Правовое просвещение граждан. Правовое просвещение обучающихся Проблемные вопросы в организации правового просвещения нуждающиеся

3.1 Организация правового просвещения в общеобразовательной школе

Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками. Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные вообще не поддаются учету. Основные причины сложившееся ситуации известны. На одной из них - слабое правовое обучение и воспитание - необходимо остановиться более подробно потому, что она тесно связана с деятельностью общеобразовательной школы, где, как известно, и закладываются основы гражданственности. Но, увы, правовые дисциплины еще не нашли широкого представительства в школьных программах. Всего 34 часа в год выделяется на них, согласитесь, немногое можно сделать за это время. А ведь подросток с первых дней пребывания в учебном заведении включен в определенную правовую систему. Более того, как гражданин России, согласно Конституции, он приобретает «основные права и свободы» от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). И вся его последующая жизнь, в том числе и в отроческие годы, протекает в определенном правовом пространстве и регулируется конкретными отраслями права или отдельными законами и подзаконными актами. К ним можно отнести правовые акты международных организаций, текущее законодательство России и некоторые ведомственные нормативные акты. Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием всех этих документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотны в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе. У подростков порой нет правильной правовой модели законопослушного поведения. В жизни они чаще всего руководствуются собственной интуицией, а то и недостоверными или некомпетентными советами. И это не удивительно, ибо воспитание и обучение осуществляют учителя, не имеющие, как правило, соответствующей подготовки. Отсутствует система подготовки и переподготовки таких учителей. (9, с.176)

Нельзя сказать, что ничего не делается в этой области. Два десятилетия существовал курс «Основы советского государства и права». С 1993 года Правительство РФ рекомендовало ввести курс «Права человека». С 1994 года Правительством было разрешено углубленное изучение в школах права, экономики и других дисциплин. Но все эти попытки носят разрозненный, непоследовательный и бессистемный характер.

Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс «Основы правоведения», «Право», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

В старшей школе обеспечивается в рамках данной системы правового обучения формирование:

устойчивой потребности в правомерном поведении;

углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условием решения образовательных задач в старшей школе является:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе разработаны разные типы программ курса права: для общеобразовательной школы, для классов или образовательного учреждения гуманитарного профиля, а также обучаемых в системе социально-экономического профиля.

Организация предпрофильной правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:

педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку. (7, с.104)

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Организацию предпрофильного правового обучения целесообразно структурировать по отдельным проблемам. Обратим внимание на то, что данная деятельность может осуществляться педагогом самостоятельно с учетом уровня подготовки школьников, наличия того или иного профиля обучения в старшей школе. Важно учитывать также традиции и особенности работы целого образовательного учреждения, уровень профессионального мастерства педагогических кадров, наличие учебной и методической литературы и др.

В теории правового воспитания и обучения в школе также нет единой концепции. Правда, существуют несколько научных точек зрения. Представители одной из них считают, что правовое обучение и воспитание следует вести на основе курса «Советское государство и право», предлагая реализовать подготовку учителей в рамках психолого-педагогических дисциплин; по мнению других, основой должен стать курс «Права и свободы граждан». Думается, каждая из этих точек зрения имеет право на существование и реализацию в школьных программах, но заметим, что они не свободны от некоторой односторонности и ошибок. В частности, правовое обучение и воспитание школьников не должно ограничиваться лишь изучением их прав и свобод, а курс «Основы советского государства и права», естественно, нуждается в коренной переработке в силу определенных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в стране.

Суммируя сказанное, хотелось бы высказать свою точку зрения относительно концепции правового обучения и воспитания в общеобразовательной школе. По моему мнению, оно должно осуществляться в рамках курса «Правоведение», формирующего гражданственность и правосознание у подростков. Задачи курса: помочь подростку адаптироваться в современных условиях; воспитание законопослушного гражданина; самореализация подростка в жизни; предотвращение правонарушений несовершеннолетних; обучение подростка умению прогнозировать правовые последствия.

Представляется, что такое обучение и воспитание должно носить сквозной характер, то есть вестись с первого по одиннадцатый класс включительно. И каждый год обучения должен соответствовать той сумме правовых знаний, которые необходимы учащимся в данное время согласно возрастным критериям. Быть непрерывным - осуществляться ежегодно в каждом классе, системным - соответствовать правовой системе, действующей в данное время, для данного субъекта на данной территории. Теоретико-прикладной характер обучения означает, что вместе с суммой теоретических знаний учащийся приобретает навыки по их реализации в жизни.

Адаптивность правовой подготовки предусматривает необходимость помочь подростку быстрее и безболезненнее войти в жизнь полноправным членом общества. В общеобразовательной школе обучаются дети, чей правовой статус в зависимости от возраста (6-17 лет) и других критериев определяется тем или иным законодательством. Эти критерии, думается, должны послужить главной отправной точкой в формировании учебных программ.

Определяя цели и задачи правового обучения и воспитания школьников, следует выделить средства и методологию, а также формы их реализации. Формы, на наш взгляд, отличаются прежде всего тем, что обучение протекает несколько отлично от воспитания, хотя эта градация весьма условна, в процессе реализации формы могут носить комплексный характер.

Несколько слов о тех, кто преподает право в школе. Это должны быть учителя-правоведы, получившие соответствующую подготовку на уровне высшего образования. Их подготовку необходимо осуществлять в рамках головного института «Правовой педагогики». Это объясняется многими причинами: отсутствием достаточного количества учителей-правоведов и профессорско-преподавательского состава для подготовки таких учителей, методики обучения праву в школах и педагогических вузах, слабым правовым регулированием.

Основной целью этого института было бы формирование политики в области правового обучения и воспитания подростка в школе, подготовка педагогических кадров и профессорско-преподавательского состава, разработка учебно-методической базы и оказание помощи учебным заведениям.

Данный институт может быть ведущей организацией по правовому обучению и воспитанию, но наряду с ним следует создать в системе повышения квалификации педагогических работников соответствующие факультеты. Весь процесс правового обучения и воспитания должен соответствовать ступенями образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. При этом правовое обучение и воспитание в начальных классах должно отличаться большим нравственно-эстетическим характером процесса привития школьникам общечеловеческих норм поведения, создавая своего рода морально-психологическую базу.

Использование технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка

Организация самостоятельной работы учащихся является обязательной частью процесса обучения иностранным языкам. В последние годы данному виду деятельности уделяется всё больше внимания, так как в современном...

Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации...

Методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении на примере кружка "Рукоделие"

В данном параграфе мы рассмотрим основные способы организации работы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования...

Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Затруднения - это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки - это серьезные просчеты...

Организация экономического просвещения учащихся образовательного учреждения МБОУ СОШ №8 г.о. Самара

2.1 Общая характеристика учебного предмета Обществознание -- учебный предмет в МБОУ СОШ №8 г.о. Самара, который изучается с 6 по 11 классы. В предмет обществознание включены следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества...

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды...

Правовое воспитание как компонент педагогического процесса

Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме...

Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы

Правовое просвещение

Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал...

Правовое просвещение

Профессиональная подготовка школьников

Процесс обучения праву в младших классах

Важное место, как уже отмечалось выше, принадлежит общеобразовательной школе. В условиях развивающегося общества возрастает роль школы как основного института правового воспитания подрастающего поколения...

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации...

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса...

Правовое просвещение
Проблеме прав человека посвящено много научных, учебных и популярных изданий. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Вопросы формирования гражданского правосознания и правовой культуры всегда остаются актуальными. Таким образом, соблюдение и защита прав человека являются необходимыми условиями построения современного государства

Важное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав человека имеет создание института Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях. Дети достаточно много времени проводят в школе, поэтому очень важен вопрос: в каких условиях проходит обучение, достаточно ли хороши эти условия для того, чтобы дети могли в полном объеме усвоить школьную программу, развить свои способности, склонности, не имея при этом проблем с физическим и психическим здоровьем.

Понятие «качество жизни» - социально- психологическая категория. Качество жизни определяется степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Качество жизни школьника определяется субъективной оценкой школьниками степени удовлетворения их физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижении и уважении, в реализации возможностей личности. В процессе постепенного перехода к новому качеству образования постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения, которые происходят в системе образования. И прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, школьной администрацией.

Однако, чтобы защищать свои права, надо их знать. Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей в образовательных учреждениях, - низкий уровень правовой культуры всех участников образовательного процесса, многие из которых убеждены в том, что права детей соблюдаются, даже когда эти права нарушены. Поэтому одной из форм работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса является просветительская деятельность.

Для полноценного содействия правовому просвещению участников образовательного процесса Уполномоченный должен изучить основные законы, регулирующие их права. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется документами:

Декларация прав Ребенка

Конвенция ООН о правах Ребенка

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Устав школы

Положение о группе продленного дня

Положение о родительском собрании

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Для организации просветительской работы Уполномоченного в школе можно провести ряд организационных мероприятий. Оформить стенд, где разместить Правила школьной жизни, Устав школы. На стенде также можно разместить материалы:


  • «Кто такой – омбудсмен?» (история становления института уполномоченного);

  • выдержки из Декларации о правах человека, Конвенции о правах ребенка;

  • обзор российского законодательства «Права и ответственность несовершеннолетних»;

  • контактная информация о государственных и общественных организациях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, телефоны доверия.
Правовое просвещение обучающихся необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. На каждом возрастном этапе необходимо включать основы знаний различных документов, защищающих права ребенка в различных жизненных ситуациях. Дети должны обладать знаниями своего правового статуса (Приложение 1).

Для организации правового просвещения обучающихся можно выбрать разные формы и методы, сообразно возрасту. Это могут быть классные часы, беседы, деловые игры и занятия по правовой тематике, День правовых знаний, ученические лектории, встречи с представителями правоохранительных органов, органами самоуправления, День самоуправления, «Неделя права», индивидуальные беседы с детьми. С обучающимися можно проводить анкетирование с целью определения уровня правовых знаний. (Приложение 2)

Правовое просвещение педагогов можно осуществлять на педагогических советах, собраниях трудового коллектива, заседаниях школьных методических объединений в виде лекций, сообщений круглых столов по правовой тематике. Также возможны индивидуальные консультации и методические советы классным руководителям по проблеме прав ребенка

Для правового просвещения родителей можно выделить время на общешкольных и классных родительских собраниях, проводить индивидуальное беседы с родителями по вопросам нарушения прав ребенка.

Таким образом, просветительская деятельность Уполномоченного по правам участников образовательного процесса способствует формированию ценностных установок учащихся и учителей на демократические и правовые отношения, понимания школьным сообществом связи зависимости законодательства и законотворчества в школьном правовом пространстве с правовыми нормами российского законодательства и мирового сообщества. Работа Уполномоченного в этом направлении должна способствовать организации школьной жизни таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества востребовались гражданские качества и умения школьников, возникла ситуативная гражданская активность всех участников образовательного процесса, побуждающая обращаться к принятым нормам, законам и поступать в соответствии с ними. В современных условиях создание именно такого правового школьного пространства может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государство

Приложение 1


Правовой статус несовершеннолетних

Права, обязанности, ответственность

Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности.

С рождения

-право на жизнь (ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка,ч.1ст.20

Конституции РФ);

Право на имя (ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ);

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27. Конвенции ООН о правах ребенка)



С начальной школы - необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание

С рождения

-право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

Право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства за защитой своих прав;

Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ)


С начальной школы – необходимость знаний органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства

С рождения

-Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст.9,12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.54,57,60 СКРФ)

С начальной школы- необходимость знаний семейного права, гражданского права, наследственного права

С рождения

-Право на гражданство (ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость знаний основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан

С рождения

-право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья(ст.24 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей

С рождения

-право на отдых и досуг

Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни(ст.31 Конвенции ООН о правах ребенка;

Право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка)


С начальной школы – необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья

С рождения

-право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст.33 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за изготовление, распространение наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность

С рождения

- право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за противозаконные действия сексуального характера

С рождения

-право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка

С 6 лет

-право на образование

Обязанность получить основное общее образование (ст.43 Конституции РФ)



С начальной школы – необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образования

С 6 лет

-право совершения мелких бытовых сделок (ст.28 ГК РФ)

С начальной школы- необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли –продажи, договоров на оказание услуг

С 8 лет

-право быть членом и участником детского общественного объединения (ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач

-ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции по делам несовершеннолетних и защите их прав

С 10 лет

- право давать согласие на изменения своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства

С 11 лет

- ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) с девиантным (общественно-опасным) поведением (ст.50 Закона РФ «Об образовании»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов

С 14 лет

- право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»)

Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве

С 14 лет

-право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ)



Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства

С 14 лет

- право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами;

Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности;

Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст.26 ГК РФ);

Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст.1074 ГК РФ)



Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг, знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда.

С 14 лет

- право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК РФ)

Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления

С 14 лет

- право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого т руда (ст.63 ТК РФ);

Право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ)

Право на поощрение за труд (ст.191 ТК РФ);

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст.267 ТК РФ);

Право на объединение в профсоюзы;

Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст.21 ТК РФ)

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);

Материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ)



Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка

трудоустройства, особенности регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способы защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю



С 14 лет

- обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»

Необходимость знаний о компетенции паспортно-визовых служб, значении паспорта в жизни гражданина, ситуаций, в которых необходимо предъявление паспорта, ответственности за утерю паспорта, умения обращаться с паспортом, навыки обращения в паспортно-визовую службу

С 14 лет

-уголовная ответственность за преступления, предусмотренная ст.20 УК РФ

Необходимость знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечение к судебному разбирательству

С 15 лет

- право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, об охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договором на оказание медицинских услуг

С 15 лет

- право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ)



С 16 лет

- право вступать при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст.13 СК РФ);

Право самостоятельно осуществлять родительские право (ст.62 СК РФ)



Необходимость знаний семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 16 лет

-право работать не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способы защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю

С 16 лет

- обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст.13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной службе

С 16 лет

- административная ответственность (ст.2 КоАП РФ)

Необходимость знаний основ законодательства административных правонарушений и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответственности и их правомочиях

С 17 лет

- обязанность юношей встать на военный учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство ст.9 Закона РФ « О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательство об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

-право на вступление в брак (ст.13 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умения заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 18 лет

- право голосовать и избирать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органа власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами государства

С 18 лет

- право на управление легковыми автомобилями (ст.25 Правил дорожного движения РФ)

Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение

С 18 лет

-право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умения составления уставов, учредительных документов

С 18 лет

- воинская обязанность для юношей (ст.59 Конституции РФ, ст.22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

-полная материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ)

Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке возмещения вреда навыки составления исков, объяснительных записок

С 18 лет

-полная уголовная ответственность (ст.20,87 УК РФ)

Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних

Приложение 2


Анкета
Определение уровня правовых знаний.
Цель: выявление знаний о правах и обязанностях человека, готовности к гражданскому становлению.
1.Дайте определение понятия «конституция».

2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

3.Перечислите личные права граждан Российской Федерации.

4.Какие социально-экономические права гражданина Российской Федерации вы знаете?

5.Назовите политические права гражданина Российской федерации.

6.Каковы культурные права гражданина Российской Федерации.

7.Какие обязанности гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции?

8.Уголовная ответственность гражданина Российской Федерации начинается:

а) с 14 лет

б)16 лет


в)18 лет;

9.Полноправным гражданином Российской Федерации молодой человек становится:

а) с 16 лет

б)18 лет


в)20 лет;

10.Дайте определение понятия «гражданин».

11.Высший законодательный орган Российской Федерации это:

а) Совет Федерации

б) Федеральное Собрание

в) Государственная Дума


Форма подведения итогов: процентное соотношение правильных/неправильных ответов.

Приложение 3

Анализ конфликтной ситуации
Личностные характеристики субъектов противостояния:

Учитель русского языка характеризуется повышенной эмоциональностью, категоричностью своих высказываний, нежеланием разбираться в ситуации, которая произошла «здесь и сейчас»;

Учащийся 9 класса Артем обладает завышенной самооценкой, не развита саморегуляция, неустойчивая нервная система (возрастная особенность), высокая эмоциональность объясняется наличием чувства неуверенности в себе.

Конфликт характеризуется наличием основных этапов.

1. Предконфликтная ситуация возникла в начале учебного года и характеризовалась тем, что учитель неоднократно в беседах с Артемом предъявляла претензии к качеству подготовки к урокам. Учитель настаивала на выполнении своих требований, главный аргумент – подготовка и сдача экзамена по предмету. На эти требования учащийся не обратил должного внимания, посчитав, что учитель к нему слишком требователен, расценивал её действия как преднамеренно враждебные с целью унизить. Между учителем и учеником появилась предубежденность и неприязнь в эмоциональной сфере.

2. Конфликт перешел из латентного состояния в открытое, когда после очередной «двойки» за четверть учитель сказала, что Артем не будет допущен к сдаче экзаменов, т.к. «тройку» она ему не поставит ни при каких обстоятельствах. Таким образом, можно считать, что конфликт достиг своего апогея. Анализируя поведение учителя на этой ступени конфликта, можно сказать, что были забыты истинные причины и цели конфликта и главной целью стало нанесение максимального урона учащемуся. На беседу с учителем была приглашена мама Артема. Она согласилась с требованиями учителя, посчитала их справедливыми. На беседе присутствовал Артем, он также согласился с требованиями учителя и выразил готовность изменить своё отношение к подготовке к урокам, быть более ответственным. Мама попросила учителя дать ей рекомендации, как помочь ребенку в решении возникших трудностей. Учитель ответила, что она не поставит Артему положительную отметку даже за его старания. У Артема такой ответ усилил негативное отношение к учителю и к предмету, нежелание что-либо менять в отношениях. Конфликт обострился.

Для разрешения данной ситуации была привлечена так называемая «третья сила» в лице завуча. В результате неоднократных бесед обеим сторонам стало ясно, что конфликт достиг того накала, что продолжать его больше не следует, необходимо искать пути решения возникших проблем и трудностей.

Таким образом, конфликт вызрел, способ завершения данного конфликта был направлен на изменение самой конфликтной ситуации путем воздействия на самих участников и изменения их отношения к этой ситуации.

3. Фаза завершения конфликта началась с эмоциональной разрядки. Учитель, «спустив пар», перешла к более конструктивному поведению: избегала словесных раздражителей, конкретно и определенно высказала свои требования, предлагала пути решения возникших проблем. Артем принял эти требования и высказал желание их выполнять.

При анализе эмоционального содержания оказалось, что каждая сторона привнесла в конфликт собственную совокупность стрессов и эмоций, среди которых были и обида, и чувство беспомощности, и комплексы, и амбиции.

Основной путь урегулирования конфликта – переговоры. Причем переговоры были начаты после вмешательства посредника. Конфликтующие стороны обсудили спорный вопрос, выработали пути преодоления возникших разногласий, приняли общие правила поведения при взаимодействии.

Со стороны ученика нарушение школьных требований, неподготовленность домашних заданий, нарушение дисциплины, негативное отношение к требованиям

взрослых, попытка любой ценой продемонстрировать свою взрослость. Все это накладывается на особенности подросткового возраста, который и так характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, частой сменой настроения;

Со стороны учителя отсутствием умения учитывать в работе с подростками их индивидуальные особенности, подчеркиванием собственного превосходства, построение взаимоотношений на эмоциональной основе.
Наиболее важные мероприятия:


  1. Участие в Совете школы.

  2. Выступление на педагогических советах по актуальным вопросам с анализом прошедших мероприятий, акций, проблемам правового характера.

  3. Участие и выступления на методических объединениях классных руководителей по вопросам тематики и методики проведения классных часов.

  4. Участие в семинарах Уполномоченных.

  5. Изучение и анализ обстановки в школе (организация встреч администрации с учащимися, ответы на вопросы и т.д.).

  6. Комплектация библиотеки по вопросам прав человека.

  7. Стенд «Права».

  8. Оказание методической помощи классным руководителям в подготовке к классным часам по правовой тематике.

  9. Урегулирование конфликтов между детьми, педагогами, родителями.

  10. Профилактические беседы с учителями с целью предупреждения нарушений прав детей.

  11. Беседы с учителями по запросу родителей.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

МАОУ Заревской СОШ с УИОП

6. «Правовое просвещение родителей обучающихся»

Задачи правового просвещения родителей обучающихся.

Современные психолого-педагогические исследования показы вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей на ходится на низком уровне. О существовании Семейного ко декса известно большинству родителей, но назвать свои права и обязанности могут немногие .

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в общеобразовательном учреждении, защита от жестокого об ращения в семье. Задача педагогов - вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Повышение правовой культуры родителей обучающихся в образовательном учреждении осуществляется по 3 направлениям:

Информирование (может быть как пассивным, так и с целью привлечения к сотрудничеству):

Права и обязанности семьи в образовании ребенка - законы и возможности реализации прав;

Изучение мнений, позиции родителей по актуальным проблемам развития ребенка, школы - открытый добровольный опрос - приглашение к обсуждению.

Правовой консалтинг - "горячий" телефон, профессиональная консультация родителям

Просвещение:

Самоорганизация родителей в вопросах защиты прав детей, воспитания, реализации образовательных потребностей, оценки качества, пропаганды идей школы, социальном проектировании вместе со школой.

Обучение: (системное обучение родителей)

Обучение родителя как партнера, союзника и соуправленца школы

Таким образом, задачами правового просвещения родителей являются:

    Повышение уровня правовой культуры родителей через знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка и другими нормативными актами разного уровня;

    Способствование формированию индивидуальной родительской позиции, стилю гуманных взаимоотношений с детьми

    Вовлечение родителей в процесс защиты прав детства, воспитания и обучения детей.

Содержание правового просвещения родителей обучающихся.

Не остаётся без внимания правовое просвещение родителей, поскольку отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Работа с родителями по правовому просвещению организуется с учетом возраста ребенка.

Для правового просвещения родителей возможно проводить следующие мероприятия:

    Консультация-беседа с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок».

    Выставка семейных работ «Мама, папа, я - счастливая семья».

    Памятка для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».

    Консультация «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.

    Консультация «Типы родительской любви».

    Анкетирование родителей.

    Посещение семей группы риска с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком.

    Ознакомление родителей с документами по правам ребенка.

При определении тем для правового просвещения необходимо выявить уровень правовой культуры родителей. В анкете предложить родителям ответить на вопросы: Знаете ли Вы, какими правами обладает ребенок? Знаете ли Вы документы, защищающие права ребенка? Где ребенок может узнать о своих правах? Приходилось ли Вам наблюдать жестокое отношение к детям со стороны взрослых? Считаете ли Вы необходимым рассказывать детям об их правах? Ваши предложения по организации работы по правам детей в образовательном учреждении?

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, юристы, уполномоченный по правам ребенка в образовательном учреждении.

В приказе Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 подчеркнуто, что вделе привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать весь потенциал прокуратуры. Важным средством решения указанных задач является правовое просвещение , которое представляет собой распространение в обществе знаний о праве, а также разъяснение положений действующих нормативных правовых актов и практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения норм права и предупреждения правонарушений.

Расширение системы правового просвещения населения отнесено также к основным направлениям реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (подп, "ж" п. 8 разд. IV).

Правовое просвещение включает следующие направления: 1) правовое обучение – преподавание и усвоение правовых знаний в образовательных заведениях юридического и иного профиля; 2) правовую пропаганду – распространение правовых знаний в обществе и разъяснение в доступной форме положений отдельных правовых актов неопределенному кругу лиц; 3) правовое консультирование – разъяснения отдельным гражданам юридических норм, подлежащих применению в конкретных правовых спорах.

Правовое просвещение осуществляется как: 1) общее – обучение правовым знаниям, пропаганда права и правовое консультирование населения в целом; 2) специальное – выполнение такой деятельности в отношении отдельных категорий лиц, например несовершеннолетних, лиц, подлежащих призыву на военную службу, лиц, находящихся в исправительных учреждениях.

Прокуратурой РФ реализуются все направления и виды правового просвещения.

Основными принципами правового просвещения служат: научность, информативность, аргументированность, наглядность, доступность, последовательность и системность. Необходимо помнить также, что правовое просвещение не может достигнуть своих целей, если лишь несет сведения о праве. Главная задача этой деятельности – создание внутренних стимулов к соблюдению правовых норм. Недооценка этого требования ведет к несоответствию между правовыми знаниями и действиями гражданина .

Объектами правового просвещения выступают все категории граждан, в первую очередь молодежь, наиболее остро воспринимающая отрицательные последствия экономических преобразований и правового нигилизма . Это обстоятельство влияет на методы, формы и средства правового просвещения. Так, доведение до сознания молодых людей неотвратимости наказания за преступления и иные правонарушения является одной из важных задач правового просвещения.

К формам правового просвещения, специально предназначенным для пропаганды права и разъяснения законодательства, относятся следующие.

1. Пропаганда правовых знаний при непосредственном участии работников прокуратуры. Сюда относятся: чтение лекций и докладов гражданам; проведение бесед, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, недель, декад и месячников правовых знаний. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности.

При этом следует учитывать, как правило, низкий уровень заинтересованности граждан в проведении таких мероприятий. Потому необходимо тщательно выбирать тематику выступлений, сосредоточивать внимание аудитории на непосредственной практической пользе. Приоритетными темами служат жилищное, земельное, природоохранное, трудовое законодательство, защита прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействие коррупции, экстремизму.

В то же время нужно принимать во внимание возраст, национальность, семейное положение, профессию, круг интересов людей, с которыми проводится правовое просвещение. Учет этих факторов положительно влияет на контакт с аудиторией, вызывает у нее интерес к выступлению. Подобный подход дает возможность также должным образом подготовиться к предстоящему выступлению.

Поясним, что лекции представляют собой систематическое, последовательное, научно обоснованное и изложенное в популярной форме освещение причин и следствий конкретных явлений правовой действительности, например состояния законности и необходимости принятия норм права, упорядочивающих определенную сферу общественных отношений. Для достижения цели лекции необходимо четко определить ее главную тему. Следует также установить объем лекционного материала, который может быть изложен в отведенное время, отобрав самое важное для раскрытия темы.

Беседы являются небольшим сообщением и обменом мнения по отдельным правовым вопросам, основанным на изложенных сведениях и вытекающих из них выводах. К примеру, приводятся данные о количестве преступлений отдельных категорий и причинах их совершения.

Нередко лекции целесообразно дополнять беседами на соответствующие темы, что делает правовую пропаганду более действенной.

В ходе правового консультирования прокуроры должны обращать внимание граждан на правовую основу разрешения проблем, разъяснение им социальной сущности и конкретного содержания норм права.

Эффективным средством пропаганды права служит использование прокурорскими работниками наглядных материалов и технических средств.

2. Выступления в СМИ и информационной сети Интернет. Телевидение, радиовещание и печать занимают ведущее место по популярности среди граждан по сравнению с другими источниками правовой информации. Они обладают наиболее широкими возможностями донесения правовых знаний до каждого человека. В процессе взаимодействия со СМИ наиболее эффективны выступления (интервью) прокурорских работников и публикации подготовленных ими материалов на правовые темы.

Большое значение имеют выступления представителей органов прокуратуры в новостных и аналитических передачах телевидения. Плодотворны пропаганда права и разъяснение законодательства прокурорами по региональным телевизионным каналам. Получает распространение подписание соглашений между органами прокуратуры и телестудиями о вещании по правовой проблематике.

Не менее полезно использование для правового просвещения возможностей радиовещания.

В региональных и местных печатных изданиях целесообразно организовывать постоянные рубрики, куда граждане могут обратиться по интересующим их правовым вопросам и в которых систематически размещают материалы, разъясняющие законодательство.

Особого внимания заслуживают правовое просвещение с использованием СМИ совместно с другими органами государственной власти, в том числе судебными органами.

Все большее распространение в качестве средства правовой пропаганды получает информационная сеть Интернет. На официальных сайтах прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур могут открываться разделы правовой информации и осуществляться консультации граждан по вопросам права.

Расширение использования указанного ресурса возможно также путем участия в совместных с федеральными и региональными информационными агентствами проектах правовой пропаганды.

3. Участие в проводимых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными организациями мероприятиях, которые способствуют правовому просвещению граждан. Целью таких мероприятий служит, как правило, разъяснение порядка реализации положений нового законодательства, информирование о принимаемых мерах по укреплению законности и правопорядка в регионах.

Формами этой работы выступают: участие прокурорских работников в научно-практических конференциях и сборах, онлайн- и пресс- конференциях, семинарах, тренинг-семинарах, "круглых столах"; участие в парламентских и публичных слушаниях.

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 перед прокурорами поставлена задача сочетания пропаганды права с надзором за исполнением законов, информированием органов публичной власти и институтов гражданского общества о состоянии законности, правопорядка и обеспечения прав граждан, с участием в судебных процессах, обсуждением представлений об устранении обстоятельств, способствующих правонарушениям (п. 2).

Информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности является одним из принципов организации и деятельности прокуратуры РФ (ст. 4 Закона о прокуратуре). При реализации этого принципа прокурорам необходимо рассматривать и вопросы правового просвещения граждан.

Одновременно требуется проведение правового просвещения при осуществлении органами прокуратуры основной функциональной деятельности.

Заметное место среди соответствующих форм занимает разъяснение прав и правовых способов их защиты при рассмотрении и разрешении обращений граждан. В соответствии с Законом о прокуратуре в органах и учреждениях этого института государства рассматриваются и разрешаются в пределах компетенции заявления, жалобы и иные обращения граждан. При этом ответ на такие обращения должен содержать разъяснение его правового содержания. Когда в удовлетворении обращения отказывается, заявителю обязательно разъясняется порядок обжалования принятого решения (ст. 10).

Вместе с тем согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 консультирование граждан по вопросам прав и свобод и способов их защиты не должно подменять рассмотрение и разрешение обращений по существу затронутых в них вопросов (п. 1).

Большое значение имеет разъяснение законов в актах прокурорского реагирования, так как нередко основной причиной значительного количества допускаемых нарушений служит недостаточный уровень правовых знаний соответствующими субъектами.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты (ст. 23), вносят представления об устранении нарушений законов (ст. 24), выносят постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25), объявляют предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1). В этих документах в обязательном порядке излагается и разъясняется содержание нарушенных (могущих быть нарушенными) законодательных норм. Тем самым обеспечивается возможность устранения или недопущения нарушений закона.

Приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 прокурорам предписано излагать в документах прокурорского реагирования правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали (п. 16).

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008№ 182 в ходе прокурорских проверок исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи надлежит отслеживать наличие правовой тематики в учебных планах, ориентировать руководство образовательных учреждений на предупреждение правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение (п. 6).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурорам надлежит разъяснять уголовное, уголовно-процессуальное и иное действующее законодательство задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутых мерам принудительного характера (п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре).

Важную роль играет разъяснение законодательства в ходе судебных заседаний. В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор участвует в рассмотрении дел судами в ситуациях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами (п. 1 ст. 35). При этом выступления и иные процессуальные действия прокурора при рассмотрении дел судами предполагают обязательное разъяснение правового содержания его позиции, действий и решений иных участников судопроизводства, что оказывает правовоспитательное воздействие также на присутствующих граждан. Это требование имеет особое значение при судебном разбирательстве дел с участием коллегии присяжных заседателей.

Важным направлением организации работы органов прокуратуры по правовому просвещению является взаимодействие с иными государственными органами, общественными и другими объединениями . Так, для обеспечения сотрудничества с уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ органами прокуратуры могут заключаться соответствующие соглашения, предусматривающие и совместное осуществление правового просвещения.

При прокуратурах субъектов РФ создаются также общественные советы, например по защите малого и среднего бизнеса, работа которых предполагает разъяснение законодательства предпринимателям.

Неплохой результат приносит участие руководителей общественных организаций в совещаниях прокуратур субъектов РФ по вопросам правового просвещения. В некоторых прокуратурах регионального звена принимаются совместные с общественными объединениями программы правового просвещения, включающие чтение лекций, участие в семинарах и "круглых столах", издание брошюр по правовым вопросам.

В ряде регионов при прокуратурах работают общественные приемные, в которых оказывается правовая помощь гражданам. При этом особое внимание уделяется слабо защищенным категориям граждан.

К правовому просвещению граждан необходимо также активно привлекать ветеранские организации работников прокуратуры.

Последнее время в органах прокуратуры уделяется пристальное внимание взаимодействию в проведении правового просвещения с высшими учебными заведениями. В ряде регионов между прокуратурами и вузами заключены договоры о сотрудничестве, определяющие рамки взаимодействия. Одним из новых направлений такого сотрудничества является участие прокурорских работников в деятельности юридических клиник. Эти структуры создаются при юридических факультетах высших учебных заведений, студенты-старшекурстники которых под руководством преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь социально незащищенным слоям населения. Прокурорские работники оказывают правовую помощь студентам – участникам таких формирований по наиболее сложным вопросам законодательства и его применения.

Важно подчеркнуть, что приведенные направления и формы правового просвещения могут с успехом использоваться всеми звеньями системы органов и учреждениями прокуратуры РФ.

Кроме того, прокурорам необходимо уделять внимание ведению первичного учета показателей, отображению и контролю их достоверности в статистической отчетности . Приказом Генпрокурора РФ от 11.12.2012 № 446 утвержден и введен в действие статистический отчет о работе прокурора по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению по форме ВОиПП. Прокурорам вменено в обязанность представлять указанные сведения раз в полугодие нарастающим итогом в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-аналитического управления Генпрокуратуры РФ (п. 2). При этом следует выполнять положения Инструкции по составлению указанного отчета, утвержденной данным приказом. Соблюдение указанных требований позволит анализировать и оценивать состояние, опыт и проблемы, а также вырабатывать меры по совершенствованию рассматриваемого направления деятельности органов прокуратуры.

В.С.Власов

Как известно, правовое обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведенях началось в Ярославской области экспериментально в 1973 году, повсеместно – в 1975-м. Программа была единой, позаимствованной из сети партийного политического просвещения и творчески переработанной, адаптированной к условиям школы. По сути, был лишь упрощён язык изложения материала. Методика – от общего к частному – оставалось неизменной. Сначала в 8 классе, затем в силу школьной реформы (продлившей среднее образование) в 9 классе преподавались “Основы советского государства и права”. Этому предмету практически ничего не предшествовало и ничто его не подкрепляло в выпускных классах. Можно лишь отметить очень слабую связь его с просуществовавшим некоторое время предметом для старшеклассников “Этика и психология семейных отношений.”

До введения в рабочие программы педвузов преподавания основ государства и права, методика которого, естественно, дублировала школьную, учителя получали методическое обеспечение в Институте усовершенствования учителей при Ярославском облоно, где активно сотрудничали преподаватели юридического факультета ЯрГУ и работники правоохранительных органов. Значительную поддержку юридическому просвещению в учебных заведениях оказывал научно-методический Совет по правовому воспитанию при правлении областной организации общества “Знание”. Именно он внедрял и контролировал разнообразие форм юридического просвещения молодёжи: кинолектории, читательские конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, школы молодожёнов и молодой семьи. На молодое поколение были рассчитаны отдельные передачи телевизионной программы “Закон, коллектив, личность”, постоянная рубрика “Юридическая азбука” в областной молодёжной газете “Юность”. Наконец, не одному выпускнику юридических вузов первую путёвку в профессию дал Университет старшеклассников при Ярославском городском Дворце пионеров и школьников.

Не лишним будет напомнить, что вся эта многогранная работа была в поле зрения партийных, комсомольских и советских органов.

Распад сложившейся системы правового просвещения, включая преподавание в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, произошёл естественным образом, вслед за событиями 1991 года, хотя предпосылки его уже были созданы происшедшими в 1989-1990 г.г. изменениями в экономической и политической сферах жизни российского общества. Речь идёт о возвращении и легализации формы частной собственности, о провозглашении, а затем и активном утверждении политического плюрализма с его кульминационным моментом отказа КПСС от руководящей и направляющей роли, роли ядра политической системы. Последнее означало отказ от контроля средств и методов правового воспитания населения. В какой-то момент пробила себе дорогу и идея “свободы преподавания”.

Собственно, и до узаконения этой “свободы” преподаватели курса “Основы Советского государства и права” в российских учебных заведениях были поставлены в неудобное положение, хотя до “десоветизации” России было ещё далеко. Дело в том, что указанные выше изменения кардинально противоречили основополагающим частям курса, раскрывавшим правовые институты на базе устаревающего, но ещё действовавшего союзного законодательства. К тому же, в большинстве своём не имея юридического образования, преподаватели столкнулись с коллизиями и проблемами в законотворчестве, конъюнктурой в правоприменительной практике, а в некоторых случаях и с прямым игнорированием законов в экономической и политической сферах.

Разумеется, “срабатывали” и личные политические пристрастия преподавателей. Ни возраст, ни пребывание некоторых из них в КПСС существенной роли здесь не сыграли. Правовое воспитание объективно зашло в тупик. Не могли преподаватели в то время, естественно, рассчитывать и на указания сверху, и на методическое обеспечение. Растеряны были и сотрудники органов образования, строившие эту работу по накатанным рельсам, которые вдруг потеряли устойчивость. Резко свернуло свою деятельность общество “Знание”, лекторы-юристы которого стали нужны лишь одним кооператорам, затем предпринимателям с их специфическими запросами. Всплеск интереса к некоторым положениям гражданского и хозяйственного законодательства, инициируемый разгосударствлением и приватизацией, общей тенденции угасания только что народившегося юридического всеобуча не изменил.

В 1992 году в общеобразовательных школах России началось непонятное: учителям было объявлено: “Преподавайте основы права, как сочтёте нужным, интересным и...возможным”. Последнее и сыграло основную роль – учитель есть учитель, он без методического обеспечения, даже если ему и есть что сказать своё, не может длительное время вести предмет. На определённый период преподавание основ государства и права было вообще прекращено в большинстве учебных заведений. Затем вопросы права стали вкрапливаться в такие дисциплины, как “Человек и общество”, “Основы цивлизации” и т.п. Юридические же вузы именно в этот период по нелепому совпадению ввели у себя вступительный экзамен, который, проанализировав и объединив существующие названия, можно было бы именовать: “Основы юридических знаний”, ибо ничего другого от вчерашнего выпускника школы ждать было нельзя. Более-менее систематизированное представление о юриспруденции он мог получить лишь на подготовительных курсах и из редких в то время учебных пособий, которые писались уже с учётом нового законодательства.

Справедливости ради следует отметить, что законодательный орган Российской Федерации – её Верховный Совет – в июле 1992 года проявил озабоченность положением дел с правовым обучением и немедленно принял постановление о введении во всех средних учебных заведениях предмета “Основы налогового законодательства”. Практически это не было реализовано, да и сам Верховный Совет через год был неконституционным образом распущен при известных обстоятельствах обострения противостояния двух ветвей власти. Представляется, что в любом случае указанный предмет не смог бы прижиться в школе в силу методической необеспеченности и кадровой проблемы: в дебрях налогового законодательства не только историкам, но юристам не дано каждому разобраться, тем более – популярно объяснить ученикам.

Затем “наверху” возникло предложение, интересное по своей сути и, по-моему, перспективное – изучать в школах “всенародно принятую” Конституцию РФ 1993 года. К сожалению, и здесь не последовало практических шагов. Дело в том, что тексты конституций в каждом государстве, где они приняты, пишутся более доступным для массового читателя языком, нежели тексты законов и иных нормативных актов, содержащих труднодоступные населению юридические фразы и термины. Конституции, вообще, не нормативный акт в чистом виде, а политико-правовой документ, отсюда и известная его декларативность, непозволительная для обычного закона. Представляется, что преподаватели, имеющие в большинстве своём базовое историческое образование, могли бы не только легче комментировать соответствующие статьи конституций (именно конституций, ибо в нашей стране она уже пятая по счёту), но и сравнивать их, опираясь на знание исторического материала жизни Отечества. Методически возможно было бы даже не разрывать по времени преподавание истории и изучение текста Конституции РФ, если действительно не замыкаться на анализе положений только действующего Основного Закона.

Во всяком случае, не стоит хоронить эту идею. Вполне возможно уже сейчас поработать над изданием учебного пособия типа “рабочей тетради”, где и дать популярно изложенный и иллюстрированный комментарий Конституции РФ для занятий по основам права.

В настоящее время разработано несколько концепций “гражданского образования”. Под ним авторами (это, прежде всего, Я.Соколов, А.Никитин, Н.Элиасберг) понимается совокупность взаимосвязанных и априорно последовательных “модулей” по различным обществоведческим дисциплинам, включая сведения о государстве и праве, рассчитанных на определённый учебный период. При этом предлагается начать преподавание уже в начальной школе, памятуя, очевидно, о том, что гражданином человек становится уже с момента рождения. Учебники под общим названием “Граждановедение” вошли в федеральный комплект. Такое же название носит специальное приложение к “Учительской газете”, выпускаемое еженедельно с января 1997 года, где помещаются материалы в помощь преподавателям обществоведческих дисциплин, в том числе и по основам права, аккумулируется опыт практических занятий рядовых учителей и их подходы к методике.

Разнообразие предложений, подходов и концепций преподавания основ права в последнее время обусловлено и тем, что издательство “Просвещение” утратило монополию на выпуск учебной литературы для школьников. Возрастает инициатива и самостоятельность провинциальных авторов и творческих коллективов.

В целом можно только приветствовать предлагаемые концепции введения в общеобразовательных школах курса “Граждановедение” как воплощение объёмной и систематизированной гуманизации основного общего и среднего образования. Что касается юридических знаний, и это должно быть понято, прежде всего, юристами, право и не может преподноситься школьникам в отрыве от иных обществоведческих дисциплин. Автор убедился в этом, руководя четыре учебных года занятиями КЮП – классов юридической подготовки, созданных в своё время на базе средней школы № 84 г.Ярославля, где право чередовалось с логикой, психологией, политологией, основами философии, экономикой, историей мировой культуры и риторикой. Эти предметы, правда, вели не школьные учителя, а преподаватели ярославских вузов, вплоть до доктора философских наук. Но... не боги же горшки обжигают! Кстати, в КЮП недоставало основного – преподавания этики. Вопросы нравственности, конечно, вписывались в материалы занятий по основам права, но этого было крайне мало.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх