Эвакуация брошенных авто. Так всё же брошенная она или нет? законы, нормы, правила

Мы давно хотели написать подобную статью. Но увидели статью в газете «Мой район» и решили, что неплохо бы познакомить с ней посетителей нашего сайта.
Старые ржавые «Жигули» без номеров и видимых признаков наличия хозяина, годами гниющие под вашими окнами. , ежедневно блокирующий своим гигантским «Джипом» проезд другим автомобилистам. Как следует действовать, чтобы победить зло – и при этом не нарушить закон? «Мой район» спросил у специалистов и составил инструкцию к действию.

Инструкция №1: боремся с автохамством

Ситуация, которая встречается во многих дворах: один альтернативно одаренный товарищ паркуется так, что блокирует выезд другим автомобилистам. Нередко заодно мешая мамам с колясками, велосипедистам – да и просто двуногим гражданам. Начинаются «парковочные войны».

«Я сам принимал в них участие, — признается эксперт движения автомобилистов «Свобода выбора» Дмитрий Попов. – Понятно, что места не куплены, но у нас есть правила общежития, которые следует соблюдать. Нарушители этих правил сталкиваются с противостоянием людей. Можно, например, автомобили подгонять вплотную – это эффективно. Вести переговоры путем записок и личных бесед с водителем.

Если же человек по-хорошему не понимает, можно попытаться найти формальное нарушение в его действиях. Например, если автомобилист паркуется у выезда рядом с парадной – вполне возможно, он загораживает пути эвакуации при пожаре. Тогда следует пойти в Госпожнадзор и сообщить им об этом. Они далее по инстанции должны направить обращение к участковому, и тот выпишет предписание. Но гражданам стоит этот момент проконтролировать: то есть буквально взять участкового за руку и следить за выполнением».

Да, в такой ситуации уполномоченным лицом в борьбе с автохамством становится участковый – подтверждает региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов. «Участковые не горят желанием решать подобные проблемы, — считает эксперт. – Поэтому надо приходить, писать заявление. Настаивать на том, чтобы оно было зарегистрировано. И сопровождать эти действия звонком на номер полиции 02.

Главное: не следует заниматься самоуправством и портить чужую собственность, потому что за этим может последовать административное наказание».

Инструкция №2: защищаем газоны

Креативные работники одной из управляющих компаний Калининского района Петербурга придумали размещать у подъездов объявления следующего содержания: автомобилист, мол, окстись – штрафы сейчас настолько велики, что тебе будет дешевле арендовать место в нашем крытом многоэтажном гараже! Если на совесть надавить не удается – почему бы не надавить на жадность?

Не менее креативные энтузиасты в Василеостровском районе обнесли один из газонов на Новосмоленской набережной эстетичными природными валунами – защитив его таким образом от автомобилистов.

«Парковка на газонах нарушает законодательство Петербурга в сфере благоустройства, — говорит Дмитрий Попов. – Действовать надо так: составляем заявление, прикладываем к нему фотографии, просим провести обследование, установить сумму ущерба. В каждой районной администрации есть отдел контроля Государственной Административно-технической инспекции (ГАТИ) – он-то и занимается нарушениями законодательства в сфере благоустройства. Заявление пишем на имя главы районной администрации: мол, «прошу дать указание представителю отдела контроля ГАТИ провести расследование по данному факту». Штрафы за парковку на газоне большие, плюс если насчитать ущерб зеленым насаждениям…»

Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», опубликован в «Российской Газете» 1 января 2011 года:

Статья 32. Размещение транспортных средств на газонах, территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок

«Размещение транспортных средств на газонах, а также нахождение механических транспортных средств на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок без письменного разрешения должностных лиц, уполномоченных выдавать указанные разрешения в соответствии с правилами охраны и использования указанных объектов благоустройства, за исключением случаев использования транспортных средств в целях выполнения работ по содержанию и ремонту зеленых насаждений, а также за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей».

Инструкция №3: боремся с автохламом

Наиболее сложная ситуация, по мнению Дмитрия Попова, складывается с автохламом – старыми уродливыми (часто – неоднократно битыми и граблеными) машинами, которые годами гниют во дворах, своим внешним видом нивелируя всю эстетику придомовой территории. Юридически нет такого понятия – «автохлам».

«Некоторые говорят: нет знаков – значит, машина ничья. Это не так. С таким же успехом можно то же самое говорить про велосипед, припаркованный на улице. Любая такая вещь – это чья-то собственность. И просто так удалить её с дороги отнюдь не просто: могут вменить хищение имущества граждан, — говорит эксперт. – Итак, сначала ставим вопрос, есть ли хозяин. Автохлам можно поделить на две категории: первая – очевидно бесхозная машина; вторая – кто-то давно припарковал свои драные «Жигули» и всё еще грезит, что когда-нибудь их восстановит и продаст. Со второй категорией сделать ничего нельзя. С первой — можно попытаться достичь корпоративной солидарности с МЧС и подвести правовую базу в том духе, что автохлам ограничивает пожарный подъезд (это, по сути, любая парадная). Но это нудная процедура. Так что тут не худо было бы развить общественную активность, найти собственника и надавить на его совесть».

Довольно простой (и достаточно эффективный) способ решить проблему автохлама предлагают активисты проекта «Красивый Петербург»: нужно сделать фотографию разбитой машины, зайти на сайт КрасивыйПетербург.рф, разместить там снимок, указав адрес – через 30 дней ответственный чиновник должен отчитаться на предмет того, что это за машина и кому она принадлежит.

«Практика показывает, что если у машины нет номеров – за ней тут же приезжают, грузят ее и увозят, — говорит координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански. — Если регистрационные номера есть – созваниваются с собственником. Если такая машина обнаружена на газоне, собственнику оперативно выписывают штраф. Если на парковке – проводится разъяснительная беседа: о том, что налицо признаки бесхозности, просим убрать. После такого диалога некоторые собственники идут навстречу. Другие чинят авто и продают или сдают в металлолом. Большинство, конечно, упирается: моя машина, нормально припаркована… В этом случае очень важно умение властей договориться с собственниками».

По статистике «Красивого Петербурга», из всех жалоб на автохлам в приятную (для радеющих за красоту дворов) сторону были удовлетворены порядка 30%. Согласитесь, немало.
Также читайте про то, как бороться с парковками автомобилей на газонах.

Брошенные машины во дворах многоквартирных домов становятся серьёзной проблемой. Зачастую они припаркованы не по правилам, что может создавать трудности для проезда другого транспорта. Беда в том, что убрать этот авто хлам своими силами без соответствующих разрешений нельзя. Необходимо сделать всё по букве закона, дабы не стать самому правонарушителем. Далее расскажем, как это правильно сделать.

Брошенный автомобиль может причинять серьезный дискомфорт жильцам близлежащих домов – стоять на тротуаре, мешать проезду и т.д. Любопытные дети, решив поиграть с машиной, могут напороться на ржавые элементы. Несмотря на это, жильцы не имеют права самостоятельно эвакуировать транспортное средство (далее ТС).

Если собственник объявится, то может подать на них в суд и со 100% гарантией будет прав. Их обвинят в хищении чужого имущества. В лучшем случае человека ждёт штраф, в худшем статья УК РФ. Другая причина не предпринимать самостоятельных действий – внушительная стоимость процедуры эвакуации и утилизации довольно высока. Хотя можно «сложиться» с соседями, которым стоящий во дворе хлам тоже причиняет неудобства.

Ситуация становится сложнее, если автомобиль стоит, не нарушая каких-либо правил парковки. Государство никак не ограничивает время стоянки ТС, поэтому если потребительские свойства утрачены не до конца, со стоящей машиной сделать ничего не получится.

Признаки того, что автомобиль заброшен:

  • ненадлежащий внешний вид авто (ржавчина, признаки ДТП и т.д.);
  • отсутствие номерных знаков (верный признак того, что автомобиль в угоне);
  • ТС стоит на месте более месяца при внешних признаках исправности;
  • отсутствие важных элементов (колеса, двери и т.д.).

При обнаружении хотя бы одного из представленных выше факторов, необходимо оперативно предпринять меры.

Куда жаловаться и как разрешить проблему

Первое, что следует сделать при обнаружении брошенного автомобиля – попытаться найти его хозяина и постараться договориться мирным путем. Если есть номера, можно позвонить в местное ГИБДД и, обрисовав ситуацию, попросить их контактные данные владельца. Дальнейшие действия будут зависеть от того, найдется ли собственник или нет.

У автомобиля есть хозяин

Ситуация первая (наиболее распространенная) – собственник найден, но не собирается предпринимать каких-либо действий по эвакуации или утилизации ТС. При этом оно нарушает правила парковки, причиняя неудобства жильцам (если ТС стоит по правилам, никак повлиять уже не получится). Что делать в таких случаях и куда жаловаться?

Необходимо обратиться в любую из представленных ниже инстанций:

  1. Управляющая компания (которая отвечает за придомовую территорию, где брошен автомобиль).
  2. ГИБДД.
  3. Ближайшее отделение полиции.

Вне зависимости от выбранной инстанции, к заявлению необходимо приложить фотографии брошенного ТС. В противном случае органам придётся самостоятельно выезжать на место «преступления», а это может затянуть процедуру утилизации надолго.

Если обратиться в ТСЖ, они, вероятно, самостоятельно утилизируют хлам, после чего взыщут с авто владельца потраченные на это средства. Обращение в суд обычно занимает больше времени, зато дарует 100% результат. Куда именно обращаться – решайте сами.

Владельца установить не удалось

Если хозяина автомобиля найти не удалось (отсутствуют номера, либо ТС не зарегистрировано), придётся решать проблему самостоятельно. В большинстве случаев ТС без номеров – угнанные. Поэтому первым делом необходимо обратиться в ближайшее отделение полиции. Если ТС оказалось просто бесхозным (в угоне не числится), то необходимо обратиться в местную администрацию.

Порядок действий в данном случае будет таким:

  1. Жильцы (чем их больше, тем лучше) коллективно пишут заявление в администрацию. В нём необходимо подробно описать суть проблемы, приложить фотографии, а также приложить ссылки на местные нормативные акты. В документе указывается контактное лицо, с которым можно будет связаться по всем вопросам.
  2. После получения заявления у администрации есть 30 дней на принятие решения. В этот период должна приехать (предварительно связавшись с ответственным лицом) комиссия для составления акта.
  3. По истечению 30 дней, администрация уведомит жильцов о принятом решении: будет утилизирован брошенный автомобиль или нет.

Важно! Если за 30-дневный период местные органы не предприняли каких-либо действий, необходимо написать письмо главе администрации. В большинстве случаев это ускоряет работу наших чиновников в разы.

Если решение не удовлетворяет жильцов (префектура не посчитала стоянку ТС неправомерной), можно написать жалобу в прокуратуру. К ней нужно приложить оригинал письменного отказа, а также все те документы, что были предоставлены в администрацию.

На видео о брошенных автомобилях

В большинстве случаев городская администрация реагирует на подобные заявления: автомобиль эвакуируется и отправляется на штраф стоянку. Когда хозяин объявится (если он вообще есть), он сможет забрать свою машину, уплатив соответствующий штраф. Если автомобиль признан негодным к передвижению, его могут отправить сразу на утилизацию.

Существует проблема брошенных автомобилей. И пока что единого для всей России алгоритма наведения порядка во дворе - нет. На уровне регионов наиболее полно определен порядок действий в Москве. Постановление Правительства Москвы 23.09.2014 № 569-ПП, «Порядок выявления, перемещения, временного хранения и утилизации брошенных, в том числе разукомплектованных, транспортных средств в городе Москве» четко описывает, кто отвечает за обнаружение, обследование и эвакуацию автохлама.

Автомобили, которые стоят во дворах и на улицах, должны находиться внешне в исправном состоянии, не мешать благоустройству (т.е. они могут находиться исключительно на парковочных местах и проездах).

У вас во дворе стоит брошенный автомобиль. Колеса откручены, стекла выбиты, хозяин отсутствует. Что делать?

1. Убедитесь, что автомобиль неисправен

Для справки:

Неисправными считаются авто при отсутствии: двери, колеса, стекла, капота, крышки багажника, крыла, шасси или привода.

Неисправные автомобили не могут храниться на дорогах, во дворах (тем более - на газонах, детских площадках), владелец обязан отвезти их в гараж, на спецстоянку, либо отремонтировать.

Кроме того, могут быть эвакуированы транспортные средства, от которых собственник отказался, либо которые не имеют владельца.

2. Обратитесь в управу района

  • Напишите заявление с указанием местонахождения брошенного авто. Подайте заявление в управу того района города, на территории которого обнаружено брошенное транспортное средство. Управа организует работу по комиссионному обследованию подозрительного автомобиля, установлению собственника транспортного средства и его информированию.
  • Получите взамен копию письменного заявления с отметкой о принятии заявления.

Важно! Если вы не можете написать заявления, позвоните на "горячую линию" управы и сообщите информацию о брошенном автомобиле. Однако, в этом случае у вас не будет документального подтверждения о вашем обращении.

3. Следите за развитием событий

Для справки:

БРСТ — брошенные, в том числе разукомплектованные, транспортные средства.

A) В течение трех календарных дней с момента обращения управа района города Москвы обязана провести комиссионное обследование с участием представителей управы, а также АТИ, местной инженерной службы, и представителей ГИБДД либо районного отдела МВД.
B) После осмотра Комиссия составляет акт обследования транспортного средства. Потом, в течение одного рабочего дня управа района направляет в ГИБДД запрос о предоставлении сведений о собственнике БРТС для того, чтобы отправить предписание об устранении нарушения по его месту жительства.
C) На следующий день после составления Комиссией акта на транспортном средстве размещается уведомления для владельца о необходимости в течении 14 дней привести автомобиль в порядок, или вывезти в места, предназначенные для хранения таких автомобилей. Также сообщение об обнаружении БТРС размещается на официальных сайтах префектур и управ.
D) По истечении 14 дней проводится повторное обследование транспортного средства для проверки проведения ремонта или самостоятельной эвакуации на спецстоянку.
E) Если собственник не выполнил указанные требования, Комиссия составляет акт о принудительном перемещении БРТС на специализированную стоянку, который в течение 3 дней подписывается главой управы и в тот же день направляется в адрес Уполномоченной организации, которая в течение 3 календарных дней осуществляет принудительную эвакуацию аварийного автомобиля.

Не позднее, чем через 4 дня после вашего обращения в управу, на автомобиль должны прикрепить предписание для владельца. Если владелец не примет мер, то ещё через 20 дней автомобиль должны увезти.

4. В случае нарушений обратитесь в префектуру

Если вы считаете, что ваши обращения были проигнорированы, или был нарушен срок вывоза брошенного автомобиля, то с этими жалобами стоит обратиться в префектуру, так как организация и контроль работы с брошенными транспортными средствами поручены именно этому органу.

Где, кроме Москвы, действует данная схема?

Для справки:

В 2012 году Минтранс предложил Проект Федерального закона «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 43 которого предусматривалась утилизация брошенных и аварийных автомобилей. Однако такой комплексный всероссийский подход реализован не был.

Похожие процедуры приняты:

  • В Московской области , п.2 ст. 13 Закона Московской области от 30.11.2004 № 161/2004-ОЗ, а также Решение Совета депутатов городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района МО от 28.05.2015 № 50/5, и Постановление администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО от 14.11.2012 № 1205, т.п.
  • В Ленинградской области , ст. 20, Областного закона Ленинградской области от 04.03.2010 N 7-оз.
Старый автомобиль – не пачка из-под сигарет. Его просто так в урну не выбросишь. Поэтому и образовалось на улицах и дворах российских городов большое количество автохлама – брошенных ржавеющих машин. Государственная программа по утилизации немного улучшила ситуацию, но не решила проблему в целом. Гнилой транспорт, ставший на вечную стоянку в наших дворах, не только занимает парковочные места и портит внешний вид, но и представляет опасность – дети используют его для игр, а бездомные – для ночлега. Если хозяина у таких машин нет, или он не желает ничего делать со своим уже недвижимым имуществом, то можно попытаться решить вопрос самостоятельно – естественно, в рамках действующего законодательства.

Что делать, чтобы эвакуировать брошенный автомобиль из двора?

Брошенные автомобили можно условно разделить на две категории:
  • Машины, владелец которых известен;
  • Машины, владелец которых не известен.
  • Соответственно и действия жителей, которые хотят избавиться от автохлама, должны развиваться по разным сценариям. В первом случае, жильцам необходимо обратиться к хозяину автомобиля и сообщить ему о своих намерениях эвакуировать машину. Следует постараться убедить его в том, чтобы он оформил необходимые документы в ГИБДД и организовал отправку авто на свалку. Отправку можно сделать и самостоятельно, но только заручившись согласием владельца и в присутствии инспектора ГИБДД.Во втором случае жители двора должны обратиться в префектуру административного округа, местную администрацию или другой орган, уполномоченный решать вопросы эвакуации. Порядок действий должен быть следующим:
  • Написать заявление в вышеупомянутый орган власти. При этом желательно упомянуть ссылки на местные нормативные акты (если таковые имеются).
  • Государственный орган должен сформировать комиссию, которая произведет осмотр брошенного автомобиля и составит соответствующий акт. Этот акт вместе с предупреждением об эвакуации прикрепляется на лобовое стекло машины.
  • В том случае, если на заявление нет никакой реакции со стороны префектуры или администрации муниципалитета в течение 30 дней, то необходимо обратиться с заявлением в Правительство Москвы или к главе местной администрации. К заявлению следует приложить доказательства своего первого обращения, которое, таким образом, лучше направлять либо заказным письмом, либо курьером с уведомлением о получении.
  • Если и после этого обращения жильцов остаются без каких-либо действий со стороны властей, следует написать жалобу на них в прокуратуру. После подачи жалобы, прокуратура должна в течение 30 дней выполнить проверку данного факта и сообщить о ее результатах.
  • Если решение прокуратуры не является подходящим для подателей заявления, они могут обратиться в суд.
  • Префектура или орган местного самоуправления направляет в ГИБДД запрос об установлении владельца брошенного транспортного средства. Если ГИБДД не устанавливает хозяина машины, то в течение 5 дней (для Москвы – в других городах, срок может быть другим) префектурой принимается решение об эвакуации автомобиля. Он транспортируется на штрафстоянку, с составлением необходимого акта. Если в течение месяца после эвакуации машины ее владелец так и не объявится, то она переходит в муниципальную собственность и в скором времени будет утилизирована. Если же владелец объявится и захочет забрать авто обратно, то ему придется оплатить стоимость расходов по перемещению автомобиля и нахождению его на штрафстоянке.
  • Выполнение этой схемы может быть затруднено во многих городах России, так как отсутствуют ресурсы и нормативные акты, предназначенные для ее реализации. Например, в ГИБДД нет механизма передачи данных о владельцах автомобилей, а в местных бюджетах не заложены средства на эвакуацию, хранение и утилизацию брошенных машин.

    Какой автомобиль считается брошенным?

    К автомобилям, которые могут быть признанными брошенными, и которые впоследствии можно законно эвакуировать относятся:
  • Машины после ДТП, не подлежащие восстановлению;
  • Не комплектные, но поддающиеся восстановлению автомобили – например, со снятыми колесами, выбитыми стеклами и т.п.;
  • Не комплектные и не подлежащие восстановлению автомобили, которые состоят на учете в районных управлениях ГИБДД;
  • Автомобили с отсутствующими государственными номерами.
  • В то же время, в различных регионах России могут приниматься различные законы, которые расширяют понятия брошенного автомобиля и определяют порядок его эвакуации. Например, в Санкт-Петербурге в 2012 году были приняты поправки к закону «Об административных правонарушениях». Исходя из них, в Северной столице брошенным считается авто, которое является неподвижным в течение 30 дней с момента обнаружения и у которого отсутствует кузовные детали, фары, стекла и пр. Таким образом, даже машина с выбитой фарой или спущенным колесом может считаться автохламом. А вот, например, в Челябинске или Екатеринбурге эвакуация брошенных машин вообще не предусмотрена, так как, по мнению местных властей, она противоречит законодательству.

    Резюме

    Бороться с ржавеющими останками транспортных средств во дворах можно и нужно. Главное при этом придерживаться норм законодательства и не допускать самоуправства. Лучшим вариантом будет убедить владельца в необходимости эвакуации его автохлама. Если это сделать не удастся, следует обратиться в местные органы власти. Важно помнить, что эвакуация брошенного автомобиля силами жителей двора может быть расценена, как угон, в соответствии со ст. 166 Уголовного кодекса (неправомерное завладение автомобилем без цели хищения). Ведь, в каком бы плохом состоянии не находился автомобиль с государственными номерами, у него есть законный хозяин. А значит, он в любой момент может объявиться и подать в суд на тех, кто причинил ему ущерб.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх