевского – взятие за основу сюжета или отд

Беспризорные дети – признак несовершенного и больного общества. Достоевский один из первых обратился

Жизнь в большом городе накладывает свой отпечаток на всех его обитателей. Петербург, описанный Досто

Федор Михайлович Достоевский

Мальчик у Христа на ёлке

В своем произведении Достоевский дает очень скупой портрет главному герою. Мы видим маленького мальч

Федор Михайлович Достоевский очень любил детей, сострадал им и считал, что ничто на Земле не стоит д

Рассказ «Мальчик у Христа на елке» принадлежит к жанру святочных, или рождественских рассказов. Чита

Мастер сочинений — научит вас писать, поможет найти нужную тему и подготовит к ЕГЭ по русскому языку. На его страницах вы найдете только необходимый материал для 6-11 классов, в нашем каталоге более 10 000 готовых сочинений на любую тему, а в приложении более 45 000.

Сайт “Мастер сочинений” заменит вам десятки сайтов, а мобильное приложение сделает возможности портала доступными в любом месте.

План сочинения: Язык романа Достоевского «Преступление и наказание»

Последние записи

Язык романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени дей­ствия, композиции, пейзажу и т. д. Среди этих художественных особенностей важное место в «Преступлении и наказании» прина­длежит языку. Каждое слово у Достоевского включено в художест­венную целостность произведения, представляет собой сгусток смыс­ла, так как в художественной ткани перестает быть просто отрезком речи, а становится необходимой частью образа.
  2. Язык в романе служит передаче творческой мысли самого Достоев­ского и рассуждений его героев. Поток речи в романе имеет преры­вистый, ломаный, неустойчивый характер, с массой пауз, оговорок и предположений типа «как будто», «как-то», «хотя», «впрочем» и т. д.
  3. С помощью речевых средств Достоевский создает в романе портреты своих героев:

а) дисгармония речи Раскольникова (паузы, неритмичность, преры­вистость, несоответствие внешней и внутренней форм) отражает особенности его душевного склада, раздвоение личности. Не случай­но еще М. М. Бахтин замечал, что «внутренний монолог Раскольни­кова является великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов…»;

б) обилие уменьшительных слов выразительно обрисовывает облик старухи процентщицы: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вост­рым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела».

  1. Большое место в романе занимают диалоги: напряженно спорят Раскольников с Соней, Лужиным, Дуней, Разумихиным, Порфи­рием Петровичем. Можно говорить о диалогическом характере все­го романа. Об этой особенности тот же Бахтин замечал, что голоса героев «все время слышат друг друга, переплетаются и взаимно от­ражаются друг вдруге… Вне этого диалога «противоборствующих правд» не осуществляется ни один существенный поступок, ни одна существенная мысль ведущих героев».
  2. Язык «Преступления и наказания» поражает своей непосредственно­стью, жизненной достоверностью. Возможно, язык Достоевского от­части проигрывает в своей живописности и выразительных средствах по сравнению с произведениями других писателей-классиков. Однако можно утверждать, что у Достоевского своя собственная языковая манера, особенности которой позволяют ощутить невидимое, под­спудное движение мысли, чувства, внутренней жизни его героев.
  3. Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки

    Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    План сочинения 1. Вступление. Обращение писателя к библейским темам и сюжетам. 2. Основная часть. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание». - Мотив Каина в романе. - Мотив Египта и его развитие в романе. - Мотив смерти и воскресения в романе.

    Сны и грезы Раскольникова и их значение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    План сочинения 1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя. 2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

    Пейзаж и его функции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    План сочинения 1. Вступление. Основной тип пейзажа у Достоевского. 2. Основная часть. Пейзаж и его функции в романе. - Условность пейзажей Достоевского. Достоевский и Гоголь.

    Средства изображения внутренней жизни героя в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

    План сочинения 1. Вступление. Двуплановость повествования в романах Достоевского. 2. Основная часть. Психологизм Достоевского в романе. - Острые сюжетные ходы как средство изображения душевной жизни героя. - Портрет как средство передачи внутреннего облика героя. Первый портрет Раскольникова и его значение в романе

    Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

    План сочинения 1. Вступление. Особенности художественной структуры произведения. 2. Основная часть. Сюжетно-композиционная структура романа. - Авторское членение романа. - Основная и побочные сюжетные линии. - Первая часть. Экспозиция и завязка сюжета.

    Последние статьи

    Проблематика одного из произведений А.И. Солженицына

    А.И. Солженицын больше известен российскому читателю не как автор художественных произведений, а как диссидент, человек трагической судьбы, гонимый и преследуемый, восставший против государства и власти. Почти четверть века в нашей стране существовал запрет на публикацию его книг. Конфликт писателя с государством завершился насильственным изгнанием его из России. Главной причиной высылки послужил первый том «Архипелага ГУЛАГ», …

    Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

    Творческий путь А.Т. Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских поэтов, начался в середине 20-х годов XX века. До войны основной темой его лирики была русская деревня, проблема коллективизации и зарождавшегося колхозного хозяйства. Во время войны Твардовский работал фронтовым корреспондентом, одновременно создавая главный труд своей жизни - поэму «Василий Теркин». «Книга про бойца» принесла …

    В чем своеобразие военной темы в творчестве А.Т. Твардовского?

    Военная тема - ключевая в творчестве А. Твардовского. Она присутствовала на всем протяжении его жизни. Тема эта проявлялась то как быстрый поэтический всплеск-отклик на событие, то становилась целой поэмой, в которой была глубина исторического обобщения. Всегда, начиная с первых военных дней, в его стихах совершенно отсутствовали фальшивые ноты, высокопарные слова и ура-патриотические настроения. В изображении …

    Герой и народ в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

    Тема соотношения героя и народа в поэме Твардовского «Василий Теркин» занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих …

    ««Василий Теркин» - поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А. Бунин)

    «Книга про бойца», как назвал А.Т. Твардовский свою поэму «Василий Теркин», создавалась на протяжении суровых военных лет с 1941 по 1945 год. В ней в простой и доступной каждому форме отразился военный быт, нелегкая доля солдата, психология человека на войне, а также философские размышления о жизни и смерти, славе и страданиях русского солдата-богатыря. Прообраз главного …

    shpargalkino.com

    Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 3

    В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского восхищает ее самоотверженная любовь к детям. Родиона она уже отпустила в самостоятель­ную жизнь, но все равно пытается помочь ему деньгами, под­держать письмами. С болью смотрит она на судьбу дочери. Первоначально воспринимая Лужина как опору для Дуни, она никаких благ при этом не хочет от него для себя, сообщая Раскольникову, что после свадьбы будет жить отдельно от мо­лодоженов. В то же время Пульхерия Александровна постоян­но наказывает Родиону любить сестру и подчеркивает, как та его любит. Ей хочется, чтобы дети поддерживали и помогали друг другу всю жизнь. Не случайно при виде примирения бра­та с сестрой лицо ее светится восторгом и счастьем. Чтобы чи­татель заметил и запомнил этот образ второго плана, Ф.М. Достоевский выбирает для героини колоритное старинное имя - Пульхерия. Пульхерия Александровна поддержи­вает сына во всех начинаниях и уверена, что все, что он дела­ет, все прекрасно. Однако сердцем она чувствует боль и раз­лад в душе Родиона. Не случайно она крестится перед очередной встречей с ним, а в разговоре с Дуней оценивает характеры детей более трезво и откровенно, чем при сыне: «Знаешь, Дуня, смотрела я на вас обоих, совершенный ты его портрет, и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхо­лики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… Ведь не может быть, чтоб он эгоист был, Дунечка? А. А как подумаю, что у нас вечером будет сего­дня, так все сердце и отнимается!» Примечательно, что Пульхерия Александровна при первом же свидании с Соней понимает, что та в жизни ее сына главное.

    Другой образ, важный для понимания материнской любви в романе, - это Катерина Ивановна. На ее примере Ф.М. Достоевский показывает, что самые сложные социаль­ные проблемы, трудности и лишения падают прежде всего на плечи женщины-матери. Воспитанная и образованная женщи­на, овдовев, оказывается без средств к существованию. Она пытается любыми способами прокормить детей. Понимая, что жертва, которую принесла ради семьи Соня, неоплатная, Ка­терина Ивановна заставляет детей петь и плясать на улице ра­ди увеселения публики. Она восклицает: «О, подлые, подлые. Да наплевать; теперь и этих сама кормить буду, никому не по­клонюсь! Довольно мы ее мучили! (Она указала на Соню)». Одной из самых трагических страниц романа является сцена смерти Катерины Ивановны от чахотки. Перед смертью она отказывается от священника, понимая, что для Сони это лиш­ний целковый, что она оставляет на нее троих детей «с рук на руки». В бреду она выкрикивает немецкие песенки и слова из любимого романса, вспоминает молодость, первую любовь.

    Последние ее слова: «Уездили клячу! Надорвала-а-ась!» - за­ставляют вспомнить сон Раскольникова, в котором тог видит истязаемую хозяином лошадь. Оба эпизода романа подчерки­вают, как не хватает в земном мире любви и доброты и как много в нем злобы, подлости и безжалостности.

    Своих любимых героинь Ф.М. Достоевский наделяет кра­сотой. Прекрасна и стройна Авдотья Романовна. У нее гордые сверкающие глаза, иногда необыкновенно добрые. Сохранила остатки прежней красоты и Пульхерия Александровна. Ей 43 года. Для человека XIX века это уже солидный возраст: «Лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что быва­ет почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до ста­рости». Помещая развернутый портрет Пульхерии Александ­ровны, Ф.М. Достоевский тут же подкрепляет его психологи­ческой характеристикой, отмечая такие черты характера, как чувствительность, робость, уступчивость.

    Пульхерия Александровна сердцем чувствует, что Разуми­хин надежный человек. Материнское сердце делает правиль­ный выбор. Пульхерия Александровна с первого взгляда по­нимает, с кем дочь будет счастлива в браке. Не случайно Дуня впоследствии выберет в мужья именно Разумихина.

    Образы Сони и Дуни оттеняет в романе эпизодический об­раз молоденькой пьяной женщины на бульваре в шелковом платье, одетой небрежно и неумело, очевидно, мужскими рука­ми. Раскольников видит, как за ней увивается какой-то франт, и хочет спасти ее: отдает последние деньги, чтобы городовой от­вез ее домой на извозчике. Достоевский не раз показывает спо­собность Раскольникова на благородные душевные поступки.

    В критической литературе при рассуждении о причинах преступления Раскольникова усиливается то социальный, то философский аспект. Правильнее всего рассматривать их в со­вокупности. Однако Ф.М. Достоевскому важнее показать не причины преступления Раскольникова и не само преступле­ние, а наказание во всем его ужасе и неотвратимости. Доста­точно заметить, что описанию невыносимых мук и страданий убийцы уделено в романе центральное место. Существует множество дополнительных обстоятельств, подтолкнувших Раскольникова к преступлению. Это, например, случайно под­слушанный разговор в трактире. Во время очередного визита к старушонке герой интересуется тем, с кем она живет, отмечает для себя, что на этаже все остальное квартиры свободны.

    Ф.М. Достоевский ни в коей мере не оправдывает Родио­на. Писатель считает, что цель не оправдывает средства.

    Совершив убийство, Раскольников словно заразился опас­ной душевной болезнью: он бредит, страдает, видит во сне кошмары. Единственное избавление для него - это признание и раскаяние. Но и то, и другое для гордою человека становит­ся тяжелым нравственным испытанием. Признаки неврасте­нии проявляются у героя еще до преступления. Однако после убийства Раскольников вообще чувствует, что сходит с ума. Его охватывает страх, ужас и отвращение. Полумертвый, он еле-еле добирается до дома и погружается даже не в сон, а в какое-то особое тяжелое психическое состояние: «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, не­смотря даже на усилия». Таким образом, наказанием для героя становится наказание через страдание. Важно понимать, что наказание наступает еще до объявления приговора: оно выра­жается в тех адских душевных муках, граничащих с безумием, которые испытывает герой.

    Для того чтобы читатель понимал, что у Раскольникова есть иной путь, кроме преступления, чтобы помочь сестре и матери, Ф.М. Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Это верный товарищ Родиона по университету, который, несмотря ни на что, продолжает под­держивать его. Это веселый и добрый до простоты парень. «Впрочем, под этою простотой таились и глубина и достоин­ство», - подчеркивает Ф.М. Достоевский. Дружба Расколь­никова и Разумихина противопоставлена в романе показу ра­зобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» - «раскол») по принципу отношения к жизни в це­лом. Разумихин относится к трудностям легко и просто. Как и Раскольников, он очень беден, но знает массу способов найти себе заработок, причем сделать это честным путем: например, дает уроки.

    vsesochineniya.ru

  • Уточнение исковых требований После принятия судом иска и даже в процессу судебного разбирательства истец имеет право заявить уточнение исковых требований. В порядке уточнений можно указать новые обстоятельства или дополнить старые, увеличить или уменьшить сумму иска, […]
  • Вся правда о коллекторах агентства «МБА Финансы» Миссия коллекторов «МБА Финансы» заключается в борьбе с задолженностью по кредитованию, коммунальным счетам, услугам связи и другим финансовым услугам. Представители данной компании описывают свои принципы деятельности на […]
  • Требования СНиП на двери: установка и характеристики Рассмотрим требования, которые выдвигает СНиП относительно противопожарной и другой безопасности входных и межкомнатных дверей, а также дверей на лестницах и вестибюлях. Главные требования СНиП по качеству и установке […] Срочное оформление и получение загранпаспорта Никто не застрахован от ситуации, когда резко возникает необходимость быстро оформить загранпаспорт в Москве или любом другом российском городе. Что делать? Куда обращаться? И во сколько обойдётся подобная услуга? Необходимо […]
  • Правила оформления отказа от опеки На данный момент опекунство в РФ является делом сугубо добровольным, поэтому процедуры его оформления или отказа от него являются достаточно простыми. Однако при этом важно не забывать о множестве правовых последствий аннулирования […]
  • Порядок выдачи персонального аттестата 1 На сайте Центра аттестации оформите и оплатите заявку на получение аттестата (ссылка "получить персональный аттестат"). При оформлении заявки Вам будет предложено выбрать одного из Ваших региональных Регистраторов - участников […]

Клик мышью на номерах глав ведёт к полному тексту каждой из них. Клик на ссылках «См. подробнее» – к более развёрнутому изложению содержания той или иной главы.

Наш краткий пересказ «Преступления и наказания» может быть использован для читательского дневника. Читайте полный текст «Преступления и наказания» по главам с краткими содержаниями каждой главы, «Преступления и наказания», краткое содержание по главам романа «Идиот» и биографию Ф. М. Достоевского . Ссылки на другие статьи о творчестве писателя - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

Достоевский «Преступление и наказание», часть 1 – краткое содержание

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

На следующий день он долго и тревожно спит, просыпается поздно вечером – и в возбуждении от того, что удобное время уходит, незаметно берёт в каморке дворника топор и торопится на преступление. (См. .)

Достоевский «Преступление и наказание», часть 2 – краткое содержание

Добравшись домой, Раскольников вскоре впадает в беспамятство. (См. .)

На пороге трактира он встречает Разумихина, но грубо отделывается от него, не желая разговаривать. Взойдя на один мост, Раскольников едва удерживаясь от желания утопиться. Не в силах терпеть душевный гнёт дальше, он решает идти сознаваться «в контору», однако по дороге неожиданно видит перед собой дом старухи.

Повинуясь неудержимой тяге, он поднимается к той квартире. На глазах у двух клеящих там новые обои работников безмолвно ходит по комнатам, дергает дверной колокольчик, вслушиваясь в тогдашний звук, потом спускается к подъезду. Стоящие на улице у дома люди глядят на Раскольникова с подозрением. Он опять направляется в полицию, но вдруг обращает внимание на собравшуюся чуть поодаль, у экипажа, толпу. (См. .)

Раскольников отдаёт на похороны свои последние деньги. Когда он уходит, его догоняет маленькая дочь Мармеладова Поля, которую Соня послала спросить имя и адрес благодетеля. Раскольников называет их и просит Полю: «Молись за меня!» (См. Внешность Сони Мармеладовой .)

Он вдруг с изумлением чувствует, что бескорыстная забота о ближнем вызвала в нём ощущение прихлынувшей полной, могучей жизни. Загорается яркая надежда, что он преодолеет чувство вины за убийство и вновь обретёт душевную силу. В этом возбуждении Раскольников заходит к Разумихину. Тот идёт провожать его, рассказывая: происшествие в трактире подействовало на Заметова так, что он напрочь отверг наклёвывавшуюся было в полиции мысль о его причастности к убийству, ибо преступник никогда не был бы так откровенен.

Войдя с Разумихиным в свою каморку, Раскольников неожиданно видит там приехавших мать и сестру – Дуню и Пульхерию Александровну. Те бросаются обнимать его, а он, осознав, что впервые предстаёт перед самыми близкими людьми отягощённый убийством, падает в обморок. (См. .)

Достоевский «Преступление и наказание», часть 3 – краткое содержание

Теория Раскольникова

Достоевский «Преступление и наказание», часть 4 – краткое содержание

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Достоевский «Преступление и наказание», часть 5 – краткое содержание

Разложив на столе в комнате Лебезятникова деньги, якобы для подсчёта, Лужин просит позвать Соню и даёт ей десять рублей для потерявшей кормильца семьи. (См. .)

Раскольников путается в объяснениях: вначале говорит, что «собирался помочь сестре и матери», потом, что «хотел стать Наполеоном». Но под конец сам доходит до правды: «Просто я самолюбив, завистлив, зол, мстителен, работать не хотел. И решил узнать: тварь ли я дрожащая или право имею… » (См. полный текст этого монолога .)

«Что мне теперь делать!», – в отчаянии восклицает он. – «Стань на перекрёстке, – говорит Соня, – поцелуй землю, которую ты осквернил и скажи всем, вслух: "Я убил!" Прими страдание и искупи себя им!» Родион отказывается: «Нет, я ещё поборюсь!» Отталкивает крест, который Соня хочет навесить на него. (См. .)

Стоящий тут же сосед-Свидригайлов обещает Раскольникову обеспечить Соню и детей на свои деньги – и плутовски подмигивает: «Ведь не была же Катерина Ивановна вредная вошь, как старуха-процентщица». Раскольников столбенеет. Свидригайлов объясняет: он слышал через стену все его разговоры с Соней. (См. .)

Достоевский «Преступление и наказание», часть 6 – краткое содержание

В конторе он сразу сталкивается с поручиком Порохом. Тот добродушно оправдывается за прошлую ссору, бранит нигилистов, от которых всё больше самоубийств. «Вот и сегодня один застрелился… Свидригайлов». Известие о самоубийстве Свидригайлова потрясает Раскольникова и сбивает его решимость. Так и не сделав признания, Родион спускается по лестнице на улицу, но там видит Соню, горестно всплескивающую руками. Он возвращается в контору и, сделав над собой страшное усилие, сознаётся во всём. (См. полный текст отрывка «Признание Раскольникова в преступлении (в полицейском участке)» .)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх