Срок проведения экспертизы проекта. Сроки проведения экспертизы проектной документации

Внесение изменений в прошедшую экспертизу проектную документацию , может потребоваться из-за различных причин. При этом, в некоторых случаях, проведение повторной экспертной работы над проектом является обязательным. Все вопросы и нюансы внесения изменений в проектную документацию и проведения экспертизы вторично, рассмотрим в этой статье.

Изменения в проектную документацию и повторная экспертиза

Внесение корректировок в проектную документацию после получения положительного резюме экспертов - ситуация встречающаяся довольно часто. Так, п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса прямо предписывает внести в проект соответствующие исправления, если в процессе застройки обнаружились несоответствия в параметрах от теоретических данных проектной документации. Иначе расхождения в данных проекта и параметров фактически построенного объекта не позволят впоследствии оформить документы на здание.

В соответствии с п. 15 ст. 48 этого же кодекса, после внесения корректив в проектную документацию до ее утверждения застройщик или заказчик должен направить проект на экспертизу. Однако, п. 3 ст. 49 содержит некоторые исключения и устанавливает, что экспертная работа над проектными документами не требуется в случае, если:

  • исправленная проектная документация уже проходила экспертизу и получила положительную резолюцию по итогам;
  • внесенные в проект поправки не коснулись конструктивных и прочих характеристик надежности и безопасности объекта;
  • корректировка проекта не привела к увеличению сметы на строительство.

О том же самом, только с другого угла зрения говорится и в п. 44 Постановления Правительства от 5 марта 2007 г. № 145. В этой норме Постановления предписывается вторично направлять на экспертный анализ модифицированную проектную документацию, получившую положительное экспертное заключение ранее, если поправки коснулись технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капстроительства.

При этом, в п. 44 Постановления № 145 за заказчиком или застройщиком остается выбор о прохождении повторной экспертизы откорректированного проекта, если суть модификации позволяет повторную экспертизу не проходить. То есть, в этом случае заказчик или застройщик может по собственному желанию пройти экспертизу проектной документации еще раз.

Когда требуется повторная экспертиза проектной документации?

Экспертный анализ проектной документации изначально проводится для того, чтобы получить разрешение на строительство объекта и начать фактическую стройку с выполнением всех законодательных и бюрократических требований.

Но бывают ситуации, когда после прохождения экспертного исследования требуется экспертиза повторная.

  1. В первую очередь такая ситуация возникает в случае получения отрицательного заключения по проекту. Цель при таком варианте проведения повторного экспертного анализа проекта очевидна - получение положительной резолюции для оформления разрешения на строительство. Поэтому заказчики заинтересованы в скорейшем внесении всех необходимых правок в проектную документацию, непременных для одобрительного заключения экспертов.
  2. Необходимость повторной экспертизы из-за изменений проектной документации в виде:
    • выработки дополнительных разделов;
    • корректировки или существенных дополнений;
    • значительных изменений в проекте.

Таким образом, видно, что в любом случае необходимость в проведении еще одной экспертизы проектной документации возникает из-за внесения в нее изменений. Только в первом варианте эти изменения являются вынужденными, обусловленными предыдущими ошибками или неточностями, повлекшими негативное заключение экспертизы. Во втором же случае, поправки являются добровольными, обусловленными какими-то внешними обстоятельствами или корректировкой проекта, связанной с объективным применением теоретических данных в практическом строительстве конкретного объекта.

Перечень изменений, влияющих на безопасность объекта капстроительства

Итак, самый главный вопрос, который необходимо решить застройщику или заказчику, вносящему коррективы в проектную документацию, прошедшую положительную экспертизу: касаются ли вносимые правки технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта? То есть фактически сделать вывод о необходимости проведения еще одного экспертного анализа проектной документации.

Приказом Минрегиона России № 624 30 декабря 2009 г. был утвержден Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства. Документ достаточно подробен и оттого объемен. Виды работ поделены на 3 раздела:

  • по инженерным изысканиям;
  • по подготовке проектной документации;
  • по строительству, реконструкции и капремонту.

Кроме того, значительная часть видов работ в рамках своего раздела разбиты на подвиды. Так, к примеру, подготовительные работы по строительству, реконструкции и капремонту (п. 2 раздел 3 Перечня) включают в себя 4 подвида:

  • разборка/демонтаж зданий, стен, перекрытий, лестниц и т.д.;
  • строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений;
  • устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов стационарных кранов;
  • установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов.

Такое подробное перечисление позволяет избежать всяких сомнений в причастности внесенных в проект поправок к корректировке работ, влияющих на безопасность объекта капстроительства, а значит в необходимости проведения еще одной экспертизы проекта.

Порядок проведения повторной экспертизы

В соответствии с п. 44 Постановления № 145, повторная экспертиза может осуществляться неограниченное количество раз (2 и более). При этом, каждая последующая экспертиза проводится в том порядке, который предусмотрен законодательством для проведения первичной госэкспертизы. Между тем, оцениваться экспертами будет:

  • та часть проектных документов, в которую были внесены правки;
  • совместимость модифицированной части проекта с остальной проектной документацией, по которой ранее был проведен экспертный анализ.

Таким образом, для проведения повторной экспертизы заказчик должен предоставить пакет документов по списку, указанному в п. 13 Положения, утвержденного Постановлением № 145, в том числе:

  1. Заявление на экспертизу.
  2. Проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы ранее.
  3. Копию положительного заключения.
  4. Задание на внесение корректив в проектную документацию.
  5. Справку о внесенных в проект поправок.

Нужно иметь в виду, что проект может быть рассмотрен на повторной экспертизе целиком, если с момента первичной или прошлой повторной экспертизы в законодательство были внесены поправки, затрагивающие результаты госэкспертизы.

Внесение изменений при отрицательной экспертизе проектной документации

Если проектная документация получила по результатам работы экспертов отрицательное заключение, то в п. 10 ст. 49 Градостроительного кодекса предлагается 2 варианта решения:

  1. Обратиться в Минрегион или суд и попытаться оспорить результаты экспертного заключения.
  2. Пройти повторную экспертизу, после устранения всех указанных недочетов.

На практике, поскольку все-таки эксперты ошибаются редко, а судебное разбирательство - дело недешевое и долгое, проще и результативнее внести в проект поправки по замечаниям и пройти экспертизу еще раз. Причем Положение о проведении экспертизы, утвержденной Постановлением № 145, содержит норму, разрешающую не возвращать заявителю поданные на экспертизу документы в бумажном виде, если устранить замечания, ставшие причиной отрицательного заключения, возможно без возврата документации. В этом случае на устранение недостатков заявителю дается определенный срок, по окончании которого он должен предоставить в экспертную организацию ту часть проектной документации, которая подверглась изменениям и справку с описанием внесенных поправок.

Таким образом, исправленная проектная документация требует проведение повторной экспертизы, как в обязательном порядке, так и по желанию застройщика. При этом очень важно не упустить момент, правильно оценить внесенные в проектные документы изменения и провести повторную экспертизу, если того требует закон, иначе впоследствии возможны большие затруднения с документальным оформлением построенного объекта.

В этой статье мы расскажем про получение заключения «Главгосэкспертизы России» и о наших возможностях по оказанию услуг при необходимости получения этого документа для Вашего строительного проекта. Мы оказываем техническую и консультационную поддержку на этапе прохождения экспертизы строительных проектов


получение заключения Главгосэкспертизы

Согласно статьям 6, 48 и 49 Градостроительного Кодекса РФ, а также Постановлениям Правительства РФ от 5.03.2007 года, и № 145 и от 16.02.2008 года, № 87, государственной экспертизе подлежат результаты инженерных решений, а также проектная документация объектов капитального строительства. Наша компания оказывает услуги по подготовке документов на прохождение государственной экспертизы и может по поручению Вашей компании подать пакет документов для получения заключения. Например, целесообразность такого поручения возникает при начальных этапах подготовки с строительству крупных объектов, расположенных в отдаленных от центра федеральных округах. Так, мы получили положительное заключение для проекта порта Тамань , оказывая зарубежной компании консультационную и техническую поддержку на этапе рассмотрения проекта в ФГУ «Главгосэксперстиза России»

Органом, уполномоченным проводить государственную экспертизу, согласно приказу Федерального Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 16.03.2007 года, № 64, является Федеральное Государственное учреждение «Главгосэкспертиза России». Заключение, выдаваемое Главгосэкспертизой, представляет собой комплексный документ, наличие которого полностью исключает необходимость прохождения каких-либо дополнительных экспертиз проектной документации.

Положительное заключение от ФГУ «Главгосэкспертиза России» является единственным безусловным основанием для получения разрешения на строительство объекта в местной администрации. Получение этого заключения открывает возможность для начала финансирования и прохождения проверки Минэкономразвития РФ, в тех случаях, когда финансирование строительства происходит из федерального бюджета России.
Заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» создается и утверждается государственными специалистами сразу семь специализированных выпускающих отделов, по семи направлениям: объектов энергетического комплекса, объектов производственного назначения, объектов горных работ, объектов транспортного комплекса, объектов гражданского назначения, объектов коммунального и водного хозяйства и объектов информатизации и связи.

В соответствии с действующим законодательством срок проведения государственной экспертизы составляет 90 дней. Кроме всех прочих, утвержденных законодательством мероприятий государственная экспертиза включает в себя: экспертизу экологической, пожарной, промышленной безопасности и ГОЧС.

Проведение государственной экспертизы осуществляется на платной основе. Для определения стоимости экспертизы была разработана специальная таблица, указанная в Приложении Постановления Правительства № 145. Отметим, что в соответствии с действующей законодательной базой, стоимость государственной экспертизы может варьироваться в зависимости от стоимости ПИР в смете капитальных затрат на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта.

В соответствии со своими полномочиями ФГУ «Главгосэкспертиза России» установило процедуру и строгие правила приема документации, сроков ее проверки, подготовки и выдачи заключений. Все это регламентируется целым рядом внутренних распорядительных и методических документов ФГУ «Главгосэкспертиза России».

Проблемы государственной экспертизы

Порядок проведения государственной экспертизы разъясняется заявителям бесплатно. При этом разъяснение может быть проведено как через сайт ФГУ «Главгосэкспертиза России», так и при помощи официального письменного запроса, поданного в организацию. Несмотря на кажущуюся простоту процедуры государственной экспертизы, ее заказчики довольно часто сталкиваются с большими проблемами информационно-методического характера. Причем проблемы могут возникнуть как на этапе приема и экспертизы документов, так и на этапе их корректировки.

Поручить нашей компании эту задачу - разумное решение, так как мы не раз проходили эту процедуру и знаем все проблемы, с которые могут возникнуть из-за неправильной подготовки документов и недостатка информации у той компании-застройщика, которой необходим этот документ.

В большинстве своем проблемы, так или иначе связанные с государственной экспертизой возникают из-за незнания, непонимания проходимой процедуры, или же из-за банального неумения осуществлять вносить необходимые корректировки в проверяемые экспертами документы. Столкнувшись со сложностями, многие заказчики государственной экспертизы пытаются найти какое-либо простое решение, гарантирующее необходимый результат.
Исходя из этого, спешим предупредить о том, что категорически не следует доверять разнообразным консалтинговым компаниям и частным консультантам, гарантирующим получение положительного заключения государственной экспертизы, или обещающим «ускоренное» прохождение данной процедуры.

Дело в том, что все подобные «гарантии» и обещания не имеют под собой каких-либо законных оснований. Таким образом, любая попытка получить положительное заключение государственной экспертизы «формально без проблем» и «за месяц», в лучшем случае обернется пустой тратой больших денег, и значительной потерей драгоценного времени. Мы можем оказать грамотные услуги по технической и консультационной поддержке при прохождении экспертизы строительного проекта , ответственно и компетентно.

Никаких проблем с получением положительного заключения при экспертизе проектной документации обычно не возникает, если инженерные изыскания проведены, проект выполнили в соответствии с сними грамотные проектные компании. Новые правила снижают срок госэкспертизы до 2 месяцев .

Существует ли негосударственная экспертиза

Согласно статье 50 ГК РФ проектная документация и результаты инженерных решений, выполненные для подготовки самой проектной документации, могут быть направлены на негосударственную экспертизу. Основанием для этого является договор с частной специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию.

Одновременно с этим, в действующем российском законодательстве, не определен орган, который был бы обязан вести единый реестр саморегулируемых строительных организаций, что исключает возможность получение необходимой аккредитации для проведения негосударственной экспертизы.

Кроме того, сам порядок проведения негосударственной экспертизы, как и порядок аккредитации организаций для ее проведения до сих пор не установлен. Таким образом, результаты «частных» экспертиз проектной документации не имеют какой-либо юридической силы. Результаты подобных экспертиз можно использовать только в качестве неофициальной оценки проектных материалов третьими лицами. Следовательно, смысла в такой экспертизе нет. Но поручить подготовить документы для прохождения экспертизы проекта - это реально существующая услуга.

Если же вести речь о разнообразной предпроектной документации, такой как инвестиционные меморандумы, бизнес-планы и обоснования инвестиций, то в этом контексте негосударственная экспертиза выглядит оптимальным вариантом. Это связано с тем, что предпроектная документация в основном носит экономический характер, не подлежит обязательному государственному регулированию. В подобных условиях, качественная экспертиза может быть проведена частными специализированными консалтинговыми компаниями, пользующимися значительным доверием со стороны заказчика.

Новый порядок государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Московской области

Г.С. АФАНАСЬЕВА, заместитель начальника Управления государственной экспертизы ГУ МО «Мособлгосэкспертиза»

Когда экспертиза не требуется

Стоимость экспертизы

Сроки экспертизы

Часто задаваемые вопросы

Следует отметить, что государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в первоначальной редакции ГрК РФ полностью являлась предметом ведения Российской Федерации. В декабре 2006 года в ГрК были внесены изменения, согласно которым полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением особо оговоренных объектов, см. ниже) были переданы субъектам Федерации. На федеральном уровне центральным исполнительным органом по организации и проведению экспертизы выступает Росстрой. Проведение экспертизы на федеральном уровне возложено на подведомственное Росстрою ФГУ «Главгосэкспертиза России».С 1 января 2007 году в России начала свою работу единая государственная экспертиза проектной документации. Она заменила собой многосложную и многоступенчатую систему специализированных экспертиз, работавшую в нашей стране несколько десятков лет и вызывавшую многочисленные нарекания со стороны застройщиков. Теперь анализом проекта занимается только один орган. Он дает всестороннюю экспертную оценку проектной документации, включая сметы, и результатов инженерных изысканий. При этом особо опасные, технически сложные, уникальные и некоторые другие, особо оговоренные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ) объекты ниже), проходят проверку на федеральном уровне в Главгосэкспертизе России, все остальные - в органе экспертизы того субъекта федерации, на территории которого планируется строительство.

Росстрой ведет контроль и надзор за осуществлением госэкспертизы субъектами Российской Федерации, оценивает соответствие федеральному законодательству нормативного регулирования на региональном уровне. С начала 2007 г. Росстрой занимался согласованием структуры экспертиз на местах, оценивая способность каждой организации реально проводить экспертизу, обеспечивать независимость, достоверность и необходимое качество заключений. Уже в начале прошедшего года Госстроем были согласованы структуры уполномоченных органов в 22 субъектах Федерации, в том числе в Московской области - «Мособлгосэкспертиза».

Первый год работы по новым правилам был сложным и для заказчиков-застройщиков, и для нас, как для органа единой государственной экспертизы Московской области. Перестраивать свою работу нам приходилось, не останавливая и не замедляя собственно процедуры экспертизы. За короткое время удалось создать три новых отдела в составе управления государственной экспертизы. Несмотря на все трудности переходного периода, за 2007 год выпущено заключений по проектной документации на 35,63% больше, чем в предыдущем году. Однако, нужно признать, что в такой ситуации не удалось избежать негативных моментов. Появились очереди в отдел приемки проектной документации, не всегда удавалось проводить рассмотрение экспертизы оперативно, как это требуется в Постановлении Правительства РФ от 5.03.07 № 145. Эти проблемы мы знаем и принимаем все возможные меры по их искоренению.

Сложности переходного периода всем известны. Для налаживания работы экспертизы по-новому необходимо время и понимание со стороны заказчиков-застройщиков. Первый шаг на пути взаимопонимания между заказчиком-застройщиком и органом государственной экспертизы попытаемся сделать в этой статье. Для начала поясним основные моменты порядка организации и проведения экспертизы.

Разделение полномочий между федеральным центром и экспертизами субъектов Федерации

С 2007 года установлено следующее разграничение полномочий между Главгосэкспертизой и органами государственной экспертизы субъектов федерации. В ведении Главгосэкспертизы - объекты, которые намечено строить на территории двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, объекты обороны и безопасности, культурного наследия федерального значения, объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, а также особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Определения последних даны в статье 48.1 Гражданского кодекса РФ (обращаем внимание на изменения, которые внесены в эту статью федеральным законом от 4.12.07 № 324-Ф3). К особо опасным и технически сложным относятся: объекты использования атомной энергии; гидротехнические сооружения первого и второго классов; линейно-кабельные сооружения связи; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; объекты космической и железнодорожной инфраструктур; аэропорты; метрополитены; морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов; автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения; опасные производственные объекты. К уникальным относятся те объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 метров; пролеты более чем 100 метров; наличие консоли более чем 20 метров; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров; наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Последняя позиция этого перечня требует разъяснений, так Главгосэкспертиза России предлагает относить к уникальным объектам, запроектированным с использованием конструкций или конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств или разработки специальных методов расчета, следующее: резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью более 10 тыс. куб. м; каплевидные и шарообразные резервуары, газгольдеры; здания и сооружения сложной непрямолинейной конфигурации; имеющие покрытия в виде ребристых и ребристо-кольцевых куполов, сетчатых куполов оболочек, оболочек двоякой кривизны, вантовые, мембранные покрытия, покрытия из клееных деревянных элементов, в том числе рам, арок, ригелей, висячие покрытия и т.п.; здания и сооружения с большой площадью покрытия с неравномерной нагрузкой; объекты, конструкции и инженерное оснащение которых носит экспериментальный характер.

Проектная документация и результаты инженерных изысканий по всем объектам, не вошедшим в вышеуказанный перечень, подлежит экспертизе в соответствующем органе субъекта федерации.

Стоит отметить, что действующим законодательством предусмотрена возможность проведения государственной экспертизы на федеральном уровне другими федеральными органами исполнительной власти, если на это будет решение президента РФ. Пока такими полномочиями наделено только Министерство обороны России в отношении объектов военной инфраструктуры. Согласно Постановлению правительства РФ от 10.03.2000 г. № 221 «объекты военной инфраструктуры» - специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружений, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации.

Когда экспертиза не требуется

Как известно, с 2007 г. была отменена обязательная государственная экспертиза проектной документации для некоторых объектов. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» на многочисленные запросы разъясняет, что установить, подлежит ли та или иная документация экспертизе, можно руководствуясь п.п. 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ и части 17 статьи 51 ГрК РФ. Только в случае полного совпадения признаков, указанных в одном из пунктов частей 2 и 3 статьи 49 и части 17 статьи 51, с параметрами того или иного объекта обязательная государственная экспертиза не проводится. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» не имеет права давать какие-либо собственные токования ГрК РФ.

Например, в п. 1 части 2 статьи 49 указано, что экспертиза не требуется в обязательном порядке, если вы строите индивидуальный жилой дом высотой не более трех этажей. Обращаем внимание заказчиков-застройщиков, что в градостроительном кодексе указывается на количество этажей, а не на этажность зданий. Например, 2-х этажный жилой дом с мансардой и подвалом высотой более 1,8 м - это здание с количеством этажей - 4, т.е. экспертиза требуется.

Аналогично, 2-х этажное здание АБК с мансардным этажом - это отдельно стоящий объект капитального строительства с количеством этажей 3, т.е. «подвести» такой объект под п. 4 части 2 статьи 49 невозможно. В данном случае государственная экспертиза требуется и в том случае, если общая площадь этого здания менее 1500 кв.м.

Кроме этого, государственная экспертиза не проводится для типовой проектной документации и ее модификации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности.

Критериями отнесения проектной документации к типовой проектной документации являются (далее по тексту Положения о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 9.07.07 № 62):

Положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации, выданное любому лицу не ранее 7 (семи) лет до дня принятия решения о повторном применении проектной документации;

Заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществлялся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, иным нормативным правовым актам;

Документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанный осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом;

Наличие документа, подтверждающего право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.).

Критериями отнесения проектной документации к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, являются:

Наличие критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, указанных выше;

Заключение, подтверждающее, что произведенная модификация типовой проектной документации не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, подписанное лицом, осуществляющим подготовку типовой проектной документации.

При отнесении проектной документации к типовой проектной документации или к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, необходимо наличие совокупности критериев, указанных в Положении, утвержденном Минрегионом РФ.

Если все критерии для отнесения проектной документации к типовой проектной документации или к ее модификации имеются, то на экспертизу должны быть представлены результаты инженерных изысканий, проектные решения по фундаментам, генеральному плану и инженерному обеспечению, как это указано в п. 15 «Положения об организации и проведении экспертизы проектной документации», иначе говоря «привязка» типового проекта.

Экспертиза может быть проведена и в отношении объектов, которые согласно ГрК РФ обязательной государственной экспертизе не подлежат, по просьбе заинтересованной в этом стороны. Как правило, это объекты бюджетного финансирования и по просьбе государственного инвестора мы проводим экспертизу проектно-сметной документации для подтверждения экономической целесообразности принятых проектом решений и соответствия сметной документации действующим нормам и правилам в области ценообразования.

Состав проектной документации, представляемой на экспертизу

Состав документов, которые представляются на экспертизу, утвержден в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). С учетом изменений этого документа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.07 № 970, застройщику необходимо предъявить заявление о проведении государственной экспертизы, проектную документацию, копии заданий на проектирование и инженерные изыскания, результаты инженерных изысканий. Состав разделов проектной документации указан в п. 12 статьи 48 ГрК РФ.

В настоящий момент сложилась такая ситуация, когда Правительством РФ еще не утверждены новые требования к составу и содержанию проектной документации. До выхода соответствующего решения Правительства РФ следует руководствоваться ГрК РФ и указаниями СНиП 11-01-95 в части, не противоречащей кодексу.

В декабре 2007 г. внесены поправки в закон «О введении в действие Градостроительного Кодекса». Согласно новым изменением отложено до 1.01.2010 г. введение части 4 статьи 9, части 6 статьи 45, части 3 статьи 52, относящихся к полному переходу к работе только при наличии утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.

Таким образом, до 2010 г. может иметь место для территорий, на которые не утверждены в установленном порядке документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, ранее действовавший порядок, при котором застройщик получал не градостроительный план земельного участка, а АПЗ и выполнял градостроительную проработку, или градостроительное обоснование, или проект планировки, исходя из конкретной ситуации по требованию органов архитектуры. В связи с этим и требования экспертизы к составу исходно-разрешительной документации сохраняются в прежнем виде. А требовать в обязательном порядке Градостроительный план земельного участка мы не будем до 2010 года.

Следует отметить, что рабочая документация экспертизе не подлежит, хотя при проверке проекта органы экспертизы могут запросить все, что связано с оценкой конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью объекта. Таким образом, экспертиза имеет право затребовать, а застройщик и проектная организация обязаны представить по этому требованию и рабочую документацию, и результаты расчетов конструктивных элементов и др. материалы.

Стоимость экспертизы

Методика определения стоимости экспертизы указана в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). Особый порядок определения стоимости работ по экспертизе установлен для результатов инженерных изысканий и проектов жилых домов. Для этих объектов стоимость экспертизы не зависит от того, сколько заказчик-застройщик заплатил проектной организации за проектирование и изыскания, потому что базируется на двух параметрах жилого здания: площади застройки и общей площади.

По всем объектам, кроме жилых, стоимость устанавливается в процентном отношении от стоимости проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий. Максимально - 33,75% (ранее было 20%). Для определения стоимости экспертизы этих объектов необходимо знать стоимость проектно-изыскательских работ, поэтому застройщику следует предоставить в экспертный орган сметы, составленные проектной и изыскательской организациями. Для разработки этих смет должны быть использованы Справочники базовой стоимости проектных и изыскательских работ для строительства, рекомендованные к применению Росстроем (ранее Госстроем). На основании этих данных определяется стоимость экспертизы. Чем выше стоимость проектно-изыскательских работ, тем ниже процент за экспертизу.

В случае с типовым проектом оплате подлежит экспертиза результатов инженерных изысканий и изменяемой части проекта, что по привычке мы еще называем «привязкой» типового проекта.

Сроки экспертизы

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать трех месяцев. Кроме этого, в течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза: а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации; б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам; в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

Часто задаваемые вопросы

Проводится ли экспертиза проекта планировки и проекта межевания?

Требований об обязательной экспертизе этих документов в ГрК РФ нет. Однако, что касается проектов планировки, то Администрации городов и районов, на которые возложены полномочия по утверждению этих документов, имеют право привлечь экспертизу для проведения их всестороннего анализа, т.к. на этом этапе решаются принципиальные вопросы социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Уже сейчас вызывает обеспокоенность откровенно коммерческий поход к застройке новых кварталов и микрорайонов, уплотнению существующей сложившейся застройки, размещение массивов многоэтажных жилых домов в сельской местности. Инвестор ставит перед собой задачу получить как можно больше квадратных метров жилья на продажу. Его не волнует вовсе, а как будет обеспечена надежное функционирование инженерной инфраструктуры, справится ли с возросшими транспортными потоками дорожная сеть, куда будущие жители поведут своих детей в школу или в детский сад, где им окажут медицинскую помощь. Экспертиза в данной ситуации могла бы выступить на защиту интересов граждан, но представление документации на экспертизу на этом этапе практически прекратилось за редким исключением. Стоит напомнить, что, если утверждение произведено без экспертизы, то вся полнота ответственности за возможные негативные последствия ложится на орган, утвердивший документацию градостроительного планирования. Для проектов планировки - это муниципальные власти.

Мы приветствуем те Администрации, которые, проявляя разумную осторожность, направляют проекты планировки на экспертизу.

Каким должен быть проект планировки, чтобы он прошел «безболезненное» согласование в Вашем Учреждении?

Проект планировки по составу и содержанию должен быть ближе к ранее Действующему понятию «проект застройки» (в новом ГрК РФ этого понятия нет), т.к. только в этом случае этот документ может стать полноценной основой для дальнейшей разработки проектов строительства. В пояснительной записке следует приводить обоснования архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решений застройки, очередности строительства, типов и видов жилых и общественных зданий и их конструктивных решений, системы инженерного обустройства и озеленения территории, размещения зданий и помещений учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения, приводятся технико-экономические показатели проекта застройки. В пояснительной записке даются также предложения по диспетчеризации инженерных систем, санитарной и технической эксплуатации жилых и общественных зданий, других элементов застройки и внешнего благоустройства территории.

Графические материалы разрабатываются в масштабе 1:500 или 1:1000 в составе: генерального плана застройки, плана благоустройства и озеленения, схемы организации рельефа, плана земляных масс, схем инженерной инфраструктуры.

Такой проект планировки можно представить нам на экспертизу, мы его рассмотрим.

Нужно отметить, что Администрация муниципального образования имеет право принять решение об утверждении проекта планировки далее в том случае, если результатом экспертизы будет отрицательное заключение, т.е. окончательное решение принимается местными властями.

На сегодняшний день проект планировки рассматривает Главархитектура и выдает документ, достаточно ли его?

Это согласование, а не экспертиза.

Дайте определение вспомогательным сооружениям, по которым не требуется проведение экспертизы? Какова практика, сложившаяся в Вашем Учреждении, относительно объектов вспомогательного использования?

Мы не имеем право устанавливать эти критерии. Они устанавливаются только на федеральном уровне. Не надо отделять от основного, например, жилого объекта объекты инженерной инфраструктуры (ТП, ЦТП, ВНС, КНС). Да, для жилого дома это вспомогательные объекты, но дать оценку качеству проекта жилого дома невозможно без рассмотрения решений по этим вспомогательным объектам. От них зависит, будет ли в каждой квартире вода, тепло, свет, смогут ли пожарные потушить пожар, если, не дай Бог, он случится.

Заказчик должен представить на экспертизу проект комплексно. Порой по объектам вспомогательного назначения вопросов больше, чем по основному. По мнению государственной экспертизы Московской области необходимо проводить экспертизу объекта вместе с инженерной инфраструктурой.

Каким нужно руководствоваться СНиПом сейчас, по отношению к тем проектам, которые были спроектированы по старым СНиПам и в договоре именно они указаны?

Подлежит ли рабочая документация экспертизе?

Рабочая документация должна разрабатываться в соответствии с проектом, получившим положительное заключение экспертизы.

Рабочая документация экспертизе не подлежит. Тем не менее, при рассмотрении проекта экспертиза может у вас запросить все, что связано с конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью, тогда вы обязаны предоставить затребованное.

Какие документы и в каком объеме сейчас требуются для экологической экспертизы?

Сейчас не существует как таковой экологической экспертизы проектной документации. Напоминаю, что в настоящее время существует единая государственная экспертиза, действующая с 1 января 2007 года. Проведение любых других экспертиз с этого времени запрещено. В составе нашего Учреждения создан отдел, который занимается проверкой проектной документации на соответствие экологическим требованиям. Обращаю ваше внимание на то, что заказчик не сдает отдельно документацию на экологическую экспертизу. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» должно провести всестороннюю экспертизу вашего проекта максимум за 90 дней, а по жилым домам за 45 дней.

Можно ли градостроительный план чем-то заменить?

Конечно же, мы из-за его отсутствия работу не прекращаем. При этом, вам необходимо предоставить нам полный комплект исходно-разрешительной документации. Кроме того, в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного Кодекса» внесены изменения (от 4.12.07 № 324-Ф3), согласно которым переходный период, связанный с объективными трудностями по разработке документов территориального планирования, правил планировки и застройки, продлен до 2010 г.

Каковы критерии оценки проектной документации и результатов инженерных изысканий при экспертизе?

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов. Но нет у нас еще этих самых регламентов. Ждать их появления не надо, а надо руководствоваться при проектировании теми нормативами, которые действуют сегодня.

Строительные, санитарные, экологические, противопожарные и др. нормы и правила, ранее разработанные и действовавшие в области строительства, сконцентрировали в себе богатейший опыт и знания в области проектирования. Обязательный характер остается за этими документами в той части требований, которые соответствуют целям Закона «О техническом регулировании»: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Соблюдение этих норм будет, как и прежде, контролироваться и при проведении экспертизы проектной документации, и в ходе строительства, и при вводе объектов в эксплуатацию.

Конечно, информация, приведенная в данной статье, не может ответить на все вопросы, которые возникают у заказчиков-застройщиков при подготовке материалов для представления в экспертизу и при проведении экспертизы. Предлагаю всем, кто ознакомился с этой статьей, принять участие в обсуждении проблем государственной экспертизы, высказать свои замечания и предложения, задать вопросы.

Информационный вестник «Мособлэкспертиза». Выпуск № 1 (20), январь-март 2008 г.

Один из частых вопросов, который нам задают, это вопрос о сроках проведения экспертизы проектной документации. Почему возникает путаница со сроками у Заказчиков объясняется количеством разной информации, которая встречается на просторах Интернета по этой теме. Можно встретить такие сроки как 3-5 дней, 45 дней, 60 дней, 90 дней.

Давайте разбираться в достоверности этой информации. И для этого, будем ориентироваться именно на правоустанавливающие документы: федеральные законы, постановления, разъяснения и другие действующие нормативные акты.

Итак, первый документ, который нами будет рассмотрен - Постановление Правительства РФ N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". Пункт 29.

Результатов инженерных изысканий до направления на эту экспертизу проектной документации;

Проектной документации в отношении жилых объектов капитального строительства, включая встроено-пристроенные нежилые помещения, не относящиеся к уникальным объектам;

Проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, включая встроено-пристроенные нежилые помещения, не относящиеся к уникальным объектам;

Проектной документации в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах;

Проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

В 2016 году вышеназванное Постановление, дополнено пунктом 29(1), согласно которому сроки могут быть продлены по инициативе заявителя не более чем на 30 дней в порядке, установленном договором.

В данном нормативном акте речь идет о сроках проведения государственной экспертизы. Относится ли этот срок к негосударственной экспертизе? Есть ли документ, в котором прописан срок именно для негосударственной экспертизы? Да, такой документ есть. Это Постановление Правительства РФ № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», пункт 6.

Согласно этому нормативному акту все процедуры негосударственной экспертизы, включая подготовку экспертного заключения и порядок его обжалования, регулируются Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Исходя из этой информации, важно понимать, что действующее законодательство РФ регулирует сроки экспертизы одними и теми же нормативными документами. Срок негосударственной экспертизы устанавливается законодательством в соответствии со сроком государственной экспертизы и не должен превышать 60 дней (Постановление Правительства РФ №145 п.29).

Теперь разберемся откуда появляется информация про сроки 3-5 дней. Снова обращаемся к действующему законодательству. В постановлении Правительства РФ № 145 про порядок организации и проведения государственной экспертизы, в пункте 21, установлено, что для проверки проектной документации определен срок – 3 дня.

Обращаем внимание, что не всегда срок проверки и срок выдачи заключения совпадают!

Как этот процесс выглядит на практике?

Во-первых, поступление проектной документации на экспертизу. Это значит, что должен быть полный пакет документов, согласно Постановлению № 87.

Во-вторых, организация процесса проверка проектной документации.

В-третьих, распределение поступившей проектной документации между экспертами.

В-четвертых, работа с замечаниями. Именно на этом этапе важно взаимодействие между экспертной организацией и Заказчиком. Идеальная ситуация, когда выставленные экспертами замечания оперативно отрабатываются Заказчиком. Однако, есть ситуации, когда получение ответов на замечания затягивается самим Заказчиком и таким образом, Заказчик своими действиями может увеличивать сроки выдачи заключения.

Последний, пятый, этап - написание локальных заключений по разделам и написание сводного заключения экспертизы.

Из вышеописанных этапов, надеюсь стало понятно, что сроки - это двухсторонний процесс, в котором полноценно задействованы обе стороны: экспертная организация и Заказчик. Сроки проверки регулируются действующим законодательством РФ.

Нам, ООО «МИНЭКС», именно негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий, однозначно легче регулировать сроки проведения экспертизы за счет географии нахождения наших штатных экспертов и возможности построения процесса проведения экспертизы в круглосуточном режиме.

В штате нашей компании 145 экспертов по всем разделам проекта, проживающих в разных городах России, от Москвы до Владивостока. За счет такой географии процесс проведения экспертизы идет в круглосуточном режиме. На ускорение сроков проверки влияет разница во времени. Например, когда рабочий день в Москве завершается, то во Владивостоке наступает утро и рабочий день начинается. Это очень удобно для наших Заказчиков, которым важен именно максимально короткий срок выполнения работы со стороны наших экспертов.

И конечно, сам процесс организации экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, который основан на принципах оперативности, порядочности, здравого смысла и стремления находить оптимальные для Заказчика технически грамотные решения, в том числе сложных ситуаций.

Сроки, которые мы гарантируем нашим Заказчикам находятся в диапазоне от 7 до 30 дней.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх