Подготовка кадров службы медицины катастроф. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях часто встречаются травмы различных органов и тканей

КАДРЫ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

4.1.1. Особенности работы и требования к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф

Анализ медико-санитарных последствий катастроф, произошедших на территории нашей страны, свидетельствует о необходимости приобретения и пополнения медиками знаний не только о предполагаемой патологии в очагах различных видов катастроф, основах оказания экстренной медицинской помощи пораженным, но и об организации такой помощи в необычных условиях деятельности здравоохранения.

Чрезвычайность ситуации для здравоохранения при широкомасштабных катастрофах состоит в том, что потребность населения в медицинской помощи значительно превосходит возможности здравоохранения территории в ее удовлетворении. При этом переход от индивидуальной медицины к групповой должен быть обеспечен адекватными организационно-методическими и научно-практическими указаниями и рекомендациями, на основе которых специалисты в белых халатах смогут максимально эффективно выполнять свой профессиональный долг.

В этих условиях существенно возрастает роль врача службы медицины катастроф как организатора и непосредственного исполнителя этих мероприятий. Работа медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. Врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи большому количеству пораженных, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в ЧС является проведение медицинской сортировки пораженных с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Кроме того, он должен оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных факторов внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др.). При этом возрастает роль врача, как организатора ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

4.1.2. Система подготовки кадров службы медицины катастроф

Успешное решение задач по организации медицинского обеспечения населения при ЧС мирного и военного времени во многом определяется уровнем подготовленности руководящего состава и органов управления ВСМК к работе в экстремальных условиях, состоянием обученности всего персонала учреждений и формирований службы медицины катастроф, его готовностью выполнять необходимые мероприятия с учетом сложившейся обстановки.

Подготовка по вопросам медицины катастроф стала осуществляться первоначально в ВУЗах последипломного образования (1990 г.), затем и в кадровых медицинских высших учебных заведениях (1992 г.) и средних специальных медицинских учебных заведениях (1995 г.). Подготовка спасателей по вопросам медицины катастроф была организована и ведется с 1992 г.



Начиная с 1994 г., важную роль в подготовке кадров службы медицины катастроф особенно ее руководящего состава, занимает кафедра медицины катастроф Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»), преобразованная в 2000 году в институт проблем МК (ИПМК).

В настоящее время под подготовкой кадров службы медицины катастроф и МСГО подразумевается додипломная и последипломная подготовка врачей и фармацевтов, подготовка средних медицинских работников, подготовка медицинских сестер для МСГО и спасателей. Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицине катастроф в Российской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной.

Нормативно-правовой базой системы подготовки кадров службы медицины катастроф являются:

− Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 от 21.12.94.;

− Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 30.12.03.;

− Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» № 547 от 04.09.03.;

− «Организационно-методические указания МЧС России по подготовке органов Управления, сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 2004 г.;

− Приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании планирования и организации непрерывной последипломной подготовки врачей службы медицины катастроф» № 175 от 4.06.97 г.;

− Междисциплинарная учебная программа «Организация медицинского обеспечения и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

Методическое руководство подготовкой по медицине катастроф осуществляет Минздравсоцразвития России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для службы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Минздрава России (приказ Минздрава России № 378 от 23.10.00 г.). Организационно-техническое обеспечение работы Учебно-методического совета возложено на Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

Основные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф медицинских ВУЗов. На клинических кафедрах предусматривается обучение будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при различных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, а темы, касающиеся особенностей санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучаются на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицине катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, в зависимости от профиля факультета, от 114 до 260 учебных часов. Подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по медицине катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипуляций доврачебной помощи.

В целях совершенствования планирования и организации непрерывной последипломной подготовки врачебных кадров службы медицины катастроф, направленной на постоянный рост профессиональных знаний и умений врачей и улучшение качества оказываемой ими медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования проводится усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф по специально разработанным для них программам. Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образования. Программы обучения составляют от 90 до 144 учебных часов.

Полученные медицинскими специалистами во время обучения знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС поддерживаются и совершенствуются на занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых СМК и МСГО.

Основанием для организации подготовки на местных базах является ежегодно издаваемый соответствующим руководителем здравоохранения (объекта, района, города и др.) приказ об итогах подготовки в текущем и задачах на новый учебный год. В приложении к приказу указываются все мероприятия, планируемые по подготовке органов управления, учреждений и формирований здравоохранения в течение года, сроки их проведения и исполнители.

Основными формами подготовки органов управления здравоохранения являются штабные тренировки, штабные учения, командно-штабные учения, деловые игры, а для подготовки учреждений и формирований организуются объектовые тренировки и объектовые комплексные учения. Персонал медицинских формирований обучается на теоретических и практических занятиях и на тактико-специальных учениях этих формирований.

Исключительно важное значение имеет морально-психологическая готовность персонала учреждений и формирований СМК и всего здравоохранения при их работе в зонах катастроф.

Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе медицины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в принадлежащих им учебных заведениях.

Качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении аттестации.

Признанием важности и значимости службы медицины катастроф при ликвидации последствий ЧС следует считать решение об аттестации медицинских кадров один раз в пять лет на статус спасателя.

4.1.3. Статус спасателя

На основании положений Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95г. № 151-ФЗ, для ликвидации последствий ЧС привлекаются специальные аварийно-спасательные службы.

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе, на нештатной основе и на общественных началах.

Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

К непосредственному исполнению обязанностей спасателей допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их физической подготовки, морально - психологическим качествам, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации.

Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.

Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно статуса спасатель имеет права и обязанности.

Права спасателей

1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:

Полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

Беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

Экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

Использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

3. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

5. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

6. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.

Обязанности спасателей

Быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

Совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

Неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

Активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

Неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;

Разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицина катастроф

система научных знаний и практической деятельности, направленных на прогнозирование и организацию мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим и ликвидации медицинских последствий при крупных авариях, стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях. Как самостоятельная область медицины сформировалась в последней четверти 20 в.

Комитет ВОЗ по проблемам современного общества предложил следующую классификацию катастроф: метеорологические - ураганы, смерчи, циклоны (тайфуны), бураны, морозы, необычайная жара, засуха и др.; топологические - наводнения, цунами, снежные обвалы, оползни, сели; теллурические и тектонические - землетрясения, извержения вулканов и др.; аварии - из строя технических сооружений (плотин, тоннелей, зданий, шахт), кораблекрушения, крушения поездов, загрязнения воды в системах водоснабжения и водоемах и др. Первые три группы катастроф являются природными (), аварии - антропогенными.

Прогнозирование и предупреждение катастроф, а также ликвидация их последствий являются одной из острейших мировых проблем. Так, в 70-80-х гг. катастрофы стали причиной гибели 3 млн. , число пострадавших составило около 800 млн. человек, а общая стоимость ущерба оценивается в 100 млрд. долларов. В среднем еженедельно в мире регистрируется одна катастрофа, в ликвидации последствий которой участвуют международные силы. На проведение спасательных работ ежегодно расходуется более 1 млрд. долларов. Наиболее тяжкие последствия имеют природные катастрофы. показывает, что 90% из них составляют наводнения, циклоны, землетрясения и засухи (соответственно 40; 20; 15 и 15%). По общему числу жертв первое место занимают тропические тайфуны. Крупные землетрясения амплитудой 8 баллов и более по шкале Рихтера по масштабам разрушений и потерь сравнимы с ядерными взрывами. Так, число жертв при землетрясении в Мессине (Италия, 1908) составило 100-160 тыс. человек, в (Япония, 1923) - 143 тыс. человек. В результате землетрясения в Перу (1970) погибло 70 тыс. и ранено около миллиона человек, в Таншане (Китай, 1976) погибло свыше 240 тыс. и ранено 773 тыс. человек. При землетрясении в Армении (1989) погибло около 25 тыс. и ранено свыше 18 тыс. человек.

Ряд регионов подвержен опасности крупных стихийных бедствий. Прогнозировать большинство природных катастроф пока трудно или невозможно.

Бурное индустриальное развитие, отсутствие должной устойчивости и надежности в работе техники, отставание в разработке средств предотвращения ошибок при обращении с техническими устройствами являются основными причинами роста количества и масштабов антропогенных катастроф. Возникновение некоторых из них вследствие преобразующей деятельности человека рассматривается в качестве нового фактора катастроф. Например, интенсивная вырубка лесов на склонах гор приводит к их оголению, что способствует схождению снежных лавин и селевых потоков; осушение торфяных болот становится одной из причин их возгорания. Т.о., в современных условиях некоторые виды катастроф имеют одновременно и природное, и антропогенное происхождение. Научно-технический прогресс породил и все более повышает вероятность аварий и катастроф в ядерной энергетике и на других объектах, результатом которых является радиационное и химическое людей. Предостережением человечеству служат антропогенные катастрофы в Бхопале (Индия, 1984), Чернобыле (1986). Общество не застраховано также возможных катастроф и аварий на всех видах транспорта, и в т.ч. трубопроводного, на складах различных вредных материалов, ядерных боеприпасов, на предприятиях микробиологической промышленности, фармацевтических, химических и др. Аварии и нарушения технологических процессов приводят к тяжелым экологическим последствиям, которые сами приобретают катастрофический . Это представляет постоянную угрозу для мирового сообщества. способствует концентрации на относительно небольших площадях значительного количества людей и мощных производственных комплексов, запасов химических и горючих материалов, энергоресурсов. При внезапном возникновении природных и антропогенных катастроф уязвимость городских жителей и численность пострадавших среди них резко повышаются. В результате стихийных бедствий и аварий страдает вся инфраструктура общества, управления силами и средствами по ликвидации последствий, становится реальным заболеваемости и возникновение крупных эпидемий инфекционных болезней.

Поэтому очевидна крайняя необходимость научных разработок по прогнозированию и предупреждению стихийных бедствий, крупных аварий и изучению международного опыта по ликвидации их последствий. Природные и антропогенные катастрофы, как правило, затрагивают интересы больших регионов, а иногда приобретают глобальный характер. Поэтому роль международных организаций в координации научных исследований и проведении подготовительных мероприятий во всех странах на случай катастроф существенно возрастает. С 1990 г. по решению ООН объявлено международное десятилетие борьбы со стихийными бедствиями и катастрофами. Его основными задачами провозглашены повышение возможностей каждой страны по предотвращению ущерба от стихийных бедствий; создание системы раннего оповещения о катастрофах; разработка стратегии оказания помощи при стихийных бедствиях.

В современном мире отмечается тенденция перехода от «послекатастрофических импровизаций» к «докатастрофической» подготовке. Для этих целей ООН создает различные специализированные организации по оказанию помощи жертвам стихийных бедствий. Учитывая большое количество добровольных организаций, желающих принять участие в разрешении проблем катастроф, Генеральная ассамблея ООН в 1971 г. приняла решение образовать в Женеве Бюро координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий. Целями этой организации являются наиболее тесное взаимодействие учреждений ООН как между собой, так и с другими «донорами», руководство всеми операциями по оказанию помощи и поддержание связи с заинтересованными странами, обществами в целях планирования мероприятий в предвидении катастроф.

Всемирная несет ответственность за медицинские аспекты экстренной помощи, осуществляемой любым учреждением ООН в ответ на просьбы государств-членов. В составе Исполнительного комитета ВОЗ имеется сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям.

В 1975 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф. В его задачи входят: координация разработки проблем М.к. в международном масштабе; научные исследования и разработка программ по проблемам медицинской помощи пострадавшим при катастрофах и их лечения в условиях массовых поражений; распространение специальной информации среди медперсонала, учреждений и общественных организаций. В ряде стран издаются журналы по проблемам медицины катастроф. Свои мероприятия Международное общество медицины катастроф проводит, как правило, совместно с международной организацией Гражданской обороны. В 1986 г. создан Европейский по медицине катастроф в Республике Сан-Марино, который решает задачи подготовки кадров, сбора научной информации о медицинских последствиях катастроф и опыте их ликвидации, проведения целенаправленных научных исследований и распространения полученных данных среди стран континента.

Мировое сообщество накопило значительный опыт по оказанию медицинской помощи при катастрофах. созданию специальных высокомобильных учреждений для решения этой задачи. Приобретенный опыт широко используется при создании национальных программ предупреждения катастроф и ликвидации их последствий. Перед М.к. стоят чрезвычайно важные задачи, и в первую очередь всесторонняя организационная, кадровая и морально-психологическая подготовка специальных функциональных структур здравоохранения, рассчитанных на постоянную готовность к оказанию различных видов медпомощи большим контингентам пострадавших. Научное обобщение международного и отечественного опыта работы при массовых санитарных потерях позволяет совершенствовать организацию специальных медицинских учреждений, бригад и групп усиления, предназначенных для деятельности в экстремальных ситуациях.

Медицина катастроф тесно связана с военной медициной. С одной стороны, М.к. использует огромный опыт, накопленный военными медиками в ходе многочисленных войн, особенно в области организации оказания медпомощи в условиях возникновения массовых санитарных потерь; с другой стороны, для военной медицины весьма ценным является опыт ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Эти две отрасли медицины имеют много общего в подготовке кадров, материальном оснащении, обеспечении постоянной готовности к оказанию медпомощи, принципах ее организации.

Международное сообщество накопило большой опыт участия военно-медицинских служб различных стран в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф как в своих странах, так и за рубежом. В подавляющем большинстве случаев военно-медицинские службы продемонстрировали преимущество перед гражданским здравоохранением и МС ГО. Так, после землетрясения в Таншане (Китай, 1976) военными медиками оказана помощь почти 2,5 млн. раненых и больных, спасена 160 тыс. тяжелораненых (97,6% от всех раненых этой категории). В Скопле (Югославия, 1963) после землетрясения наиболее эффективно действовала военно-медицинская служба Югославской народной армии. Военно-медицинские службы многих стран имеют специальные формирования для оказания экстренной медпомощи в чрезвычайных ситуациях. например, вооруженных сил Франции в 1904 г. создала специальное формирование быстрого реагирования в виде модульного, автономного, авиатранспортабельного полевого госпиталя. Практическое использование его в нескольких международных миссиях гуманитарной помощи подтвердило эффективность и целесообразность подобных формирований. Решением французского правительства в 1986 г. созданы военные силы быстрого реагирования для гуманитарной помощи, которые состоят из парашютно-десантной хирургической группы, собственно военно-медицинского формирования быстрого реагирования, группы для проведения противоэпидемических мероприятий, а также сил и средств усиления. При необходимости привлекается гражданских медицинских учреждений, члены Общества Красного Креста, добровольцы. Военно-медицинские формирования для оказания помощи иностранным государствам на случай катастроф созданы и используются в Норвегии, США, ФРГ и других странах.

Большинство авторов, исследующих роль военно-медицинских служб, отмечают, что они наиболее приспособлены для быстрого ведения спасательных операций в полевых условиях, отличаются высоким уровнем организации и медицинской техники, имеют необходимый палаточный фонд. Военно-медицинские учреждения и части должны быть ядром, объединяющим вокруг себя формирования МС ГО и гражданских органов здравоохранения. Некоторые авторы утверждают, что во время катастроф военно-медицинская служба должна подменять службу общественного здравоохранения.

До 1988 г. в СССР при авариях и катастрофах планировалось использование в основном сил и средств МС ГО. Однако многообразие задач, решаемых при ликвидации последствий катастроф, обусловило создание специального государственного координационного органа. В 1989 г. была образована Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а в 1990 г. принято Постановление Совета Министров СССР «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». Подготовка учреждений экстренной медицинской помощи к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также планирование, организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом производственных, экономических, климатогеографических, демографических и других особенностей определенных территорий возложены на шесть региональных центров экстренной медицинской помощи, два из которых находятся в Москве, остальные в Киеве, Ташкенте, Новосибирске, Хабаровске. Головным центром является Всесоюзный научно-практический центр экстренной медицинской помощи при институте хирургии . А.В. Вишневского АМН СССР (Москва).

На базе республиканских, областных (краевых) крупных многопрофильных больниц и научно-исследовательских учреждений организованы специализированные медицинские бригады (хирургические, ожоговые, травматологические, радиологические, педиатрические, токсико-терапевтические, психиатрические и др.), которые обеспечены специалистами и оснащены медицинским оборудованием, приборами, инструментами, а также другим имуществом, необходимым для работы в чрезвычайных ситуациях. Эти бригады являются средством усиления стационарных лечебных учреждений. Несколько бригад могут объединяться в отряды экстренной медицинской помощи. Работать в очаге массовых поражений или на его границах должны создаваемые бригады доврачебной помощи, врачебно-сестринские бригады и бригады скорой медицинской помощи близлежащих лечебных учреждений и станций скорой помощи. Принцип формирования медицинских бригад, групп и отрядов в зависимости от категории учреждения, его профиля и кадровых возможностей принят и в санитарно-эпидемиологических учреждениях.

За основу организации медицинской помощи населению в случае катастроф и аварий в мирное время принимается система двух- или трехэтапного лечебно-эвакуационного обеспечения (Лечебно-эвакуационное обеспечение). Одним из главных принципов службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях является ее общегосударственный характер и опора на существующую сеть медицинских учреждений территориального и ведомственного здравоохранения.

Создание высокоэффективной системы экстренной медицинской помощи в стране невозможно без активного участия медицинской службы (Медицинская служба) ВС СССР, которая имеет значительный опыт такой работы. Только за период с 1980 по 1990 г. она принимала участие в ликвидации последствий более чем 130 катастроф и аварий с человеческими жертвами, в т.ч. с химическим и радиационным поражением людей. Накоплен уникальный опыт работы военно-медицинских отрядов при ликвидации последствий стихийных бедствий и за рубежом, например в Никарагуа (1983), Эфиопии (1984), где медпомощь оказана десяткам тысяч раненых и больных. Эти отряды работали в тесном взаимодействии с организациями Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

В системе оказания медпомощи в очагах катастроф большая роль отводится десантируемым, в т.ч. парашютным способом, врачебно-фельдшерским бригадам Воздушно-десантных войск (рис. 1-4 ). В определенных ситуациях, когда отсутствуют или разрушены местные лечебные учреждения, повреждены транспортные коммуникации, они должны играть решающую роль в оказании первой медпомощи пострадавшим.

Для оказания квалифицированной и основных видов специализированной медпомощи по жизненным показаниям, проведения кратковременной интенсивной терапии и подготовки пострадавших к дальнейшей эвакуации предназначены отдельные медицинские отряды специального назначения медицинской службы ВС СССР, Это многопрофильные, мобильные (в т.ч. авиадесантируемые), полевые госпитали с модульным принципом формирования организационно-штатной структуры (рис. 5-8 ), оснащенные портативным медицинским имуществом (рис. 9-12 ). Развертывание их для работы в очагах массовых поражений существенно улучшает качество и эффективность оказываемой медпомощи в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, в военно-медицинских учреждениях формируются врачебно-сестринские и специализированные медицинские бригады, имеющие необходимое оснащение для оказания медпомощи в очагах аварий, стихийных и экологических бедствий. Т.о., организационные структуры военной М.к. являются составной частью общегосударственной службы медицинской помощи в экстремальных ситуациях.

Отдельные специфические вопросы М.к. требуют дальнейшего глубокого изучения. Это касается прежде всего разработки единых принципов оказания медицинской помощи при наиболее вероятной травматической, токсикологической и радиационной патологии, прогнозирования вероятных величины и структуры санитарных потерь при авариях и катастрофах, исследования медицинских аспектов моделей катастроф, материально-технического оснащения медицинских сил и средств.

Анализ уровня подготовки медицинского персонала к работе в экстремальных условиях выявил необходимость введения специального курса М.к. при обучении и усовершенствовании врачей и среднего медицинского персонала. Необходимы подготовка всего населения и формирование практических навыков по оказанию первой медпомощи пострадавшим на месте происшествия.

Важное значение имеет взаимодействие органов и учреждений здравоохранения, военно-медицинской службы с другими министерствами, ведомствами, органами и учреждениями, принимающими участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.

Создание всесоюзной унифицированной организации в рамках М.к. должно обеспечить эффективную работу отечественного здравоохранения в любых непредвиденных или прогнозируемых экстремальных ситуациях.

Библиогр.: Медицина катастроф. Материалы международной конференции, М., 1490.

Рис. 3. Капсула для десантирования медицинского персонала с 300 кг груза на воду и землю.

вид операционно-реанимационного комплекса отдельного медицинского отряда специального назначения">

Рис. 6. Общий вид операционно-реанимационного комплекса отдельного медицинского отряда специального назначения.

Скальпель»">

Рис. 1. Доставка пострадавших из района катастрофы специализированным самолетом «Скальпель».

Перевязочная отдельного медицинского отряда специального назначения">

Рис. 8. Перевязочная отдельного медицинского отряда специального назначения.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

  • Медици́на зе́мская

Смотреть что такое "Медицина катастроф" в других словарях:

    Отрасль медицины и службы здравоохранения РФ, изучающая медико санитарные последствия природных и техногенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в выполнении… … Словарь черезвычайных ситуаций

    МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ - отрасль медицины и службы здравоохранения, изучающая медико санитарные последствия природных техногенных и антропогенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в… … Юридическая энциклопедия

    Медицина катастроф область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В… … Википедия

    Медицина катастроф - отрасль медицины и службы здравоохранения, изучающая медико санитарные последствия природных, техногенных и антропогенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Медицина катастроф - возникшее в конце 20 века новое междисциплинарное направление в теории и практике медицины, разрабатывающее организацию и методы оказания неотложной и последующей помощи пострадавшим и их родственникам при стихийных, техногенных катастрофах,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Медицина катастроф

Медици́на катастро́ф - область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач - множество больных» («Айболит »), в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач - один больной».

Чрезвыча́йная ситуа́ция - внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии. Различают чрезвычайные ситуации локального (1-10 пострадавших), территориального (10-50 пострадавших), регионального (50-500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня. Существует понятие «чрезвычайная ситуация в медицине » - положение, когда органы здравоохранения (различного уровня) не справляются на месте с наплывом пострадавших.

Виды поражений при катастрофах

Задачи Службы медицины катастроф

  • медицинская разведка в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС),
  • медицинская сортировка пострадавших,
  • организация и оказание медицинской помощи пострадавшим,
  • организация эвакуации и эвакуация пострадавших из зоны ЧС,
  • привлечение дополнительных медицинских сил и средств для помощи пострадавшим в случае необходимости,
  • организация госпитализации пострадавших,
  • руководство действиями медицинских формирований и учреждений, администрации населенных пунктов в зоне ЧС.
  • медицинское обеспечение аварийно-спасательных работ: пожаротушения, работ по разминированию, работ по ликвидации радиационной, химической, биологической опасности, любых других видов аварийно-спасательных работ, связанных с риском для спасателей и гражданского населения (дежурство на месте проведения работ).
  • медицинское обеспечение проведения общественно-политических, спортивных и других мероприятий, связанных с массовым сосредоточением людей (дежурство на месте проведения мероприятия).
  • контроль за поддержанием готовности медицинских учреждений и формирований к работе в условиях ЧС.
  • прогнозирование возникновения ЧС и планирование действий по ликвидации медицинских последствий ЧС.
  • обучение сотрудников государственных экстренных служб методам оказания первой медицинской помощи, организация и регулярное проведение учений с сотрудниками экстренных служб по совместной ликвидации медицинских последствий ЧС.
  • научная работа по совершенствованию методов оказания экстренной медицинской помощи в условиях ЧС (совместно с другими медицинскими и научными учреждениями).

Служба медицины катастроф России

Структура Службы Медицины Катастроф (СМК) в России

  1. Центральный аэромобильный спасательный отряд «Центроспас » МЧС РФ - единственное формирование МЧС , в состав которого официально входят врачи, оснащённое современным медицинским оборудованием и медикаментами. Данному формированию придан аэромобильный госпиталь. В составе других подразделений МЧС медиков нет. На должность спасателя охотно принимаются люди с медицинским образованием, но они не экипируются медицинским оборудованием, медикаментами и не имеют лицензии на оказание медицинской помощи. «Центроспас» не относится непосредственно к Службе Медицины Катастроф, но принимает активное участие в оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС. Также существуют реанимационно-противошоковые группы (РПГ) в составе военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ). В состав РПГ входит два врача-реаниматолога, с необходимым оборудованием, которые спускаются в шахту вместе с отделением горноспасателей для оказания помощи пострадавшим шахтерам. До 2011 года самостоятельные управления ВГСЧ были в ведении Минпромторга, Ростехнадзора и Минэнерго. В 2011 году все ВГСЧ переданы в подчинение МЧС. Это еще одно исключение из общего правила.
  2. Головное учреждение СМК - Всероссийский Центр Медицины Катастроф (ВЦМК) «Защита» МЗСР РФ . Основан в 1993 году. Занимается научной, учебной и организационной работой в области Медицины Катастроф, участвует и руководит при оказании помощи пострадавшим в ЧС федерального и международного уровня. В составе полевой многопрофильный госпиталь и отдел авиамедицинской эвакуации (санитарная авиация) - решает задачи, связанные с оказанием помощи и транспортировкой больных и пострадавших по воздуху на территории РФ и за рубежом. Участвует в различных гуманитарных операциях совместно с Пограничной службой ФСБ России и МЧС России. Часто медики полевого многопрофильного госпиталя работают на базе аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас» МЧС России или же развёртывается совместный (сводный) госпиталь в районе ЧС. Возможно развертывание собственного госпиталя ВЦМК "Защита". Также авиамедицинская эвакуация пострадавших осуществляется авиатранспортом МЧС с использованием специальных авиаэвакомодулей, совместно разработанных специалистами МЧС и ВЦМК «Защита». Стоит отметить, что полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК "Защита" был образован раньше госпиталя МЧС. Однако работа всегда велась совместно с подразделениями МЧС, госпиталь прикомандировывался к опергруппе МЧС, оставаясь в ведомственной принадлежности Минздрава РФ. В ВЦМК "Защита" был создан Штаб ВСМК (Всероссийской службы медицины катастроф), который по сути дела (да и официально) являлся штабом данного направления Минздрава РФ. Однако при возникновении Минздравсоцразвития, в структуре которого был зачем-то создан свой штаб, реальной власти данное подраздение ВСМК не имеет.
  3. Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) - учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области. Региональный Центр Медицины Катастроф (РЦМК) - учреждение, аналогичное ТЦМК, в субъектах Российской Федерации, где нет деления на области (республика, автономный край и т. п.). В Москве - свой отдельный центр Медицины Катастроф - Научно-практический Центр Экстренной Медицинской Помощи (ЦЭМП).
  4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи в Службу медицины катастроф не входят, рассматриваются как резервные формирования СМК, но на СМП лежит большая часть догоспитальной медицинской помощи пострадавшим. Принимают самое активное участие в ликвидации медицинских последствий ЧС.
  5. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА)(в начале 1990-х годов носило название «Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем», «ФУМБЭП» - термин иногда встречается в документах того периода и в литературе) - правопреемник 3-го Главного управления Минздрава СССР. ВЦМК «Защита» в своё время был организован в самостоятельное учреждение с прямым подчинением Минздраву, из двух подразделений ФМБА и многие медики из больниц и медсанчастей ФМБА работали по совместительству в ВЦМК «Защита» (так как в Советском Союзе не существовало отдельной Службы медицины катастроф, некое подобие было только в структурах 3-го Главного Управления Минздрава СССР).. Занимается медицинским обеспечением предприятий атомной промышленности и энергетики, военно-промышленного комплекса, космической отрасли и других, а также «закрытых» населённых пунктов при засекреченных предприятиях, ликвидацией медицинских последствий ЧС на этих предприятиях и в населённых пунктах. Начиная с 2008 года, сотрудники ФМБА всё чаще привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС за пределами своих "закрытых" территорий, совместно с ВЦМК «Защита», МЧС России и местными ТЦМК.. Созданы мобильные госпитали и мобильные медицинские бригады. В отличие от центров медицины катастроф местного уровня (ТЦМК, РЦМК и т.п.), которые не подчиняются напрямую ВЦМК "Защита" (только в плане оперативной деятельности и сбора информации), а официально подчиняются местным органам здравоохранения, мобильные подразделения ФМБА входят в структуру федерального подчинения, независимую от местных властей. У ФМБА есть свои больницы и медсанчасти, куда имеется возможность госпитализировать пострадавших, чем достигается преемственность в лечении на различных этапах. Наличие собственной госпитальной базы - главный "козырь" в возможностях ФМБА. Только в учреждениях ФМБА есть возможность оказания квалифицированной помощи некоторым категориям пораженных. Например, пострадавшим с лучевой болезнью или поражением боевыми отравляющими веществами - другие медики, в мирное время, с такими больными не сталкиваются. Таким образом, ФМБА в некоторых регионах России имеет свои более богатые возможности, в отличие от ЦМК. Исключение составляют травматологические центры и детские больницы. Необходимо отметить,что ФМБА, как структура федерального подчинения, имеет намного более высокий уровень финансирования и оснащения оборудованием и техникой в регионах, в отличие от местных ЦМК, которые чаще финансируются и оснащаются по "остаточному принципу" из бюджета местного здравоохранения. По этой причине происходит частичное дублирование функций ЦМК подразделениями ФМБА, в некоторых областях, где ЦМК недостаточно развиты. А официальные законодательные акты, регламентирующие совместную деятельность подразделений ФМБА и ЦМК на местах, пока что не созданы.

Структура Территориального Центра Медицины Катастроф на примере ГУЗ ТЦМК Московской области

В состав ТЦМК входят:

  1. Оперативно-диспетчерский отдел: сбор информации, взаимодействие, руководство формированиями.
  2. Клинический отдел: бригады экстренной медицинской помощи (БЭМП) - постоянные формирования ТЦМК. В составе дежурной смены - врач анестезиолог -реаниматолог , с общим стажем выездной работы на «скорой помощи» не менее 10 лет и с опытом работы в стационаре, два фельдшера с аналогичным стажем на «скорой помощи», водитель. БЭМП расположены в различных точках на территории подконтрольной ТЦМК (обычно, рядом с крупными федеральными автомобильными трассами). В зону ответственности БЭМП входит сектор вдоль федеральной трассы от МКАД до границы области, включая все дороги, города, посёлки, предприятия, аэродромы, железные дороги и прочее. Резервные формирования - бригада экстренного реагирования (БЭР) - сотрудники учреждений здравоохранения в населённых пунктах, привлекаемые в случае ЧС.
  3. Мобильный пневмокаркасный госпиталь - надувные модули с оборудованием.
  4. Отдел санитарной авиации - вертолёты . Начал работу в ноябре 2011 года. Из-за финансовых, технических и организационных проблем пока работает в ограниченном режиме. Вертолет BO-105 базируется на аэродроме Раменское, площадка для дежурства находится в городе Клин. Вертолет вылетает на крупные ДТП на трассе М-10 Москва - Санкт-Петербург, только в светлое время суток. Госпитализация пострадавших в больницу города Клин. Планируется развитие отдела, организация вертолетных площадок и дежурства вертолетов в других районах Московской области. Наиболее вероятное место расположения следующей вертолетной площадки - трасса М-4 Москва - Ростов на Дону. В перспективе планируется поступление вертолетов BK-117 и Ка-226.
  5. Научный отдел - сотрудничает с кафедрой Медицины Катастроф при МОНИКИ (Московский Областной Научно-исследовательский Клинический Институт - ведущее учреждение здравоохранения Московской области).
  6. Учебный отдел - проведение занятий по оказанию Первой Медицинской Помощи с сотрудниками подразделений МЧС Московской области и с сотрудниками других экстренных служб.
  7. Психологическая лаборатория - психологи и психиатры - помощь пострадавшим при ЧС и периодическое тестирование и контроль сотрудников ТЦМК.
  8. Вспомогательные службы - отдел кадров, бухгалтерия , аптека , склад, автохозяйство и прочее.

Центр может работать в трех режимах:

  1. Режим повседневной деятельности - поводы к вызову БЭМП - любые ЧС (больше 3-х пострадавших или 2-х погибших) - ДТП, пожар, техногенная или природная катастрофа, обрушение зданий, угроза взрыва, теракты, захват заложников, массовые беспорядки и драки, ножевые и огнестрельные ранения, минно-взрывная травма, поездная травма, авиакатастрофа, падение с высоты, массовые отравления, случаи выявления особо опасных инфекций, любые другие чрезвычайные ситуации. БЭМП может выехать на ситуацию с одним-двумя крайне тяжёлыми пострадавшими по распоряжению старшего врача оперативно-диспетчерского отдела. 90 % вызовов - крупные ДТП на федеральных трассах, за пределами населённых пунктов. Задача БЭМП - прибыть на место, провести медицинскую разведку и сортировку, запросить дополнительные силы (скорая помощь и спасатели из ближайших населённых пунктов), руководить оказанием помощи пострадавшим на месте ЧС. Запас медикаментов и расходных материалов БЭМП рассчитан на 25 пострадавших. Есть возможность самостоятельной госпитализации пострадавших. Оснащение БЭМП соответствует уровню отделения анестезиологии и реанимации в стационаре. Информация о ЧС поступает от местных станций скорой помощи, пожарных, спасателей, милиции и ГИБДД в оперативно-диспетчерский отдел и непосредственно врачу БЭМП. Также БЭМП привлекается к медицинской эвакуации - транспортировка крайне тяжёлых реанимационных больных из стационара в стационар. Привлекается к медицинскому обеспечению массовых мероприятий (дежурства).
  2. Режим угрозы возникновения ЧС - развёртывание мобильного госпиталя, мобилизация БЭР, мобилизация коечного фонда в стационарах, оперативное взаимодействие с другими службами.
  3. Режим ЧС - работа в условиях ЧС регионального или федерального уровня.

Дополнительная информация

Служба медицины катастроф не имеет собственной выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств. Санитарная авиация использует цветографическую схему авиации МЧС (эта техника действительно принадлежит МЧС России). Поэтому лётно-технический персонал - сотрудники МЧС, медицинский персонал - сотрудники аэромобильного госпиталя "Центроспас" МЧС, того или иного Центра Медицины Катастроф и (или) подразделения ФМБА. Санитарные автомобили используют цветографическую схему, установленную ГОСТом для автомобилей скорой помощи: белый или желтый цвет кузова, красная полоса с красным крестом по борту, надписи «03» спереди и сзади автомобиля (в 2010 году ГОСТ изменен - надпись «Скорая Медицинская Помощь» на красной полосе по борту, красный крест спереди и сзади. На машинах, полученных до 2010 года, может сохраняться устаревшая окраска). Без выполнения этих условий автомобиль не может пройти техосмотр, получить разрешение на установку спецсигналов и средств оперативной радиосвязи. Дополнительно могут наноситься надписи «Медицина Катастроф», «ЦЭМП», эмблема СМК - золотой колокол на фоне красного креста и флага Российской Федерации, эмблемы « » («Star of Life») - синяя шестилучевая «снежинка» на белом фоне, эмблемы ФМБА (ФМБА также не имеет выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств) и другие опознавательные знаки. Реанимационно-противошоковые группы военизированных горноспасательных частей, для передвижения на поверхности и транспортировки извлеченных из шахты пострадавших, имеют санитарный автомобиль с цветографической схемой скорой помощи по ГОСТу, с дополнительно нанесенной символикой ВГСЧ.

Форма одежды - синяя или тёмно-синяя с жёлтыми вставками и световозвращающими полосами. Впрочем, цвет обмундирования, в том числе и сезонного, расположение надписей и нашивок может быть различным в разных Центрах медицины катастроф.

Служба медицины катастроф не имеет собственных выделенных радиочастот для организации оперативной радиосвязи. В России радиочастоты выделяются исключительно на коммерческой платной основе, даже для государственных экстренных служб (кроме радиочастот "закрепленных" за службами еще во время существования Советского Союза), большинство радиочастот находится в распоряжении военных и силовых ведомств, "гражданским" службам обычно достаются самые "неудобные" диапазоны с наихудшим качеством связи (например, сельская Скорая, электрики, аварийная газовая служба, сельские пожарные - до сих пор работают в диапазоне Low Band - 38-50 МГц, полиция, военные и силовые структуры используют частоты 2м - 140-175 МГц и 70см - 440-470 МГц, качество связи отличается "в разы"). Для радиообмена обычно используются частоты выделенные для Скорой Помощи в данной местности (частота единая и единственная по всей России - 41.* МГц, кроме городов-миллионников), эффективность и удобство связи - низкие, эфир перегружен. Санитарная авиация использует соответствующие радиочастоты авиационного диапазона (120 - 130 МГц) для связи с авиадиспетчером. Чаще используется обычная сотовая телефонная связь. Организация оперативной радиосвязи экстренных служб в России и качество оборудования связи (по состоянию на 2012 год), к сожалению, сильно отстают от современного мирового уровня, что отрицательно сказывается на эффективности работы (своевременно полученная информация - основа деятельности любой экстренной службы). В России полностью отсутствует перекрестная оперативная радиосвязь между сотрудниками экстренных служб, принадлежащих разным ведомствам (Минздрав, МВД и МЧС). Передача информации друг другу возможна только через диспетчера, по телефону, либо при личном общении. Организованная система передачи информации (кто, кого и в каких случаях должен информировать) - также полностью отсутствует, либо существует только "на бумаге" и в реальности не работает. У сотрудников большинства экстренных служб в России, отсутствуют личные переносные радиостанции и нет возможности экстренной связи между сотрудниками, работающими в условиях ЧС. Исключение - ЦЭМП г. Москвы, имеет собственную радиочастоту и налаженную систему оперативной радиосвязи (в том числе и с подразделениями МВД и МЧС). Организация эффективного взаимодействия оперативных служб г. Москвы стала возможна при активном личном участии начальника Службы пожаротушения г. Москвы полковника Чернышева Е. Н. (в начале 2000-х годов).

См. также

Ссылки

  • Статьи из книги МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ: Учебное пособие / Под. ред. проф. В. М. Рябочкина, проф. Г. И. Назаренко. - М.: «ИНИ Лтд», 1996. 272 с. ISBN 5-87433-076-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Диабетология
  • МСЭ

Смотреть что такое "Медицина катастроф" в других словарях:

    Медицина катастроф - отрасль медицины и службы здравоохранения РФ, изучающая медико санитарные последствия природных и техногенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в выполнении… … Словарь черезвычайных ситуаций

    МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ - отрасль медицины и службы здравоохранения, изучающая медико санитарные последствия природных техногенных и антропогенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в… … Юридическая энциклопедия

    Медицина катастроф - отрасль медицины и службы здравоохранения, изучающая медико санитарные последствия природных, техногенных и антропогенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Прогрессивное развитие научно-технической революции привело к тому, что частота возникновения ситуаций, опасных для жизни людей, не снизилась, а повысилась. Как реакция на повышение риска для жизни, в международных сообществах (ООН, ВОЗ и др.) стали разрабатываться системы медико-санитарной и медико-экологической защиты населения от стихийных бедствий и технологических катастроф.

В начале любой катастрофы возможности для оказания медицинской помощи ограничены и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных резервов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.

Чрезвычайно важное значение службы медицины катастроф заключается в разработке и планировании системы медицинской защиты населения и лечебно-профилактических учреждений от поражающих факторов наиболее вероятных в данном регионе ЧС.

При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасном объекте, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания необходимой медицинской помощи, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, резко возрастает роль службы медицины катастроф как организатора и исполнителя мероприятий по оказанию всех видов медицинской помощи и необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Работа медицинского персонала бригад службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В экстренных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи многим пострадавшим, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в чрезвычайных условиях является проведение медицинской сортировки пострадавших с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе чрезвычайной ситуации организовать и быстро осуществить неотложные мероприятия по жизненным показаниям и уметь оказывать такую помощь при транспортировке, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пострадавших от неблагоприятных факторов внешней среды (заражение РВ, АОХВ1, БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пострадавших в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Такие мероприятия можно рассматривать как начало интенсивной терапии, которая будет продолжаться в условиях стационара в расширенном виде и другими методами и средствами. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.


Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, т. е. в полевых условиях. Кроме того, они обязаны организовать и быстро осуществлять неотложные мероприятия по жизненным показаниям в районе ЧС и при транспортировке; уметь организовать защиту пораженных и медицинского персонала от воздействия поражающих факторов, прежде всего от заражения РВ, АОХВ и БС, а также от климатических и погодных факторов; уметь оценивать общую, медицинскую, радиационную, химическую, эпидемиологическую обстановку и пользоваться необходимыми для такой оценки приборами, устройствами и расчетами.

При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Он должен:

· хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений, организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

· знать возможные варианты ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;

· владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, представители которых могут работать в службе катастроф;

· быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев РСЧС, знать принципы работы ее сил и средств при ликвидации различных ЧС, организацию управления;

· знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб на обслуживающей территории (регионе), места расположения их учреждений;

· быть специалистом-управленцем, способным правильно и быстро оценить обстановку, принять четкое решение, своевременно поставить конкретные задачи исполнителям, осуществить контроль и помощь, обеспечить правильные взаимоотношения с коллективом.

Решение таких многочисленных и сложных задач будет способствовать формированию врача нового научно-практического направления в медицинской науке и практическом здравоохранении - медицины катастроф.

Постоянно расширяющееся участие врачей различных специальностей и среднего медицинского персонала в ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий требует заблаговременной подготовки кадров в этой области.

  • 1.2. Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • 1.3. Режимы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • 1.4. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения
  • Глава 2. Задачи и организационная структура всероссийской службы медицины катастроф
  • 2.1. Краткий очерк истории возникновения медицины катастроф
  • 2.2. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях
  • 2.3. Определение, задачи и мероприятия по режимам деятельности службы медицины катастроф
  • 2.4. Основные принципы организации службы медицины катастроф
  • 1. Государственный и приоритетный характер.
  • 2. Территориально-производственный принцип.
  • 3. Централизация и децентрализация управления.
  • 4. Плановый характер.
  • 5. Принцип универсализма.
  • 6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств.
  • 8. Принцип единства медицинской науки и практики.
  • 10. Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в чс.
  • 11. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
  • 2.5. Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф
  • Силы службы медицины катастроф
  • 2.6. Организационная структура службы медицины катастроф министерства здравоохранения Российской Федерации
  • 2.7. Служба медицины катастроф Министерства Обороны Российской Федерации и силы мвд, мпс России, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чс
  • 2.8. Формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны
  • 2.9. Санитарно-эпидемиологическая служба медицины катастроф
  • 9. Центры местного уровня - центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, которые осуществляют:
  • Глава 3. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
  • 3.1. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных
  • 3.2. Понятие об этапе медицинской эвакуации
  • 3.3. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения
  • 3.4. Виды и объем медицинской помощи
  • 3.5. Понятие о медицинской сортировке пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях
  • 3.6. Медицинская сортировка на этапах медицинской эвакуации
  • Медицинская документация форма № 167/у-96
  • 3.7. Медицинская эвакуация пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 4. Организация медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях мирного времени
  • 4.1. Организация оказания первой медицинской помощи
  • 4.2. Организация оказания доврачебной и первой врачебной помощи
  • 4.3. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи
  • 4.4. Организация работы этапов медицинской эвакуации в зоне (районе) чс
  • 4.4.1. Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания первой врачебной помощи в чс
  • 4.4.2. Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания квалифицированной медицинской помощи в чс
  • 4.4.3. Основные положения организации работы функциональных подразделений этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания квалифицированной медицинской помощи в чс
  • 4.5. Подвижной многопрофильный госпиталь
  • 4.5.1. Содержание деятельности и основные задачи госпиталя
  • 4.5.2. Организационно-штатная структура госпиталя
  • 4.5.3. Задачи основных подразделений госпиталя
  • 4.5.4. Принципы развертывания госпиталя
  • 4.5.5. Организация работы функциональных подразделений госпиталя
  • Перечень обязательных учетных документов пмг
  • 4.5.6. Организация материально-технического обеспечения
  • 4.5.7. Перемещение и организация охраны госпиталя
  • 4.6. Организация работы больницы в чрезвычайных ситуациях
  • 4.7. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях
  • 4.8. Особенности организации медицинского обеспечения при ликвидации радиационных аварий и катастроф
  • 4.9. Особенности организации медицинской помощи населению в очагах химического поражения аохв
  • 4.10. Учет и отчетность в системе Всероссийской службы медицины катастроф
  • 4.11. Некоторые социально-психологические аспекты управления службой медицины катастроф
  • Основные общие недостатки системы "руководитель-коллектив" в управлении медицинской службой
  • 1. Руководитель формального типа (попустительского, анархического):
  • Глава 5. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах массового поражения военного времени
  • 5.1. Организация ввода группировки сил го в очаг массового поражения
  • 5.2. Организация оказания первой медицинской помощи в очаге ядерного поражения
  • 5.3. Организация оказания первой врачебной помощи в очаге ядерного поражения
  • 5.4. Особенности организации оказания первой медицинской и первой врачебной помощи в очаге химического поражения
  • 5.5. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в очагах массового поражения
  • Заключение
  • Основные понятия
  • Список сокращений
  • Литература
  • 2.2. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях

    Прогрессивное развитие научно-технической революции привело к тому, что частота возникновения ситуаций, опасных для жизни людей, не снизилась, а повысилась. Как реакция на повышение риска для жизни, в международных сообществах (ООН, ВОЗ и др.) стали разрабатываться системы медико-санитарной и медико-экологической защиты населения от стихийных бедствий и технологических катастроф.

    В начале любой катастрофы возможности для оказания медицинскои помощи ограничены и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных резервов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.

    Чрезвычайно важное значение службы медицины катастроф заключается в разработке и планировании системы медицинской защиты населения и лечебно-профилактических учреждений от поражающих факторов наиболее вероятных в данном регионе ЧС.

    При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасном объекте, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

    Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания необходимой медицинской помощи, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, резко возрастает роль службы медицины катастроф как организатора и исполнителя мероприятий по оказанию всех видов медицинской помощи и необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

    Работа медицинского персонала бригад службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В экстренных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи многим пострадавшим, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в чрезвычайных условиях является проведение медицинской сортировки пострадавших с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе чрезвычайной ситуации организовать и быстро осуществить неотложные мероприятия по жизненным показаниям и уметь оказывать такую помощь при транспортировке, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пострадавших от неблагоприятных факторов внешней среды (заражение РВ, АОХВ, БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пострадавших в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Такие мероприятия можно рассматривать как начало интенсивной терапии, которая будет продолжаться в условиях стационара в расширенном виде и другими методами и средствами. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.

    Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, т. е. в полевых условиях. Кроме того, они обязаны организовать и быстро осуществлять неотложные мероприятия по жизненным показаниям в районе ЧС и при транспортировке; уметь организовать защиту пораженных и медицинского персонала от воздействия поражающих факторов, прежде всего от заражения РВ, АОХВ и БС, а также от климатическо-погодных факторов; уметь оценивать общую, медицинскую, радиационную, химическую, эпидемиологическую обстановку и пользоваться необходимыми для такой оценки приборами, устройствами и расчетами.

    При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    Он должен:

      хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений, организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

      знать возможные варианты ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;

      владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, представители которых могут работать в службе катастроф;

      быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев РСЧС, знать принципы работы ее сил и средств при ликвидации различных ЧС, организацию управления;

      знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб на обслуживающей территории (регионе), места расположения их учреждений;

      быть специалистом-управленцем, способным правильно и быстро оценить обстановку, принять четкое решение, своевременно поставить конкретные задачи исполнителям, осуществить контроль и помощь, обеспечить правильные взаимоотношения с коллективом.

    Решение таких многочисленных и сложных задач будет способствовать формированию врача нового научно-практического направления в медицинской науке и практическом здравоохранении - медицины катастроф.

    Постоянно расширяющееся участие врачей различных специальностей и среднего медицинского персонала в ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий требует заблаговременной подготовки кадров в этой области.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх