Государства закавказья. Кавказ делится на три региона: Прикавказье, Северный Кавказ и Закавказье. Территория Кавказа

К южной границе европейской части России примыкает Закавказье, где расположены три государства: , Азербайджан. Они расположены в южной части Кавказского перешейка. На юге этот регион граничит с , на севере — с Россией. Омывающие Закавказье моря — Черное и , проложенные по их берегам железные дороги играют главную роль в связях этих государств с другими и мира.

Регион расположен в субтропическом . Природные условия Закавказских государств очень разнообразны. Здесь на площади 179,6 тыс. км2 встречаются покрытые вековыми снегами и льдами горы и глубокие жаркие долины, сухие выжженные солнцем полупустыни и влажные земли, одетые роскошной субтропической . Около 60% поверхности Закавказья расположено выше 600 м над уровнем моря и занято склонами и отрогами Большого , нагорьями и хребтами Малого Кавказа. Западное Закавказье амфитеатром открыто к и находится под воздействием западных ветров. На Ленкоранской низменности — влажные субтропики, осадков выпадает 1200 мм.

Расчлененный горный рельеф создает трудности в обработке пашни, сооружении промышленных объектов, строительстве и эксплуатации путей сообщения. Необходимо учитывать и высокую этого района, 6-8 баллов. Климатические условия и контрасты ставят перед хозяйством проблему : на западе — осушения, а на востоке -орошения. Влажные субтропические леса растут в Западном Закавказье, где они занимают 55% площади и на юго-востоке Восточного Закавказья. Леса выполняют важные функции: ветрозащитные, противоэрозионные, водорегулирующие, а также бальнеологические. В лесах растут дуб, граб, бук, сосна, ель, самшит, тис, хинное дерево, камфорное, лавр, рододендрон и др. виды. Богата территория Закавказья и минеральными источниками, его воды обладают высокими целебными свойствами, на базе которых организованы крупные лечебницы.

Закавказье имеет большие запасы водных ресурсов. Реки: Кура, Алазань, Раздан, Араке, Риони; озера: Рица, Севан, Сарысу и др.; ледники Кавказа, подземные воды. Они источники электроэнергии, орошения полей, водоснабжения промышленности, лечебных учреждений, населения.

Преобладающим типом почв в горах Большого Кавказа являются бурые горнолесные почвы, горно-луговые на высоте 1700 м — черноземы, а на равнинах — аллювиальные, местами желтоземные и красноземные, на Колхидской низменности — лугово-болотные (900 тыс. га), коричневые, буро-каштановые, бурые.

Закавказье — один из известных курортных районов. Но ведение хозяйства стран осложняется военными межнациональными конфликтами.

Цахуры, русские, и представители других национальностей.

Процесс формирования коренных народов Закавказья начался еще в III - I тыс. до н.э. В древнейшие времена на территории Закавказья сложились государства Урарту, Колхида, Иберия, Диаохия, Мидия, Атропатена и др. Высокого уровня развития достигли в 1Х-ХП вв. Анийское армянское царство, в ХI-ХII вв. - Грузинское царство и государство Ширваншахов в Азербайджане — в ХIV-ХV вв. На этой территории сложилась этнографическая группа грузин, которая состоит из нескольких локальных групп — картвел-лы, мегрелы, сваны, составляющие картвельскую группу. Этнос картвелл — это и кахетинцы, картлинцы, месхи, джа-вахи, имеретины, лечхумцы, рачинцы, аджарцы, гурийцы. Они имеют различия в языке, в культуре, которая определяется разнообразием природных условий, спецификой исторического развития. В состав нынешней входят Абхазия, Аджария, где проживают абхазцы и аджарцы. Основная масса грузин исповедует православие, 50% абхазцев, месхи и джавахи — ислам.

Во II и I тыс. до н.э. на территории Армянского нагорья происходил интенсивный процесс этнической консолидации и слияния племен (хурритов, армен, урартов, лувийцев), формировалась армяноязычная этническая общность, на основе этого союза образовалось государство Урарту. После вторжения в VI в. до н.э. киммерийцев, скифов государство Урарту прекратило свое существование, а на этой территории возникло Армянское царство. Армения была известна многим народам древней цивилизации. Она была изображена на вавилонской карте (V в. до н.э.). С I в. н.э. территория стала объектом ожесточенной борьбы между Римом и Парфией. Эти новые исторические условия создали в Армении почву для распространения христианства. В 301 г. оно было официально принято в качестве государственной религии. С VII в. по XIX в. Армения постоянно вела борьбу за свою независимость с Византией, с тюрками-сельджуками, с татаро-монголами, с , . Это был чрезвычайно тяжелый период для армянского народа, в это время произошло самое большое истребление армян. И только после русско-персидской войны, 1828 г., Армения освободилась от персов и присоединилась к России, но Западная Армения осталась под властью мусульманской Турции.

Кавка́з - географический регион на границе Европы и Азии . Ограничен Чёрным и Азовским морями с запада, Каспийским морем с востока, Кумо-Манычской впадиной с севера и южными границами Абхазии , Армении, Грузии и Азербайджана с юга.

Традиционно Кавказ делится на три региона: Прикавказье, Северный Кавказ и Закавказье . Территория Кавказа разделена между Азербайджаном , Арменией , Грузией (в.т.ч. Абхазия и Южная Осетия ) и Россией .

Кавказ - это не только естественный географический рубеж между Европой и Азией , Ближним и Средним Востоком, но и древнейшая транспортная артерия, и источник стратегических природных энергетических ресурсов - нефти и газа .

Географическое положение

Кавказ расположен на границе Европы и Азии. С севера границей служит Кумо-Манычская впадина , с юга - южные границы Грузии, Армении и Азербайджана. С запада омывается Чёрным морем, с востока - Каспийским.

Территория региона - около 440 тыс. км².

Рельеф

Кавказ состоит из пяти основных ландшафтных областей - Предкавказья , Большого Кавказа , Закавказских низменностей (Колхидской и Кура-Араксинской ), Малого Кавказа и Джавахетско-Армянского нагорья (северо-восточная часть Армянского нагорья ). Кроме того, на крайнем юго-востоке в пределы Кавказа заходят Талышские горы , являющиеся частью Иранского нагорья , и отделяющая их от Каспийского моря Ленкоранская низменность .

Кавказ расположен в пределах Альпийско-Гималайского подвижного пояса с активными новейшими тектоническими движениями и характеризуется разнообразием горного рельефа . В центре Предкавказья расположена Ставропольская возвышенность (высшая точка - гора Стрижамент , 831 м), разделяющая Кубано-Приазовскую и Терско-Кумскую низменности. На юге Предкавказья в междуречье Терека и Сунжи лежат два низкогорных хребта - Терский и Сунженский , разделённые Алханчуртской долиной.


Физическая карта

Горная система Большого Кавказа делится на Западный , постепенно повышающийся от Таманского полуострова до Эльбруса (высшая точка Кавказа, 5642 м), высокогорный Центральный (между Эльбрусом и Казбеком ) и Восточный , понижающийся от Казбека до Апшеронского полуострова . В центральной части горная система сильно сжата, а на западе и востоке - расширена. Северный склон её длинный и пологий, а южный - короткий и крутой. Большой Кавказский хребет разделяет Северный Кавказ и Закавказье . Высочайшая точка Альп - Монблан (4807 м) - уступает вершинам Кавказа : Мижирги (5025 м), Казбек (5033 м), Джанги-тау (5058 м), Шхара (5068 м), Пик Пушкина (5100 м),Коштан-тау (5152 м) ближайший пятитысячник , высочайшая точка Малой Азии - Арарат (5165 м), уступает вершинам: Дыхтау (5204 м) Эльбрус (5642 м). Все пятитысячники Большого Кавказа, исключая Казбек и Шхара в Грузии , находятся в Кабардино-Балкарии .

Южнее Большого Кавказа расположены Закавказские впадины, занятые заболоченной Колхидской низменностью на западе и засушливыми Кура-Араксинской низменностью и Алазанской равниной на востоке. Низменности разделены субмеридиональным Лихским хребтом , соединяющим Большой и Малый Кавказ.

К югу от Закавказских низменностей расположено Закавказское нагорье, включающее Малый Кавказ и Джавахетско-Армянское нагорье. Малый Кавказ образует 600-километровую дугу из серии средневысотных хребтов высотой 2000-2500 м, разделённых межгорными котловинами. Высшая точка - гора Гямыш (3724 м). Джавахетско-Армянское нагорье состоит из вулканических плато , расчленённых глубоко врезанными каньонами , и равнин на высоте 1500-200 м (?) с поднимающимися над ними вулканическими хребтами , разделёнными межгорными впадинами на высоте 700-1200 м. Высшая точка - гора Арагац (4090 м).

Эльбрус


Талышские горы состоят из трёх продольных средневысотных хребтов высотой до 2494 м (гора Кюмюркёй), постепенно понижающихся к узкой приморской полосе Ленкоранской низменности, лежащей, как и всё каспийское побережье, на 28 м ниже уровня моря.

Поднятие гор (до 1,5 см в год) и опускание низменностей (2-6 мм в год) обуславливают повышенную сейсмичность Кавказа (до 10 баллов), особенно в северо-западной части Джавахетско-Армянского нагорья (последнее катастрофическое землетрясение было там в 1988 году ). В горах активны сходы ледников , лавин , селей , а также оползни и камнепады. На равнинах характерны процессы дефляции , суффозии и заболачивания. Широко развит карст , особенно на Большом Кавказе (Новоафонская пещера , Воронцовская система пещер , Снежная пропасть (одна из самых глубоких в мире, 1370 м), карстовое плато Лагонаки ).

История Закавказья в древности — одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории Закавказья —Урартское царство.

Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.
Истоки интенсивного развития закавказских культур восходят к VI- V тыс. до н. э., когда в долинах Куры и Аракса существовали небольшие поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их обитатели жили в глинобитных домах, имевших круглый план, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позднее появляются медные изделия. Дальнейший культурно-хозяйственный прогресс отмечается в III тыс. до н. э., когда на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, получившая название куро-аракской.

Процесс разложения первобытных отношений получил интенсивное развитие среди племен, обитавших в районе оз. Ван и носивших наименование урартов. Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в этом районе в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр.

Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (864— 845 гг. до н. э.). Урартский правитель Сардури (835—825 гг. до н. э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные каменные стены.
Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Ишпуини (825—810 гг. до н. э.) Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Тушпы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование— Муцацир — становится одним из зависимых владений.
Упрочилось влияние древнего религиозного центра урартских племен Муцацира, где располагался главный храм верховного бога урартского пантеона— Халди. Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. О ней сообщают многочисленные надписи Ишпуини, они повествуют и о многочисленных походах.
Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа… Военные походы Менуа шли в двух направлениях — на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. При этом особое внимание уделялось организации подчиняемых территорий. Видимо, в ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти — начальники областей. Ко времени Менуа относится, очевидно, и административная реформа — разделение Урартского государства на области, управляемые представителями центрального правительства…
… Аргишти II (713 — 685 гг. до н. э.) направил свои походы на восток, достигая побережья Каспийского моря. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей — побежденные области не разорялись, подчинялись на условиях выплаты дани. Аргишти II проводил ирригационные работы и в центральных областях Урартской державы— около оз. Ван. Это стабильное положение продолжалось и при Русе II (685—645 гг. до н. э.).
Однако угроза урартскому могуществу крылась в новой силе—в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию и создавших в 670-х гг. до н. э. собственное «царство». Скифы нанесли поражение союзникам Урарту—киммерийцам. Видимо, одновременно пострадал и ряд районов Урарту.
Урарту заметно ослабевает и сдает свои прежде прочные позиции на международной арене. Строительная деятельность продолжается в Ванском районе и в Закавказье, но масштабы ее сокращаются. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока — Мидии, а к 590 г. до н. э. прекращает свое существование как независимое государство.

История Урарту — это история урбанизации Закавказья. Территория городов обычно достаточно велика— от 200 до 300 га (Аргиштихинили даже 400—500 га. Города, как правило, создавались у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. Планировка некоторых урартских городов имела регулярный характер, например, в Зернакитепе. Видимо прямоугольная система планирования существовала и в Тейшебаини. Строители городов стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями (река, отвесные склоны холмов и т. д.). Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5—4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.

Урартские дворцы были двух типов. Основу композиции дворца в Еребуни составляют два двора, вокруг которых находятся помещения различного назначения. Один из дворов окружен колоннадой, и вокруг него сгруппированы все важнейшие помещения дворца. Ядром дворцов второго типа являются колонные залы. Дворцовый комплекс западной цитадели Аргиштихинили делился на две части: парадно-жилую и хозяйственную. Центром парадной части являлся большой колонный зал (два ряда по десять колонн). Очень разнообразна храмовая архитектура Урарту. Храм бога Халди в Еребуни состоит из основного продолговатого зала с колонным портиком перед ним и двух квадратных помещений, одно из которых — башенное. Этот тип близок хуррито-митаннийским сооружениям. Наиболее распространен, однако, другой тип храма: квадратное в плане однокомнатное здание, возведенное на платформе, с угловыми выступами и шатрообразным перекрестием.

Монументальное искусство Урарту представлено каменными рельефами, круглой скульптурой, а также стенными росписями. Каменная скульптура делится на две четко различимые группы. К одной относятся памятники собственно урартской скульптуры, связанные с традициями искусства древнего Переднего Востока. Правда, находки этой скульптуры очень редки. Сохранилась, в частности, поврежденная статуя из серого базальта, найденная в Ване и изображающая, видимо, одного из первых урартских царей. Гораздо чаще встречается народная скульптура «традиционно-условного стиля»продолжающая традиции скульптуры эпохи бронзы. Монументальные рельефы лучше всего известны по находкам в Адылджевазе, где, видимо, была представлена процессия богов.

Наиболее изучена урартская настенная живопись. Живописные панно располагались в виде часто чередующихся горизонтальных полос— орнаментальных и изобразительных. Урартские росписи входят в общий круг переднеазиатской древней монументальной живописи. Для них характерны большая условность и каноничность, сказывающиеся в применении определенных стереотипов при изображении живых существ и растений, использование определенного, строго ограниченного набора тем (преобладают изображения божеств, царей, ритуальных сцен), очень сильная символичность, связывающая воедино как изобразительные, так и орнаментальные мотивы.

Большого мастерства урарты достигли в прикладном искусстве, особенно в производстве художественных произведений из бронзы. Это достигалось, в частности, благодаря высокому техническому уровню урартской металлообработки.

Произведения урартской торевтики были чрезвычайно популярны. Их находки зафиксированы в Малой Азии (в частности, в Гордионе), на ряде островов Эгейского моря (Родос, Самос), в материковой Греции (Дельфы, Олимпия), даже в Этрурии. Яркими образцами искусства Урарту являются парадные щиты, шлемы, колчаны, служившие приношениями в храмы. Они были украшены рельефными сценами (изображения всадников, боевых колесниц, иногда встречаются и сакральные сцены). При раскопках найдено и большое количество золотых и серебряных украшений высокого художественного уровня.
Урартская культура сыграла исключительную роль в последующих судьбах культуры всего Переднего Востока. Наибольшие ее достижения были восприняты Мидией, затем Ахеменидским Ираном и широко распространились по всему Переднему и Среднему Востоку.

В после урартское время завершается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь, так же как и в историческом наследнике Урарту — древнеармянском царстве, к местным и древневосточным культурным традициям добавляется позднее мощный импульс, идущий со стороны античной цивилизации. Эта общая закономерность исторического и культурного развития осуществлялась в сложной политической ситуации образования и распада новых государств, военных походов и дипломатических союзов.

Таким образом, в общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья в настоящее время выглядит следующим образом: в первые века I тыс. до н. э. здесь существует один центр государственности и классового общества — Урарту, затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья — древняя Колхида в эллинистическое время— остальные районы этого региона— Иберия (современная Восточная Грузия) и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана).

Значительная часть бывших урартских владений вошла в состав Мидийской державы, а затем империи Ахеменидов. Они были включены в состав нескольких сатрапий, выплачивали центральному правительству налог, поставляя вооруженные контингенты в ахеменидскую армию. В рамках таких сатрапий в VI—Vвв. до н. э. происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включившей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп. Ахемениды широко привлекали к управлению местную знать. Вскоре правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати — Ервандиды (Оронтиды в греческой передаче). Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на древнюю Армению. Однако массовая, народная культура во многом продолжает урартские традиции.

Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Сравнительно недолгой независимости Армении пришел конец в 220 г. до н. э. Во в. до н. э., в период ослабления Селевкидского государства, в областях к западу от оз. Ван образуется независимое государство Софена, во главе которого встал Зариадр (арм. Зарех), между Ваном и Севаном складывается другое государство, официально именовавшееся Арменией. Ее первым царем стал Арташес (греч. Артаксий), основатель новой династии — Арташесидов. Сам Арташес I (189—161 гг. до н. э.) уделял много внимания благоустройству нового государства, при нем, в частности, была основана неподалеку от Армавира новая столица — Арташат.
Около 95 г. до н. э. парфяне способствовали вступлению на трон Арташесидов Тиграна II, однако он оказался умелым и дальновидным политиком и вскоре сам потеснил парфян. Начинается недолгий «взлет» древнеармянского царства к юго-западу от оз. Ван, в предгорьях Армянского Тавра, основал новую столицу — Тигранокерт. Однако Тигран II вынужден был уступить римскому натиску, и в 66 г. до н. э. в Арташате был подписан мирный договор с Помпеем.
Со второй половины II в. н. э. Армения становится практически независимой. Сменившие Парфию Сасаниды пытались подчинить Армению, но встретили твердый отпор. Государство с древними традициями стремилось утвердить и идеологическую независимость, с чем было, в частности, связано принятие при Тиридате III (287—330 гг.) в качестве государственной религии христианства, начавшего распространяться в Закавказье со II в. н. э…

Армения в последние века до н. э. и первые века н. э. была страной высокой культуры. Подъем градостроительства, естественно, способствовал и развитию архитектуры. Заимствовались передовые эллинистические и римские строительные приемы, типы построек. Широко известен храм в Гарни, недавно полностью восстановленный… Храм, видимо, был возведен в 1 в. н. э. и посвящен богу Михру. Очень интересна и баня Гарни, пол одного из помещений которой был украшен мозаикой.
Скульптура Армении характеризуется большим разнообразием. Здесь найдены и великолепные привозные произведения эллинистического ваяния, и очень простые, схематичные статуи — продолжение предшествующей народной традиции. Но наиболее популярным было художественное течение, представлявшее собой органичное слияние эллинских и местных художественных принципов.

Ярким явлением была армянская коропластика. Найденные в Армавире и Арташате терракотовые статуэтки представляют собой женские и мужские фигурки, изображения всадников, музыкантов и т. д. Коропластика Армении напоминает коропластику Месопотамии парфянского времени, однако отличается рядом своеобразных и самобытных черт. Высоким был уровень металлообработки и связанных с ней отраслей искусства: торевтики и ювелирного дела.

Менее известна духовная жизнь Армении античного времени. Можно предполагать, что в этот период существовала значительная разница между характером культуры царского двора и верхушки господствующего класса, с одной стороны, и культурой основной части населения Армении — с другой. Если первые оказались весьма восприимчивыми к эллинистическим и парфянским культурным влияниям, то вторые оставались верными местным вековым традициям. В духовной культуре народа, видимо, важную роль играл героический, отголоски которого сохранились у Мовсеса Хоренаци и в эпическом цикле о Давиде Сасунском.
Религия Армении характеризовалась синкретизмом, в ней слились воедино древние местные культы и иранские влияния.
Важнейшее место в пантеоне занимали божества Михр, Анаит и Вахагн. Цари стремились создать и широко распространить культ династии, который должен был служить средством объединения населения под властью армянских владык.

Особое место в истории Закавказья занимала Колхида. История Колхиды в древности освещена античными письменными источниками, значительную информацию дают археологические исследования (особо необходимо отметить работы О. Д. Лордкипанидзе и Г. А. Лордкипанидзе), в последнее время сделаны и эпиграфические находки. В отличие от других областей этого региона она была более тесно связана с миром средиземноморских культур и в VI в. до н. э. стала объектом греческой колонизации.

Проблема греческой колонизации в Колхиде — одна из наиболее дискуссионных в современной науке. Некоторые ученые доказывали, что «модель» греческой колонизации в этом районе ничем не отличается, например, от северо-причерноморской, где греки создали свои полисы и освоили обширную сельскохозяйственную территорию. Согласно другой точке зрения, греки, осевшие здесь, не создавали своих полисов, а поселялись в местных городах. В последние годы всё большим признанием пользуется третья точка зрения: греки создавали свои полисы на восточном побережье Черного моря, но их основной экономической базой было не сельское хозяйство (как у большинства «колониальных» полисов), а посредническая торговля.

Основным препятствием для широкой экспансии греков послужило то обстоятельство, что к моменту их прибытия в Колхиду здесь уже сложилось местное государственное образование. Одной из важнейших предпосылок возникновения его явилось бурное развитие производительных сил в эпоху раннего железного века. Колхида стала одним из важнейших центров металлургии железа. Резкая социальная дифференциация в Колхиде выявляется на материалах погребений. Так, только одна женская могила V в. до н. э. содержала свыше 1600 золотых изделий, включая великолепные диадемы с изображением львов, терзающих быка и газель.

Поселения городского типа складываются и в материковой части, вдали от побережья (Вани и др.). Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Особенным совершенством отличались изделия местных мастеров из железа и золота. Недаром в античном мире утвердилось представление о Колхиде как о стране «золотого руна»; приключения аргонавтов, прибывших за ним в Колхиду,— одна из популярнейших тем греческого эпоса.
На вывоз производились лен и пенька, и, как специально отмечали античные географы, в частности Страбон, страна была «замечательна всем необходимым для кораблестроения».

Торговля была не только местной, но и транзитной, и считалось, что в Диоскуриаде сходились для торговли представители 70 племен и народностей. С этим обстоятельством было связано и раннее развитие денежного обращения. На побережье были широко распространены монеты различных греческих городов, а во внутренних районах Колхиды преобладали монеты местного выпуска, названные современными исследователями «колхидками». На этих монетах на одной стороне изображен бюст правителя, а на другой — голова быка. Выпуск «колхидок» в V — первой половине III в. до н. э. свидетельствует о развитых товарно-денежных отношениях и, по мнению ряда ученых, о существовании самостоятельного колхидского государства.

Наиболее примечательной чертой культуры древней Колхиды было взаимодействие коренной и греческой традиций. В прибрежных центрах, а, возможно, также и в Вани работали греческие мастера-ремесленники из Синопа, Гераклеи и других центров. При раскопках в Вани обнаружено много греческих амфор и иные привозные изделия. В Колхиду поступали и высокохудожественные произведения античного искусства: расписная керамика, мраморная скульптура и т. д…
Колхида была центром своеобразной области искусства. Здесь зафиксировано наличие каменной и бронзовой скульптуры, найдены небольшие статуэтки, в том числе и серебряные, встречаются памятники коропластики, торевтики, глиптики. Для всех сфер искусства характерно слияние местных и греческих художественных традиций.

По мере распространения влияния Рима на востоке в орбиту его воздействия попадает и Колхида. Вскоре Колхида включается в состав римской провинции Каппадокия.
В III—IV вв. н. э. Западная Грузия в античных источниках именуется Лазикой, хотя местные жители называли свою страну Эгриси. Столицей был Археополь. С начала IV в. здесь распространяется христианство.

Важным и своеобразным государственным образованием Закавказья античной эпохи была Иберия. Иберией греко-римские авторы называли Восточногрузинское царство античной эпохи (III в. до н. э.— III—IVвв. н. э.). Средневековые грузинские источники име-нуют его Картли. Иберия занимала главным образом нынешнюю Восточную и Южную Грузию.
Однако с течением времени она смогла овладеть и некоторыми районами Колхиды. История Иберии известна нам по сообщениям античных авторов, немногочисленным надписям. Но в последние десятилетия проводились широкие по масштабам археологические работы, давшие новый богатейший материал, который активно изучается (очень интересными в этой связи представляются исследования Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе, А. В. Бохочадзе, Ю. М. Гагошидзе).
В эллинистическую эпоху происходило формирование и укрепление государства в Иберии. Интересный храмовый комплекс того времени (II—I вв. до н. э.) исследован в местности, называемой Дедоплис-Миндори. Раскопками выявлена грандиозная система одновременных построек, представляющих собой прямоугольник площадью около 6 га, обнесенный стеной…
Исследователи (в частности, руководитель раскопок Ю. М. Гагошидзе) считают, что данный обширный храмовый комплекс был посвящен богам маздеистского круга, в значительной мере слившимся с древними местными грузинскими астральными божествами, и что главный храм был посвящен божеству типа авестийской Ардвисуры Анахиты.

Согласно древнегрузинской исторической традиции, сохранившейся у Леонтия Мровели, первый царь Иберии — Парнаваз — начал строить свою резиденцию на горе Армази, где воздвиг также «идола» (т. е. статую) в свою честь. Согласно той же традиции, последующие цари продолжали здесь строительство. Гора превратилась в акрополь. Грузинская традиция согласуется с данными таких античных авторов, как Страбон и Плиний Младший. Этот город локализуется на холме Багинети. Археологические раскопки обнаружили оборонительные стены, дворцовые и общественные сооружения, гробницы. Археологи вскрыли руины еще целого ряда городов Иберии (в Саркине, Дзалиси, Урбниси и др.). Существовали и так называемые пещерные города, например Уплисцихе.

Здания дворцового типа открыты в Багинети, Армазисхави, Дзалиси. В нескольких местах обнаружены термы с типично римским устройством. Архитектура Иберии достигла очень высокого уровня развития. Уже в ранних центрах (например, в Самадло) применялся такой сложный прием, как террасирование склонов холма…

Особое внимание привлекают мозаики, среди которых наиболее интересны панно из Дзалиси. В термах представлены растительные сюжеты, изображения рыбы, дельфина, раковины. В дворцовом же помещении — великолепные по качеству мозаичные сцены с изображением Диониса и Ариадны, раз-личных персонажей дионисийского круга, богатый растительный и геометрический орнамент, пояснительные надписи.

Дионис и дионисийский культ были весьма популярны в Иберии. Об этом свидетельствуют многие находки произведений искусства. В Иберии развивались также торевтика, глиптика, ювелирное дело.

Кавказская Албания располагалась дальше от центров греко-римского мира, нежели другие области Закавказья, и поэтому в трудах античных авторов ее история и культура нашли слабое освещение. Почти полностью отсутствуют и эпиграфические материалы. В силу этого особое значение приобретают археологические находки. Среди довольно многочисленных исследований по истории Кавказской Албании особое место занимают труды К. В. Тревер, И. Г. Алиева, И. А. Бабаева, Дж. А. Халилова

…Формирование государственности и классового общества на территории Кавказской Албании завершается в эллинистическую эпоху. Албания менее других стран Закавказья была задета римской экспансией, хотя римляне проникали сюда и в I в. до н. э. (походы Помпея), и позднее. Одним из свидетельств этого является составленная от имени центуриона XII легиона латинская надпись конца I в. н. э., найденная в горах Гобустана, неподалеку от Баку. Позднее в Кавказской Албании власть захватила династия Аршакидов. Албания в той или иной степени была вовлечена в римско-парфянское противоборство в Закавказье.

Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н. э. В I в. н. э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала, общая площадь города достигала 50 га. Кроме того, городские центры античного времени зафиксированы в Шемахе, Мингечауре, Тазакенте и в северной части страны, на территории Дагестана (Дербент и др.).

… В Албании развивалось сельское хозяйство, ремесло, торговля. Средством обра-щения служила местная монета — подражание драхмам Александра Македонского… Популярным видом искусства являлась скульптура. Найден ряд очень условно выполненных статуй, несомненно восходящих по своим приемам к древним прототипам. По всей видимости, они носят культовый характер. Довольно широко распространены мелкие бронзовые скульптуры. Необычайно изящна фигурная керамика. Гончары древности придавали сосудам антропоморфные и зооморфные формы в виде козла, петуха, оленя, быка и т. д. Антропоморфные сосуды встречаются только в районе Шемахи. Параллельно развивалась и коропластика. Наиболее популярными были изображения обнаженных женщин. При раскопках Кабалы найдена большая коллекция глиняных булл с изображениями как эллинистического (Геракл), так и местного типа (всадники, различные животные). Из Римской империи в Кавказскую Албанию проникали стекло, бронзовые сосуды, украшения и т. д.

Значительную роль в жизни Албании играла религия. Верховная триада богов включала, по свидетельству Страбона, Селену, Гелиоса и Зевса (Страбон называет греческие эквиваленты местных божеств). Верховный жрец — второе лицо в государстве после царя, «он стоит во главе большой и густонаселенной священной обла сти, а также распоряжается рабами храма».

Древние цивилизации Закавказья, при всем своеобразии каждой из них, обладали и рядом сходных черт, порожденных как близостью социально-экономического строя, так и общностью исторических судеб и длительными взаимными контактами. Они прошли долгий путь исторического развития, взаимодействуя сначала с древневосточными цивилизациями, затем с эллинистическим миром и, наконец, с Римской империей и Парфянским (а затем Сасанидским) Ираном. История возложила на них огромной важности— они служили цивилизациям Переднего Востока надежным щитом с севера, прикрывая их от многочисленных воинственных кочевых племен, обитавших степях за Кавказским хребтом и неоднократно совершавших походы на юг.

Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, народы Закавказья тем не менее смогли создать, сохранить и развить свои глубоко своеобразные цивилизации, в которых органически слились как древнейшие культурные традиции, так и внешние влияния, которые были освоены и переработаны таким образом, что стали важным составным элементом в общей сокровищнице мировой культуры.
Жизненность культурных традиций— одна из самых поразительных и ярких особенностей цивилизаций, сложившихся в древности в Закавказье.

Модели стран региона, несмотря на их географическую близость и общее историческое прошлое, имеют в настоящее время больше отличий, чем совпадений, главным образом из-за разницы стратегических интересов, что обусловливает политическую и этническую конфликтность и политизацию внешнеэкономических связей. Страны оказались даже более дистанцированными друг от друга в экономическом отношении, чем в советское время.

Свое влияние на экономические модели оказывают и цивилизационные различия. экономический азия кооперация

Наличие в каждой из стран больших анклавных этно-конфессиональных групп стало в последние десятилетия одним из главных факторов военно-политических конфликтов в регионе, вплоть до образования новых независимых государств, высокой нагрузки на бюджет военных расходов (главными поставщиками вооружения для Грузии и Азербайджана являются страны-члены НАТО, для Армении, Абхазии, Северной Осетии - Россия), роста миграционных потоков из региона.

Высокая степень интегрированности экономик Закавказья в советский период в единую общесоюзную экономику, превалирующее значение связей с Россией и общесоветским рынком усугубило их кризис после распада СССР. Сложившаяся в советский период отраслевая структура хозяйства, относительно высокий уровень подготовки рабочей силы и развитая сфера услуг оказали благоприятное влияние на формирование новых, рыночных моделей экономического развития. Странам Закавказья удалось преодолеть спад, связанный с распадом СССР, и в прошлое десятилетие, вплоть до начала мирового экономического кризиса, темпы их экономического роста были весьма высокими - более 10% в Грузии и Армении, более 25%- в Азербайджане.

Общим для моделей всех стран региона является сохранение в экономике государственного монополизма и монополизма частных компаний, возникшего в результате первичного передела государственной собственности, и как следствие - недостаточное развитие сектора мелкого и среднего предпринимательства. Однако в целом влияние политического авторитаризма на характер экономических моделей стран менее выражено, чем в Центральной Азии. Оно более отчетливо проявляется в азербайджанской модели, сохраняющей значительное участие государства в экономике, в формировании экономических моделей Абхазии и Южной Осетии, более либеральными являются модели Грузии и Армении. Наличие больших нефтегазовых ресурсов в Азербайджане сдерживает здесь процессы приватизации, но при этом ускоряет привлечение иностранного капитала. Поэтому в Азербайджане по сравнению с другими кавказскими странами проведение реформ шло поэтапно, в значительной мере используя участие иностранного капитала (особенно турецкого), охватывая прежде всего легкую промышленность и торговлю. По индексу экономической свободы, рассчитанному в 2013г., Грузия заняла 21-е, Армения- 38-е, а Азербайджан- 88-е место из 177 стран.

Значительное влияние на отраслевую структуру моделей оказывает наличие природных ресурсов. Фактически все запасы нефти и газа сосредоточены в Азербайджане, благодаря чему Азербайджан стал наиболее динамично развивающейся страной в регионе и наиболее привлекательным объектом иностранных инвестиций. Рост мировых цен на энергоресурсы обеспечил Азербайджану рост ВВП с 2000г. по 2011г. в 12 раз, на его долю в 2011г. пришлось более 72% ВВП региона при доле населения в 53%. Азербайджан занимает первое место и по уровню подушевого ВНД (около 9 тыс. долл.), в Армении этот показатель составляет 6400 долл., в Грузии- 5310долл.

За счет нефтегазовой отрасли в Азербайджане доля промышленности поднялась до 67%, хотя при этом при этом доля обрабатывающих отраслей не превышает 6%,. В Армении и Грузии доля обрабатывающей промышленности в ВВП выше вдвое. Рост добычи нефти и газа в Азербайджане резко понизили долю сельского хозяйства (с 17% в 2000г. до 6% в 2011г.), но в Армении она остается высокой - 21%, а снижение ее в Грузии (с 22% до 9%) объясняется в значительной мере ростом услуг по транспортировке азербайджанских энергоресурсов в Турцию и далее в Европу.

Сохранявшиеся в регионе традиции индивидуального ведения сельского хозяйства, несмотря на формальное его ведение в советское время в рамках колхозов, обеспечили быстрое проведение работ по созданию хозяйств фермерского типа. Наиболее быстрыми темпами этот процесс прошел в Армении, более медленными - в Азербайджане и Грузии, где значительное место в сельскохозяйственной структуре занимали виноградники, чайные плантации, находившиеся в руках крупных совхозов и колхозов.

Довольно значительное место в экономиках закавказских стран занимает теневой бизнес, хотя его доля быстро сокращается. Достаточно высок уровень нелегальной торговли между странами региона и в международных связях. В Азербайджане стали утверждаться формы исламского бизнеса, особенно в банковской сфере, появились благотворительные фонды в виде вакфов, создаваемые на основе пожертвований членов мусульманской общины.

Характерной чертой экономических моделей региона продолжает оставаться коррупция. По индексу восприятия коррупции за 2012г. Азербайджан занял 139-е место, Армения-105-е место, а Грузия -51-е место (в ней произошло радикальное снижение уровня коррупционности, главным образом, было образом за счет правоохранительной сферы).

Экономические модели всех стран региона, включая Абхазию и Южную Осетию, во многом ориентированы на использование иностранных инвестиций. Если до середины 2000-х гг. основной приток прямых иностранных инвестиций приходился на долю Азербайджана (более 70%), то уже в 2010г. в общей сумме накопленных в регионе ПИИ в размере 27 млрд. долл. на долю Азербайджана пришлось 41%, а второе место заняла Грузия - 40%. Позиции иностранного капитала наиболее сильны в отраслях, ориентированных на обеспечение экспорта. Для всех стран региона, кроме Азербайджана, имеющего за счет экспорта энергоресурсов положительное сальдо внешнеторгового баланса, остро стоит проблема внешнего долга. В 2010г. в Армении он составил 65% от ВВП, в Грузии - больше 80%.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх