"Троеручица" - икона Божией Матери. Значение и история иконы. Икона «Троеручица» значение, в чем помогает

Святая икона Божией Матери Троеручица обрела всемирную славу благодаря великому светочу веры православной Иоанну Дамаскину. Богоматерь помогает всем христианам, верующим в Ее силу.

Дева Мария изображена с Младенцем на руках, Ее глава немного наклонена к головке Сына. Иисус взирает пред собой, а Его десница сложена для благословения. Внизу образа изображена кисть правой руки, указующая на Мессию. Тем самым Свыше нам дано понять, что через Иисуса и веру в Него мы получим Спасение, конечно же, если сами возжелаем этого.

История святого лика

В 717 году Византией управлял Лев Исаврянин, отличающийся особой жестокостью по отношению к православным христианам. По его указанию было вероломно уничтожено множество икон и реликвий. Проповедников православия зверски мучили и предавали смертным страданиям его воины. В то время в мусульманском граде Дамаске проживал будущий святитель Иоанн Дамаскин. Он работал в должности советника городского правителя и был высоко почитаемым горожанином.

Читайте о других святителях православной церкви:

Икона «Троеручица»

Злые языки устроили заговор против него и обвинили в измене. Он был оклеветан перед халифом, который в качестве наказания приказал отсечь Дамаскину кисть правой руки и повесить ее на всеобщее обозрение на городской площади.

Жест устрашения народа был устроен для того, чтобы каждый знал, что так и будет с тем, кто посмеет предать государство, правителя и свой народ.

Вечером, в день совершения увечья, бывший советник упросил халифа разрешения забрать свою кисть и уединился в келье. Иоанн горячо молился перед Троеручицей. Он умолял Матерь Божию о врачевании руки, приложив ее к суставу и к иконе. В сонном видении ему явилась Сама Дева Мария и известила о совершенном Ею врачевании. Она указала, что «новая» рука будет служить во Славу Божию и славить Имя Христово.

Проснувшись, Дамаскин лицезрел свою руку, которая была целой и невредимой. Преподобный решил увековечить произошедшее с ним чудо и к образу Троеручицы приложил отлитую из серебра десницу. Так и явилась миру икона Богородицы с третьей кистью внизу.

Весть о явленном чуде донеслась до халифа. Поняв, что Иоанн был оклеветан, он предложить снова занять должность главного советника, но святитель отказался. Забрав вещи и икону, он удалился в Иерусалим и принял иноческий постриг.

Во времена нашествия османских войск на Иерусалим, христиане особо опасались за судьбу Святого Лика, дабы он не пострадал во время битв и не был уничтожен.

Его судьбу было решено доверить Самой Царице Небесной . Икону водрузили на осла и отправили его в путь без сопровождающего. Ни кто не знал, каким путем пойдет животное. Но осел неведомой силой был направлен в самое сердце монашества - на Святую гору Афон. Он самостоятельно остановился у врат Хиландарского монастыря, основанного святым Симеоном в XIII веке. Монахи благоговейно приняли Дар и установили его на храмовый алтарь.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Однажды в обители отошел ко Господу игумен и пришло время выбирать нового настоятеля. Назрел сильнейший раздор, в котором подвизались иноки разных национальностей и каждый из них хотел, чтобы новоявленный игумен был их нации. Но во время вечернего богослужения братия монастыря услышала величественный глас, исходящий от иконы Богородицы. Матерь Божия указала, что Она Сама будет игуменией обители. Но монахи не придали услышанному значения, а утром, войдя в храмовый зал, они не нашли Лик на привычном месте. Он возглавлял игуменский престол. Убрав икону на прежнее место, на следующий день она вновь оказалась на игуменском престоле. Только тогда иноки поняли, что на то была Святая Воля Царицы Небесной.

И по сегодняшний день Троеручица покоится на игуменском месте в Хиландаре. Настоятель до сих пор здесь не выбирается, назначают лишь про-игумена, который занимается решением хозяйственных вопросов. Иноки каждое утро благословляются у Пречистой на исполнение послушания. А Она, в свою очередь, покровительствует каждому послушнику.

Значение иконы

Сидящий в материнских объятиях Иисус Христос благословляет своей десницей каждого, находящегося пред Ним.

Значение Троеручицы велико - Богородица пытается донести до каждого из нас путь ко Спасению и его великий смысл.

Современная икона «Троеручица»

Рука Иоанна Дамаскина свидетельствует, что под водительством Царицы Небесной и по Ее Велению, каждый, кто отдал свою жизнь на служение Богу, найдет Спасение.

Чудесная помощь и правила моления

Множество чудес по всему миру произошло от чудотворной иконы. Она исцеляет травмы и увечья, врачует глаза, ноги, руки, изгоняет тоску, тревогу, депрессию, защищает от недругов, способствует достижению духовного и материального благополучия.

Главное условие молитвы - искренняя вера, чистое сердце и добрые помыслы.

Совет! После получения просимого нужно помнить о благодарении Богоматери . Если же просимого так и не удалось дождаться, то нужно не роптать, а чистосердечно осознать свою греховность и неразумие.

Моление

В храме после совершения Литургии служатся молебны. Тем самым можно заказать молебен перед иконой Божией Матери Троеручица. На протяжении этого особого богослужения священник и прихожане просят Деву Марию о даровании милости и благодарят за дарованные блага.

Еще о практике церковной жизни:

    1. Необходимо на специальном бланке написать наименование богослужения, а ниже перечислить имена крещеных в православии людей, желающих вознести мольбу к Царице Небесной или обратиться к Ней с благодарением.
    2. Имена должны быть написаны в родительном падеже и отвечать на вопрос «от кого?» - Марии, Екатерины, Анастасии, Димитрия, Сергия, Николая.
    3. В записках не нужно указывать фамилию, отчество, должность. Допускается указать перед именем для болящего человека «бол.», для монашествующего «мон.», для беременной «непр.» (непраздная), для священнослужителей допускается указание сана, для детей до 7 лет «млд.» (младенец), для отроков от 7 до 14 лет «отр».
    4. Все имена должны быть указаны в православном написании: Димитрия, Сергия, Иоанна, Дионисия, Иулиании, Татианы, Аполлинарии, Елисаветы.

    Перед чудодейственным образом верующие возносят прошения Богородице, умоляя о Ее предстательстве. Троеручица - это защитница каждой страждущей души. Она помогает всем, кто верит в святость образа и исходящие от него чудеса.

    Посмотрите видео об иконе Троеручица

Иоанна Дамаскина принято считать святым заступником православия и икон. Его жизненный путь можно назвать тяжелым и полным трудностей. Но благодаря его трудам большому кругу людей стала известна история создания иконы «Троеручица», чудотворного образа, изменившего жизни многих людей по всему миру.

История создания иконы

В 717 году на территории Византийского государства правил Лев Исавр, ставший причиной жестоких гонений на святых и людей, относящихся к ним с особой благосклонностью. И только за пределами государства, а точнее в Дамаске, который принято считать мусульманским, можно было безбоязненно почитать христианство. Там почитали и Иоанна преподобного, как заступника народа. В то время он был на почетном посту советника в городском правительстве. Именно тут история подходит к тому почему икона божьей матери называется «Троеручица» и откуда взялась дополнительная ладошка на изображении.

Иоанн Дамаскин на протяжении определенного времени свято и самоотверженно выполнял порученную миссию, но завистники обвинили его в предательстве. Император, настроенный жестоко, приказывает лишить его кисти правой руки и расположить ее на главной площади для устрашения людей, желающих предать государственную власть. Мужчина предстал перед Пресвятой Богородицей и начал просить ее в молитвах о возможности исцелиться.

Во время сна к нему пришла Владычица и сказала, что рука, которая восстановлена, теперь должна служить ему для прославления дел Божьих

Когда он проснулся, то обнаружил, что кисть приросла к руке. Чтобы люди помнили и знали о случившемся к образу, точнее его нижней части, он изготовил кисть руки из благородного металла, которая должна служить напоминанием и прославлением. Поэтому икона и получила название «Троеручица», а значение тут подчеркивает милость Богородицы, которая по мольбам просящих может творить чудеса.

Когда перед вами троерукая икона Божьей матери, речь идет именно об этом каноническом образе, а значение тут простое – напоминание о чуде с Иоанном Дамаскиным. Хотя в глобальном смысле образ напоминает каждому верующем о потребности уповать на Господа и о его огромной милости.

В чем помогает икона «Троеручница»

Конечно, не следует считать икону Божией Матери «Троеручица» какой-то волшебной таблеткой. Образ говорит в первую очередь о вере, об обращении к Всевышнему и стремлении к Господу. Тем не менее, следует сказать и о том в чем помогает икона «Троеручица» в более прикладном смысле. Ведь такая помощь тоже дается по милости и по молитве верующих.

Как правило, икона Богородицы «Троеручица» помогает в лечении болезней рук и суставов, ног и восстановляет возможности видеть. Молитва поможет избавиться от тоски, апатии и печалей. Также поможет в работе по хозяйству и всем домохозяйкам, занимающимся ремеслом.

Значение иконы

Как, когда-то практически обреченный Иоанн Дамаскин обращался к Богородице, так сейчас верующие молятся иконе Божией матери «Троеручица», когда охватывает тотальная тоска и наваливаются невзгоды.

Этот образ оберегает всех напрасно обвиненных и осужденных, помогает восстановить справедливость по Божьей милости и вернуть истину

В этом, если возможно так сказать, заключается особая миссия данного образа, он фиксирует невероятное чудо и возможность уповать на Господа и его заступничество.

Помимо этого, Богородица в данном типе изображения исходит из канонической модели Одигидрия. История этого канона говорит о символическом изображении единственно верного пути. Детали тут строгие, Христос и Богородица не касаются друг друга, а Пречистая Дева указывает на Христа, как бы призывая верующих обратиться к нему. В свою очередь «Троеручица» только подчеркивает такое значение иконы указывая на путь, который помогает и на земле и также приведет в мир горний.

«Троеручица» станет защитой от бед, надвигающихся на дом

Она несет людям, почитающим ее почтение и благодать. Ее просят исцелить от болезней себя и близких людей. В храмах читается акафист иконе Божией матери «Троеручица» для того, чтобы эта благодать снизошла на верующих.

Молитвы иконе «Троеручица»

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ К ПРОЧТЕНИЮ: ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ХОДИТЬ В ХРАМ "Если мы ходим в храм только тогда, когда у нас случается что-то неприятное, то получается, что мы у Бога просим скорбей. Мы словно бы говорим: «Господи, пока не дашь скорбей, я к Тебе не пойду" Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро - может быть, даже сегодня. Ты - крещеный человек. Слава Богу. Но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд - не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет. Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма? А ведь отводят именно мысли. Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола? Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет, куда направляет: к церкви - или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к исповеди, к причащению, к венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам - или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным. Смотри, какие чувства, какое состояние души в тебе рождают мысли. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой - скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние - от лукавого. Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста - от дьявола. Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу. «А я хожу в церковь» Так иногда говорят и люди, которые заходят в храм освятить куличи, запастись крещенской водой, постоять на крестинах, проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И - довольно. Они считают, что в церковь ходят. Но сама Церковь так не считает. Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу (см.: Исх. 20, 8-11). День седьмой - это воскресенье. Воскресение Христово - это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение. Знаешь ли ты, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает. Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в миру с его целями и ценностями, чуждыми делу нашего спасения. Все живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем. На работу мы идем, не задумываясь: идти - не идти? Как рабочий день - так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это все - в основном для тела. Но человек - это прежде всего его душа. Если бы школьники между почти постоянными каникулами иногда заходили в школу, чему бы они научились? Церковь - это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк. «У меня Бог в душе» ...Невидимый враг - очень хитрый. Он хитрее нас. Он всевает нам эту мысль: «У тебя Бог в душе!» А на самом деле это не Бог вошел в нашу душу, а только мысль про Бога, с которой к нам проник, наоборот, окаянный. Как волк в овечьей шкуре. И льстит нам. На самом деле у нас в душе чего только не бывает: и осуждение, и раздражение, и мысли черные - и это совсем не Бог. Как от всего этого освободиться? Как бороться с вражьими помыслами? Только с Божией помощью. Сам человек со «своими» вроде бы мыслями справиться не может, даже если очень захочет. Это и подтверждает еще раз то, что они на самом деле не наши, а вражьи. Преподобный Амвросий, старец Оптинский, когда к нему приходили бесовские мысли, крестился и говорил: «Не соизволяю». Никакого внимания не нужно уделять им. Не задумываться. Сразу - отбрасывать. Молиться Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. И они отойдут. Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви. Во время Божественной литургии в церкви совершается главное ее чудо, непостижимое даже для Ангелов. Сам Господь дал его нам для нашего спасения. Во время общей молитвы священников и прихожан на специально приготовленные в алтаре хлеб и вино сходит Дух Святой, и они становятся истинными Телом и Кровью Христовыми. По виду, по вкусу они остаются хлебом и вином, но на самом деле это Сам Господь. Люди, которые причащаются Святых Христовых Тайн, по своему опыту знают, что они получают великую освящающую силу, исцеляющую и душу, и тело. Для того-то мы прежде всего и ходим в храм, и причащаемся, чтобы в наши уста, в наше тело, а тогда и в душу действительно входил Бог. Господь сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил: - Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается - не мню. Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к Таинствам Исповеди и Причащения. Ведь мы же регулярно моемся - очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня. «Я еще не созрел» «Зрей! - говорит дьявол. - Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни. Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому». Чтобы прийти, нужно идти. Ну так иди. А куда идти? Конечно, в храм. В жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу. «Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение» Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело и мы увидим совершенно точно, что все, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир Ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще все изменить и спасти свою душу. В будущей будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно. Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа - и получил от Него прощение и вечное спасение. Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться к Господу. «Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?» Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!). Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста...» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся - и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко - не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь. Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого врага - делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел) - а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо? «Я не такой уж сильно верующий» Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все - в пути. Все мы хотим, чтобы наша вера стала крепче, хотим быть ближе к Богу. Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять. «С кем поведешься, от того и наберешься», - говорит народ. Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой - станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее. Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Господь поможет, Господь даст. А верующему - все возможно. Это тоже евангельская истина. «На Бога надейся, а сам не плошай» Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела... У христианина, который надеется на Бога, дел - невпроворот. И прежде всего - с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями - болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием... Только поворачивайся! И, конечно, занимайся своими обычными делами - перекрестившись, помолившись. Если Господь благословит твои труды, все будет спориться, все успеешь, и все пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно. А если год? А если жизнь? Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия - не задумываться. Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его. «А что в церкви делать?» У каждого православного в церкви дел очень много. Входя в храм (лучше - до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие - перед иконами и за упокой - на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан - о здравии, о упокоении. Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли. С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Почивший старец протоиерей Николай Гурьянов, который жил на острове под Псковом, говорил: - Какие вы счастливые, что вы верующие... Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве. Старайся ни с кем не беседовать - вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся - от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.Можно молиться и своими словами - о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы. О чем мы говорим с Богом? Прежде всего, мы Бога благодарим. Вот для чего мы ходим в церковь. Мы постоянно пользуемся Его бесчисленными благами... Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мир бы захлебнулся в нем. Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога. Никакое добро не бывает само собой разумеющимся. Это всё - победа над злом в главной битве, которая и есть жизнь. «Слава Богу за всё», - сказал в конце своей жизни, среди скорбей великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Вторая наша просьба к Богу - о прощении грехов. Все мы грешные, один Господь только без греха. И только Он может нам прощать грехи, очищать наши души. Третья просьба - о помощи Божией. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), - сказал Господь. Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные. Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу - от Него победа!» У него не было ни одного поражения. Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Мы молимся в церкви все вместе о мире всего мира. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах. Записки, которые мы подаем в церкви о здравии и упокоении, читаются в алтаре. На каждой Литургии батюшка вынимает из просфор частички за живых и умерших. В конце Литургии он погружает их во Святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми и молится: Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих. И тем, кого помянули, бывает великая польза. Просфоры потом раздаются в храме верующим. Они вкушают их, приносят домой, разрезают и каждый день едят натощак по кусочку, запивая святой водой. И сами освящаются. Сны о умерших Иногда нам снятся люди умершие. Снам вообще верить не положено, разгадывать их - дело опасное. Невидимый враг и здесь может обмануть. Приснился живой человек - просто помолись о его здравии, приснился умерший - помолись за упокой. И будет им польза. Особенно - если их помянуть в церкви. Сами себе почившие уже помочь не могут - только на нас надеются. Поэтому, если к нам придет мысль: «А стоит ли идти в церковь? Что там делать?» - можно будет ей ответить: «Да хоть бы умерших помянуть». Уже одно это - большое дело. Для них это - как хлеб. Люди приносят в церковь продукты (всё, кроме мяса) - милостыню, которая тоже усопшим на пользу. Одна раба Божия недавно принесла к нам в храм и положила перед кануном пакет гречки. Помянуть родителей. Потом смотрит - а пакета нет. Она расстроилась: как же это так, в храме? Ей советуют за свечным ящиком: - А вы подайте заказную записку на Литургию, это будет самый лучший помин. Она так и сделала. Через несколько дней приходит, обращается за ящик: - Я вас пришла благодарить за ваш совет. Вы мне сказали подать записку, помянуть. Я подала. После этого мама покойница приснилась моей сестре. Такая веселая, довольная. Сестра у нее там спрашивает: «Что, мам, ты такая веселая?» А она отвечает: «А мне тут так хорошо. Меня тут хорошо одевают и кормят. Даже дают гречневую кашу». На вопрос о том, насколько важно поминать на Литургии живых и умерших, протоиерей Николай Гурьянов как-то сказал: - Поминайте, поминайте. Сказано: В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). И меня помяните. Иной раз можно услышать: «Оттуда (с того света) никто еще не приходил». Но на самом деле и приходили, и приходят. Протоиерей Сергий Лавров много лет был настоятелем храма Покрова Божией Матери села Игумново под Москвой. Пройдя финскую войну, когда он уходил на фронт в 1941 году, его мать, Елизавета, вдова расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, дала ему кусок хлеба и сказала: - Откуси. Придешь - и доешь. Так она верила в то, что вымолит его. И его укрепила, словно бы дала вкусить этой веры. Он вернулся в 1946 году - и доел. Пятьдесят два года прослужил священником. Когда его хоронили, матушка, Наталья Петровна, рассказывала, что за две недели до смерти он ей сказал: - А ты знаешь, ко мне папа с мамой приходили. - Что, приснились? - спросила она. - Нет, так приходили. Сказали: «Ну, теперь пора к нам». Помнится, когда мы, священники, читали над ним, как полагается, Евангелие, он лежал такой спокойный... Всё сделал: Родину защитил, трех дочерей вырастил, Богу послужил... И был подготовлен родителями к переходу в жизнь вечную. Так заканчивают жизнь праведники. Царствие им Небесное! «Я такой грешный, куда мне еще в церковь?» Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?» А куда же тебе еще? Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Пора именно в церковь. Давно пора! Пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом

Икона Божией Матери
«ТРОЕРУЧИЦА»

Свою славу икона Божией Матери «Троеручица» явила миру во время разгула иконоборческой ереси. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон.

Ссылаясь на ветхозаветные заповеди, иконоборцы приравняли прежние священные изображения к идолам, а их почитателей обвинили в идолопоклонстве камням, доскам и стенам. На специально собранном Соборе древние иконы, мозаики, фрески и статуи предали анафеме и начали их замазывать, сжигать и разбивать, тех же, кто старался их защитить, предавали мучительной смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Причина была в том, что первым министром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (Мансур). Он родился ок. 676 г. в городе Дамаске, откуда и произошло его прозвище. За красноречие же его называли Хризороем, что означает «золотая струя». Своим многочисленным знакомым в Византии Иоанн переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. «Я не поклоняюсь веществу, — спорил он со своими противниками, — но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшему мое спасение».

Преп. Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость византийского императора, но, поскольку автор посланий находился вне досягаемости, Лев Исавр решил прибегнуть к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Ни личная преданность Иоанна, ни его усердная служба не внушили халифу мысли проверить справедливым расследованием возведенную на Иоанна клевету. Он велел палачу отсечь у Иоанна правую руку, якобы начертавшую план измены, и повесить ее на городской площади в назидание всем.

Вечером, когда гнев раздраженного халифа немного поутих, преподобный Иоанн через друзей направил ему просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье. Будучи твердо убежден, что, по словам Господа, все возможно верующим в него, Иоанн приложил руку к окровавленному суставу и всю ночь со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. После чего он задремал. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».

Наутро, проснувшись, святой Иоанн увидел, что рука приросла, он мог шевелить пальцами, а на месте отсечения остался лишь еле видный рубец. Иоанн Дамаскин излил свою благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется...», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого:

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе
.

Чудесное исцеление руки Иоанна поразило всех в Дамаске, и халиф, убедившись в его невиновности, возвратил ему свою прежнюю дружбу. Но Иоанн желал исполнить обет, данный Пресвятой Богородице, и решил всего себя посвятить служению православной церкви. Издавна помышлявший о монашеской жизни, он отрекся от мира и, несмотря на просьбы халифа, желавшего загладить вину свою новыми милостями, оставил двор его и свою родину. Раздав имение церквам, родственникам и бедным и отпустив рабов на волю, Иоанн отправился с учеником своим и другом Космой сначала в Иерусалим для поклонения святым местам, а потом в Лавру Саввы Освященного, где принял постриг.

Икона Троеручицы

В благодарность за чудесное исцеление св. Иоанн сделал из серебра изображение кисти руки и приложил его к иконе своей Заступницы (по другим источникам, он дописал третью руку на иконе), от чего икона получила впоследствии название Троеручицы . Эту икону он взял с собою. До XIII века по Р.Х. икона находилась в Лавре Саввы Освященного , а затем монахи передали ее Святому Савве, Архиепископу Сербскому, и она была перенесена им в Сербию.

Во время нашествия турок христиане-сербы поручили чудотворный образ попечению Самой Матери Божией: они возложили икону на осла, который без погонщика сам пришел на Афон, остановился перед воротами монастыря Хиландар и встал «как вкопанный», дожидаясь, пока братия примет «Троеручицу» в монастырь.


Монастырь Хиландар, Афон

Первоначально она была поставлена в алтаре соборного храма, где находилась несколько лет. В начале XVII столетия монастырь Хиландар лишился своего игумена; иноки приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь сама прекратила несогласие братии. В один день иноки, по обычаю, собрались к утреннему богослужению и увидали, что икона «Троеручица» стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Приписывая это тайным действиям церковнослужителей, братия отнесли ее в алтарь; но на следующий день она опять появилась на игуменском месте. Это чудесное перехождение повторилось еще несколько раз. В ночном видении одному святому затворнику Богоматерь объявила свою волю, чтобы братия не переносили Ея иконы с игуменскаго места, поскольку Она сама хочет занять это место своею иконою и управлять монастырем. С тех пор в Хиландарской обители избирается не настоятель, а только наместник и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены Хиландарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

Чудотворные списки иконы «Троеручица»

Списки чудотворной иконы «Троеручица» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями. Один из них находится с XVII века в Болгарии в Троянском монастыре.

На Руси «Троеручица» появилась 11 июля 1661 года. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, с Афона, из Хиландарского монастыря, в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», который был помещен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре (Новом Иерусалиме) под Москвой . Оттуда и стали распространяться по России списки иконы.


Новый Иерусалим на р.Истре

С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье) . С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола.

Один из наиболее почитаемых в России списков «Троеручицы» находится в Московском Свято-Данииловом монастыре. Этот большой образ был написан во второй половине XVII века. Икона была возвращена в Даниилов монастырь в середине 80-х годов прошлого века. Во время реставрации она явила свою чудотворную силу, просветляясь более, чем успевала сделать для этого рука реставратора, а у самого иконописца за время работы над иконой восстановилось зрение. Чудотворная икона находится в Троицком соборе . В настоящее время храм является действующим, здесь совершаются воскресные и праздничные богослужения. В Троицком соборе Свято-Данилова монастыря находятся чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, а также главная святыня - ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Даниила.


Ипатьевский дом

Другой, пока гораздо менее известный, список иконы «Троеручицы», находился в Екатеринбурге в Ипатьевском доме во время пребывания в заточении Святых Царственных Мучеников в 1918 году. Судя по безыскусности его письма, он принадлежал не Императорской Семье, а кому-то из бывших владельцев особняка на Вознесенской горке, а может быть, даже их прислуге. Но именно эта скромная икона стала духовным свидетелем Их страданий и мученического подвига.

Эту икону привез в Данию, где проживала мать Государя Мученика - вдовствующая Императрица Мария Федоровна, один белогвардейский офицер, участвовавший в освобождении Екатеринбурга от большевиков. После кончины Государыни Марии Федоровны святыню хранила Ее дочь - Великая Княгиня Ольга Александровна Куликовская-Романова. После ее смерти хранителем иконы стал ее сын Тихон Николаевич, завещавший передать образ «Троеручицы» в будущий Храм-на-Крови в Екатеринбурге .

Храм-на-крови в Екатеринбурге был построен в 2003 году на месте Ипатьевского дома, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья.

Завещание Князя исполнила его вдова Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Вечером 10 июля 2003 года, в канун празднования иконы Божией Матери «Троеручица», Царская святыня прибыла в Екатеринбург. Теперь она пребывает в Храме-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших (Екатеринбург).


Вид на Храм-на-крови, Екатеринбург

Иконография

В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.

Тропарь, глас 4.
Днесь всемирная радость возсия нам велия: даровася святей горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих, в прославление Святыя Троицы, созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема имаши Сына и Господа держиши, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающий к Тебе верою, приемлют неоскудно от всех зол свобождение, от врагов защищение, сего ради и мы вкупе с Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая, вси вернии исполнишася радости и веселия, яко сподобльшеся изрядно воспевати предивное явление честнаго образа Твоего и рождшагося от Тебе Младенца, истинна же Бога, Егоже двема рукама объемлеши, и третиею от напастей и бед нас изымаеши и избавляеши от всех зол и обстояний.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Троеручица
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную - надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. А минь.

Благодаря святому покровителю православия Иоанну Дамаскину икона «Троеручица» обрела славу, а верующие люди - чудотворную помощь. Икона Божией Матери имеет огромное значение для христианского мира и помогла многим, кто верил в ее силу.

Перед чудодейственным образом многие люди возносят молитвы Богородице , прося о великом заступничестве. Икона «Троеручица» является защитницей каждой страждущей души. Христиане относятся к ней с великим уважением. Она помогает всякому, кто искренне верует в святость данного образа и его чудеса.

История иконы

Иоанн Дамаскин всегда являлся истинно верующим человеком и защитником иконописи. Но в один момент ему было предъявлено обвинение в вероломстве. Мужчину очернили прямо перед Патриархом. Император приказал лишить его кисти руки и повесить на площади, чтобы все люди видели и боялись. Вечером, когда властитель немного успокоился, Иоанн попросил вернуть ему руку и вместе с отсеченной рукой закрылся в своей комнате.

Преподобный долго молился пред образом Богородицы . Он слезно молил исцелить его. В эту же ночь во сне к нему пришла сама Пресвятая Дева и оповестила его о том, что рука отсеченная впредь послужит ему для восхваления имени Божьего. Когда святой проснулся, он обнаружил свою руку целой и невредимой. Это событие и послужило тому, что мир узнал о необыкновенной святыне «Троеручице». В наше время данная икона по всему миру оказывает помощь многим несчастным.

Где находится икона

Образ Богородицы можно встретить во многих церквях России.
Одна из икон располагается в Москве в монастыре Даниловском. Данный образ создан в XVII веке. Чудеснейшим ее исцелением является восстановление зрения художника, занимающегося ее реконструкцией. Еще одна значимая икона располагается в Екатеринбургском Храме на Крови. Есть также монастырь Иконы Божией Матери «Троеручица».

В чем заключается помощь чудотворного образа

Множество чудес принесла икона миру. Она помогает исцелить заболевания рук, ног и глаз. При чтении молитв Богородице можно изгнать тревоги, грусть и скуку . Образ покровительствует людям, выполняющим производственную деятельность. Икона оберегает, ставит мощную защиту от недругов и обеспечивает материальными и духовными благами.

Значение иконы Божией матери

Многозначительность данной иконы Божией Матери «Троеручица» заключается в ее умение защитить. Она хранится в домах людей, ограждая семьи от трудностей и неудач. Этот образ дарит людям веру и помогает справиться с непростыми ситуациями. Особую помощь оказывает людям, страдающим от различных болезней. Молитвы перед иконой способствуют исцелению.

Молитвы пред иконой Божией Матери «Троеручица»

Первая молитва. «Великая Святая Дева Мария, преклоняемся пред Тобою и священным образом. Услышь нас, грешников, приносящих молитвы пред ликом Твоим. Мы молим о поддержке, не покинь же нас. Избавь нас от немощи и от грехов наших, от уныния и недугов. Прости нас многогрешных, наполни радостью и весельем тех, кто верует и преклоняется пред образом Твоим, да воспета Ты будешь в веках, да прославим имя Твое, ибо Ты народом избрана и возблагодарена вечно и навсегда. Аминь».

Вторая молитва. «Божественная, Превышающая всех во Святостях Своих Пречистая Дева! Пред Тобой преподаем на колени и молимся пред иконой святой Твоей, верую и помню о чуде Твоем великом, исцелении руки отсеченной Иоанна Дамаскина. Молю о помощи Твоей в исцелении, о, Святая Троеручица. Услышь нас и не оставь без внимания, не лиши помощи Твоей. Исцели и дай сил, прошу Тебя, Пресвятая Дева. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Празднество Иконы Божией Матери «Троеручица» осуществляется 11 и 25 июля. Каждый может помолиться пред иконой Божией Матери «Троеручица», попросить о помощи и исцелении. И поможет она каждому, кто истинно верует в ее чудотворную помощь и могущественную силу. Мы желаем вам крепкой веры, семейного благополучия, успехов во всем, и не забывайте нажимать на кнопки и

24.07.2017 05:40

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному...



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх