Герб татарстана раскраска. Что означает герб татарстана. Что собой представляет герб Татарстана

Гости нашего города часто спрашивают, почему на гербе Казани изображено такое существо? Кто это — змей или дракон? Давайте попробуем вместе разобраться.

Татарская легенда гласит, что Казань была построена на месте, обильном всеми благами земными. Одно лишь было препятствие – многочисленные логовища, полные змей. Множество змей заполонило прекрасную землю, а во главе всего гнездился страшный крылатый змей Зилант, пожиравший людей и животных. Все избегали это «змеиное точевище» и обходили его дальней дорогой, чтобы не слышать жуткое, леденящее кровь шипение змеиное.

Жалко стало татарскому хану Саину отказаться от мысли поставить на облюбованном им месте город. Расстроился хан. Но тут явился ему на выручку старый деревенский колдун и поклялся, что очистит эту прекрасную землю от гадов. Силой чар своих собрал он всех змей в одну кучу, обложил со всех сторон сеном и хворостом, полил смолою и серою и поджег! Погибли все змеи в огне, но от костра того пошел такой удушливый смрад, что мертвыми пали находившиеся недалеко от огня люди, кони и верблюды. Погибли змеи, но змеиный царь поднялся на своих огромных крыльях в воздух и улетел на соседнюю гору Джилантау (Змеиная гора).

На очищенном от гадов месте построил хан Саин красивый город и крепко полюбил основанную им Казань – дело рук своих. Но змеиный царь Зилант затаил злобу на прогнавших его людей и решил крепко мстить им. Не давал покоя ни днем, ни ночью, наводил ужас. «Змей летит!» — кричали несчастные люди и спешили спрятаться кто куда. А змей хватал их когтями, уносил на свою гору и пожирал. К счастью, жил в городе могущественный волшебник Хаким, который сумел тайным хитрым колдовством убить жестокого Зиланта.

В память об этом счастливом событии изображение Зиланта и попало в городскую эмблему.

При составлении в XVIII веке герба города Казань, сохранившего на своем щите старое изображение змея, оно получило новое описание: «Змей черный, под короною золотой Казанскою, крылья красные, поле белое».

Дата принятия: 24.12.2004г, № в Геральдическом регистре РФ 1701

Описание: Прямоугольное полотнище с отношением высоты к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос белого (верхняя, шириной в 4/5 высоты полотнища) и зеленого цветов. В центре полотнища – фигура из герба города Казань: черный, обращенный к древку дракон с красными крыльями и языком, с желтыми лапами и увенчанный желтой короной, украшенной самоцветами.

Герб Республики Татарстан

Поиск символа для герба Республики Татарстан был непростым. Предлагались и башня Сююмбеки Казанского Кремля, и крылатый змей Зилант. Но башня была построена в XVII веке и древнетюркским и булгарским символом не является, а изображение Зиланта не было распространено среди всех булгарских племен, да и дракон – недоброе мифологическое существо, способное убить взглядом все живое.

Н.Ханзафаров (кандидат филологических наук, вице-президент культурного общества имени Марджани) предложил в качестве герба Татарстана символ крылатого барса. Еще в VII веке у волжских булгар барс символизировал богатство, плодородие, благородство, покровительство. Барс считался священным животным и изображался со знаком святости – крыльями.

Крылья разделены на семь частей (семь небесных миров). Приподнятая передняя лапа барса обозначает величие, верховную власть в государстве. На боку барса изображен щит с восьмилепестковым цветком астры. Щит символизирует защиту и покровительство. Астра – один из самых любимых цветов у татар. Четное число лепестков подчеркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия и процветания. Красное поле, на котором изображен крылатый барс обозначает цвет восходящего солнца, источник света и жизни на земле. Обрамляет герб зеленое кольцо с растительным орнаментом, популярным у казанских татар. Лепестки орнамента изображены в виде волн, так как Республика Татарстан расположена в междуречье рек Камы, Волги и Вятки. Орнамент ниспадает к надписи «Татарстан». Круглая форма герба обозначает щит.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Герб Республики Татарстан является государственным символом республики Татарстан Утверждён Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан № 1415-XII от 7 февраля 1992. В настоящее время правила использования Государственного герба регламентируются Законом «О государственных символах Республики Татарстан».

Описание

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трёх уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов: золотой цвет - изящество , красота , богатство земли Татарстана; зелёный цвет - зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет - зрелость , энергия , сила , жизнь , жизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро , справедливость , благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс .

Исторические символы

Ханская эпоха

Символами Казанского царства были на жёлтом фоне лежащий и смотрящий назад крылатый четырёхногий чёрный дракон со стреловидными языком и хвостом, а также на жёлтом фоне чёрная сова с персями желтоватыми . В Золотой Орде двуглавый орел встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века. Наиболее ранними считают двуглавых орлов на медных фоллариях монетного двора Сакчи (район Дуная) с изображением тамги беклярибека Ногая ( -) . Позже двуглавый орел встречается на монетах золотоордынских ханов Тохты , Джанибека , Узбека и Тохтамыша , широко представлен в корпусе монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.) .

Царская эпоха

В 1552 году Казанское царство прекратило своё существование и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к Русскому государству, а царь Иван ІV принял и титул «Царь Казанский».

Древнейшая дошедшая до нас достоверная эмблема Казани - печать Казанская с Большой печати Ивана Грозного (1577 год). Эмблема представляла собой изображение дракона-василиска (зиланта) в короне. Подобный дракон изображен на печатях царства Казанского под грамотой воеводы князя И. М. Воротынского (1596 год), данной архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией, под оброчной грамотой архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Герасиму (1637 год), на грамоте под ввозной грамотой игумену Казанского монастыря Ипатию (1693 год) и на других документах.

27 мая 1920 года Декретом ВЦИК на территории, выделенной из бывшей Казанской губернии и прилегающих территорий была образована Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика в составе РСФСР (тат. Avtonomia Tatarstan Soviet Socialistiq Respublikasy ).

На одном из фигурировавших проектах герба республики в красном щите, обрамленном пшеничными колосьями были изображены восходящее солнце и над ним лук, а внизу серп и молот . Щитодержателями выступали рабочий и колхозник с киркой и косой в руках.

Муниципально-территориальное деление :

Городские округа : Казань Набережные Челны
Районы : Агрызский Азнакаевский Аксубаевский Актанышский Алексеевский Алькеевский Альметьевский Апастовский Арский Атнинский Бавлинский Балтасинский Бугульминский Буинский Верхнеуслонский Высокогорский Дрожжановский Елабужский Заинский Зеленодольский Кайбицкий Камско-Устьинский Кукморский Лаишевский Лениногорский Мамадышский Менделеевский Мензелинский Муслюмовский Нижнекамский Новошешминский Нурлатский Пестречинский Рыбно-Слободский Сабинский Сармановский Спасский Тетюшский Тукаевский Тюлячинский Черемшанский Чистопольский Ютазинский

Отрывок, характеризующий Герб Татарстана

– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.
– Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:
– Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.

7 февраля 1992 года в качестве государственного герба Татарстана был утвержден крылатый белый барс.

Почему барс?

В качестве главных символов герба Татарстана предлагали сделать башню Сююмбике, белого волка или белого барса. Однако геральдисты остановились на последнем варианте. Выбор образа был обусловлен тем, что барс - один из любимых героев сюжетов булгар, он является защитником народа и родного края. Этот символ сохранил свою популярность и в золотордынскую эпоху, проник в культуру Казанского ханства, использовался русскими геральдистами. Образ барса прочно ассоциируется с историей Волго-Камского края.

Что несет в себе герб Татарстана?

Крылатый барс с приподнятой правой лапой означает движение вперед и несет в себе воодушевление. Барс изображен на красном фоне - это солнце, которое означает доброе знамение, успех, счастье. На левом боку барса — круглый щит, т. е. защищённость жителей Татарстана.

Герб выполнен в цветах флага Татарстана - зеленый (цвет жизни, весны), белый (означает чистоту) и красный (возрождение).

Какие ранее были гербы?

Первое дошедшее до наших дней печатное изображение Казанского и Болгарского царств с коронованным драконом и барсом с поднятой лапой известно на Большой государственной печати Ивана Грозного (1577-1578 гг.).

Дальнейшая эволюция государственных символов связана с утверждением официальных гербовидных символов на полковых знаменах, которые соответствовали гербу территории дислокации полка.

В 1781 официально утвержденным гербом Казанской губернии и Казани стал змей Зилант.

Государственный герб Республики Татарстан утвержден 7 февраля 1992 г. Описание герба: "Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан ". (Конституция Республики Татарстан, статья 161 )

Поиски символа для герба Республики Татарстан проходили сложно. В ряде проектов предлагалось в качестве центральных атрибутов использовать изображения крылатого (летучего) змея - дракона, так называемого Зиланта , и башни Сююмбеки . Башня Сююмбеки Казанского кремля, построенного в XVI веке, является дозорной. Сооружение ее относится к концу XVII - первой половине XVIII веков, высота башни 58 метров. Крылатый змей, в свою очередь, является древнетюркским и болгарским символом. "Царь-змей" - мифологическое существо - выступал защитником слабых и символом власти и силы. Не случайно, видимо, среди татар с давних пор широко распространены поверья о змеях.

С крылатым змеем связана татарская легенда об основании Казани и ее герба. В соответствии с легендой, территорию города первоначально занимали змеи. В XVIII веке был записан более подробный вариант этой легенды, по которому крылатый змей после гибели своих сородичей перелетел на пригородный холм Джилантау, с которого долгое время наводил ужас на город, пока не был убит.

После взятия Казани русские основали на холме Джилантау монастырь, именуемый в писцовых книгах XVI века Илантовым . В писцовых книгах XVII века он стал значиться Зилантовым . Такое название за ним и сохранилось. Крылатый змей Зилант стал гербом Казани. К названию герба имеет прямое отношение и название холма. Джилантау означает "змеиная гора" . Змея и змей по-татарски имеют одно и то же наименование "елан" . В некоторых тюркских языках и наречиях "елан" звучит как "джилан" , тюркский же звук "дж " в древней Руси передавался как "з ". Выходит, Джилантау имеет еще одно значение: гора крылатого змея - Зиланта.

Русские геральдисты внесли существенные изменения в образ крылатого змея. Вначале его изображали в виде гуся со змеевидным хвостом на фоне сердца, пронзенного мечом. Затем, в 1781 году ему добавили красные крылья и ноги. А в 1856 году священная "белая змея" превратилась в черного петуха со змеиным хвостом.

Депутаты не приняли изображение крылатого змея в качестве государственного символа. Причин тому несколько. Во-первых, его образ не получил достаточно широкого распространения среди волжских болгар. Зилант использовался как символ только некоторыми болгарскими племенами. Наконец, фантастическое существо обладает недобрым началом, способно убить взглядом все живое.

В ходе дискуссии о гербе свой вариант предложил кандидат филологических наук, вице-президент культурного общества имени Ш. Марджани (известный татарский историк-бытописатель XIX века) Н. Ханзафаров . Он считал, что центральное место в гербе Татарстана должен занять крылатый барс . Еще в VII веке волжские болгары использовали этот символ - символ богатства, плодородия, благородства, покровитель данного государства. Барс считался у волжских болгар священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа барса символизирует верховную власть в государстве, подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти животного говорят о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Поднятый хвост барса обозначает уверенность, свободолюбие, независимость.

На боку барса изображен щит , в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры . Щит обозначает защиту, покровительство; астра - один из любимых садовых цветов у татар. Четное число лепестков цветка подчеркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия, процветания.

Красное поле щита, на котором изображен могучий крылатый барс, обозначает цвет восходящего солнца. Татары издавна говорили о нем как о самом священном и могущественном источнике света и жизни на земле. Красное солнце имеет не только божественное значение, но и символизирует безоблачность, непорочность и чистоту, олицетворяет доброе знамение.

Обрамляет герб по зеленому колцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента выполнены в виде волн, так как Республика расположена в междуречье трех крупных рек Европы: Камы, Волги, Вятки. Лепестки орнамента идут от вершины герба, где расположен трехлепестковый цветок тюльпана (изображение тюльпана всегда преобладало в орнаменте казанских татар). Орнамент ниспадает к надписи "Татарстан", как бы переходит в нее. Круглая форма герба обозначает щит.

В таком варианте герб исполнил художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов . Так произошло возрождение древнего крылатого барса - символа независимости Республики Татарстан.

(По материалам статьи В. Сапрыкова "Крылатый барс Татарстана"
в журнале "Наука и жизнь"
#10/1994)

Утвержден Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года (№1314-XII).

Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Белая полоса составляет 1/15 шиpины флага и pасположена между pавными по шиpине полосами зеленого и кpасного цветов. Зеленая полоса навеpху. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый - зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.

Государственный флаг Республики Татарстан

В настоящее время правила использования Государственного флага регламентируются Законом "О государственных символах Республики Татарстан".

Государственный герб Республики Татарстан

Утвержден Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 7 февраля 1992 года (№1415-XII).

Авторами Государственного герба Республики Татарстан являются доктор филологических наук Назым Габдрахманович Ханзафаров (идея) и художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов (исполнение).

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.

Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа.

Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь.

На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце - красного, барс, его крылья и розетка на щите - белого, обрамление - зеленого, щит, орнамент на обрамлении и надпись "Татарстан" - золотистого цвета.

Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления.

Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает.

Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах.

Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов:

Золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана;

Зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;

Белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;

Красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.


Государственный герб Республики Татарстан



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх