Право природопользования кратко. Экологическое право (А. В. Сазыкин). Право специального природопользования

Рассматривая право природопользования в контексте экологического права, следует отметить, что его значение определяется возможностью удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания его жизни на надлежащем уровне, но одновременно является наиболее значительным фактором вредного воздействия на окружающую природную среду. Эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется эколого-правовыми нормами. В частности, осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования.

Таким образом, можно заключить, что право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Такие нормы сосредоточены, как правило, в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих так называемые природоресурсовые отношения: земельном, водном, лесном, фаунистическом и т.д. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды», Законе «Об экологической экспертизе» и целым рядом других законодательных актов. Нормы, осуществляющие регулирование отношений рационального природопользования и предусматривающие ответственность за нарушение предусмотренных в них требований, содержатся также в гражданском, административном и уголовном законодательстве.

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Право природопользования в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих основания возникновения и основания прекращения права природопользования, комплекс прав и обязанностей природопользователей, а также юридические способы защиты прав субъектов природопользования.

Право природопользования в субъективном смысле –– это совокупность прав и обязанностей лиц, осуществляющих рациональное природопользование в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Осуществление природопользования в Украине базируется на системе принципов, представляющих собой основополагающие правовые идеи, на основе которых регулируются отношения в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. К основным принципам природопользования можно отнести следующие:

Право природопользования является производным от права собственности: о наличии данного принципа целесообразно вести речь, когда собственник и природопользователь – разные лица, например, государство в лице специально уполномоченных органов является собственником определенного природного объекта, т.е. осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, в связи с чем обладает правом предоставления данного природного объекта в пользование другим лицам;

Природопользование должно быть рациональным, т.е. должно иметь место максимально эффективное извлечение полезных свойств из эксплуатируемого природного ресурса, указанное использование должно осуществляться в гармонии с остальной природной, без ущерба для ее состояния;

Целевой характер использования природных ресурсов: при оформлении документа на использование конкретного природного ресурса указывается, для какой цели он предназначен (например, лицензия на право пользования недрами, разрешение на специальное водопользование, лесорубочный билет и др.), поэтому любое отклонение от определенных законодательством и отраженных в специальных документах целей использования природных объектов рассматривается как нарушение эколого-правовых норм;

Возмездность и безвозмездность природопользования означает, что каждый субъект, осуществляющий деятельность по специальному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов обязан вносить установленную законом плату за указанные действия; принцип безвозмездности распространяется на лиц, осуществляющих общее природопользование, т.е. природопользование, не требующее специального разрешения;

Внесение платы за ухудшение качества природных ресурсов: каждый природопользователь, осуществляя эксплуатацию конкретного природного объекта способами, которые повлекли ухудшение его качественного состояния, обязан уплатить за свои действия установленную законом денежную сумму;

Стимулирование эффективного природопользования означает наличие комплекса мероприятий, предпринимаемых государством в лице специально уполномоченных органов по организации дополнительных поощрений лицам, которые осуществляют деятельность по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов с наименьшими материальными затратами и с наибольшими качественными показателями (например, предоставление льготного кредитования и налогообложения физическим и юридическим лицам);

Нормирование и лимитирование природопользования: с целью более эффективной организации использования, воспроизводства и охраны природных объектов государство в лице специально уполномоченных органов осуществляет вышеуказанные действия.

Виды права природопользования можно определить, опираясь на различные классификационные критерии:

1) по основаниям возникновения:

Право общего природопользования представляет собой гарантированную законом возможность использовать безопасную для жизни и здоровья окружающую среду с обязательным соблюдением своих обязанностей, касающихся ее охраны;

Право специального природопользования – это регламентированное государством целевое использование природных ресурсов для удовлетворения материальных и духовных потребностей физическими и юридическими лицами.

2) в зависимости от объектов природопользования:

Право землепользования;

Право пользования недрами;

Право водопользования;

Право лесопользования;

Право пользования растительным и животным миром;

Право пользования атмосферным воздухом.

3) в зависимости от сроков природопользования:

Бессрочное (или постоянное) природопользование: при оформлении документа на осуществление деятельности по использованию, воспроизводству и охране природных объектов не конкретизируется сроки осуществления природопользования;

Срочное природопользование: в свою очередь подразделяется на краткосрочное (не больше 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет и больше), а также в качестве обособленного вида природопользования выступают арендные отношения, о которых речь пойдет в последующих разделах.

4) по формам организации:

Право коллективного природопользования: когда полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов осуществляются предприятием, учреждением, организацией, общественным объединением или любым другим юридическим лицом, независимо от формы собственности;

Право индивидуального природопользования: когда указанные действия осуществляются физическим лицом единолично.

5) в зависимости от способов возникновения отношений природопользования:

Право первичного природопользования: когда собственник того или иного природного объекта напрямую передает указанный объект другому лицу в пользование или на условиях аренды;

Право вторичного природопользования: в данном случае лицо, получившее определенный природный объект в пользование и осуществляющее действия по его использованию воспроизводству и охране передает указанный ресурс третьему лицу во вторичное пользование или на условиях субаренды. Такие действия возможно осуществить только при наличии согласия со стороны собственника природного объекта.

Также виды природопользования можно классифицировать в соответствии с их целевым назначением, например, осуществление землепользования с целью ведения личного подсобного хозяйства; лесопользования –– для целей заготовки древесины и т.д.

2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Под субъектами права природопользования принято понимать круг физических и юридических лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов и имеющих в связи с этим ряд юридически зафиксированных обязанностей.

Как было отмечено выше, субъекты права природопользования подразделяются на физических и юридических лиц. К первой категории, имеющей соответствующие полномочия, следует отнести:

Граждан Украины;

Иностранных граждан;

Лиц без гражданства.

Юридическими лицами, осуществляющими полномочия по использованию, воспроизводству и охране различных природных объектов являются:

Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности;

Общественные объединения;

Религиозные организации;

Кооперативные объединения;

Войсковые организации;

Иностранные государства;

Международные организации.

Если вести речь об объектах права природопользования, то следует определить, что ими являются индивидуально определенные природные ресурсы (или их части), которые имеют законодательное закрепление и предоставляются физическим и юридическим лицам в установленном законом порядке на праве пользования.

Как уже отмечалось выше, право природопользования подразделяется на право общего пользования и право специального пользования. Таким образом, и объекты права природопользования разграничиваются на объекты общего и объекты специального природопользования. Отличия между ними заключаются в следующем:

Если при осуществлении права общего природопользования не требуется разрешения, то для осуществления специального природопользования необходимо получение соответствующего разрешения со стороны физических и юридических лиц, которые являются собственниками данного природного объекта;

Объекты общего пользования не передаются конкретным лицам и не закрепляются за ними на праве пользования, в противоположность им объекты специального природопользования подлежат передаче и закреплению за конкретными субъектами, например, земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

Объекты общего природопользования не подлежат юридической фиксации, напротив, наличие объектов специального природопользования отражено в природноресурсовых кадастрах;

Право общего природопользования осуществляется на безвозмездной основе, в свою очередь, для того, чтобы эффективно осуществлять правомочия по специальному использованию природных ресурсов необходимо вносить плату в установленном законом порядке и размере;

Если объекты общего природопользования не требуют государственной регистрации, то для объектов специального природопользования такая регистрация является обязательной;

Использование объектов общего природопользования обусловлено необходимостью гармоничного взаимодействия человека и природы (например, сбор грибов и ягод в лесах, не являющихся территориями природно-заповедного фонда); что же касается объектов специального природопользования, то их использование осуществляется с целью удовлетворения конкретных материальных, оздоровительных, рекреационных и иных потребностей (к примеру, использование водоема для целей разведения рыбы).

Разграничив, таким образом, объекты общего и специального природопользования, следует обратиться к их конкретизации, используя в качестве основы отдельно взятые природные ресурсы.

Земельными ресурсами как объектами права общего пользования являются: площади, улицы, сенокосы, парки, автострады, проезды, земли путей сообщения и т.д.

С другой стороны, в качестве объектов права специального использования земельных ресурсов можно назвать следующие: земли подсобного сельского хозяйства, садовые земельные участки, земли сельскохозяйственных предприятий, земельные участки жилищных и других кооперативов, земли промышленности, земли обороны, земли связи и др.

Кодекс о недрах определил, что владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, законодательно закрепляя таким образом право общего пользования недрами.

Если же вести речь о праве специального пользования недрами, то объектами такого права являются полезные ископаемые местного значения и торф, на осуществление разработки и добычу которых требуется получение специального разрешения.

3. Водные ресурсы.

Право общего пользования закреплено в Водном Кодексе Украины и предусматривает возможность использования водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, рыбной ловли и его объектами являются: водные ресурсы для отдыха и спорта, а также водные объекты, которые используются для питьевых и бытовых нужд.

Во всех остальных случаях имеет место специальное водопользование и для его осуществления необходимо получение соответствующего разрешения от специально уполномоченных органов.

4. Лесные ресурсы.

Лесной Кодекс Украины регламентирует возможность безвозмездного нахождения граждан на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, другие пищевые лесные ресурсы, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях и др. Таким образом объектами права общего пользования являются полезные свойства лесов, которые используются для удовлетворения культурно-оздоровительных потребностей.

В качестве объектов права специального лесопользования можно перечислить следующие: лесные рассадники и плантации, лесные пастбища и сенокосы, лесные культуры, лесорубочный фонд, объекты для заготовки живицы и ряд других.

5. Животный мир.

Украинское законодательство не предусматривает право общего пользования на объекты животного мира, а определяет, что пользоваться указанными объектами можно только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого специально уполномоченным органом. Таким образом, объектами права специального пользования животным миром являются: дикие животные, которые используются в научных, образовательных, воспитательных и эстетичных целях, дикие животные для охоты, дикие животные для рыболовства, дикие животные для разведения в неволе и т.д.

6. Природно-заповедный фонд.

Анализируя Закон Украины «О природно-заповедном фонде» можно выделить следующие объекты права общего пользования: региональные ландшафтные парки и дендрологические парки. А в качестве объектов специального пользования можно определить такие как:

Природные заповедники;

Заповедная зона национальных природных парков;

Заповедные урочища;

Зоологические парки;

Биосферные заповедники;

Памятники природы;

Ботанические сады;

Парки-памятники садово-паркового искусства и ряд других.

При чем следует отметить, что вышеназванные региональные ландшафтные парки и дендрологические парки могут выступать как в качестве объектов общего пользования, так и в качестве объектов специального.

3. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Основания возникновения права природопользования представляют собой законодательно регламентированные обстоятельства, с наступлением которых связывается возникновение права пользования природными ресурсами.

Для возникновения права общего природопользования достаточно простого волеизъявления со стороны лица, желающего осуществить указанные действия, а также наличие правовой нормы, регламентирующей возможность осуществления общего природопользования. Если же вести речь о праве специально природопользования, то в данном случае ситуация складывается намного сложнее, поскольку законодательство устанавливает несколько оснований возникновения этого права:

Заключение соглашения на пользование природными ресурсами, в том числе, договора аренды: в этом случае собственник соответствующего природного объекта, осуществляющих в отношении его правомочия владения, пользования и распоряжения, предоставляет данный природный ресурс или его часть в постоянное или временное пользование (в зависимости от условий договора, установленных сторонами) другому лицу. Такое соглашение заключается как правило между физическими лицами;

Предоставление природных ресурсов в пользование: в этом случае лицо, желающее приобрести природный объект в пользование, подает ходатайство в специально уполномоченные органы, которые, осуществив предварительно ряд процессуальных действий, предусмотренных законодательством (согласование, экспертиза, подготовка проекта отведения) выносят решение о предоставлении указанного природного ресурса; затем осуществляется выделение природного объекта в натуре, а также подготовка и выдача специальных документов, свидетельствующих о наличии у лица права использовать соответствующий природный объект;

Выдача разрешения на осуществление специального природопользования (например, предоставление лицензии на добычу полезных ископаемых): в данном случае лицо, желающее осуществить указанные действия, наряду с ходатайством подает в специально уполномоченные органы соответствующую документацию, содержание которой зависит от характера деятельности, для осуществления которой требуется разрешение; затем, в зависимости от каждого конкретного случая происходит согласование этих материалов либо с местными Советами, их исполнительно-распорядительными органами, или с органами государственной исполнительной власти, либо с органами государственного управления и контроля; следующая процессуальная стадия включает рассмотрение, подготовку и вынесение конкретного решения о выдаче разрешения на осуществление специального природопользования. Эти действия осуществляются специальными органами, в компетенцию которых входит разрешение указанных вопросов. Завершающим этапом данной процедуры является выдача официальных документов (разрешение, лицензия), свидетельствующих о наличии возможности у лица осуществлять специальное природопользование;

Некоторые исследователи в качестве отдельного основания возникновения права специального природопользования выделяют выдачу специально уполномоченными органами иных управомачивающих документов (ордеров, лесорубочных билетов и др.). Их выдача осуществляется примерно по такой же схеме как и в других вышеперечисленных случаях: подача ходатайства или заявления в специально уполномоченные органы лицом, желающим получить соответствующее разрешение; наряду с этим предоставление материалов, содержащих обоснование необходимости в осуществлении соответствующего природопользования, их согласование; рассмотрение предоставленной документации и вынесение решения; отведение природного ресурса в натуре; выдача лицу соответствующих управомачивающих документов на осуществление определенных действий.

Под основаниями прекращения права природопользования принято понимать совокупность обстоятельств, с наступлением которых закон связывает прекращение отношений пользования природными объектами. Эти обстоятельства подразделяются на две группы.

1. Объективные основания, наступление которых не зависит от волеизъявления конкретного субъекта:

Окончание срока, на который предоставлялся в пользование данный природный объект;

Прекращение деятельности юридического лица, осуществляющего право природопользования;

Фатальные обстоятельства (например, смерть природопользователя, гибель природного объекта, вследствие стихийного бедствия и т.д.).

2. Субъективные основания, наступление которых напрямую зависит от волеизъявления конкретных субъектов:

Изъятие или выкуп природного ресурса, осуществляемое специально уполномоченными органами для общественных или государственных нужд;

Добровольный отказ природопользователя от дальнейшего осуществления соответствующих действий;

Использование конкретного природного ресурса не по целевому назначению;

Не использование природного ресурса на протяжении установленного законом срока;

Использование природных объектов способами, которые приводят к снижению их качественных показателей, а также повышению уровня загрязнения и ухудшению экологической обстановки;

Систематическое невнесение платы за осуществление специального природопользования.

Законодательством Украины могут устанавливаться и другие обстоятельства, наступление которых свидетельствует о прекращении права природопользования.

Эти права и обязанности возникают у субъектов при осуществлении ими правомочий владения и пользования соответствующими природными объектами. Важным элементом содержания права природопользования является владение землей, недрами и другими природными ресурсами, поскольку наличие у субъекта данного права является предпосылкой пользования.

Следует отметить, что правомочия пользования подразделяется в зависимости от цели, для достижения которой используется тот или иной природный объект (например, использование недр для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование и т.д.).

В процессе осуществления указанных правомочий у субъектов права природопользования возникают соответствующие права и обязанности, которые дифференцируются в зависимости от природного ресурса и целей природопользования. Эти права и обязанности сосредоточены как в специальных эколого-правовых нормативных актах, так и в договорах, заключенных сторонами на осуществление специального природопользования. Таким образом, обобщив положения отдельных нормативно-правовых документов, можно определить наиболее характерные права и обязанности пользователей природными ресурсами.

К основным правам природопользователей следует отнести:

Использовать природные ресурсы в соответствии с их целевым назначением;

Использовать в полном объеме полезные свойства отдельных природных объектов;

Передавать природные ресурсы в установленном законом порядке во вторичное пользование;

Осуществлять в установленном порядке общее и специальное природопользование;

Получать компенсацию за улучшение качества природных ресурсов в случае их изъятия;

Пользоваться льготами при налогообложении в случае осуществления мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

Получать льготное кредитование на осуществление мероприятий по воспроизводству и охране природных объектов;

Получать доходы от эксплуатации природного объекта;

Реализовывать по своему усмотрению продукцию, полученную при использовании конкретного природного ресурса;

Размещать производственные, жилые, коммунальные и иные постройки и сооружения, необходимые для использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;

Обжаловать в установленном порядке решения государственных органов и должностных лиц, которые нарушают право природопользования;

Требовать через судебные органы компенсации ущерба, причиненного природным ресурсам, которые находятся у них на праве пользования;

Обращаться с иском в судебные органы на физических лиц, действия которых препятствуют осуществлению ими права природопользования и др.

Законодательство регламентирует следующие обязанности природопользователей:

Обеспечивать использование природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением;

Рационально, экономично и эффективно использовать природные ресурсы;

Внедрять новые технологии в процессе использования конкретных природных объектов;

Придерживаться соблюдения сроков природопользования;

Не допускать бесхозного использования соответствующих природных объектов;

Своевременно вносить плату за специальное использование природных ресурсов;

Не допускать снижения качественных показателей конкретного природного объекта;

Осуществлять комплекс мероприятий по возобновлению качества природных ресурсов;

Осуществлять мероприятия по предупреждению загрязнения и засорения природных ресурсов;

Строго соблюдать требования экологической безопасности в процессе использования природных объектов;

Обеспечивать выполнение системы мероприятий в области охраны соответствующих природных объектов;

Не препятствовать другим собственникам и пользователям природных ресурсов в осуществлении ими своих правомочий;

Поддерживать в надлежащем состоянии средства, при помощи которых осуществляется использование природных ресурсов;

Соблюдать правила добрососедства;

Своевременно компенсировать ущерб, причиненный другим лицам в процессе осуществления права общего и специального природопользования;

Приводить природные ресурсы в состояние, пригодное для их дальнейшей эксплуатации и целевого использования и др.

Природопользователи осуществляют вышеперечисленные права и обязанности в соответствии с положениями, установленными в специальных эколого-правовых нормативных актах.

1. Конституція України // Відомості ВР України.-1996.-№ 30.-Ст. 141.

2. Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України: прийняти 25.06.1991 // Відомості ВР України.-1991.-№ 41.-Ст. 546.

3. Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности: Постановление ВР Украины от 05.03.1998 // Ведомости ВР Украины.-1998.-№ 38-39.-Ст. 248.

4. Положення про порядок видачі дозволів на спеціальне використання природних ресурсів і встановлення лімітів використання ресурсів загальнодержавного значення: Постанова КМ України від 10.08.1992, № 459 (із змінами від: 28.04.1994, № 268; 26.07.1999, № 137; 09.12.1999, № 2235).

5. Андрейцев В.І. Екологічне право (Загальна частина).-К.: Вентурі, 1996.-С. 66-86.

6. Андрейцев В.И. Правовое обеспечение рационального природопользования предприятий и объединений АПК.-К.: Урожай, 1989.-200 с.

7. Баб’як О.С., Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України.-К.:Атіка, 2000.-С. 35-45.

8. Боголюбов С.А . Екологическое право.-М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.-С. 57-68.

9. Бринчук М .М. Экологическое право (право окружающей среды).-М.: Юристъ, 1999.-С. 195-245.

10. Вовк Ю.А. Советское природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. Общая часть.-Харьков, Вища школа, 1986.-С. 134-159.

11. Малышева Н.Р., Ерофеев Н.И., Петрина В.Н. Эколого-правовые вопросы научно-технического прогресса.-К.:Наук. думка, 1993.- 157 с.

12. Робинсон Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1990.-524 с.

13. Экология. / С.А. Боголюбов, Е.М. Биленков, М.А. Геталов и др.-М.: Знание, 1997.-С. 28-95.

Введение

3. Обязанности природопользователей

4. Порядок получения лицензий на право природопользования

5. Основания прекращения права природопользования

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы. Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

Право природопользования можно рассматривать и в субъективном смысле как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.

Цель: Изучить особенности права природопользования.

1. Понятие и виды права природопользования

Рассматривая право природопользования в контексте экологического права, следует отметить, что его значение определяется возможностью удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания его жизни на надлежащем уровне, но одновременно является наиболее значительным фактором вредного воздействия на окружающую природную среду. Эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется эколого-правовыми нормами. В частности, осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования.

Таким образом, можно заключить, что право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Такие нормы сосредоточены, как правило, в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих так называемые природоресурсовые отношения: земельном, водном, лесном, фаунистическом и т.д.

Нормы, осуществляющие регулирование отношений рационального природопользования и предусматривающие ответственность за нарушение предусмотренных в них требований, содержатся также в гражданском, административном и уголовном законодательстве РФ.

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Право природопользования в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих основания возникновения и основания прекращения права природопользования, комплекс прав и обязанностей природопользователей, а также юридические способы защиты прав субъектов природопользования.

Право природопользования в субъективном смысле –– это совокупность прав и обязанностей лиц, осуществляющих рациональное природопользование в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Осуществление природопользования в РФ базируется на системе принципов, представляющих собой основополагающие правовые идеи, на основе которых регулируются отношения в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. К основным принципам природопользования можно отнести следующие:

Право природопользования является производным от права собственности: о наличии данного принципа целесообразно вести речь, когда собственник и природопользователь – разные лица, например, государство в лице специально уполномоченных органов является собственником определенного природного объекта, т.е. осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, в связи с чем обладает правом предоставления данного природного объекта в пользование другим лицам;

Природопользование должно быть рациональным, т.е. должно иметь место максимально эффективное извлечение полезных свойств из эксплуатируемого природного ресурса, указанное использование должно осуществляться в гармонии с остальной природной, без ущерба для ее состояния;

Целевой характер использования природных ресурсов: при оформлении документа на использование конкретного природного ресурса указывается, для какой цели он предназначен (например, лицензия на право пользования недрами, разрешение на специальное водопользование, лесорубочный билет и др.), поэтому любое отклонение от определенных законодательством и отраженных в специальных документах целей использования природных объектов рассматривается как нарушение эколого-правовых норм;

Возмездность и безвозмездность природопользования означает, что каждый субъект, осуществляющий деятельность по специальному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов обязан вносить установленную законом плату за указанные действия; принцип безвозмездности распространяется на лиц, осуществляющих общее природопользование, т.е. природопользование, не требующее специального разрешения;

Внесение платы за ухудшение качества природных ресурсов: каждый природопользователь, осуществляя эксплуатацию конкретного природного объекта способами, которые повлекли ухудшение его качественного состояния, обязан уплатить за свои действия установленную законом денежную сумму;

Стимулирование эффективного природопользования означает наличие комплекса мероприятий, предпринимаемых государством в лице специально уполномоченных органов по организации дополнительных поощрений лицам, которые осуществляют деятельность по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов с наименьшими материальными затратами и с наибольшими качественными показателями (например, предоставление льготного кредитования и налогообложения физическим и юридическим лицам);

Нормирование и лимитирование природопользования: с целью более эффективной организации использования, воспроизводства и охраны природных объектов государство в лице специально уполномоченных органов осуществляет вышеуказанные действия.

Виды права природопользования можно определить, опираясь на различные классификационные критерии:

1) по основаниям возникновения:

Право общего природопользования представляет собой гарантированную законом возможность использовать безопасную для жизни и здоровья окружающую среду с обязательным соблюдением своих обязанностей, касающихся ее охраны;

Право специального природопользования – это регламентированное государством целевое использование природных ресурсов для удовлетворения материальных и духовных потребностей физическими и юридическими лицами.

2) в зависимости от объектов природопользования:

Право землепользования;

Право пользования недрами;

Право водопользования;

Право лесопользования;

Право пользования растительным и животным миром;

Право пользования атмосферным воздухом.

3) в зависимости от сроков природопользования:

Бессрочное (или постоянное) природопользование: при оформлении документа на осуществление деятельности по использованию, воспроизводству и охране природных объектов не конкретизируется сроки осуществления природопользования;

Срочное природопользование: в свою очередь подразделяется на краткосрочное (не больше 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет и больше), а также в качестве обособленного вида природопользования выступают арендные отношения, о которых речь пойдет в последующих разделах.

4) по формам организации:

Право коллективного природопользования: когда полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов осуществляются предприятием, учреждением, организацией, общественным объединением или любым другим юридическим лицом, независимо от формы собственности;

Право индивидуального природопользования: когда указанные действия осуществляются физическим лицом единолично.

5) в зависимости от способов возникновения отношений природопользования:

Право первичного природопользования: когда собственник того или иного природного объекта напрямую передает указанный объект другому лицу в пользование или на условиях аренды;

Право вторичного природопользования: в данном случае лицо, получившее определенный природный объект в пользование и осуществляющее действия по его использованию воспроизводству и охране передает указанный ресурс третьему лицу во вторичное пользование или на условиях субаренды. Такие действия возможно осуществить только при наличии согласия со стороны собственника природного объекта.

Также виды природопользования можно классифицировать в соответствии с их целевым назначением, например, осуществление землепользования с целью ведения личного подсобного хозяйства; лесопользования –– для целей заготовки древесины и т.д.

2. Основные права природопользователей

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах:

а) как возможный по закону обладатель такого права пользования

б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов – общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования.

Под правом природопользования в теории экологического права понимают систему норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов (объектов).

Права и обязанности природопользователей устанавливаются как в законодательных актах (в случае права общего природопользования), так и в лицензиях и договорах на природопользование (в случае специального).

Права и обязанности землепользователей установленыст. 40, 41 и 42 ЗК РФ; права и обязанности лесопользователей - ст. 24, 25, 27 - 50 ЛК РФ; права и обязанности водопользователей - ст. 7- 10, 37 - 54 ВК РФ; права и обязанности недропользователей - ст. 22 Закона о недрах; пользователей объектами животного мира - ст. 40 Закона о животном мире.

Общее ограничение права природопользования установлено ст. 36 Конституции РФ. Согласно ее положениям владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Статья 56 ЗК РФ содержит ограничения прав на землю, согласно ч. 2 данной статьи могут устанавливаться следующие ограничения:

  • 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  • 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  • 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
  • 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами.

Статья 8 Закона о недрах устанавливает, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Согласно ст. 21 Закона о животном мире, ограничения и запреты на использование объектов животного мира устанавливаются в целях сохранения их воспроизводства и среды их обитания.

Существует несколько классификаций видов прав природопользования. Право природопользования делится:

  • 1. По природным объектам и природным ресурсам:
    • а) на право землепользования;
    • б) право недропользования;
    • в) право водопользования;
    • г) право пользования атмосферным воздухом;
    • д) право лесопользования;
    • е) право пользования растительным миром вне лесов;
    • ж) право пользования животным миром.

Закон об охране атмосферного воздуха не упоминает об использовании или потреблении атмосферного воздуха, но говорит о таком способе воздействия, как выбросы.

  • 2. По целевому назначению:
    • а) на право землепользования делится согласно категориям земель, установленным ст. 7 ЗК РФ;
    • б) право недропользования делится по видам недропользования, установленным в ст. 6 Закона о недрах;
    • в) право водопользования делится согласно видам целевого использования водных объектов, установленным ВК РФ;
    • г) право лесопользования делится по видам лесных пользований, установленным ЛК РФ;
    • д) право пользования животным миром - согласно его видам, установленным ст. 34 Закона о животном мире, а также ст. 10 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации».
  • 3. По юридическому титулу, на котором основано право природопользования: непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов; производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.
  • 4. В зависимости от срока пользования различают: бессрочное, долгосрочное и краткосрочное природопользование.
  • 5. В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое: с изъятием природного ресурса; без изъятия природного ресурса из природной среды.
  • 6. В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий):
    • ? общее - осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей (например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т.п.). Реализация права общего природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении;
    • ? специальное - осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов, за плату.

Право обгцего природопользования возникает непосредственно из законодательства и иных нормативных актов. Также этими актами иногда устанавливаются и пределы, ограничения такого права.

Право специального природопользования обусловлено ведением хозяйственной или иной деятельности, предназначенной для удовлетворения экономических интересов общества, юридических и физических лиц и зачастую связано с более значительными воздействиями на окружающую среду. Это право осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионно-договорной) системой и заключается в выделении частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Следует выделять следующие формы права специального природопользования:

  • ? комплексное природопользование;
  • ? специальное пользование отдельными природными ресурсами (например, особое водопользование).

К числу основных принципов права природопользования следует относить:

  • ? принцип рационального природопользования (заключающийся в соблюдении требований по обеспечению неистощимости природных ресурсов и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития);
  • ? принцип целевого использования природных ресурсов;
  • ? принцип платности природопользования;
  • ? принцип производности права пользования природными ресурсами от права собственности на них;
  • ? принцип устойчивости права пользования природными ресурсами;
  • ? принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования.

Вопросы и задание для самоконтроля

  • 1. Что такое право собственности на природные ресурсы?
  • 2. Какие природные ресурсы и объекты могут находиться в государственно!? собственности?
  • 3. Охарактеризуйте право частной собственности на природные ресурсы.
  • 4. Какие водные объекты могут находиться в муниципальной собственности?
  • 5. Что представляет собой право природопользования?
  • 6. Какие виды права природопользования вызнаете?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Право природопользования

Введение

Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы.

Оценивая значение природопользования, необходимо иметь в виду, что в рамках права окружающей среды оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе "Об охране окружающей природной среды", Федеральном законе "Об экологической экспертизе", иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

1 . Понятие и виды права природопользования

Право природопользования может рассматриваться в различных аспектах. В объективном смысле право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства. В субъективном смысле право природопользования - это мера возможного поведения субъектов природопользования при осуществлении указанной выше деятельности.

В юридическом смысле "природопользование" - понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды и подвиды.

В зависимости от вида используемого природного объекта выделяют:

·право землепользования,

·право водопользования,

·право недропользования,

·право лесопользования,

·право пользования животным миром,

·право пользования атмосферным воздухом,

·комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.

Каждый из указанных выше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства. промышленности, энергетики и т.д.; леса - для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей; недра - в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов; животный мир - для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определены природоресурсным законодательством.

В зависимости от юридического титула, на котором основано право природопользования, выделяют:

·непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов,

·производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.

В зависимости от срока пользования различают:

·бессрочное,

·долгосрочное,

·краткосрочное.

В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое:

·с изъятием природного ресурса,

·без изъятия природного ресурса из природной среды.

В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование:

·общее - осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т. п. Реализация права общего природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении;

·специальное - осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов.

В последующих вопросах будет рассматриваться именно специальное природопользование.

2 . Основания возникновения права природопользования

Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством.

Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов: природопользование право комплексный специальный

Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование. Такое решение может приниматься Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ либо их совместным решением или органа местного самоуправления.

Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.

Договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: лесное законодательство - договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции, водное законодательство - договоры краткосрочного и долгосрочного пользования, договор частного водного сервитута, земельное законодательство - договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными или региональными государственными исполнительными органами или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.

В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.

3 . Основания прекращения права природопользования. Переход права природопользования

Типичными основаниями прекращения права природопользования являются:

Отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;

Истечение срока природопользования;

Смерть гражданина или прекращение деятельности юридического лица;

Не использование природного объекта в течение установленного законодательством срока;

Использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;

Нарушение условий и требований, установленных лицензией. договором и законодательством;

Изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.

В случае осуществления производного природопользования переуступка права пользования не допускается. Переход права природопользования возможен лишь в случае смерти гражданина к его наследникам или реорганизации юридического лица. Условия перехода: 1) правопреемники должны пользоваться природным объектом для собственных нужд, 2) цель природопользования не должна меняться. Лицензия в этом случае переоформляется, в договор вносятся изменения.

4 . Права и обязанности природопользователей

Объем и состав прав и обязанностей природопользователей обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование, целями использования, статусом субъектов природопользования. Вместе с тем все природопользователи имеют право:

Осуществлять пользование природным объектом в пределах установленных законодательством, лицензией и договором;

Получать информацию о состоянии природного объекта, предоставленного в пользование.

Общими обязанностями природопользователей являются:

Осуществлять использование природными объектами рационально, в соответствии с их целевым назначением, способами, не наносящими вреда окружающей природной среде и здоровью человека;

Осуществлять природоохранные мероприятия, предусмотренные законодательством и договором;

Своевременно и правильно вносит платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды;

Обеспечивать соблюдение экологических нормативов;

Предоставлять специальным государственным органам информацию о состоянии природного объекта в порядке, установленном законодательством;

Восстанавливать природные объекты, нарушенные в процессе природопользования за свой счет.

5. Право специального природопользования

Специальное природопользование - это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Формы специального природопользования:

· Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц. комплексное природопользование;

· специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ (в федеральном законодательстве они отсутствуют). К примеру, данные положения были установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 2005 г. в Москве был принят Закон "О комплексном природопользовании в городе Москве»

Комплексное природопользование - это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера - как правило, представляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов. Понятие и виды права природопользования, основные права и обязанности природопользователей. Порядок получения лицензий, основания прекращения права природопользования.

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Виды отношений человека с природой. Право природопользования как правовой институт, правоотношение или конкретное правомочие. Классификация видов права природопользования, его субъекты. Возникновение, изменение и прекращение права природопользования.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Значение природопользования в рамках экологического права. Категория земельных участков общего пользования. Установление публичных сервитутов. Формы реализации специального природопользования. Основные принципы и субъекты права природопользования.

    реферат , добавлен 30.09.2013

    Изучение понятия и содержания экологического права. Рассмотрение оснований возникновения, изменения и прекращения (истечение срока пользования и ликвидация юридического лица) права на пользование землей, недрами, лесами, водой и животным миром.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2010

    Характеристика видов права природопользования, его объекты. Экологическая правоспособность и дееспособность субъектов. Права и обязанности природопользователей, прекращение данного права. Действия, имеющие юридическое значение при предоставлении земель.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Гражданско-правовые основания прекращения права собственности. Основания прекращения права собственности на земельный участок. Проблемы применения норм земельного и гражданского законодательства относительно принудительного прекращения прав на землю.

    реферат , добавлен 13.03.2010

    Изучение эволюции форм и видов права собственности на землю в зависимости от конкретных исторических периодов развития государства. Основания для возникновения и прекращения данного права. Особенности юридической конструкции права собственности на землю.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2017

    Общие положения о праве собственности, основания его возникновения и прекращения. Вещные права в системе имущественных прав, их ограничение и суть. Соотношение норм гражданского и земельного законодательства при характеристике вещных прав на землю.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2009

    Организация системы государственного регулирования природопользования. Формирование экологической политики. Выработка стратегии природопользования. Выбор методов государственного регулирования природопользования. Сущность экологического нормирования.

    доклад , добавлен 05.03.2013

    Возникновение гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защита. Содержание и принципы гражданского законодательства. Характер взаимоотношения участников соответствующих правоотношений, порядок возникновения основных прав и обязанностей.

Рассматривая право природопользования в контексте экологического права, следует отметить, что его значение определяется возможностью удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания его жизни на надлежащем уровне, но одновременно является наиболее значительным фактором вредного воздействия на окружающую природную среду. Эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется эколого-правовыми нормами. В частности, осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования.

Таким образом, можно заключить, что право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Такие нормы сосредоточены, как правило, в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих так называемые природоресурсовые отношения: земельном, водном, лесном, фаунистическом и т.д.

Нормы, осуществляющие регулирование отношений рационального природопользования и предусматривающие ответственность за нарушение предусмотренных в них требований, содержатся также в гражданском, административном и уголовном законодательстве.

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Право природопользования в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих основания возникновения и основания прекращения права природопользования, комплекс прав и обязанностей природопользователей, а также юридические способы защиты прав субъектов природопользования.

Право природопользования в субъективном смысле - это совокупность прав и обязанностей лиц, осуществляющих рациональное природопользование в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.



Осуществление природопользования базируется на системе принципов, представляющих собой основополагающие правовые идеи, на основе которых регулируются отношения в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. К основным принципам природопользования можно отнести следующие:

Право природопользования является производным от права собственности: о наличии данного принципа целесообразно вести речь, когда собственник и природопользователь - разные лица, например, государство в лице специально уполномоченных органов является собственником определенного природного объекта, т.е. осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, в связи с чем обладает правом предоставления данного природного объекта в пользование другим лицам;

Природопользование должно быть рациональным, т.е. должно иметь место максимально эффективное извлечение полезных свойств из эксплуатируемого природного ресурса, указанное использование должно осуществляться в гармонии с остальной природной, без ущерба для ее состояния;

Целевой характер использования природных ресурсов: при оформлении документа на использование конкретного природного ресурса указывается, для какой цели он предназначен (например, лицензия на право пользования недрами, разрешение на специальное водопользование, лесорубочный билет и др.), поэтому любое отклонение от определенных законодательством и отраженных в специальных документах целей использования природных объектов рассматривается как нарушение эколого-правовых норм;

Возмездность и безвозмездность природопользования означает, что каждый субъект, осуществляющий деятельность по специальному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов обязан вносить установленную законом плату за указанные действия; принцип безвозмездности распространяется на лиц, осуществляющих общее природопользование, т.е. природопользование, не требующее специального разрешения;

Внесение платы за ухудшение качества природных ресурсов: каждый природопользователь, осуществляя эксплуатацию конкретного природного объекта способами, которые повлекли ухудшение его качественного состояния, обязан уплатить за свои действия установленную законом денежную сумму;

Стимулирование эффективного природопользования означает наличие комплекса мероприятий, предпринимаемых государством в лице специально уполномоченных органов по организации дополнительных поощрений лицам, которые осуществляют деятельность по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов с наименьшими материальными затратами и с наибольшими качественными показателями (например, предоставление льготного кредитования и налогообложения физическим и юридическим лицам);

Нормирование и лимитирование природопользования: с целью более эффективной организации использования, воспроизводства и охраны природных объектов государство в лице специально уполномоченных органов осуществляет вышеуказанные действия.

Виды права природопользования можно определить, опираясь на различные классификационные критерии:

1) по основаниям возникновения:

Право общего природопользования представляет собой гарантированную законом возможность использовать безопасную для жизни и здоровья окружающую среду с обязательным соблюдением своих обязанностей, касающихся ее охраны;

Право специального природопользования - это регламентированное государством целевое использование природных ресурсов для удовлетворения материальных и духовных потребностей физическими и юридическими лицами.

2) в зависимости от объектов природопользования:

Право землепользования;

Право пользования недрами;

Право водопользования;

Право лесопользования;

Право пользования растительным и животным миром;

Право пользования атмосферным воздухом.

3) в зависимости от сроков природопользования:

Бессрочное (или постоянное) природопользование: при оформлении документа на осуществление деятельности по использованию, воспроизводству и охране природных объектов не конкретизируется сроки осуществления природопользования;

Срочное природопользование: в свою очередь подразделяется на краткосрочное (не больше 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет и больше), а также в качестве обособленного вида природопользования выступают арендные отношения, о которых речь пойдет в последующих разделах.

4) по формам организации:

Право коллективного природопользования: когда полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов осуществляются предприятием, учреждением, организацией, общественным объединением или любым другим юридическим лицом, независимо от формы собственности;

Право индивидуального природопользования: когда указанные действия осуществляются физическим лицом единолично.

5) в зависимости от способов возникновения отношений природопользования:

Право первичного природопользования: когда собственник того или иного природного объекта напрямую передает указанный объект другому лицу в пользование или на условиях аренды;

Право вторичного природопользования: в данном случае лицо, получившее определенный природный объект в пользование и осуществляющее действия по его использованию воспроизводству и охране передает указанный ресурс третьему лицу во вторичное пользование или на условиях субаренды. Такие действия возможно осуществить только при наличии согласия со стороны собственника природного объекта.

Также виды природопользования можно классифицировать в соответствии с их целевым назначением, например, осуществление землепользования с целью ведения личного подсобного хозяйства; лесопользования - для целей заготовки древесины и т.д



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх