Формальный состав административного правонарушения. Юридический состав административного правонарушения

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

Признаки:

1.Антиобщественность

2.Противоправность

3.Виновность

4.Наказуемость

Антиобщественност ь предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).

Противоправност ь - вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.

Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).

Вина физического лица. Формы вины:

1.Умысел - лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2.Неосторожность - лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.

Признаки состава:

Обязательные: вина

Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)

Элементы состава (4):

2) объективная сторона

3) субъект

4) субъективная сторона.

Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответсвенности .

Объект это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Виды объектов административного правонарушения: 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности); 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта); 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда правонарушений одного рода); 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением); 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его); 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен). Объективная сторона – система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.

Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:

1.противоправное деяние (в форме действия или бездействия)

2.наступившие вредные последствия

3.причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Противоправное деяние - это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие - это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие - противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.

Общественно вредные последствия - негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

Состав:1. формальный 2.материальный

Формальный состав не предусматривает наступления вредных последствий, ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий. Встречается наиболее чаще.

Материальный состав включает обязательное наступление вредных последствий.

Причинно-следственная связь - это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Объективная сторона включает следующие факультативные признаки (присуще не всем составам административных правонарушений): время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, злостность и др.

Субъект физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Субъекты, совершившие административное правонарушение делятся на:

1.общие – любые вменяемые лица, достигшие возраста 16 дет

2.специальные – субъекты, обладающие специальными признаками (должностные лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и др.

3.особые – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта (физического лица), совершившего административное правонарушение, к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательный признак субъективной стороны – вина. Вина - это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Факультативные признаки субъективной стороны – цель, мотив (могут быть и обязательными в конструкции какого-либо состава).

Цель - предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения. Мотив - то побуждение, которое толкает правонарушителя к совершению правонарушения.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В теории административного права объекты посягательств административных правонарушений традиционно подразделяют на четыре группы: общий, родовой, видовой и непосредственный. Такое деление имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно позволяет правоприменителю осуществить процесс квалификации административных правонарушений, то есть отнесение противоправного деяния к конкретной статье Особенной части КоАП РФ либо статье закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Общим объектом административных правонарушений являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права (конституционного, трудового, земельного, экологического, финансового, гражданского), охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности..

Родовой объект – часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть взята отрасль общественной деятельности , где складываются общественные отношения (в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте…) или содержание охраняемых общественных отношений (собственность, общественный порядок, права граждан, порядок управления). Именно родовой объект лежит в основе построения Особенной Части КоАП РФ, например в гл.5 сконцентрированы проступки, посягающие на права граждан, в гл. 14- проступки, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Видовой объект – разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общая для правонарушений, входящих в одну главу. Выделение видового объекта является необходимым и оправданным, поскольку именно такая система объектов детально разграничивает общественные отношения между собой, что в свою очередь позволяет правоприменителю более качественно осуществлять процесс квалификации административных правонарушений и эффективно назначать виновным лицам административные наказания.

Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым административное правонарушение непосредственно причиняет ущерб (например, право владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом при совершении мелкого хищения). В качестве непосредственного объекта могут выступать конкретные нормы, правила, предписания, запреты. Непосредственный объект позволяет разграничить однородные административные правонарушения между собой.

В ряде случаев объект административного правонарушения тесно связан с предметом посягательства, то есть с предметом внешнего, материального мира на который воздействует правонарушение и которым причиняется ущерб (например, налоговая декларация для административных правонарушений в области налогов и сборов). Однако предмет административного правонарушения нельзя отождествлять с объектом, даже несмотря на то, что он является элементом общественных отношений, что также предполагает его охрану.

2.2 Объективная сторона правонарушения.

Объективная сторона правонарушения – это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявление.

Объективная сторона любого характеризуется двумя группами признаков: обязательными и факультативными.

В число обязательных признаков входит само противоправное деяние (действие или бездействие), его общественно вредные последствия и логическая связь между ними . Так, например, нарушение во дителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: пре вышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Или пример бездействия. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).

Мы с Вами говорили о том, что юридические составы административных правонарушений по своей законодательной конструкции могут быть формальными и материальными. Именно по объективной стороне административного правонарушения они и подразделяются следующим образом. То есть в число обязательных признаков объективной стороны административного правонарушения с формальным составом не входят общественно вредные последствия противоправного деяния и причинная связь между двумя этими признаками.

Для административных правонарушений с материальным составом обязательными признаками объективной стороны являются: общественно вредные последствия противоправного деяния и причинная связь между двумя этими признаками.

Факультативные признаки объективной стороны правонарушения – это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. В административном праве в качестве таковых выделяются: время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность. Они присущи далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонарушения, т.е. необязательными признаками.

В тоже время, для ряда составов административных правонарушений какой-либо из факультативных признаков, в силу законодательной конструкции состава, становится обязательным признаком объективной стороны правонарушения. Так, например, административное правонарушение «стрельба из оружия в не отведенных для этого местах» в качестве обязательного признака объективной стороны указывает на место совершения административного правонарушения (ст. 20.13).

С объективной стороны административные правонарушения могут простыми и сложными.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (мелкое хищение).

Сложное деяние может состоять из нескольких самостоятельных действий либо быть растянуто во времени.

Выделяют следующие виды сложных деяний:

- с двумя разными действиями (например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти);

- состоящее из альтернативных действий (например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожение оружия и патронов к нему);

- длящиеся;

-продолжаемые;

Так как в КоАП РФ законодатель конкретно выделяет длящиеся правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимся на них конкретнее.

Длящееся правонарушение – действие или бездействие, в результате которого длительно не исполняется обязанность. В основе длящегося нарушения лежит невыполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нарушать правовой запрет или, наоборот, совершить предусмотренное нормой права действие. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Длящееся правонарушение является единым.

Начальным моментом правонарушения является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение запрета, или длительное невыполнение обязанности. Оно оканчивается фактически прекращением правонарушения или юридически – привлечением виновного к ответственности (например, ст. 19.15 КоАП РФ проживание гражданина без регистрации). Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. 1

Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого , под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности.

На повторность административного правонарушения прямоуказывает п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение определенного ст. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию.

Существует 2 варианта выражения повторности:

    Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3)

    Простой вид правонарушения превращается в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27).

В связи с тем, что сегодня во всем мире наблюдается всплеск неправомерного поведения, стоит подробно рассмотреть понятие и основные признаки правонарушения. Изучить виды и состав противоправных действий, формы ответственности за их совершение.

Понятие "правонарушение"

Что же такое правонарушение (понятие, признаки, виды его)? Правонарушение - это противоправное, виновное, антисоциальное действие, поведение, совершаемое дееспособными гражданами и влекущее за собой юридическую ответственность.

Большинство людей добровольно выполняют закон, в таких ситуациях принято говорить о правомерном поведении, которое является полной противоположностью правонарушения. Правомерное поведение позволяет обществу нормально функционировать, способствует его эффективному развитию и благополучию. Правонарушения же, напротив, дезорганизуют, пагубно влияют на все изменения в социуме и государстве.

Юридическое понятие и признаки правонарушения - это взаимосвязанные термины, так как первое формируется на основании второго. Рассмотрение свойств правонарушения является своего рода подробным толкованием его определения.

Понятие, признаки, юридический состав правонарушения являются основными категориями, которые необходимо детально разобрать для полного понимания запрещенных законом деяний.


Признаки правонарушения

  • Правонарушение может выражаться в действии или бездействии лиц - случаи, когда человек должен был совершить какой-то поступок, предусмотренный нормой права, но не выполнил его (например, неуплата налогов, невыполнение служебных обязанностей). Правонарушением не могут быть мысли или чувства людей, по крайней мере, до того момента как они не были реализованы действием.
  • Противоправность - это вторая особенность правонарушения. Понятие и признаки рассматриваемых деяний включают в себя тот факт, что правонарушения являются действиями, противоречащими закону. Нарушение закона всегда влечет за собой ущемление чьих-то интересов. Но при этом не все интересы человека защищены правом. Например, конкуренция приводит к ограничению чьих-либо выгод, но она не запрещена законодательно.
  • Виновность - это третья специфическая черта правонарушения. Понятие и признаки действия, нарушающего закон, включают в себя следующее: правонарушением считается только то поведение человека, которое является виновным, вина при этом будет доказана, если установлено что у субъекта был выбор совершать правонарушение или нет, человек осознавал то, что делает.
  • Правонарушение может осуществить только человек. Даже в том случае, когда противоправные действия совершаются организацией, правонарушение реализуется коллективом, то есть людьми. Но не каждый человек может являться виновным, а только достигший соответствующего возраста и отдающий отчет своим действиям.
  • Общественная опасность – это еще одна отличительная черта правонарушения. Понятие и признаки противоправных деяний подразумевают, что правонарушение является общественно вредным действием, наносящим ущерб собственности, государству, личности.
  • Следствием правонарушения является применение к субъекту, его совершившему, государственных мер принуждения.

После того как понятие и признаки правонарушения рассмотрены, можно обратить внимание на существующие виды противоправных деяний.

Виды правонарушения

Все правонарушения можно классифицировать по различным признакам. Если рассмотреть отдельно правонарушение и преступление (понятие, признаки), то можно сделать вывод о том, что преступление - это один из видов правонарушения, который регулируется уголовным законодательством. В данном случае классификация производится по степени опасности поступка. Преступление может подразделяться, в свою очередь, на подвиды по уровню своей тяжести.

Еще одной формой правонарушения является проступок - это правонарушение, которое, напротив, не предусмотрено Уголовным правом РФ, представляющее собой менее опасное противоправное деяние, чем преступление. Данный вид в зависимости от степени и характера наносимого вреда и специфики соответствующих санкций делится на проступок:

  • административный (нарушающий в основном порядок государственного управления: нарушение ПДД, противопожарной безопасности и т. п.);
  • дисциплинарный (несоблюдение служебной, трудовой или учебной дисциплины);
  • гражданский (невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств, заключение незаконных сделок, причинение имущественного вреда).

В некоторых источниках встречается деление правонарушений в зависимости от того к какой отрасли права они относятся, в соответствии с какой из них предполагается наказание. К таковым относятся, например, уголовное преступление, административные, налоговые правонарушения. Понятие и признаки их хотя и имеют много общего, но все же отличаются друг от друга.

Особенности каждого вида противоправных деяний, как правило, закреплены в соответствующих Кодексах и других законодательных актах. Например, понятие и признаки налогового правонарушения закреплены в НКРФ, особенности нарушения административного права - в КоАПРФ и т. д.

Состав правонарушения

Состав правонарушения представляет собой обязательное наличие четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объект - это социальные отношения или явления окружающего мира, социальные и личностные ценности, которые охраняются правом, то, чему наносится вред в результате совершения злодеяния.

Объективная сторона правонарушения - это само действие, причинная связь между ним и наступившими неблагоприятными последствиями. Дополнительными элементами объективной стороны являются время, место, способ, орудие и обстановка совершения правонарушения.

Субъект - это нарушитель закона, физическое или юридическое лицо. В том случае, когда правонарушение осуществляется отдельным гражданином, речь идет об индивидуальном субъекте, если же группой граждан, то о коллективном субъекте. Человек, совершающий проступок или преступление, должен быть вменяемым и достигшим соответствующего возраста.

Субъективная сторона правонарушения – это отношение лица, реализовавшего злодеяние, к своему поступку и к его последствиям, т. е. наличие вины.


Вина правонарушения

Как видно из вышесказанного, изучая правонарушение, понятие, признаки, состав, виды его, нельзя не заострить свое внимание на том, что такое вина, какой она может быть.

Различают следующие формы вины: умысел и неосторожность. В свою очередь, умысел может быть прямым и косвенным. Прямой умысел - это поведение правонарушителя, при котором он осознавал общественную опасность совершаемого поступка, предвидел и желал наступления пагубных результатов. А умысел косвенный - это действия человека, который также осознавал возможную опасность, но при этом не желал наступления вредных последствий или относился к итогу с безразличием.

Неосторожность – это форма вины, которая наступает в виде противоправной небрежности или противоправной самонадеянности. В первом случае правонарушитель не предполагает возможной опасности своих действий, не предвидит вреда в результате их совершения, хотя и должен их осознавать и предполагать. Во втором случае он предвидит возможность негативных итогов и осознает опасность, но безосновательно надеется на предотвращение их собственными силами.

Мотив правонарушения

Рассматривая правонарушение, понятие, признаки, виды его, необходимо также подробно разобрать и такой факультативный элемент его субъективной стороны, как мотив.

Мотив правонарушения – это те основания, поводы, которыми руководствовался правонарушитель. Мотивы можно квалифицировать в зависимости от тяжести преступления:

  • Антисоциальные (политического, насильственно-агрессивного, корыстного и корыстно-насильственного характера).
  • Социальные (анархо-индивидуалистического, эгоистичного плана).
  • Псевдосоциальные (связанные с интересами отдельных социальных групп, формируемые на ложной корпоративности, товариществе).
  • Протосоциальные (перерастающие из социально-положительных поводов в негативно-социальные, например, месть, ревность, превышение допустимой обороны при задержании преступника). Характеризуются высокой степенью эмоциональности, аффективности.

Чаще всего одни мотивы присущи умышленным правонарушениям (корысть, ревность, месть), а другие совершенным по неосторожности (эгоизм, хвастовство и т. д.). Основания для реализации правонарушения тщательно изучаются следствием, так как в зависимости от того, какого оно рода, может изменяться форма и степень наказания.

Цель правонарушения

Цель правонарушения – это понимание правонарушителем результата совершаемого действия, представление о нем.

Выявление цели противоправного деяния - также очень важный момент в процессе судопроизводства. В некоторых случаях ее наличие является обязательным элементом субъективной стороны преступления, т. е. ее отсутствие уже не позволит привлечь нарушителя к уголовной ответственности. Но иногда неимение цели просто свидетельствует о социальной запущенности личности обвиняемого.

Цель и мотив правонарушения очень похожи, их трудно отличить. Первая разнится со вторым тем, что она определяет вектор направленности действий, цель - это представление об итогах, к достижению которых стремится правонарушитель, а мотив – это то, чем он руководствуется, совершая злодеяние.


Ответственность за совершенные правонарушения

Рассмотрев понятие, признаки и состав правонарушения, можно перейти к формам и видам ответственности за их совершение. К таковым относятся: гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственности.

Гражданско-правовая ответственность - это способ воздействия принудительного характера, заключающийся в возложении на правонарушителя имущественных обременительных обязанностей, с целью восстановить имущественное состояние потерпевшего. Данный вид ответственности может носить договорной и внедоговорной характер.

Материальная ответственность - это долг одной стороны возместить материальный ущерб, причиненный другой стороне, при наличии между данными субъектами трудового договора. Как правило, это обязанность работника перед работодателем или работодателя перед работником.

Дисциплинарная ответственность - это наказание за совершение дисциплинарных проступков. Такая форма ответственности наступает только при нарушении трудовой дисциплины в рамках трудового законодательства.

Административная ответственность, а также само административное правонарушение (понятие, признаки, состав) рассмотрены отдельными главами данной статьи.

Уголовная ответственность – это форма юридической ответственности, которую несет правонарушитель за совершение преступлений. Данная форма обязательств самая строгая из всех вышеуказанных, так как наказания такого рода вменяются за самые тяжкие правонарушения.

Ответственность за совершение противоправных деяний не наступает в тех случаях, когда имели место необходимая оборона или крайняя необходимость, а также если лицо, совершившее злодеяние, было невменяемо.

Административное правонарушение

Понятие и признаки административного правонарушения закреплены в КоАП РФ. В соответствии с данным источником, административное правонарушение – это противоправное деяние, с наличием вины, за которое соответствующий кодекс предусматривает административную ответственность.

Административное наказание может понести человек, достигший к моменту совершения правонарушения 16 лет. В исключительных случаях граждане в возрасте 16-18 лет могут быть освобождены от такового с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Избежать наказания могут и совершеннолетние лица в ситуациях, когда правонарушение было незначительным. Суд или должностное лицо может принять решение просто вынести устное предупреждение.

Помимо минимального возраста, которого должен достичь человек для привлечения к данному виду ответственности, правонарушитель должен быть вменяемым.

Понятие и признаки административного правонарушения идентичны общему определению и свойствам правонарушения, за исключением одного специфического признака данного вида нарушений. К особенному свойству административного правонарушения относится привлечение лица, его совершившего, именно к административной ответственности.

Причинение вреда в положении крайней необходимости не является административным правонарушением. То есть если для ликвидации опасности, которая напрямую угрожает личности или ее правам и эту опасность невозможно устранить иными способами, причиняется ущерб меньший, чем предотвращенный вред.


Административная ответственность различных категорий лиц

Помимо разъяснения, что такое административное правонарушение (понятие, признаки, виды), КоАП содержит указания по поводу ответственности за его совершение для различных категорий лиц.

Военные, лица призванные на военные сборы, сотрудники Следственного комитета, ОВД, уголовно-исполнительных структур, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных учреждений, имеющие определенные звания, несут дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений. Исключения составляют нарушения, перечисленные в статье 2.5 КоАП РФ части 2.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав), совершенное иностранным лицом (предприятием), людьми без гражданства, не отличается от противоправных деяний остальных категорий лиц, за исключением одного нюанса: иностранцы, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции РФ, подлежат наказанию только после решения данного вопроса в соответствии с законами международного права.

Административное наказание могут понести владельцы транспортных средств или собственники земельных участков и объектов недвижимости в случае фиксации нарушений, связанных с использованием данного имущества, фото- или видеокамерами, работающими в специальном автоматическом режиме. Избежать данной ответственности такие лица могут, если докажут, что в момент правонарушения не они пользовались/владели транспортным средством, земельным участком или объектом недвижимости, при этом они не могли предотвратить совершение противоправного деяния.

Особенности административной ответственности для юрлиц:

  • в случаях если несколько организаций произвели слияние, а одно юридическое лицо из них ранее совершило правонарушение, наказание должно понести вновь созданное юрлицо;
  • в ситуациях, когда происходит раздел юридического лица на несколько, к ответственности привлекается то вновь созданное юрлицо, к которому соответственно с разделительным балансом перешли обязанности и права по сделкам или имуществу, явившимся объектом противоправного деяния;
  • при присоединении одного предприятия к другому наказание понесет присоединившее;
  • при изменении формы юридического лица, ответственность несет вновь возникшее.


Таким образом, выше были изложены понятие и признаки правонарушения, виды и состав этих противоправных деяний. Эти сведения необходимы для более отчетливого понимания данного весьма распространенного социального явления. Они позволяют проанализировать суть правонарушений, а значит, и выявить причины их совершения.

Понятие и признаки административного правонарушения.

Понятие административного правонарушения сформулировано законодателем в ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ. Им признается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Данная норма называет общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения. Это: противоправность, виновность и административная наказуемость деяния, признаваемого законодателем административным правонарушением.

Названные признаки являются необходимыми, но не достаточными для определения административного правонарушения. В них содержится лишь формально-юридическая характеристика последнего. Если при определении сущности административного правонарушения ограничиться только этими признаками, то мы не сможем получить ответа на вопрос: «Почему именно то или иное деяние признается законодателем административным правонарушением»? «Любое ли деяние он может признать правонарушением и запретить его под страхом наказания?», «Чем должен руководствоваться законодатель, определяя деликтность того или иного деяния, устанавливая за него менее или более строго наказание?», «Какое свойство содеянного предопределяет назначение правоприменителем по конкретному делу более или менее строгого наказания (из числа предусмотренных санкцией соответствующей статьи КоАП), а иногда и освобождение лица, совершившего противоправное, виновное, административно наказуемое деяние от административной ответственность (ст. 2.3. КоАП РФ)»?

Ответы на эти вопросы предполагают признание за административным правонарушением помимо формальных, юридических признаков такого материального (сущностного) признака как общественная опасность (вредоносность).

Представляется, что отсутствие в ч. 1ст. 2.1. КОАП РФ прямого указания на этот признак, с одной стороны обусловлено, а с другой – обусловливает существующие многие десятилетия в административно-правовой науке различия во взглядах на сущность административного правонарушения.

Так, по мнению одних авторов, административные правонарушения лишены признака общественной опасности и это отличает их от преступлений.Сторонники такой точки зрения ограничиваются признанием за административным правонарушением лишь формально-юридических признаков(противоправность, виновность, наказуемость).

Другие авторы полагают, что признак общественной опасности присущ лишь некоторым видам административных правонарушений (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения). Большинство административных правонарушений, по их мнению, нельзя признать общественно опасными. Вместе с тем, они признают, что “… каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда”. Таким образом, они фактически разделяют точку зрения ученых, включающих в определение административного правонарушения такой его признак как вредоносность (считая, что общественная опасность свойственна только преступлениям).

Исследуя общие признаки всех видов правонарушений, специалисты в области теории права в качестве важнейшего из них признают общественную опасность или вредоносность деяния. Именно это свойство приводит к запрещению такого деяния под угрозой наказания.

Общественную опасность как неотъемлемое свойство всех видов правонарушений (в том числе административных) признают и многие представители уголовно-правовой науки, указывая лишь на различия характера и степени этой опасности (вреда сложившимся общественным отношениям).

Не чуждо признание свойства общественной опасности как сущностного (материального) признака административного правонарушения и представителям административно-правовой науки.

Таким образом, обзор существующих в юридической науке мнений по рассматриваемому вопросу свидетельствует о признании значительной частью ученых-правоведов общественной опасности деяния в качестве признака административного правонарушения. Попытки сторонников приведенных выше точек зрения признать общественную опасность лишь за некоторыми видами административных правонарушений или ограничиться признанием этих правонарушений “вредоносными”, но не общественно опасными представляются неконструктивными по следующим соображениям.

Что касается наделения признаком общественной опасности лишь некоторых правонарушений и отрицания его наличия у других, то следует заметить, что сторонники такого подхода не называют какого-либо объективного критерия их разграничения. Вопрос о том, какие же административные правонарушения следует считать общественно опасными, а какие не являются таковыми (и почему) остается без убедительного ответа.

Относительно концепции признания за административными правонарушениями признака «вредоносности» и отрицания их общественной опасности следует заметить, что она не имеет самостоятельного предметного содержания, отличающего её от позиции авторов, признающих административное правонарушение общественно опасным деянием. Различия между ними носят не сущностный, а лишь терминологический характер. Так, Словарь русского языка определяет «вредоносный» как «крайне вредный, наносящий вред». «Вред-ущерб, порча», а вредный – «причиняющий вред, опасный». Термин «опасный» определяется как «способный вызвать, причинить какой-нибудь вред». Т. е. «опасность» и «вредоносность» - синонимы.

Исходя из определений этих терминов, легко заметить, что вредоносное деяние не может не быть опасным, т.к. вред – это, по сути, и есть реализованная опасность.

Позиция авторов, считающих, что общественная опасность свойственна не только преступлениям, но и иным (в том числе административным) правонарушениям нашла отражение и в законодательстве. Так, в ч.2 ст. 2 УК РФ указывается, что Уголовный кодекс определяет какие опасные деяния признаются преступлениями. Т.е. УК РФ включает в себя не все опасные деяния, а лишь какую-то их часть, требующую, по мнению законодателя, уголовного наказания.

Административное законодательство, не включая признак общественной опасности в содержащееся в ч. 1 ст. 2.1. КОАП РФ определение административного правонарушения, в других нормах Кодекса указывает на его наличие посредством признания вреда, причиненного правонарушением.

Так, ст. 2.2. КоАП РФ, определяя формы вины, говорит о предвидении (непредвидении) вредных последствий деяния и о желании (нежелании) их наступления. Ст. 4.2. КОАП РФ в числе обстоятельств, смягчающих административную ответственность, называет предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения. На причинение административным правонарушением вреда охраняемым законом интересам (следовательно, о его общественной опасности) указывают и другие нормы КОАП РФ. Устанавливая возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, ст. 2.9. КОАП РФ так же ориентирует правоприменителя на оценку совершенного деяния с точки зрения его общественной опасности.

Общественная опасность как сущностный (материальный) признак административного правонарушения служит и законодателю и правоприменителю ориентиром для отнесения деяния к числу правонарушений, для установления более или менее строгих наказаний за его совершение, для избрания правоприменителем того или иного вида и размера наказания из установленных санкцией соответствующей нормы.

Признание общественной опасности в качестве признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его (если даже оно обладает всей совокупностью других признаков: противоправно, виновно, наказуемо), не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Так, гр. Н. перешел улицу в неустановленном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части улицы проводились ремонтные работы, в связи с чем проезд транспортных средств по ней был запрещен (закрыт). При таких обстоятельствах деяние Н. не может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.29 КоАП РФ, т.к. он не создавал (и не мог создавать) угрозу безопасности дорожного движения. Указанные действия Н. лишены признака общественной опасности.

Если общественная опасность является качеством объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение таких деяний. Административным правонарушением может быть признано только такое деяние, которое запрещено КоАП РФ или законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях. Противоправность является юридическим выражением общественной опасности. Признавая общественную опасность деяния, законодатель юридически запрещает его совершение под страхом административного наказания.

Административная наказуемость является неотъемлемым признаком административного правонарушения. Запрещённое законом общественно опасное деяние признаётся административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусматривается административное наказание.

Следует иметь в виду, что нарушение не каждого административно-правового запрета влечёт привлечение нарушителя к административной ответственности. Например, правилами пользования метрополитеном запрещается подходить к краю платформы за ограничительную линию; при нахождении на эскалаторе заходить за ограничительную линию ступени, касаться его неподвижных частей. Однако за совершение этих действий ст.10.9.КоАП г. Москвы «Нарушение правил пользования метрополитеном и ММТС» не предусмотрено административного наказания. Следовательно, эти действия не являются административным правонарушением.

Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершённого деяния . Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния правонарушением надо установить, что оно являлось проявлением разумной воли, то есть продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершённое помимо воли, лицом не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчёт. Так, не может быть признано административным правонарушением нарушение правил дорожного движения, произошедшее в результате того, что водитель автомобиля, внезапно потерял сознание, не мог управлять им и автомобиль выехал на полосу встречного движения.

Не являются административными правонарушениями и общественно опасные, административно противоправные и административно наказуемые деяния малолетних и лиц, совершивших эти деяния в состоянии невменяемости.

Любое административное правонарушение характеризуется совокупностью рассмотренных признаков (общественная опасность, противоправность, виновность, административная наказуемость). Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно может быть признано либо правомерным поведением, либо правонарушением другого вида.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх