Особенности правового регулирования института пособия по безработице. Курсовая работа: Пособие по безработице. Заявки на пособия по безработице

Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления. Факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы.

Среди факторов, влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются следующие:

1. Демографические факторы - изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.

2. Технико-экономические факторы - темпы и направления НТП, обусловливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких РОССИЙСКИХ производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения рабочей силы.

3. Экономические факторы - состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый «всплеск» безработицы связан со снижением реального объема ВНП.

Проблема рационального распределения населения по сферам общественно-полезной деятельности.



9. Спрос на рынке труда и факторы, его определяющие.

Спрос на труд субъектами которого выступают бизнес и государство, находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной платы, работодатель будет вынужден сокращать количество нанимаемых им работников (спрос на труд сократиться), а в случае снижения заработной платы он сможет нанять дополнительных работников (спрос на труд возрастет). Данная зависимость между величиной заработной платы и спросом на труд выражается в кривой спроса на труд.

Факторы, определяющие спрос на труд:

Заработная плата. При прочих равных условиях зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.

Спрос на конечную продукцию. Чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд.

Взаимозаменяемость факторов производства. Если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.

Уровень квалификации работников. Уровень квалификации, при прочих равных условиях, предполагает более высокую предельную производительность, что приводит к замещению трудом менее доходных факторов производства.

Предельная доходность труда. На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате (MRPL = W)

Факторы, определяющие предложение труда:

Величина реальной заработной платы. Зависимость между реальной заработной платы и объемом предложения труда является прямой (чем выше заработная плата, тем больше предложение труда).

Стратегия нанимаемого. Работник инвестирует время и деньги в повышении собственных производственных возможностей путем получения образования.

Время. Человек стоит перед альтернативой распределения времени суток: если он будет больше отдыхать, то меньше останется времени для работы. Он находится под воздействием двух эффектов, присущих также для рынков товаров и услуг, - эффекта замещения и эффекта дохода. Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы. Т.е. при достижении работником определенного уровня дохода и материального благополучия, он все большее время уделяет для отдыха и другого времяпрепровождения. При этом им учитывается упущенный заработок, который мог бы быть при отказе от досуга.

Правовое регулирование безработицы.

11. Правовой статус безработного.

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16летнего возраста;

б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;

г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Случаи снятия безработных граждан с регистрационного учета:

а) признание граждан занятыми;

б) прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовка по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

в) неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявк а в срок для регистрации их в качестве безработных;

г) длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

д) переезд в другую местность;

е) установление злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т. п.);

ж) осуждение к наказанию в виде лишения свободы;

з) назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

12. Понятие подходящей и неподходящей работы.

Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует:

Профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки (определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим дипломом, свидетельством или приказом предприятия, продолжительностью работы по данной специальности и уровнем квалификации (разряд, класс, категория));

Условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), (т.е. оплате и охране труда);

Состоянию здоровья;

Транспортной доступности рабочего места.

Она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

Предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Занятость граждан

1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Статья 2. Занятые граждане.

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными.

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа.

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения.

Статья 6. Законодательство о занятости населения.

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения.

Статья 7.1. Полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 7.2. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения.

Глава II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ.

Статья 8. Право граждан на выбор места работы.

Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости.

Глава III. ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ.

Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.

Глава IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

Глава V. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

Глава VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ.

Глава VII. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ.

14. Положение о порядке регистрации безработных и условиях выплаты пособия по безработице.

Постановление Правительства РФ от 17.11.1992 N 877.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И УСЛОВИЯХ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

Настоящее Положение определяет общий порядок регистрации граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы, признания их безработными, а также условия выплаты пособий по безработице в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

I. Общие положения

II. Первичная регистрация граждан

III. Порядок работы с гражданами

IV. Признание граждан безработными

V. Назначение и выплата пособия по безработице

VI. Размеры пособий по безработице

VII. Социальная поддержка отдельных категорий безработных

VIII. Продолжительность периода выплаты пособия по безработице

IX. Приостановка и прекращение выплаты пособий по безработице

15. Государственная политика занятости населения.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал - лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;

обеспечение социальной защиты в области занятости;

поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов - экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

международное сотрудничество в решении проблем занятости.

При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ)(1919). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов.

16. Программа содействия занятости населения Ставропольского края.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора СК от 24.03.97 N 197

"О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 1997 ГОД"

Государственная политика занятости направлена на предотвращение роста безработицы, порождающей целый комплекс проблем: снижается покупательная способность и уровень жизни значительной части населения, организации теряют квалифицированные кадры, увеличивается риск социальной напряженности.

Программа предусматривает консолидацию действий министерств, управлений и ведомств по реализации политики Правительства Ставропольского края на рынке труда, мероприятий по оздоровлению экономики. Основное внимание в Программе уделяется смягчению социальной напряженности путем реализации активных и пассивных мер политики занятости.

Главной задачей разработанной Программы является содействие занятости трудоспособного населения Ставропольского края, сдерживание уровня регистрируемой безработицы.

Состояние и перспективы развития рынка труда

Политика на рынке труда

Профессиональное обучение безработных граждан

Профессиональная ориентация

Содействие в трудоустройстве

Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работников и трудоустройства безработных граждан

Содействие предпринимательской инициативе и поддержка самозанятости безработных граждан

Временная занятость и общественные работы

Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью

Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Содействие занятости молодежи

Временная занятость подростков

Содействие занятости женщин

Трудовая деятельность заключенных и освобожденных из учреждений, исполняющих наказания

Поддержка доходов безработных

Ресурсное обеспечение Программы

В настоящей Программе отражено финансирование за счет средств Государственного фонда занятости населения.

Эффективность реализации Программы

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент Федеральной службы занятости по Ставропольскому краю совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и с участием органов исполнительной власти. В качестве инструмента контроля заходом исполнения Программы будет использоваться заключение координационного комитета содействия занятости населения, подготовка полугодовых отчетов.

17. Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам.

В сложных условиях переходного периода занятость населения находится под влиянием формирующегося рынка труда и отражает многие противоречия этого периода. В связи с этим наступает необходимость рассмотрения такого важного вопроса, как вторичная занятость - способ адаптации к социально-экономическим реформам.

Нельзя не отметить такую важную особенность развития вторичной занятости в России: получив в самом начале экономических реформ ощутимый импульс к легальному распространению в результате отмены административных ограничений на совместительство и прочие виды приработков, сектор вторичной занятости, достигнув определенных количественных отметок, стабилизировался. Во вторичную занятость чаще вовлечены представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда: мужчины, люди молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего, руководители и специалисты, жители больших городов, работники универсальных массовых профессий. В структуре мотивов иметь дополнительную работу, приработки, определяющую роль играет увеличение доходов (84%).

Существенной характеристикой вторичной занятости является то, что дополнительную работу люди находят, в основном, в сфере неформальных (незарегистрированных) трудовых отношений. Это связано с нестабильностью и низкой зарплатой в государственных структурах, со сложностью в поиске постоянной работы в условиях растущей безработицы, а также нестабильностью неформальной занятости, что удерживает работников от увольнения с основного места работы даже при низкой зарплате.

Безусловно, вторичная занятость не должна быть универсальным средством решения материальных и других проблем работающего населения России. В нормально функционирующей экономике каждый работник должен иметь возможность реализовать себя и получить достаточный доход на основном месте работы. В заключении хотелось бы отметить, что вторичная занятость выполняет несколько важных для рынка труда функций:

Для работников она является, прежде всего, средством выживания в сложных социально-экономических условиях;

Для руководителей предприятий вторичная занятость работников - это способ «придержания труда», сохранения технологического и социального ядра коллектива;

Для государства - это «амортизатор» социальной напряженности, механизм адаптации работников к новым социально-экономическим условиям.

18. Неформальная занятость населения.

Масштабы неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран. Это связано, с одной стороны, со стремлением избежать налогообложения доходов и бюрократических процедур, а с другой стороны, с низким уровнем заработной платы по официальному месту работы и с систематическими задержками ее выплаты.

К неформальной занятости в России относится официально незарегистрированная экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов.

Общий уровень вовлеченности населения России в неформальную занятость сопоставим в развивающимися странами. Однако, в развивающихся странах учитывается, как правило, неформальная деятельность на условиях первичной занятости. По этому показателю ситуация в России пока еще далека от развивающихся стран. Для России более характерно периодическое участие населения в неформальной занятости как способ переждать трудные времена. Достигнутый уровень занятости в неформальном секторе для России представляется очень высоким, причем тенденция к его росту сохраняется. В настоящее время продолжается отток работающих из формального сектора в неформальный, вынужденный выход на рынок труда экономически неактивного населения, пополняющего преимущественно неформальный сектор, расширение вторичной занятости, в т.ч. в неформальном секторе, вследствие снижения уровня жизни населения, систематических задолженностей по зарплате и низкого уровня оплаты труда в государственном секторе, общей нестабильности занятости в формальном секторе. Итак, неформальный сектор складывается за счет снижения платежеспособного спроса на рабочую силу в формальном секторе экономики и вытеснения таким образом занятых из формального сектора. Развиваясь, неформальный сектор формирует собственный спрос на рабочую силу.

Масштабы неформальной занятости в России могут существенно сократиться при нормализации социально-экономической ситуации в целом, снижении напряженности на рынке труда, повышении уровня жизни населения при расширении возможностей трудоустройства в формальном секторе, повышении привлекательности формальной занятости, значительном уменьшении действия факторов, побуждающих население к неформальной занятости.

19. Женская безработица и трудоустройство женщин.

Проблема занятости трудоспособного населения все чаще звучит как проблема безработицы, и в первую очередь это касается женщин. В России сегодня трудится 34 млн. женщин - 48 % всех работающих.

Женщины в силу своей принадлежности к слабому полу отличаются рядом физиологических особенностей, положением в социальной структуре нашего общества, поэтому в нашей стране, как и в других странах мира, традиционно социальная работа с женщинами считается более важной сферой социальной деятельности.

Основная причина выделения женщин в качестве социальной группы, нуждающейся в большей социальной поддержке, связана с их способностью к деторождению, которая, обеспечивая продолжение рода, является основанием жизнеспособности того или иного социума.

Следует отметить, что уровень образованности работающих женщин несколько выше по сравнению с мужчинами. Среди занятых, имевших высшее образование, 52,8% составляют женщины.

В особенно тяжелом положении находятся женщины, относящиеся к

женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов;

одинокие матери;

выпускницы средних и высших учебных заведений, не имеющие опыта работы;

женщины предпенсионного возраста;

жены военнослужащих, которые из-за частых переездов теряют квалификацию;

многодетные матери.

20. Молодежная безработица и социальная защита молодых.

В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста. В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.

На уровне регионов, в целом, складывается система социальных служб по работе с молодежью. Однако следует отметить, что это лишь контуры, зачатки того огромного механизма, который должен оказывать социальную помощь молодежи. Это особенно отчетливо видно на примере организации молодежных социальных служб в Европе, которые хорошо структурированы и обеспечены средствами.

Проведенный анализ показал, что главными причинами роста безработицы среди молодежи являются следующие факторы:

1. Структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда, отсутствие научного прогноза в востребованности кадров.

2. Несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей.

3. Снижение практических навыков по полученной профессии у молодых специалистов.

4. Низкая зарплата у молодых специалистов.

5. Нежелание и отсутствие возможности обучения молодых специалистов на производстве, нескрываемое игнорирование работодателями социальных прав молодых специалистов.

6. Ошибочный или конъюнктурный выбор профессии, специальности.

С целью смягчения последствий невостребованности выпускников служба занятости решает вопросы трудоустройства молодежи в рамках различных программ. Однако из-за отсутствия финансирования данное направление работы осуществляется в незначительных объемах, что реально не может повлиять на сложившуюся ситуацию.

Чтобы трудоустройство молодых людей было успешным и долгосрочным, работа по их профориентации должна осуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может и должна вносить в нее свой весомый вклад.

21. Причины вторичной занятости учащейся молодежи.

22. Гендерная дискриминация на российском рынке труда.

Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда по сфере действия или по результатам.

Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют.

Дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям. Она происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы.

Дискриминация при оплате труда. Она возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.

Дискриминация при продвижении по службе, в профессиональной карьере. Она наблюдается, когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности.

Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки. Она может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. Этот вид дискриминации нельзя в полной мере отнести собственно к дискриминации на рынке труда, так как получение образование обычно предшествует трудовой деятельности. Но, несмотря на "дотрудовой" характер этого вида дискриминации, ее причины и следствия теснейшим образом связаны с функционированием рынка труда.

Таким образом, на рынке труда действуют одновременно и дискриминация и механизм самоотбора женщин, которые не позволяют им занимать положение одинаковое с мужчинами.

Широкое участие женщин в трудовой деятельности не привело к устранению различий между мужчинами и женщинами в сфере занятости. При количественно близком уровне экономической активности мужчин и женщин, схожем типе трудовой активности на протяжении жизненного цикла, женщины продолжают трудиться в условиях горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда и получают в среднем меньшую заработную плату. Таким образом, для устранения экономических основ гендерного неравенства недостаточно обеспечить одинаковое участие мужчин и женщин в трудовой деятельности. Для этого необходимо изменить структуру спроса на рынке труда, практику найма и продвижения персонала, повысить значимость и престижность занимаемых женщинами должностей.

23. Безработица и семья.

Семьи воспроизводят рабочую силу и для этого нуждаются в хотя бы минимальных средствах к существованию. Для их получения работники пытаются зарабатывать деньги, занимаясь поисками работы, соотнося вакансии на рынке труда с уровнем дохода своих семей. С другой стороны, они могут получать пособие по безработице, каким бы небольшим оно ни было, или продолжать пользоваться льготами предприятия.

Реальное число безработных с трудом поддается определению. За это число может быть принято количество зарегистрированных в качестве безработных, с целью как получать пособие по безработице, так и найти работу.

24. Причины и проблемы детской занятости. Криминализация детского труда.

25. Социально-трудовая реабилитация инвалидов.

Восстановление работоспособности инвалидов имеет большое государственное значение: эффективное решение этого вопроса связано с уменьшением числа инвалидов, возвращением к полноценному труду людей, утративших полностью или в значительной степени трудоспособность в связи с болезнью или травмой, а также связано с немалой экономией средств, выделяемых государством на социальное обеспечение инвалидов.

Существующая классификация трудовой, или профессиональной реабилитации инвалидов, – полной, неполной, частичной – носит условный характер. При правильно организованном восстановительном лечении и профессиональном обучении возможно эффективное трудоустройство инвалида.

Важной социально-политической задачей является предоставление возможности трудоспособному инвалиду участвовать в трудовой жизни, т.е. вовлекать его на продолжительное время в трудовую жизнь или – при возможности – в общий рынок труда.

В зависимости от тяжести инвалидности и эффективности реабилитационных мероприятий можно выделить следующие виды профессиональной реабилитации:

адаптация на прежнем рабочем месте;

реадаптация - работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;

работа со сниженной физической нагрузкой в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности;

переквалификация;

переквалификация в реабилитационном центре и последующее трудоустройство как в самом реабилитационном центре, так и в реабилитационных мастерских по месту жительства.

(Гусева Т. С.) («Российская юстиция», 2011, N 2)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Т. С. ГУСЕВА

Гусева Т. С., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.

Статья посвящена исследованию законодательства о пособиях по безработице. Автор проводит сравнительный анализ соответствия российского законодательства о пособиях по безработице положениям международного права социального обеспечения. Предлагают пути совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом опыта европейских государств.

Ключевые слова: пособия по безработице, стандарты, зарубежный опыт.

The article deals with the legislation on unemployment benefits. The author conducts a comparative analysis of compliance with Russian legislation on unemployment benefits provisions of international social security law. Suggest ways of improving the legislation of the Russian Federation based on the experience of European countries.

Безработица — одна из острейших проблем современного общества. Для отдельно взятого человека безработица означает временную утрату заработка. В Российской Федерации, где низкая стоимость труда и граждане не имеют возможности создавать сбережения, потеря постоянного и регулярно получаемого дохода означает резкое снижение уровня жизни. Пособие по безработице выступает способом компенсации временно утраченного заработка трудоспособного лица при отсутствии возможности получить подходящую работу. Д. А. Сторожук отмечает, что «данное пособие выполняет две функции: обеспечительную, заключающуюся в стабилизации потребления, т. е. недопущении резкого падения уровня жизни безработного и его семьи в результате потери работы, и стимулирующую, заключающуюся в стимулировании безработного к активному поиску работы» <1>. ——————————— <1> Сторожук Д. А. Правовое регулирование социальной защиты безработных граждан в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2005. С. 23 — 24.

Согласно международным нормам безработным признается человек, который не имеет работы или полной занятости. Российское законодательство устанавливает, что гражданин не может быть признан безработным, если относится к занятому населению. Согласно Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» <2> занятыми считаются граждане: ——————————— <2> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 18. Ст. 566; СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 2003. N 2. Ст. 160; 2009. N 30. Ст. 3739.

— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные, за исключением общественных работ; — зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; — занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; — выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых является выполнение работ или оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); — избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; — проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; — проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения; — временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; — являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Данная правовая норма закрепляет слишком широкий перечень занятого населения, тем самым лишая права на защиту от безработицы (в том числе на получение пособия) большое количество лиц, не имеющих стабильной работы и постоянного дохода. Например, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей или являющиеся учредителями (участниками) коммерческих организаций, могут утратить получаемый доход или даже понести убытки от участия в хозяйственной деятельности и при этом в силу своего правового статуса не могут быть признаны безработными. К тому же в законодательстве не определен уровень дохода, необходимый для признания лица безработным, поэтому даже разовое выполнение работ или услуг за символическое вознаграждение исключает возможность получения пособия по безработице. Международное право предусматривает выплату пособия в случае частичной безработицы, однако в России лица, работающие на условиях неполной занятости, не могут быть признаны безработными, а следовательно, не могут рассчитывать на получение пособия. На практике это приводит к тому, что граждане, получающие незначительное вознаграждение за труд, остаются без помощи со стороны государства и не имеют возможности при содействии государственных органов занятости найти другую подходящую работу. За рубежом граждане, работающие неполный рабочий день, получают пособие по безработице. Например, законодательство Великобритании наделяет правом на пособие по безработице (jobseekers allowance) лиц, которые работают или учатся не более 16 часов в неделю. В Германии к категории безработных относятся лица, занятые не более 18 часов еженедельно. Кроме того, законодательство Германии допускает возможность работы по совместительству для лиц, получающих пособие по безработице (но не более 15 часов в неделю). Представляется, что подобные меры адекватны современным кризисным явлениям на рынке труда (спад объемов производства, сокращение рабочего времени и уменьшение заработной платы) и способствуют сглаживанию последствий материальной необеспеченности граждан. Право на получение пособия по безработице предоставляется на ограниченный срок, продолжительность которого не может быть меньше 13 недель за 12-месячный период (Конвенция МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Европейский кодекс социального обеспечения); должна быть не менее 156 рабочих дней в год (Конвенция МОТ N 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам»). Продолжительность выплаты пособия по российскому законодательству соответствует международным нормативам и составляет 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев или 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Размер пособия по безработице определяется в процентном отношении к общей сумме прежних доходов получателя и установлен в размере 45% заработка (Конвенция МОТ N 102); 50% заработка одинокого получателя или 65% заработка для лиц, имеющих супруга и двоих детей (Европейский кодекс социального обеспечения). На первый взгляд в России величина пособия по безработице, назначаемого гражданам, ранее имевшим оплачиваемую работу, соответствует международным нормативам и (в первом 12-месячном периоде) составляет от 75% до 45% среднемесячного заработка, исчисленного за три месяца по последнему месту работы, если бы не ограничение его размера максимальным и минимальным значением. Максимальная величина пособия по безработице на 2010 год установлена в размере 4900 рублей <3>. Доля пособия по безработице (максимальный размер) в среднемесячной начисленной заработной плате (в апреле 2010 г. — 20383 рубля) <4> составляет 24,04%, что почти в два раза ниже минимального международного стандарта полувековой давности. Минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей. В таком размере получают пособие граждане, впервые ищущие работу; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенные из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также граждане, которые работали не менее 26 календарных недель до признания их безработными (в течение второго 12-месячного периода выплаты пособия). Это довольно значительная доля получателей пособия. В I квартале 2010 года соотношение минимального размера пособия по безработице с величиной прожиточного минимума для трудоспособного гражданина в целом по России (величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за I квартал 2010 года — 5562 рублей в месяц) <5> составило 15,29%, а отношение к среднемесячной заработной плате за апрель 2010 года — 4,17%! Нельзя не согласиться с Г. Б. Челноковой, которая утверждает, что большинство безработных в России не имеют приемлемого уровня жизни и живут в состоянии крайней нужды <6>. Думается, ограничения размеров пособия по безработице максимальным и минимальным пределом установленной величины являются грубым нарушением норм международного права социального обеспечения. ——————————— <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. N 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» // РГ. 2009. 18 ноября. <4> По данным с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. http:// www. gsk. ru/ bgd/ regl/ b10_01/ IssWWW. exe/ Stg/ d04/ 3-1-1.htm. <5> По данным с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Величина прожиточного минимума за I квартал 2010 г. // http:// www. gsk. ru/ bgd/ regl/ b10_01/ IssWWW. exe/ Stg/ d04/ urov-6.htm. <6> Челнокова Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Науч.-практ. пособие. М.: Проспект, 2009. С. 57.

Отсутствие в российском законодательстве дифференциации размеров пособия в зависимости от количества иждивенцев приводит к тому, что, потеряв работу, трудоспособный родитель лишается возможности прокормить своих детей. Законодательство зарубежных государств предусматривает решение этой проблемы. К примеру, в Германии пособие выплачивается не только безработному, но и его детям и составляет на ребенка в возрасте до 6 лет — 60% от пособия взрослого; 70% — для детей от 6 до 14 лет и 80% для детей от 14 до 18 лет. К тому же с 2011 года размер выплат на детей будет увеличен, поскольку Федеральный конституционный суд счел, что эти нормы противоречат Конституции ФРГ, поскольку не обеспечивают достойный прожиточный минимум <7>. ——————————— <7> Пособие по безработице Hartz-ГV признано противоречащим Конституции ФРГ // http://lenta. ru/news/2010/02/09/hartz/.

Конвенция МОТ N 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.) предполагает, что пособия по безработице могут быть как страховым возмещением по обязательному или добровольному страхованию, так и выплатой нестрахового характера. В Российской Федерации пособие по безработице, по сути, объединяет две выплаты, имеющие различную правовую природу: одна компенсирует утраченный заработок тем, кто ранее работал, другая является пособием в системе государственной социальной помощи и направлена на защиту от бедности. Подобная дифференциация существует в странах Европейского союза, в которых система социальной защиты строится на началах социального страхования и вспомоществования. По критерию взаимодействия этих начал В. В. Антропов выделяет три типа национальных систем поддержки по безработице в ЕС: 1) только страхование по безработице (Греция и Португалия); 2) страхование по безработице и помощь по безработице (Германия, Франция, Ирландия, Австрия, Нидерланды, Испания и Швеция); 3) страхование по безработице и социальная помощь, предоставляемая по окончании периода выплаты страхового пособия (Италия, Бельгия, Люксембург, Великобритания, Дания и Финляндия) <8>. Таким образом, ни в одном государстве Европейского союза пособие по безработице не финансируется только из бюджетных средств. ——————————— <8> Антропов В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС: Автореф. дис. … докт. экон. наук. М., 2007. С. 33.

В России с 1 января 2001 г. социальное страхование на случай безработицы отменено, и в настоящее время пособие по безработице является государственным социальным обеспечением и выплачивается из средств бюджета. Низкие размеры пособий по безработице свидетельствуют о необходимости пересмотра источников его финансирования. Решение проблемы повышения размеров пособия по безработице видится во введении обязательного социального страхования на случай безработицы для работающих граждан и установлении размера страхового обеспечения на основе заработка, от которого будут исчисляться страховые взносы. А экономия бюджетных средств позволит повысить размеры пособия по безработице гражданам, не охваченным обязательным социальным страхованием на случай безработицы.

——————————————————————

Введение


Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. По мере развития государства и общества социальное обеспечение занимает в нем одно из ключевых, определяющих мест. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. Важность темы дипломной работы определяется необходимостью для России, как социального государства, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ обеспечить условия для достойной жизни и свободного развития человека, предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своих граждан. Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Объектом исследования данной дипломной работы является пособие по безработице, как мера социального обеспечения. Предметом исследования являются правовое регулирование пособия по безработице. Целью данной дипломной работы является изучение пособия по безработице как одной из мер социальной защиты безработных граждан. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1. Изучить понятие пособия в системе социального обеспечения 2. Изучить правоотношения в сфере социальной обеспечения безработных 3. Изучить нормативно-правовое обеспечение, механизмы реализации права на пособие по безработице. В дипломной работе применялись метод анализа при изучении нормативно-правовой базы в области законодательства социального обеспечения; метод индукции при изучении вопроса понятия пособия в системе социального обеспечения в государстве; метод классификации при описании сущностных признаков пособия (виды пособий, временная основа, целевое назначение); метод прогнозирования при раскрытии вопроса о проблематике и пути решения социального обеспечения в России. При написании дипломной работы использовались нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1, Постановления Правительства РФ и Министерства труда и социального развития РФ. Структура данной дипломной работы состоит из введения, основной части, состоящих из двух глав, заключения и использованных источников информации.


Введение………………………………………………………………………...…....5 Глава 1. Теоретические аспекты понятия пособия по безработице.......................7 1.1 Пособия в системе социального обеспечения…………………................……7 1.2 Понятие и сущностные признаки ………………………………………….….10 1.3 Правоотношения по поводу пособий ………………………………….....…..13 Глава 2. Нормативно-правовое регулирование пособия по безработице............20 2.1 Нормативно-правовое обеспечение пособия по безработице ……..........…..20 2.2 Назначения и выплаты пособия по безработице ……………..............……...26 2.3 Приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице........…32 2.4 Защита права на получение пособия по безработице......................................36 2.5 Проблематика и пути решения.......................................................................…41 Заключение………………………………………………………………………….46 Список использованных источников информации…………………………....…48

Список литературы


1. Нормативно-правовые акты: 1.1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. ФКЗ от 21.07.2014 №11-ФКЗ)// Российская газета.- 1993.-25 декабря.- № 237. 1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. -1996. - № 25- ст. 2954. // Российская газета. - 1996.- № 113 1.3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ. – 2002 - № 1. - ст. 3. // Российская газета.-2001.-31 декабря.- № 256. 1.4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3823. // Российская газета.-1998.- № 153-154. 1.5. «О занятости населения в Российской Федерации»: ФЗ от 19.04.1991 №1032-1 (в ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ. - 1996. - № 17 - ст. 1915. // Российская газета, № 84, 06.05.1996. 1.6. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. - 02.08.2010. - № 31. - ст. 4179. // Российская газета, № 168, 30.07.2010. 1.7. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324 (в ред. от 01.07.2016) // СЗ РФ. - 2004. - № 28. - ст. 2901. // Российская газета, № 144, 08.07.2004. 1.8. «Об утверждении Положения об организации общественных работ»: постановление Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875 (в ред. от 04.08.2015) // СЗ РФ.-1997.- № 29. - ст. 3533. // Российская газета, № 151, 07.08.1997. 1.9. «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы» Приказ Минтруда России от 22.02.2013 № 74н (в ред. от 28.03.2016) // Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2013 № 28347. // Российская газета, № 107, 22.05.2013. 1.10. «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» Приказ Минтруда России от 29.06.2012 № 10н (в ред. от 20.06.2016) // Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 № 25012. // Российская газета, № 203, 05.09.2012. 1.11. «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»: Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (ред. от 04.08.2015) // СЗ РФ. - 17.09.2012. - № 38. - ст. 5103. // опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 10.08.2015. 1.12. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. -2013. -№ 52 (часть I). - ст. 7007. // Российская газета. -2013. - № 295. 1.13. «Внесении дополнения в Приказ Федеральной службы занятости России от 10 июля 1996 г. № 141» «О мерах по обеспечению своевременности выплат пособий по безработице и других социальных выплат» Постановление Минтруда РФ от 26.02.1997 № 10 // "Бюллетень Минтруда РФ", № 3, 1997. 1.14. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год» Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326. // СЗ РФ, 19.12.2016, N 51, ст. 7378 // Российская газета, № 286, 16.12.2016. 1.15. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223. // СЗ РФ, 19.12.2016, № 51, ст. 7378 // Российская газета, № 286, 16.12.2016. 1.16. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год» Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1382. // СЗ РФ, 22.12.2014, № 51, ст. 7463 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2014. 1.17. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год» Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 № 973. // СЗ РФ, 22.12.2014, № 51, ст. 7463 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2014. 1.18. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 888. // Документ опубликован не был. 1.19. «Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения» Приказ Минтруда России от 26.02.2015 № 125н (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 № 36687). // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2015. 1.20. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФЗ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.12.2016). // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699. 2.21. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ // СЗ РФ, 06.04.1998, № 14, ст. 1514. // Российская газета, № 67, 07.04.1998. 2.22. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от ред. от 15.02.2016) // СЗ РФ, 01.05.1995, № 18, ст. 1589. // Российская газета, № 93, 16.05.1995. 2.24. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) // СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920. // Российская газета, № 247, 20.12.2001. 2. Специальная литература: 2.25. Афонина А.В. Выплаты и льготы. Что вам должно государство? Ответы на все вопросы. / Москва, 2010.с. 75. 2.26. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России. Учебное пособие. / Москва, 2009.с. 60. 2.27. Ильина А.Ю. Заполняем справку для службы занятости / Москва, 2012. – С. 23-27. 2.28. Лушникова М.В. Курс социального обеспечения / под ред. Гусова К.Н. - Москва,2009. - С. 12-86. 2.29. Лушников А.М. Курс трудового права 2-е изд. / под ред. Смирнова О.В., Снигиревой И.О.- Москва,2009. - С. 24-36. 2.30. Мочульская Е.Е. Право социального обеспечения / В.Ш.Шайхатдинова. -Москва, 2013. - С.65-94. 2.31. Полятков С. Консультируют специалисты службы занятости / Арсенал предпринимателя. Москва, 2012. – С. 35-43.

Отрывок из работы


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты понятия пособия по безработице 1.1 Пособия в системе социального обеспечения Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. По мере развития государства и общества социальное обеспечение занимает в нем одно из ключевых, определяющих мест. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. Ведь в любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве. В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает – «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества, за счет общественных фондов потребления. Бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан. Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Введение

1. Понятие пособия по безработице и порядок регистрации безработного

1.1 Понятие пособия по безработице

1.2 Понятие безработного. Порядок регистрации безработного

2. Размер пособия по безработице и сроки выплаты

2.1 Порядок определения размера пособия по безработице

2.2 Условия и сроки выплаты пособия по безработице

3. Приостановление и прекращение пособия по безработице

3.1 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице

3.2 Прекращение выплаты пособия по безработице

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032–1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Цель данной курсовой работы – изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ.

В связи с поставленной целью необходимо изучить следующие задачи:

– понятие пособия по безработице;

– правовое регулирование выплаты пособия по безработице;

– понятие и порядок признания лица безработного;

– условия и размеры выплаты пособия по безработице;

– сроки выплаты пособия по безработице;

– условия приостановления и прекращения выплаты пособия по безработице.

Предметом исследования является пособие по безработице, как один из видов социального обеспечения.

Объектом исследования является система функционирования выплаты пособия по безработице в различных аспектах и перспективах дальнейшего развития.

В процессе подготовки данной курсовой работы мной было переработано большое количество литературы, в том числе периодических изданий. Работа построена в строгом соответствии с последними изменениями законодательства.


1. Пособия по безработице и порядок регистрации безработного

1.1 Понятие пособия по безработице

Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т.е. на третьем этапе регистрации.

Размер пособия по безработице и порядок его выплаты установлены ст. 30–35 Закона о занятости. Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы – 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы – 60%; в дальнейшем – 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При не предоставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума. Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях

общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

Ко второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие

– постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года – в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;

– постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение – в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и стандарты международного права. Так, в системе российского законодательства о занятости населения находятся международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные РФ.

Одним из таких актов является Всеобщая декларация прав человека, которая провозглашает право каждого человека на труд и защиту от безработицы.

Большое значение в области социально-правовой защиты безработных имеют стандарты, разработанные Международной Организацией Труда (МОТ). МОТ была создана в Париже 13-й статьей Версальского договора в 1919 году. В качестве автономной организации при Лиге Наций МОТ ставила своей целью улучшение условий труда, повышение жизненного уровня, обеспечение экономической и социальной стабильности во всем мире. Основополагающей в вопросе защиты безработных является Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», Основополагающим законодательным актом в сфере регулирования социально-правовой защиты безработных является Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Ст. 37 гарантирует право граждан на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства.

Немалое значение в решение данной проблематики имеет Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Согласно ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений относится защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. В соответствие с этим положением данный нормативный документ устанавливает основные гарантии в сфере занятости, а, следовательно, обеспечивает защиту от безработицы.

Например, ст. 178 ТК РФ предоставляет право на выходное пособие гражданам, с которыми был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Пособие выплачивается в размере среднего месячного заработка, а также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. Ст. 180 предусматривает защиту работников при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации. В данном случае работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Трудовой кодекс также содержит гарантии защиты женщин от возможной безработицы.

Основным федеральным законом, регулирующим социально-правовую защиту безработных, является Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ». Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Законом о занятости также предусмотрены следующие государственные гарантии в области занятости и защиты безработных: свобода выбора вида занятости, включая работу с различными режимами труда; правовая защита от незаконного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве органами службы занятости; выплата выходного пособия при увольнении с работы; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице гражданам, признанным безработными; возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

право на трудоустройство за пределами Российской Федерации.

Закон о занятости устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки выплаты пособия по безработице, условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию. Ст. 36 предусматривает оказание материальной помощи безработным гражданам в случае утери права на получение пособия по безработице.

Таким образом, данный закон регламентирует основные стандарты и формы социально-правовой защиты безработных. Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

Существует также ряд законов, которые напрямую не связаны с регулированием социально-правовой защиты безработных, однако некоторые положения данных документов содержат нормы, применительно к данной проблематике. Это ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» , ст. 20 предоставляет инвалидам гарантии трудовой занятости и устанавливает ряд мер, способствующих их конкурентоспособности на рынке труда, таких как квотирование рабочих мест (ст. 21), создание специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22) и необходимых трудовых условий (ст. 23). Благодаря вышеуказанным нормам обеспечивается защита инвалидов от безработицы.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», который регулирует отношения в системе обязательного социального страхования. Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя банкротом.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают досрочный выход на пенсию безработных граждан, условия и порядок их выхода на пенсию. Таким образом, обеспечивается предусмотренное Законом «О занятости населения в РФ» право безработных граждан на получение пособий, в данном случае в виде пенсий.

Нормативное регулирование социально-правовой защиты безработных на федеральном уровне осуществляется также с помощью указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации.

Выводы по первой главе.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Социально-правовой статус безработного дает возможность гражданам, которые действительно заинтересованы в поиске подходящей работы, реализовать предоставленные им права, а самое главное трудоустроиться.

Однако, чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Безработица имеет также ряд асоциальных последствий: усиление социального неравенства, снижение социального статуса. Длительная безработица вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. Поэтому государство заинтересовано в регулировании процессов трудоустройства и защите прав граждан, получивших социально-правовой статус безработного.

Таким образом, социально-правовой статус безработного определяется несколькими моментами: во-первых, конституционным правом каждого гражданина на труд и защиту от безработицы; во-вторых, его социально- правовым положением как безработного. Признание гражданина в качестве безработного, а также порядок регистрации его в данном статусе, права и обязанности, возложенные на него, регламентируются Законом «О занятости населения в РФ».

Ведущую роль в сфере правовой защиты безработных в России занимает Конституция РФ, а также Трудовой кодекс РФ и ФЗ «О занятости населения в РФ». Законодательство нашей страны в области занятости основано на принципах свободного трудоустройства и социальной защиты безработных.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх