Два основных философских подхода к пониманию природы и проявления психики. Идеалистическое и материалистическое представление о психике

Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии − соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции.

Именно вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же как некоторое загадочное обнаружение какого-то «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Идеализм зародился, когда люди, не имея правильных представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа - души и духа, который якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя - вторичными, производными от духа, идей, сознания.

Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма − его взаимодействие с другими внешними телами − не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции − материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат, dualis – «двойственный»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.

На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии − Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс и многие другие.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь − проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.

С точки зрения идеалистов душа - первичное явление в мироздании. Как содержание сна человека является лишь плодом его воображения, так и вся физика реального мира является лишь чьей-то волей, чьей-то фантазией (индивидуальной или коллективной). С точки зрения материалистов психика - вторичное, производное от материи явление. Реальный физический мир может существовать и в отсутствии чьей-то души, психики.
Идеалистические представления о психике

Человек вышел из животного мира. Неразвитость научной картины мира не давала возможность человеку решить психофизическую проблему (долгое время такой вопрос даже и не ставился): как может быть такое, что из физического, материального появляется психическое, которое - так получается - тоже материальное.
Жизненный опыт древнего человека говорил ему о том, что чужая воля и чужой разум являются источником самых больших бед. Если камень лежит на земле, то он никакой опасности не представляет. Но если он попадёт в чьи-то руки, то это - уже смертельное оружие. Какое бы защищённое ни придумал себе жилище древний человек, чужая хитрость, исходящая от других людей или животных, могла преодолеть любые стены. Это привело, с одной стороны, к тому, что за сложными и опасными физическими явлениями (гроза, наводнение и т.п.) человек стал видеть чью-то волю; а с другой стороны - других людей, их психику человек стал считать результатом проявления другой воли.
В древнеегипетском трактате "Памятник мемфисской теологии" (конец 4 тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического: устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах; что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. В этом же древнеегипетском произведении даётся следующая трактовка значения органов чувств для человека: боги "создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу". Таким образом, сердцу отводилась роль, которая сегодня отводится мозгу. В любом идеалистическом учении можно найти элементы материализма, но для идеалиста и эти элементы - тоже плод работы чьей-то высшей воли.
Идеалистические представления - не обязательно религиозны. Многие философы-идеалисты вне религиозных концепций рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление "абсолютного духа", "мировой воли", "идеи". И в наше время (20-й и 21-й век) появляются всё новые и новые идеалистические теории, потому что идеализм является бесконечным полем для фантазии.

Материалистические представления о психике
Первые материалистические представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа - психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием "влажности" и "огненности" есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что "... он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна". Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

Второй этап развития психики как науки.

Психология как наука о сознании (17-20 в)

Представители :Рене Де Карт,Джонн Локк.

Вселенную начали представлять как гигантскую машину. В этот период складывается понимание. Все можно изучить, все можно измерить и человека тоже.

Предметом изучения психологии стало сознание.

Де Карт - «мыслю,значит существую».

Человек, взрослея, чтобы познать истину, должен все подвергать сомнению, и мыслить сам,только потом он узнает всю истину.

Джон Локк

Д.Локк. считал,что душевная жизнь проходит на 2х уровнях.

1. связан с восприятием окружающего мира: - ощущения,- желания,- мысли.

2.чел может наблюдать свои ощущения,желания,мысли.(мысли,чувства,переживания- рефлексия) наблюдает за деятельностью своего ума.

Деятельность души 1 уровня у всех, даже у детей. 2- зрелость человека. У детей рефлексии почти нет, но и у взрослого может не развиться, если нет склонности к самонаблюдению.

Вывод: рефлексия развивается сама по себе; психолог может и должен проводить исследования над собой. основной метод наблюдения сознания- интроспекция.

1879-конец 19в. Психика изучается в подсознании.

Вильгельм Вундт

Создал 1ю экспериментальную псих лабораторию в Липецке. Считается началом второго периода психология как наука. Один из методов – интроспекции. Искал элементы сознания.

Метод интроспекции:

1)Испытуемые люди упражнялись в интроспекции долгое время. Самонаблюдение: обычные люди.

2)Ищутся элементы сознания. Самонаблюдение: ощущения описываются своими словами

3)Испытуемый сам делал заключение о элементах сознания. Самонаблюдение: полученый испытуемый материалы анализирует экспериментатор.

Особенности интроспекции:

1)завершенный метод (сам сделал вывод)

2)для интроспекции нужны подготовленные люди

3)интроспекция осуществляется как вторая деятельность (наблюдение за своим разумом)

Интроспекция - как 2я деятельность (ум работает, а мы наблюдаем)

Вундт выделил простые элементы сознания.

Объективные:ощущения

Слуховые,- зрительные,- обонятельные.

Из ощущения складываются наши мысли.- объективные элементы сознания.

Субъективные элементы сознания:

Чувства человека

Напряжение/разрядка

- (не) удовольствие, успокоение, возбуждение, разрядка, напряжении. Радость= удовольствие+возбуждение.

Достижения

Было описано огромное разнообразие психических явлений

Описание фокус (в настоящий момент привлекает сознание) и периферия (потом может стать фокусом) сознания.

Сознание в непрерывном движении «поток сознания»

Одни процессы сознания текут сами собой- не произвольные. Другие- организуются- произвольные.

Вундт пытался измерить сознание. Определить объём.

Предпосылки возникновения этапа:

Заложены предпосылки (методологические) научного понимания психики и сознания:

Век механицизма (появление машин, часов)

Вселенную начали представлять как гигантскую машину

Складывается понимание: все можно изучить, всё можно измерить и человека тоже

Заложены предпосылки научного понимания

Достижения:

- Психология стала наукой

Стали изучать сознание

Открытие лаборатории Вундта

Описаны многие процессы, которые происходят в сознании

Недостатки:

- Изучали только сознание

Была ложная идея разложения сознания на простейшие элементы

Основной метод интроспекции, который субъективен (не мог дать достоверный факт)

Этапы развития психологии как науки. Особенности третьего периода развития психологии как науки (психология как наука о поведении): предпосылки, достижения, недостатки. Особенности современного периода развития психологии.

Третий период - Конец 19 – начало 20в. Джон Уотсон.

1913г – статья «психология с точки зрения бихевиориста»

Сознание субъективно, его объективное изучение невозможно, поэтому такой категории как сознание для науки существовать не должно. Предметом изучения психологии должно стать поведение, так как оно доступно внешнему наблюдению.

Психология должна опираться только на объективные методы, должна стать естественной научной дисциплиной, должна изучаться на измерении. Это направление получило название бихевиоризм .

Предпосылки возникновения бихевиоризма:

1) Изучение сознания с помощью интроспекции не имело никаких практических результатов, было интересно только самим психологам. Продолжать это не имело никакого смысла.

2) Начало 20в – начало промышленного производства, требуется развитие методов, позволяющих контролировать поведение человека.

3) Бурный рост городов.

Основная формула бихевиоризма – стимул реакция.

Нужно изучать стимулы, реакции, и по каким стимулам мы можем предсказывать поведение человека, меняя стимулы можно формировать поведение человека.

Уотсон выделял врожденные и приобретенные реакции.

Врожденные – с ними человек рождается, это безусловные рефлексы.

Приобретенные – образуются на основе врожденных (основание на работах Павлова)

Классическое научение . Меняется стимул – меняется реакция.

Фредерик Скиннер . Описывает оперантное обусловливание . Если какое –то действие поощрять, то в последующем оно с большей вероятностью будет воспроизведено.

Толмен.

Ввел переменную V – цели, намерения, желания.

Между стимулом и реакцией возникает внутренние процессы.

Заслуги бихевиоризма :

1) Объективность – психология стала исходить из реальных фактов

2) Стали использоваться объективные методы – эксперимент.

3) Расширяется спектр исследуемых объектов: поведение животных и исследование людей разного возраста.

4) Получили развитие раздела психологии, касающегося научения получения навыков.

Недостатки:

1) Игнорировалось сознание и все внутренние процессы не изучались

2) Сближение психики человека и животного: данные, которые были получены на животных, переносились на человека.

3) Этический компонент.

Особенности 4 периода :

1) Исследуются сознательные, неосознаваемые процессы, социальные связи.

2) Рассматривается с точки зрения информационного подхода.

3) Методологичекий кризис и разделение психологии на отдельные школы.

Появление первых концепций личности, теорий сознания, теории научения, творческого мышления.

Появление первых экспериментальных исследований личности

Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические исследования.

Недостаток: большая разрозненность каждой отрасли психологии.

Психоанализ . Конец 19в. З. Фрейд.

Все поступки, мысли человека определяются бессознательными процессами.

Методы по Фрейду:

Анализ сноведений, анализ оговорок, явление остроумия.

Гештальт- психология.

Человек воспринимает мир целостно, завершает процессы.

1885г – Бехтерев создает первую психологическую школу в России.

1908 – Бехтеревым открывается психо-неврологический институт. Бехтерев развивает экспериментальное направление психологии.

Челпанов основал в России первый психологический институт.(1912)

Основные направления развития отечественной психологии: мозг и психика (понятие о трех функциональных блоках головного мозга по А.Р. Лурия), единство сознания и деятельности (подход А.Н. Леонтьева), культурно-историческая теория развития сознания Л.С. Выготского.

Характеристика общественной психологии. 1885 В.М. Бехтерев. Создают 1-ю псих лабораторию в России в Казани, затем в Петербурге.
1908- психоневрологический институт (эксперимент направление в психологии)

Чулпанов- один из создателей психологического института.

1) Психика- функция нервной системы.

2) Высшее проявление психики – сознание

3)Свойство высоко организованной материи.

Павлов- описал механизмы условных рефлексов.

А.Р.Лурья:

1)Основоположник отечественной нейропсихологии (изучает локализацию высших психических функций в головном мозге)

2) Принципы единства сознания и деятельности (психика проявляется и развивается в деятельности) А.Н.Леонтьев – автор деятельностной психологии.

Рубинштейн- продолжил труды Леонтьева.

Д.Б.Эльконин- описал периодизацию детского возраста с точки зрения теории деятельности.

А. Н. Леонтьев (1903–1979). Сперва он следовал линии, намеченной Л. С. Выготским. Затем, оценив идеи Басова о "морфологии" деятельности, предложил свою схему её организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, в индивидуальном развитии человека. Основной труд на эту тему: "Проблемы развития психики" (1959).
Леонтьев рассматривал деятельность как особую целостность, которая включает различные компоненты :
- мотивы,
- цели,
- действия.
Эти компоненты нельзя рассматривать порознь, потому что они образуют систему. Деятельность это присущая человеку форма существования. Леонтьев в свете развиваемой теории деятельности рассматривал такие важные общепсихологические понятия, как образ, действие, мотив, отношение, личность.
Постепенно в работах А. Н. Леонтьева и его последователей деятельности уделялось всё большее внимание, а сознанию всё меньшее.

Мозг и психика

1. Теория психофизиологического параллелизма.

Мозг и психика независимы друг от друга.(паралельны) Декард - тело,душа,параллельны друг другу.
Лейбниц- мозг и психика 2 часовых механизма к-е показывают одно время.

2.Психофизиологическая идентичность.
Мозг вырабатывает мысль так же как печень вырабатывает желчь.

3.Подход Лурия Выгодского.

Психические процессы являются надсистемными свойствами головного мозга. Т.е возникает в результате совместной работы различных зон головного мозга.

Лурия описал 3 блока головного мозга каждый из которых связан с определённым психическим процессом.

1. Ствол головного мозга. Отвечает за тонус головного мозга. Блок активации нервной системы (ствол головного мозга ретик. формация)

2. Связан с восприятием,обработки, переработки информации(за центральной бороздой)

3. Регулирование (цели, полагания) лобная часть- контроль.

Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – “абсолютного духа”, “идеи”.

В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.

Материалистическое понимание психики: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное, основа, носитель психики.

Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.

До появления на земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст её исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились несколько миллионов лет назад.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи – мозга.

То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, доказывают эксперименты на животных и наблюдения за людьми.

При определенных повреждениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики:

1) при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве;

2) поражение височных отделов нарушает восприятие (понима­ние) речи, музыки.

В своей работе “Рефлексы головного мозга” (1863 г.) И.М. Се­ченов писал, что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражающая действительность. Рефлексы головного мозга включают три звена:

Первое , начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникаютпсихические явления (ощущения, представления, чувства).

Третье , конечное звено – внешние движения и действия человека.

Все три звена взаимосвязаны друг с другом.

Значение положений, выдвинутых Сеченовым:

1) раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями;

2) психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга;

3) психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории деятельности мозга дано в трудах И.П. Пав­лова. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.

Психика есть деятельность мозга, отражающая окружающую действительность характеризующаяся физиологическими механизмами, лежащими в её основе.

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ - два главных философских направления, борьба к-рых воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, к-рое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания. Поскольку в развитии научного знания о психике решающую роль играет выявление ее закономерных зависимостей от того, что психическим не является (внешней среды, телесного субстрата), то именно материализм выступает в качестве движущей силы прогресса психологии. В древности материалистические представления проявлялись в различных учениях о душе как частице стихий природы: огня (Гераклит), воздуха (Анаксимен), атомов (Демокрит) и др. Наряду с воззрениями философов, материалистически объяснявших психические процессы, важное значение имели взгляды врачей на зависимость характера человека от смеси в организме различных компонентов (учение о темпераменте). Столь наивная материалистическая ориентация не могла помочь объяснить способность субъекта постигать внечувственные (абстрактные) истины, подчинять поступки этическим идеалам, превращать в объект анализа собственное сознание. Эти реальные свойства человеческой психики были истолкованы идеализмом (Платон, Плотин, Августин) как порождения особой бестелесной сущности - души, господствующей над всем земным, материальным. Такой подход теснейшим образом связал идеалистическую философию с религией, к-рая веками служила социальным интересам эксплуататорских классов. В Новое время крупные успехи базирующегося на материализме естествознания стимулировали расцвет психологической мысли, выработавшей в XVII в. свои важнейшие теории: о рефлексе, о восприятии как продукте воздействия внешних объектов на головной мозг, об ассоциациях и их телесном механизме, об аффектах (страстях). Все эти процессы трактовались Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой материалистически. Такое понимание было развито в XVIII в. французскими (Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Кабанис) и английскими (Д. Гартли, Дж. Пристли) материалистами, в противовес взглядам к-рых выдвигались учения о первичности ощущений по отношению к внешним предметам (Дж. Беркли, Д. Юм), о представлениях как изначальных актах души (И. Гербарт) и др. В середине XIX в. принципиально новая форма материализма, соединившая его с диалектикой, была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, разработавшими методологические принципы, на основе к-рых в дальнейшем развивалась советская психология. Диалектический материализм отверг различные концепции, игнорирующие активность сознания, его способность не только отражать мир, но и преобразовывать его в процессе общественно-исторической практики. Диалектико-материалистическое объяснение психики противостоит как идеалистическому, так и вульгарно-материалистическому, к-рое, будучи разновидностью редукционизма, сводит психические процессы к нервным. Вместе с тем существует тесная связь между диалектико-материалистическим подходом к психике и стихийным материализмом естествоиспытателей. Благодаря их открытиям в середине XIX в. были экспериментально установлены первые важные закономерности психики (Вебера - Фехнера закон, законы работы зрительной системы (Г. Гельмгольц), типы времени реакции (Ф. Дондерс) и др.), к-рые наряду с открытиями в биологии (Ч. Дарвин) и физиологии (К. Бернар, И. М. Сеченов) привели к выработке собственного категориального аппарата психологии, в силу чего она обособилась в самостоятельную науку. Поскольку указанный процесс происходил в условиях господства в странах капиталистического Запада идеалистической философии, он неадекватно преломился в концепциях, исходивших из интроспективного понимания сознания (В. Вундт, Ф. Брентано), Иное направление этот процесс получил в России в последовательно материалистическом учении Сеченова, синтезировавшем достижения естественнонаучного исследования психики в мировой науке. Рубеж XIX и XX вв. отмечен кризисом психологии, на развитии к-рой негативно сказалось влияние идеалистической философии (махизма, прагматизма). В дальнейшем главные достижения психологии были обусловлены ее связью с физиологией, кибернетикой и другими науками, где доминируют стихийно-материалистические тенденции. Советская психология последовательно реализует философско-методологические принципы диалектического материализма.


Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?

Еще на заре своего существования, когда человек в процессе исторического развития приобрел способность достаточно отчетливо осознавать окружающий мир и самого себя, внимание его начали привлекать такие загадочные, непонятные явления, как смерть, кратковременная потеря сознания, сон. Люди спрашивали себя: чем живое отличается от неживого, что происходит с чело веком, когда он умирает, да еще при отсутствии видимых повреждений тела? Исходя из своего жизненного опыта, человек уже отдавал себе отчет в том, что, помимо окружающего его вещественного мира (природа, животные и растения, различные предметы, другие люди), существуют еще особые явления (образы различных предметов и людей, воспоминания о пережитом, сновидения, чувства: страх, гнев, радость), причем эти явления невещественные - они не обладают характеристиками физических тел и не могут заменить собой реальных предметов (представлением о куске мяса не насытишься, как реальным куском, воспоминанием о костре не согреешься).

Не будучи в состоянии правильно понять и объяснить эти явления, еще в глубокой древности люди пришли к выводу, что указанные явления существуют независимо от реального мира. Так возникло представление о духе или душе как бесплотном, бестелесном, бессмертном существе, которое в момент рождения каким-то таинственным образом вселяется в тело человека (свое временное обиталище), а в момент смерти покидает тело и продолжает существовать вне его. Именно душа, считали в древности, ощущает, мыслит, помнит, воображает, переживает. Любопытно, что первоначальные попытки найти конкретное обиталище души в теле человека никак не были связаны с мозгом,- ее «помещали» в сердце, зрачке, крови. И это тоже понятно - видимые отличия мертвого человека от живого связаны с тем, что у человека перестает биться сердце, зрачки тускнеют и становятся неподвижными, вытекает кровь (в случае смертельного ранения).

Из подобных наивных, примитивных домыслов постепенно развилось глубоко ошибочное, антинаучное философское течение - идеализм. Согласно идеалистическим представлениям духовное начало (бог, Дух, идея) существует вечно, независима от материи и первично по отношению к ней, к вещественному миру: материя, окружающая нас природа появилась якобы позже, ее сотворил бог, дух.

Идеалистическая психология отрицает прямую зависимость психики от организма, нервной системы человека, психические явления считает проявлением его души.

В глубокой древности возникло и другое прямо противоположное философское течение - материализм, в основе которого лежало правильное представление о том, что вещественный мир существует вечно, что первична материя, а психика вторична, является порождением материи. Примитивные на уровне науки того времени, но правильные в своей основе взгляды древнегреческих философов-материалистов развились в логически стройную науку - материализм.

Борьба между материалистическим и идеалистическим пони­манием и объяснением психических явлений происходила и про­исходит на протяжении всей истории развития психологии. Если возникновение идеалистических представлений объясняется примитивным уровнем мышления людей, низким уровнем их знаний, то развитие этих представлений и сохранение их до на­ших дней есть проявление классовой борьбы, стремление эксплуа­таторских классов сохранить и укрепить свои позиции. Идеалистическая психология активно служила и служит реакционным силам, стараясь «научно» обосновать необходимость веры в бога - творца мира, помогая одурманивать сознание трудящихся масс религиозными предрассудками о бессмертии и спасении души. Этим самым эксплуататорские классы с помощью религии отвле­кают рабочих и крестьян от классовой борьбы за лучшее буду­щее, обещая им в качестве награды за их страдания и угнетение здесь, на земле, вечное блаженство и райскую жизнь в загробном мире. Все это показывает классовую сущность идеалистической психологии, которая выражает мировоззрение, политические взгляды и интересы враждебных нам классов.

Идеалистическая психология совершенно несостоятельна с научной точки зрения. Она пытается доказать то, чего нет,- существование какой-то души, не связанной с материей. Но не­лепо доказывать независимость психических процессов от деятель­ности мозга, нервной системы. Невозможны мысль без мозга, разум человека, оторванный от человека. Поэтому идеалисти­ческая психология как необоснованная, ложная в научном отно­шении и реакционная в политическом отношении нами полностью отвергается. Она постепенно теряет свои позиции. Многие за­рубежные психологи в последнее время все больше и больше отходят от идеалистических позиций и постепенно приближаются к материалистическому пониманию психики.

Правильное и подлинно научное решение вопроса о проис­хождении психики, о взаимоотношении психических явлений с материальными дает марксистско-ленинская философия диалек­тического материализма. Диалектическим материализм называ­ется потому, что в основе его лежит учение о непрерывном, закономерном изменении и развитии материального мира, переходе его из одного качественного состояния в другое.

Диалектический материализм учит, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся, изменяющейся, развивающейся мате­рии. Психика является результатом длительного развития мате­рии. Далеко не всякая материя обладает психикой. Лишь на определенной стадии развития появилась материя ощущающая, мыслящая. В истории развития мира было время, когда психики, и тем более сознания, не было. Неорганическая природа, растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствует способность восприятия, мышления, переживания.

Психическая жизнь возникла на самой высокой ступени раз­вития материального мира - на стадии появления живых су­ществ: животных и человека.

Подлинно научное учение о происхождении и сущности пси­хики развивается на основе ленинской теории отражения. Соглас­но этой теории психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой ма­терии отражать окружающий мир. Необходимо детально разоб­раться в этой формуле. «Особым образом организованная мате­рия» - это высокоорганизованная живая материя, а именно специальный орган психики - нервная система и ее высший отдел - головной мозг, сформировавшиеся в ходе эволюции животных. Психика есть свойство живого мозга, продукт его работы (точнее, особых физиологических процессов, протекающих и мозгу). Но психика не просто свойство, а, как указывал В. И. Ленин, «особое свойство». В чем же особенность этого свойства?

Во-первых, это свойство не является материальным, хотя оно реально, т. е. действительно существует. Что это значит? Сам мозг, как и всякое материальное тело, обладает рядом физико-химических свойств: размерами, формой, объемом, весом, плотностью, определенным строением, химическим составам и т. д. Обладает мозг и физиологическими свойствами (может находиться в различных физиологических состояниях - возбуждения и тор­можения, порождать биотоки и т. д.), которые также имеют материальную природу. Психика же потому и считается особым свойством, что она не обладает подобными характеристиками. Она не характеризуется ни плотностью, ни протяженностью, не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ее нельзя измерить, взве­сить, осязать, подвергнуть химическому анализу. Словом, психи­ка - порождение, продукт материи, но не материальный продукт.

Возникает вопрос: а как же возможно познать психику, если она не поддается непосредственному наблюдению? Такое познание возможно только через анализ деятельности, поведения человека. Если мы не наблюдаем за деятельностью, поведением человека, мы никогда не узнаем, смел он или труслив, настойчив или без­волен, каковы особенности его памяти, внимания, каковы его способности.

Диалектико-материалистическое понимание психики как свой­ства, продукта материи необходимо отличать от взглядов вуль­гарных (от слова «вульгаризация» - грубое, чрезмерное упроще­ние, искажающее опошляющее сущность какого-либо учения) материалистов-механицистов XIX в., которые не видели и не понимали качественных различий между материальными (химическими, биологическими, физиологическими) и психическими явлениями природы. С их точки зрения, все эти явления представляют собой механическое движение материальных частиц в пространстве. Представители вульгарного материализма утверждали, например, что мысль так же выделяется мозгом, как желчь выделяется печенью. Желчь является материальным веществом, таким же материальным веществом они считали и мысль, психику.

Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи. Признание зависимости психики от мозга не означает сведения психики и сознания к материальным и физиологическим процессам деятельности мозга. «Что и мысль и материя,- указывал В. И. Ленин, - «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» .

Следовательно, психику нельзя отрывать от материи, как это делают идеалисты, но ее нельзя также и отождествлять с материей, как поступают вульгарные материалисты.

Во-вторых, особенность рассматриваемого свойства мозга заключается в способности мозга отражать внешний объективный (независимо от нас существующий) мир. Предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, на его мозг через органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, отражаются в коре мозга в виде образов, или, как говорят, моделей этих предметов и явлений. Когда мы видим предметы, слышим издаваемые ими звуки, ощущаем их поверхность, температуру, вкус, запах, это и значит, что в мозгу отражаются эти предметы и их свойства, в результате чего человек получает представление об окружающей его внешней среде, величине, форме, цвете окружающих его предметов.

Понятие отражения у В. И. Ленина весьма глубоко и содержательно. Никоим образом не следует понимать психическое отражение как простое и пассивное отражение в мозгу предметов внешнего мира (наподобие их отражения в зеркале или на другой полированной поверхности). Прежде всего, это не простое пассивное, мертво-зеркальное отражение, а активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Отражение происходит в деятельности человека, в условиях практического воздействия человека на природу и общественные явления, да и само является своеобразной деятельностью - не простым копированием действительности, а сложной ее переработкой. Далее, в отличие от зеркального отражения психическое отражение есть и сохранение, удержание образов отраженных ранее явлений (память человека). И наконец, психическое отражение отнюдь не бесстрастно, не безразлично и равнодушно к тому, что оно отражает, а связано с определенным отношением, чувствами человека, вызванными отражаемым.

Возникающие при воздействии окружающего мира на мозг психические процессы в коре головного мозга - ощущения, восприятия, запоминание и припоминание, мышление, воображение - все это разные формы отражения. Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и есть по знание этой действительности.

Формы отражения не только перечисленные познавательные психические процессы. Своеобразным отражением окружающей действительности будут и чувства, переживаемые человеком. Ведь нельзя радоваться неизвестно чему, огорчаться неизвестно чем, любить или ненавидеть неизвестно кого и неизвестно за что. Чувства наши имеют объективную основу и поэтому включают в себя и своеобразную характеристику (т. е. отражение) предметов и явлений. Равным образом и воля, проявляющаяся в различного рода действиях, также связана с отражением того, над чем мы производим действия, представлением (т. е. отражением) цели, результата действия. Словом, вся психика есть отражение или результат такого отражения.

В результате процесса отражения действительности, отражения воспитательных воздействий возникают и формируются психические качества личности, потребности, интересы, способности и характер, складывается жизненный опыт человека.

В итоге можно сделать вывод, что способность отражать окружающий мир - совершенно необходимое условие жизни человека. Эта способность дает ему возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих собственных интересах.

Но верно ли и точно ли отражается мозгом окружающий мир? Ведь в отдельных случаях могут быть и ошибки восприятия (иллюзии). Мы не замечаем вращения Земли, но наблюдаем движение Солнца по небу. Точно так же мы ясно видим «переломленной» ложку, опущенную в стакан с водой. Одно и то же явление, один и тот же предмет по-разному отразят специалист профессионал и дилетант, школьник и взрослый. Не только восприятия, но и мысли наши могут быть ошибочными.

Да, в отдельных случаях у человека могут возникать и искаженные образы действительности. Но в целом человек всегда совершенно точно отображает предметы и явления окружающего мира. И критерием (показателем) правильности нашего отражения служит Личный опыт, а также общественно-историческая практика людей. В своей деятельности, труде человек руководствуется имеющимися у него образами предметов, понятиями о них. И если действия человека приводят к желаемым результатам, не приходят в противоречие с этими образами и понятиями, значит, этиобразы и понятия являются верным отражением действительности. Проверяя в своем опыте правильность отражения внешнего мира, человек таким образом достигает полного и достоверного дознания окружающего мира.

Итак, отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (не зависящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него). Отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно возникает в результате воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение носит и субъективный характер, поскольку отражает конкретный человек, личность со всеми ее особенностями и своеобразием, с собственным отношением к тому, что он отражает. Отражение, таким образом, осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловливается целями и задачами, которые человек перед собой ставит. Поэтому отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.

Теперь мы можем ответить на вопрос, что такое психика. По своему происхождению психика есть продукт работы мозга. По своему содержанию психика есть отражение внешнего мира.

Таким образом, психика является функцией высокоорганизованной материи - мозга, функцией, заключающейся в активном отражении объективного мира.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх