Эссе «Безопасность социальных систем. Как чувствовать себя защищенным? Состояние защищенности и психологическая безопасность личности Смотреть что такое "Безопасность" в других словарях


ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Учебная (ознакомительная) практика»

Специальность

030301.65 Психология служебной деятельности

(код и наименование направления подготовки)

Специализация

Психологическое обеспечение сотрудников правоохранительных органов

(наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения

очная

Оренбург 2012

Паспорт

Фонда оценочных средств

По дисциплине «Учебной (ознакомительной) практике»

(наименование дисциплины)

«Оренбургский государственный университет»

(наименование кафедры)

Практическое занятие

по дисциплине «Учебная (ознакомительная) практика»

(наименование дисциплины)

1.Темы (проблемы) Анализ основ организации и деятельности психолога в правоохранительном учреждении

Вопросы

1. В чем проявляется роль чувства личной безопасности для регуляции поведения человека?

2. Какие действия и виды деятельности могут мотивироваться чувством личной безопасности?

3. Можно ли утверждать, что служба в правоохранительных органах безусловно усиливает чувство личной безопасности и является одним из основных ее мотивов?

4. Один из опасных преступников, осужденных за совершение тяжкого преступления, в беседе сотрудника с ним сказал: «Я живу только в минуту смертельной опасности!» Дайте психологическую характеристику мотивации данного высказывания и личностных особенностей преступника.

Практический материал по подготовке

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ.

XX век принес людям не только достижения в области технического прогресса, облегчившие жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее, а иногда делающих просто невыносимой. Болезни, изменение климата, нарушение экологического равновесия, войны и т. д. Все это таким или иным образом отражается на нас.

Многие считают, что эти беды обойдут их стороной, никакие глобальные проблемы не коснутся. Но дело в том, что большие катаклизмы порождают малые, которые, возможно» заденут вас или ваших близких.

Сегодня бедой нашей страны стал разгул вседозволенности и бесконтрольности, породивший рост преступности. Причем преступления становятся жестокими и изощренными. Самыми распространенными уголовными преступлениями в наше время считаются убийства, наркоторговля, угон автомобилей, рэкет, грабежи и кражи. От них не застрахованы ни простые граждане, ни известные люди.

Как же защититься от всех напастей и крушений, которые могут коснуться нас в повседневной жизни? Вот здесь появляется понятие безопасности, обеспечение которой и позволяет в какой-то мере застраховаться от всевозможных проблем и включает в себя комплекс мер, направленных на сохранение вашей жизни и членов вашей семьи, личного имущества.

Соблюдение элементарных правил личной безопасности помогает человеку,как доказывает жизнь,избежать различных физических и моральных травм.

Данная статья представляет Вашему вниманию аспекты проблемы обеспечения безопасности человека в современном обществе. Однако предугадать все ситуации,которые может при готовить жизнь,вряд ли под силу кому-либо. Поэтому советы,которые будут даны на страницах журнала,не являются панацеей от всех бед. Возможно вы столкнетесь с явлением не затронутыми в нашем разделе. В этом случае,мы надеемся,вы сможете найти правильное решение,используя наши советы как базу. Искушенному читателю что-то может показаться смешным и обыденным,но тем не мнение не стоит перелистывать страницу или бросать чтение на середине журнала, ведь добрый совет сможет однажды спасти вам жизнь.

Древние римляне говорили: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Энергичный, но добродушный шлепок акушерки по «пятой точке» вводит младенца в мир жизнедеятельности, дает ему возможность набрать в легкие воздуха, как бы командует: «Живи.», «Выживай!». С момента появления на Божий свет человека подстерегают опасности. Возможно, они и одержали бы победу над человеческим родом, но у разумного человека есть основной метод зашиты от козней «беса» опасности – БЕЗОПАСНОСТЬ.

Эта богиня Доброты на протяжении тысячелетий верно служит человеку, отражая опасности щитом, на котором алмазом опыта жизнедеятельности выгравирован девиз: «Предупрежден, значит вооружен». С древних времен обеспечение персональной безопасности и сохранение здоровья - один из важнейших практических интересов человечества.

Недаром кардинал и генералиссимус Франции Ришелье оставил будущим поколениям мудрое наставление: «... Безопасность - это категория неизмеримо более высокая, чем величие».

В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

Поэтому, как ради себя, так и ради других, следует знать основы безопасности жизнедеятельности. Это то же самое, что использование ремня безопасности во время управления автомобилем. Это выражение уважения к человеку. Это жизнеутверждающая позиция.

«Зри в корень»,-.говорил гениальный Козьма Прутков. Давайте вместе «позрим», что такое безопасность, безопасный.

Этимология слова: БЕЗ + ОПАСНЫЙ = БЕЗОПАСНЫЙ.

Опасный - «содержащий в себе возможность бедствия, несчастья», «способный причинить кому-либо зло, вред» и т.п. В памятниках древнерусской письменности XI века встречается в форме «опасъный» - «охранительный, тщательный». Впоследствии слабый «ъ» исчез, звук «с» отвердел. Значение, вероятно, развивалось следующим образом: «заботливый» - «предостерегающий», далее «внушающий опасение, осторожность», «грозящий опасностью» - «способный причинить несчастье».Приставка без (безо, безъ) выражает значение «не имеющий чего-либо». На базе предложного сочетания «без опаса» (опасъ - охрана, защита) образовано прилагательное «безопасный» - «не грозящий опасностью», «защищенный».В словаре русского языка С. Л.Ожегова говорится: «Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

Безопасность жизнедеятельности - это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

Уже у древних римлян понятие безопасность (лат. seciaitas) олицетворяло общественную и личную безопасность, гарантированную властями. Ее культовое значение отразилось даже в монетных знаках.

Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.

Жизнедеятельность - сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития. Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности - общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность.

Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.

В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно.безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или заболевание.

Повреждение организма может, произойти в результате как непосредственных контактных внешних воздействий (механических, электрических, химических и т.п.), так и дистанционных (теплового, светового и пр.). Повреждения могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него (например, после радиационного облучения).

Опасные и вредные факторы обычно имеют внешне определенные пространственные области их проявления, так называемые опасные зоны.

Нахождение человека в опасной зоне является одним из условий возникновения повреждения организма. При этом опасный фактор (опасность) должен обладать достаточной энергией, чтобы вызвать повреждение организма.

Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности - нарушение правил уличного движения. Вряд ли найдется пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому - примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

Жизнь - дело рискованное. «Для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем для того, чтобы умереть», - утверждал итальянский драматург Витторио Альфьери. Это действительно так. С опасностями человек столкнулся с момента своего появления на Земле. Вначале это были природные опасности: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и т.д.).

С развитием человеческого общества к природным опасностям непрерывной чередой прибавлялись техногенные опасности, то есть рожденные техникой. Научно-технический прогресс, наряду с благами, принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде.

Техногенные опасности могут проявляться в виде аварий технических систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Попадая в зону действия подобных экстремальных ситуаций, люди рискуют получить травмы различной степени тяжести.

Следует заметить, что человек и сам является часто источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Опасности, создаваемые человеком, очень разнообразны. Войны, социально-политические конфликты, преступления, проституция, наркомания, СПИД, голод, нищета, бескультурье -эти и другие пороки человеческого общества - социальные опасности..

Таким образом, опасности окружающего мира условно разделены на три четко выделенные группы: природные, техногенные и социальные.

Ученые пришли к выводу, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это - потенциальные, то есть возможные опасности (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая сила»).

Постоянное наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия. Эти условия называют причинами.

Причиной несчастного случая очень часто служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих.Для сохранения своего здоровья и жизни необходимо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные.

Уберечься от несчастья удается не всегда, поскольку некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на спасение. Например, взрыв, землетрясение, ураган.

В книге «Дианетика» (Современная наука душевного здоровья) Рон Хаббард пишет: «Существует пять разновидностей реакций человека на источник опасности. Пять направлений он может выбрать для решения любой проблемы. Действия его также можно оценить пятью разными способами. Сравнение с черной пантерой является здесь удачным.

Давайте предположим, что черная пантера в плохом настроении сидит в доме человека по имени Гарик. Гарику надо идти спать на второй этаж. Но на ступеньках - черная пантера. Проблема заключается в том, как подняться по лестнице. Существует всего пять действий, которые Гарик может предпринять:

1) может атаковать пантеру;

2) может убежать из дома и от пантеры;

3) может использовать другую лестницу и избежать встречи с черной пантерой; 4) может игнорировать животное (представить, что ее нет и попытаться пройти мимо нее) и

5) может сдаться пантере.

Вот пять механизмов:

Атаковать;

Отступить;

Избежать;

Проигнорировать;

Сдаться.

Любые действия подпадают под эти категории. И все они отмечаются в жизни. Все реакции можно разрешить «одним из указанных пяти способов». До тех пор, пока человек атакует действительно существующую угрозу, он находится в неплохой форме, он «нормальный»!

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗОНЫ РИСКА И СТРАХА

С первых минут появления на свет и до дней последних человек постоянно пребывает в «зоне риска». Какие только напасти ни подкарауливают его на жизненном пути. Такой авторитет в области безопасности, как, например, английская фирма «Artur D. Littre», занимающаяся уже более 100 лет вопросами безопасности, пришла к выводу, что опасность может быть оценена количественно, например, величиной риска. Под риском как количественной мерой опасности обычно подразумевают возможность (либо вероятность) возникновения нежелательного события за определённый отрезок времени.

В таблице приведена вероятность риска стать жертвой некоторых видов опасностей в течение года.

Вид опасности Вероятность случаев в году

Общий риск 1 из 700

Автомобильные катастрофы 1 из 4,000

Преступления 1 из 4,000

Отравление 1 из 5,000

Умышленное убийство 1 из 7,000

Утопление 1 из 10,000

Падение 1 из 25,000

Пожар и ожог 1 из 28,000

Авиакатастрофа 1 из 50,000

Электрический ток 1 из 65,000

Железная дорога 1 из 150,000

Промышленная авария, катастрофа 1 из 170,000

Стихийное бедствие 1 из 1,600,000

Авария на ядерном реакторе 1 из 300,000,000

Чтобы противостоять эпидемии насилия, опасности и страха, необходимо знать два ограничивающих момента:

До какого предела дойти, где грань между страхом губительным и страхом, данным человеку во спасение;

Необходимо твердое знание заповедей безопасного поведения, ибо оно переходит в новое качество - имидж силы, уверенности, безопасности.

Пословица гласит: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал». Присутствие духа значительно увеличивает шансы на спасение человека в любой ситуации.

ПРИСУТСТВИЕ ДУХА.

Природное это качество или его можно воспитать? Вот несколько примеров.

Настоящим кошмаром во время боевых действий на Тихом океане для американских летчиков и моряков стали акулы. Пережить воздушный бой или торпедную атаку было, по словам ветеранов, гораздо легче, чем качаться в шлюпке или на плотике под палящим тропическим солнцем и гадать, кто появится раньше - спасательное судно или черный плавник. Педантичные янки собрали громадный объем данных по случаям нападения акул на одиночных людей и группы моряков, уцелевших после потопления их судов, потратили значительные средства на поиск всевозможных средств борьбы с морскими разбойницами. Испытывались химические вещества предположительно годные для отпугивания акул, различные виды оружия, но самое главное - вырабатывались рекомендации по поведению людей, подвергающихся опасности. После того как выяснилась практически полная неэффективность всех химикалий, а также способность, например, большой белой акулы без видимого неудовольствия переносить попадания в голову пуль полной обоймы армейского кольта калибра 11.43, основное внимание сосредоточили на выяснении ключевого вопроса: что же привлекает акулу к потенциальной жертве?

Ученые пришли к парадоксальному выводу: основной приманкой для вечно голодной хищницы является не запах крови и тем более не внешний вид непривычных для океанской пустыни предметов - спасательных плотиков или болтающихся в надувных жилетах двуногих. Оставалось предположить, что существует некая «эманация страха», выделяемая людьми. Физический носитель этой эманации – гипотетическое вещество, которое вырабатывает организм запаниковавшего человека, так и не был установлен, но справедливость заключения американцев позже подтверждалась и аквалангистами команды Кусто, достаточно бесцеремонно обращавшимися с «белыми убийцами», и работами специалистов, изучавших многовековой опыт традиционных культур ныряльщиков за жемчугом.

Бытующие сейчас представления об энерго-информационном обмене позволяют связать этот пример со случаем, вошедшим в число легенд о мастерах японских будо. Холодной осенней ночью хромоногий воин пытался одолеть один из поросших густым лесом перевалов горной области Кай - домена князя Такэда. Это был будущий главный советник князя и его лучший полководец Ямамото Канноцукэ. В чащобе самурая ожидала встреча со стаей голодных волков. Первым побуждением мастера клинка было намерение перерубить подбиравшихся поближе серых хищников. Однако воспитанное с детских лет глубокое уважение к мечу - святыне для средневекового члена японской воинской касты - заставило Канноцукэ выпустить рукоять. Оскорбить клинок кровью животного самурай не захотел, однако выбираться из смертельно опасного положения было необходимо.

На помощь воину пришло искусство управления внутренней энергией Киай, секретная техника, культивируемая в японских школах традиционного будо. Зажав большие пальцы рук в ладони методом «крепкого сжатия», Канноцукэ расправил плечи, распрямился и захромал навстречу волкам. Завороженные образом проявленной мощи, изливаемым вовне потоком энергии, звери присели на хвосты и не осмелились атаковать необычного человека.

Как и любое искусство, имеющее целью раскрыть внутренний потенциал человека, Киай-до опирается на несколько простых аксиом. Человек обладает неким количеством вселенской энергии ки (японское прочтение китайского термина «ци»), стоит как полноправный участник в цепи энерго-обмена Небо-Человек-Земля. Каждое физическое действие человека, каждое душевное движение или мысль пронизаны ки. Концентрируя и распределяя ки, осознанно используя его в любом виде деятельности, человек способен существенно улучшить достигаемые результаты. Естественно, что самым важным для самураев было боевое применение ки - и как средства поражения, и как средства реанимации раненых и контуженных. Стоит спутать или прервать поток своего ки при выполнении удара или блока, инициатива перейдет к противнику. Стоит вложить в пущенную стрелу силу всей полноты своего бытия - она пронижет и двойной доспех, и каменную скалу.

Любого самурая готовили к управлению своим и чужим ки,. Строго говоря, название искусства Киай-до значит «Путь единения ки», возможно - своего ки и энергии противника. Разумеется, такое объединение в японском смысле слова и означает контроль, управление, владение.

Считалось, что мастера Киай-до способны пересылать свое ки без помощи физического тела, и рассказы о подвигах прославленных воинов это подтверждают: убить врага насыщенным ки, особо модулированным криком, или вернуть к жизни впавшего в кому соратника было для них достаточно обычным делом. Развитое ки было залогом неуязвимости в бою, выносливости в походе, стойкости организма во время эпидемий.

Похожие школы существовали и существуют не только в Японии. И единственным, пожалуй, отличием Киай-до и схожего по идеологии, но гораздо более популярного современного воинского искусства Айки-до от других эзотерических систем Востока и Запада состоит в том, что японцы говорят не о накоплении внутренней энергии, а о постоянном изливании своего ки вовне.

Современному человеку стоит обратить внимание на следующие аксиомы Киай-до: страх спутывает ваше ки, а проникновение внешнего потока подчиняет вас чужой воле. Используя этот традиционный восточный понятийный аппарат, легко объяснить, что же происходит с человеком, попавшим в экстремальную ситуацию.

Онемение, пересохшее горло, «ватные» руки и ноги, вросшие в землю, пустота в голове, состояние паники, охватившее всё существо находящегося в опасности человека, - типичные симптомы «спутанного» ки. Таким образом, состояние духа напрямую влияет на способность адекватно реагировать на угрозу - отбиваться, бежать или хотя бы по делу ответить подошедшему к вам в темном переулке гражданину.

Второй аспект проблемы - влияние присутствия духа на излучение вовне своего или втягивание в себя внешнего потока. Утратив самообладание, человек неизбежно подчиняется чужой воле, открывается внешнему ки. В образовавшуюся потенциальную яму, пустоту рано или поздно внедряется чужая сила.

Именно эту пустоту безошибочно чувствуют хищники - волки и акулы, а также хищники мира людей - преступники. Состояние пустоты, дефицит жизненной силы и воли, по которому бандиты выделяют жертву среди уличной толпы, на языке современных специалистов по выживанию в условиях каменных джунглей называется виктимностью.

Виктимология - это учение о поведении жертвы, которое объясняет, чем руководствуется уличный грабитель или насильник во время выбора жертвы.

Новый термин «виктимология» представляет собой сложное словообразование от латинского «виктима», что означает «жертва» и греческого «логос» - знание, наука.

Выдающийся американский специалист в данной области профессор Бетти Грейсон путем серии исследований показала, что преступнику требуется в среднем семь секунд для визуальной оценки потенциального объекта для нападения - его физической подготовки, темперамента и тому подобного. Точно, хотя и бессознательно, преступник отмечает все: неуверенность взгляда, вялую осанку, несмелость движений, психическую подавленность, физические недостатки, утомление - словом все, что сыграет ему на руку.

Чтобы выделить и классифицировать основные личностные особенности потенциальной жертвы, Грейсон засняла на видеопленку пешеходов, принадлежащих к разным возрастным и социальным группам. Запись была продемонстрирована заключенным, отбывающим срок в различных тюрьмах США. Предположения исследователя подтвердились: подавляющее большинство осужденных, которые были опрошены по отдельности, выбрали из массовки одних и тех же людей, которые, по их мнению, могли бы стать легкой добычей.

В результате математического анализа выяснилось,что потенциальную жертву преступники часто выделяют по некоторым отличительным особенностям, движений. Это может быть их общая несогласованность, неуклюжесть походки - слишком размашистая или семенящая, которая привлекает внимание на фоне единого людского потока.

А доктор Джоуэл Кирх, спортивный психолог и основатель Американского спортивного института, вместе со своим сотрудником Джорджем Леонардо подвели итог этой работы, определив две обобщенные категории людей: так называемую «группу риска» и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Первых условно можно назвать хлюпиками: они плохо физически организованы, расслаблены и несобранны психически. Вторые уверены в себе, как говорится, «ладно скроены, крепко сшиты», они смотрят и ступают уверенно.

Человеку, который чувствует себя относящимся к группе риска, для начала следует изучить себя: походку, жесты, мимику и заняться их коррекцией. Практически каждый человек в той или иной степени наделен артистическими способностями. Внушить себе уверенный стиль поведения и следовать ему среди уличной толпы может любой.

Уверенно поднятая голова» прямой спокойный взгляд позволят создать вам некий защитный психологический щит. Этим вы исполните наставление мудрого Соломона: «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из его путей».

Быть и казаться - совсем не одно и то же. Можно выглядеть донельзя «крутым», завести соответствующий «прикид», выражение лица, цветные наколки и машину «для мужчин, не привыкших чувствовать себя вторыми», но любая собака, тем более профессиональные «душеведы» - преступники - моментально поймут, что, кроме «понта», у этого человека ничего нет. Бандитов не зря называют волками - межличностные отношения в их среде очень похожи на динамичный, постоянно возобновляемый баланс сил в стае серых хищников. Ситуация, в которой одно слово или поступок могут кардинально изменить ранг человека в сложной, но понятной для всех членов сообщества иерархии, заставляет с особым вниманием относиться не только к собственным действиям, но и к малейшим оттенкам душевных движений других. В результате даже не самые выдающиеся люди этой субкультуры моментально различают фальшь, двоемыслие.

Внутренняя сила и органично связанное с ней ощущение неуязвимости, безопасности есть то, что имитировать невозможно. Поэтому человеку, не желающему попасть из трудного положения в труднейшее, следует прежде всего четко представить - до какого предела он сможет дойти, отстаивая принятый образ.

Понять, чем вы на самом деле располагаете, - значит сделать первый шаг к новой силе и новым возможностям. Аура безопасности станет реальной защитой.

Литература

1 Кудрявцев В.Н., Малеин Н.С. Правовое поведение, его субъекты и пределы // Просвещение. - 1980 - № 3. - С. 32.

3 Гульдан В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Автореферат докт. дисс.- М., 1985.

4 Островский Н. Как закалялась сталь. Часть 2. - М., 1972. - С. 242.

Составитель ______________________________________Г.А.Епанчинцева

«____»_______________2012г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» (ОГУ)

Кафедра общей психологии и психологии личности

(наименование кафедры)

Темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

по дисциплине Учебной (ознакомительной) практике

Темы рефератов

(Раздел 1)

Специальная методология юридической психологии
История возникновения и развития юридической психологии

Основы изучения и оценки психологии личности преступника
Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении

(Раздел 2)

Психотехника построения высказываний
Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
Психотехника воздейственности речи
Общая психотехника профессионального мышления юриста
Психотехника рефлексивного мышления

(Раздел 3)

Психологический портрет и его составление
Изучение человека в психологическом наблюдении

Темы Эссе

(Раздел 1)

Психология права
Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
Правовая психология общностей

Темы Докладов

(Раздел 1)

Правовая психология личности
Психологические аспекты правовой социализации
Факторы, влияющие на правовую психологию населения

Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
Психология личной безопасности человека

Психология криминальной среды
Психология преступных групп
Психология криминального насилия
Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
Социально-психологический мониторинг тенденций преступности

(Раздел 2)

Основы психологии личности юриста
Профессиональная направленность личности юриста
Морально-психологические особенности личности юриста
Способности юриста

(Раздел 3)

Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры

Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов

Критерии оценки:

Критерии оценки реферата (проекта) могут быть как общие, так и частные.
К общим критериям можно отнести следующие:

соответствие реферата теме;

глубина и полнота раскрытия темы;

адекватность передачи содержания первоисточника;

логичность, связность;

доказательность;

структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата (проекта): введению, основной части, заключению.

1) Критерии оценки введения:

наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

наличие сформулированных целей и задач работы;

наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Критерии оценки основной части:

структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

проблемность и разносторонность в изложении материала;

выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3) Критерии оценки заключения:

наличие выводов по результатам анализа;

выражение своего мнения по проблеме.

Все требования к реферату (проекту) сообщаются учащимся на первом семинарском занятии. Общая оценка за реферат выставляется следующим образом: если ученик выполнил от 65% до 80% указанных выше требований, ему ставится оценка «3»; 80-90% - «4»; 90-100% - «5».


Критерии оценки докладов:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если полно и четко раскрыл тему домашнего задания, если учащийся при ответе на теоретическую часть доклада продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускал терминологических ошибок и фактических неточностей.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если учащийся продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, но при ответе были допущены незначительные ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если учащийся допускает неточности в формулировках, испытывает затруднения с изложением материала, содержащегося в докладе.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если учащийся плохо проработал материал доклада.

Общая оценка за домашнее задание выставляется следующим образом: если студент выполнил от 65% до 80% указанных выше требований, ему ставится оценка «3»; 80-90% - «4»; 90-100% - «5».

Составитель ________________________ Г.А.Епанчинцева

(подпись)

«____»__________________20 г.

Критерии оценок по практическим занятиям

Оценка "5" ставится за:

Уверенное и точное владение приемами работы на персональном компьютере;

Самостоятельное выполнение освоенных приемов и контроль качества выполненной работы;

Выполнение и перевыполнив ученические нормы времени;

Оценка "4" ставится за:

Владение приемами работы на персональном компьютере (возможны отдельные

несущественные ошибкиi, исправляемые с помощью преподавателя);

Самостоятельное выполнение освоенных приемов и контроль качества

выполненной работы (возможна несущественная помощь преподавателя);

Выполнение ученические нормы времени;

Соблюдение требований безопасности труда;

Рациональную организацию рабочего места;

Экономное расходование материалов;

Точно выполняет требования трудовой дисциплины;

Оценка "3" ставится за:

Недостаточно владение приемами работы на персональном компьютере (возможны
отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим учащимся);

Выполнение работы на персональном компьютере с ошибками, исправляемыми с
помощью преподавателя;

Выполнение ученические нормы времени с незначительными отклонениями;

Соблюдение требований безопасности труда;

Отдельные несущественные ошибки в организации рабочего места;

Оценка "2" ставится за:

Неточное выполнение работ с существенными ошибками;

Невыполнение ученических норм времени;

Существенные ошибки в организации рабочего места;

Неэкономное расходование материалов;

Критерии оценки практического (семинарского) занятия:

Целенаправленность: постановка проблемы,стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности;

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы;

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса;

Отношения "преподаватель - студенты" : уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные;

Тема безопасности - как предела мечтаний и базовой потребности одновременно всплывала несколько раз на прошлой неделе.

Способ обеспечения этой самой безопасности был кардинально разным:

«Стану незаметной и слабой, спрячу свою силу, только бы никто её не увидел. Потому что иначе могут напасть. А так в безопасности.»

И всё бы ничего - вот только, чтобы прятать собственную силу, ей приходится принимать чужие условия игры и довольствоваться «объедками с барского стола», делая вид, что она довольна. А внутри всё горит - злость и негодование, обида и чувство несправедливости. Изнутри рвется пока еще слабый, но уже хорошо различимый крик: «Я могу, я достойна, я хочу большего!»

«Буду всем и каждому угождать, уступать, буду удобной - все это поступаясь собственными желаниями. Потому что так у меня будет шанс почувствовать себя хорошей. Это дает мне чувство безопасности - можно не переживать, не беспокоиться, ведь все для всех сделала»

Гладкая стратегия… если бы не одно «но». Никто не собирается отдавать ей то, что, как ей кажется, она заработала, живя для других. Она удобна - и всем удобно, кроме неё самой. Она ждет отклика снаружи, а его нет и быть не может. А изнутри не откликается - там тишина, потому что туда нельзя смотреть и слушать. Ведь сразу станешь неудобной. Как же тогда быть хорошей? А хочется жить, радоваться, быть полной сил - просто так, потому что живешь, а не потому что изо всех сил заслуживала этого права целый день. »

«У меня нет сил на этот суд, но я выжму последние. Иначе все вокруг посчитают меня слабым. А за этим последует осуждение, будут тыкать меня в то, что я сдался. А так я сделаю всё, что от меня зависит - и буду с чистой совестью. Это даст мне ощущение защищенности, безопасности»

Быть сильным, чтобы ни у кого даже мысли не возникло напасть - хорошая зашита, не поспоришь. Только вот реальных сил на реальную, свою жизнь не остается. И все желания, все настоящие цели, если и услышаны, то погребены за необходимостью каждый день изображать из себя альфа-самца, который как орангутанг кричи громче всех, бьет сильнее всех, пугает страшнее всех.

«Финансовая подушка безопасности дает мне ощущение безопасности. Я чувствую себя спокойнее, когда откладываю деньги. Это делает меня значимым, я могу оценить собственные достижения.»

Стабильность. Спокойствие при мыслях о завтрашнем дне. Прикрытые тылы. Чем не безопасность? Что может в этом не устраивать?

А все просто - все ресурсы, на которые затрачены много сил, уходят в завтра. А что сегодня? А сегодня он отказывает себе во всем, стараясь контролировать каждый рубль, быть в бюджете и не выходить за рамки.

Но и мечтать о завтра он тоже не может - а вдруг выйдешь за рамки? А вдруг не сможешь достигнуть того, а чем мечтается на самом деле? Тогда зачем это все, становится вообще не ясным.

Ограничение сегодня, ради аморфного безграничья завтра, которое на поверку оказывается закованным в еще большие рамки страха.

Безопасность вроде бы необходима.

И ничего кроме добра и благодати мы от нее не ждем. А она ограничивает, не дает возможности посмотреть туда, где лежат наши желания, наши стремления.

Страшно выходить за границы, за рамки безопасного заборчика, который когда-то себе построил. Туда даже посмотреть часто боязно - волки хищные, буераки неизученные, отношения непредсказуемые, поступки необъяснимые.

Но только они, могут вырвать меня настоящего из лап такой узкой и тесной привычности-безопасности. Только там жизнь, которую я так хочу и так боюсь. Чтобы жить, нужна смелость.

Смельчаки - это не те, кто не боится. Смельчаки - это те, кто боится и идет.
Без риска, с просчитанным планом на год-два-десять, с точно выверенными реакциями и предсказуемыми решениями, мы превращаемся в картинку, в актера, который играет по сценарию. Хотите продолжать дальше по сценарию? Это к безопасности.

Хотите жить и наслаждаться, жить и горевать, жить и бояться, жить и радоваться - это к смелости, к риску, к страху.

Вам куда?

Чувство защищенности (психологической безопасности личности) возникает, когда человек сознательно и, сохраняя ответственность, воздействует на обстоятельства жизни, чтобы обеспечить условия для своего душевного равновесия и гармоничного развития.

Что такое безопасность? Это состояние защищенности жизненно важных интересов (потребностей) личности от внутренних и внешних угроз.

По Э. Шомбургу основные потребности жизни это:

  1. Безопасность;
  2. Самоуважение;
  3. Признание, утверждение, чувство успеха;
  4. Опыт позитивных воспоминаний.

Социальная безопасность – это состояние общественных отношений, при котором личность может самостоятельно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию поведения, духовного, социального, экономического и политического развития.

Психологическая безопасность личности это защищенность психики каждого отдельно взятого индивидуума, его душевного здоровья, духовного мира. Нарушение какого-либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека. Причинами дестабилизации могут быть:

  1. Психологические травмы и катастрофы.
  2. Резкая смена ценностей и моральных принципов в результате некоторых обстоятельств.

Данные ситуации могут привести к:

  1. Потери активной жизненной позиции.
  • Нежеланию к саморегуляции , адаптации в общественной среде, самопознанию .
  • В таком случае человек стремится обеспечить состояние защищенности особыми “защитными механизмами”: подсознательными, сознательными и надсознательными психологическими защитами (подробнее о механизмах защиты . Эти механизмы призваны “обезболить” негативные эмоции, в первую очередь страх, но при этом способны завуалировать или исказить действительность. В таком случае чувство страха сменяется чувством необъяснимой тревоги.

    Неприемлемы чувства, которые нас порабощают, делают пассивными: сковывающая грусть, отчаяние, страх, гнев, суеверие. Радость от жажды свободы, заставляющая нас через удовлетворение своих желаний делаться сильнее и совершеннее, дает нам уверенность в том, что даже будучи закованными в цепи, мы будем свободны и могущественны, если не перестанем мыслить . Бенедикт Спиноза.

    Сознательное и ответственное воздействие на обстоятельства своей жизни ради обеспечения условий для своего душевного равновесия и развития предполагает, что человек готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств - неблагоприятным. Он видит причину и следствие и осознает свое участие в сложившейся ситуации (высокий уровень субъективного контроля), понимает свои мысли и чувства, отдает себе отчет в своем отношении к тем или иным событиям. Социальная защищенность предполагает, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ожидает от них того же.


    Состояние защищенности, спокойствие за будущее во многом обеспечивается раскрытием и реализацией своих возможностей. Созидательная активность начинается с того, что имеет смысл для самого творца, и только позднее продукт творчества приобретает значение для других людей. Подобный успех практически обеспечивает человеку чувство собственного достоинства и уверенности в своих силах. По мнению некоторых специалистов, высший уровень развития человека начинается, когда творческая активность обращается на самого человека - личность создает себя сама . Self-made man – это человек, сделавший самого себя в самом глубоком понимании этого слова, это автономная, хорошо организованная, саморегулирующаяся личность. Психологическая безопасность человека, который владеет своим внутренним миром, в таком случае считается абсолютной.

    Чувство и состояние защищенности достигается двумя путями – вышеизложенный это “путь вопреки”, т.е. становление Self-made man вопреки слабостям, препятствиям, трудностям, победа над самим собой.

    Второй путь – не менее, а может и более эффективный - это “путь во имя”. Он дает не просто чувство защищенности, но и состояние внутренней гармонии, право быть самим собой, следовать собственным жизненным путем

    Вы уже знакомы с его компонентами. Во-первых, это доверие к себе , к своим мыслям, чувствам и поступкам, полное принятие себя. И как следствие доверие к миру.

    Безусловное принятие и любовь к себе дают чувство безопасности, свободу для самовыражения, чувствования, активности, которые вы считаете целесообразными для себя и уместными в данной ситуации.

    Доверие к себе, принятие себя, любовь к себе приносят понимание того, что вы всегда несете ответственность за свои поступки, при этом никто не должен нести ответственность за вас, и вы не обязаны нести ответственность за поведение, мысли и чувства других людей.

    Наличие самостоятельного выбора, сознательное отношение к своим поступкам, поведение во имя успеха и счастья , а не по причине избегания угрозы (психологической или физической) – все это дает чувство безопасности, защищенности.

    4.375 Rating 4.38 (8 Votes)

    Безопасность труда в наших руках

    Сочинение

    Андреевна

    ученица 10а класса

    С самого рождения нас приучают трудиться, для младенца труд – это умение повернуться с бока на бок, способность поднимать голову. С первых же дней каждый малыш слышит: «Осторожно! Не ударься, не упади, не споткнись». А это значит, что безопасность труда сопровождает нас с самого рождения. Но если в раннем детстве нас подстраховывает мама, то, как только мы попадаем в детский сад, безопасность труда начинает зависеть от нас, то есть переходит в наши руки.

    Мы взрослеем, трудимся всё больше и больше, и правила по безопасности труда становятся всё объёмнее и сложнее. И каждый из нас должен понимать, что нужно соблюдать данные правила, выполняя любую работу, потому что от этого зависит наша жизнь. Почему-то люди, услышав словосочетание «безопасность труда», сразу представляют каски, рабочие станки, большие фабрики и заводы. Но безопасным труд должен быть везде. Недаром даже в школе существуют систематические инструктажи по технике безопасности, и ни один учитель не отправит ребёнка на мероприятие, не познакомив его с правилами поведения на время этого трудового процесса.

    На каждом предприятии есть человек, который отвечает непосредственно за безопасность труда, инженер по технике безопасности, есть множество актов, регламентирующих правила поведения во время трудового процесса. Все работники проходят медицинский осмотр, чтобы подтвердить свою пригодность к работе, и это тоже один из аспектов безопасного труда. На отдельных предприятиях получают специальную одежду и оборудование, чтобы обезопасить труд людей. Каждый человек при устройстве на работу проходит инструктаж по охране труда, где знакомится со своими обязанностями. Охране труда в наше время уделяется очень много внимания.

    Но в жизни рядом с нами не всегда оказываются специалисты по охране труда, не пропишешь всё в законодательных актах и инструктажах. И только тогда мы сможем трудиться да и жить спокойно, когда поймём одну очень простую истину: безопасность труда в наших руках. Каждый из нас, не надеясь на чью-то помощь и подсказку, перед тем как что-то сделать должен подумать о своей безопасности и о безопасности окружающих. При этом не надо забывать, что опасность могут составлять не только физические действия, но и слова, указания, которые могут привести к негативным последствиям. И ответственно за свои поступки каждый несёт сам.

    И завершая свои размышления о безопасности труда, хочется сказать всем, что, соблюдая элементарные правила по охране труда, мы делаем свою жизнь и жизнь тех, кто рядом, безопаснее, а труд эффективнее.

    Безопасность

    состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей. Б. является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Б. выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов биосферы и ноосферы в духовной и культурной сферах, во внутренней и внешней политике, в обороне, экономике, экологии, социальной политике, физическом и моральном здоровье, в информатике, технологии. При этом учитывается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв. Интегральным показателем и критерием безопасности является риск. Конечной целью обеспечения безопасности является нейтрализация или исключение различных опасностей угроз и рисков.


    EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

    Безопасность

    Состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах.


    EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты , 2010

    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "Безопасность" в других словарях:

      Безопасность - получить на Академике рабочий купон на скидку Империя Садовода или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Империя Садовода

      безопасность - Отсутствие недопустимого риска. [ГОСТ Р МЭК 61508 4 2007] безопасность Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (по Закону Российской Федерации ). [ГОСТ Р 52551 2006]… … Справочник технического переводчика

      БЕЗОПАСНОСТЬ, безопасности, мн. нет, жен. Отсутствие опасности. Находиться в полной безопасности. Общественная безопасность. || чего. Предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность. Безопасность труда. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

      Надёжность; защищенность, устойчивость, сохранность, надежность, безобидность, невредность, безвредность. Ant. опасность, тревога, опасение Словарь русских синонимов. безопасность сущ. 1. безвредность отсутствие вреда (о лечебном или химическом … Словарь синонимов

      Безопасность - – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Примечание. В области стандартизации… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

      Безопасность - (англ. safety, security; фр. securite) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического,… … Энциклопедия права

      БЕЗОПАСНОСТЬ, и, жен. 1. см. безопасный. 2. Состояние, при к ром не угрожает опасность, есть защита от опасности. В безопасности кто н. Техника безопасности. Б. движения. Международная б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

      БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей (ГОСТ Р 22.0.02 94.) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь

      Англ. security; нем. Sicherheit. Состояние, когда народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне свободно избирать и осуществлять свою стратегию соц., экон. и полит, развития. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      Состояние международных отношений, обеспечивающих стабильность мирового сообщества. Основополагающие принципы безопасности международной баланс сил и интересов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      безопасность - безопасность. безопасный. без опаски. как у Христа [у Бога] за пазухой. как за каменной стеной за кем … Идеографический словарь русского языка

    Книги

    • Безопасность России. Фундаментальные и прикладные проблемы комплексной безопасности , Абросимов Н. В., Адушкин В. В., Агеев А. И.. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Фундаментальные и прикладные проблемы комплексной безопасности. В настоящемтоме представлены обобщенные…


    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх