Право и правовые семьи. Правовые семьи, их понятие и характеристика. Список учебной и дополнительной литературы

Типы правовых семей

Очевидно, в таком случае соответствующая правовая семья является не чем иным, как единицей, идеальным типом правовой системы, которая в реальности не существует, а является лишь результатом теоретического научного анализа существующих правовых систем. При этом одним из методов, которой играет главную роль в процессе выделения групп правовых систем (правовых семей) и проведении этого анализа, метод типологии. Поэтому иногда в литературе как синоним понятия "правовая семья" используется термин "тип правовой системы".

Впрочем, через то, что в нашей науке терминология, связанная с использованием понятия "тип", имеет определенную окраску, определенный контекст, что корнями уходит в исторические особенности развития отечественных социальных наук (в том числе юридических), то более удачным в процессе деления правовых систем на крупные блоки представляется использование именно термина "правовая семья".

правовой семьей следует понимать совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в схожести и близости понимания основных закономерностей и тенденций развития правовых институтов, определения доминирующих форм (источников) и принципов права, системы права, системы законодательства, организации правовых учреждений, сходства правовых категорий и понятий и тому подобное.

Если взглянуть на совокупность критериев, используемых для проведения разделения всей совокупности правовых систем мира на отдельные правовые семьи, то среди них можно назвать:

сходство процессов генезиса правовых систем (возникновение, история развития и тенденции дальнейшего развития). Введение такого критерия обусловлено тем, что правовые системы, которые развиваются в сходных исторических условиях, должны иметь соответствующие похожие признаки в содержании своих структурных элементов;

близость мировоззренческих, религиозных и идеологических предпочтений, которые присущи населению стран, правовые системы которых привлечено к одной и той же правовой семье. При этом одну из главных ролей играет господствующий в обществе тип правопонимания;

однородность принципов организации общественного бытия, в том числе принципов регулирования общественных отношений с помощью права;

общность в понимании источников права, форм его закрепления и структуры построения отдельной составляющей единицы права (юридической нормы, прецедента тому подобное). То есть одним из важнейших критериев формирования правовой семьи является понимание внешних форм проявления права;

близость процедур и правил юридической техники, в том числе юридической терминологии, юридических категорий и понятий; и тому подобное.

Правовые семьи современности, их признаки и общая характеристика

Исходя из представленных критериев в юридической науке выделяют следующие правовые семьи:

Романо-германскую или континентальную правовую семью. К ней относятся страны континентальной Европы: Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария и др. Внутри романо-германского правовой семьи выделяют две правовые группы:

романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания). Ведущей в этой группе является национальная правовая система Франции);

германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). Ведущей в этой группе является национальная правовая система Германии).

Англосаксонскую или англо-американскую правовую семью (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). В рамках англо-американской правовой семьи выделяют две группы: английское общее право;

в американское право (США);

Религиозно-традиционную правовую семью. Здесь следует выделить следующие группы: религиозно-общинные правовые системы (мусульманская, индусская, иудейская, христианская и др.);

обычно-общинные правовые системы, присущие некоторым африканским и азиатским странам;

далекосхідно-традиционные правовые системы (китайская, японская). Признаками романо-германской правовой семьи являются следующие:

Основным источником права признается писаное право, которое прежде всего формализуется в системе законодательства;

Законодательство построено по принципам иерархической системы, в которой акты одного более низшего уровня подчиняются актам другого, высшего уровня;

Главная роль в формировании права отводится уполномоченным государством органам, в основном непосредственно государственным органам власти;

В основе правовой системы лежит нормативно-юридический акт высшей юридической силы - писаная конституция, - которому подчиняются и должны соответствовать все иные нормативно-юридические акты, действующие в стране, а также правореалізаційна практика;

Признается необходимость урегулирования общественных отношений с помощью не только законов или принципов права, но и с помощью подзаконных

нормативно-юридических актов (постановлений органов исполнительной власти, приказов, инструкций, регламентов министерств и ведомств и т. п.);

Система права делится не только на юридические нормы, институты (підінститути) и отрасли (подотрасли), а на два больших блока - публичное и частное право;

Значение правового обычая и прецедента если и признается, то лишь как вспомогательный источник права;

Юридическая наука (соответственно, юридическое знание) рассматривается как основа процессов нормотворчества и правореалізаційної практики.

Генезис правовых систем, которые относятся к правовым системам романо-германской правовой семьи, связанный с рецепцией римского права. При этом считается, что в процессе возникновения, становления и развития эта правовая система прошла три этапа:

I этап - возникновение и развитие римского права, что связано с историей Древнего Рима. На этом этапе постепенно формируется система римского права;

II этап - возрождение римского права в Европе и формирование на его основе континентальных европейских правовых систем (ХІ-ХVI вв.). При этом римское право первоначально проникает в университеты, становится основой для юридической науки, а следовательно, происходит его рецепция в правовые системы европейских континентальных стран (прежде всего Франции, Италии и Германии). 3 развитием европейской континентальной юридической науки и правовых систем происходит формирование в общем виде романо-германской правовой семьи и ее распространение в европейских и некоторых странах других континентов;

III этап - окончательное оформление национальных правовых систем континентальной семьи (XVIII-ХХ ст.), то есть формирование системы законодательства и правовой системы, соответствующие принципам римского права, в том числе за счет кодификаций, разделения права на публичное и частное и тому подобное.

Главными признаками англосаксонской правовой семьи, как правило, считают то, что:

основным источником права здесь выступает правовой прецедент, то есть решение, принятое уполномоченным органом в конкретном деле, распространяются на все аналогичные дела;

главная роль в процессе формирования права отводится судьям, что ведет к судебной правотворчества;

серозный влияние на правовую реальность (в том числе на судебные решения) осуществляет философский (прежде всего этическое) и социологическое знание;

несмотря на то, что в рамках этой правовой семьи широкое развитие получило статутное право (законодательство), а юридические обычаи выступают как дополнительные источники, жесткой иерархии между структурными элементами права не существует;

определяющее место отводится материальному праву, а процессуальном, которое в основном определяет право материальное;

несмотря на то, что признается роль и значение конституции, она не всегда существует в писаной форме и в форме единого документа;

в системе права отсутствует деление права на частное и публичное;

юридическая наука вырабатывает юридическую доктрину, которая, как правило, имеет сугубо прагматический, прикладной характер.

Становление англосаксонской правовой семьи непосредственно связано с историей Англии и ее колоний. Обычно выделяют четыре главных этапа возникновения и формирования этой правовой системы, а именно:

Для первого этапа - до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) -характерно отсутствие общего для всего населения Британии права. На разных территориях острова действовали разные правовые обычаи;

На втором этапе - 1066-1485 гг., с момента нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - происходит зарождение общего права, которое формировали королевские суды в процессе рассмотрения различных споров и конфликтных ситуаций;

Третий этап - господство и упадок общего права (1485-1832 гг.), когда постепенно возникает "справедливости", которое самостоятельно создал английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

Четвертый этап - современный, с 1832 г., когда была осуществлена судебная реформа в Англии, по сей день. Вследствие упомянутой реформы судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости.

Правовая система Англии распространялась в ее колониях, в том числе Соединенных Штатах Америки (однако не во всех штатах).

Третьей правовой семьей религиозно-традиционная правовая семья, которая распадается, как замечено выше, на три группы (религиозно-общинные, обычно-общинные, далекосхідно-традиционные правовые системы).

Для религиозно-общинных правовых систем характерным является то, что:

Главными источниками права выступают религиозные догмы, которые содержатся в "посланиях Бога" людям - Ведах, Ветхом и Новом Завете, Коране и тому подобное. Соответственно, система законодательства должна соответствовать этим священным книгам - писанием;

Именно религиозные каноны, правила и нормы занимают высшую ступень в иерархии правил поведения, которые господствуют в обществе;

Право происходит от Бога, является выражением его воли;

большое значение приобретает правовая доктрина, которая интерпретирует содержание канонических текстов с целью установления правил поведения, которые бы соответствовали божьей воле;

Право трудно отделить от религиозной, нравственной и традиционной норм;

Законодательство как выражение воли светской государственной власти не может противоречить содержанию религиозных предписаний. В случае возникновения коллизии между требованиями законодательства и религиозными нормами нормы законодательства игнорируются, а выполняться имеют предписания, содержащиеся в религиозных нормах;

Система права как таковая фактически отсутствует, хотя могут быть некоторые вычленения (например, Хидоя).

История формирования отдельных проявлений этой правовой семьи тесно связана с возникновением, становлением и развитием соответствующей религиозной системы. Признаками традиционно-общинной правовой семьи является то, что в ее пределах: основным источником права является правовой обычай и традиции;

Право неписаное правило;

Право не является системой норм;

Довольно трудно отделить право от морали, религиозных норм и ритуальных правил;

Законодательство как выражение воли светской государственной власти не может противоречить праву, то есть правовому обычаю и традиции. В случае возникновения такой коллизии требования законодательства подлежат игнорированию, а выполняться имеют предписания, содержащиеся в обычаях;

Юридическая наука и доктрина как ее результат не имеет большого значения и не влияет на процесс формирования и совершенствования права;

Право имеет достаточно консервативный и статичный характер. Особенностями дальневосточной группы правовых систем является то, что здесь хоть и признается наличие права как волеизъявление государства, как инструмента влияния со стороны государства на общественные отношения, однако именно понимание характера права, его влияния на общество и личность является принципиально отличным от указанных выше подходов.

Право в пределах дальневосточных правовых систем рассматривается не как выражение справедливости, общественной потребности и тому подобное, то есть чего-то со знаком "плюс". Право в пределах этих систем - инструмент произвола, институт, который ломает нормальный (то есть должный) характер общественного и природного устройства. В жизни следует руководствоваться не правом - законом, а традицией, законами гармонии, природы и тому подобное. Решение споров и конфликтов между людьми не следует отдавать государству, все должно решаться путем примирения и консенсуса. Кстати, именно поэтому китайцы считают, что право существует для варваров, то есть для тех, кто не заботится о морали, для преступников и иностранцев, которые не относятся к китайской цивилизации.

Иногда в рамках классификации правовых систем, рассмотренной выше, также указывают на существование социалистической правовой семьи (СССР, Куба и др.). Главным отличием этой правовой семьи является место и значение специфической светской идеологии, которая определяет не только цели, задачи, принципы, методы и внутреннее содержание системы законодательства и права, но и направленность юридической практики, для которой приоритетным является не столько право, сколько основополагающие идеи господствующей в обществе идеологической доктрины.

в Отношении правовых семей следует добавить, что изучение разнообразной совокупности национальных правовых систем, попытки установить их общие и отличительные черты, тенденции развития и вызвало необходимость формирования целого направления юридических исследований, которые постепенно оформились в отдельную юридическую науку, сравнительное правоведение. Поэтому вопросы, рассмотренные в этой главе, в большой степени относятся к предмету сравнительного правоведения, хотя имеют определенное (вспомогательное) отношение и к общетеоретической науки.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Под правовой системой (семьей) понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структу­ры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, пра­воприменения, понятийно-категориального аппарата юридичес­кой науки, методов и способов развития.

Выделяют следующие правовые семьи:

1. Романо-германская (континентальная, законодательная) правовая семья. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции (от лат. - принятие, адаптация) римского права Средневековой Европой благодаря деятельности итальянских и германских университетов.

Основной источник права – нормативно-правовой акт. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции и кодифицированных актов: кодексов, уставов, основ (например, Гражданский кодекс Франции, Германское гражданское уложение и т.д. ). Существует развитая система подзаконных актов, определенную роль играет правовая доктрина. Значение правовых обычаев и прецедентов относительно невелико.

Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. Также существует деление на материальное и процессуальное право при исходящей роли первого.

В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Важнейшую роль законодательные органы, имеющие монополию на законотворчество. Возможны референдумы (всенародные голосования). Судьи не создают, а только применяют нормы права.

Распространено в странах Европы, кроме Великобритании, во многих странах Латинской Америки, в Японии, Китае, части африканских стран и т.д.

2. Англосаксонская правовая семья (прецедентная, общая). Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д.

Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основой формирования данной системы стала деятельность английских королевских судов (общее право) и суда канцлера (право справедливости).


Характерна развитая правовая идеология и научная доктрина. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Суд играет ведущую роль, по сути, он творит право, т.е. суд не применяет, а создает нормы права, опираясь на решения вышестоящих судов или равных судов (прецеденты). Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. Важную роль при формировании прецедентов играет правовой обычай. Определенное значение имеют законы и подзаконные акты, но их значение относительно не велико (например, в США во всех 50 штатах есть уголовные кодексы и в половине из них - гражданские процессуальные кодексы, но они остаются вспомогательными в отношении прецедентов ).

В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Процессуальные нормы являются ведущими относительно материальных, что придает всему праву характер публичности. Отсутствует строгое деление права на отрасли.

Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.

3. Религиозные правовые семьи. Это, прежде всего, мусульманская, индусская, иудейская и буддистская правовые системы.

Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае, они не подпадают под наше определение права.

В религиознообщинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.

Мусульманское право наиболее распространено (более 1 млрд. верующих). Страны мусульманского права образуют одну из закрытых правовых систем. Она сложилась с возникновением и распространением ислама. Регулирует отношения только между мусульманами, а невыполнение его норм является одновременно грехом и преступлением.

Источниками мусульманского праваявляются Коран, Сунна и Иджма, кияс. Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка; это сборник нормтрадиций, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - это комментарии ислама, созданные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в Иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Кияс своеобразный сборник прецедентов мусульманского права.

Государство должно охранять нормы исламского права от нарушения.

Вместе с тем мусульманское право не отрицает адат, т.е. обычное право. В настоящее время все большую роль играют нормативные правовые акты, особенно в Турции, Египте, Сирии, Тунисе и т.п. Это стало следствием западного влияния.

Существует два вида судов : одни судят на основе шариата (судопроизводство осуществляют выборные лица – кади ), другие – законов и обычаев. При рассмотрении дела судья никогда не обращается прямо к Корану и сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.

Внутренняя структура права только формируется, и в настоящее время отсутствует деление права на частное и публичное, только намечается выделение отдельных отраслей права. При этом нельзя смешивать два понятия – мусульманское право и право мусульманских стран.

В чистом виде мусульманское право существует в немногих государствах (прежде всего, Иран ) и проявляется преимущественно в семейном и наследственном праве.

4. Патриархальные (традиционные) правовые семьи. Свойственны некоторым странам Африки, Индокитая и Океании.

Для этих систем характерна существенная роль обычаев и традиций , но все большее влияние приобретает закон.

Основными источниками права являются обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Они сохраняют важную роль в регулировании земельных, семейных, наследственных и ряда других отношений.

Деятельность судов рассчитана на примирение сторон, восстановление согласия внутри группы или сообщества.

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения ϲʙᴏих целей. Это понятие выражает важную идею: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном пространстве, связаны отношениями общности, кᴏᴛᴏᴩые и объединяют их в систему.

Исторически в каждой стране действуют ϲʙᴏи правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое ϲʙᴏеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует ϲʙᴏю правовую систему. Существует несколько критериев классификации правовых систем различных государств.

В первую очередь, общность генезиса. Системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни.

Во-вторых, общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы, об их роли, значении, соотношении.

В-третьих, структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, ϶ᴛᴏ находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений)

В-четвёртых, общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах ϶ᴛᴏ идеи ϲʙᴏбоды субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала, в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи.

В-пятых, единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

С учётом изложенного выше в науке выделяют следующие правовые системы (семьи): романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-правовые, социалистическую, систему обычного права.

Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе, сложилась на традициях римского права. Романо-германское право в значительной мере результат идей, конструкций, институтов римского права, модифицированных применительно к новым условиям, результат рецепции римского права.
Стоит отметить, что особенности ϶ᴛᴏй правовой семьи представляются в ряде моментов. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила, число казуистических норм не велико. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избежать пробелов.
Стоит отметить, что основным источником права будут нормативные акты, ведущее место среди кᴏᴛᴏᴩых занимают законы как акты, принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими актами. Структура права характеризуется делением права на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Юридическая техника, терминология, толкование во многом несут печать тех же традиций, важное значение здесь придаётся кодификации. Суды лишены правотворческих полномочий, их задача – разрешать конкретные юридические дела на базе закона; суды имеют право толковать законы.

Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии, в последствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Англии. Как единая система англосаксонское право стало складываться с момента завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем (1060 год) Римское право не оказало влияние на эту систему, хотя римляне и правили Британией почти пять веков.
Стоит отметить, что основным источником права здесь будет судебный прецедент, в качестве кᴏᴛᴏᴩого выступают решения только высших судебных инстанций. Правило прецедента, действующее в данных системах, носит императивный характер и гласит: дело решать так, как аналогичное дело было решено раньше. Нормы права в англосаксонской правовой семье носят весьма детальный, казуистический характер, так как формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов. В статутах нормы права, как в романо-германских системах, выступают в виде правил более общего характера, однако, как уже отмечено, они должны конкретизироваться в прецедентах. Система англосаксонского права не знает деления на право частное и публичное, всё право будет публичным, следовательно, все нормы носят императивный характер. В рассматриваемых системах значительна роль судов, кᴏᴛᴏᴩые обладают большой самостоятельностью. Велика их роль в формировании права путем прецедентов.

Мусульманское право – разновидность религиозного права, распространяется только на лиц, исповедывающих ислам. Исламское право не следует отождествлять с правом мусульманских стран. Во многих из них действует светское право, в других – мусульманское право хотя и действует, но в определённых ограниченных пределах. В странах, где мусульманская идеология объявлена государственной (исламские государства), роль мусульманского права значительна. Источниками мусульманского права будут коран, сунна, иджма, кияс.

Коран – священная книга мусульман, содержит в себе высказывания Аллаха, данные Мухаммеду (Магомету), последнему из его посланцев и пророков. Сунна – собрание преданий (адатов) о жизни, поступках, высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Коран и сунна не подлежат толкования, так как они уже истолкованы авторитетами, докторами ислама в IX веке. Иджма – нормы, сформулированные по единодушному согласию мусульманских учёных, наследников пророка. Кияс – нормы, сформулированные учёными исламскими правоведами по аналогии. Нормы права рассматриваются в ϶ᴛᴏй правовой семье как божественное откровение, веление Аллаха. Важно заметить, что одни из них выступают как нормы-принципы, мало пригодные для применения, другие как достаточно конкретизированные, адаптированные к существующим условиям. Все поступки мусульманское право делит на обязательные, запрещаемые, рекомендуемые, порицаемые и безразличные. Среди них не видим дозволенного поведения, следовательно, нет и дозволительных норм.

Структура мусульманского права ϲʙᴏеобразна. Здесь нет деления на право частное и публичное, но существует определённая интеграция однородных норм в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие блоки (отрасли)

Семья традиционного (обычного) права – наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права будет обычай (традиция)

Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; а территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племён Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании.

Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее.

неписаный (некодифицированный) характер права;

основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь права творить правосудие опираясь на ϲʙᴏи обычаи;

регулирование обычаямитрадиционно поведения коллектива, а не отдельного индивида;

коллективная ответственность группы за правонарушение, совершённое её членом;

осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

архаичность многих обычаев;

уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;

Сегодня различные правовые семьи взаимодействуют друг с другом, перенимая некᴏᴛᴏᴩые элементы посредством структурных, идеологических, функциональных, процессуальных связей.

Право- это система общеобязательных формально определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Различные взгляды на типологию права, исторические типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, выделенные на основе формационного подхода. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки, и в этом случае под типом права понимаются взятые в единстве наиболее существенные, типичные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, которая выступает как исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замена их новым экономическим строем. Изменение экономического базиса влечет за со бой изменение права и государства. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской теории права и государства. Исторический тип связывается с установлением закономерной зависимости сущности права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе развития. Тип права определяется на основании того, какой экономический базис это право защищает, интересам какого класса оно служит. При таком подходе право приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве орудия диктатуры экономически господствующего класса. Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии права, выделяет три типа эксплуататорского права: рабовладельческое, феодальной, буржуазное. Последний исторический тип – социалистическое право, который теоретически в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественной коммунистическое самоуправление. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических и научно-исторических, религиозных, территориально-юридических и иных признаков.

Правовая система общества; понятие и структура. Классификация правовых систем. характеристика основных правовых семей народов мира: Романо-германской, англо-саксонской, религиозной, традиционной. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Элементами правовой системы являются: собственно право как система обязательных норм, которые выражены в законе и иных правовых источниках, правовая идеология, судебная (юридическая) практика. В основу классификации правовых систем положены различные факторы, так как существует многообразие позиций, точек зрения. Одной из самых распространенных классификация является классификация Рене Давида. Она основана на сочетании двух критериев: идеологию, в том числе включающую религию, экономическую и социальную структуру и юридические техники, которые в качестве основной составляющей включают источники права. Давид выдвинул идею трихотомии, то есть выделения трех основных семей: романо-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название – религиозные и традиционные системы. Цвангерт и Коту выдвинули другую классификацию. В основу её положен критерий правового стиля, который, по их мнению, состоит из пяти факторов: происхождения и эволюции правовых систем, своеобразия юридического мышления, специфических правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, Идеологических факторов. На основе этих факторов они предлагают выделять «правовые круги»: романский, германский, англо-саксонский, социалистический, право ислама, индуистское право. А. Саидов полагает, что только глобальной марксистско-ленинской типологии и внутри типовой классификации правовых систем дает возможность составить цельную правовую карту мира. Он выделяет внутри буржуазного права восемь правовых систем: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, семью общего права, мусульманскую, индуистскую, дальневосточную. Социалистическая многофакторная классификация построена на основе трех критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В связи с этими критериями выделяются следующие правовые системы: Романо-германская, семья общего права, мусульманская, латиноамериканская, индусская, дальневосточная, обычное право. Романо-германская (семья континентального права) сложилась в Европе в начале XII века на базе кодификации императора Юстиниана. В XIX веке основным источником права становится закон, возникают писанные и неписанные Конституции. Внутри Романо-германской семьи выделяют романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Италия, Португалия, Испания) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария) группы. В англо-саксонской системе основным источником права служат нормы, сформулированные судьями и выраженные в судебных прецедентах. В нем различается группа английского права и группа права США. В первую группу входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия. В английском праве основным источником является судебный прецедент, а в праве США, наряду с процедурными источниками, существует немало кодексов. Мусульманское право – это система правовых норм, выраженных в религиозной форме и основывающихся на мусульманской религии – исламе. Он возник в период разложения родо0-племенного строя и зарождения государства на западе Аравийского полуострова. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна – главные религиозные книги мусульман, в основе которых лежит «божественное откровение» и закрепляются основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Урок № 19

Типы права

Типом права формационный и цивилизационный.

Исторический тип права -

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право -

казусов,

Феодальное право

Феодальное право

партикуляризм,

Буржуазное право

Буржуазное право

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право

Африканская правовая семья

Африканская правовая семья на протяжении многих веков объединяла правовые системы обычного права, распространенные на африканском континенте и действовавшие в рамках отдельных племен.

После колонизации Африки в XIX в. здесь распространились правовые системы колониальных держав: французская - во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийская - в Конго, португальская - в Анголе и Мозамбике, английская - в колониях Англии. В результате возникла тройственная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права. Причем обычное право постепенно вытеснялось и ограничивалось.

Та же тенденция к вытеснению обычного права сохранилась и после завоевания африканскими государствами независимости. Современный этап развития африканской правовой семьи по-прежнему характеризуется “правовой многослойностью”, причем достаточно большое влияние на развитие африканских национальных правовых систем оказывают нормы международного права.

Словарь занятия

Каноническое право - право христианской церкви. Манориальное право - совокупность правовых норм, регулировавших отношения в феодальной вотчине между крестьянами и феодалами.

Система формальных доказательств - порядок судопроизводства, при котором ценность каждого доказательства определена законом и зависит от социального положения и вероисповедания свидетеля.

Архаичный - древний.

Метрополия - страна, имеющая колонии.

Шариат - предписания верующим мусульманам о том, что они должны и чего не должны делать.

Вопросы и задания

1. Что такое тип права? Какие существуют подходы к типологии права, в чем их отличие?

2. Охарактеризуйте рабовладельческий тип права. В чем состоит основное отличие древневосточной модели права от античной?

3. Что такое казуистичность нормы права? Как вы думаете, почему нормы рабовладельческого права в основном носили казуистический характер?

4. Почему своего наивысшего развития рабовладельческое право достигло именно в Древнем Риме?

5. В чем причина юридического партикуляризма, который был характерен для феодального права? Какие еще черты были присущи феодальному праву?

6. В чем заключаются отличия буржуазного права от иных исторических типов права?

7. Перечислите основные источники права романо-германской правовой семьи и опишите их иерархию.

8. Какую роль играет судебная практика в странах романо-германской правовой семьи?

9. Чем прецедентное право в Англии отличалось от права справедливости и от статутного права?

10. Чем обусловлены и в чем проявляются особенности англосаксонской правовой семьи?

11. Объясните, почему именно доктрина, а не нормативные акты, стала ведущим источником в мусульманском праве?

12. Арабский ученый Аш-Шафин создал учение о четырех корнях мусульманского права. Первый - это Коран, второй - это Сунна. Назовите третий и четвертый корни.

13. Сравните романо-германскую и социалистическую правовые семьи.

Урок № 19

ТЕМА: ТИПЫ ПРАВА И ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ

Типы права

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

1) обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;

2) обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;

3) правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;

4) обе системы не знали деления права на отрасли;

5) за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

Феодальное право

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;

3) феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);

4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

6) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:

1) светский характер - это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх