Роль средств массовой информации в процессе формирования правовой культуры и гражданского общества. Средства массовой информации в правовом воспитании населения Рекомендованный список диссертаций

Выходные данные сборника:

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Усманова Елена Фанильевна

канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права

Мордовского гуманитарного института, РФ, г. Саранск

THE ROLE OF MEDIA IN THE PROCESS OF SHAPING LEGAL CULTURE AND CIVIL SOCIETY

Elena Usmanova

PhD in Law, Assistant Professor

Mordovian humanitarian Institute, Russia, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье отмечается, что средства массовой информации осуществляют функцию формирования и моделирования политической гражданской культуры, выступают реальным участником сложного процесса активизации гражданской позиции населения и формирования правового государства.

ABSTRACT

The article notes that the media perform the function of the political formation and modeling civic culture, are the real party to the complex process of activating civic population and the formation of the rule of law.

Ключевые слова: средства массовой информации; гражданское общество; общественное мнение, правовое государство.

Keywords: the media; civil society; public opinion, the rule of law.

Средства массовой коммуникации выполняют значительную роль в становлении правового государства и гражданского общества, а помимо этого в укреплении единства, взаимопонимания народов, живущих в Российской Федерации. Значение средств массовой информации обретает ключевое значение, которое определяется, главным образом, пониманием того, что общая информационная среда - первоочередное условие гармонизации интересов социума. Ответственное отношение к образованию информационного пространства, от его деятельности неизбежно зависит политическая стабильность общества или региона, а также безопасность страны.

Средства массовой информации в свете формирования гражданского общества в современных условиях становятся наиболее важным средством обеспечения массового общения в современной России. В этой связи актуальной является задача расширения информационной среды, выполняющей задачи укрепления базовых основ организации гражданского общества, роста интеграционных процессов в политическом, социально-экономическом а также культурном развитии государства. Так или иначе, следует понимать, что средства массовой информации по многим функциям обеспечивают политическую устойчивость и безопасность общества.

Исследования воздействие средств массовой информации на общественное развитие регионов имеют глубокие исторические корни. Со времен античности и до наших дней роль информации и коммуникации в жизнедеятельности общества вызывает интерес у ученых, политиков, рядовых граждан. Средства массовой информации представляют собой характерные организации, созданные для публичной, открытой передачи при помощи специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Это достаточно самостоятельная система, «характеризующаяся множеством составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации» .

Общественное мнение - главная цель средств массовой информации. Собственно общественное мнение является основой для образования различных обществ, гражданского в том числе. Непосредственно в общественном мнении проявляется социальная активность значительной части населения, непосредственно не задействованной в законодательном и политическом процессах. Общественное мнение выражается в массовом осуждении или одобрении обусловленных действий, поступков. Чем в обществе выше процент населения, обладающего собственными взглядами, активной жизненной позицией, а также гражданственностью, тем значительнее и результативнее общественное мнение.

Массовые коммуникации, следует подчеркнуть, являются неотделимой составной частью политики и, следовательно, инструментом создания гражданского общества. Получаемые и передаваемые средствами массовой информации сведения включают не только объективное, фотографическое освещение определенных фактов, но и их оценку комментирование. На основании получаемой информации у людей формируется мне­ние о деятельности политических институтов, о культурной, экономической и иной жизни общества. Функция средств массовой информации в процессе развития гражданского общества проявляется, необходимо заметить, лишь в тех условиях, когда она дополняется их образовательной составляющей. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, которые позволяют адекватно оценивать и систематизировать сведения, получаемые из средств массовой коммуникации и прочих источников, верно ориентироваться в противоречивом и сложном потоке информации.

При формировании правовой культуры общества главнейшая политико-социализационная задача средств массовой информации - повсеместное внедрение сформированных на уважении закона и человеческих прав ценностей, обучение людей мирно разрешать конфликтные ситуации, не наделяя сомнением общественный консенсус по главным вопросам государственного устройства, уважение к скорректированным законом ценностям конкретного региона.

Деятельность любых средств массовой информации, так или иначе, связана с общественно-политической жизнью региона. В настоящее время в большинстве регионов России выявляется проблема преобладания (демократизации) или отсутствия предпосылок, необходимых для строительства гражданского общества. Региональная власть в формировании гражданского общества в России играет значительную роль. Преимущественно в результате деятельности институтов гражданского общества формируется диалог власти и общества, инфраструктура, обеспечивающая успешную повседневную деятельность общественных структур, и именно в регионах существует возможность проблемно ориентированной реализации гражданских инициатив. Институты гражданского общества, созданные на региональном уровне, позволяют гражданам совместно ставить цели и достигать их, отстаивать свои принципы, объединяя собственные силы с другими общественными структурами и носителями власти.

Основная цель средств массовой информации при этом - достижение консолидированной демократии, утверждения обществом демократических ценностей. Средства массовой информации реализовывают здесь не только функцию формирования, но также и моделирования политической гражданской культуры, выступают реальным участником сложного процесса нейтрализации подданничества и учреждения новых ориентаций, обеспечивающих партнерство в обществе и политическую ответственность.

В Российской Федерации «гражданское общество в значительной степени отражает гибридный тип политического режима, сочетающий авторитарные и демократические компоненты» . Разумеется, что развитие дискурсивных практик предполагает расширение сферы общественно-политических средств массовой коммуникации в структуре средств массовой информации.

Таким образом, средства массовой информации выполняют огромную роль в процессе становления правового государства и формирования правовой культуры, и лишь только в результате их компетентной работы каждый участник общества сможет обрести навыки сотрудничества, общения, формирования совместной деятельности, овладевает способностью ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. В свою очередь это послужит совершенствованию российского общества, повышению уровня правовой культуры.

Список литературы:

  1. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание. М.: ИНФА-М, 2000. - С. 67.
  2. Портнягина М.А. Средства массовой информации как фактор формирования гражданской культуры в России: проблемы и перспективы // Медиаскоп. - 2011. - № 1. - С. 26.

Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации" предписывает рассматривать взаимодействие со средствами массовой информацией как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора.


В прокуратуре г. Астрахани взаимодействию со СМИ, преданию гласности деятельности прокуратуры уделяется необходимое внимание и такая работа осуществляется на системной основе.

Работа по взаимодействию со СМИ построена таким образом, что практически все мероприятия, проводимые прокуратурой, находят своё отражение на официальном сайте в сети Интернет прокуратуры области, в прессе и параллельно на телевидении и в выступлениях по радио.

Вопросы взаимодействия со СМИ регулируются отдельным приказом прокурора области от 29 февраля 2016 г. N 63 "Об организации работы по взаимодействию со средствами массовой информации".

В целях проведения единой информационной политики по освещению правоохранительной деятельности, укрепления авторитета органов прокуратуры, считая принципиально важными вопросы расширения взаимодействия со СМИ, прокурор области поставил перед прокурорами задачу установить деловые контакты с территориальными СМИ, активно использовать возможности последних для доведения до общественности важнейших направлений деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью, укреплению законности, защите прав граждан. Предписано ежедневно осуществлять мониторинг СМИ, лично выступать с информацией о состоянии борьбы с преступностью и правонарушениями, роли прокуратуры в укреплении законности и правопорядка, целях, задачах, приоритетных направлениях надзора, принятых мерах прокурорского реагирования.

Активная роль СМИ в общественной жизни, которые характеризуются не только их многообразием и политическими пристрастиями, но в то же время и свободой изложения информации, погоней за сенсацией и материальной выгодой, нередко в ущерб объективности изложения действительно имевших место событий и фактов, обязывает органы прокуратуры внести существенные коррективы в решение организационных вопросов взаимодействия с ними.

В организационном плане решаются следующие вопросы взаимодействия органов прокуратуры со СМИ: определение направлений и форм взаимодействия, правовых и организационных аспектов его развития и дальнейшего совершенствования; повышение эффективности взаимодействия.

Важный элемент взаимодействия - установление такого порядка (характера взаимодействия), который позволял бы вести речь о единой цели органов прокуратуры: решение стоящих перед ними задач и формирование правильного представления в массовом общественном сознании о роли и значении органов прокуратуры в системе государственной власти.

В практической деятельности прокуратуры г. Астрахани проблем относительно взаимодействия со СМИ и освещения её материалов не возникает. С представителями различных органов СМИ давно установлен деловой контакт, достигнуто понимание и осознание общих задач. Такие отношения имеют двусторонний характер.

Наиболее часто прокурорские работники выступают с публикациями в печатных изданиях как регионального, так и городского уровня. Такая форма взаимодействия имеет свои особенности и преимущества, проявляющиеся в том, что на первое место в этом случае выходит содержание информации, которая хотя и не столь оперативна, но наиболее продумана и информативна.

Перед направлением материалов прокурорскими работниками осуществляется их предварительная тщательная проверка, которая не является итоговой, так как после окончательной подготовки материалов сотрудниками СМИ и их редактирования, во избежание искажения информации, неточностей формулировок, они снова проверяются работниками, их подготовившими, и после одобрения готовятся к выпуску.

Такая работа проводится не случайно, так как были случаи, когда редакции СМИ в погоне за "горячими" заголовками либо яркими фразами употребляли некорректные слова и словосочетания, не приемлемые и не употребляемые прокурорскими работниками. К примеру, был такой заголовок статьи - "Прокурор разобрался в собачьем вопросе", а речь в материале шла об итогах проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, повествовалось о проблеме безнадзорности животных и т.д.

Широкое распространение получило постоянное опубликование материалов прокурорских работников на правовые темы в печатных СМИ. В частности, в рубрике "Прокурор разъясняет" в каждом номере газеты "Вечерняя Астрахань" прокурор выступает с разъяснениями законодательства из различных сфер правоотношений, даёт юридические консультации и отвечает на вопросы горожан. Кроме того, регулярно размещаются материалы о прокурорской деятельности.

В региональном печатном издании "Волга" периодически прокурорские работники дают юридические консультации, отвечают на вопросы граждан, поступающие в редакцию газеты.

В целях правового просвещения граждан посредством СМИ, доведения до общественности важнейших направлений деятельности органов прокуратуры налажен деловой контакт с уполномоченным по правам человека в Астраханской области. В газете "Волга", в рубрике уполномоченного по правам человека в области "Права человека", прокурорские работники выступают с публикациями по правовым вопросам, с разъяснениями действующего законодательства, рассказывают об итогах прокурорских проверок, выявленных нарушениях и принятых мерах реагирования.

Основные цели такого взаимодействия - пропаганда законодательства, формирование правильного отношения и уважения к правовым предписаниям.

Прокурор г. Астрахани, его заместители выступают в СМИ в форме интервью на телевидении, радио, а также в печатных периодических изданиях.

Темами интервью являются итоги надзорной деятельности прокуратуры за конкретный период, зачастую за полугодие либо год, освещение состояния законности и преступности. Часто интервью даются по вопросам, возникающим в сфере ЖКХ, жилищных, земельных правоотношений, защиты прав детей, противодействия коррупции. Предварительно с журналистами оговаривается не только предмет предстоящей беседы, но и общий круг вопросов, который может быть затронут.

В целях распространения информации о результатах проведённых прокуратурой г. Астрахани проверок исполнения законодательства, выявленных нарушениях и принятых мерах реагирования на официальном сайте прокуратуры области еженедельно размещаются соответствующие сообщения.

На практике направление таких информаций и их последующее размещение на сайте прокуратуры области - повод для дальнейшей совместной работы прокуратуры г. Астрахани с представителями различных СМИ. Заинтересованные СМИ, в целях подготовки развёрнутого материала, связываются с работниками прокуратуры для получения более подробной информации, контактов лица, чьи интересы защитила прокуратура.

К примеру, после опубликования информации прокуратуры о защите земельных прав ветерана Великой Отечественной войны, которому не был предоставлен положенный по закону земельный участок для индивидуального жилищного строительства, государственная телерадиокомпания "Лотос" взяла интервью у прокурора г. Астрахани о результатах проведённой проверки и защите в судебном порядке земельных прав ветерана, журналист побеседовал с ветераном, выяснил его проблему, получил комментарий руководителя муниципалитета, а затем развёрнутый сюжет вышел в эфире телепрограммы.

Такая форма взаимодействия для прокуратуры имеет вполне определённый смысл, взаимный интерес, поскольку обеспечивается использование возможностей СМИ для решения собственно прокурорских задач. В итоге публикуется информация, подчёркивающая особую роль прокуратуры в общественной жизни, её правозащитную функцию.

Практика взаимодействия со СМИ позволяет в качестве самостоятельной формы взаимодействия назвать предоставление результатов прокурорских проверок и другой актуальной информации журналистам для подготовки соответствующих материалов. Тематику таких материалов диктует время, острота проблем, состояние дел на поднадзорной территории. Такое взаимодействие осуществляется с той частью журналистского корпуса, которая постоянно сотрудничает с органами прокуратуры, хорошо знает её приоритетные задачи, на их освещении специализируется, желает оказать своими публикациями положительное влияние на общественное мнение о роли и значении органов прокуратуры.

С практической точки зрения тесные контакты с журналистами очень важны, поскольку взаимодействие с ними, наличие регулярных деловых контактов позволяет прокурору получать информацию, начинающую приобретать общественный резонанс задолго до того, как она станет достоянием общественности, и организовать проверку. Зачастую журналисты обращаются в органы прокуратуры с просьбой дать правовую оценку либо провести проверку, прокомментировать конкретный вопрос, по которому в редакцию СМИ поступает наибольшее количество обращений и жалоб горожан. Правильная оценка степени социальной остроты проблемы позволяет своевременно отреагировать на факты конкретных нарушений и тем самым, возможно, предотвратить или сгладить нежелательный негативный общественный резонанс. Другими словами, сработать на опережение.

К примеру, по информации редакции СМИ об обращении граждан о нарушении законодательства в сфере пассажирских перевозок прокуратура совместно с органами ГИБДД провела проверку, в ходе которой выявлены нарушения, связанные с несоблюдением перевозчиками правил безопасности, приняты меры реагирования, а результаты проверки опубликованы в СМИ.

Предание таким образом гласности принятым по фактам нарушения законодательства мерам прокурорского реагирования, объективный и достоверный прокурорский, а также журналистский комментарий усиливают воспитательное значение прокурорского надзора.

Прокуратура г. Астрахани ежедневно осуществляет мониторинг СМИ. Кроме того, мониторинг проводится посредством поисковых систем Yandex, Google и др.

По каждому факту появления в СМИ информации, материалов, сообщений о нарушении законодательства, прав граждан, происшествиях незамедлительно проводятся проверки.

В 2015 г. проведены проверки по 9 публикациям о нарушении законодательства в сфере пассажирских перевозок, безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, жилищного , трудового законодательства и др. В рамках обратной связи в СМИ опубликованы результаты прокурорских проверок, освещён характер нарушений, дано разъяснение отдельных законоположений.

Используется также форма взаимодействия в виде приглашения представителей СМИ на межведомственные совещания при прокуроре г. Астрахани чаще всего при обсуждении таких острых вопросов, как: детская преступность, невыплата заработной платы, нарушения в сфере ЖКХ и др. Освещение в СМИ хода обсуждения поставленных проблем и принятых решений повышает эффективность таких мероприятий.

В упомянутом приказе Генеральный прокурор РФ предписывает постоянно совершенствовать формы и методы работы со СМИ (п. 1.6).

Во исполнение этого требования работники прокуратуры регулярно выступают в прямом эфире по телевидению, радио, дают комментарии к законам.

Основная цель таких выступлений - оперативное разъяснение действующего законодательства по вопросам журналистов и населения с одновременной дачей совета, разъяснением порядка обращения, подачи жалобы и т.д.

Ввиду ограниченного времени для продумывания ответов на поставленные вопросы, нередко их противоречивости и разнохарактерности важное значение приобретает высокая компетентность прокурорского работника, его умение быстро, правильно сориентироваться в конкретной правовой ситуации и грамотно сформулировать ответы на возникающие вопросы.

Выпуск пресс-релизов прокуратуры является распространённой формой общения с редакциями СМИ и журналистами. При их подготовке сразу обозначается сущность предлагаемой информации, что важно делать для того, чтобы сохранить смысл сообщения.

Зачастую проводятся брифинги, во время которых прокурорские работники общаются с прессой, высказывают свою официальную позицию по определённому вопросу.

Работники прокуратуры, используя возможности СМИ, прежде всего выполняют функции профилактики правонарушений и пропаганды законодательства, информируют население о роли прокуратуры в защите прав граждан в сфере уголовного судопроизводства, о делах, получивших повышенный общественный резонанс, о состоянии законности и правопорядка, преступности и коррупции.

Следует подчеркнуть, что в процессе взаимодействия со СМИ, освещения результатов прокурорских проверок исполнения законодательства, информации о направлении уголовных дел в суд, их рассмотрении по существу и т.д. прокурорские работники практически в каждом случае разъясняют законодательство, что напрямую связано с исполнением приказа Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению".

Практика показывает, что выступление прокурора в СМИ приобретает повышенный интерес, когда в нём не только повествуется о конкретном нарушении, принятых мерах реагирования, но и содержится разъяснение законодательства.

В целях совершенствования работы органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ стараемся использовать все имеющиеся резервы, не выпускать из вида интересные материалы, яркие факты нарушений прав граждан, несовершеннолетних; не допускать случаев освещения представителями СМИ материалов, касающихся проблем укрепления законности и правопорядка, без участия прокурорских работников.

К этой работе в равной степени привлекаются все работники, между которыми равномерно распределяется нагрузка, наибольшую активность проявляют прокурор и его заместители.

Работа по взаимодействию со СМИ ежемесячно анализируется с обсуждением итогов на внутреннем совещании. При этом обсуждение не сводится к констатации результатов. Цель таких мероприятий заключается в выявлении складывающихся тенденций, оценке степени активности конкретного работника, его личного вклада, одновременно вносятся необходимые коррективы в работу.

Активная роль прокурорских работников не остаётся незамеченной при решении вопросов о ежеквартальном премировании работников.

Практика взаимодействия со СМИ показывает, что эффективность такой работы зависит от личного отношения горрайпрокурора к этому вопросу. Ели он сам систематически уделяет внимание этому направлению работы, поддерживает деловой контакт с редакциями СМИ, принимает меры по преданию гласности результатов прокурорской деятельности, отслеживает и проверяет выступления подчинённых работников, можно сказать, что работа организована на должном уровне. Поэтому в прокуратуре г. Астрахани вопросы организации взаимодействия со СМИ закреплены за прокурором.

Ставя перед собой задачи по дальнейшему совершенствованию взаимодействия со СМИ, принимая во внимание, что сегодня, с учётом новейших современных технологий, информация о событиях и происшествиях становится доступной практически мгновенно, мы понимаем, что крайне важно оперативно знакомить население с достоверной информацией, касающейся правозащитной деятельности органов прокуратуры, формировать общественное мнение, закреплять в общественном сознании принцип неотвратимости наказания, не упускать информационную инициативу, так как, если своевременно не обозначить свою позицию, в свет может выйти не только недостоверная, но и обросшая самыми невероятными слухами и домыслами информация.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Список литературы:
  1. Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал. 2012. № 1. С. 22-24.
  2. Комлев Ю. Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2001. 172 с.
  3. Коробов В. Б., Благоразумный А. А. Концептуальные основы организации взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: материалы "круглого стола" 27.01.2006 г. в Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 133-142.
  4. Михайлов А. Тесное взаимодействие со СМИ - главный залог удачи // Профессионал. 2003. № 6. С. 3-5.
  5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ (СЗРФ). 2011. № 7. Ст. 900.
  6. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.01.1995 г. № 7-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/103529/ (дата обращения: 11.05.2015).
  7. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. от 24.11.2014) РФ. URL: http://www.consultant.ru/popular/smi/ (дата обращения: 12.05.2015).
  8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // СЗРФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
  9. Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы [Электронный ресурс]: Приказ МВД РФ от 01.01.2009 г. № 1. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257023/ (дата обращения: 12.05.2015).
  10. Ольшевская А. В., Курбатова О. В. Рассмотрение органами внутренних дел обращений граждан и сообщений в СМИ // Административное право и процесс. 2013. № 12. С. 47-49.
  11. Осипова Е. С. Взаимодействие СМИ и ОВД в предупреждении и профилактике преступлений // Правовая культура. 2010. № 2. С. 178-184.
  12. Римский А. Л. Полиция и общество: создание новых партнерских взаимоотношений // Полиция - новый институт современной государственной правоохранительной системы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Омск, 15-16 сентября 2011 г.). Омск: Омская академия МВД России, 2012. С. 82-83.
  13. Торжественный прием в МВД России представителей ведущих СМИ // Профессионал. 2012. № 1. С. 18-19.
  14. Черкасов Р. В. СМИ и общественное мнение о милиции // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 85-88.
  15. Шашков В. П. Актуальные аспекты деятельности СМИ и правоохранительных органов в России // Вестник Калининградского юридического института МВД России: научно-теоретический журнал. 2007. № 2 (14). С. 195-200.

Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.
Законность - это совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и предписания.
Обеспечение законности - одно из важных направлений деятельности государства.
Появление законности вплетается в процессы происхождения нрава и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности речи не будет. Законы - основа законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения, - альфа и омега законности. Но очень часто в истории случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.
Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).
Это главные требования, составляющие содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, законность будет формальная. Если названные требования проводятся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят) - законность реальная.
Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориентировалось преимущественно на использование силы, а не на право (когда гремит оружие, законы молчат). Однако даже при наличии законов в так называемом полицейском государстве, если они не устраивают тех, кто пришел к власти, а открыто отказаться от них они не решаются и заменить своими законами еще не успели, власти отбрасывают законность и начинают управлять с помощью подзаконных (часто полусекретных) актов и основанных на них дискреционных (произвольных) полномочиях должностных лиц государства. В лучшем случае в государстве, где сильны исполнительные и карательные органы, а не законодательные, устанавливается режим формальной законности, при котором «болтают с одной целью - надувать простонародье», т.е. говорят о торжестве законов, а на самом деле попирают их.
Таким образом, прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не только подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.
Поддержание режима законности обеспечивается системой гарантий законности. Под ними понимают как объективно складывающиеся факторы общественной жизни, так и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Рисунки 1 и 2 дают о гарантиях законности наглядное представление. При этом на рис. 1 следует учесть, во-первых, взаимную связь всех гарантий законности и, во-вторых, то обстоятельство, что формирование сознания и соответствующая организационная работа как бы предваряют все остальные гарантии.
Гарантии законности

Рис. 1
Понимание важности режима законности для жизни общества требует обращения еще к двум острым вопросам: к вопросу соотношения законности и целесообразности и к вопросу единства законности.
В разное время в том или ином государстве, в особенности в периоды ломки существующих отношений, обострялась проблема соотношения законности и целесообразности. И это понятно. Законотворчество не успевает за коренными изменениями в общественных отношениях. Законы оказываются вдруг пробельными, несовершенными. А главное - они перестают удовлетворять новые общественные силы, начинают отягощать новую политику. Политики и некоторые юристы предлагают отбросить в сторону законы, решать вопросы (юридические дела) свободно, исходя из жизненных потребностей, интересов сторон, собственного понимания справедливости. Сто лет назад, на рубеже веков, в таких условиях в Европе формировалась школа «свободного права». Нечто похожее мы можем наблюдать сегодня в условиях российской действительности. Старые нормативные акты (особенно ведомственные) часто тормозят поступательное движение к новому обществу, а новые находятся в состоянии становления и не всегда по своему качеству удовлетворяют потребностям преобразований.

Рис.2
В принципе отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Юристы, по существу, были едины в том, что наиболее целесообразное решение основано на законе и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона.
Однако вопрос о соотношении законности и целесообразности не так прост, как может показаться. Его нельзя решать вне исторических рамок, без учета конкретных условий жизни общества. История знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя великих революционных идей судьи и администраторы руководствовались именно целесообразностью, а не «мертвой буквой статьи закона». Истории известно и другое: некоторые люди сознательно лишали себя различных выгод и даже шли на смерть во имя торжества законности и порядка. Dura lexsed lex (закон суров, но таков закон) - это тот самый принцип, который обязывает исполнять и уважать любой закон.
Сегодня приводят довольно много аргументов и примеров в пользу как принципа законности, так и целесообразности решения вопреки конкретному закону. Сторонников законности всегда отпугивал произвол суда и администрации при допущении малейшей возможности отхода от закона. Приверженцев принципа целесообразности отталкивает бездушное понимание правовой нормы, хотя часто разногласия между теми и другими являются мнимыми.
Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях данное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявляется именно там, где закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соответствующих обстоятельств, но в смысле юридических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора наиболее целесообразного решения.
Коль скоро общество управляется с помощью предписаний общего характера, имеющих общеобязательное значение, приобретают особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.
Проблема единства законности приобретает большую политическую остроту в связи с растущим движением во многих субъектах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным), а видеть в ней особый правовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей Федерации в целом и в каждом ее субъекте.
Единство законности следует связывать с компетенцией центра в лице его органов и компетенцией субъектов Федерации в лице органов власти и управления последних. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только свои законы, но и законы субъектов Федерации, и к органам субъектов Федерации. И те, и другие призваны соблюдать не только собственные законы.
Закон теряет юридическую силу, если он издан в нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местных нормативно-правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению центральных органов, обладают их акты. Далее идут законы субъектов Федерации, которые регулируют общественные отношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов Федерации, нет акта более высокой юридической силы, чем закон субъекта Федерации. Общее правило таково, что акты органов управления - правительства, министерств и ведомств, исполнительных органов местных органов власти - являются подзаконными и уступают парламентским актам.
К сожалению, практика государственного управления знает немало примеров того, как центральные министерства и ведомства бесцеремонно игнорируют права субъектов Федерации и компетенцию их высших органов государственной власти. Это соответствовало общей тенденции подмены представительных органов подотчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить законодательство субъектов Федерации законодательству центральных органов.
Должна быть разработана система мер и государственно-правовых механизмов для защиты прав субъектов Федерации и для предотвращения случаев злоупотребления данными правами, обеспечения единства правовой системы, защиты Конституционных прав и законных интересов граждан.
На уровне федеративных отношений может стать актуальным и единство самих законов, единство правового регулирования. Скажем, принимаются законы о гражданстве в различных республиках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения, которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан в тупик, из которого без потерь не выбраться. Так, одни республики могут признать гражданами только тех, кто родился на их территории, независимо от места их проживания, другие будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т.д. Кто-то установит ценз оседлости, кто-то - ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным гражданством, лица без гражданства данной республики, но с гражданством другой, лица без гражданства вообще. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности, к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.
Следить за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный Суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.
Единство законности в сфере реализации права призваны обеспечивать суды и те органы, которые имеют право на официальное толкование правовых норм.
Правопорядок
В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх