Вторая очередь голосует. Третья очередь кредиторов. Кредиторы за реестром

В реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

О выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

Об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом .

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.03.2016 N Ф03-479/2016 по делу N А73-4285/2015 Обстоятельства: Определением признаны правомерными действия конкурсного управляющего по определению числа голосов уполномоченного органа для голосования на собраниях кредиторов без учета требований по НДФЛ, включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов, так как размер данного обязательства не подлежит учету в целях определения признаков банкротства и не учитывается при определении числа голосов для участия на собрании кредиторов. Решение: Определение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Е.О. Никитина

Судей: Я.В. Кондратьевой, А.А. Шведова

при участии:

от Федеральной налоговой службы: Н.Н. Дроботовой, представителя по доверенности от 26.10.2015;

от других участвующих в деле лиц представители не явились

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы

по делу N А73-4285/2015

Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Ф. Кушнарева, в апелляционном суде судьи: С.Б. Ротарь, Т.Д. Козлова, А.В. Шевц

по заявлению Федеральной налоговой службы

о разрешении разногласий, возникших между арбитражным управляющим Староверовым Андреем Дмитриевичем и уполномоченным органом

в рамках дела о признании закрытого акционерного общества "Комсомольское монтажное управление Дальтехмонтаж" несостоятельным (банкротом)

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.06.2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" в отношении закрытого акционерного общества "Комсомольское монтажное управление Дальтехмонтаж" (далее - ЗАО "КМУ ДТМ", общество, должник; ОГРН: 1022700516794, ИНН: 2703011970; место нахождения: 681005, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 18) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Староверов Андрей Дмитриевич.

В рамках настоящего дела о несостоятельности (банкротстве) общества, Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган; ОГРН: 1047707030513, ИНН: 7707329152; место нахождения: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23) обратилась в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий, возникших между уполномоченным органом и арбитражным управляющим должника Староверовым А.Д. в части непредставления уполномоченному органу на собрании кредиторов 25.09.2015 и, как следствие, на последующих собраниях кредиторов, права голоса по требованиям по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 15 758 815,86 руб., включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.

Определением суда от 13.11.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016, действия конкурсного управляющего ЗАО "КМУ ДТМ" Староверова А.Д. по определению числа голосов уполномоченного органа для голосования на собраниях кредиторов должника без учета требований по НДФЛ в размере 15 758 815,86 руб., включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов общества, признаны правомерными.

В кассационной жалобе ФНС России просит отменить определение и апелляционное постановление и принять по делу новый судебный акт, которым признать, что для определения числа голосов уполномоченного органа на собраниях кредиторов должника необходимо учитывать требования об уплате НДФЛ в размере 15 758 815,86 руб., включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов общества. По мнению заявителя жалобы, законодатель не связывает право голосования с нахождением в определенной очереди реестра требований кредиторов должника. Считает несостоятельной ссылку судов на положения пункта 41.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление Пленума N 60).

В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей иных лиц участвующих в деле.

Заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав материалы дела, проверив законность определения от 13.11.2015 и постановления от 14.01.2016, с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены (изменения) не имеется.

Положениями части 1 статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

В случае нарушения действиями (бездействием) арбитражного управляющего прав и законных интересов кредиторов, в том числе уполномоченного органа, они вправе обжаловать действия (бездействие) арбитражного управляющего в арбитражный суд в порядке, установленном статьей 60 Закона о банкротстве.

Основанием для удовлетворения жалобы является установление арбитражным судом фактов несоответствия действий (бездействия) арбитражного управляющего законодательству и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов кредиторов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Как установлено арбитражными судами из материалов дела, определением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2015 в реестр требований кредиторов должника включены требования ФНС России, а именно: во вторую очередь реестра требований кредиторов требования в сумме 15 758 815,86 руб., составляющие задолженность по НДФЛ; в третью очередь реестра требований кредиторов требования в сумме 48 040 942,59 руб., из которых: основной долг - 37 065 978,97 руб., пени - 9 445 004,82 руб., штраф - 1 529 958,80 руб.

Также определением суда от 21.08.2015 в третью очередь реестра требований кредиторов должника включены требования уполномоченного органа в сумме 4 371 846,38 руб. (недоимка - 4 146 032,51 руб., пени - 225 813,87 руб.).

25.09.2015 на первом собрании кредиторов ЗАО "КМУ ДТМ", временный управляющий Староверов А.Д. при регистрации участников определил число голосов уполномоченного органа в размере 31,002% от числа кредиторов, имеющих право голоса, исходя из размера требований уполномоченного органа, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов - 41 212 011,48 руб.

Ссылаясь на то, что при определении числа голосов должны также учитываться требования по НДФЛ, включенные во вторую очередь реестра в сумме 15 758 815,86 руб., уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 3 указанной статьи Закона конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

Абзац пятый статьи 2 Закона о банкротстве относит к обязательным платежам - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

На основании пункта 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В пункте 1 статьи 207 НК РФ установлено, что налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, является налоговым агентом и несет обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате налога (пункт 1 статьи 226 НК РФ).

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 41.1 постановления Пленума N 60, удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы НДФЛ как налоговым агентом (статья 226 НК РФ) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом.

Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, поскольку НДФЛ исчисляется и уплачивается налоговыми агентами и не является платежом, взимаемым с такой организации в форме отчуждения принадлежащих ей на праве собственности денежных средств, то задолженность по данному виду налога не подпадает под понятие обязательного платежа и не может быть квалифицирована как требование об уплате обязательных платежей.

Социальные платежи при банкротстве должны уплачиваться вместе с зарплатой во второй очереди. Об этом сказано в обзоре практики об участии Федеральной налоговой службы (ФНС) в делах о банкротстве, опубликованном сегодня на сайте Верховного суда (ВС). Разъяснение Высшего арбитражного суда (ВАС) о том, что социальные взносы при банкротстве уплачиваются в третьей очереди, было отменено на вчерашнем Пленума ВС. Новый обзор призван также заменить постановление Пленума ВАС от 22 июня 2006 года № 25 об обязательных платежах при банкротстве, также отмененный вчера Пленумом ВС.

Отнесение страховых платежей ко второй очереди (п. 14 обзора) ВС связывает с необходимостью учета позиции Конституционного суда, который считает эти взносы частью оплаты труда (постановление от 10 июля 2007 года № 9-П). По мнению КС, размер пенсии работников не должен уменьшаться, даже если работодатель не заплатил за них все страховые взносы. Однако перевод пенсионных взносов во вторую очередь платежей при банкротстве приведет к тому, что работники обанкротившихся предприятий не всегда смогут получить свою зарплату полностью.

Похожее разъяснение дается и в п. 8 обзора. В нем речь идет об НДФЛ, не перечисленном до банкротства. Налог включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению, то есть ко второй очереди. Но пени и штрафы за неперечисление НДФЛ учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди (п. 9).

Часть обзора посвящена оспариванию сделок должника в деле о банкротстве. Так, ВС считает, что списание обязательных платежей со счета должника во внесудебном порядке само по себе не является недействительным (п. 15). Такие действия ФНС не означают, что служба знала о неплатежеспособности должника — неуплата обязательных платежей не всегда означает банкротство плательщика.

Вместе с тем зачет переплаты по налогам в счет погашения задолженности по текущим налоговым платежам может быть оспорен по правилам Закона о банкротстве (п. 17). Оспорить действия ФНС получится, если зачет нарушил очередность удовлетворения требований, о чем налоговому органу было известно.

Наконец, попали в обзор и два дела, в которых ВС пришел к выводу, что выплата текущих платежей поставщикам перед налогами нарушает очередность текущих платежей. Конкурсные управляющие отнесли эти платежи в третью очередь — как эксплуатационные расходы, необходимые для деятельности должника, ссылаясь на нормы Закона о банкротстве в редакции до сентября прошлого года. Налоговый орган считал, что расчеты с поставщиками должны быть в текущих платежах в одной очереди с налогами. Нижестоящие суды поддержали налогоплательщика, но ВС решения отменил, отправив дело на новое рассмотрение (см. ).

Гульнара Исмагилова, Закон.ру

12 Фев 2012 18:32

Важнейшим признаком систематизации информации о кредиторской задолженности обанкротившейся организации, безусловно, является очередность удовлетворения требований, установленных ст. 64 Гражданского кодекса РФ и ст. 134 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В то же время в законодательстве о банкротстве указывались и другие виды требований кредиторов. В частности, в ст. 30 Закона от 19.11.1992 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" вводится понятие "привилегированные" кредиторы, в ст. 35 - "погашенные" требования, в преамбуле - "конкурсные" кредиторы. В Законе от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" используются понятия "установленные" требования (ст. 63) и "требования, включенные в реестр" (ст. 75). В ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) вводится понятие "требования уполномоченных органов".
Систематизация многочисленных видов требований в учебной и научной литературе проводилась в основном на основании очередности выплат кредиторам. При проведении анализа в целях принятия управленческих решений арбитражным управляющим, помимо очередности выплат, имеют значение и другие факторы. Поэтому необходимо осуществить группировку кредиторов по ряду признаков. В таблице представлена разработанная автором классификация требований кредиторов .

Признак
классификации

Вид требований

По
очередности
удовлетво-
рения
согласно
Закону о
банкротстве

Текущие обязательства, погашаемые вне очереди
(ст. 134)

Требования граждан, перед которыми должник
несет ответственность за причинение вреда жизни
или здоровью

1 очередь

Требования физических лиц по оплате труда и
выплате выходных пособий, а также по авторским
договорам

2 очередь

Обязательства, обеспеченные залогом имущества
должника (ст. 138)

3.1 очередь

Требования прочих кредиторов в части основного
долга и процентов (ст. 137)

3.2 очередь

Требования кредиторов по уплате процентов,
начисленных в ходе моратория на удовлетворение
требований при процедурах банкротства (ст. 95)

3.3 очередь



(ст. 137)

3.4 очередь

Требования кредиторов, заявленные после
установленного срока (ст. 142)

4 очередь

Требования учредителей (участников, акционеров)

По заявлению

Требования, заявленные в установленный срок

1 - 3
очередь

Требования, заявленные по истечении
установленного срока

4 очередь

Незаявленные требования

По признанию

Установленные требования

1 - 4
очередь

Непризнанные требования

Требования, находящиеся на рассмотрении

По
возможности
участия в
принятии
решений
собраниями
кредиторов

1.3 очередь
3.2 очередь

1, 2
очередь
3.3 очередь
3.4 очередь

По
защищенности
интересов
кредитора

Привилегированные требования

1, 2
очередь

Простые требования

3 очередь

По отношению
к реестру
требований
кредиторов

Требования, включенные в реестр

1 - 3
очередь

Требования, не включенные в реестр

4 очередь

По правовой
природе

Основной долг и проценты

1, 2, 3.1
3.2

Проценты, начисленные на сумму требований в
ходе моратория при процедурах банкротства

3.3 очередь

Требования кредиторов по возмещению убытков в
форме упущенной выгоды, взысканию неустоек
(штрафов, пеней) и иных финансовых санкций

3.4 очередь

По статусу
кредитора

Физические лица

1, 2
очередь

Уполномоченные органы

3, 4
очередь

Конкурсные кредиторы

3, 4
очередь

Собственники (участники, акционеры)

По
экономической
природе

Социальные обязательства

1, 2
очередь

Обязательные платежи

3, 4
очередь

Денежные обязательства

3, 4
очередь

По наличию
учетных
данных

Задолженность, отраженная в учете должника

Задолженность, не отраженная в учете должника


Рассмотрим более подробно состав требований каждой группы кредиторов и обоснуем необходимость их выделения.
Статьей 134 Закона о банкротстве установлено три очереди кредиторов. С учетом положений ст. 137 и ст. 142 указанного Закона автор выделяет девять групп кредиторов по очередности удовлетворения требований . Данная классификация необходима для организации бухгалтерского учета требований и выплат по ним.
К текущим обязательствам должника, удовлетворяемым вне очереди , относятся расходы, связанные с проведением конкурсного производства, обязанность по оплате которых возникла после признания организации банкротом. Они включают вознаграждение арбитражного управляющего, судебные расходы, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника и т.д. Особое внимание следует уделить текущим налогам, поскольку Законом о банкротстве введены специальные правила их уплаты. Вне очереди производятся только платежи по единому социальному налогу и страховым взносам, что особо оговорено п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве. При перечислении в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных из заработной платы работников, должник выступает в качестве налогового агента. Поэтому установленная очередность платежей для должника не распространяется на случаи перечисления в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, который должен быть уплачен по мере выплаты заработной платы работникам. Остальные налоги, исчисленные в конкурсном производстве, уплачиваются после погашения всех долгов по реестру.
Требования кредиторов первой очереди включают задолженность гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Она определяется путем капитализации ежемесячных сумм пособия в соответствии со ст. 135 Закона о банкротстве.
В соответствии со ст. 23 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации организация обязана внести в Фонд социального страхования капитализированные платежи, за счет которых фонд производит дальнейшие выплаты пострадавшим. Методика расчета размера капитализированных сумм утверждена Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 "Об утверждении Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей".
Требования кредиторов второй очереди включают задолженность по оплате труда и выплате выходных пособий, начисленную на дату принятия судом решения о банкротстве организации в соответствии с трудовыми договорами.
В третью очередь объединены требования прочих кредиторов, к которым относятся кредиторы по денежным обязательствам и обязательным платежам. Требования в части основного долга составляют подгруппы 3.1 и 3.2, финансовые санкции - 3.3 и 3.4.
Классификация требований по признаку заявления связана с нормой Закона о банкротстве об установлении срока предъявления претензий. В течение десяти дней с момента своего назначения конкурсный управляющий размещает объявление о несостоятельности (банкротстве) должника в официальном печатном издании и устанавливает срок для приема претензий кредиторов, который не может быть менее двух месяцев со дня опубликования объявления. В зависимости от момента заявления можно выделить три группы требований.
К требованиям кредиторов, заявленным в срок , относится задолженность, по которой имеется претензия кредитора, направленная в адрес арбитражного управляющего, арбитражного суда и должника в течение установленного срока предъявления требований.
К требованиям кредиторов, заявленным по истечении установленного срока , относится задолженность, по которой имеется претензия кредитора, направленная в адрес арбитражного управляющего, арбитражного суда и должника по истечении срока, установленного для заявления требований. Такие претензии удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после расчетов с кредиторами, включенными в реестр. Из практики следует необходимость объединить эти долги в отдельную, четвертую очередь погашения. Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в т.ч. после закрытия реестра, подлежат удовлетворению путем приостановления выплат кредиторам последующих очередей. Таким образом, обеспечена защита прав кредиторов первой и второй очередей, которыми в основном являются физические лица - работники, хотя они и не могут участвовать и голосовать на собраниях кредиторов.
К незаявленным требованиям относится задолженность, выявленная по данным бухгалтерского учета, в отношении которой претензии кредиторов не поступили. Выделение этой группы необходимо для того, чтобы оценить реальную сумму долгов, накопленную организацией-банкротом.
Классификация по признанию требований связана с порядком рассмотрения претензий и включения задолженности в реестр требований кредиторов. Установленными являются требования кредиторов, в отношении которых имеется определение арбитражного суда, подтверждающее сумму задолженности. К непризнанным относятся требования кредиторов, по которым имеется определение арбитражного суда, не подтверждающие наличие обязательств должника перед данным кредитором. Требования, находящиеся на рассмотрении , включают поступившие в адрес арбитражного управляющего, должника и арбитражного суда претензии, в отношении которых еще не состоялось рассмотрение дела в суде. Анализ требований в разрезе этой классификации характеризует правовую активность кредиторов и обоснованность предъявленных претензий.
По защищенности интересов кредитора можно выделить привилегированные и простые требования. Привилегированными являются требования, которые удовлетворяются в соответствующей очереди независимо от момента заявления. К ним относятся требования кредиторов первой и второй очереди. Простые требования в случае заявления по истечении установленного срока подлежат удовлетворению после всех требований по реестру, заявленных в срок. Они образуют отдельную очередь (группу) "требования, заявленные по истечении установленного срока".
В зависимости от возможности участия в принятии решений на собраниях кредиторов можно выделить две группы кредиторов. К голосующим кредиторам относятся кредиторы, которые имеют право участвовать в голосовании при принятии решений собранием кредиторов. Это кредиторы по денежным обязательствам и обязательным платежам в части основного долга. Состав голосующих кредиторов и суммы их требований определяются по реестру кредиторов на дату проведения собрания. Число голосов каждого кредитора определяется пропорционально сумме его требования в части основного долга.
Неголосующими кредиторами являются кредиторы первой и второй очереди, права которых защищены привилегированной очередностью, а также прочие кредиторы в части финансовых санкций. Представитель работников должника, который участвует в собрании кредиторов, может выразить свою позицию для привлечения внимания к отдельным вопросам, но не участвует в голосовании.
По отношению к реестру требований кредиторов различают две группы требований. К требованиям, включенным в реестр, относятся признанные требования кредиторов, заявленные в срок, а также требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные по истечении установленного срока. К требованиям, не включенным в реестр, относятся установленные требования кредиторов третьей очереди, заявленные после срока, а также непризнанные и незаявленные требования.
По правовой природе возникновения задолженности можно выделить три группы требований. Требования в части основного долга включают задолженность перед работниками, перед поставщиками по хозяйственным договорам, перед банками, а также по налогам и сборам. Эта задолженность сформировалась в результате нормального хозяйственного оборота до банкротства организации.
Требования по уплате процентов, начисленных на сумму требований в ходе процедур банкротства , предусмотрены ст. 95 Закона о банкротстве и возникают в результате моратория на удовлетворение требований в ходе внешнего управления. Мораторий представляет собой приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до даты введения внешнего управления на время этой процедуры. В течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязательств, предусмотренные договорами и Гражданским кодексом РФ. На сумму долга начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения внешнего управления.
Требования по уплате финансовых санкций объединяют три группы платежей. Во-первых, санкции по хозяйственным договорам, начисляемые согласно Гражданскому кодексу РФ (возмещение убытков в форме упущенной выгоды, взыскание штрафов, пени, неустойки). Во-вторых, налоговые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, включающие пени, начисленные в связи с несоблюдением сроков уплаты налогов, и штрафы, связанные с нарушением налогового законодательства. В-третьих, проценты, начисленные в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. В состав финансовых санкций, уплачиваемых должником, не могут включаться штрафы, налагаемые на должностных лиц предприятия в связи с нарушением налогового и трудового законодательства согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ.
По экономической природе выделяют три группы требований. К социальным обязательствам относится задолженность по оплате труда и выходным пособиям, по возмещению вреда жизни или здоровью, по авторским договорам. Обязательные платежи включают задолженность по налогам и сборам, а также государственные пошлины. К денежным обязательствам относится задолженность по кредитным договорам, хозяйственным договорам. Анализ в данном разрезе позволяет выяснить причины неплатежеспособности предприятия в зависимости от источников возникновения долгов.
По статусу кредитора различают задолженность физическим лицам, уполномоченным органам, конкурсным кредиторам, учредителям (участникам, акционерам). К физическим лицам относятся лица, связанные с должником трудовыми и гражданско-правовыми отношениями за исключением индивидуальных предпринимателей. К уполномоченным органам относятся федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по денежным обязательствам (банки, поставщики). Собственники (учредители, участники, акционеры) предъявляют требования, вытекающие из такого участия: по распределению прибыли и по распределению имущества, оставшегося после удовлетворения всех требований кредиторов.
В зависимости от наличия учетных данных о задолженности перед кредитором можно выделить требования, отраженные в учете должника, и требования, не отраженные в учете должника. Обязательства, не числящиеся в учете должника, но заявленные кредитором и установленные судом, могут возникнуть в результате "пробелов" в учете или начисления финансовых санкций по хозяйственным договорам и обязательным платежам.
Основным источником информации о требованиях кредиторов для их группировки и последующего анализа является реестр требований кредиторов. В нем указываются сведения о каждом кредиторе, сумме его требований и очередности удовлетворения. Реестродержатель может применять Типовую форму реестра требований кредиторов, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233.
Предложенная классификация требований кредиторов по нескольким признакам дает системное представление о задолженности предприятия-банкрота перед кредиторами. Она может быть положена в основу анализа состава и структуры требований кредиторов.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх