Инвалид не отстоял в верховном суде право на бесплатную парковку. Парковка по группе. Инвалид не отстоял в Верховном суде право на бесплатную парковку

Председатель комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак направил письмо заместителю председателя правительства РФ Ольге Голодец (копия есть у «Известий») с просьбой предоставить на законодательном уровне право на бесплатную парковку инвалидам III группы и в два раза увеличить количество парковочных мест для транспорта маломобильных людей. Согласно действующему законодательству, у инвалидов III группы нет права размещать на своих автомобилях спецзнаки и пользоваться выделенными для инвалидов парковками.

Владельцы парковок (независимо от формы собственности), в том числе расположенных около домов, магазинов и социальных объектов, обязаны выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующим знаком. Однако в категорию имеющих такую льготу граждан не попадают инвалиды III группы.

Я инвалид III группы, хожу на протезе, более 30 лет пользуюсь машиной и всегда ставлю ее на специально отведенные парковочные места для инвалидов. А в этом году на сайте ГИБДД узнала, что инвалиды III группы, то есть моей, не имеют никаких льгот, - рассказала «Известиям» 60-летняя Ольга. - Получается, все мы - «опорники» (люди с нарушением опорно-двигательного аппарата. - «Известия») - с ампутацией просто выпали из системы социальных льгот. Я вынуждена занимать парковочное место для инвалидов незаконно.

Письма с такими жалобами в ОП приходят постоянно. По словам Владимира Слепака, они и послужили поводом для обращения к вице-премьеру Ольге Голодец, курирующей в правительстве социальный блок.

Когда их читаешь, отказываешься верить в происходящее. Инвалидов III группы лишили бесплатной парковки. Такие нормы дискредитируют основные принципы социальной политики, провозглашенные президентом. Неужели чиновники не понимают, что эта льгота является той поддержкой, без которой сегодня люди с ограниченными физическими возможностями лишаются права на нормальную жизнь, - отметил Владимир Слепак. - Мы же не можем говорить о доступной среде только как о создании пандусов и всевозможных приспособлений для нужд инвалидов на общественном транспорте и дорогах. Безбарьерная среда - это создание условий для обеспечения полноценной, независимой жизнедеятельности всех без исключения маломобильных групп населения.

Как поясняет в своем письме Владимир Слепак, «пунктом 5.9.21 ГОСТ установлено, что табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, или перевозящих таких инвалидов. Исходя из положений вышеуказанных специальных норм, инвалиды III группы не наделены правом на установку опознавательного знака «Инвалид», дающего право на бесплатную парковку».

По мнению председателя правления Национального центра проблем инвалидности, эксперта ОНФ по делам инвалидов Александра Лысенко, включение маломобильных инвалидов III группы в список тех, кому положено бесплатное парковочное место, не приведет к нехватке парковочных мест. Следовательно, положенных по нынешнему законодательству стоянок должно хватить.

Согласно статистике, в России около 9–10% маломобильных граждан (примерно 13 млн человек), но в эту цифру включены и дети, и те, кто не пользуется автотранспортом. Думаю, что нужно из числа инвалидов, принадлежащих к III группе, выделить маломобильных, тех, кто сталкивается с проблемами передвижения, - считает Александр Лысенко. - Например, при освидетельствовании указывать, что владелец автомобиля является маломобильным - это и будет служить основанием для установки знака «Инвалид». Я вижу в этом только пользу.

Зампред думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев отметил, что в соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» правом пользоваться льготной парковкой имеют инвалиды всех без исключения групп.

Если в ГОСТе есть такие недоразумения, их нужно исправить, это нарушение федерального закона, - поддержал общественника Михаил Терентьев. - Считаю, что поправки резонные, тем более что федеральное законодательство прямо указывает: местами для парковки специальных автотранспортных средств могут пользоваться все группы инвалидов.

А вот по мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, увеличение в два раза парковочных мест для инвалидов создаст большие трудности для других автомобилистов.

С помощью подобных инициатив просто сокращается число парковочных мест для других автомобилистов, - полагает Петр Шкуматов.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев и вовсе считает, что такие поправки могут вызвать еще больший интерес к «левым» разрешениям на парковку.

Инициатива от Общественной палаты вполне разумная. Однако я бы не торопился с выводами. Существуют разные опасности подобных нововведений - с увеличением парковочных мест для инвалидов, сокращением вследствие этого мест для остальных автовладельцев у граждан может возникнуть желание приобретать незаконным образом знак «Инвалид». Люди могут посчитать, что им проще «получить инвалидность», чем оплачивать парковку, - отметил Сергей Канаев.

Случаи мошенничества с парковочными разрешениями уже действительно были. Так, в феврале прошлого года выяснилось, что инвалиды и резиденты продавали свои парковочные разрешения, прибегая к помощи посредников . Последние предлагали широкий ассортимент разрешений: для конкретных районов (резидентские) за 10–20 тыс. рублей в год и для всей территории платной парковки (инвалидные) - за 70 тыс. рублей в год.

По данным Минздрава России, I группу инвалидности (наиболее тяжелую) в России имеют 1,9 млн человек, II группу - около 7 млн, III - 3,7 млн человек. Последние годы общая численность инвалидов в России остается примерно на одном и том же уровне - около 13 млн человек.

Инвалид III группы Владимир Коваленко взялся оспаривать в Верховном суде положение ПДД, дающее право наклеивать на машину знак "Инвалид" только инвалидам I и II групп. По его словам, этот пункт противоречит законодательству, которое не делит инвалидов на группы, когда речь идет о льготной парковке. В судебном заседании представители МВД разошлись во мнениях по поводу необходимости наличия наклейки "Инвалид" на машине для пользования бесплатной парковкой, однако оба сошлись на том, что заявление Коваленко надо оставить без удовлетворения. Судья с ними согласился.

С июня прошлого года в центре столицы начали действовать платные парковки, а в июле этого года власти Москвы утвердили платные парковки еще и на некоторых улицах внутри Третьего транспортного кольца. При этом, как указано на официальном сайте Департамента транспорта Москвы, инвалиды всех групп имеют право парковаться бесплатно и в платной зоне, но только на специально обозначенных местах (с табличкой "Инвалиды" под знаком "Место стоянки"). Чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо оформить парковочное разрешение либо на официальном сайте портала госуслуг Москвы, либо в любом многофункциональном центре предоставления госуслуг (МФЦ).

Однако Владимир Коваленко, подмосковный юрист и инвалид III группы, столкнулся с препятствием при использовании парковочного разрешения. Согласно п. 8.17 приложения № 1 
к Правилам дорожного движения (ПДД), утвержденным постановлением правительства от 23 октября 1993 года № 1090, табличка "Инвалиды" под знаком "Место стоянки" распространяется только на мотоколяски и автомобили с опознавательным знаком "Инвалид", а согласно п. 8 приложения № 3 к ПДД, опознавательный знак "Инвалид" по желанию водителя устанавливается на транспортном средстве спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов. Таким образом, инвалид III группы использовать опознавательный знак "Инвалид" на своей машине не может.

Коваленко направил в Министерство труда и социальной защиты запрос, может ли инвалид III группы пользоваться бесплатной парковкой. Ему ответили, что не может: "Действующее законодательство не предполагает предоставление инвалидам III группы тех же льгот, которыми пользуются инвалиды I и II групп при управлении и использовании транспортного средства".

Коваленко с этим не согласился и в июне этого года пошел оспаривать п. 8 приложения № 3 к ПДД в Верховный суд. "Я являюсь инвалидом III группы, - говорится в его заявлении (имеется в редакции "Право.Ru"). - Считаю, что указанная норма нарушает мои права и законные интересы в области социальной защиты инвалидов, а именно: ограничивает беспрепятственный доступ инвалидов к социальной инфраструктуре". Коваленко просил признать п. 8 приложения № 3 к ПДД в части разрешения установки опознавательного знака "Инвалид" на транспортные средства, управляемые только инвалидами I и II группы, недействующим.

В обоснование своего требования он сослался на то, что, по его мнению, оспариваемая норма противоречит ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В частности, ст. 1, определяющей, что "инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". А также ч. 9 ст. 15 этого же закона, которая гласит: "На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно". Кроме того, в заявлении приводится ссылка (без указания конкретной нормы) на Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированную Россией в 2012 году.

Я поддерживаю доводы, изложенные в моем заявлении, - начал сегодня, 29 июля, свое выступление Коваленко на заседании в Верховном суде. - Особо хочу отметить, что в ст. 15 ФЗ № 181 нет разграничения инвалидов на группы. И если уж законодатель не делает каких-то разграничений по группам, то для меня немного странно, что подзаконный акт такие разграничения делает!

Я правильно вас понял, что, по вашему мнению, оспариваемая норма противоречит закону, поскольку не позволяет вам, инвалиду III группы, по своему желанию устанавливать на принадлежащем вам транспортном средстве вот этот знак "Инвалид"? - поинтересовался у Коваленко судья Владимир Зайцев.

А у вас транспортное средство-то имеется? - уточнил судья.

Да. Hyundai Solaris.

А ваш автомобиль серийный?

Да, он не модифицирован никак.

Добавлять что-то к своему выступлению Коваленко не стал. И судья начал рассуждать вслух:

То есть вы считаете, что оспариваемая норма противоречит ст. 1 и ст. 15 ФЗ № 181… И как, по вашему мнению, должна звучать резолютивная часть решения об удовлетворении вашего требования? Что вы просите-то?

В п. 8 убрать сочетание "первой и второй группы". Просто оставить "инвалидами", - ответил Коваленко.

После этого его оппонент - представитель МВД Гайк Марьян - объяснил, чем машина заявителя отличается от машин инвалидов первых двух групп:

Вот ч. 9 ст. 15. [ФЗ №181] четко устанавливает, что выделяются вот эти места для бесплатной парковки (10 процентов) именно для специальных автотранспортных средств инвалидов. Для специальных автотранспортных средств! Используют эти специальные транспортные средства именно инвалиды I и II группы. Что касается III группы, то ее представители в основном выглядят, слава Богу, как наш заявитель. Дай Бог ему здоровья. И им не требуется какого-либо специального оборудования для того, чтобы управлять транспортным средством.

Инвалидов III группы "в разы" больше, чем инвалидов I и II групп. вместе взятых, говорил Марьян. И по его мнению, если предоставить им право бесплатной парковки, то I и II группs инвалидов сильно пострада.т.

Они просто не смогут никуда поставить машину! - предупреждал он. - Поэтому в данном случае считаем вполне адекватным, что вот этот опознавательный знак "Инвалид" предназначается для транспортных средств инвалидов I и II групп! Полагаем, что заявление не подлежит удовлетворению.

Второй представитель МВД - Дмитрий Митрошин - вернулся к теме физических ограничений инвалидов первых двух групп в сравнении с инвалидами III группы:

Как нам представляется, ФЗ № 181 устанавливает общие правовые основания для организации и осуществления социальной защиты. Вместе с тем законодательством предусмотрена градация инвалидов по группам. Такая градация позволяет дифференцировать социальную политику государства в отношении указанной категории граждан. Как нам кажется, принимая в 1993 году оспариваемую норму, правительство исходило из того, что главная отличительная черта инвалида III группы - это его способность передвигаться, работать, хоть и с некоторыми ограничениями.

К Митрошину возникли вопросы у прокурора Ларисы Масаловой:

А если на автомобиле не установлен знак "Инвалид", но автомобиль является специальным транспортным средством, есть право у инвалида на парковку в специально отведенных местах? Или это право обязательно связано с опознавательным знаком на машине?

Если речь идет о местах, обозначенных табличкой "Инвалиды", то условием для пользования этим местом является обозначение транспортного средства опознавательным знаком "Инвалид", - ответил Митрошин.

Норма [п. 8 приложения № 3 к ПДД] говорит, что знаки устанавливаются по желанию водителя, - вмешался судья. - Значит, сам водитель решает, устанавливать эти знаки или не устанавливать. Вот если инвалид I группы не установил, то он не может пользоваться стоянкой для инвалидов?

Получается, что не может, - отвечал Митрошин.

Получается, что можно.

А вот коллега Митрошина Марьян с таким доводом не согласился. Он заявил, что даже если на специальном транспортном средстве инвалида I и II группы нет наклейки "Инвалид", никто взыскать штраф с него не может:

У человека есть удостоверение инвалида, которое он может показать. И никто его к ответственности не привлечет! Это и практика показывает, - говорил он.

В конце заседания прокурор Масалова повторила довод Марьяна из МВД о привилегии на парковках только для инвалидов, передвигающихся на специализированном автотранспортном средстве.

Как установлено в судебном заседании, заявитель управляет автомобилем Hyundai Solaris, то есть не использует специальное автотранспортное средство. Таким образом, его право на пользование местом для парковки для специального автотранспортного средства, предусмотренное ст. 15 ФЗ № 181, нарушаться не может. Оснований для удовлетворения его требований не имеется, - резюмировала она.

Выступать в прениях стороны отказались, и судья ненадолго удалился в совещательную комнату. В итоге в удовлетворении заявления Коваленко он отказал.

Инвалид не отстоял в Верховном суде право на бесплатную парковку

Инвалид III группы счел, что ПДД незаконно лишают его возможности бесплатно парковаться там, где это могут делать инвалиды I и II групп, – только на их машинах может быть знак "Инвалид", а без него занимать льготные места нельзя. Но оппоненты доказали, что закон дает преимущество машинам, оборудованным для граждан с более существенными ограничениями, чем у инвалидов III группы.

Читать полностью →

Я инвалид 3 группы (стоит эндопротез тазобедренного сустава). Имею ли права парковаться на стоянке для инвалидов?

Здравствуйте. К сожалению, знак 6.4 (Парковка (парковочное место) - применяется как правило, с табличками

8.17 «Инвалиды». Указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
8.18 «Кроме инвалидов». Указывает, что действие знака не распространяется на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

Опознавательный знак «Инвалид, согласно

Слышала, что оформляется парковочное разрешение для инвалидов 3 группы. Но, где это делается не знаю.

Вот что говорит законодательство по данному поводу:

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 12.07.2017) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности... ПДД РФ, 8. Знаки дополнительной информации (таблички)


(введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

8.9.1 „Стоянка только для владельцев парковочных разрешений“. Указывает, что на парковке, обозначенной знаком 6.4 , могут размещаться только транспортные средства, владельцы которых имеют разрешение на парковку, полученное в установленном органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления порядке и действующее в пределах территории, границы которой установлены соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

Обратитесь в администрацию города с соответствующим заявлением. Там, при необходимости, перенаправят заявление в нужную структуру.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх