Основы конституционного статуса федерального собрания его. Конституционное право. Порядок выборов депутатов Государственной Думы

В Конституции РФ закреплен принцип разделения властей (ст. 10). Согласно ст. 94 законодательная власть в РФ принадлежит Федеральному Собранию РФ, которое Конституция называет еще и представительным органом РФ. Это означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формируется на основе всеобщего участия населения в политическом процесс.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат -Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, максимально возможное число мандатов Совета Федерации - 178. Численность Государственной Думы составляет 450 депутатов (ч. 3 ст. 95). Она избирается на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. В 1995 г. 225 депутатов избирались по партийным спискам (пропорциональная система); по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система относительного большинства) избирались также 225 депутатов. Следует отметить, что в парламентах ряда зарубежных стран (Великобритания, ФРГ) численность нижней палаты гораздо больше (примерно на 200 депутатов). Определяя численность российского парламента, законодателю пришлось столкнуться с проблемой: когда, с одной стороны, работоспособность Государственной Думы может быть снижена из-за чрезмерно большой численности, но, с другой стороны, уменьшение числа мандатов ведет к тому, что избирательные одномандатные округа становятся очень большими.

Основной характеристикой Федерального Собрания как законодательного органа России является его право на принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов.

5. Особенности конституционного статуса Федерального Собрания РФ 321

Принятие всех федеральных законов отнесено к компетенции Государственной Думы, избираемой непосредственно населением РФ. Такая практика существует в большинстве стран с двухпалатным парламентом: законотворческая деятельность возлагается, в основном, на нижнюю палату, избираемую посредством прямых выборов.

Принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства, отнесенное Конституцией к компетенции Федерального Собрания, обеспечивается постоянно действующим характером его работы (ч. 1 ст. 99). Палаты парламента действуют не в порядке кратковременньїх периодических сессий, а практически постоянно - это является необходимым условием активной роли парламента в политической жизни общества. Конституция устанавливает, что Государственная Дума начинает свою работу на тридцатый день после избрания. Этот месячный срок между ее избранием и первым заседанием установлен для подведения полных итогов выборов и регистрации Центральной Избирательной Комиссией избранных депутатов. Однако в случае необходимости Президент РФ имеет право созывать вновь избранную Государственную Думу ранее этого срока (ч.

2 ст. 99). Совет Федерации на свое первое заседание собирается также на тридцатый день после своего созыва. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент РФ; затем его ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до того, как будет избран Председатель Совета Федерации. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Вследствие наделения обеих палат различными полномочиями, Конституция установила раздельный порядок заседания Совета Федерации и Государственной Думы. Как правило, заседания палат проходят открыто. Это означает, что на заседаниях имеют право присутствовать представители средств массовой информации, различных государственньїх органов и т. п. Однако в случаях, предусмотренных регламентами палат, могут проводиться закрытые заседания (например, если обсуждаются сведения, составляющие государственную тайну). Кроме того, Конституция предусматривает случаи, когда обе лалаты могут заседать совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Для обеспечения порядка организации работы парламента депутаты каждой из палат избирают из своего состава председателя и его заместителей, но над ними нет никакого общего руководства. При этом каждая палата самостоятельно определяет количество заместителей Председателя.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов по различной предметной компетенции данных структурньїх подразделений

Глава XV. Парламент

палат. Так, в Совете Федерации созданы комитеты: ко конституционному законодательству; по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Содружества Независимых Государств; по международным делам; по бюджету: финансовому, | валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, валютной | политике и таможенному регулированию; по аграрной политике и др. |

В Государственной Думе комитетов больше, чем в Совете Федера-:

ции - это объясняется тем, что основная законодательная деятельность приходится на Думу. В нижней палате образованы следующие комитеты: по экономической политике, по промышленности, строи-:

тельству, транспорту и энергетике; по обороне; по безопасности; по. законодательству и судебно-правовой реформе; по образованию, культуре и науке; по аграрным вопросам; по международным делам;, по делам общественных объединений и религиозных организаций и др.

Перечень комитетов и комиссий, их численность, порядок создания закреплены в Регламенте каждой из палат. Каждая вновь образованная палата принимает свой Регламент, что объясняется различными полномочиями и предметами ведения Совета Федерации и Государственной Думы. В Регламенте имеются также разделы о полномочиях и порядке избрания Председателя палаты и его заместителей, о порядке проведения заседания и т. п.)

В целом организация деятельности российского парламента определяется полномочиями Совета Федерации и Государственной Думы, закрепленными в Конституции РФ. В ст. 102 определены следующие полномочия Совета Федерации:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Такие изменения (в соответствии с ч. 3 ст. 67) могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов РФ. Роль Совета Федерации в данном случае состоит в санкционировании договоренностей соответствующих субъектов Федерации;

б) утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения;

в) утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

При рассмотрении пунктов «б» и «в» следует иметь в виду, что Президент России в соответствии со ст. 88 Конституции имеет право вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 Президент имеет право вводить и военное положение (в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии). В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию;

г) решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории Федерации;

5 Особенности конституционного статуса Федерального Собрания РФ 323

д) назначение выборов Президента РФ (как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения);

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности. Решение вопроса об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ.

Кадровые назначения, указанные в пп. «ж» и «з», осуществляются по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. (Счетная палата - специальный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета).

По вышеперечисленным вопросам Совет Федерации простым большинством голосов принимает постановления. Однако в ряде случаев, предусмотренных Конституцией (решение об отрешении Президента от должности, пересмотр положений Конституции) постановления должны приниматься в «ином порядке» (см. ст. 134-137; ч. 2 ст. 93).

К полномочиям Государственной Думы Конституция относит (ст. 103):

а) дачу согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Согласно Конституции Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием РФ, а именно перед Государственной Думой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству. По поводу этих решений пр&дусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий меуду Президентом РФ и Государственной Думой. Согласно ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. При этом Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству РФ (ст. 117);

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Глава XV. Парламент

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Этот институт является новым для Российской Федерации, однако в большинстве развитых стран он давно играет важную роль в защите прав человека и гражданина. Как правило, это ведомство рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры;

е) объявление амнистии (т. е.акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления);

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса об импичменте в то время, как окончательное решение по данному обвинению принимает Совет Федерации.

По данным вопросам Государственная Дума большинством голосов принимает постановления. Конституцией предусмотрен иной порядок принятия решений по некоторым вопросам (например, ч. 2 ст. 135 - предложение о пересмотре положений Конституции должно быть поддержано не менее, чем тремя пятыми от общего числа членов Федерального Собрания для возможности созыва Конституционного Собрания).

Рассмотрим основные моменты законодательного процесса российского парламента. Статья 104 Конституции содержит исчерпывающий перечень субъектов законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их компетенции.

Данный перечень гораздо шире, чем в большинстве зарубежных стран, где правом вносить подготовленный законопроект на рассмотрение парламента обладают лишь депутаты и правительство, атак-же комитеты парламента. Комитеты российского парламента не обладают правом законодательной инициативы; законопроекты, вносимые депутатами, носят авторский характер. Не исключена совместная деятельность субъектов законодательной инициативы.

Законопроекты вносятся для рассмотрения только в Государственную Думу. Как уже было сказано, право принятия законов отнесено Конституцией к компетенции нижней палаты Федерального Собрания; верхняя палата (Совет Федерации) уполномочена одобрять или отклонять принятый Думой закон. Как и и в большинстве стран, Конституцией предусмотрен особый порядок рассмотрения законо-

5. Особенности конституционного статуса Федерального Собрания РФ 325

проектов, связанных с финансовыми обязательствами государства, налоговых законопроектов и т. п. Они могут вноситься в порядке законодательной инициативы лишь при наличии заключения Правительства РФ.

После внесения законопроекта в Государственную Думу начинается следующий этап законодательного процесса - рассмотрение законопроекта этой Палатой. Регламентом Государственной Думы детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждаются положения законопроекта, оценивается его концепция и необходимость принятия, вносятся поправки и т. п."

Следующий этап законодательного процесса - принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ч. 5 ст. 105).

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если в течение четырнадцати дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем двумя третями от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ч. 2 ст. 108).

" См. подробнее: Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1995. С. 264-269.

Глава XV. Парламент

Следует иметь в виду, что федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией (об условиях и порядке введения чрезвычайного положения (ст. 56), о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ч. 2 ст. 65), о референдуме (п. «в» ст. 84), о режиме военного положения (п. 3 ст. 87) и др. К федеральным относятся и те законы, которые принимаются по вопросам, указанным Конституцией РФ в ст. 3, 6, 25, 26, 29, 37, 51, 59, 66, 67, 75, 77, 81 и т. д.

В завершении рассмотрения вопросов о парламентских системах зарубежных стран и России хотелось бы несколько слов сказать о международном сотрудничестве парламентариев разных стран в рамках Межпарламентского Союза. Это одна из старейших международных организаций, основанная в 1889 г. по инициативе известного парламентария Великобритании сэра Вильяма Рэндола Крэмера и французского политика Фредерика Пасси. Несколько позже к деятельности Межпарламентского Союза присоединились депутаты Государственной Думы дореволюционной России. С началом первой мировой войны деятельность Союза прервалась и возобновилась по окончании войны, но депутаты законодательных органов Советской России уже не принимали участия в деятельности этой организации. В 1955 г. группа депутатов Верховного Совета СССР обратилась с официальной просьбой о принятии ее в члены этой организации. С этого времени парламентарии нашей страны постоянно участвуют в работе Межпарламентского Союза. Согласно Уставу этой организации парламент любой страны, который разделяет принципы и положения основньїх документов Союза, может быть его членом и участвовать в его деятельности, но при том условии, что в рамках парламента этой страны образована национальная межпарламентская группа. После выборов в Федеральное Собрание РФ в декабре 1993 г. и в российском парламенте была создана Межпарламентская группа, в которую входят депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации (членство в ней является добровольным). На сегодняшний день в МПС входят парламентские группы 133 стран, что позволяет рассматривать и обсуждать на международных конференциях проблемы мирового уровня: социального развития, региональной безопасности и сотрудничества, разрешения возникающих в современном мире конфликтов и многие другие.

Участие российских парламентариев в этом международном форуме дает им возможность не только довести до мировой общественности наличие тех или иных проблем, существующих в России, но - что очень важно - и для поиска путей сотрудничества в решении проблем, актуальных для всего мирового сообщества.

Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации – по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы. Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма. Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. В то же время следует помнить, что интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Так, интересы рабочих, крестьян могут выражать не только они сами, но и, например, профессиональные политики, государственные служащие, мнения женщин – мужчины и т.д. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам. Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в ст. 13 Конституции РФ. Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше – при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа. Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государстве – необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев. 2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству. Федеральное Собрание, будучи представительным органом законодательной власти Российской Федерации, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти. Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает, как уже говорилось, правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими реальными полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат Федерального Собрания, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное Собрание. Конституционные положения прямо нацеливают Президента и Федеральное Собрание на сотрудничество. Решения по ряду вопросов принимаются палатами по представлению Президента РФ, либо дается согласие на его решение или оно утверждается. Так, назначения на многие государственные должности осуществляются палатами (чаще Советом Федерации) по представлению главы государства, либо дается согласие на назначение им, или им же проводятся консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат. Таким образом, государственные решения по ряду вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ; он является ее непременным участником. Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ – органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие. Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу. Федеральное Собрание, осуществляя регулирование, принимая законы, обязательные для всех государственных органов, для остальных ветвей власти– исполнительной и судебной, участвуя в назначении их должностных лиц, не должно нарушать их самостоятельность, осуществлять их полномочия; эти органы, должностные лица не находятся в прямом подчинении законодательного органа. Таким образом, правовой статус российского парламента по действующей Конституции РФ, его положение в государственном механизме отличаются от правового положения представительного высшего органа при советской форме государственности, которой была свойственна идея его формально-юридического полновластия, всеобъемлющей компетенции, подотчетности и ответственности перед ним других государственных органов.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл. 5 ст. 94 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления. Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путём проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей Гранкин И. В. Парламент России. - М.: «Консалтбанкир», 1999 - С. 159 - 163..

Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.:Норма-Инфра-М, 2007. - 776 с. - 523 - 530..

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл. 5 ст. 95 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009 . Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл.5 ст. 102, ст. 103 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009 разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл.5 ч. 1 ст. 100 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009 Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл.5 ч. 3 ст. 100 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

Работа палат Федерального Собрания РФ строится на следующих принципах: законности (легитимности); постоянной деятельности палат; раздельной работе палат (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 100 Конституции РФ); открытости работы палат; коллегиальности работы палат. федеральный дума депутат совет

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

  • 1. правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
  • 2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
  • 3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

Подробнее данные аспекты и законодательные акты, раскрывающие конституционно-правовой статус Федерального Собрания и его палат мы рассмотрим далее.

Как уже было отмечено выше Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы, заседающие отдельно и собирающиеся вместе только в исключительных случаях. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл.5 ст.95 и ст. 100 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

При этом разделение Федерального Собрание на две палаты не ведет к тому, что одна палата признается первой, а другая - второй или одна нижней, а другая - верхней. Исторически и функционально сложилось, что первая, она же нижняя палата - Государственная Дума, - играет более значимую роль в законодательном процессе. Обе палаты составляют части единого целого и в этом смысле они равноправны, но при этом их полномочия различны. Стоит отметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому более заметна в общественной жизни. Именно деятельность этой палаты чаще освещаются СМИ и ТВ, более обсуждаема в народе Романов P.M. Российский парламентаризм. История и современность. -М.,2000..

Эти обстоятельна привели к тому, что в неофициальных и всё чаще и официальных кругах Совет Федерации называют и признают второй палатой, иначе сенатом. Порядок формирования палат, их компетенции и особенности деятельности рассмотрим отдельно.

Источник: Авакьян + Конституция

1. Положение парламента в системе государственных органов

Согласно К РФ 1993 г.:

- Глава 5 ФС, Ст. 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации

- Глава 5 ФС Ст. 99 Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

- Глава 1 Основы конституционного строя п.1 ст.11 Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

1) Принцип верховенства представительных органов («верховенства Советов*)

Имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесен­ный к ведению государства

Другие го­сударственные органы в подавляющем большинстве формируются представительными органами и подотчетны им

После Октябрьской революции 1917 г. и до 90-х гт. эта модель была конституционной осно­вой нашей системы.

2) Принцип разделения властей

Представительные органы особого верховенства над другими органами не имеют

Осуществляют полномочия на основе разделения властей

- система сдержек и противовесов – взаимный контроль представительных органов и других органов

Особенности разделения властей в РФ:

Статус органов гос. власти не равный: возможно­сти воздействия Президента на палаты Федерального Собрания, а также на законодательные органы власти субъектов РФ стали такими большими, что можно говорить о главенствующем положении к парламенту

Президент РФ (ст. 84):

а) назначает выборы ГД в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

б) распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

В основе лежит принцип разделения властей – каждая палата выполняет свои функции

2. Срок работы Парламента

1) Периодически собирающийся (СССР до Конституции 1977)

2) Постоянно работающий

Советское гос-во : «Советы как ра­ботающей корпорации»

Советы соединяли в себе функции и представитель­ных, и исполнительных органов

Но фактически ситуация обстояла иначе. Исполнительные и представительные органы сливались только на местном уровне, а на центральном уровне отделя­лись от высших представительных органов. Отдельные распорядительные полно­мочия представительных органов не есть исполнительная власть.

Депутаты Советов сами должны и принимать решения, и проводить их в жизнь, и контролировать исполнение. Для этого им приходилось сочетать депутатские функции с производственной деятельностью.

Сессионный порядок работы. Отказ в советское время от постоянно работающего общегосударственного парламента теоретически был несостоятелен в СССР (соответственно в РСФСР). Высший представительный орган мог бы заседать гораз­до чаще и дольше

Переход к постоянному режиму работы

Создание длительно работающих представительных учреждений стало одним из важнейших шагов политических реформ в период пе­рестройки и демократизации общества, начатых в СССР по инициа­тиве М.С. Горбачева. Конституция СССР предусмотрела, что Съезд - высший орган государственной власти СССР; он правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР (ст. 108). Верховный Совет СССР, сохранив прежнее название и деление на палаты - Совет Союза и Совет Национальностей, - по своему стату­су и организации работы стал в значительной мере новым органом. Конституция определила, что Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган го­сударственной власти СССР (ст. 111).

Новый Верховный Совет - орган Съезда (в этом особенность российских конституционных положений по срав­нению с союзными), постоянно действующий законодательный, рас­порядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР (ст. 107). Верховный Совет РСФСР впервые получает двухпа­латную структуру (Совет Республики и Совет Национальностей).

Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе; эти депутаты не могут находить­ся на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч. 3 ст. 97).

По Федераль­ному закону 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации, один представитель избирается органом законодательной власти субъекта РФ, второй назначается главой субъекта. Оба представителя работают в палате на постоянной профессиональной основе, получая за это вознаграждение, и тоже не имеют права на занятие иной оплачивае­мой деятельностью, кроме преподавания, науки и творчества.

Обычный срок – 4 года

· Начало полномочий ГД : с момента начала работы Государ­ственной Думы нового созыва полномочия Думы прежнего созыва прекращаются

· Начало полномочий депутатов ГД : срок полномочий отдельного депутата начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы. Но фактический срок полномочий депутата, получившего мандат взамен коллеги, выбыв­шего из списка, будет короче. Государственной Думы нового созыва

Досрочное прекращение полномочий

· решением ГД при невыполнении им своих функций

· осуждение к уголовному наказанию, связанному с лишением свободы

· ГД может быть распущена досрочно Президентом РФ

3. Природа и функции парламентско-представительныхучреждений

Какие функции должно осуществлять представительно учреждение?

Сколько представительных органов должно быть?

Парламентаризм предполагает:

1) Освобождение депутатов от выполнения основных, производст­венных функций, концентрацию их на деятельности в представитель­ном органе

2) Депутатство как профессию

3) Определенный круг дел представительного учреждения

Принимать законы

Утверждать бюджет государства

Определять его доходы и расходы

Влиять на осуществление внутренней и внеш­ней политики

Формировать ряд этих органов

Выполнять задачи парламентского контроля в отношении определенных органов и государственных дел;

4) Определенные формы, методы и стиль работы. Основные свои за­дачи он осуществляет коллегиально, на пленарных заседаниях (сес­сиях), в комитетах, фракциях и т.п.

Только, когда это все есть, можно говорить о наличии парламентаризма .

До Конституции 1993

1) Съезд народных депутатов - Верховный Совет

2) Роль Съезда:

Объединение народа (2250 депутатов)

Участие во власти лучших представителей народа

Решение ключевых вопросов

Поддержка КПСС - съезд должен был одобрять проекты, предложенные компартией

Способ выпустить «демократический пар», при этом прежний стиль руководства не сильно поменялся

Роль «сита» - депутаты, заседающие в Москве, отбирались по принципу, кому может доверять КПСС

3) Проблема соотношения Съезда и Верховного Совета

Юридически Съезд был выше Верховного Совета (решение любых вопросов, отнесенных к ведению СССР)

Но ВС – постоянной действующий орган, 1-м заседанием сложно повлиять на про­цессы в стране

Съезд не мог занять место постоянно действующего парламент из-за огромного кол-ва депутатов

РСФСР: по Конституции Съезд не только мог принять к своему ведению любой вопрос компетенции РФ, но и отменить решение Верховного Совета

Конституция 1993

1) 1 представительный орган, т.е. по Конституции РФ 1993 г. Федеральное Собрание в единст­венном числе является парламентом РФ. Представительное учреждение - коллегиальный орган, в который входят лица, избираемые непосредственно народом

2) 1993 год: ФС было названо и парламентом, и представительным органом (ст. 94), потому что обе палаты ФС были избраны населением.

3) В ФЗ 1995 г. о порядке формирова­ния Совета Федерации было закреплено, что в него входят по долж­ности главы законодательной власти и исполнительной власти субъ­ектов РФ

4) ФЗ2000 г. в состав СФ включили представителей, из которых один избирается органом за­конодательной власти, второй назначается главой субъекта РФ.

Авакьян предлагает:

Изменить концепцию федерального представительного учрежде­ния и признать, что одна его палата может состоять из делегированных представителей субъектов РФ;

Признать истинно представительным органом народа России Госу­дарственную Думу, она и есть парламент, а Совет Федерации - орга­ном (надо полагать, государственным) представительства субъектов РФ, обладающим правом участия в федеральном законодательном процессе в целях защиты интересов этих субъектов

Функции Парламента

1) Объединять народ и представлять его интересы

2) осуществлять законодательную функцию (принимать зако­ны, выражающие в наиболее полном объеме волю народа)

3) принимать участие в верховном руководстве делами государства и особенно:

Влиять на формирование и осуществ­ление внутренней и внешней политики страны

Утверждать государ­ственный бюджет

4) рассматривать состояние и проблемы различных сфер государственной жизни

5) формировать либо участвовать в формировании ряда государст­венных органов Российской Федерации

6) осу­ществлять функцию парламентского контроля в области государст­венного строительства, деятельности других органов, исполнения бюджета и т.д.

7) выполнять задачи объ­единения, содействия и организационно-методической помощи в отно­шении нижестоящих представительных органов, не покушаясь на их самостоятельность.

4. Внутренняя структура и формирование парламента

Однопалатные

Двухпалатные (федеративные гос-ва)

1922, ЦИК (Центральный Ис­полнительный Комитет) СССР: Союз­ный Совет и Совет Национальностей

1936, Верховный Совет СССР: Совета Союза и Совета Нацио­нальностей.

СФ (постоянно работающий орган, у него нет созывов, состав меняется по ходу работы)

Созыв - это тот период времени (срок), на который избран парламент (западный аналог - легислатура, хотя зачастую этим же словом обозначают сам представительный орган) или его палата

Ст. 95 К РФ

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Ст. 96 К РФ

1. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Ст. 97 К РФ

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Ст. 99 К РФ

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Ст.100 К РФ

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Ст. 101 К РФ

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

6. Вопросы будущего формирования палат парламента

Каждая палата парламента формируется в отдельности.

Проблемы с выборами в ГД (с отказом от мажоритарной системы и переходом к пропорциональной):

1) теория народного представительства строится на том, что гражданин имеет право на политическое предста­вительство и реализует его путем голосования за конкретного канди­дата

2) Есть определенная система контактов депутата и изби­рателей, обязанностей депутата перед ними. Если до сих пор мы исходили из того, что право иметь своего депутата может быть дополнено правом на пар­тийное политическое представительство, теперь, как видим, речь идет о замене одного права другим.

3) При выборах по округам у гражданина есть право стать кандидатом в депутаты. В ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказа­но: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референду­ме». Достаточно очевидно, что при выборах по спискам гражданин становится кандидатом в депутаты исключительно при партийном выдвижении.

4) люди знают только лидеров и не имеют представления о кон­кретных кандидатах. Голосование за списки - это выборы по дове­рию партии, руководителям, платформе. Соответственно у партийных депутатов очень слабы связи с избирателями

5) Избирателей, помимо перспективы голосования за списки пар­тий, еще отяготили и обязанностью оплачивать расходы партий по участию в выборах. ФЗ от 11 июля 2001г. о политиче­ских партиях дает партиям право на компенсацию из государственно­го бюджета (т.е. средств налогоплательщиков) своих расходов в изби­рательной кампании по выбор депутатов Государственной Думы при получении скромного результата - всего лишь 3% голосов изби­рателей в поддержку своего списка.

Система органов законодательной власти в Российской Федерации состоит из федерального Собрания (парламента) Российской Федерации, включающего две палаты Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата), и законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание (парламент) является одновременно представительным и законодательным органом власти. Представительный характер парламента означает, что граждане Российской Федерации, избирая депутатов, осуществляют свое право на участие в управлении делами государства через избранных ими своих представителей.

Федеральное Собрание - единственный орган государственной власти, принимающий федеральные и федеральные конституционные законы. Принимаемые парламентом законодательные акты имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, обладают прямым действием и подлежат безусловному исполнению, в том числе и органами исполнительной и судебной властей. Исключительное полномочие Федерального Собрания, связанное с его законодательной ролью, определяет его особое место в политической системе России как средоточие государственной власти. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти.

Палаты федерального собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Деление палат на верхнюю и нижнюю условно и отражает особенности законодательного процесса.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Таким образом, число членов Сонета Федерации должно быть 178 человек.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Причем одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, если это не предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. К ведению Совета Федерации относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации:

    утверждение указа Президента о введении военного положения:

    утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения:

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации:

    назначение выборов Президента;

    отрешение 11резидента от должности:

7) назначение па должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;

8) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора;

9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

    федерального бюджета;

    федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

    ратификации и денонсации международных договоров:

    статуса и защиты государственной границы:

    войны и мира.

В ведении Государственной Думы находятся:

    дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства:

    решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка:

    назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов:

    назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека:

    объявление амнистии:

    выдвижение обвинения пропив Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить федеральным законам.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации. Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы. Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду Российской Федерации. Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а в отдельных случаях не менее двух третей от общего числа депутатов. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

После прохождения через Государственную Думу и Совет Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию 11резидентом в течение семи дней и обнародованию.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх