Кто придумал субботники

В. Иванов «В. И. Ленин на субботнике в Кремле»

12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник. На станции Москва-Сортировочная бескорыстными усилиями рабочих были отремонтированы 3 паровоза.
Субботник – это организованный бесплатный труд в свободное от работы время, то есть в субботу или в воскресенье. На заре Советской власти субботники возникли стихийно, но фоне революционного энтузиазма простых граждан. Субботники были абсолютно добровольными, в них участвовали коммунисты (преимущественно комсомольцы), и другие, более взрослые граждане, сочувствующие революционным идеям.
Субботники возникли в 1919 году, в период Гражданской войны, они появились после того как Ленин призвал улучшить работу железных дорог. В связи с этим 12 апреля в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги состоялся первый субботник. Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунистические активисты депо.



Первый коммунистический субботник в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги 12 апреля 1919 года.

Впрочем, субботник начался не утром в субботу, а в ночь на субботу. В цех депо Москва-Сортировочная после рабочего дня вернулась группа рабочих из 15 человек, из которых 13 были коммунисты, а двое – «сочувствующие». Рабочие стали ремонтировать паровозы. Как отмечалось в протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова, работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде.
В 6 часов утра пролетарии собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили такую ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно.


Участники коммунистического субботника, Москва, 1920

10 мая 1919 года состоялся первый массовый коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В субботнике участвовало уже 205 человек. После этого события Ленин написал статью «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу “коммунистических субботников”)», она была опубликована отдельной брошюрой в июле 1919 года.
По мнению Ленина, инициатива московских железнодорожников, подхваченная на промышленных предприятиях, стала проявлением героизма трудящихся масс, которые начали практическое строительство социализма. Субботники явились выражением нового, «добровольного» подхода к труду в обстановке экономического спада и голода, которая царила в России в эти годы.
К 1920 году субботники достигли существенного масштаба. В январе уже тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту – это мероприятие называлось «Неделя фронта».
По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 года был проведён еще более массовый Всероссийский субботник. В работе на этом субботнике принимал участие сам Ленин, глава Советского государства. Он, в частности, перетаскивал бревна, что легло в основу множества произведений искусства, легенд, историй и анекдотов.


В. И. Ленин в Кремле на первом Всероссийском субботнике. 1 мая 1920 г.

Как правило, субботники проводились по месту работы, в таких случаях граждане проводили во время субботника привычную для себя работу. Когда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, то задача заключалась в уборке территории и в выполнении строительных работ, например, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.
Впрочем, так называемые «строительные субботники» могли быть устроены и по месту работы. Иногда школы приглашали на субботники родителей учащихся с целью ремонта помещения.
Частота проведения субботников была непостоянной, в отдельные периоды субботники могли проводиться каждую неделю, в другие - несколько раз в год. Наиболее массовые, Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Эти субботники для советских граждан ассоциировались с окончательным приходом весны. Они также использовались для подготовки к празднованию Первомая.
Постепенно энтузиазм граждан уменьшался, и субботники стали привычной рутиной, неприятной обязанностью, которой многим хотелось избежать. Тем не менее, память о первых добровольных субботниках сохранилась в России до сих пор и многие граждане даже в наше время самостоятельно организуются для добровольной созидательной работы.
В 1957 году в честь первого коммунистического субботника был открыт музей «Великий почин» локомотивного депо «Москва-сортировочная». На территории депо сохранился паровоз серии Ов, который был отремонтирован силами рабочих в 1919 году. Он является одним из экспонатов музея.


Субботник по закладке сада Низами. Баку, 1930 год

То, что творилось в России в двадцатые годы прошлого века, сильно напоминает сегодняшнее время. Экономика была деформирована, хозяйство разрушено, заводы и фабрики превратились в руины или едва-едва функционировали.

Восстановление хозяйства шло недостаточно быстрыми темпами, и однажды (это случилось 12 апреля 1919 года в депо «Москва-Сортировочная» Московско-Казанской дороги ) группа трудящихся из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. «Работали до 6 утра (10 часов) и отремонтировали 3 паровоза текущего ремонта, – писал в отчёте организатор мероприятия, председатель депутатской ячейки И.Е. Бураков. – Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу – с субботы на воскресенье – продолжать еженедельно – «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться».

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник Московско-Казанской дороги, который стал поводом для статьи В.И. Ленина «Великий почин (о героизме рабочих в тылу. По поводу коммунистических субботников)» , впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года.

Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда, субботники были восприняты им как выражение нового коммунистического отношения к труду.

Наибольший размах движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 года был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В.И. Ленин.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до исчезновения Советского Союза. Субботники обычно проводились по месту работы и люди выполняли свою обычную повседневную работу, но без оплаты труда. Широкое распространение получило облагораживание родной местности, высаживание газонов, разбивка клумб, создание парков и детских площадок.

Само понятие «Субботник» было распространено только в Советском Союзе. Иностранцы, воспитанные на культе денег, неслыханно удивлялись: как это можно работать, не получая оплаты?

Но удивительное дело, большинство советских людей не воспринимали разовые субботники (в основном, раз в год), как «нещадную эксплуатацию и трусливую покорность», о чём сегодня любят вопить на каждом углу российские господа-либералы. Трудящиеся совершенно бескорыстно отрабатывали субботний весенний день, искренне радовались озеленению и уборке территорий.

Наш корреспондент поинтересовался у амурчан, что они думают о субботниках и задал им два вопроса.

1. Сегодня субботники практически исчезли. На Ваш взгляд, нужны ли они были раньше и нужны ли сейчас?

2. Чем запомнились Вам эти мероприятия?

Вот как ответили респонденты.

Экс-редактор газеты «Амурская правда» (бывший её главным редактором в течение 19 лет), журналист, коммунист с громадным стажем Леопольд Феликсович Сарапас:

1. Субботники, при любой власти, глубоко полезная вещь. Они же были для общего блага. Организованно наводился порядок на производстве и в сёлах. К концу дня весь городок, посёлок, территория завода или фабрики блистали красотой. Нет, чтоб там сегодня не говорили ниспровергатели социалистического режима, а субботники, на мой взгляд, – это дело хорошее, доброе!

2. Журналисты, как правило, не были непосредственными участниками таких акций, как субботники, потому что, они «описатели действия». В день коммунистического субботника они ездили по предприятиям, узнавали цифры выполнения плана, знакомились с лучшими работниками, фотографировали их и писали репортажи в номер. Но, случалось, и наши «амурправдисты» дружно убирали территорию вокруг редакции, приводили в надлежащий вид внутренние помещения здания.

Однажды мне, как собственному корреспонденту столичной газеты «Сельская жизнь», довелось лично поработать на посевной. Это было в конце 60-х годов. Приехал я на автомобиле обкома партии в колхоз Гродеково, а люди там в это время, как говорится, пашут «в поте лица своего». Не до меня им сейчас! Ну, и я не увидел ничего зазорного в том, чтобы подключиться. Скинул с себя плащ, надел рукавицы – верхонки, взял в руки лопату и принялся засыпать семена в сеялки. Отработал с колхозниками до конца субботника, и они восприняли меня как своего, как работягу. Интервью стали давать с превеликим удовольствием!

Бывший управляющий районным объединением «Сельхозтехники» на Чукотке, инженер, ныне пенсионер Александр Мефодьевич Шатыгин.

1. То, что в прошлом субботники постоянно проводились, это был совершенно правильный шаг Советской власти, и зря они уничтожены сейчас.

2. Никаких отказов со стороны моих работников и местных жителей потрудиться на всеобщее благо без оплаты труда не было никогда. Было полное единодушие. Работали с энтузиазмом. Правда, надо вспомнить, что это были за климатические условия на Чукотке в день рождения Ленина!

Начинался полярный день, а ночь отступала. Солнце перестало уходить за горизонт. Свет был всегда. Но отпугивал он только новичков. Остальные воспринимали арктическую особенность довольно спокойно и работали, как говорится, «на славу». Несмотря на конец апреля, повсюду лежал глубокий снег. Правда, мороз уже не был сильным, не больше минус 20, 30 градусов. Аккурат в эти дни появлялись первые вестники весны, первые птички – воробьи, которых там называли «пуночками». Ленинский или коммунистический субботник всегда ассоциировался у нас с началом весны.

Александр БОБОШКО,

г. Благовещенск

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Суббо́тник (воскре́сник) - сознательный добровольный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название).

Первые коммунистические субботники

Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги .

В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы . В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова отмечалось:

Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - «до полной победы над Колчаком ». Затем пропели «Интернационал » и стали расходиться…

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 гг.

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов (Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь) и двое сочувствующих (А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь) .

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге , который стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин . Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.

Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в .

Субботники сегодня

Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада. По сути представляет собой привлечение граждан занятых в различных областях экономики к добровольному труду по уборке как правило прилегающих к месту работы/проживания территорий, их облагораживанию и т. д

В других странах, тем не менее, есть схожие понятия, которые подразумевают под собой добровольную бесплатную (или осуществляемую за символическое вознаграждение, например, угощение) совместную работу по благоустройству территории или общую помощь в том или ином деле. См. Community service .

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. В странах Балтии такая работа называется talka . Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина. Иногда такая работа засчитывается в счёт рабочего времени, а иногда используется недобросовестными чиновниками как бесплатная рабочая сила для авралов и для поборов с населения - перечисления в счет субботника однодневной зарплаты даже с тех, кто в субботнике участия не принимал . Тем не менее, по сей день сохранилась традиция проведения субботников к дню рождения Ленина в ряде учреждений.

Уровнем предприятий, организаций и ВУЗов дело не ограничивается, в некоторых городах объявляются общегородские, а в некоторых странах, например в Узбекистане и Белоруссии , общегосударственные субботники.

См. также

Напишите отзыв о статье "Субботник"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Субботник

«Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки.
Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним.

Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
– И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!
– Батюшки светы, ножик то…
– Вишь татарка!
– Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.
Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху.
– Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев.
– День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало!
Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.
Всё это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Всё это и пахло и отзывалось и имело вкус Анисьи Федоровны. Всё отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой.
– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.

Слово «субботник» к нам пришло из далекого 1919 года. Это было время, когда рабочие и крестьяне, взявшие власть в свои руки вынуждены были её защищать от бывших собственников. Гражданская война 1918-1920 гг. вызвала небывалый подъем патриотизма всего трудового люда.

Наряду с героизмом на фронтах рабочие и крестьяне тыла, преодолевая трудности военного времени, делали все для победы Красной Армии. Снабжали её продовольствием, одеждой, оружием и боеприпасами. Каждый стремился внести свой посильный вклад в победу над буржуями и помещиками.

12 апреля 1919 года 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» приняли решение увеличить свой рабочий день на час, объявить субботу рабочим днем, работать бесплатно до полной победы над Колчаком. За дополнительное время они отремонтировали три паровоза. В субботу 10 мая рабочие Московско-Казанской железной дороги отремонтировали 4 паровоза и 16 вагонов и разгрузили несколько составов.

17 мая в газете «Правда» появляется статья «Работа по-революционному (Коммунистическая суббота)», в которой рассказывалось о том, какую работу сумели проделать московские железнодорожники за прошедшие субботы. Из, приведенной в статье таблицы было видно рабочие работали с самыми высокими показателями производительности труда -270%.

Коммунистический субботники прошли по многим промышленным центрам. Очень скоро это движение стало массовым. В безвозмездном труде принимали участие не только коммунисты, но и беспартийные. Каждый стремился внести свой посильный вклад в общее дело – разгром врага, угрожающего силой вернуть старые порядки.

Сегодня, для нас безвозмездный труд на благо общества стал чем-то обыденным. Мы по советской привычке, весной, в последнюю субботу апреля выходим все на благоустройство своих дворов и улиц, сажаем деревья, убираем мусор, красим деревья, вскапываем газоны и т.д. А в те трудные для молодой республики годы, столетиями ненавистный, изнурительный труд на господина вдруг приобрел новое качество. Освобожденный от эксплуатации рабочий класс, продемонстрировал невиданную производительность.

Трудящиеся тыла очень быстро усвоили, что своим безвозмездным трудом они укрепляют свое собственное отечество.

Именно это новое (коммунистическое) отношение к труду В.И. Ленин назвал «Великим почином» в своей знаменитой брошюре, написанной 28 июня 1919 года.

Широкий размах коммунистический субботники получили в 1920 году. Известно, что сам Председатель Совнаркома В. Ленин принял участие в подобном субботнике по уборке территории Московского Кремля 1 мая 1920 года. В мирное время, субботники (воскресники) проводились по инициативе руководства предприятий. Часто за счет дополнительного труда руководство предприятий пыталось повысить производственные и экономические показатели по выполнению плановых заданий, повышению производительности труда.

В послевоенное время в СССР ежегодно накануне Первомая, 22 апреля проводился Всесоюзный Ленинский субботник. Это был всенародный праздник безвозмездного труда на благо общества. Кто-то отстоял смену у станка, кто-то навел порядок на заводской территории, убрал свалку. Пенсионеры, школьники, горожане и сельчане приводили в порядок города и села. Всюду играла музыка, улицы были украшены транспарантами и лозунгами. Для одних участие в субботнике было праздником, для других коммунистической принудиловкой.

Со сменой общественного устройства в нашей стране добровольный, общественный, безвозмездный труд предан забвению. Иногда при стихийных бедствиях (наводнение, пожар, землетрясение) в людях просыпается взаимопомощь, коллективный инстинкт самосохранения и они поднимаются на помощь пострадавшим. Но такие случаи встречаются все реже и реже.

Таким образом, слово субботник придумали московские железнодорожники в апреле 1919 года, а газета «Правда» и В.И. Ленин назвали их «коммунистическими».

Значение слова СУББОТНИК в Толковом словаре русского языка Ушакова

СУББОТНИК

(суботник), субботника, м.

1. Добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первонач. по субботам (нов.). Коммунистические субботники необыкновенно ценны, как фактическое начало коммунизма... Ленин. (Впервые эта форма социалистического труда была осуществлена рабочими Московско-Казанской ж.д. в Москве 10мая 1919г.)

2. Поминальная книга в монастырях для чтения по субботам (церк.).

3. Сектант, принадлежащий к сектам, празднующим субботу вместо воскресенья (церк.).

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СУББОТНИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СУББОТНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Добровольная коллективная безвозмездная для каждого отдельного участника работа в один из субботних дней или в другое нерабочее …
  • СУББОТНИК
    суббо"тник, суббо"тники, суббо"тника, суббо"тников, суббо"тнику, суббо"тникам, суббо"тника, суббо"тников, суббо"тником, суббо"тниками, суббо"тнике, …
  • СУББОТНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    суббо"тник, суббо"тники, суббо"тника, суббо"тников, суббо"тнику, суббо"тникам, суббо"тник, суббо"тники, суббо"тником, суббо"тниками, суббо"тнике, …
  • СУББОТНИК в Словаре великорусского языка делового общения:
    чудесная возможность поработать в …
  • СУББОТНИК в словаре Синонимов русского языка.
  • СУББОТНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. Добровольное коллективное безвозмездное для каждого в отдельности участника выполнение какой-л. общественно полезной работы, производимое в сверхурочное время (первоначально …
  • СУББОТНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    субботник, …
  • СУББОТНИК в Орфографическом словаре:
    субб`отник, …
  • СУББОТНИК в Словаре русского языка Ожегова:
    добровольная коллективная безвозмездная для каждого отдельного участника работы в один из субботних дней или в другое нерабочее время Всесоюзный коммунистический …
  • СУББОТНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    субботник 1. м. Добровольное коллективное безвозмездное для каждого в отдельности участника выполнение какой-л. общественно полезной работы, производимое в сверхурочное время …
  • СУББОТНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. Добровольное коллективное безвозмездное для каждого в отдельности участника выполнение какой-либо общественно полезной работы, производимое в сверхурочное время (первоначально …
  • СУББОТНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Добровольное коллективное безвозмездное для каждого в отдельности участника выполнение какой-либо общественно полезной работы, производимое в сверхурочное время (…
  • ГОД в Библейской энциклопедии Никифора:
    (величие, блеск): 1Пар 7:37 - один из сынов Цофаха, потомка Асирова. По Евр шана; Быт 17:21 - высшая единица для …
  • 1985.05.04
    По "инициативе трудящихся городов-героев" проходит Всесоюзный коммунистический субботник в честь 40-летия …
  • 1980.04.19 в Страницах истории Что, где, когда:
    Ленинский субботник бригады писателей в Московском …
  • 1920.05.01 в Страницах истории Что, где, когда:
    В Петрограде на Марсовом поле проходит коммунистический субботник, положивший начало работам по его благоустройству и …
  • 1919.05.10 в Страницах истории Что, где, когда:
    В Москве на Московско-Казанской железной дороге проводится первый массовый коммунистический …
  • 1919.04.12 в Страницах истории Что, где, когда:
    Рабочие депо "Москва-Сортировочная" в выходной день бесплатно отремонтировали три паровоза. Почин будет широко подхвачен, а в словаре появится новое слово …
  • МОЛДАВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Устное народное творчество возникло в X—XI вв. Начало письменности относится к XV в. К этому времени М. л. становится идеологическим …
  • ГЕРАСИМОВ в Литературной энциклопедии:
    Михаил Прокопьевич — современный пролетарский поэт. Р. около г. Бугуруслана, сын железнодорожного рабочего и переездной сторожихи. С 9 …
  • КОММУНИСТИЧЕСКИЕ СУББОТНИКИ в Большом энциклопедическом словаре:
    дни бесплатной работы на общество, проводившиеся по инициативе КПСС. Первый коммунистический субботник состоялся по почину коммунистов в субботу 12.4.1919 в …


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх