Положение об Управдоме (старшем по дому). Общие положения - Решение. Права и обязанности старшего по подъезду в многоквартирных домах рф Главная по дому и ее обязанности

В настоящее время жильцы многоквартирных домов испытывают острую необходимость в наличии такого человека как старший по дому или подъезду.

За работой управляющих компаний важно следить пристально, чтобы интересы собственников квартир были защищены, а сделать это самостоятельно зачастую владельцы жилья не могут.

Как быть жильцам многоквартирных домов, не способных объединиться для контроля управляющих компаний?

В этой ситуации поможет не кто иной, как старший по дому. Он проследит, чтобы надлежащие услуги предоставлялись в полном объеме, в указанные сроки и соответствовали заявленному качеству.

У старшего по дому иди подъезду будут на хранении находиться важные документы, содержащие сведения о решениях собраний, всевозможные акты о проведении работ подрядчиками, ключи от подвалов и колясочных и деньги, собранные для нужд домового хозяйства.

Именно старший по дому поможет владельцам квартир разобраться в тонкостях правовых вопросов, а также представит их интересы в ходе переговоров с управляющими компаниями, сэкономив не только драгоценное время, но и денежные средства жильцов.

На должность старшего по дому или подъезду человек назначается по итогам голосования общего собрания собственников квартир. Результаты голосования заносятся в протокол, если предварительно жильцы решат, что им необходимы подобного рода услуги.

Согласно законодательству, вопрос о назначении может поднять любой из собственников в рамках очередного или специально организованного внеочередного собрания.

Организовать внеочередную встречу может также любой владелец квартиры, при условии, что он известит остальных членов собрания как минимум за десять дней, составив повестку. Также заранее нужно выбрать точное время и место проведения.

Чтобы утвердить решение о выборе такой должности, как старший по дому или подъезду, в обязательном порядке обязательно наличие кворума, то есть согласия как минимум двух третей участников собрания. Непосредственно человека, который займет почетный пост, предстоит выбрать членам кворума большинством голосов (результаты заносятся в протокол собрания).

В домах с большим количеством квартир допускается проведение заочного голосования, организацией которого занимается инициатор идеи. Выбрать человека на должность могут только собственники квартир, приватизировавшие свое жилье. Арендаторы к голосованию не допускаются.

Для утверждения результатов составляется специальный протокол, а принятое большинством решение обязаны принять к исполнению все жители дома без исключения. Жилищный кодекс подробно описывает возможные спорные ситуации, которые могут возникнуть в процессе выборов, а также предлагает способы обжалования результатов.

Права и обязанности

Еще до проведения выборов следует четко установить права и обязанности старшего по дому или подъезду. Кроме того, ему положено вознаграждение за деятельность и обязательная компенсация рабочих расходов.

Итак, примерный список обязанностей:

  • контроль уборки подъездов, лифтов и прочих общих помещений, а также благоустройства придомового участка и соблюдения всех норм, установленных на законодательном уровне (санитарных, противопожарных и т.д.);
  • контроль своевременной и качественной уборки снега в зимние месяцы;
  • контроль качества капитального ремонта в доме;
  • пояснение жителям дома, в чем заключаются их обязанности и права в том, что касается пользования общими помещениями;
  • предоставление контактных данных эксплуатационных служб, к которым жильцы могут обратиться за помощью при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • содействие представителям контролирующих органов в ходе проведения всевозможных плановых и внеплановых мероприятий (сотрудникам полиции, органам соцзащиты, санэпидемстанции и др.);
  • внесение предложений по организации хранения общего имущества собственников жилья;
  • хранение ключей от служебных помещений, электрощитовой, запасного входа, а также всевозможных документов, таких как паспорт дома, протокол о техническом осмотре общих помещений и т.п.;
  • устранение нарушений в сфере содержания или использования общего имущества и помещений;
  • ведение журнала, в котором содержится информация об общих собраниях жителей дома, занесение решений в протокол, сбор жалоб и предложений от жильцов.
  • составление отчета о результатах работ, проделанных за прошедший год и предоставление его жильцам. Отчитывается старший по дому перед общим собранием.

Теперь к перечню прав. В него входят следующие возможности:

  • оценка качества работ, проведенных управляющей компанией;
  • содействие жильцам в решении вопросов, связанных с оплатой услуг ЖКХ;
  • участие в процессе контроля распределения финансов, собранных на нужды домового хозяйства;
  • отправка предложений о проведении капремонта общих помещений в управляющие компании;
  • внесение предложений касательно улучшения условий использования и содержания общих помещений;
  • требование об исправлении нарушений со стороны управляющих компаний;
  • созыв жильцов для участия в общем собрании;
  • принятие необходимых мер в отношении собственников и арендаторов жилья, которые нарушают те или иные правила эксплуатации помещений.

Зарплата и компенсация деловых расходов

При назначении старшего по дому или подъезду на бесплатной основе, необходимо понимать, что обязанности с высокой долей вероятности не будут выполняться в требуемом объеме. Человека, занимающего такую важную должность, следует заинтересовать финансовой выгодой.

Зарплата старшего по дому является одной из статей, входящих в список жилищно-коммунальных услуг, а ее размер устанавливается в рамках собрания собственников квартир.

Что касается компенсации расходов, которые были вызваны рабочей необходимостью, есть два варианта возмещения потраченной старшим по дому или подъезду суммы:

  1. Средства возвращает управляющая компания - крайне нежелательный способ, так как ставит человека в зависимость от организации, интересы которой часто не совпадают с интересами жильцов, следовательно, компания может завербовать старшего по дому или подъезду.
  2. Издержки компенсируются непосредственно жильцами многоквартирного дома - наилучший способ разрешения данного вопроса, опять же, нужно будет выделить отдельную строку в затратах на коммунальные услуги.

Инструкция по организации оплаты

Даже если жильцы согласятся платить старшему по дому или подъезду, то получить причитающиеся деньги человеку будет не так просто, как кажется на словах. Собирать средства за оплату услуг самостоятельно, пытаясь взыскать их с каждого жильца в отдельности - неблагодарное и затратное по времени занятие, которое приведет разве что к уходу человека с занимаемой должности.

Оплату услуг можно организовать через аппарат управляющей организации, отправив запрос на включение соответствующей статьи в перечень расходов за ЖКУ (формально старший по дому или подъезду устраивается на работу в управляющую компанию).

Предварительно важно получить одобрение от членов общего собрания и определить правила начисления и сумму вознаграждения. Однако этот способ может не удовлетворить старшего по дому, потому что из его зарплаты примерно 50% средств пойдет на оплату налоговых сборов и отчислений в Пенсионный фонд.

Еще один способ - регистрация ИП и заключение соглашения с управляющей организацией от лица предпринимателя. В этом случае вычет из причитающейся суммы составит всего около 10%.

Уважаемые собственники многоквартирного дома!

Для комфортного и качественного проживания в нашем доме необходимо выбрать старшего по подъезду. На первый взгляд, работа старшего по подъезду кажется незаметной. Однако, как мы знаем, в ситуации, когда нет ответственного лица, представляющего интересы не только членов товарищества, но и собственников подъезда, которые зачастую занимают пассивную позицию в вопросах самоуправления домом, слабо или вовсе не информированы о событиях, происходящих в доме.

Можно отметить отсутствие взаимопонимания в происходящих изменениях, хотя бы в части благоустройства дома и придомовой территории, проблемы решать достаточно трудно, особенно это касается вопросов управления таким сложным организмом, как наш многоквартирный дом. Мало кто желает нести бремя ответственности за всех. К сожалению, трудноискоренимая позиция «лучше не высовываться», «моя хата с краю» препятствует проявлению собственниками активности в решении многих общих проблем. Собственники, изъявившие желание принять на себя большую ответственность за решение коллективных проблем, заслуживают уважения и поддержки. Хорошо мотивированный собственник сможет решать вопросы более продуктивно, нежели лицо, исполняющее свои обязанности, как тяжкое бремя. Старший по подъезду - это не должность, а общественная работа. Члены правления также работают на общественных началах. В Жилищном кодексе отсутствует такое понятие, как старший по подъезду.

Согласно п. 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в данном доме. К компетенции общего собрания относятся не только вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирного дома, но и любые вопросы, связанные с жизнедеятельностью дома. В нашем доме создано ТСЖ, и высшим органом управления является общее собрание членов ТСЖ. Почему бы на нем не принять решение о необходимости введения старшего по подъезду, определить его права, обязанности, ответственность?

Правление предлагает обсудить проект должностной инструкции « Старшего по подъезду» и внести свои предложения, поправки, дополнить, что было упущено.

ПРОЕКТ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ПО ПОДЪЕЗДУ

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция определяет организацию работы старших по подъезду, обязанности, права и ответственность.

1.2. Старший по подъезду в своей деятельности при решении вопросов в пределах своих компетенции руководствуется настоящей Инструкцией, решениями Правления и Общих собраний членов товарищества дома, планами ТСЖ, указаниями Председателя правления ТСЖ, правилами проживания и внутреннего распорядка ТСЖ, ЖК РФ, Уставом ТСЖ; 1.3. Старший по подъезду подчиняется непосредственно члену правления подъезда и находится в прямом подчинении председателя правления.

Старший по подъезду работает на общественных началах.

2. Выборы старшего по подъезду

2.1.Старший по подъезду избирается в целях широкого привлечения собственников подъезда к общественному самоуправлению, к проблемам обеспечения сохранности и ремонта подъезда, а также надлежащему содержанию придомовой территории, объектов благоустройства и озеленения, и удовлетворению других нужд собственников подъезда, связанных с обеспечением жизнедеятельности подъезда.

2.2. Старший по подъезду, избирается на общем собрании путём голосования сроком на 2 года из числа собственников квартиры непосредственно находящейся в данном подъезде и постоянно проживающих в данном подъезде.

2.3. В случае если собственник владеет несколькими квартирами в доме, он имеет право быть избранным старшим по подъезду только в одном подъезде;
2.4. Старшим по подъезду может быть член правления ТСЖ. 2.5. В случае, когда никто из собственников подъезда не дает согласия на исполнение обязанностей старшего по подъезду, эти обязанности с согласия собственников подъезда может исполнять член правления данного подъезда, согласный исполнять их в полном объеме и с надлежащей ответственностью.

2.6.Старший по подъезду утрачивает право быть таковым по следующим основаниям:
2.6.1. если старший по подъезду изъявил желание о снятии с себя соответствующих полномочий;
2.6.2. если собственники не удовлетворены работой старшего по подъезду, то решением общего собрания срок его полномочий может, прекращен досрочно (с учетом, что за досрочное освобождение от обязанностей старшего по подъезду проголосовало не менее двух третей собственников подъезда);

2.6.3. по инициативе Члена правления ТСЖ с объяснением причин утраты доверия – с последующим выбором через голосование собственниками данного подъезда нового Старшего.

3. Обязанности старшего по подъезду

Старший по подъезду обязан:

3.1. Хорошо знать свои обязанности, свой подъезд и его особенности, используемые инженерно-технические средства, средства связи;

3.2. Осуществлять взаимодействие с собственниками вверенного подъезда, представлять их интересы во взаимодействии с ТСЖ, с Членом правления ТСЖ, курирующему данный подъезд, получать от ТСЖ информацию, необходимую для информирования собственников подъезда, участвовать в заседаниях правления и вносить предложения по улучшению содержания, экс­плуатации и ремонта подъезда.

3.3. Проводить инструктаж с новыми собственниками, приобретшими квартиру с правилами проживания, с правилами проведения ремонтных работ со строителями приступающих к ремонту квартир, своевременно сообщать правлению ТСЖ о замеченных недостатках и нарушениях в эксплуатации и содержании общего имущества в подъезде, возможных мерах по их устранению;

3.4. В период обильного выпадения атмосферных осадков, совместно с представителем эксплуатационной службы, проверять состояние кровли подъезда, техничес­кие этажи; 3.5. Оказывать содействие органам социальной защиты в предоставлении помощи малоимущим гражданам, учреждениям здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий и органам внутренних дел в укреплении и устранение случаев нарушения общественного порядка;
3.6. Разъяснять собственникам подъезда их права и обязанности по содержанию и эксплуатации жилых и нежилых помеще­ний, мест общего пользования. 3.7. Совместно с бухгалтером ТСЖ своевременно обеспечивать собственников квартир расчётными документами на квартплату и изменениями к ним, оказывать содействие собственникам по вопросам начисления платы за жилищные и коммунальные услуги, проведение соответствующей разъяснительной работы по вопросам платежной дисциплины за оказанные жилищные и коммунальные услуги.

3.8. Совместно с бухгалтером и руководством ТСЖ проводить работу с должниками по обеспечению своевременной и в полном объёме квартирной оплаты в подъезде.
3.9. Совместно с Правлением и руководством ТСЖ обеспечивать выполнение Правил проживания и внутреннего распорядка ТСЖ.

3.10. Ежеквартально информировать правление об итогах работы;
3.11. Проводить устный опрос собственников о работе обслуживающего персонала дома, с последующей передачей этих пожеланий Члену правления ТСЖ, курирующему данный подъезд;

3.12. Оказывать информационную поддержку жильцам подъезда относительно получения ими адресов и контактных телефонов эксплуатационных и аварийно-диспетчерских служб в случае возникновения аварийных, чрезвычайных и иных форс-мажорных ситуаций.
3.12. Участвовать в работе совещаний по обсуждению вопросов, связанных с эксплуатацией подъезда;
3.13. Организовывать жителей на проведение работ по благоустройству подъезда;
3.14. Заблаговременно за сутки информировать жильцов о предстоящих плановых постоянных (или всего подъезда) отключениях холодной и горячей воды, путем размещения объявления на информационном стенде подъезда.

3.15. Предоставлять информацию в ТСЖ о квартирах, в которых длительное время никто не проживает, квартирах сдающихся в аренду (наем).

3.16. Сообщать в ТСЖ о выявлении фактов самовольного переоборудования, перепланировки квартир и мест общего пользования, о фактах использования жилого помещения для иных целей, самовольного переключения коммуникаций.

3.17. По запросу государственных структур и органов местного самоуправления составлять характеристики на жителей дома. В случае возникновения конфликтных ситуаций между жителями принимать участие в их разрешении в пределах своей компетенции.

3.18. При исполнении своих обязанностей уважительно
обращаться к своим соседям, не допускать слов и действий, оскорбляющих их человеческое достоинство, быть вежливым и тактичным при обращении к гражданам, чутко относиться к их просьбам и заявлениям.
4. Права старшего по подъезду

4.1. Осуществлять периодический контроль за выполнением обслуживающим персоналом дома – работ по уборке подъезда, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, за соблюдением санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и эксплуатационных требований, правил содержания домашних животных;
4.2. Принимать меры общественного воздействия в отношении нанимателей и собственников жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих правила пользования жилыми помещениями, 4.3. Осуществлять контроль за соблюдением в подъезде общественного порядка и тишины, правил проживания и норм технической эксплуатации (за тем, как они пользуются своими квартирами, лестницами, лифтами. Не портят ли их, не пачкают, не захламляют лестничный марш, межквартирные площадки, лоджии строительным мусором). Также, проверять, не мешают ли соседям домашние питомцы. При возникновении конфликтных ситуаций ставить в известность Члена правления подъезда для принятия решения по мерам воздействия на нарушителя;
4.4. Осуществлять контроль за сохранностью доски объявлений, размещение на ней необходимых материалов.

4.5. Вносить предложения в планы ТСЖ по улучшению работы инженерного оборудования и обслуживающего персонала ТСЖ, санитарных и других условий проживания в подъезде, вопросам благоустройства придомовой территории и иным вопросам.
4.6. На вежливое и корректное обращение со стороны работников ТСЖ и всех жителей подъезда; принимать самостоятельные решения при возник­новении аварийных, чрезвычайных ситуациях;
соблюдения законодательства в области регистрации по месту жительства лиц живущих по найму (квартиранты).

4.7. На беспрепятственный доступ в квартиры собственников (при необходимости в заранее согласованное время) для исполнения своих обязанностей перед жителями подъезда или выполнения поручений Правления ТСЖ.

4.8. Делать замечания обслуживающему персоналу ТСЖ в случае некачественного или несвоевременного обслуживания общего имущества и инженерного оборудования в подъезде, а также вносить предложения председателю правления о привлечении к ответственности в случае ими неисполнения должностных обязанностей или допущения других нарушений.

5. Ответственность старшего по подъезду

Старший по подъезду несет ответственность:

5.1. Невыполнение своих обязан­ностей в соответствии с настоящей инструкцией; 5.2. Несвоевременное принятие решений по содержанию и эксплуа­тации подъезда.

Типовая должностная инструкция Старшего по подъезду

1. Общие положения

2. Обязанности Старшего

Осуществлять периодический контроль состояния конструкций и инженерного оборудования подъезда, а также благоустройства придомовой территории;
не реже одного раза в неделю контролировать уборку придомовой территории и мест общего пользования в подъезде;
о замеченных недостатках и нарушениях в эксплуатации и содержании общего имущества в подъезде принимать все возможные меры по их устранению;
в зимний период контролировать уборку снега на придомовой территории;
готовить предложения по содержанию и сохранению имущества подъезда;
ежеквартально информировать Общее собрание об итогах работы;
совместно с представителем ТСЖ осуществлять контроль за проведением текущего и капитального ремонта подъезда;
производить лично закупку материалов, необходимых для текущей эксплуатации и ремонта подъезда;
иметь комплект ключей от запасного выхода, служебных и эксплуатационных помещений, электрических щитов и вводных устройств в подъезде;
разъяснять домовладельцам подъезда их права и обязанности по содержанию и эксплуатации жилых и нежилых помещений, мест общего пользования, а также сообщать адреса эксплуатационных организаций, куда они могут обратиться в случае возникновения аварийных, чрезвычайных и иных ситуациях.

3. Права Старшего

Принимать самостоятельные решения при возникновении аварийных, чрезвычайных и иных ситуациях;
вносить предложения по улучшению содержания, эксплуатации и ремонта подъезда;
участвовать в заседаниях правления ТСЖ и вносить предложения по улучшению содержания, эксплуатации и ремонта здания, а также иные предложения, касающиеся деятельности товарищества;

4. Ответственность Старшего

Старший несет ответственность за невыполнение своих обязанностей и неприятие решений по содержанию и эксплуатации подъезда, в соответствии с Уставом ТСЖ и Общим собранием жителей подъезда.

Примерная должностная инструкция старшего по дому

1. Общие положения

1.1. Старший по дому избирается из числа жителей многоквартирного дома на общем собрании путем простого голосования.

1.2. Старший по дому руководствуется непосредственно решениями общего собрания собственников многоквартирного дома.

Старший по дому имеет право:

2.1. Быть членом и (или) являться руководителем территориального общественного самоуправления.

2.2. Получать от управляющей организации информацию, необходимую для информирования собственников жилья в многоквартирном доме.

2.3. Вносить предложения по повышению эффективности содержания, эксплуатации и ремонта многоквартирного дома.

2.4. Участвовать в заседаниях органов управления управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

2.5. Осуществлять контроль совместно с собственником многоквартирного дома, наблюдательным советом общественного самоуправления за исполнением договора управления многоквартирным домом с собственником помещения, заключенного с управляющей организацией.

2.6. Взаимодействовать с органами территориального общественного самоуправления, уполномоченным участковым милиции, Управлением Федеральной миграционной службы, управляющей организацией по вопросам:

Соблюдения в многоквартирном доме общественного порядка и тишины;

Соблюдения законодательства в области государственной регистрации по месту жительства.

3. Обязанности

3.1. Представление интересов жильцов многоквартирного дома, в том числе в качестве члена наблюдательного совета территориального общественного самоуправления, во взаимодействии с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в случае, если такое решение принято на общем собрании собственников жилья многоквартирного дома.

3.2. Обеспечение исполнения решений, принятых на общем собрании собственников, в рамках делегированных ему полномочий (в том числе путем оформления доверенности). Решение о наделении полномочиями принимается на общем собрании собственников.

3.3. Осуществление контроля за качеством предоставления жилищных услуг в соответствии с установленными техническими и санитарно-эпидемиологическими требованиями по эксплуатации жилых домов, а также действующего договора управления многоквартирным домом с собственником помещения.

3.4. Осуществление контроля за качеством предоставления коммунальных услуг в соответствии с установленными техническими и санитарно-эпидемиологическими требованиями по эксплуатации жилых домов, а также действующего договора управления многоквартирным домом с собственником помещения.

3.5. Снятие или присутствие при снятии показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.

3.6. Разъяснение жильцам многоквартирного дома их прав и обязанностей относительно содержания и эксплуатации жилых и нежилых помещений, мест общего пользования.

3.7. Оказание информационной поддержки жильцам многоквартирного дома относительно получения ими адресов и контактных телефонов эксплуатационных и аварийно-диспетчерских служб в случае возникновения аварийных, чрезвычайных и иных форс-мажорных ситуаций.

3.8. Осуществление контроля и проведение соответствующей разъяснительной работы по вопросам платежной дисциплины жильцов за оказанные жилищные и коммунальные услуги.

3.9. Подготовка предложений по повышению эффективности эксплуатации и содержания общего имущества собственников многоквартирного дома.

3.10. Подготовка отчета и информирование на общем собрании собственников многоквартирного дома о результатах своей деятельности.

4. Критерии качества исполнения должностных обязанностей

Критериями надлежащего исполнения старшим по дому своих должностных обязанностей являются:

Отсутствие со стороны собственников жилых помещений нареканий на качество и своевременность оказания жилищных и коммунальных услуг за истекший период;

Отсутствие со стороны собственников жилых помещений нареканий на осуществление претензионной деятельности за истекший период;

Собираемость платы со 100 процентов собственников помещений за жилищные и коммунальные услуги.

5. Ответственность

Старший по дому несет ответственность в случае невыполнения критериев, указанных в п. 4 настоящей Инструкции, в соответствии с нормами трудового законодательства.

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Председатель совета многоквартирного дома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.

Еще в 1991 году с принятием З акона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников. Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г. начали создавать . Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу). Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов - парламент, а председатель ТСЖ - президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим. В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями. Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6. Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов. По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.). В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1. ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия. Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015) статья 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.2., теперь общее собрание собственников может принять решение «о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме ». Такое полномочие появилось в кодексе как отражение существующей реальности, когда советы дома только для этого собственниками и создавались, чтобы участвовать в определении видов текущего ремонта, определения сроков, согласование с УК подрядчика на выполнение работ, согласование сметы, участие в приемке результатов выполненных работ. По сути, советы домов только этим и занимались, только в этом видели свою роль, хотя законодательством это никак не было разрешено. Сейчас совет дома может только , но не просто так, а после того, как собрание собственников наделит совет такими полномочиями. Но остается не ясным, а что значит «принимать решение о текущем ремонте »? Проводить или нет и какие виды работ? А как же подрядчик, смета, цена, - то самое принципиальное, что влияет на результат? Кто решает эти вопросы? Представляется, что мало кто из собственников обратит внимание на эти законодательные тонкости, а советы домов продолжат жить так, как привыкли, и так, как это действительно выгодно для их дома.

В перечне полномочий председателя совета дома сразу же в глаза бросается тот факт, что председатель осуществляет все свои ключевые полномочия в области контроля над УК исключительно на основании доверенности от собственников . Только не ясно, а какое количество доверенностей должно быть у председателя на руках, в каком виде выдается такая доверенность (должен ли это быть специальный отдельный документ или достаточно проголосовать на собрании за указанные полномочия, а бюллетень для голосования и, как результат, протокол собрания, по сути, и будет этой доверенностью?). Что делать в ситуации, когда не все собственники подписали такую доверенность, в таком случае председатель будет действовать только в отношении тех, кто доверенность выдал, а интересы других собственников представлять не будет, или нет? Как быть в ситуации, когда председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 4 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ), ведь невозможно подписать подобные акты только от имени собственников, которые выдали доверенность, ведь оказанные услуги оказываются в отношении всего дома, и вычленить в натуре долю каждого собственника не возможно.

Необходимо дополнительно учесть, что стороной Договора управления являются собственники помещений, и право подписывать акты приемки выполненных по договору управления работ имеются именно у собственников, как у стороны Договора. Поскольку согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ членами совета МКД являются именно собственники помещений дома, право подписывать акты и у членов, и у председателя совета дома, разумеется, имеется. Таким образом, указанная норма, как и все остальные, касающиеся совета МКД, является декларативной, она не наделяет членов и председателя совета дома некими исключительными полномочиями , она лишь указывает, что такие полномочия у них есть. Но ведь эти полномочия имеются у председателя и членов совета МКД и без указанной нормы, в силу того, что совет МКД формируется из собственников, уже обладающих указанными полномочиями. Более того, полномочиями, указанными в п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ, обладают все собственники помещений МКД, независимо от их членства в совете дома .

Таким образом, мы видим, что придав в 2011 совету дома правовой статус, закон по сути не дал совету дома механизма реализации его прав, а главное, не обязал УК взаимодействовать с советом и выполнять его требования (в ЖК РФ вы не найдете ни одной такой нормы). В связи с этим получается, что собственники действительно нуждаются в контроле над деятельностью УК, но на практике это остается лишь только хорошей идеей.

Особо хочется отметить следующий момент. В данной статье проанализированы некоторые аспекты регулирования деятельности советов МКД, указаны недоработки жилищного законодательства в этой части, но ни в коем случае не делается попытка «принизить» результаты деятельности советов МКД. Активисты, занимающиеся жилищными вопросами, представляющие и отстаивающие интересы своего дома, своих соседей по МКД, заслуживают лишь похвалы. Однако не стоит заблуждаться относительно неких особых полномочий председателей и членов советов домов - в реальности эти полномочия абсолютно такие же, как и полномочия любого собственника помещения МКД, независимо от его членства в совете дома. И любой грамотный активный собственник способен добиться положительных изменений в отношениях с УО, позитивных результатов для своего дома, независимо от того, будет этот собственник избран в состав совета МКД или нет.

Напоследок хочется привести не совсем верную с точки зрения юриспруденции норму, введенную в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, и имеющую отношение к полномочиям совета МКД, а именно: пункт 4.3 части 2 ст.44 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции Общего собрания собственников (ОСС) относится «принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ».

Вообще-то никто не вправе наделять кого-либо полномочиями, которыми сам не обладает!

А указанная норма фактически говорит о том, что ОСС имеет право наделить председателя совета МКД полномочиями, которыми само ОСС не обладает. Например, может ли ОСС возложить на председателя Совета полномочия по объявлению войны соседнему дому (или соседнему государству)? Исходя из приведенной нормы, может!

Можно, конечно, относиться к таким нормам с юмором, но необходимо учесть, что это норма Жилищного кодекса, установленная федеральным законом, проект которого проходил многократные проверки различными инстанциями, и был признан соответствующим действующему законодательству РФ.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх