Ipb новый закон за туризма. Новый закон: что нужно знать турагенту. «Нет господней политической воли»

Однако недавно глава Ростуризма Александр Радьков на пресс-конференции назвал новые сроки - конец 2014 года.Какие обстоятельства мешают появиться на свет новому отраслевому закону, и кто отвечает за его подготовку?

Такие подвижные и долгие сроки

Впервые о том, что готовится совершенно новый закон о туризме, отрасль узнала в августе 2013 года. Тогда на сайте Ростуризма появилась концепция документа (что-то вроде расширенного содержания), а также обоснование необходимости его появления. Также был дан адрес электронной почты, на который желающие могли бы высылать свои предложения.

Как сообщили корреспонденту HL источники в Ростуризме, изначально выход ФЗ назначили на 2016 год, собираясь приурочить его к юбилею издания первого закона «Об основах туристской деятельности», действующего с 1996 года. Однако в марте 2013 года на «Интурмаркете» от министра культуры Владимира Мединского поступило поручение ускорить выход закона. Так появился новый этап - к июню 2014-го подготовить законопроекта. Об этом бывший замглавы Ростуризм Евгений Писаревский сообщил .

Он покинул ведомство 24 января 2014 года. А на пресс-конференции, прошедшей 31 января, глава Ростуризма Александр Радьков назвал новый срок появления «согласованной концепции» - конец 2014-го.

Вообще, конечно, понятно, что подготовка закона не может занимать мало времени.


По процедуре, сначала пишется концепция, затем отправляется на общественное обсуждение (что и происходит на данном этапе), затем пишется законопроект, согласовывается с Министерством культуры, Минэкономразвития, Минфином, ФАСом, Роспотребнадзором…


После согласования и утверждения документ поступает на рассмотрение в парламент России: сначала в нижнюю палату - в Государственную Думу, где проходит три чтения, затем в Совет Федерации… но об этом говорить пока слишком рано.

Право законодательной инициативы в сфере туризма закреплено за Министерством культуры, оно и будет вносить в Госдуму готовый законопроект. Подведомственный Минкульту Ростуризм - организация, которая, по сути, на практике отвечает за формирование госполитики и формирование отраслевого закона.


«В подготовке закона задействован бизнес и государственные структуры.


Это сложный вопрос, который не решается за один день. На данный момент мы рассматриваем поступающие предложения и замечания», - сообщила корреспонденту HL руководитель правового управления Ростуризма Изо Арахамия.

Не равнодушно и не форсированно

Предложения и замечания, о которых говорит г-жа Арахамия, могут попасть в Ростуризм двумя путями. Первый - через объединения участников рынка, туроператоров и турагентов. Второй - тот самый ящик электронной почты, который есть на сайте ведомства. Посмотрим, что на первом пути.

Корреспондент HL обратился в АТОР с вопросом, принимает ли Ассоциация туроператоров России участие в подготовке законопроекта, и в какой мере.

«Пока нам не поступало письменных предложений от агентств, туроператоров и региональных объединений - наших партнеров, - сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. - Но это не значит, что они равнодушно отнеслись к переписыванию закона. Очевидно, что не имеет смысла просто ругать существующий закон, нужно вынести достойные предложения, отражающие современные реалии туристического рынка.


Сейчас идет обсуждение таких предложений: от понятийной части до взаимоотношений между участниками отрасли, просто обсуждается все не в форсированном темпе».


В другом объединении, Российском Союзе Туриндустрии, подготовлена аналитическая записка. В ней, главным образом, рассмотрены «основные проблемы законодательного обеспечения внутреннего и въездного туризма». В частности, чрезмерная ответственность ТО за все элементы турпакета - от перевозки до информации о потребительских свойствах туропродукта и штрафных санкциях. В этой связи РСТ предлагает в новом законе четко разделить ответственность каждого поставщика услуг, определить источники компенсации убытков, привести российские нормы права в соответствие с международными и внести изменения в смежные отрасли права.


Конкретных предложений и формулировок, которые можно было бы внести в законопроект или просто обсудить, в этом документе не приводится.


«РСТ свои предложения выскажет, - пообещал вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. - Они будут касаться финансового обеспечения, защиты прав потребителей, визовых вопросов, наделением полномочиями госрегулирования федеральных органов и региональных субъектов…»

Что касается турагентских объединений, тут активность проявляет АТА (Альянс туристических агентств), созданный в августе 2013 года. Правовая комиссия Альянса, по словам его президента Андрея Гаврилова, готовит блок предложений в законопроект: «Кто знает турагентский рынок лучше самих агентов? Не хотелось бы, чтобы кто-то в Минкультуры написал текст по своим понятиям, и в итоге получился бы очередной недействующий закон». Предложения, над которыми идет работа, касаются отношений ТА-турист, ТА-ТО, электронной продажи туров, сфер ответственности ТА и саморегулируемых организаций (СРО) в сфере агентской деятельности. Предложения обещано обнародовать к лету.

Как сообщают в Ростуризме, в ведомство поступали бумаги от Организации инструкторов-проводников, Ассоциации гидов-переводчиков, Уральской ассоциация туризма…

Вторая «дверь» для идей в новый закон, через e-mail на сайте Ростуризма, тоже остается открытой. По словам Изо Арахамии, письма поступают и обрабатываются. Глава Правового управления ведомства рассчитывает опубликовать их, а также предложения от туристических объединений, во втором квартале 2014 года. То есть - не позднее июня.

«Нет господней политической воли»

Старожилы турбизнеса, среди прочих причин, связывают задержку выхода закона с уходом из Ростуризма Евгения Писаревского - его считают двигателем законотворческого процесса в отрасли.

Еще одна весомая причина - отсутствие лоббирования. Об этом прямо говорят чиновники Ростуризма, пожелавшие остаться неназванными. Применительно к «туристскому» закону оно необходимо повсеместно: в Минтрансе, МИДе, Роспотребнадзоре, Министерстве природных ресурсов, Министерстве регионального развития…

«Господней» политической воли я сейчас не наблюдаю», - резюмирует мнения коллег г-н Барзыкин.

Один из руководителей старой и заметной на рынке туроператорской компании в неофициальной беседе с корреспондентом HL предположил, что


«на фоне нефтегазовых магнатов туристическое лобби столь невелико, что представители властных структур его просто не слышат…»

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», сообщается на сайте Кремля.

Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два - резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

«50 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.»

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента». Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

В законе нет нормы, обязывающей агентства вступать . Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Напомним, что Госдума приняла законопроект сразу в двух чтениях 19 февраля 2016 года. На последней стадии замглавы Комитета по экономической политике и предпринимательству Михаил Емельянов внес последнюю поправку - о вступлении в силу нового закона не после официального опубликования, а с 1 января 2017 года. «Мы предложили перенести их на 1 января 2017 года для того, чтобы успеть внести соответствующие изменения в налоговое законодательство», - . Напомним, что компенсационный фонд «Турпомощи» не облагается налогом. Недавно в Думу был , который вводит аналогичные условия для резервного фонда, который после вступления в силу законопроекта № 677890-6, заменит собой компенсационный.

Долгое время «кочевавший» по инстанциям отраслевой закон, наконец, был в начале марта принят Госдумой и подписан Президентом. Что меняет новый закон о туризме в жизни туроператоров и турагентств, что от него участникам рынка? Сейчас это наиболее частные вопросы, которые приходят в редакцию инфогруппы «ТУРПРОМ». Мы попросили юристов разъяснить, что существенно изменилось для турагентств и туроператоров, и где у них могут возникнуть «скользкие места».

«Для туроператоров в первую очередь расширен список условий, когда финобеспечение ответственности туроператора не требуется. В частности, оно не требуется для туроператора в сфере выездного туризма, имеющего сформированный фонд персональной ответственности в размере не менее семи процентов от общей цены туристического продукта по выездному туризму за предыдущий год», - пояснил , член правления , основатель юридического агентства «Персона Грата». При этом решение об освобождении туроператора от финансового обеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора на следующий календарный год принимается Турпомощью по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления туроператора.

В итоге для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам создается резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператора. «Взнос в резервный фонд должен перечисляться ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности или её представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, но не позднее чем 15 апреля текущего года. Фонд персональной ответственности формируется за счет ежегодного взноса туроператора в сфере выездного туризма, равного одному проценту общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Перечисление взноса производится равными долями не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом», - пояснил Георгий Мохов. При этом туроператоры, которые не вывозили туристов за границу и «новички», готовые войти на рынок, должны перечислить взнос в фонд персональной ответственности туроператора до начала осуществления деятельности в сфере выездного туризма в размере 100 тысяч рублей.

Максимальный размер фонда составляет не менее семи процентов от общей цены выездного турпродукта за предыдущий год, по достижении которого перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператора прекращается.

При этом в законе обновлен список случаев исключения сведений о туроператоре из реестра: в него добавлен пункт об исключении в случае нарушения существенных условий договора перевозки, включая договор фрахтования, заключенного между туроператором и перевозчиком. В их числе - гарантии оплаты услуг по договору и сумма таковой гарантии, а также обязанность туроператора выдать документ на перевозку. Отметим, что также дополнен перечень существенных условий договора о реализации турпродукта, ко которым в том числе относятся и условие выдачи туристу отдельно либо в составе турпродукта электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно. Если договор о реализации турпродукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия. Аналогичная ситуация и с ваучером гостиниц.

«Законом предусмотрено досрочное расторжение договора страхования ответственности туроператора, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Туроператор не позднее 30 календарных дней со дня досрочного расторжения договора страхования ответственности либо отзыва банковской гарантии обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора.

В случае отзыва у страховой компании лицензии на осуществление страхования либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством РФ туроператор не позднее 45 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления от Ростуризма обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора», - также добавил Георгий Мохов.

Что касается турагентств, то первое - и наиболее «скользкое» место в том, что новый закон обязывает турагентов осуществлять продвижение и реализацию турпродукта от имени и по поручению туроператора. «В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора. При реализации турагентом турпродукта он предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта», - говорится в законе. При этом туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком. В договоре о реализации турпродукта должно содержаться условие о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность по договору о реализации турпродукта в отношении обязанностей турагента; об обязательстве турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором.

«Договор с туристом, заключенный агентом с туристом по доверенности от имени туроператора, это договор туроператора, а не турагента. Соответственно и правоотношения по данному договору строятся по иной модели, нежели сейчас, в привычном варианте сделок, совершенных агентом от своего имени. Но при этом нужно учитывать то обстоятельство, что у агента (поверенного) есть собственные обязанности перед принципалом (доверителем), установленные договором между ними. Обязанности эти могут сопровождаться установленной принципалом ответственностью за те или иные действия агента, а в некоторых случаях и содержать крайне неприятное поручительство за исполнение договора третьим лицом (делькредере), когда агент несет ответственность за неисполнение договора в той или иной форме. Турагенту нужно будет хорошо подумать, прежде чем подписать такой договор», - прокомментировал ситуацию Георгий Мохов.

По его словам, новая редакция закона строит отношения туроператора и агента по модели коммерческого представительства (ст 184 ГК) с открытым объемом сделок. В любом случае, это не поручение в прямом смысле (глава 49 ГК), поскольку поручение предполагает совершение только юридических действий, в то время как действия агента шире: это не просто подписание договора от имени, это фактическая деятельность по продвижению и реализации турпродукта. Суды голову себе сломают, когда придётся разделить ответственность этих двух субъектов, если она прямо не будет разделена в договоре, причем корреспонденцией между договором ТО-ТА и ТА-Турист», - резюмировал Георгий Мохов.

Документ ужесточает ответственность игроков туристического рынка.

В РФ вступает в силу новый закон о туризме, направленный на повышение ответственности участников туристического рынка и усиление правовой защиты туристов, выезжающих за пределы страны.

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" был подписан президентом России Владимиром Путиным в марте 2016 года.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) напомнили, что работа над законопроектом, ужесточающим ответственность игроков туристического рынка, началась в 2014 году на волне банкротств крупных туроператоров. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил в разговоре с ТАСС: "Важно, что закон значительно усиливает ответственность участников туррынка и защиту туристов".
Фонд персональной ответственности оператора и "Турпомощь"

В РСТ отметили, что новая версия закона сохранила необходимость финансового обеспечения туроператора в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или банковской гарантии, но туроператоры в сфере выездного туризма должны теперь иметь еще и фонд персональной ответственности. "Он формируется для каждого оператора "Турпомощью" за счет ежегодного взноса туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристического продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год", - пояснили в союзе.
Согласно закону, оператор вправе сразу сформировать фонд персональной ответственности максимального размера, который составляет не менее 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператоров в этом случае прекращается.

Как отметил глава "Турпомощи" Александр Осауленко, "очень много трактовок по поводу того, как это будет выглядеть". "Механизм очень простой: в одном или нескольких банках в зависимости от того, как решит наблюдательный совет ассоциации "Турпомощь", будут открыты счета этого фонда, и путем внутреннего учета, то есть открытия собственных счетов на базе бухгалтерии самой ассоциации, будет вестись учет денежных средств персонально каждого оператора", - сказал он.

Кроме того, согласно закону, компенсационный фонд "Турпомощи", предназначенный для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам, переименован в резервный. Важно, что взносы в этот фонд приведены в соответствие с объемами операторов. Так, закон обязывает туроператоров, отправивших на отдых не более 10 тыс. клиентов, внести в него всего 50 тыс. рублей. Для компаний, отправивших на отдых более 10 тыс. туристов, но менее 100 тыс., размер взноса составляет 100 тыс. рублей. Для отправляющих более 100 тыс. клиентов, но менее 500 тыс., - 300 тыс. рублей. Крупные компании, обслуживающие более полумиллиона клиентов, должны будут заплатить 500 тыс. рублей.
Единый федеральный реестр турагентств

Законом также предусматривается создание единого федерального реестра турагентств. Как пояснил ТАСС глава ассоциации "Турпомощь", которая в соответствии с новым законом обязана вести данный реестр, "с нового года туроператоры должны предоставлять информацию о своих турагентах в ассоциацию, таким образом, туроператор должен подтвердить договорные отношения с тем или иным агентом, чтобы агентство могло функционировать на рынке".

"Перечень турагентств, с которыми туроператор находится в договорных отношениях, "Турпомощь" должна будет публиковать на своем сайте. Турист, покупая продукт у турагента, сможет увидеть, зайдя на сайт, имеет ли право турагент торговать продуктом данного туропепатора, имеет ли он договор с туроператором. Это позволит уберечь туристов от недобросовестных игроков, которые собирают деньги с клиентов, а потом исчезают", - пояснил Осауленко. Помимо этого, по его словам, реестр поможет определить реальное количество турагентств, работающих в России.

Закон также предусматривает обязательную выдачу туристу не менее чем за 24 часа до начала путешествия билетов "туда-обратно" и документа о бронировании гостиницы. Кроме того, турист обязательно должен быть проинформирован о возможности добровольно застраховать другие риски, возникающие во время путешествия. Он имеет право на получение копии свидетельства о внесении сведений о туркомпании в Единый федеральный реестр туроператоров.

Главное, как отметили в РСТ, закон актуализирует условия ведения туроператорской и турагентской деятельности, полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма, документом вводятся требования к договорам, заключаемым для организации перевозки туристов, усиливается административная ответственность за нарушение законодательства о туристической деятельности.

8327 27 апреля 2016

Чуть больше, чем через полгода, с 1 января 2017 г., вступит в силу новый закон, регулирующий туристическую деятельность. Последние поправки в закон о туризме - наиболее масштабные со времени отмены лицензирования в 2007 г. и внедрения системы финансового обеспечения туроператоров в 2012 г. Изменения затрагивают всех игроков рынка, но мы подробно остановимся на тех положениях, которые будут наиболее интересны турагентам.

Первое. Работа по поручению туроператоров.

Требование ФЗ-49 работать по поручению ТО. Данная норма прописана недостаточно чётко и, возможно, будет дорабатываться. Дмитрий Морозов, председатель комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности СТА трактует это положение так: «Гражданское законодательство для правоотношений, связанных с реализацией турпродукта, предполагает агентирование в двух видах - от собственного имени и от имени туроператора (поручение и комиссия). Турагент является агентом от туроператора, который реализует турпродукт потребителю. Это основная схема и именно она закреплена в действующей редакции основного отраслевого закона 132-ФЗ. Ей уже следуют. Закон 49-ФЗ, внесший изменения, которые вступят в силу с 1 января 2017 г, говорит о том, что туроператор поручает турагенту продвижение и реализацию турпродукта, то есть он говорит то же самое, но уже более конкретно и предметно. Таким образом, отраслевой закон устанавливает, что реализация турпродукта турфирмой осуществляется на основании поручения. иными словами, в рамках договора агентирования, как основного договора для видов поручения. Согласно Гражданскому законодательству, если турагент действует от имени туроператора - выдается доверенность. Но в ситуации, когда турагент действует от собственного имени - доверенность не нужна. Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Я читаю закон так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора. Если от имени туроператора, то должна быть доверенность, если от собственного - то не должна. Данного мнения придерживаюсь не только я, но и многие эксперты отрасли».

Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Эксперт: «Я трактую это так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора».

Инна Руденская, руководитель юридического департамента Сети МГП, также согласна с коллегой: «В п.10 49-ФЗ в последнем предложении пункта говорится: “Турагент осуществляет продвижение и реализацию турпродукта по поручению туроператора”. Мы считаем, что это поручение может быть реализовано двумя формами. Первая - от собственного имени турагента. Вторая - от имени туроператора. В случае, когда реализация турпродукта производится от имени туроператора, необходимо оформление надлежащим образом доверенности турагенту. Данную норму закона было бы логично подкорректировать, чтобы не пришлось трактовать по-разному и, чтобы она была доступна для понимания широкому кругу специалистов, а не только юристам. В данный момент мы с туроператорами обсуждаем конкретную реализацию этого положения. Каким образом будет оформляться доверенность, как ее будут доставлять, например, из Москвы в районы крайнего севера в сжатые сроки. Ведь, если говорить о форме доверенности, оформленной надлежащим образом, то это только оригинал. У нас есть время обсудить неточности в формулировках, которые первоначально ни нам, ни нашим коллегам туроператорам были не видны. Хотелось бы подойти ответственно к этому вопросу и снять все разночтения с формулировок в законе. Потому что и турагентства, и туроператоры заинтересованы в адекватных условиях реализации турпродукта, без искусственно созданных препон».

Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи.

От чего в данном контексте эксперты предостерегают категорически: «Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи. Турагент не может работать по договору купли-продажи, не может покупать турпродукт - это запрещено законом, услуга не может быть предметом купли-продажи. Услуга - не телевизор, ее нельзя купить. Услугу можно реализовать или предоставить только по поручению агенту, а также по договору поручения и комиссии».

Второе. Факт завуалированной туроператорской деятельности агентов будет регулироваться.

Статья 10 закона 49-ФЗ гласит: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

Комментарий Дмитрия Морозова: «В части формирования турпродукта законодательство не изменяется, в нем предусмотрено, что туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а турагентская деятельность - это продвижение и реализация, без формирования турпродукта.

Не стоит заниматься скрытым формированием турпродукта, поскольку при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность.

Вот здесь агенты часто могут хитрить, продавать перевозку и размещение не в составе пакета, а отдельно (при этом проводить сделки через разные юрлица и формально не нарушать ст.10), то есть фактически заниматься формированием турпродукта, не имея на то законных оснований. И появление такой формулировки в обновленном законе говорит о том, что факт завуалированной туроператорской деятельности агентов известен на государственном уровне и будет регулироваться. Ведь если агент начинает формировать турпродукт, то он фактически трансформируется в туроператора, а это влечет за собой ряд дополнительных обязанностей: необходимость получения фингарантий, необходимость внесения компании в реестр туроператоров и т.п. В принципе, случаи превращения турагентской компании в туроператорскую известны и в их новом статусе бизнес продолжался весьма успешно, но на данный момент часто турфирмы предпочитают идти на некий подлог, выдавая туристам разные договоры на разные юрлица и не информируя о потребительских свойствах такого продукта. Но это до тех пор, пока все идет хорошо и не возникает судебных конфликтов или чрезвычайных ситуаций на отдыхе, когда туристу может понадобиться компенсация или вмешательство «Турпомощи». Мое мнение таково: я однозначно не рекомендую заниматься скрытым формированием турпродукта, так как при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность. И ст.10 49-ФЗ это строго регулирует».

Третье. Турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору.

Закон с 1 января 2017 г. устанавливает, что турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору. «Для агентов это правило может обернуться новой головной болью, - комментирует Дмитрий Морозов. - Почему? Потому что, с одной стороны, 49-ФЗ устанавливает, что турагент действует по поручению туроператора, то есть агент выполняет действия по подбору тура, реализации тура, получению денег и передачу их туроператорской компании. А с другой стороны, установив, что турагент отвечает перед туристом за передачу денег туроператору, можно сделать вывод, что агент выполняет уже поручение туриста, а не оператора. Получается, что закон содержит в себе противоречие. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - турагент является агентом туриста.

Положение может обернуться новой головной болью для турагентов, поскольку закон содержит в себе противоречия. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - агентом туриста

То есть, какой теперь договор заключать турагенту с туроператором? Поручения? Что логично. Туроператор заключает турагентский договор, по которому поручает турагенту реализовать турпродукт, или туроператор заключает с туристом договор реализации. Или наоборот? Если турагент несет финансовую ответственность перед туристом, тогда какой нужен договор? Получается, что агентский договор от туриста к турагенту, по которому агент покупает продукт для туриста. Но это же не купля-продажа. Агент как бы заключает с туроператором договор реализации турпродукта, по которому туроператор реализует его через агента для конкретного физического лица. И в этом есть нестыковка. Какое будет правоприменение данной нестыковки - пока сложно предугадать, но в моем понимании, это явная коллизия норм в одном и том же законе. Я за четкие и понятные договорные отношения в конкретном сегменте и за защиту прав потребителя. Надеюсь, что нам до января 2017 г. удастся обратить внимание законотворцев на данное положение и попытаться принять меры по их урегулированию.

Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов.

И еще один момент, вызывающий обеспокоенность. Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов и в полном объеме, закрывая глаза на установленное разграничение ответственности, и “притягивая за уши” все остальные виды ответственности. Чем это грозит турагентам? Например, решения не в пользу агентов при судебных разбирательствах. Очевидно, что операторские компании владеют огромным штатом профессиональных юристов, в то время как агенты зачастую в этом плане уязвимы. Особенно независимые турфирмы. Совет здесь может быть такой - заранее озаботиться юридической поддержкой и быть готовым к тому, что подобные случаи вполне реально могут возникнуть. Предупрежден - значит вооружен», - резюмирует эксперт.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх