Примеры переходных и непереходных глаголов? Переходный глагол

Осталось нераскрытой еще одна важная грамматическая категория – переходные и непереходные глаголы в английском языке. Что это за явление и в чем выражается его важность, узнаем в сегодняшнем материале.

За что отвечает категория переходности?

Значение данного грамматического момента скрыто в самом его названии. Если глагол переходный, то действие, которое он обозначает, относится к дополнению, т.е. сказуемое направлено не на субъекта (подлежащее), а на посторонний объект. Без прямого дополнения построение высказываний с такими глаголами невозможно ! В некоторых случаях добавляется еще и косвенное дополнение.

В противовес им, непереходные глаголы не переносят свое значение на косвенные лица/предметы, т.е. действие по смыслу связано именно с субъектом. Такие сказуемые могут использоваться самостоятельно или с дополнением, присоединенном предлогом.

Таким образом, переходные и непереходные глаголы в английском языке формируют разный порядок слов в предложении. Возле первых обязательно должно присутствовать прямое дополнение, а вторые вовсе его не требуют. Кроме того, именно наличие переходности позволяет употреблять глаголы в пассивном залоге. В противном случае образование страдательной конструкции невозможно.

Стоит упомянуть, что не всегда переходные глаголы английского и русского языков совпадают. Чтобы не ошибаться, советуем запоминать свойства глаголов сразу при изучении слов.

Переходные и непереходные глаголы в английском языке – списки популярных глаголов

В некоторых словарях возле глаголов сразу указывают наличие или отсутствие переходности. Для этого используются обозначения v.t. (verb transitive – глагол переходный ) и v.i. (verb intransitive – гл. непереходный ). Для упрощения мы сделали две таблицы: непереходные и переходные глаголы в английском языке.

Непереходные глаголы
arrive прибывать
depart отправляться
bark лаять
boggle пугаться
exist существовать
die умирать
collapse развалиться
fall упасть
go идти, направляться
sit сидеть
stand стоять
lie лежать
sleep спать
happen происходить, случаться
rise подниматься
set устанавливать
sneeze чихать
laugh смеяться
think думать
swim плавать
weep плакать
belong принадлежать
look смотреть
remain оставаться
stay остановиться
wait ждать
Переходные глаголы
bring приносить
carry нести
want хотеть
have иметь
give давать
take брать
take off снимать
send посылать
interest интересоваться
invite приглашать
offer предлагать
promise обещать
love любить
admire восхищаться
follow следовать
help помогать
support поддерживать
put on/off надевать/откладывать
buy покупать
cost стоить
pay платить
lend одалживать
get получать
suit соответствовать
fill заполнять
make делать
show показывать
watch смотреть
tell рассказывать
teach обучать

И все было бы легко и просто, если бы английские глаголы не были такими многозначными. Значения глагола влияют на его свойства, делая его то переходным, то непереходным. Подробнее о таких словах поговорим в следующем разделе.

Глаголы смешанного типа

Итак, некоторым глаголам свойственна двойственность. Чтобы легче понять причины этого явления, проведем аналогию с русскими глаголами. Возьмем слово укрывать .

  • Она укрыла ребенка пледом – действие переходит на дополнение (укрыла ребенка).
  • Она укрылась пледом – глагол непереходный, действие направлено на субъект.

В русском языке, при изменении значения слова, часто можно встретить добавочный суффикс –ся. В английской грамматике глагол остается неизменным: изменения проявляются в порядке слов предложения.

В первом случае мы не можем недоговорить, потому что предложение получится бессмысленным: Джейн открыла (что?) магазин . А во втором все ясно без дополнений: Магазин открылся.

Выяснить свойства многозначного глагола помогают вопросы «кого? что? ». Если они уместны, то перед нами, скорее всего, переходный глагол.

Для облегчения восприятия этой темы, мы создали еще одну таблицу. В ней перечислены часто употребляемые глаголы, которые в зависимости от контекста, могут быть как переходными, так и непереходными.

Многозначные глаголы
read читать
write писать
sing петь
hear слышать
see видеть
eat кушать
call звонить, звать
begin начинать
burn гореть
improve улучшать
grow расти, растить
enter входить
move двигаться
change изменять
drop сбрасывать
open открывать
turn повернуть
walk идти пешком, гулять
run бежать

Итак, мы изучили все часто употребляемые переходные и непереходные глаголы в современном английском языке. Не забывайте о том, что переходность не всегда совпадает с русскими аналогами, а также некоторые глаголы имеют неустойчивые свойства. В случае затруднений, старайтесь сверяться со словарем и запоминать вызвавшие затруднения слова. Успехов и до встречи на новых занятиях!

Деление глаголов на переходные и непереходные основано на их значении.

Переходные глаголы обозначают активное действие, которое обращено, переходит на объект (предмет). Указание на объект уточняет значение глагола, делает его более конкретным (разбить стакан – разбить противника, строить дом – строить планы ). Значение переходность выражается синтаксически : название объекта при переходных глаголах стоит в форме В.п. без предлога (написать поэму, любить друга, чувствовать радость ).

!!! В форме Р.п. объект может стоять в 4-х основных случаях:

1) если при глаголе есть отрицание (не получить письма );

2) если объект используется не в полном объеме (выпил молока, поел хлеба );

3) если объект неопределенный (Мы искали пристанища );

4) если Р.п. показывает, что объект взят во временное пользование (Дай машины в город съездить ).

В качестве прямого объекта в предложении вместо существительного может выступать какой-то его эквивалент:

а) неопределенная форма глагола (Я попросил его показать книгу );

б) придаточное изъяснительное предложение (Люблю, когда за речкой гаснет день );

в) прямая речь (Он сказал: «Я приду завтра» ) ;

г) субстантивированное неизменяемое слово (Ставлю тебе хорошо ).

ПРИМЕЧАНИЯ :

1. Существует небольшая группа переходных глаголов, которые, как правило, употребляются без объекта. Объект при них мыслится как единственно возможный и поэтому легко восстанавливается: пахать (землю), сеять (зерно), есть, топить, платить, курить, пить. Такие глаголы называются абсолютивными.

2. Винительный падеж объекта следует отличать от винительного обстоятельства. Винит. падеж обстоятельства, обозначая определенный промежуток времени или пространства, не выражает объекта. В этом случае он обозначает меру действия, то есть выступает в функции обстоятельства, и в том случае от глагола нельзя задать вопросы кого? что?, на которые отвечает прямое дополнение (сидеть весь день, спать всю дорогу ).

Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а потому они не могут иметь при себе прямого дополнения.

Кроме того, выделяют группу косвенно-переходных глаголов, то есть таких глаголов, которые управляют обязательным косвенным объектом (существительным в косвенном падеже с предлогом и без предлога, кроме В. п.). Эти глаголы обозначают отношение к объекту или состояние субъекта, но не выражают перехода действия на предмет: бояться темноты, гордиться братом, думать о победе.

Следует отметить, что значение переходности тесно связано с ЛЗ глагола. Нередко один и тот же глагол в одном всоем ЛЗ является переходным, а другом – непереходным (Сравни: Он читает письмо. – Ребенку четыре года, а он уже читает. ).

Переходными или непереходными бывают целые семантические группы глаголов. Например, глаголы созидания или разрушения, уничтожения объекта, как правило, переходные (шить пальто, разбить стакан ).

К непереходным относятся

Глаголы перемещения (бежать, плыть ), положения в пространстве (сидеть, висеть ), звучания (греметь, шипеть ), состояния (молчать, болеть )

Глаголы на –ствовать, -ничать, -ить, обозначающие занятие лица, названного в производящей основе (геройствовать, бездельничать, столярить )

Глаголы на –ся (радоваться , мыться )

Глаголы, образованные от имен прилагательных и существительных с помощью суффикса –е- (белеть , охладеть ).

Глаголы в можно разделить на 2 больших семантических типа:


1) обозначающие действие, переходящее на объект и изменяющее его;


2) обозначающие действие, замкнутое само в себе и на объект не переходящее.


К первому типу относятся глаголы созидания, разрушения, многие глаголы речи и мысли, например: построить, вырастить, воспитать; сломать, разбить, уничтожить; сказать, обдумать, чувствовать.


Второй тип объединяет глаголы, выражающее некое состояние. Примеры: лежать, сидеть, спать, чувствовать.


Подобная семантика глаголов в области формы с помощью категории переходности.


Глаголы, обозначающие действие, переходящее на объект, и сочетающиеся с формой падежа без , называются переходными.


Глаголы, не способные обозначать действие, переходящее на объект, и не сочетающиеся с без предлога, являются непереходными.


Примеры: Татьяна писала Онегину письмо. Глагол «писала» является переходным.


Он славно пишет, переводит. Глаголы «пишет», «переводит», обозначающие способность к некому действию, являются непереходными.


Переходность - это лексико-грамматический разряд, поэтому категория определяется строго по формальным признакам, а не контексту.


К центральной части переходных глаголов относятся глаголы с отрицанием, сочетающиеся с родительным , например: не любить литературу.

Косвенно-переходные глаголы

Также выделяются косвенно-переходные глаголы, которые могут сочетаться с объектом не

Глаголы - это самостоятельные части речи, обозначающие действие предмета. Они, как и любая часть речи, имеют постоянные признаки, то есть такие, которые свойственны им в любой форме, как бы слово ни изменяли. Одним из таких свойств является переходность.

Что такое переходность глагола, как определить переходность непереходность глагола, какие способы использовать для этого?

Что такое переходный глагол?

Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на предмет, «переходит» на него. Такие глаголы имеют или могут иметь при себе слова, стоящие в винительном падеже без предлога.

Слова при переходных глаголах могут стоять и в родительном падеже в двух случаях:

  • При обозначении части целого, например: выпить молока (легко заменить винительным падежом - выпить молоко).
  • Если при глаголе есть отрицание: не выполнить задачи (тоже легко заменить винительным падежом: не выполнить задачу).

При определении переходности глагола могут возникнуть трудности. Как определить переходность глагола? Предлагаем алгоритм, как это можно сделать.

Алгоритм определения переходности глагола

  1. Находим глагол. Смотрим, есть ли в предложении слова, к которым можно задать вопросы винительного падежа (кого? что?), такие слова называются прямыми дополнениями. Если вопросы задаются и слова не имеют предлога, то это переходные глаголы. Помним, что данные дополнения выражаются существительными или местоимениями. Примеры: "Прочитал (что?) книгу."; "Увидел (кого?) его".
  2. Если нет при глаголе прямого дополнения, то всё равно задаём вопросы винительного падежа и пытаемся подобрать слово, которое отвечало бы на эти вопросы. Выше говорилось о том, что переходность - это постоянный признак. Значит, он будет свойственен переходному глаголу и без дополнения. Например: Говорил (что?) - легко подберём слово (правду); "Заметил (кого?) их". НО: "Спешить (кого? что?)" - не подбирается слово, глагол непереходный. "Смеяться (кого? что?)" - тоже непереходный.
  3. Если дополнение при глаголе стоит в родительном падеже, не имеет предлога и обозначает часть целого или при глаголе есть отрицание, то глагол тоже будет переходным. Например: "Выпить (чего?) воды."; "Не написать (чего?) письма."

Запомните: все возвратные глаголы, то есть имеющие суффиксы "-ся", "-сь" - непереходные, так как действие не направлено на что-то или кого-то, а «возвращается» к субъекту действия: думается, кажется, решается

Все глаголы в русском языке по этой категории делятся на две большие группы – переходные и непереходные .

К переходным относят глаголы, способные управлять винительным падежом без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно направлено на объект.

В предложении переходные глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение .

Например:

1. Я пишу письмо.

2. Вчера я весь день читал

Во втором примере прямого дополнения нет, но оно потенциально возможно (интересную книгу ).

Следует помнить, что переходные глаголы возвратными быть не могут.

Задание:

Сравните:

1. По дороге в университет я встретил своего друга.

2. Моего друга дома не оказалось

Кроме формы винительного падежа, переходные глаголы в двух случаях могут управлять также и формами родительного падежа.

Первый случай: когда родительный падеж имеет значение части целого.

Например:

Я выпил молока. (Ср.: выпил молоко )

Второй случай : когда при переходном глаголе стоит отрицательная частица не.

Например:

Я долго не получал от брата письма

Такие дополнения также являются прямыми .

К непереходным относятся глаголы, не способные управлять формой винительного падежа без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно на объект не направлено. При непереходных глаголах нет и не может быть прямого дополнения (после них нельзя поставить вопрос кого? или что?)

Например:

сидеть, спать, идти, мечтать, беседовать

Непереходные глаголы могут управлять всеми косвенными падежами, кроме винительного без предлога. Могут они также управлять и винительным падежом, но только с предлогом.

Например:

наступить на камень, споткнуться о камень

Следует помнить о том, что непереходные глаголы в предложении имеют при себе косвенное дополнение .

Например:

Я разговариваю по телефону с другом

Следует также помнить, что если к переходному глаголу присоединяется возвратный постфикс -ся-, то он становится непереходным.

Задание:

Сравните:

учить – учиться, купать – купаться, строить – строиться, одевать – одеваться

Залог – это постоянная лексико-грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к субъекту (т.е. производителю действия). Существует два залога – действительный и страдательный .

Глаголы действительного залога обозначают действие, не направленное на субъект (т.е. производителя действия).

Например:

1. Рабочие строят дом.

2. Снег покрыл землю

В таких конструкциях субъект действия выражен подлежащим (в И.п.), а объект прямым дополнением (в В.п. без предлога).

Глаголы страдательного залога обозначают действие, направленное на субъект.

Например:

1. Дом строится рабочими.

2. Земля покрылась снегом

В таких конструкциях субъект действия выражен косвенным дополнением (в Т.п. без предлога), а объект стал подлежащим (в И.п.).

При этом следует помнить, что глаголы страдательного залога всегда являются возвратными, т.е. имеют постфикс -ся-, (-сь-) , и глаголы действительного залога могут быть как невозвратными, так и возвратными.

Например:

Ребёнок спит.

Дети резвятся.

На улице вечереет

Во всех этих примерах глаголы – действительного залога.

Категории вида – это тоже постоянная грамматическая категория глагола. Вид глагола выражает отношение действия к его внутреннему пределу. Различают глаголы несовершенного и совершенного вида.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее своего внутреннего предела, т.е. своего конечного результата. Они отвечают на вопрос что делать? (В вопросе нет приставки -с-).

Например:

Я вчера решил эту математическую задачу

Эта глагольная форма содержит указание на то, что я с этой задачей справился.

1) глаголы, соотносительные по виду;

2) одновидовые глаголы;

3) двувидовые глаголы .

Глаголы, соотносительные по виду – это глаголы, имеющие соотносительные видовые пары.

Например:

1) писать – написать, делать – сделать, нести – принести, будить – разбудить и др. (различаются наличием и отсутствием приставки);

2) решать – решить, толкать – толкнуть, заказывать – заказать, закусывать – закусить и др. (различаются суффиксами);

3) вырывать – вырвать, кричать – крикнуть, прощать – простить и др. (различаются чередованием в корне, а также суффиксами);

4) разрезать – разрезать, рассыпать – рассыпать и др. (различаются только ударением);

5) ловить – поймать, брать – взять (это супплетивные формы).

Одновидовые глаголы – это такиеглаголы, которые соотносительных видовых пар не имеют. В свою очередь, эта группа имеет две разновидности :

1) одновидовые глаголы только несовершенного вида ;

Например:

1. хаживать, сиживать (обозначают действия, которые имели место в далёком прошлом);

2. подглядывать, покашливать (со значением прерывистости действия);

3. приплясывать, приговаривать и др. (со значением сопровождающего действия).

2) одновидовые глаголы только совершенного вида .

Например:

1. запеть (начать петь), зашагать (начать зашагать), побежать (начать бежать) (со значением начала действия);

2. отшуметь, отговорить, перепортить и др.(со значением завершённости действия);

3. хлынуть, грянуть и др. (со значением интенсивности действия).

Двувидовые глаголы - это глаголы, которые совмещают с себе значения несовершенного и совершенного вида одновременно.

Например:

атаковать, телеграфировать, обещать, велеть, ранить, женить и др.

Вид таких глаголов конкретизируется только в предложении или в связанном тексте.

Например:

1. Люди женятся; гляжу, не женат лишь я хожу.

(Пушкин. Сказка о царе Солтане)

2. А он между тем женится на Марии Ивановне.

(Пушкин. Капитанская дочка)

Глаголы совершенного вида могут иметь такие оттенки значений :

1. Они называют действие, которое было еди­ничным (случилось один раз): Я подбежал к берегу, и бросился в воду, быстро подплыл к мальчику, обхватил его рукой и, гребя другой, направился снова к берегу.

2. Они называют результативное действие, т.е. та­кое, результат которого налицо: Мы повесили стенгазе­ту в коридоре. (Так мог бы сказать член редколлегии этой газеты, если бы его спросили: «Ну, как газета? Готова?» Ответ означал бы: Эта газета готова, можете читать - результат работы налицо). Николай за лето вырос, загорел, окреп и немного похудел. (Встретив его, вы можете убедиться в этом). Слова, которые здесь поставлены в скобках, подчеркивают тот смысл, который позволяют подразумевать в этих высказывани­ях глаголы совершенного вида.

3. Они называют однократное действие: Я вспрыг­нул на подоконник.

Глаголы несовершенного вида могут иметь такие оттенки значений :

1. Они называют действие, которое совершалось (совершается, будет совершаться) многократно, обыч­но или всегда: Летом мы бегали на реку и купались в еще холодной утренней воде. Гепард обгоняет даже барса.

2. Они называют действия, которые протекают, еще не исчерпаны, длятся (в прошедшем, настоящем и будущем времени): Утром я писал письмо и думал о том, что ответит на него Наташа. На улице шумит дождь, водяные капли и струи звенят о стекла моей комнаты. Эти розы будут цвести и благоухать еще много дней.

3. Они называют действие, состоящее из ряда актов; при этом, хотя каждый акт закончен, исчерпан, сам ряд не исчерпан, изображен как длящийся: Каждый день мы выучивали по пять новых слов. Мы много раз пропалывали обе эти грядки.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх