Как называется отдел по проверкам охраны труда. Как часто надо проводить проверки соблюдения требований охраны труда. Несчастные случаи на производстве

Руководителю предприятия при ведении деятельности необходимо знать, что такое проверка по охране труда, что проверяют специально уполномоченные на это органы, и каковы их функции.

Государство контролирует то, как фирмы и организации соблюдают законодательство о труде, с помощью Федеральной инспекции труда и ее структурных подразделений (ГИТ). Ее сотрудники:

  • проводят проверки охраны труда в различных компаниях;
  • если находят нарушения, требуют их устранить в назначенный срок, и руководство проверяемого предприятия обязано это сделать;
  • составляют протоколы и другие документы, когда нужно оштрафовать провинившихся лиц.

Законодатель наделил госинспектора правом заходить на территорию любого предприятия для исполнения им своих служебных обязанностей. Для этого он должен предъявить:

  • служебное удостоверение;
  • приказ или распоряжение руководителя инспекции о ревизии.

Руководитель компании имеет право ознакомиться с приказом и удостовериться, что там прописаны все необходимые пункты: наименование фирмы, сроки проведения и вид проверки, ее цели, данные проверяющих лиц. Инспектор может запрашивать у предприятия только те сведения и смотреть только те бумаги, которые имеют отношение к предмету проверки.

Что требуют от работодателя

Работодатель обязан предоставить своим сотрудникам безопасные условия работы, рациональный режим труда и отдыха, должное медицинское обеспечение. Кроме того, в его обязанности входит:

  • исполнение норм охраны труда, которые различаются по видам осуществляемой деятельности;
  • контроль за тем, чтобы сотрудники не нарушали технику безопасности;
  • разработка правил и инструкций по охране труда в организации;
  • соблюдение на производстве санитарно-гигиенических правил и норм.

На каждом предприятии с количеством работников более 50 человек, если его деятельность является производственной, должна быть отдельная должность специалиста по охране труда или специальное структурное подразделение – служба охраны труда. В противном случае эти функции осуществляет руководитель компании, уполномоченный работник или привлеченный специалист.

Все сотрудники предприятия проходят периодическое профильное обучение, а при первичном поступлении на работу или переводе на другое место – знакомятся с инструкцией по технике безопасности. Обязательна специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов трудового процесса или производства.

На что смотрит инспекция

Закрытого перечня документов, которые запрашивают ревизоры ГИТ, не существует. Все зависит от вида деятельности предприятия и того, зачем проводится проверка. В сферу интересов проверяющего могут попасть вот какие документы:

  • учредительные документы фирмы;
  • кадровые (смотрят, правильно ли оформлены сотрудники);
  • бухгалтерские (извещения о выплате зарплаты, расчетные листы);
  • локальные нормативно-правовые акты (правила внутреннего распорядка, коллективный договор, графики учета рабочего времени);
  • документы, непосредственно посвященные охране труда (приказы и инструкции, журналы учета, программы инструктажей) и др.

Компаниям, относящимся к микропредприятиям, Трудовой Кодекс позволяет не разрабатывать локальные нормативно-правовые акты. Такая организация заключает с сотрудником трудовой договор, который разрабатывается по специальной типовой форме и содержит отдельный раздел об охране труда.

Какие бывают проверки

Проверки охраны труда бывают плановые и внеплановые (ст. 360 ТК РФ). Плановые проверки имеют установленную периодичность. На каждый календарный год составляется план со списком проверяемых организаций и сроками проведения проверки. Он вывешивается на сайте государственной трудовой инспекции (ГИТ), а также дублируется на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Дополнительно о скором визите ревизоров и предстоящих проверочных испытаниях предприятие предупреждают за 3 дня до их начала. Соответствующее уведомление может быть выслано по почте, факсом, электронным сообщением, доставлено курьером и др.

По ходу плановой проверки ревизору не запрещено пользоваться списком, так называемых, контрольных вопросов, которые могут затрагивать все требования по охране труда или их часть. Это зависит от целей и задач конкретной проверки и отражается в приказе о ее проведении.

С марта 2019 года периодичность проведения плановых проверок фирмы зависит от присвоенной ее деятельности категории риска . Так, предприятия, деятельность которых отнесена к высокому риску, проверяются один раз в два года, к значительному риску – один раз в три года и т. д. Если риск оценен как низкий, плановые проверки на такой фирме совсем не производятся.

Внеплановые проверки инициируют по соответствующему основанию (ст. 360 ТК РФ), когда:

  1. Есть приказ руководителя трудовой инспекции, основанный на поручении государственных органов или требовании прокуратуры.
  2. Прошел срок для устранения нарушений, найденных раньше.
  3. Появились сведения о том, что на предприятии нарушаются нормы законодательства (сотрудникам не платят зарплату, на производстве возникла угроза нанесения вреда здоровью работников, произошел несчастный случай и пр.).
  4. Поступила жалоба работника о том, что наниматель нарушает его трудовые права.
  5. Работник просит трудовую инспекцию проверить рабочее место.

Важно! О выезде на внеплановую проверку инспекция должна предупредить организацию за 24 часа. В случае, если такая проверка проводится по причинам, указанным в п.п. 3-4 списка, то инспекция вообще не уведомляет о ней работодателя. Эта норма прописана в ст. 360 ТК РФ. Периодичность внеплановых проверок законодательно не прописана.

По закону анонимные заявления к рассмотрению не принимаются, а начавшаяся по такому запросу проверка прекращается. Сведения о существующих нарушениях могут поступить в инспекцию не только от работников, но и из СМИ, от других проверяющих органов, профсоюзов и др.

Форма проверок

Как плановая, так и внеплановая проверки могут иметь две формы:

  • документарная;
  • выездная.

Документарную проверку ревизор ГИТ осуществляет на своем рабочем месте. Он запрашивает у компании интересующие его бумаги, которые имеют отношение к задачам проверки. Предприятию дается 10 дней на исполнение запроса. Все документы предоставляются в виде копий, заверенных подписью уполномоченного лица и печатью, или в электронном виде с удостоверенной электронной подписью. Внимание: инспектор не имеет права забирать оригиналы или просить нотариальное заверение документов.

Если в ходе проверки документов инспектор находит ошибки или нестыковки в представленной информации, он требует предоставить организацию дополнительные письменные пояснения. Срок предоставления таких пояснений – 10 рабочих дней.

Выездная проверка осуществляется по месту нахождения фирмы, на производстве или в офисе, когда:

  • инспектору необходимо удостовериться в соответствии поданных фактов действительности;
  • следует оценить, отвечает ли деятельность компании требованиям законодательства.

Сроки проведения

Проверка охраны труда должна осуществляться строго по закону. Одним из основных положений, регулирующих принципы и правила взаимодействия сотрудников инспекции и руководителей проверяемых фирм, является закон № 294-ФЗ.

Стандартно одна проверка не может продолжаться больше 20 рабочих дней. Однако для некоторых компаний максимальное время проведения плановых выездных проверок сокращено:

  • для малых предприятий оно не может составлять больше 50 часов в год;
  • для микропредприятий – 15 часов в год.

В крайних ситуациях эти сроки удваиваются, если требуется какое-то дополнительное расследование. Период деятельности предприятия, за который проверяются документы, ограничен тремя годами. То есть, например, в 2016 году проверялись документы, начиная с 2014 года.

Чем заканчивается

Результаты проверки охраны труда отражаются в специальном акте, который подписывают обязательно в двух экземплярах: для инспекции и для проверяемого. Если нашлись нарушения, трудовая инспекция может:


Я думаю, будет полезным определить некоторые важные моменты и особенности при проведении проверки по охране труда , государственным инспектором труда! Имея в виду должный порядок проведения проверки, права инспектора труда, его обязанности и ограничения в действиях, можно как минимум минимизировать последствия после проведения проверки по охране труда!

Для начинающих, пожалуй, начну с основ проверки как таковой.

Проверка по охране труда подразделяется на плановую и внеплановую проверки. Так же подразделяются на документальные и выездные, но о них я не буду сейчас.

Теперь что касается внеплановой проверки по охране труда. Такая проверка также отображается в годовом плане проверок. Внеплановая проверка по охране труда может иметь большее количество и частоту ее проведения т.к. ее проведение напрямую зависит от поступления письменных заявлений (жалоб) от сотрудников организации. Принцип таков: чем хуже отношение руководителя организации к своим сотрудникам, в плане трудовых отношений и условий труда на рабочих местах, тем большее количество проверок по охране труда ожидает этого руководителя.

О правилах проведения проверки.

Основной ссылкой в этом разделе, пожалуй, будет все тот же ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ". Приведу основные статьи и пункты из этого чудо закона, которые стоит иметь в виду.

>Пункт 1, статья 13. Продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней (20 дней).
Пункт 3, статья 13. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем инспекции труда, но не более чем на двадцать рабочих дней (не более 20 дней).
Статья 16. Результаты проверки должны быть отражены в акте проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В этой же статье приводятся требования к форме и содержанию такого акта.
Статья 20. Результаты проверки, проведенной государственным инспектором труда, с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудового законодательства.

Имейте в виду, что к таким нарушениям относиться:

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;
— требование документов, не относящихся к предмету проверки;
— превышение установленных сроков проведения проверок;
— непредставления работодателю акта проверки.

Так же следует знать что, проверка по охране труда проводиться исключительно в рамках предмета и объекта проверки, обозначенных в распоряжении (приказе) о проведении проверки. К примеру, предметом проверки является трудовые правоотношения. В таком случае, государственный инспектор труда не имеет право проверять документы по охране труда. Инспектор так же не имеет право требовать документы, информацию, образцы продукции, проб обследования производственной среды, если таковые не являются объектами проверки и/или не относятся к предмету проверки.

Стоит еще отметить, что при проведении проверки, инспектор труда не вправе изымать оригиналы документов даже в том случае, если они являются предметом этой проверки.

Об ограничении прав инспектора труда.

Привожу три законодательных документа, которые достаточно серьезно ограничивают полномочия государственного инспектора труда и регламентируют его работу в целом. Итак, об «ограничителях»:

1. Все тот же Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ";
2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
3. Конвенция № 81, принятая в Женеве от 11.07.1947 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Тут стоит принять во внимание один момент. Эти три нормативных документа в некоторых моментах имеют противоречия. Вот некоторые из них. В соответствии с ФЗ № 294, государственный инспектор труда не имеет право проводить проверку в том случае, если при ее проведении нет руководителя организации или иного доверенного или ответственного лица. Не смотря на это, в противоречие вступает трудовой кодекс Российской Федерации, который дает право государственному инспектору труда не уведомлять о своем присутствии руководителя организации или его доверенного лица (представителя), что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля статья 360 ТК РФ и статья 12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда. Противоречия имеются в моментах, регламентирующие количество и частоту проведения проверок. В действующем любимом ФЗ № 294, установлено ограничение, а именно проверять организацию не чаще одного раза в 3 года, тогда как в не менее действующей конвенции МОТ № 81 есть статья 16 в которой говориться о том, что предприятия подвергаются проверке столько, сколько надо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Несмотря на то, что все три нормативных документа являются на данный момент действующими, приоритет при проведении проверки имеет замечательный ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ".

Памятка сотрудников при проверке.

Для минимизирования или полного исключения нештатной ситуации при проверке. Необходимо проводить специфическое обучение персонала по взаимодействию с проверяющими лицами.

Примерная памятки или инструкция (Московский бухгалтер. Октябрь 2004 №10) может содержать следующие пункты:

1. Незамедлительно сообщите об этом по телефону в свою администрацию.
2. Проверьте документы контролеров и, по возможности, снимите с них копии или перепишите оттуда данные (Ф.И.О. инспектора, его должность, подразделение и т.п.).
3. Попросите у контролера копию или экземпляр постановления о проверке.
4. Скажите проверяющему, что все пояснения и ответы на вопросы вы можете давать только с разрешения руководства.
5. Если проверяющие все-таки настаивают на пояснениях, то отказывайтесь, обосновывая это тем, что вы подписали должностную инструкцию и вас уволят, если вы ее нарушите. В крайнем случае отвечайте, что все происходит в соответствии с действующим российским законодательством.
6. Не предъявляйте документы, которые не относятся к предмету проверки.
7. Если инспектор составит протокол о правонарушении, не отказывайтесь ставить свою подпись. Однако рядом с подписью напишите фразу: «С возражениями». Если проверяющий спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что уполномоченный представитель фирмы с ним свяжется и обговорит этот вопрос.
8. Всегда держите памятку при себе. Не давайте ее в руки проверяющему.

Как-то так может выглядеть примерная памятка для сотрудников организации.

Примерный перечень документов, запрашиваемых при проверке.

Обжалование предписания инспектора
В случае, когда государственный инспектор труда произвел проверку в Вашей организации с явными нарушениями, руководитель (его доверенное лицо) может обжаловать его решение на основании выданным этим инспекторам предписание об устранении нарушений или/и постановлений о привлечении к административной ответственности.

Напомню, что если при проведении проверки явно есть нарушения со стороны инспектора труда, при вручении им этого предписания, напишите рядом с подписью «С возражением». Если инспектор труда спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что доверенное лицо организации с ним свяжется и обговорит этот вопрос.

Имейте ввиду, что после того как Вы получили постановление о привлечении к административной ответственности (его копию), жалобу можно подать в течении десяти суток (10 суток) со дня вручения. А в суд же можно обратиться в трех месячный срок (3 месяца) со дня, когда стало известно о нарушении прав.

P.S. Помните самое главное, что государственные инспекторы труда, то же люди. Они такие же обычные люди, как и большинство остальных. У них в работе свои заботы, свои проблемы. Излишне бояться их как некто опасных и злых, наивно. Страх перед проверяющим, дает только повод этому проверяющему. Поэтому при взаимодействии с инспектором труда, ведите себя спокойно и обособленно. Поддерживайте диалог. Ведь теперь Вы знаете, как пройти проверку по охране труда в своей организации.

На этом всё. Спасибо за внимание!

Кто нас проверит

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда;
    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда. Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Виды и периодичность проверок

Плановые проверки

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года. Если проверка комплексная, в ходе контроля вместе с вопросами охраны труда проверяют правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты и пр. Если тематическая – занимаются только охраной труда.

Документарная проверка проводится в инспекции или другом контрольном ведомстве. Проверяющие присылают работодателю запрос, в котором содержится перечень интересующих их документов. Она не может длиться более 20 дней, на малых предприятиях – 50-ти часов, а на микропредприятиях – 15 часов в год . Если требование в установленные сроки не выполнить, документарная проверка может превратиться в выездную.

Выездная проверка проводится на территории работодателя.

Внеплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая). Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.

Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  • о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  • о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме (п. 4 статьи 10 ФЗ №294).

Как проходит проверка

Как проходит плановая проверка

Плановой выездной проверке предшествует уведомление от контролирующей структуры. Оно должно прийти на предприятие не менее чем за три рабочих дня до появления инспекторов.

Когда проверяющие появятся на пороге вашей организации, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение на проверку. В нем должны быть указаны:

  • дата оформления распоряжения (приказа);
  • данные проверяющего (должность, ФИО);
  • место проведения проверки (название и адрес организации);
  • цели и задачи проверки (перечень вопросов, которые интересуют контролеров);
  • основание для проверки;
  • состав экспертов (если привлекаются);
  • срок проверки;
  • печать руководителя проверяющей организации и его подпись

Если инспекторам потребуется, они могут привлечь для проведения проверки экспертов в какой-либо узкой области знаний. Поэтому не удивляйтесь, если к вам придет целая группа инспектирующих.

Как проходит внеплановая проверка

Внеплановая проверка начинается иначе. Контролеры не всегда обязаны уведомлять о своем появлении. Так, уведомление не менее чем за сутки должно быть направлено работодателю, если мероприятие проводится:

  • по материалам, поступившим из прокуратуры;
  • с целью проверить, как исполнено ранее выданное предписание.

О своем появлении инспекторы не предупреждают, если основанием является жалоба работника о нарушении его прав или сообщение о нарушении требований охраны труда, которое угрожает жизни и здоровью работников. Тем не менее распоряжение руководителя контролирующего ведомства должно быть на руках у инспекторов. Его отсутствие является грубым нарушением правил проведения проверок.

Процедура документарной проверки

Документарная проверка начинается с того, что на предприятие приходит уведомление из Рострудинспекции о начале контрольного мероприятия. Вместе с ним инспекторы присылают копию распоряжения своего руководителя и мотивированный запрос, в котором указан перечень документов, которые требуются проверяющим. Их перечень определяется исходя из объема контрольного мероприятия.

Трудовая инспекция не вправе требовать документы, которые не относятся к предмету проверки. Работодатель должен в течение 10 рабочих дней отправить в инспекцию копии документов, заверенные печатью организации. Если запрос поступил индивидуальному предпринимателю, и у него нет печати, допустимо отправить копии без ее оттиска.

Если работодатель не уложится в отведенный законом срок, его ждет штраф в размере от 100 до 300 рублей для граждан, от 300 до 500 рублей для должностных лиц, и от 3000 до 5000 рублей для организаций (ст. 19.7 КоАП РФ).

В течение 20 рабочих дней инспекторы рассматривают поступившие документы. Если они обнаружат противоречия, ошибки или предоставленных сведений окажется недостаточно, то потребуют от работодателя письменных объяснений. На ответ работодателю дается еще 10 рабочих дней. Если же и пояснения их не устроят, руководитель территориального отдела Рострудинспекции издаст соответствующее распоряжение, и документарная проверка превратится в выездную.

Процедура выездной проверки

Придя на предприятие, инспекторы потребуют предоставить перечень документов, который указан у них в распоряжении на проверку. Как правило, проверяющие запрашивают:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • договор аренды или свидетельство на собственность;
  • трудовые договоры с работниками;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • положение о службе охраны труда;
  • должностные обязанности руководителя по охране труда;
  • приказ о назначении ответственного по охране труда;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • карточки выдачи СИЗ работникам;
  • журналы учета выдачи СИЗ;
  • приказы о предоставлении дополнительных отпусков (если есть вредные и опасные факторы производства).

Получив требуемые документы, проверяющие внимательно их изучат. Не стоит надеяться, что они упустят из виду мелкие огрехи. Затем инспекторы обязательно пройдут по территории предприятия, посмотрят, как в реальности выполняются правила охраны труда, используются ли средства индивидуальной защиты, имеются ли необходимые информационные таблички и плакаты. Если в мероприятии участвует эксперт, могут быть взяты пробы воздуха в рабочих зонах, проведены замеры освещенности, шума и т.д. Самые въедливые контролеры опросят рабочих, проводятся ли с ними инструктажи, обучение по охране труда, поговорят о реальных условиях работы и т.п.

Все выявленные недочеты будут учтены и отражены в акте проверки.

После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается.

Запомните главное

  1. Проверить, как выполняются правила охраны труда, может не только трудовая инспекция и прокуратура. Инспектировать эти вопросы может Ростехнадзор, Роспортебнадзор и профсоюзы.
  2. Плановые проверки трудовая инспекция всегда согласовывает с прокуратурой. О контрольных мероприятиях на предстоящий год всегда можно узнать на сайте Роструда. Информация на нем должна появиться не позднее 10 декабря текущего года.
  3. Если вы не предоставите по запросу контролеров необходимый перечень документов, документарная проверка может превратиться в выездную.
  4. Распоряжение (приказ) руководства контролирующего ведомства является обязательным атрибутом любой проверки. Без него действия инспекторов незаконны.

С этим также читают:


Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда;
    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда . Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Виды и периодичность проверок

Плановые проверки

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года . Если проверка комплексная, в ходе контроля вместе с вопросами охраны труда проверяют правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты и пр. Если тематическая – занимаются только охраной труда.

Документарная проверка проводится в инспекции или другом контрольном ведомстве. Проверяющие присылают работодателю запрос, в котором содержится перечень интересующих их документов. Она не может длиться более 20 дней, на малых предприятиях – 50-ти часов, а на микропредприятиях – 15 часов в год . Если требование в установленные сроки не выполнить, документарная проверка может превратиться в выездную.

Выездная проверка проводится на территории работодателя.

Внеплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая). Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.

Предупреждает

Владимир ПАНИН,

Генеральный директор компании Addaptic (Москва)

Проверяющие могут появиться на пороге организации без предупреждения, если основанием для их визита послужила жалоба работника о нарушении его прав

Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  • о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  • о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме (п. 4 статьи 10 ФЗ №294).

Как проходит проверка

Как проходит плановая проверка

Плановой выездной проверке предшествует уведомление от контролирующей структуры. Оно должно прийти на предприятие не менее чем за три рабочих дня до появления инспекторов.

Когда проверяющие появятся на пороге вашей организации, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение на проверку. В нем должны быть указаны:

скачать и распечатать образец
скачать и распечатать шаблон

Если инспекторам потребуется, они могут привлечь для проведения проверки экспертов в какой-либо узкой области знаний. Поэтому не удивляйтесь, если к вам придет целая группа инспектирующих.

Предупреждает

Тимур АБЛАТЫПОВ,

Директор сертификационно-методической компании ООО «Центр Качества» (Казань)

В план проверок, как правило, попадают организации, у которых есть проблемы с охраной труда. Поводом может послужить произошедший несчастный случай

Как проходит внеплановая проверка

Внеплановая проверка начинается иначе. Контролеры не всегда обязаны уведомлять о своем появлении. Так, уведомление не менее чем за сутки должно быть направлено работодателю, если мероприятие проводится:

  • по материалам, поступившим из прокуратуры;
  • с целью проверить, как исполнено ранее выданное предписание.

О своем появлении инспекторы не предупреждают, если основанием является жалоба работника о нарушении его прав или сообщение о нарушении требований охраны труда, которое угрожает жизни и здоровью работников. Тем не менее распоряжение руководителя контролирующего ведомства должно быть на руках у инспекторов. Его отсутствие является грубым нарушением правил проведения проверок .

Процедура документарной проверки

Документарная проверка начинается с того, что на предприятие приходит уведомление из Рострудинспекции о начале контрольного мероприятия. Вместе с ним инспекторы присылают копию распоряжения своего руководителя и мотивированный запрос, в котором указан перечень документов, которые требуются проверяющим. Их перечень определяется исходя из объема контрольного мероприятия.

Трудовая инспекция не вправе требовать документы, которые не относятся к предмету проверки. Работодатель должен в течение 10 рабочих дней отправить в инспекцию копии документов, заверенные печатью организации. Если запрос поступил индивидуальному предпринимателю, и у него нет печати, допустимо отправить копии без ее оттиска.

Если работодатель не уложится в отведенный законом срок, его ждет штраф в размере от 100 до 300 рублей для граждан, от 300 до 500 рублей для должностных лиц, и от 3000 до 5000 рублей для организаций (ст. 19.7 КоАП РФ).

В течение 20 рабочих дней инспекторы рассматривают поступившие документы. Если они обнаружат противоречия, ошибки или предоставленных сведений окажется недостаточно, то потребуют от работодателя письменных объяснений. На ответ работодателю дается еще 10 рабочих дней. Если же и пояснения их не устроят, руководитель территориального отдела Рострудинспекции издаст соответствующее распоряжение, и документарная проверка превратится в выездную.

Процедура выездной проверки

Придя на предприятие, инспекторы потребуют предоставить перечень документов, который указан у них в распоряжении на проверку. Как правило, проверяющие запрашивают:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • договор аренды или свидетельство на собственность;
  • трудовые договоры с работниками;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • положение о службе охраны труда;
  • должностные обязанности руководителя по охране труда;
  • приказ о назначении ответственного по охране труда;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • карточки выдачи СИЗ работникам;
  • журналы учета выдачи СИЗ;
  • приказы о предоставлении дополнительных отпусков (если есть вредные и опасные факторы производства).

Получив требуемые документы, проверяющие внимательно их изучат. Не стоит надеяться, что они упустят из виду мелкие огрехи. Затем инспекторы обязательно пройдут по территории предприятия, посмотрят, как в реальности выполняются правила охраны труда, используются ли средства индивидуальной защиты, имеются ли необходимые информационные таблички и плакаты. Если в мероприятии участвует эксперт, могут быть взяты пробы воздуха в рабочих зонах, проведены замеры освещенности, шума и т.д. Самые въедливые контролеры опросят рабочих, проводятся ли с ними инструктажи, обучение по охране труда, поговорят о реальных условиях работы и т.п.

Все выявленные недочеты будут учтены и отражены в акте проверки.

скачать и распечатать образец
скачать и распечатать шаблон

После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается.

Ответы на ваши вопросы

Может ли трудовой инспектор отстранить от работы руководителя организации?
Во время проверки трудовой инспекцией обнаружилось, что наш руководитель организации не прошел обучение по охране труда. Инспектор грозится отстранить его от работы. Он может это сделать?
Иван КОЖЕВНИКОВ, ответственный за охрану труда (Волгоград)

Нет, сам он отстранить не может. Но вправе выдать такое предписание работодателю. Причиной может послужить то, что руководитель не прошел обучение по охране труда.

Какие действия предпримет проверяющий, если обнаружит, что организация скрыла несчастный случай?
На нашем предприятии работник получил небольшую травму. Руководитель настоял на том, чтобы случай не расследовать и не сообщать о нем, поскольку работник отказался брать больничный. Теперь у нас проверка по охране труда. Если инспекторы узнают о случившемся, как они поступят?
Таисия ВАСИЛЬЕВА, инспектор отдела кадров, ответственная по охране труда (Можайск)

Если об этом станет известно трудовом инспектору, он проведет собственное расследование. Установив, что несчастный случай действительно был, он оштрафует ответственных за охрану труда, а материалы проверки отправит в прокуратуру. Дальнейшее разбирательство может привести в лучшем случае к тому, что прокурор оформит предостережение, в худшем – может быть возбуждено уголовное дело. Кроме того, ФСС России также не останется в стороне и оштрафует работодателя на сумму от 5 000 до 10 000 рублей.

Если проверяющие нашли небольшие недочеты в инструкциях по охране труда, за это тоже оштрафуют?
Нас проверила трудовая инспекция. Серьезных нарушений не нашли. Выявили несколько недочетов по содержанию инструкций по охране труда. За это тоже будет штраф?
Василиса ДМИТРИЕВА, специалист по охране труда (Зеленоград)

Не обязательно. Инспекторы предоставят время, чтобы устранить выявленные недостатки. Для этого они выдадут предписание и установят срок его исполнения. Если же требование не будет выполнено, штраф неминуем.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх