Комитет государственной думы по жилищной. Жилищная политика. IV. Проведение заседаний комитета

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПРЕМЬЕР

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Москва

Об утверждении положения
о комитете по жилищной
политике г.Москвы

Во исполнение решения Мосгорисполкома от 25 июня 1991 г. N 1128 "О создании Комитета по жилищной политике г. Москвы (Мосжилкомитет)" утвердить Положение о Комитете по жилищной политике г. Москвы в соответствии с приложением.

пп. За премьера правительства Москвы Б.В. Никольский

Приложение. Положение о комитете по жилищной политике г.Москвы

1. Общие положения

1.1. Комитет по жилищной политике г. Москвы (Мосжилкомитет) образуется правительством г. Москвы в целях реализации жилищной политики в городе, проведения жилищной реформы.

Мосжилкомитет является административно-территориальным органом управления правительства г. Москвы и от его имени руководит процессом реализации жилой площади в городе.

1.2. Мосжилкомитет в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РСФСР и СССР, постановлениями Совета Министров РСФСР, решениями и распоряжениями Моссовета, мэра Москвы и правительства города, другими нормативными актами по вопросам, относящимся к компетенции Комитета, и настоящим Положением.

1.3. Мосжилкомитет имеет статус юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета (в том числе валютные) в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки и штампы, финансируется из городского бюджета, а также за счет средств, получаемых от хозяйственной и коммерческой деятельности соответствующих структурных подразделений.

1.4. Мосжилкомитет имеет следующую структуру:

1.4.1. Органы городского уровня управления:

Управление жилищной политики;

Управление реализации и контроля за заселением жилой площади;

Управление приватизации жилой площади;

Финансово-экономическое управление;

Управление делами;

Контрольно-ревизионный отдел;

Информационный центр.

1.4.2. Территориальные органы управления:

Комитеты жилищного обеспечения и приватизации жилищного фонда административных округов (окружные жилкомитеты) - по одному в каждом административном округе;

Отделы жилищного обеспечения муниципальных округов (муниципальные жилотделы) - по одному в каждом муниципальном округе.

1.4.3. Структура Мосжилкомитета утверждается правительством г. Москвы.

1.5. Мосжилкомитет управляет собственностью Моссовета, являющейся имуществом организаций, определенных решением исполкома Моссовета от 25.06.91 г. N 1128 "О создании Комитета по жилищной политике г. Москвы" (Городское бюро технической инвентаризации, Московское городское объединение гостиниц, Московское государственное коммерческое агентство "Мосжилсервис", Московский коммерческий центр по продаже кооперативной площади "Мосжилцентр").

2. Основные задачи и функции Мосжилкомитета

2.1. Основными задачами органов городского уровня управления являются:

Разработка направлений и методов деятельности городских органов исполнительной власти в области обеспечения граждан жилой площадью;

Определение целей и задач жилищной реформы на основе анализа жилищной проблемы, изучения потребностей москвичей в жилье;

Рациональное распределение по административным округам, предприятиям и организациям муниципальной жилой площади в целях улучшения жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в данном виде площади, а также обеспечения социальной защищенности отдельных категорий москвичей;

Контроль за соблюдением жилищного законодательства;

Разработка механизма и управление процессом приватизации жилья в городе;

Разработка и поэтапное внедрение рыночного механизма удовлетворения спроса населения на жилье;

Разработка и контроль единых информационных технологий в области жилищного обеспечения.

2.2. Для выполнения указанных в п. 2.1. задач органы городского уровня управления осуществляют следующие функции:

Анализ жилищной проблемы, изучение обеспеченности москвичей жильем;

Разработка предложений по нормативно-правовому обеспечению жилищной реформы, в том числе приватизации жилищного фонда;

Совместно с Комитетом экономики и Горфинуправлением разрабатывает предложения по изменению системы и порядка финансирования жилищного строительства в целях разумного использования для этого средств граждан, предприятий и организаций;

Участие в разработке предложений по формированию городского заказа на жилищное строительство;

Разработка и выполнение планов реализации жилой площади;

В соответствии с установленным в городе порядком лицензирование организаций, расположенных на территории города, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, контроль за соблюдением ими лицензионных условий при решении вопросов, находящихся в компетенции Мосжилкомитета;

Учет поступления и направления жилой площади в домах-новостройках и после капитального ремонта, построенной за счет всех источников финансирования;

Методическое руководство и контроль деятельности территориальных органов управления Мосжилкомитета;

Контроль за своевременным распределением и заселением жилой площади;

Обеспечение площадью и контроль различных видов переселения граждан;

Подготовка материалов для рассмотрения на Городской жилищной комиссии и в правительстве г. Москвы;

Оформление ордеров на основании решений правительства города;

Анализ хода и финансовых результатов приватизации; выработка предложений об использовании поступивших средств;

Координация и контроль деятельности организаций, осуществляющих процесс приватизации государственного и муниципального жилья;

Разработка заданий по различным направлениям решения жилищной проблемы развития города в целом; обеспечение жилищными ресурсами территориальных органов управления в целях выполнения этих заданий (городской заказ);

Разработка и контроль единого порядка учета и оформления документов, содержащих информацию о различных способах реализации жилой площади всех видов собственности;

Выполнение функций заказчика с правом заключения договоров на выполнение работ, связанных с обеспечением функционирования и реализации задач структурных подразделений и комплекса жилищного обеспечения в целом.

2.3. Основными задачами территориальных органов управления являются:

Определение и учет нуждаемости в жилой площади жителей округа, а также предприятий и организаций, находящихся на его территории;

Рациональное использование ресурсов муниципальной площади (как в домах-новостройках, так и за выбытием граждан) в целях обеспечения социального развития округа;

Контроль за реализацией ресурсов государственной и иной площади предприятиями и организациями;

Организация и управление процессом приватизации муниципальной жилой площади, контроль за ходом приватизации государственного жилья;

Поэтапное внедрение рыночного механизма удовлетворения спроса населения округа на жилье;

Разработка порядка функционирования и управления деятельностью структур жилищного обеспечения в административном округе, . . . деятельность муниципальных жилотделов и подразделений жилищного обеспечения предприятий и организаций;

Контроль за соблюдением жилищного законодательства структурами жилищного обеспечения на подведомственной территории;

Обеспечение выполнения городских задач (заданий) социального развития на территории административного округа;

Разработка предложений по рациональному использованию земельных ресурсов округа для жилищного строительства;

Содействие в привлечении организаций всех форм собственности для выполнения работ по восстановлению жилищного фонда округа.

3. Организация деятельности и управление Мосжилкомитетом.

3.1. Можилкомитет подчиняется заместителю премьера правительства Москвы - министру правительства.

3.2. Мосжилкомитет возглавляется заместителем премьера правительства Москвы - председателем Мосжилкомитета, назначаемым и освобождаемым от должности правительством Москвы.

3.3. Председатель Мосжилкомитета:

Обеспечивает деятельность Комитета в соответствии с требованиями законодательной и исполнительной власти СССР, РСФСР и Москвы;

Вносит в установленном порядке на рассмотрение правительства Москвы проекты решений по вопросам жилищного обеспечения, а также проекты законодательных актов, постановлений и распоряжений в вышестоящие органы власти и управления;

Издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и другие ведомственные нормативные акты;

Осуществляет контрактную систему найма работников, организует работу по подбору и расстановке кадров;

Утверждает штатное расписание Мосжилкомитета в пределах фонда заработной платы и положения об управлениях, отделах и окружных жилкомитетах;

Создает хозрасчетные и другие структуры, способствующие своей деятельностью решению жилищной проблемы в городе;

Наделяется правом организации проверок работы структурных подразделений Мосжилкомитета, а также других организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность, отнесенную к компетенции Мосжилкомитета;

Обладает всеми другими правами руководителя, предусмотренными нормативными актами;

Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Мосжилкомитет задач, устанавливает ответственность заместителей, начальников управлений, начальников отделов и других подразделений;

Представляет интересы правительства Москвы в суде и арбитраже по вопросам, отнесенным к компетенции Мосжилкомитета.

3.4. В Мосжилкомитете образуется коллегия, состав и положение которой утверждаются председателем Мосжилкомитета.

3.5. Положение о Мосжилкомитете и его изменения утверждаются правительством Москвы.

3.6. Контроль за деятельностью Мосжилкомитета осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством.

3.7. Прекращение деятельности Мосжилкомитета может быть осуществлено по решению правительства Москвы.

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом жилищная политика , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 29 за период c 2008 по 2019 год).

1. Шишмаков С.В., Гареев И.Ф.
// Жилищные стратегии. (№ 4 / 2019).
В статье изложен подход и показаны способы расчета основных индикаторов рынка жилищного строительства Хабаровского края: потребности и платежеспособного спроса на жилье различного класса со стороны населения, предложения жилья на рынке, значения равновесных цен и объемов жилищного строительства. Результаты индикаторного анализа использовались в процессе разработки стратегии развития жилищного строительства Хабаровского края до 2030 года для определения объемов жилищного строительства в разрезе муниципальных образований края, а также программы развития краевых мощностей по производству строительных материалов. Полученные результаты будут полезны при разработке жилищной политики и оценке ее эффективности.

Шишмаков С.В., Гареев И.Ф. Практика применения индикаторного анализа рынка при разработке стратегии развития жилищного строительства в Хабаровском крае // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 4. – doi: 10.18334/zhs.6.4.41474.

2. Стерник С.Г., Лаврентьев М.А., Стерник Г.М.
// Жилищные стратегии. (№ 1 / 2019).
Ранее авторами настоящей статьи было показано, что ценовая ситуация на жилищном рынке городов России в 2017 году определялась таким основным фактором, как рост нефтяных цен (на 30-40%), позволившим денежным регуляторам снизить ключевую ставку Центробанка до 7,75% и таргетировать инфляцию до 2,5%, а кредитным организациям – снизить ставку ипотечных кредитов до 9,5-10%. Это привело к рекордному росту объемов и доли ипотечных кредитов в общем объеме финансирования покупок, при том, что душевые доходы населения продолжали снижаться. Как следствие – в городах России в 2017 году наблюдалось повсеместное прекращение снижения цен на квартиры и переход к стагнации (стабилизации на нижнем уровне цикла). С учетом фактического результата 2017 года, ценовой прогноз для жилищного рынка большинства городов России на 2018 г. состоял в вероятном изменении реальных цен в пределах +/-1,5-2,0%, что означает продолжение стагнации с неопределенным горизонтом. Исключение, согласно данному прогнозу, могли составлять единичные локальные рынки с высоким региональным валовым продуктом (ВРП), где может наблюдаться рост цен значительно выше средних по стране. В настоящей статье показано, что приведенный выше прогноз авторов на 2018 год полностью подтвердился, представлены структурные и динамические данные, формирующие представление о дальнейшей трансформации жилищного рынка страны и даны три варианта сценарного прогноза на 2019 год.

Стерник С.Г., Лаврентьев М.А., Стерник Г.М. Основные показатели и тренды рынка многоквартирного жилья России в 2018 году // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 1. – с. 87-108. – doi: 10.18334/zhs.6.1.40580 .

5. Стерник Г.М., Стерник С.Г.
// Жилищные стратегии. (№ 3 / 2018).
В статье представлен анализ и прогноз развития российского рынка многоквартирного городского жилья по итогам 2017 года на основе разработанной авторами комплексной методологии, учитывающей макро- и микроэкономические, финансовые, институциональные и правовые факторы влияния. Указанная методология полностью изложена в монографии авторов, выпущенной в мае 2018 года, и основана на научных результатах, накопленных за 25 лет (с 1991 по 2016 г. включительно) мониторинга рынка и исследования закономерностей становления и развития рынка недвижимости в условиях перехода экономики России от плановой к рыночной, с учетом специфических особенностей законодательной среды, состава и структуры объекта исследования, институциональных особенностей регулирования и управления, изменения ожиданий и поведения субъектов рынка и населения.
В данной статье, помимо изложения основных положений указанной методологии, особое внимание уделено признакам, причинам и механизмам смены во многих российских городах и регионах состояния рынка от депрессии к оживлению, начиная с 2016 года, и даже с тенденцией к росту в 2017 году. Вместе с тем, рассмотрено и действие факторов, которые могут серьезно помешать указанному росту в горизонте 3-5 лет. В исследованную выборку входят 27 городов и один регион (Московская область, по которой приводятся усредненные по городам данные), в том числе 21 город, являющийся центрами субъектов РФ, с совокупной численностью населения более 43 млн чел.

Стерник Г.М., Стерник С.Г. Факторы и тренды развития российского рынка многоквартирного жилья по итогам 2017 года // Жилищные стратегии. – 2018. – Том 5. – № 3. – с. 251-304. – doi: 10.18334/zhs.5.3.39564 .

6. Стерник С.Г., Стерник Г.М.
// Жилищные стратегии. (№ 2 / 2018).
Объем ввода жилья в эксплуатацию, приходящийся на душу населения – один из важнейших показателей развитости жилищного рынка, а также индикатор социально-экономического развития города (региона, страны).
В условиях сложной макроэкономической ситуации планы региональных и муниципальных властей в части объемов ввода жилья по необходимости корректируются, и это определяется в первую очередь изменением инвестиционной привлекательности девелоперских проектов при изменении уровня их доходности.
Авторами показано, что прогнозируемый объем строительства в текущем году равен произведению прогнозируемого объема строительства в предыдущем году на коэффициент изменения объемов строительства в текущем и в предыдущем году вследствие изменения среднерыночной доходности инвестиций в девелопмент. Интегрирование данного алгоритма в ранее разработанную авторами модель среднесрочного прогнозирования развития локального рынка жилья позволяет отказаться от допущения модели о равенстве объемов ввода жилья значениям, заданным в региональной программе развития жилищного строительства, и корректировать эту величину с учетом изменений в состоянии рынка и доходности девелопмента.
Установлена степень (построена модель и определены коэффициенты) влияния показателя среднерыночной текущей доходности инвестиций в девелопмент в заданном финансовом периоде на показатели объемов строительства и ввода жилья в последующих финансовых периодах.
На основании изученной зависимости разработана методика прогнозирования фактического показателя ввода, обусловленного кратко- и среднесрочной инвестиционной стратегией девелоперов на локальном рынке строительства и продажи жилья.
Полученные результаты, помимо аналитических и маркетинговых целей, позволяют осуществлять мониторинг и корректировку реализации федеральной и региональной жилищной политики на локальных рынках и обосновывать меры по обеспечению устойчивого роста ввода жилья до запланированного уровня.

Стерник С.Г., Стерник Г.М. Методика прогнозирования объемов ввода на локальном рынке строительства и продажи жилья // Жилищные стратегии. – 2018. – Том 5. – № 2. – с. 137-152. – doi: 10.18334/zhs.5.2.39142 .

14. Капустин П.В., Чураков И.Л., Канин Д.М.
// Жилищные стратегии. (№ 1 / 2016).
Обсуждается проблематика развития малоэтажной пригородной жилой застройки, формирования архитектурно-планировочных решений жилых домов, отношения архитектора и заказчика. Предлагается стратегия диалогового принятия решений по организации пространства жилого дома и реализующая её автоматизированная система проектирования. В статье предлагается система проектирования, обладающая преимуществами перед существующими стратегиями в экономичности, адресной ориентации и времени подготовки проектной документации, позволяющая осуществить оптимальное проектирование малоэтажной жилищной недвижимости с учетом нескольких факторов (параметры участка, общая площадь здания, пропорции дома, количество комнат, ориентация главного входа по сторонам света, класс комфортности, материалы стен и перекрытий, стилистика) и позволяющая получить экономический эффект на проектной стадии от 15 до 60% в зависимости от типа конструктивных решениях.

Капустин П.В., Чураков И.Л., Канин Д.М. Проектирование индивидуальных малоэтажных жилых домов на основе автоматизированной системы диалогового принятия решений // Жилищные стратегии. – 2016. – Том 3. – № 1. – с. 45–60. – doi: 10.18334/zhs.3.1.35043 .

20. Лапин А.С.
// Российское предпринимательство. (№ 21 / 2012).
В статье предлагается рассматривать взаимодействия на рынке жилищной недвижимости как проявление двух аспектов институциональной среды: ситуации, в которой происходят взаимодействия, и игроков жилищного рынка. Исследуется структура факторов, оказывающих влияние на понимание жилищного рынка как арены действия его участников. Анализируется институциональная среда жилищного рынка, понимаемая как социальный и политический порядок, позволяющий выяснить, каким образом и с какой целью участники организуют свои связи с рынком жилищной недвижимости.

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Настоящий Закон определяет основные принципы реализации конституционного права жителей города Москвы на жилище в условиях проведения жилищной реформы, становления различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере и обеспечивает защиту прав граждан на жилище.

Целью жилищной политики города Москвы является развитие различных форм улучшения жилищных условий москвичей; установление гарантий предоставления в пользование малоимущим гражданам и иным указанным в Законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилых помещений бесплатно или за доступную плату в жилищном фонде города Москвы; создание системы поддержки в жилищной сфере, обеспечивающей реальную возможность приобретения гражданами жилых помещений в собственность; обеспечение условий проживания в жилище, отвечающем требованиям стандартов качества.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Обеспечение права на жилище

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Право на жилище граждан Российской Федерации — жителей города Москвы обеспечивается органами государственной власти города Москвы путем предоставления гражданам жилых помещений в жилищном фонде города Москвы по договорам социального найма, найма и иным договорам, путем содействия гражданам в приобретении, строительстве жилища за счет собственных или заемных средств.
2. Гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в улучшении жилищных условий путем:
бюджетного финансирования жилищного строительства;
предоставления безвозмездных субсидий, кредитов на строительство или приобретение жилища;
выпуска и погашения жилищных облигационных займов;
развития и поддержки различных форм инвестирования средств физических и юридических лиц в жилищную сферу;
использования иных способов, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы (далее — законодательство).

Статья 2. Жилищное законодательство города Москвы и правовые акты города Москвы, регулирующие жилищные отношения

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Законодательством города Москвы, регулирующим жилищные отношения, являются Устав города Москвы, настоящий Закон и иные законы города Москвы.
Жилищные отношения могут регулироваться иными правовыми актами города Москвы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству города Москвы.

Статья 3. Принципы жилищной политики города Москвы

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Основными принципами жилищной политики города Москвы являются:
обеспечение исполнительными органами государственной власти города Москвы учета жилищного фонда, учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений;
обеспечение доступности для населения условий найма жилых помещений, а также покупки жилых помещений путем предоставления гражданам безвозмездных субсидий, займов на строительство или приобретение жилища, а также путем привлечения инвестиций, кредитных ресурсов и иных источников на развитие жилищного строительства и объектов коммунальной инфраструктуры, установления государственного контроля за их использованием;
обеспечение дальнейшего развития жилищного строительства за счет бюджета города Москвы и иных не запрещенных законом источников с внедрением новых экономических и финансовых механизмов в жилищном строительстве;
обеспечение проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и управления жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой жилищного сектора с дальнейшим разграничением функций собственника и функций управления и обслуживания, внедрения договорных отношений в сфере услуг и обслуживания;
создание условий для долгосрочных жилищных накоплений и установления государственного контроля за различными формами привлечения средств населения для финансирования жилищного строительства и приобретения жилища;
установление обязательных платежей за жилищные, коммунальные и иные услуги и порядка предоставления компенсации (субсидий) гражданам по платежам;
содействие организации и деятельности в жилищной сфере объединений собственников, органов территориального общественного самоуправления и иных объединений граждан.

Статья 4. Жилое помещение

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Под жилым помещением понимается квартира, комната (комнаты), расположенные в жилом доме или ином строении, предназначенные и пригодные для проживания.
2. Жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям и быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы.
3. Использование помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается.
4. Размещение организаций в жилых помещениях допускается после перевода такого помещения в установленном порядке в нежилое.

Статья 5. Жилищный фонд


1. Жилищный фонд города Москвы включает все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городу и находящиеся как на территории города, так и за ее пределами.
2. В жилищный фонд города входят:
1) фонд социального использования, состоящий из жилых помещений, занимаемых гражданами по договору социального найма;
2) фонд коммерческого использования, состоящий из жилых помещений:
предоставляемых лицам на основании договора найма (коммерческого найма), договора аренды, иного договора;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

передаваемых лицам в собственность по договору купли-продажи;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
3) фонд специализированного использования, состоящий из жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан.
3. Формирование жилищного фонда города осуществляется путем нового жилищного строительства, реконструкции существующего жилищного фонда города, иными способами, предусмотренными законодательством.

6. Исключена. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.

Статья 6. Обязанности и ответственность лиц по сохранности и использованию жилища

1. Физические и юридические лица несут обязанности по сохранности и использованию жилища, предусмотренные федеральным законодательством, настоящим Законом, иными правовыми актами города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
2. Физические и юридические лица обязаны:
использовать жилище в соответствии с его назначением;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
не нарушать права и законные интересы иных лиц;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
бережно относиться к жилищу, обеспечивать его сохранность;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
соблюдать правила пользования и содержания жилища и прилегающей к нему территории, выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
нести расходы по содержанию и ремонту жилища;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
своевременно оплачивать фактически предоставляемые коммунальные услуги;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
3. Физические и юридические лица, не выполняющие обязанности, предусмотренные настоящей статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Глава 2. Исключена. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.

Глава 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ, ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ
ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

Статья 7. Предоставление жилых помещений

1. Жилое помещение в жилищном фонде города предоставляется гражданам по договору:
социального найма;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
найма;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
безвозмездного пользования;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
— дефис исключен. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40;
иному договору.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Юридическим лицам жилое помещение предоставляется по договору аренды, иному договору.
Абзац исключен. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.
2 — 4. Исключены. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.
2. Жилые помещения в жилищном фонде города Москвы предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди.
(часть вторая в ред. Закона г. Москвы от 16.02.2005 N 8)
3. Пропорции распределения жилых помещений, направляемых на обеспечение граждан, имеющих право на льготное предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы на общих основаниях, ежегодно устанавливаются Правительством Москвы исходя из количества граждан данных категорий среди общего количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
(часть третья введена Законом г. Москвы от 16.02.2005 N 8)

Статья 8. Норма предоставления жилых помещений в жилищном фонде города Москвы

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Жилые помещения предоставляются гражданам в жилищном фонде социального использования города Москвы в пределах нормы предоставления, если законом или договором не предусмотрено иное.
2. Норма предоставления соответствует социальной норме и составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3. Размер общей площади квартиры определяется как сумма площадей всех помещений квартиры, включая площадь жилых комнат и мест общего пользования в квартире.
Места общего пользования квартиры — вспомогательные нежилые помещения, предназначенные для обслуживания только этой квартиры, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения.
4. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.
5. При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения) за период, установленный законодательством города Москвы.

Статья 9. Социальный наем жилого помещения

1. Граждане, имеющие на каждого члена семьи доход ниже уровня, утвержденного Московской городской Думой, и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в фонде социального использования по договору социального найма.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются иным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

2. Жилые помещения по договору социального найма могут предоставляться гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случаях:
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
неотложного выселения граждан из жилища, ставшего непригодным для проживания в связи со стихийным бедствием, аварийным состоянием, угрозой обвала, иными чрезвычайными обстоятельствами;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
ликвидации коммунального заселения квартиры в порядке и на условиях, установленных законодательством;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
в) исключен. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40;
в иных случаях, установленных законодательством.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
3. Исключена. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.
2. Основанием для заключения договора социального найма является решение органа исполнительной власти.
3. Основанием для вселения граждан в жилое помещение является договор социального найма жилого помещения.
4. По договору социального найма жилого помещения город Москва либо управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет гражданину (нанимателю) жилое помещение в пределах нормы предоставления во владение и пользование для проживания в нем, а наниматель обязуется использовать жилое помещение для проживания, выполнять условия договора, своевременно вносить плату за наем жилого помещения.
Наниматель обязан самостоятельно вносить плату за жилищные, коммунальные и иные услуги, если договором не установлено иное.

5. Наниматель заключает в установленном порядке договоры на предоставление ему жилищных, коммунальных и иных услуг, если договором социального найма не установлено иное.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
6. В договоре социального найма указываются члены семьи, проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем.
Члены семьи, проживающие совместно с нанимателем, пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору наравне с нанимателем. Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
(часть в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
7. Если граждане перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать совместно с нанимателем, они имеют такие же права и несут такие же обязанности, как наниматель и члены его семьи.
(часть в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
10 — 13. Исключены. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.

Статья 10. Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилища

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилища (далее — субсидия).
(часть первая в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
2. Субсидия может быть использована гражданами в течение 6 месяцев:
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
на приобретение жилища на рынке недвижимости;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
на финансирование строительства жилища.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Граждане вправе приобрести с помощью субсидии жилое помещение как на территории города Москвы, так и за ее пределами на территории Российской Федерации.
3. Субсидия может предоставляться гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 настоящего Закона, иными законами города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
4. Субсидии предоставляются гражданам, которые не использовали право на льготное финансирование (кредитование) жилищного строительства.
5. Субсидия рассчитывается на каждую семью, состоящую на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Субсидия для одинокого гражданина рассчитывается исходя из размера 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Субсидия для семьи, состоящей из двух человек, рассчитывается исходя из размера 42 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Субсидия для семьи, состоящей из трех и более человек, рассчитывается исходя из размера 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Расчет субсидии производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 8 настоящего Закона.

6. Размер субсидии не может превышать нормативную стоимость жилого помещения в фонде социального использования и определяется в установленном порядке в зависимости от года постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, наличия у граждан права на первоочередное предоставление жилого помещения, других условий, установленных законодательством.

7. Нормативная стоимость жилого помещения определяется как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в домах типовых серий в районах массовой застройки и размера общей площади жилого помещения, определяемого в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

8. Гражданам, в отношении которых принято решение о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма, по их желанию может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения с использованием ее в течение 3 месяцев.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
9. Граждане вправе приобрести с помощью субсидии, рассчитанной в соответствии с частью 5 настоящей статьи, жилое помещение менее установленного размера, при этом на каждого члена семьи не должно приходиться менее 16 квадратных метров общей площади.
Граждане вправе приобрести с помощью субсидии жилое помещение более установленного размера без ограничения площади.
(часть девятая в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
10. Граждане, использовавшие субсидию, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статья 11. Наем (коммерческий наем) жилого помещения
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Граждане, имеющие на каждого члена семьи доход выше уровня, утвержденного Московской городской Думой, и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в фонде коммерческого использования по договору коммерческого найма.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Жилые помещения по договору коммерческого найма не предоставляются семьям малоимущих граждан, ветеранов, инвалидов и иных граждан, которые в соответствии с федеральным законодательством должны обеспечиваться жилыми помещениями в фонде социального использования.
(абзац введен Законом г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
2. В случае отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма они могут предоставляться по договору коммерческого найма иным лицам в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
3. Жилое помещение по договору коммерческого найма предоставляется как с освобождением занимаемого жилого помещения, так и без его освобождения.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Основанием для заключения договора коммерческого найма является решение органа исполнительной власти.
(абзац введен Законом г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
4. Основанием для вселения в жилое помещение является договор коммерческого найма жилого помещения.
5. По договору коммерческого найма город Москва либо управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет гражданину (нанимателю) жилое помещение без ограничения нормой предоставления во временное владение и пользование для проживания в нем за договорную плату, а наниматель обязуется использовать жилое помещение для проживания, выполнять условия договора, своевременно вносить плату за наем жилого помещения.
(часть пятая в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
6. Наниматель вносит плату за жилищные, коммунальные и иные услуги в полном размере.
(часть 6 введена Законом г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
7. Наниматель самостоятельно заключает в установленном порядке договоры на предоставление ему жилищных, коммунальных и иных услуг, если договором коммерческого найма не установлено иное.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
8. В договоре коммерческого найма указываются граждане, проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем. Граждане, проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением.
Ответственность за действия граждан, нарушающие условия договора коммерческого найма жилого помещения, несет наниматель жилого помещения, если договором граждан с нанимателем не установлена солидарная ответственность перед наймодателем.
(часть восьмая введена Законом г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
9. При расторжении договора коммерческого найма жилого помещения в случаях, предусмотренных законом или договором, граждане подлежат выселению из занимаемого по договору коммерческого найма жилого помещения в судебном порядке.
В случае предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма с освобождением ранее занимаемого жилого помещения граждане подлежат выселению с предоставлением жилого помещения, равнозначного по размеру ранее занимаемому.
В случае предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма без освобождения занимаемого жилого помещения граждане подлежат выселению в ранее занимаемое жилое помещение. При отсутствии возможности вселения в ранее занимаемое жилое помещение граждане подлежат выселению с предоставлением жилого помещения по нормам общежития.
(часть в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
10. Договор коммерческого найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
По истечении срока договора коммерческого найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора коммерческого найма жилого помещения на новый срок.
К договору коммерческого найма жилого помещения, заключенному на срок до одного года (краткосрочный наем), не применяются правила, предусмотренные настоящей статьей.
Договор краткосрочного найма жилого помещения заключается в порядке и на условиях, установленных гражданским законодательством.
(часть в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Статья 12. Аренда жилого помещения

1. Город Москва имеет право предоставить юридическому лицу жилое помещение в фонде коммерческого использования по договору аренды в порядке и на условиях, установленных законодательством и договором.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
2. По договору аренды жилого помещения город Москва либо управомоченное им лицо (арендодатель) предоставляет юридическому лицу (арендатору) жилое помещение без ограничения нормой предоставления за договорную плату во временное владение и / или пользование, а арендатор обязуется использовать жилое помещение для проживания граждан, выполнять обязательства по договору, своевременно вносить арендную плату, а также плату за жилищные, коммунальные и иные услуги.

3. Арендатор предоставляет гражданину жилое помещение по договору поднайма с соблюдением правил, установленных законодательством.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Статья 13. Купля-продажа жилого помещения

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Город Москва имеет право предоставить гражданину или юридическому лицу жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, из фонда коммерческого использования по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с федеральным законодательством, правовыми актами города Москвы и договором.
2. По договору купли-продажи с рассрочкой платежа город Москва либо управомоченное им лицо передает на основании договора жилое помещение без ограничения нормой предоставления во владение и / или пользование до полной выплаты стоимости жилого помещения, а покупатель обязуется своевременно вносить платежи в счет выкупа, а также выполнять иные условия договора.
3. Гражданин или юридическое лицо, которому жилое помещение предоставлено по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, вносит плату за жилищные, коммунальные и иные услуги в полном размере, если иное не установлено законодательством или договором.
4. При условии внесения всей выкупной стоимости жилое помещение оформляется в собственность граждан или юридических лиц в соответствии с законодательством.
5. Платежи в счет выкупа жилого помещения направляются в бюджет города Москвы.
6. Возврат денежных средств лицам, расторгнувшим договор купли-продажи с рассрочкой платежа, осуществляется из бюджета города Москвы.
7. Платежи в счет выкупа вносятся независимо от факта пользования жилым помещением.

Статья 14. Безвозмездное пользование жилым помещением

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Отдельным категориям лиц предоставляются жилые помещения в фонде специализированного использования по договору безвозмездного пользования.
2. По договору безвозмездного пользования город Москва либо управомоченное им лицо передает гражданину жилое помещение в пределах нормы предоставления в безвозмездное временное пользование для проживания в нем, а гражданин обязуется использовать жилое помещение для проживания, выполнять условия договора.
3. Пользователь обязан самостоятельно вносить плату за жилищные, коммунальные и иные услуги, если договором безвозмездного пользования не установлено иное.
Гражданин заключает в установленном порядке договоры на предоставление ему жилищных, коммунальных и иных услуг, если договором безвозмездного пользования не установлено иное.
4. Жилые помещения в фонде специализированного использования, предоставленные гражданам по договору безвозмездного пользования, не подлежат передаче в собственность граждан.
5. В договоре безвозмездного пользования указываются члены семьи пользователя, вселенные им в установленном порядке в жилое помещение на срок действия договора.
Ответственность за действия членов семьи, проживающих с пользователем и нарушающих условия договора безвозмездного пользования жилым помещением, несет пользователь жилого помещения.
6. Жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям и быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы.
7. Основанием для заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением является решение исполнительного органа государственной власти.
8. Основанием для вселения в жилое помещение является договор безвозмездного пользования жилым помещением.
9. Перечень категорий лиц, имеющих право на получение жилого помещения в фонде специализированного использования по договору безвозмездного пользования, определяется федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Коммунальная квартира

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Коммунальная квартира — квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и / или собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, совместно использующим вспомогательные помещения (места общего пользования квартиры) и инженерное оборудование в местах общего пользования.
2. Освободившееся изолированное жилое помещение в коммунальной квартире должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При отсутствии в квартире вышеуказанных граждан освободившееся жилое помещение должно предоставляться гражданам, проживающим в данной квартире и занимающим жилые помещения по договору социального найма размером менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной площадью в соответствии с законодательством.
3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан путем предоставления по договору социального найма освободившегося изолированного жилого помещения в коммунальной квартире учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения) за период, установленный законодательством города Москвы.
4. При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в части 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение должно предоставляться иным гражданам, проживающим в этой квартире, по договору найма или передаваться по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа.
5. При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в частях 2, 4 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы с предложением о ликвидации коммунальной квартиры.
Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны информировать граждан о возможности ликвидации коммунальной квартиры.
6. Граждане, желающие воспользоваться своим правом, установленным частями 2, 4, 5 настоящей статьи, должны в течение 30 дней со дня получения информации об освобождении жилого помещения подать заявление в исполнительные органы государственной власти города Москвы.
7. При отсутствии в квартире граждан, указанных в частях 2, 4, 5 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется другим гражданам в установленном законом порядке, за исключением граждан, проживание которых в коммунальных квартирах не допускается законодательством.
8. Не допускается коммунальное заселение квартир путем предоставления по отдельным договорам жилых помещений в свободных квартирах.
9. Не допускается обмен свободных жилых помещений в коммунальных квартирах, входящих в жилищный фонд города, на жилые помещения, занимаемые гражданами.

Статья 16. Общежития

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Специально построенные или переоборудованные жилые дома и жилые помещения в жилищном фонде города могут использоваться для организации общежития в порядке, предусмотренном законодательством.
2. Порядок организации общежитий и предоставления жилых помещений в пользование определяется законодательством.
3. Город Москва оказывает содействие в реализации жилищных прав москвичей, для которых общежитие является местом жительства.
4. Органы государственной власти города Москвы осуществляют государственный контроль за использованием общежитий по целевому назначению.
5. При ликвидации общежития переселение граждан из фактически занимаемого изолированного жилого помещения в иное изолированное жилое помещение допускается с их письменного согласия.
Не требуется письменного согласия граждан для их переселения из жилого помещения, размер которого превышает социальную норму на каждого члена семьи, в иное жилое помещение, соответствующее социальной норме.
6. При ликвидации общежития и исключении его из специализированного жилищного фонда с гражданами, проживающими в общежитии, заключается договор, дающий право пользования фактически занимаемым изолированным жилым помещением, не превышающим социальную норму.
7. При наличии правового акта города Москвы об отселении граждан из общежития гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма и имеющим право на безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилища, субсидии предоставляются единовременно.
8. Плата за пользование фактически занимаемым жилым помещением, жилищные, коммунальные и иные услуги, предоставляемые гражданам, проживающим в общежитии, взимается в размере, установленном законодательством города Москвы для жителей города Москвы, с предоставлением компенсаций (субсидий) по этим платежам в установленном порядке.
9. Покрытие расходов на содержание общежитий за вычетом поступающих платежей от проживающих и пребывающих в нем граждан производится за счет собственника специализированного жилищного фонда либо управомоченного им лица.

Глава 3. ПЛАТА ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ

Статья 17. Структура платежей за жилое помещение

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Плата граждан за жилое помещение независимо от формы собственности включает плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома (в том числе подвала, чердака, подъезда, крыши) и общих коммуникаций, технических устройств, технических помещений жилого дома, придомовых территорий, а также плату за коммунальные услуги.
(в ред. Закона г. Москвы от 03.12.2003 N 73)
Наниматели жилых помещений вносят плату за наем жилых помещений.
2. Плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, плата за услуги отопления, а также плата за наем жилых помещений вносится гражданами независимо от факта пользования жилыми помещениями.

Статья 18. Государственное регулирование платы за жилое помещение

1. Город Москва устанавливает стандарты оплаты жилья и
коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами на оплату жилья и коммунальных услуг, цены и тарифы, порядок и условия оплаты жилья и коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг.
Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием закона о бюджете города Москвы на очередной финансовый год в первом чтении.
Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в закон о бюджете города Москвы на текущий финансовый год.
(часть первая в ред. Закона г. Москвы от 03.12.2003 N 73)
2. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, газ подлежат государственному регулированию и устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
3. Размер платы за наем жилых помещений устанавливается дифференцированно в зависимости от общей площади жилого помещения, его качества и местоположения.
(в ред. Законов г. Москвы от 10.07.2002 N 40, от 03.12.2003 N 73)
4. Исключена. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.
4. На период жилищно-коммунальной реформы собственники жилых помещений оплачивают на равных условиях с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде социального использования содержание, ремонт жилья, коммунальные услуги, если законом или договором не предусмотрено иное.
(в ред. Законов г. Москвы от 10.07.2002 N 40, в ред. Закона г. Москвы от 03.12.2003 N 73)
5. Цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в жилищном фонде города, тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также порядок их взимания утверждаются Правительством Москвы после принятия закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.
(часть пятая в ред. Закона г. Москвы от 03.12.2003 N 73)
6. Платежи за наем жилых помещений в жилищном фонде города Москвы направляются в бюджет города Москвы.
(часть шестая введена Законом г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
7. При внесении платы за жилье и коммунальные услуги с нарушением сроков, предусмотренных законом, начисляются пени. Размер пеней не может превышать одну трехсотую действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
(часть седьмая в ред. Закона г. Москвы от 03.12.2003 N 73)
8. При невыполнении пользователями жилых помещений своих обязательств по оплате за жилое помещение в течение шести месяцев граждане подлежат выселению в судебном порядке из занимаемого жилого помещения с предоставлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по нормам общежития.
(часть введена Законом г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Статья 19. Особенности платы за жилое помещение

1. Плата за наем жилых помещений, взимаемая независимо от факта пользования жилыми помещениями, производится нанимателями начиная с даты заключения договора найма, если иное не установлено договором.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, плата за услуги отопления, взимаемые независимо от факта пользования жилыми помещениями, производятся собственниками жилых помещений начиная с даты регистрации прав собственности; пользователями жилых помещений — начиная с даты заключения договоров, дающих право пользования жилыми помещениями.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Абзац исключен. — Закон г. Москвы от 03.12.2003 N 73.
2. Граждане, обладающие самостоятельным правом пользования одним или несколькими жилыми помещениями, совокупный размер которых превышает 40 квадратных метров общей площади для одиноко проживающих граждан, 56 квадратных метров (для семей, состоящих из двух человек) и 25 квадратных метров на каждого члена семьи (для семей, состоящих из трех и более человек), оплачивают услуги отопления и услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, соответствующие данному превышению, в полном размере, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.
(абзац введен Законом г. Москвы от 03.12.2003 N 73)
3. Данный порядок оплаты не распространяется на граждан:
семьи которых состоят из инвалидов I и/или II группы, и/или пенсионеров и граждан, находящихся на их иждивении, а также одиноко проживающих несовершеннолетних детей-сирот;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
имеющих право на дополнительную площадь в пределах размера площади с учетом этого права;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
обратившихся в установленном порядке в жилищные органы с заявлением о замене занимаемых жилых помещений на жилые помещения меньшей площади в пределах социальной нормы в течение срока, установленного правовыми актами города Москвы;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
4. В квартирах, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет заключить отдельный договор социального найма с каждой семьей, при недостижении соглашения о порядке оплаты допускается определение доли оплаты за жилое помещение каждой семье.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления считаются разными семьями.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
5. Нормы, указанные в частях 2, 3, 4 настоящей статьи, не распространяются на граждан, занимающих жилые помещения по договору коммерческого найма.
Абзацы второй — третий исключены. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.
6. Текущий ремонт жилых помещений, принадлежащих лицам на праве собственности или предоставленных лицам на праве пользования по иным основаниям, является их обязанностью и оплачивается за счет собственных средств.
(часть шестая в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
7. На период жилищно-коммунальной реформы капитальный ремонт жилищного фонда независимо от формы собственности, содержание которого дотируется из бюджета города Москвы, является обязанностью города Москвы.
(часть седьмая в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Статья 20. Компенсации (субсидии) по оплате жилого помещения

1. Жителям города Москвы, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилого помещения в порядке, установленном законодательством.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
2. Компенсации (субсидии) по оплате жилого помещения предоставляются гражданам в соответствии с размером общей площади жилого помещения и нормативами потребления коммунальных услуг.
Компенсация (субсидия) по оплате жилого помещения для одинокого гражданина рассчитывается исходя из размера 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Компенсация (субсидия) по оплате жилого помещения для семьи, состоящей из двух человек, рассчитывается исходя из размера 42 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Компенсация (субсидия) по оплате жилого помещения для семьи, состоящей из трех и более человек, рассчитывается исходя из размера 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
(часть вторая в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
3. При расчете величины компенсации (субсидии) недопустимо исключение отдельных видов жилищных и коммунальных услуг.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
4. Компенсации (субсидии) предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилое помещение.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
5. Компенсационный стандарт — социальный стандарт адресной помощи малоимущим гражданам, соответствующий максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилого помещения в совокупном семейном доходе исходя из установленного размера общей площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.
Компенсационный стандарт утверждается в первоочередном порядке Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.
(часть пятая в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
6. Право на получение компенсаций (субсидий) по оплате жилого помещения не распространяется на граждан, занимающих жилые помещения по договору коммерческого найма.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
7. Граждане, сдающие жилые помещения внаем (поднаем), утрачивают право на компенсацию (субсидию).
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Статья 21. Управление жилищным фондом

1. Управление жилищным фондом города осуществляется собственником жилищного фонда непосредственно либо через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти, а также управляющие организации, привлекаемые на конкурсной основе.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
Управление частным жилищным фондом осуществляется собственниками, объединениями собственников жилых помещений либо управляющей организацией по поручению собственника, объединения собственников.
Дом может находиться в управлении только одного лица.
2. Органы государственной власти города Москвы:
обеспечивают формирование городских заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов коммунального хозяйства, привлекая для этой цели подрядные организации на конкурсной основе независимо от формы собственности; поэтапный переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к полной оплате услуг потребителями; переход на договорные отношения между субъектами правоотношений в жилищной сфере;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
содействуют созданию конкурентной среды в сфере управления и ремонта жилищного фонда; созданию и деятельности объединений собственников в жилищной сфере; снижению издержек при эксплуатации жилищного фонда, выработке и поставке коммунальных услуг.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Статья 22. Товарищество собственников в жилищной сфере

(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Товарищество собственников в жилищной сфере (товарищество собственников жилья) образуется собственниками жилых помещений, объектов нежилого фонда, иного недвижимого имущества в кондоминиуме в соответствии с законодательством.
2. В общее имущество, находящееся в общей долевой собственности членов товарищества, входят: межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, чердаки, подвалы, технические этажи, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и использования единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума).

Объекты, предназначенные для обслуживания и использования кондоминиума, определяются и передаются товариществу в соответствии с законодательством.
3. Товарищество собственников управляет общим имуществом членов товарищества, контролирует издержки, осуществляет выбор эксплуатационных и ремонтных организаций. Порядок управления и использования товариществом объектов нежилого фонда, находящихся в собственности товарищества, а также порядок содержания и ремонта общего имущества в кондоминиуме регулируются уставом, решениями общего собрания членов товарищества в соответствии с законодательством.
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Статья 23. Обязанности собственника жилищного фонда по обеспечению сохранности жилищного фонда

1. Собственники жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры обязаны:
обеспечивать сохранность жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
своевременно производить капитальный ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства в соответствии с правилами и нормами;
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования жилища, техническую эксплуатацию жилищного фонда в соответствии с правилами и нормами, надлежащее санитарное содержание жилых домов и придомовых территорий.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
2. Переоборудование, переустройство, перепланировка, перевод в нежилой фонд, реконструкция жилища осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Статья 24. Страхование жилого помещения
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1 — 2. Исключены. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.
1. Органы государственной власти города устанавливают гарантии по возмещению ущерба, причиненного застрахованному жилому помещению, и определяют льготные условия страхования жилого помещения, являющегося местом жительства гражданина.
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
2. При значительном повреждении, признании непригодным для проживания или уничтожении незастрахованного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, если жилое помещение является единственным местом жительства граждан, им предоставляется другое жилое помещение по нормам общежития.
5. Исключена. — Закон г. Москвы от 10.07.2002 N 40.

Статья 25. Содержание и ремонт жилищного фонда
(в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

1. Содержание, и ремонт жилищного фонда осуществляются с обязательным соблюдением правил и норм технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
2. Подрядные организации независимо от форм собственности осуществляют содержание и ремонт жилищного фонда по договору с управляющей организацией.
(часть вторая в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
3. Договоры на ремонт жилищного фонда города Москвы, предоставление коммунальных и иных услуг заключаются на конкурсной основе между собственником жилищного фонда, либо управомоченным им лицом и соответствующими организациями, предлагающими услуги лучшего качества на более выгодных для собственника условиях.
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
4. Государственные эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия обязаны осуществлять по договорам с собственниками недвижимости в жилищной сфере или управомоченными ими организациями техническую эксплуатацию и ремонт частного жилищного фонда.
(часть четвертая в ред. Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Статья 26. Обеспечение государственного контроля за содержанием и использованием жилищного фонда

Государственный контроль за строительством, содержанием и использованием жилищного фонда, а также регулирование качества коммунального обслуживания осуществляется территориальными органами исполнительной власти, органами Государственной жилищной инспекции, органами Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, иными специально управомоченными на то государственными органами, которые в рамках своей компетенции осуществляют:
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
контроль за соблюдением стандартов качества предоставляемых строительных, коммунальных и иных услуг;
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
контроль за наличием соответствующих договоров у подрядных организаций, осуществляющих предоставление услуг;
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
меры экономического и административного воздействия на управляющие, подрядные организации, собственников жилищного фонда при выявлении фактов нарушения нормативных требований и низкого качества работ;
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)
оперативное реагирование на обращения и заявления потребителей коммунальных и иных услуг.
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Статья 27. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его опубликования. С вступлением в силу настоящего Закона правовые акты города Москвы, регулирующие отношения в жилищной сфере, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
(в ред Закона г. Москвы от 10.07.2002 N 40)

Комитет по жилищной политике – это государственный орган, организуемый при органе исполнительной власти городов и районов. Согласно типовому положению о комитете по жилищной политике, принимаемого на местном муниципальном уровне, возглавляют эти учреждения заместители Глав администраций в ранге первого заместителя.
Функции, полномочия и права комитетов по жилищной политике настолько многообразны, что одно перечисление их занимает несколько страниц
Поэтому, в предлагаемой вашему вниманию статье мы постараемся максимально структурировать и свести в блоки разнообразные категории полномочий, отдельно рассмотрев вопросы взаимодействия должностных лиц комитетов с населением, порядок подачи из заявлений и жалоб, сроки их рассмотрения и варианты возможных принимаемых решений. Отдельно коснемся санкций, которые должностные лица комитета могут применять по отношению с нарушителям законодательства в градостроительной, социальной, жилищно-коммунальной сферах.
Коснемся вопросов организации деятельности ГЖИ (государственная жилищная инспекция) – как независимой структуры, призванной осуществлять надзор за исполнением жилищного законодательства.

Полномочия комитетов по жилищной политике

Для подавляющего большинства граждан представляют интерес те полномочия этого государственного органа, которые непосредственно затрагиваю интересы физических и юридических лиц в их праве владеть, пользоваться и распоряжаться жилой недвижимостью. Получать предусмотренный законом комплекс коммунальных услуг и субсидии на улучшение жилищных условий по различным федеральным программам, получать жилые помещения в порядке очередности или в связи с определенными льготами, а так же гарантировать безопасность своей жизни при решении вопросов о признании жилых помещений аварийными или подлежащими сносу.

Именно эти вопросы относятся к компетенции комитетов по жилищной политике при администрациях городов и районов.

Полномочия комитета по жилищной политике . Основных направлений три:

1. Общие полномочия;
2. Полномочия по содержанию и организации жилых и нежилых помещений муниципального фонда;
3. Проведение общегосударственной политике в рамках единой принятой концепции в жилищной сфере.

Рассмотрим подробнее каждый из этих трех направлений.

Общие полномочия комитета по жилищной политике

К ним наиболее значимыми для рядовых потребителей являются:

Взаимодействие комитетов по жилищной политике с органами государственной власти и её субъектов в пределах территориального нахождения и обслуживаемой территории;
В предусмотренных законом случаях направлять запросы по вопросам, отнесенным к компетенции комитета и получать ответы на направленные запросы, а так же документы и другие материалы, необходимые для реализации своих полномочий;
Организовывать прием граждан и юрлиц , а так же заявлений и жалоб, направленных ими в адрес комитета;
Выступать соучредителем с предоставлением субсидий в виде имущественного взноса в фонды некоммерческих организаций, производящих деятельность по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (функция регионального оператора);
Принимать в пределах полномочий участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
Взаимодействовать с соответствующими ведомствами при проведении мероприятий по мобилизационной подготовке;
Участвовать в разработке проектов федеральных и местных законов, подзаконных актов местной администрации, а так же участвовать в составлении и утверждении списков многоквартирных домов, подлежащих сносу и расселению в течение календарного года.

Полномочия по содержанию и организации жилых и нежилых помещений муниципального фонда

Комитет по жилищной политике осуществляет общее руководство деятельностью госорганизаций, осуществляющих содержание и ремонт общего имущества МКД (многоквартирных домов);
Разрабатывает методические рекомендации для этих организаций;
Финансирует проведение ремонта для отдельных категорий граждан (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
Обеспечивает социальную поддержку собственников жилых помещений, связанную с заменой устаревшего газового и котлового оборудования, не подлежащего ремонту на электрическое;
Руководит вопросами переустройства и перепланировки помещений в МКД ;
Согласовывает перевод жилых помещений в разряд не жилых;
Координирует деятельность местных (районных в городах) администраций по уборке и благоустройству дворовых территорий;
Контролирует расчет и перерасчет размера социальных выплат на компенсацию стоимости коммунальных услуг (в форме денежных выплат);
Оказывает методическую помощь собственникам в МКД при выборе ими формы управления МКД , подготовке проектов договоров с УК (управляющими компаниями) и клининговыми фирмами, а так же оказывает им бесплатную юридическую и консультационную помощь в управлении МКД ;
Контролирует целевое расходование денежных средств фондов на капитальный ремонт МКД .

Проведение общегосударственной политики в рамках единой принятой концепции в жилищной сфере

Наиболее значимыми полномочиями из данной категории является функция по:
заключению договоров приватизации государственного жилищного фонда с гражданами, имеющими на это право и проживающими в них на основании договоров соцнайма;
Принятию решений о продаже жилых помещений государственного жилищного фонда;
Организация торгов по продаже жилых помещений коммерческого использования;
Выдача жилищных сертификатов на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан;
Формирует списки молодых семей участников программ по приобретению и строительству жилья;

Таким образом, функции Комитетов по жилищной политике весьма разнообразны и настолько широки что ознакомится с полным перечнем её полномочий можно только подробно изучив Положение, регламентирующее деятельность конкретного комитета.

Государственная жилищная инспекция - ГЖИ

Вопреки широко распространенному мнению ГЖИ не имеют никакого отношения к деятельности Комитетов по жилищной политике. Они не находятся в непосредственной связи или подчинении по отношению друг к другу.
ГЖИ – Государственный надзорный орган, основными функциями которого является контроль за соблюдением законодательства в коммунальной сфере деятельность которого регламентирована Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.
Для этого ГЖИ наделены административными полномочиями, которых не имеют Комитеты по жилищной политике при администрациях. Подробнее про государственную жилищную инспекцию можно прочитать в другой нашей статье , там же есть образец жалобы в ГЖИ, а также верный алгоритм подачи такой жалобы.

Порядок обращения в комитет по жилищной политике

Граждане могут обращаться в Комитет по жилищной политике в трех основных случаях:

В случае существования оснований для получения социальной помощи в виде предоставления жилого помещения согласно ЖК РФ;
В случае наличия права на получение льготных жилищных займов или соцвыплат из средств местного бюджета;
В случае необходимости в получении ипотечного кредита или признания (подтверждения) статуса малоимущего или нуждающегося в жилой площади.

С подобными просьбами обращаются в комитет с заявлением. Обычно оно принимается специалистом комитета в помещении территориального управления городской (районной) администрации по месту регистрации гражданина.
Заявление подается в двух экземплярах . На одном из них проставляется регистрационный входящий номер дата принятия и заверяется подписью принявшего специалиста.
Этот экземпляр предназначен для подателя заявления.
Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней, согласно Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Комитеты по жилищной политике наделены многочисленными полномочиями. Вся их деятельность должна быть направлена на оказание эффективной помощи населению в реализации права на жилище. Взаимодействие с другими ветвями власти направлено на совершенствование законодательного механизма (законодательные инициативы) и судебной защиты в случае нарушения жилищных прав (с судебной властью).

ПОЛОЖЕНИЕ

о комитете Ивановской областной Думы по жилищной политике

и жилищно-коммунальному хозяйству

I. Общие положения

1. Комитет Ивановской областной Думы по жилищной политике
и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - комитет) формируется
из состава депутатов Ивановской областной Думы соответствующего созыва, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Ивановской области и законами Ивановской области, Регламентом Ивановской областной Думы, постановлениями Ивановской областной Думы.

2. Целями деятельности комитета являются:

обеспечение соответствия Устава Ивановской области, законов Ивановской области Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам;

обеспечение соответствия законов Ивановской области Уставу Ивановской области;

совершенствование законодательства Ивановской области по вопросам ведения комитета.

3. Комитет взаимодействует с другими комитетами Ивановской областной Думы, территориальными органами федеральных органов государственной власти, исполнительными органами государственной власти Ивановской области, государственными органами Ивановской области, органами местного самоуправления Ивановской области, общественными объединениями, организациями, иными лицами.

4. При реализации своих полномочий комитет вправе проводить выездные заседания, круглые столы и использовать иные не запрещенные законодательством формы деятельности.

5. Внесение изменений в настоящее положение осуществляется на заседании Ивановской областной Думы (далее - Дума) по предложению комитета, Председателя Думы и оформляется постановлением Думы.

6. Правовое, организационное, информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности комитета осуществляется аппаратом Думы.

II. Полномочия и компетенция комитета

1. Комитет осуществляет полномочия в соответствии с Регламентом Думы и настоящим положением.

2. В пределах компетенции Думы комитет рассматривает вопросы:

1) правового регулирования жилищного и градостроительного законодательства;

2) жилищной политики Ивановской области, включая вопросы жилищно-коммунального хозяйства; разработки предложений по тарифной политике;

3) определения перспектив развития сферы жилищно-коммунального хозяйства и решения проблем улучшения качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, в том числе для социально незащищенных слоев населения;

4) привлечения инвестиций в жилищно-коммунальную сферу;

5) капитального ремонта и реконструкции жилья в целях разрешения жилищной проблемы в области;

6) строительства;

7) обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах, предоставленных субъектам Российской Федерации;

8) дорожной деятельности на территории Ивановской области
в отношении дорог регионального и межмуниципального значения;

9) транспортного обслуживания населения Ивановской области, включая вопросы тарифной политики, обеспечения безопасности транспортных перевозок и доступности всех видов транспорта для различных социальных групп населения;

10) энергосбережения в пределах, предоставленных субъектам Российской Федерации;

11) осуществления государственного регионального контроля и надзора.

12) связи, информатизации и развития информационных технологий.

Комитет участвует в решении иных вопросов по направлениям деятельности комитета и на основании поручений Председателя Думы.

III. Председатель комитета,

заместитель председателя комитета

1. Председатель комитета, заместитель председателя комитета избираются в соответствии с Регламентом Думы.

2. Председатель комитета:

1) организует деятельность комитета, в том числе связанную
с исполнением постановлений Думы;

2) на основании предложений депутатов и поручений Председателя Думы формирует и предлагает проект повестки дня заседания комитета;

3) ведет заседания комитета;

4) представляет решения комитета на заседаниях Думы, комитетов;

5) дает поручения членам комитета;

6) приглашает для участия в заседаниях комитета депутатов из других комитетов Думы, представителей территориальных органов федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Ивановской области, государственных органов Ивановской области, органов местного самоуправления Ивановской области, общественных объединений, организаций, иных лиц;

7) информирует членов комитета о рассмотрении и выполнении решений комитета;

8) подписывает решения, письма, обращения, запросы, справки и иные документы комитета;

9) организует рассмотрение обращений граждан, поступивших
в комитет;

10) информирует Председателя Думы о работе комитета и своей деятельности;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии
с законодательством.

3. Заместитель председателя комитета содействует председателю комитета в его деятельности, выполняет по поручению председателя комитета его отдельные полномочия. В случае отсутствия председателя комитета (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка) исполняет его обязанности.

IV. Проведение заседаний комитета

1. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в месяц, за исключением перерыва в работе Думы в летний период. Председатель комитета созывает заседание по своей инициативе,
по требованию Председателя Думы, депутата - члена комитета.

2. Заседание комитета правомочно, если на его заседании присутствует более половины членов комитета.

3. Председательствует на заседании комитета его председатель,
а в его отсутствие - заместитель председателя комитета. При отсутствии председателя комитета и его заместителя заседание ведет депутат - член комитета, выбранный по решению членов комитета.

4. Решение комитета принимается открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов комитета.

5. На заседании комитета ведется протокол и может вестись аудиозапись. Протоколы заседаний и решения подписывает председательствующий на заседании.

6. Председательствующий в ходе заседания комитета:

1) руководит ходом заседания, следит за соблюдением норм настоящего положения, закона Ивановской области о законодательном процессе и Регламента Думы;

2) информирует об отсутствующих депутатах - членах комитета
и причинах их отсутствия на заседании;

3) предлагает для обсуждения проект повестки дня заседания;

4) предоставляет слово и определяет время для выступления
в соответствии с повесткой дня, требованиями настоящего положения;

7) обеспечивает выполнение протокольных решений Думы и комитета;

8) контролирует ведение протокола заседания и при необходимости - аудиозаписи;

9) вправе предупредить депутата о недопустимости нарушений порядка заседания, а при повторном нарушении вправе поставить на голосование вопрос о лишении нарушителя слова до конца заседания;

10) может удалить из зала заседаний присутствующих лиц, а также лиц, препятствующих ходу заседания или обсуждению вопроса.

7. Председательствующий в ходе заседания комитета не вправе комментировать выступления, давать характеристику выступающим.

Председательствующий принимает участие и выступает по обсуждаемым вопросам в общем установленном порядке.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх