Как рассчитывается дни отпуска на мун службе. Отпуск муниципального служащего: когда можно взять. Количество положенных дней ежегодного отдыха

Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Законодатель:

  • установил одинаковую продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех категорий муниципальных служащих;
  • сократил продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
  • определил точную продолжительность отпуска муниципальных служащих, для которых установлен ненормированный служебный день;
  • закрепил право муниципальных служащих получить неиспользованные на день вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) основные и дополнительные оплачиваемые отпуска или денежную компенсацию за них по старым правилам.

Требования к отпускам муниципальных служащих стали более жесткими

2. Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сокращена с 15 до 10 календарных дней.

3. Определена точная продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день – три календарных дня. Ранее он составлял не менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ). Муниципальными правовыми актами можно было установить продолжительность такого отпуска и более трех дней. Законодатель исключил эту норму.

Таким образом, нормы законодательства о муниципальной службе приведены в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе.

Социальные гарантии муниципальных служащих в части предоставления им отпусков уменьшены, также как и у государственных гражданских служащих. Применение новых норм несколько ухудшит положение муниципальных служащих.

Неиспользованные отпуска можно получить по старым правилам.

Муниципальные служащие, у которых на момент вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) оставались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, могут получить их либо денежную компенсацию за них по старым правилам:

  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск более 30 дней, если региональным законом была установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
  • ежегодный дополнительный отпуск – 15 календарных дней;
  • отпуск за ненормированный служебный день более трех календарных дней, если это было предусмотрено муниципальным правовым актом.

Продолжительность основных и дополнительных оплачиваемых отпусков муниципального служащего нужно будет считать по новым правилам начиная с его нового служебного года. Год службы муниципального служащего исчисляется с момента поступления на нее.

ПРИМЕР. Муниципальный служащий приступил к работе в ноябре 2016 года. Новый служебный год для него начнется в ноябре 2017 года. До этой даты для муниципального служащего будет действовать прежняя редакция Закона № 25-ФЗ в части предоставления ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как применять новации при замене части отпуска денежной компенсацией

Часто возникают ситуации, когда руководители органов местного самоуправления не хотят отправлять в продолжительный отпуск муниципальных служащих, так как их некем заменить. И нередко служащие требуют замены неиспользованного основного ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией. В таком случае муниципальному служащему надо учитывать, что правило о запрете замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией действует в отношении части отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Оставшиеся два дня из 30 можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению служащего. Потребовать выплату денежной компенсации и получить ее муниципальные служащие могут и за неиспользованные дополнительные отпуска: за выслугу лет, ненормированный рабочий день и др. Если у служащего накопились ежегодные оплачиваемые отпуска за два или более лет, действуют аналогичные правила. Денежной компенсацией можно заменить часть каждого такого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст. 126 Трудового кодекса РФ). Исключение: выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с муниципальной службы. В этом случае муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Последние новости подтверждают ожидаемое сокращение продолжительности отпуска для госслужащих в 2017 году, соответствующий закон был поддержан Госдумой и подписан Владимиром Путиным. Основной отпуск в следующем году не может превышать 30 дней, при этом действующее законодательство предусматривает дополнительные дни отдыха за большой стаж и ненормированный рабочий день.

Существенные изменения при расчете отпуска для госслужащих вступили в действие в текущем году, и будут отражаться на продолжительности отдыха в 2017 году. Нововведения властей позволят достичь нескольких целей: экономия государственных средств и стандартизация продолжительности отпуска для различных госучреждений. При этом для рядовых госслужащих это обернется фактическим сокращением продолжительности отпуска.

Основной оплачиваемый отпуск госслужащего в следующем году не может превышать 30 дней. Ранее ежегодный отдых для высших категорий госслужащих достигал 35 дней, что не в полной мере отвечало принципам справедливости. В следующем году управленцы высшего звена останутся без дополнительных преимуществ при расчете ежегодного отпуска.

Помимо основной части отпуска, госслужащие в 2017 году смогут рассчитывать на дополнительные дни отдыха за ненормированный рабочий режим. Законодатели внесли уточнения, которые четко регламентируют продолжительность отпуска в данном случае – 3 дополнительные дня.

Ранее решение данного вопроса зависело от условий коллективного договора или особенностей распорядка конкретного государственного органа. Стандартизация позволит сделать более справедливыми условия работы в различных госучреждениях. Кроме того, отсутствие четких ограничений позволяло неконтролируемо увеличивать продолжительность отпуска, что приводило к значительному повышению государственных расходов.

Еще одна составляющая дополнительного отдыха – отпуск за выслугу лет. В зависимости от стажа службы, госслужащие смогут рассчитывать на следующую прибавку к отпуску:

  • 1-5 лет – 1 день;
  • 5-10 лет – 5 дней;
  • 10-15 лет – 7 дней;
  • более 15 лет – 10 дней.

В результате наиболее опытные и квалифицированные кадры ежегодно смогут отдыхать на 10 дней дольше, что является значительным преимуществом. В 2016 году госслужащие смогут «догулять» отпуск, который накопился за предыдущие периоды, или получить соответствующую денежную компенсацию. Если представитель госучреждения не согласен с изменением принципа расчета продолжительности отпуска, то у нанимателя остается право его уволить.

Предложенные изменения будут иметь ряд положительных последствий, отмечают эксперты. При этом чиновники продолжат поиск дополнительных способов экономии государственных средств.

Последствия нововведений

Данная инициатива связана с экономическими факторами, отмечают эксперты. После начала экономического кризиса власти столкнулись с ростом дефицита бюджета, финансирование которого превращается в настоящую проблему. Оптимизация расходной части позволит решить данную проблему в среднесрочной перспективе.

Ограничение продолжительности отпуска госслужащих позволит снизить затраты бюджета на отпускные. При этом ежегодно государственная казна будет экономить около 3 млрд руб. В том числе проблемы в нормативной базе позволяли значительно увеличивать отпуск за счет ненормированной работы. В следующем году будет действовать четкое ограничение, что позволит избежать возможных злоупотреблений.

Еще одно важное изменение – более объективные критерии для определения продолжительности отпуска. Если ранее чиновники высшего звена претендовали на большее количество дней отдыха, то в нынешних условиях продолжительность зависит исключительно от стажа и ненормированной работы.

Экономия на госслужащих не ограничится сокращением отпуска, в 2017 году начнется увеличение пенсионного возраста для данной категории граждан. Данная реформа позволит снизить бюджетные затраты на финансирование пенсий. В будущем власти планируют запустить масштабную пенсионную реформу для всех категорий населения, на необходимости данной меры настаивают в Минфине. В противном случае бюджет ПФР останется дефицитным.

В рамках действующего законодательства, отпуск госслужащего в следующем году составит от 30 до 43 дней. Помимо основной части, общее количество дней отдыха будет зависеть от стажа службы и ненормированного рабочего режима.

Основные цели предложенной реформы – стандартизация продолжительности отпуска и экономия государственных средств. В будущем году продолжительность отпуска представителей различных государственных учреждений будет определяться по единым критериям. Согласно оценкам чиновников, данные изменения позволят ежегодно экономить порядка 3 млрд руб. бюджетных средств.

Помимо сокращения отпуска, в следующем году стартует увеличение пенсионного возраста для госслужащих, что также направлено на оптимизацию расходов. В последующем данная мера коснется всех категорий населения.

Отпуск муниципального служащего: новые ограничения с 2017 года

Статьи по теме

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 90-ФЗ внес поправки в статью 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

  • установил одинаковую продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех категорий муниципальных служащих;
  • сократил продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
  • определил точную продолжительность отпуска муниципальных служащих, для которых установлен ненормированный служебный день;
  • закрепил право муниципальных служащих получить неиспользованные на день вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) основные и дополнительные оплачиваемые отпуска или денежную компенсацию за них по старым правилам.

Изменения в системе отпусков муниципальных служащих с 2017 года

В 2016 году в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены изменения. Законодатель уточнил положения о предоставлении ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков государственным гражданским служащим и сократил продолжительность этих отпусков для большинства из них. Теперь законодатель, руководствуясь пунктом 5 статьи 5 Закона № 25-ФЗ о соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских и муниципальных служащих, закрепил те же требования для муниципальных служащих. Изменения сводятся к следующему.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

  1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех без исключения муниципальных служащих теперь составляет 30 календарных дней (ч. 3 ст. 21 Закона № 25-ФЗ). Органы государственной власти субъектов РФ больше не имеют права устанавливать для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Ранее такая возможность была предусмотрена частью 3 статьи 21 Закона № 25-ФЗ. Законодатель исключил эту норму. Регионы, в которых для муниципальных служащих была установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска более 30 дней, должны привести свою нормативную правовую базу в соответствие с Законом № 90-ФЗ.
  2. Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сокращена с 15 до 10 календарных дней

3 календарных дня – продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день.

  1. Определена точная продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день – три календарных дня. Ранее он составлял не менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ). Муниципальными правовыми актами можно было установить продолжительность такого отпуска и более трех дней. Законодатель исключил эту норму.

Таким образом, нормы законодательства о муниципальной службе приведены в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе.

Социальные гарантии муниципальных служащих в части предоставления им отпусков уменьшены, также как и у государственных гражданских служащих. Применение новых норм несколько ухудшит положение муниципальных служащих.

Компенсация за неиспользованный отпуска мунициальные служащие получают по старым правилам

Муниципальные служащие, у которых на момент вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) оставались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, могут получить их либо денежную компенсацию за них по старым правилам:

  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск более 30 дней, если региональным законом была установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
  • ежегодный дополнительный отпуск – 15 календарных дней;
  • отпуск за ненормированный служебный день более трех календарных дней, если это было предусмотрено муниципальным правовым актом.

Продолжительность основных и дополнительных оплачиваемых отпусков муниципального служащего нужно будет считать по новым правилам начиная с его нового служебного года. Год службы муниципального служащего исчисляется с момента поступления на нее.

Полезно знать

Муниципальный служащий, как и прежде, сможет разделить свой ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный) на части. Одна из них должна быть не меньше 14 дней (ст. 125 Трудового кодекса РФ)

Пример. Муниципальный служащий приступил к работе в ноябре 2016 года. Новый служебный год для него начнется в ноябре 2017 года. До этой даты для муниципального служащего будет действовать прежняя редакция Закона № 25-ФЗ в части предоставления ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

  • Новое в практике применения дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим

Как применять новации при замене части отпуска денежной компенсацией

Часто возникают ситуации, когда руководители органов местного самоуправления не хотят отправлять в продолжительный отпуск муниципальных служащих, так как их некем заменить. И нередко служащие требуют замены неиспользованного основного ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией. В таком случае муниципальному служащему надо учитывать, что правило о запрете замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией действует в отношении части отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Оставшиеся два дня из 30 можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению служащего. Потребовать выплату денежной компенсации и получить ее муниципальные служащие могут и за неиспользованные дополнительные отпуска: за выслугу лет, ненормированный рабочий день и др. Если у служащего накопились ежегодные оплачиваемые отпуска за два или более лет, действуют аналогичные правила. Денежной компенсацией можно заменить часть каждого такого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст. 126 Трудового кодекса РФ). Исключение: выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с муниципальной службы. В этом случае муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Отпуск госслужащих

Государственные чиновники хоть и подчиняются статьям Трудового кодекса, но основная их деятельность регламентируется Федеральными законами.

Отпуск госслужащих – это отдельная статья, он ограничивается в продолжительности, которая за последние годы немного сократилась, и не может быть увеличен нанимателем самостоятельно, ввиду государственного формирования бюджета госпредприятий. Но, есть и определенные положительные моменты – чиновники получают обязательную материальную помощь к оплачиваемым отпускам.

Отпуска муниципальным и госслужащим

Все работающие граждане могут рассчитывать на предоставление отпускных периодов. Отпуска – это социальная гарантия для всех наемных лиц, ее предоставление – ответственность нанимателя.

В соответствии с Трудовым кодексом все работники имеют право на ежегодное получение:

  1. Оплачиваемого отдыха.
  2. Отпускных периодов за свой счет.

Гражданская служба подразумевает наличие обоих видов. Но неоплачиваемые не являются обязательными к предоставлению и выдаются только по требованию сотрудника, поэтому имеют большую вариативность оформления. Оплачиваемые периоды тоже делятся на несколько:

  1. Основной ежегодный отдых.
  2. Дополнительный.

Дополнительный отпуск муниципальным служащим предоставляется по двум категориям:

  1. За выслугу лет.
  2. За ненормированный рабочий день.

Отпуск государственного служащего формируется сразу из нескольких основных показателей и носит крайне индивидуальный характер. На его продолжительность влияет:

  1. Отработанное количество лет в данной организации.
  2. График труда чиновника.

Работая в сходных условиях, каждый сотрудник имеет свои показатели длительности ежегодного отдыха.

Законодательная база

При определении длительности отпусков для госслужащих следует ориентироваться на положения Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» №79-ФЗ от 27.07.2004 года. Последние изменения были внесены в него 28 декабря 2017 года. Новые правки скорректировали предоставляемый отдых и уменьшили его по нескольким показателям.

Ужесточение законодательных норм произошло по причине необходимости экономии бюджетных средств. Начиная с 2018 года, должность чиновников перестала быть определяющим звеном для длительности отдыха, теперь все госслужащие уравнены в своих изначальных правах.

Хотя основным документом, регламентирующим оплачиваемые отпускные периоды, является ФЗ 79, нормы ТК РФ не отменяются. В некоторых случаях, не предусмотренных законом, следует регулировать именно Трудовым кодексом.

Основной ежегодный

С 28 декабря 2017 года регламенты по трудовым отпускам государственных служащих значительно урезались. Вступили в силу новые поправки, которые упразднили формирование основного отпускного периода ввиду занимаемой должности. Существующий ныне порядок устанавливает единую продолжительность основного отдыха для всех чиновников. Начиная с 2018 года, основной ежегодный отдых установлен в размере 30 календарных дней. Именно столько должно быть предоставлено любому работнику, даже если он не трудится сверх нормы и не имеет накопленной выслуги лет.

30 суток дается из расчета за один отработанный год. В первый год службы реализовать свое право на получение дней отдыха можно не раньше, чем будет отработано полгода. А вот в последующие годы данное ограничение снимается, и планировать свой отпуск можно в любое удобное для чиновника и его коллег время.

Муниципальные и государственные служащие имеют право делить полагающиеся дни на части. В соответствии с Трудовым кодексом один из отрезков не должен быть меньше 14 дней, а вот продолжительность иных не нормируется.

Дополнительный за выслугу лет

Выслуга лет – это обязательный показатель в государственных организациях. Под ней подразумевают количество накопленного трудового стажа в данной государственной структуре. Прерывание трудовой деятельности автоматически обнуляет выслугу лет, если только это не был перевод из одной гос организации в другую.

Чем больше лет работает служащий, тем больше он получает дополнительных льгот, основными из которых являются:

  1. Прибавка к окладу в виде определенного установленного процента.
  2. Дополнительные отпуска.

В пункте 5 статьи 46 приводится таблица соответствия отработанных лет к дополнительному отдыху:

  1. После того как отработан первый год и до пяти лет службы можно рассчитывать на одни дополнительные сутки.
  2. Если беспрерывный стаж в организации составляет от пяти до десяти лет, то прибавится пять суток.
  3. Проработавшим более десяти, но менее 15 лет, положено семь календарных дней.
  4. Тем, кто отработал больше пятнадцати лет, добавится 10 суток.

Все дополнительные сутки исчисляются, как и основной период календарно, и оплачиваются по среднему доходу чиновника.

За ненормированный день

Еще одним показателем, который влияет на длительность отпускных периодов, является ненормированность рабочего дня. Трудовое законодательство жестко ограничивает количество часов, которые должны быть потрачены гражданином на работу. В РФ этот показатель установлен на уровне 40 часов в неделю или 8 часов в день. Трудиться больше, в общем-то, не запрещается, но работа, выполненная сверх нормы, должна быть оплачена дополнительно. Чиновники обычно трудятся по графику пять дней в неделю по восемь часов, однако многие должности подразумевают возможность ненормированного труда.

Ненормированной считается работа, при которой служащий может привлекаться к труду в нерабочее время, после окончания трудового дня или в выходные и праздники. Существует государственный перечень ненормированных профессий, но в каждой организации в коллективном договоре должны быть прописаны собственные списки таких должностей.

Трудовой кодекс устанавливает минимальную границу для дополнительного отпуска, который назначается в связи с ненормированностью графика. Узаконенный минимум составляет три дня, при этом в статье ТК дается ссылка на то, что максимального предела не существует и только сам наниматель вправе определить, сколько дней полагается отдельному служащему. Ввиду того что бюджетные организации стали злоупотреблять данным показателем и увеличивать за счет него отпуска, в 2017 году было наложено ограничение на этот вид дополнительного отдыха. Начиная с 2018 года, отпуск за ненормированный рабочий день у чиновников не может превышать трех дней.

Без сохранения денежного содержания

Эти периоды выдаются исключительно по заявлению самого чиновника и могут оформляться по личным причинам. Федеральный закон № 79-ФЗ в статье 46 пункт 15 предусматривает возможность оформления отпуска за свой счет на срок не более одного года. Предоставление такого отдыха подразумевает ответственность с двух сторон:

  1. Наниматель обязан обеспечить сохранение рабочего места чиновника.
  2. Служащий должен обосновать возникшую необходимость.

Более подробного разъяснения отпусков за свой счет ФЗ №79 не дает, поэтому наниматель должен в первую очередь ориентироваться на статью 128 ТК РФ, которая подробно разъясняет, кому и когда могут быть выданы такие виды отдыха. Существуют особые категории, которые имеют право на определенное количество неоплачиваемых календарных суток в год. При подаче заявления такими госслужащими представитель нанимателя не может отказать в удовлетворении просьбы. К тому же есть особые причины, при наличии которых выдается до пяти дней отдыха. К ним относят:

  1. Рождение детей.
  2. Свадебные торжества.
  3. Смерть близких родственников.

В остальных случаях, которые не нормируются ТК РФ, следует урегулировать вопрос обоюдным соглашением. Если просьба работника будет расходиться с целями нанимателя, то руководитель имеет право отказать в удовлетворении заявления или попросить перенести его даты на иное время.

Порядок предоставления

Все оплачиваемые отпускные периоды предоставляются нанимателем по стандартной схеме:

  1. В конце каждого года составляется график очередности. В нем отражаются основные и дополнительные отрезки. Их можно объединять вместе или делить на части.
  2. В установленные даты служащий идет отдыхать.

Отлаженная схема не используется в двух случаях, когда:

  1. Чиновник работает первый год.
  2. Сам госслужащий просит перенести его отдых на иное время.

Для тех, кто только начал свою трудовую деятельность на государственной или муниципальной службе действует общее правило выдачи отпусков в первый рабочий год, который описан в статье 122 ТК РФ. В первый год работы взять отпуск можно не ранее, чем будет отработано шесть месяцев, кроме того, само время отдыха придется предварительно согласовать с руководством, чтобы органично вклиниться в уже существующий график.

Возможность перенести ранее запланированный отдых есть у всех работающих граждан. Для этого необходимо написать заявление, в котором выражается просьба на перенос и дается обоснование такому действию.

Единовременная выплата

Единовременная выплата к отпуску – это одно из самых распространенных поощрений государственных и муниципальных служащих. Необходимость таких выплат регламентируется следующим образом:

  1. Региональным государственным служащим размер выплат определяется законодательными актами региона.
  2. Федеральным чиновникам величина единовременной помощи устанавливается законом.

Даже при отсутствии принятой законодательной нормы руководитель организации имеет право предусмотреть эту выплату как обязательную для своих сотрудников.

Оплачивать единовременные выплаты следует единоразово, а именно один раз в год в установленном размере. Общепринято, что этот вид материальной помощи выдается:

  1. К первой части отдыха, при условии, что он поделен на равные отрезки.
  2. К наибольшей части запланированного периода.

Размер выплат чаще всего определяется в долях от оклада или в процентах от него. Денежная помощь обычно начисляется одновременно с отпускной компенсацией. По закону она должна выплачиваться в десятидневный срок.

Продолжительность отпусков муниципальных служащих

Пока вся страна отдыхала и праздновала Первомай, Президент росчерком своего пера снизил продолжительность отпусков муниципальных служащих.

1 мая 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон от 01.05.2017 № 90-ФЗ “О внесении изменений в статью 21 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации”. Статья 21 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации” (далее – Закон о муниципальной службе) регулирует продолжительность и порядок предоставления отпусков.

Внесенные в Закон о муниципальной службе изменения унифицировали порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков государственным и муниципальным служащим. Насколько я помню, то вносили законопроект, регулирующий продолжительность отпусков муниципальных служащих, депутаты Архангельской области. Их не устроило то, что отпуска муниципальных служащих несколько больше, чем отпуска государственных служащих.

В результате внесенных в Закон о муниципальной службе изменений общая продолжительность отпусков муниципальных служащих должна уменьшиться. Только почему-то мне кажется, что реально этого не произойдет.

Почему продолжительность отпусков муниципальных служащих должна уменьшиться?

  1. Установлена единая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
    Исключено второе предложение из ч. 3 ст. 21 Закона о муниципальной службе: «Для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности».
    Таким образом, субъекты лишены возможности устанавливать отпуска своим муниципальным служащим той продолжительности, которой они хотели. Теперь ежегодный оплачиваемый отпуск для всех муниципальных служащих установлен продолжительностью 30 календарных дней.
  2. Снижена продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
    Часть 4 ст. 21, до внесения изменений устанавливала продолжительность отпуска за выслугу лет не более 15 календарных дней. Сейчас этот отпуск будет ограничен 10 календарными днями.
  3. Ограничена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день.
    Статья 21 закона о муниципальной службе дополнена частью 5.1 следующего содержания: “Муниципальному служащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня”. Ранее дополнительный отпуск за ненормированный служебный день устанавливался законами субъектов, постановлениями местных администраций и максимальной продолжительностью на федеральном уровне не ограничивался. Теперь дополнительный отпуск установлен минимальной продолжительностью, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

После вступления в законную силу изменений, а произойдет это 12 мая, в течение текущего года установленная ранее продолжительность отпусков будет предоставляться. Муниципальные служащие могут использовать отпуска или получить при их неиспользовании денежную компенсацию.

Измененная продолжительность отпусков муниципальных служащих будет предоставляться вновь принятым муниципальным служащим, а для всех остальных с нового служебного года.

Резюмируя. Какое-то неоднозначное складывается мнение по поводу изменений законодательства. Продолжительность отпусков муниципальных служащих уменьшится, это верно. И если именно этого желал достичь законодатель, то задача выполнена.

Вызывает недоумение то, что ограничивается продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день для муниципальных служащих. Совершенно непонятно почему продолжительность отпуска установлена в минимальном размере. Почему нет возможности варьировать продолжительность этого отпуска в зависимости от должности, характера выполняемой работы.

Дополнительные отпуска государственным и муниципальным служащим в 2018 году

Законодательные нормы

Обратимся к законам «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ и «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ. Они определяют не только правила предоставления еще одного отдыха, но и устанавливают количество его дней. Согласно законодательству:

  • дополнительные дни входят в основной отдых и поэтому оцениваются и учитываются точно также, как и стандартные отпуска любых других сотрудников;
  • работник может разделить свой отдых на несколько частей. Одна из частей должна быть не менее 14 дней;
  • количество предоставляемых дней также зависит от других обстоятельств (например, от размера стажа).

Отпускные дни предоставляются за выслугу лет и за ненормированный рабочий день.

Количество положенных дней ежегодного отдыха

Отпуск гражданского служащего состоит из двух частей:

И тот, и другой — оплачиваемые. Согласно ст. 21 ТК РФ, основной отдых муниципальных служащих составляет 30 дней. Но при определенных условиях это время может быть увеличено.

О дополнительных отпусках муниципальных служащих расскажем подробнее.

В каком случае может быть предоставлен?

  • дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет ранее предоставлялся в количестве 1 дня за каждый отработанный год. С 2016 г. введены новые правила: за стаж до 5 лет положен 1 день, от 5 до 10 – 5 дней, от 10 до15 – 7 дней. Если человек отработал свыше 15 лет – 10 дней;
  • за ненормированную работу работнику добавляют 3 выходных дня;
  • за труд во вредных условиях – как минимум 7 дней;
  • за работу на Крайнем Севере – 24 дня;
  • за работу в приравненных к Крайнему Северу регионах положено 16 отпускных дней.

Из этих составляющих формируется окончательная длительность ежегодного оплачиваемого времени отдыха. Пересчет таких дней нужно делать ежегодно, так как их количество может меняться. К примеру, увеличиться может дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы.

Но при этом стоит учесть, что для государственных работников при суммировании основного отдыха и отпуска за выслугу лет количество выходных дней не должно быть более 45.

Процедура предоставления

Процедура является стандартной. Сотрудник должен написать заявление за две недели до даты, указанной в отпускном графике. В заявлении указывается временной период, в который трудящийся планирует отдохнуть, а также основание, которое ему дает право на дополнительные выходные.

Накапливать отпускные дни за несколько лет сейчас не допускается, поэтому работнику следует использовать их полностью. Либо, при желании сотрудника, они могут быть заменены материальной компенсацией. Для этого трудящийся должен обратиться к работодателю, оформив свое требование в виде соответствующего заявления. Эта возможность предоставляется по общим правилам.

Статья написана по материалам сайтов: 2017god.com, www.gkh.ru, pravograjdan.ru, prava-rabotnika.ru, clubtk.ru.

Муниципальным и государсвенным служащим помимо основного ежегодного отпуска также положен и дополнительный отпуск. Предоставляться он может по разным основанием, одним из которых является размер стажа. В зависимости от количества лет выслуги определяется число дней дополнительного отдыха. В статье рассмотрим какова продолжительность допотпусков, а также как рассчитать отпуск муниципального служащего за выслугу лет.

Отпуск муниципальным служащим

Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.

Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.

Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.

Основной отпуск муниципального служащего

Дополнительный отпуск муниципального работника

Важно! Кроме основного, муниципальным работникам предоставляются и дополнительные отпуска.

К ним относят отпуск за ненормированный день, равный 3 дням, отпуск за вредные условия труда (применяется очень редко), за труд в условиях Крайнего Севера. Помимо этого муниципальные служащие могут брать дополнительный отдых за выслугу лет.

Отпуск муниципального служащего за выслугу лет

Такой вид допотпуска, как отдых за выслугу лет положен работникам, которые трудились на муниципальной службе свыше 1 года. Таким образом, продолжительность допотпуска будет больше, чем больше стаж работы. Максимальный срок на который служащий может уйти на дополнительный отдых составляет 10 дней. Прямой градации от количества лет к количеству дней отдыха в законе №25-ФЗ нет. Такое ограничение приводится в законе №79-ФЗ от 27.07.2004. Ранее расчет дополнительного отдыха для муниципальных служащих рассчитывали исходя из 1 дня за 1 год службы. В 2020 сколько дней отдыха положено служащим рассчитывают иначе. Рассмотрим подробнее:

Важно! Определяя стаж, в расчет берут только периоды службы в гос- или муниципальных органах. Если служащий какое-то время трудился в частных компаниях, в расчет оно не берется.

Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней. Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.

Пример расчета продолжительности отпуска

Порядок расчета отпускных

Всем работникам до непосредственного начала отпуска необходимо выплатить отпускные. Для обычных работников сделать это нужно не позднее трех дней до начала отпуска. Такие требования установлены ТК РФ. Для муниципальных служащих срок выплаты отпускных отличается. Согласно закона 79-ФЗ, денежные средства в виде отпускных работнику необходимо выплатить не позднее 10 дней до отдыха. Расчет отпускных для служащих также имеет отличия. Суммы, которые учитываются в качестве дохода для расчета среднего заработка представлены в Постановлении №562 от 06.09.2007.

Помимо денежного довольствия за год, учитываются также премии за поручения особой сложности и важности, а также матпомощь. Однако учитываются они не полностью, а только в 1/12 части от общей их суммы. Остальной порядок расчета совпадает с расчетом отпускных, производимых для обычных категорий работников.

Пример расчета отпускных

Иванов И.И. является муниципальным служащим. Ему предоставили ежегодный отпуск, продолжительностью 14 дней, с 1 марта 2020 г. Ежемесячно Иванову начисляются следующие суммы: оклад – 16 000 рублей, надбавка – 3 000 рублей, поощрение – 5 000 рублей. За предыдущий год до отпуска Иванову также были выплачены премии в размере 20 000 рублей и материальная помощь – 4 000 рублей.

Рассчитаем среднее денежное довольствие:

16 000 + 3 000 + 5 000 + (20 000 + 4 000)/12 = 26 000 рублей

Отпускные составят:

26 000 / 29,3 х 14 = 12 423,21 рублей

Все работающие граждане могут рассчитывать на предоставление отпускных периодов. Отпуска – это социальная гарантия для всех наемных лиц, ее предоставление – ответственность нанимателя.

В соответствии с Трудовым кодексом все работники имеют право на ежегодное получение:

  1. Оплачиваемого отдыха.
  2. Отпускных периодов за свой счет.

Гражданская служба подразумевает наличие обоих видов. Но неоплачиваемые не являются обязательными к предоставлению и выдаются только по требованию сотрудника, поэтому имеют большую вариативность оформления. Оплачиваемые периоды тоже делятся на несколько:

  1. Основной ежегодный отдых.
  2. Дополнительный.

Дополнительный отпуск муниципальным служащим предоставляется по двум категориям:

  1. За выслугу лет.
  2. За ненормированный рабочий день.

Отпуск государственного служащего формируется сразу из нескольких основных показателей и носит крайне индивидуальный характер. На его продолжительность влияет:

  1. Отработанное количество лет в данной организации.
  2. График труда чиновника.

Работая в сходных условиях, каждый сотрудник имеет свои показатели длительности ежегодного отдыха.

Законодательная база

При определении длительности отпусков для госслужащих следует ориентироваться на положения Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» №79-ФЗ от 27.07.2004 года. Последние изменения были внесены в него 28 декабря 2017 года. Новые правки скорректировали предоставляемый отдых и уменьшили его по нескольким показателям.

Ужесточение законодательных норм произошло по причине необходимости экономии бюджетных средств. Начиная с 2018 года, должность чиновников перестала быть определяющим звеном для длительности отдыха, теперь все госслужащие уравнены в своих изначальных правах.

Хотя основным документом, регламентирующим оплачиваемые отпускные периоды, является ФЗ 79, нормы ТК РФ не отменяются. В некоторых случаях, не предусмотренных законом, следует регулировать именно Трудовым кодексом.

Основной ежегодный

С 28 декабря 2017 года регламенты по трудовым отпускам государственных служащих значительно урезались. Вступили в силу новые поправки, которые упразднили формирование основного отпускного периода ввиду занимаемой должности. Существующий ныне порядок устанавливает единую продолжительность основного отдыха для всех чиновников.

30 суток дается из расчета за один отработанный год. В первый год службы реализовать свое право на получение дней отдыха можно не раньше, чем будет отработано полгода. А вот в последующие годы данное ограничение снимается, и планировать свой отпуск можно в любое удобное для чиновника и его коллег время.

Дополнительный отпуск муниципального работника

Выслуга лет – это обязательный показатель в государственных организациях. Под ней подразумевают количество накопленного трудового стажа в данной государственной структуре. Прерывание трудовой деятельности автоматически обнуляет выслугу лет, если только это не был перевод из одной гос организации в другую.

Чем больше лет работает служащий, тем больше он получает дополнительных льгот, основными из которых являются:

  1. Прибавка к окладу в виде определенного установленного процента.
  2. Дополнительные отпуска.

В пункте 5 статьи 46 приводится таблица соответствия отработанных лет к дополнительному отдыху:

  1. После того как отработан первый год и до пяти лет службы можно рассчитывать на одни дополнительные сутки.
  2. Если беспрерывный стаж в организации составляет от пяти до десяти лет, то прибавится пять суток.
  3. Проработавшим более десяти, но менее 15 лет, положено семь календарных дней.
  4. Тем, кто отработал больше пятнадцати лет, добавится 10 суток.

Все дополнительные сутки исчисляются, как и основной период календарно, и оплачиваются по среднему доходу чиновника.

Добавочные дни отпуска могут предоставляться сотруднику по следующим причинам:

  1. за ненормированный рабочий день;
  2. при труде на Крайнем Севере и подобных ему местностях;
  3. служба в особых условиях;
  4. стаж работы на данной должности.

За работу без нормированного графика предоставляется не менее 3 суток дополнительного отдыха в год. Труд в особо опасных условиях даёт право на использование не меньше 7 суток дополнительно к главному отпуску.

За труд на Крайнем Севере государственному работнику положено 24 дня отдыха, помимо главного отпуска и оплачиваемый проезд. А за труд в приравненный к подобному положено 16 дополнительных суток.

При расчёте дней отдыха для государственного, сумма дней главного отпуска и добавочного (за стаж) не может быть больше 45 суток.

К ним относят отпуск за ненормированный день, равный 3 дням, отпуск за вредные условия труда (применяется очень редко), за труд в условиях Крайнего Севера. Помимо этого муниципальные служащие могут брать дополнительный отдых за выслугу лет.

Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней.

Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.

За ненормированный день

Еще одним показателем, который влияет на длительность отпускных периодов, является ненормированность рабочего дня. Трудовое законодательство жестко ограничивает количество часов, которые должны быть потрачены гражданином на работу. В РФ этот показатель установлен на уровне 40 часов в неделю или 8 часов в день.

Ненормированной считается работа, при которой служащий может привлекаться к труду в нерабочее время, после окончания трудового дня или в выходные и праздники. Существует государственный перечень ненормированных профессий, но в каждой организации в коллективном договоре должны быть прописаны собственные списки таких должностей.

Трудовой кодекс устанавливает минимальную границу для дополнительного отпуска, который назначается в связи с ненормированностью графика. Узаконенный минимум составляет три дня, при этом в статье ТК дается ссылка на то, что максимального предела не существует и только сам наниматель вправе определить, сколько дней полагается отдельному служащему.

Без сохранения денежного содержания

Эти периоды выдаются исключительно по заявлению самого чиновника и могут оформляться по личным причинам. Федеральный закон № 79-ФЗ в статье 46 пункт 15 предусматривает возможность оформления отпуска за свой счет на срок не более одного года. Предоставление такого отдыха подразумевает ответственность с двух сторон:

  1. Наниматель обязан обеспечить сохранение рабочего места чиновника.
  2. Служащий должен обосновать возникшую необходимость.

Более подробного разъяснения отпусков за свой счет ФЗ №79 не дает, поэтому наниматель должен в первую очередь ориентироваться на статью 128 ТК РФ, которая подробно разъясняет, кому и когда могут быть выданы такие виды отдыха. Существуют особые категории, которые имеют право на определенное количество неоплачиваемых календарных суток в год.

  1. Рождение детей.
  2. Свадебные торжества.
  3. Смерть близких родственников.

В остальных случаях, которые не нормируются ТК РФ, следует урегулировать вопрос обоюдным соглашением. Если просьба работника будет расходиться с целями нанимателя, то руководитель имеет право отказать в удовлетворении заявления или попросить перенести его даты на иное время.

Расчет отпускного пособия: пример

Все оплачиваемые отпускные периоды предоставляются нанимателем по стандартной схеме:

  1. В конце каждого года составляется график очередности. В нем отражаются основные и дополнительные отрезки. Их можно объединять вместе или делить на части.
  2. В установленные даты служащий идет отдыхать.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных).

Одной из актуальных тем, которая касается всех работников за всё время работы – это отпускной период. Каждый, еще при заключении трудового договора, задается вопросом об условиях предоставления выходных, сроках и требованиях.

Отпуск муниципальных служащих в 2018 году — последние новости

3 мая был принят закон, согласно которому утвердились ограничения в отпускном периоде муниципальных служащих. Изменения следующие:

  • Ежегодный основной выходной период теперь для всех работников составляет 30 дней.
  • Максимум дополнительных дней – 10.
  • За ненормированный график теперь можно добавить лишь три выходных дня.

Лица, имеющие на 12 мая неиспользованные выходные, могут воспользоваться ими в дальнейшем или получить материальную компенсацию. Новые правила начинают действовать относительно каждого отдельно взятого сотрудника с момента, когда у этого работника начнется новый служебный год.

Основной

У муниципальных служащих таковой составляет 30 дней. Следует заметить, что данная норма регулируется самостоятельно уставами субъектов. Соответственно, в каждом регионе цифры могут различаться.

Дополнительный

Применим к муниципальным служащим, которые обладают определенным статусом, установленным в ТК РФ:

  • Работа в опасных и вредных условиях. Добавочно 7 выходных дней.
  • Особый характер работы. Удивительно, но законодательством не даётся определения данной категории. Принято считать, что регион самостоятельно устанавливает перечень данных лиц, а также время добавочного отпускного периода.
  • Работникам дальнего Севера и в местах, которые приравниваются к ним. Так, в первом случае для отдыха предоставляются 24 дня, а во втором – 16.
  • Ненормированный рабочий день. Временной период устанавливается корпоративным уставом и не должен превышать трёх дней.

В приоритете поощрительные льготы за выслугу лет.

Дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет

Данную форму внепланового выходного периода устанавливает и регулирует каждый субъект в своих интересах. Расчёт происходит достаточно просто – 1 отработанный год прибавляет один день к отпуску. Однако общее количество не должно превышать 10 дней.

Отметим, что здесь также имеет значение и занимаемая лицом должность. Так, служащие на главных гражданских должностях имеют в распоряжении отпускной период в 35 дней. Лица же просто занимающие места гражданской службы – 30 дней.

Количество дней

В связи с внесением изменений в законодательство, общий отпуск муниципального служащего незначительно сократился:

  • Ежегодный – 30 дней.
  • Работником дальнего Севера – плюс 24 дня, в районах, приравниваемых к ним – плюс 16 дней.

Единовременная выплата к отпуску

Данное материальное поощрение муниципальным служащим выплачивается только тогда, когда сотрудник уходит в отпуск. Здесь присутствует строгая определенность и точность. Размер устанавливается исключительно руководством. Закрепляется в корпоративном акте и в соответствующем приказе. Данная форма выплат реализуется для стимулирования сотрудников.

Образец заявления

Заявление на отпуск муниципальному служащему не является обязательной частью в предоставлении отпуска. Данный документ используется в случаях, когда сотрудник просит перенести ежегодный плановый отпуск.

Оформляется документ стандартно. В правом верхнем углу наименование компании, ФИО руководителя и самого сотрудника. Далее по центру листа наименование документа. На следующей строчке основной текст. В конце листа дата и подпись с расшифровкой.

Расчет отпуска муниципального служащего

Расчет проводится в бухгалтерии. Процедура достаточно проста, что не совсем заметно на первый взгляд.

Существует одна установленная формула:

  • Берем общую сумму расчета.
  • Делим на среднее значение календарных дней (29,3).
  • Умножаем на точное количество выходных дней

Следует знать, что в сумму расчета включаются и премиальные.

Рассмотрим начисление отпускных на примере. Отпуск муниципального сотрудника начинается с 01.06. по 14.06. Итого получается 14 дней. Отпускные должны быть выданы работнику в срок до 21.05. (за 10 дней).

Общая сумма муниципального служащего составила 31 074 руб.

Она получилась из нижеперечисленных видов дохода:

  • 7 000 руб. – официальная зарплата;
  • 1 590 руб. – ставка за чин по статусу;
  • 700 руб. – надбавка за рабочий стаж;
  • 8 990 руб. – поощрение за трудные условия работы;
  • 12 000 руб. – материальное поощрение за май;
  • 794 руб. – 1/12 от всех премий за год до отпуска.

Размер расчета = 31 074/29,3*14 = 14 847,64 руб.

Таким образом, изменения, коснувшиеся сотрудников муниципальных органов, не сильно ограничили их возможности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх